Научная статья на тему 'Влияние главных размеров машин постоянного тока, заполненных жидким диэлектриком, на потери трения'

Влияние главных размеров машин постоянного тока, заполненных жидким диэлектриком, на потери трения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние главных размеров машин постоянного тока, заполненных жидким диэлектриком, на потери трения»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ _ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М, КИРОВА_

Том 212 1971

ВЛИЯНИЕ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА, ЗАПОЛНЕННЫХ ЖИДКИМ ДИЭЛЕКТРИКОМ, НА ПОТЕРИ

ТРЕНИЯ

В. П. Морозкин

(Представлена научным семинаром кафедр электрических машин

и общей электротехники)

Возникновение ряда областей применения машин постоянного тока, заполненных жидким диэлектриком, требует оценки их энергетических показателей и обоснования выбора главных размеров. Особенностью работы таких машин является значительный рост механических потерь трения при вращении якоря в жидкости. Если в погружных электродвигателях переменного тока эти потери можно уменьшить увеличением отношения длины ротора к диаметру, то в машинах постоянного тока этот

1

путь ограничивается с ростом соотношения-— ухудшением коммутации. Поэтому при проектировании таких машин необходимо учитывать влияние геометрии якоря на потери трения. Рассмотрим эти потери. Все механические потери машины можно разбить на две части: — потери трения боковых поверхностей якоря и коллектора — это потери дискового трения;

: — потери трения цилиндрических поверхностей якоря и коллектора. Потери трения боковых поверхностей якоря и коллектора можно считать равными потерям трения диска диаметром, равным диаметру якоря. Мощность дискового трения на обеих сторонах диска равна (1):

Р = 9,81 • См • р ■ • И5, (вт\ (1)

где

См — коэффициент момента трения, И —радиус якоря, м,

1

со —угловая скорость якоря.--,

с&к>

кг

р —плотность жидкости. -г .

г ' мг

Коэффициент трения См является функцией числа Рейнольдса (Ие),

ю *

равного для вращающегося дискаКс == ---, где V — кинематическим

коэффициент вязкости жидкости диэлектрика.

Для режимов течения, соответствующих (104<Ие< 108), коэффициент равен

См - 0,932(1§Ке)~2'58. (2)

Формула (2) для удобства расчетов нами выражена явной зависимостью ■См от Ие с достаточной точностью:

0Л39

Ие(

Р __ и, юс; /гчч

^М ~ г» 19 ' Vе5/

Подставляя значение См в (1) и выражая Ке через п, В, получим для мощности дискового трения

Р - 2.82 ■ Ю"14 • р ■ п2'81 ■ О4'62 • V «.и (4)

об

где п — скорость вращения, *

О — диаметр диска, .м2

V — вязкость,

сек

Потери трения вращающихся цилиндрических частей якоря и коллектора составляют основную часть потерь трения, поэтому рассмотрим более подробно методику определения этих потерь.

При вращении кругового цилиндра в вязкой несжимаемой среде напряжение трения т на поверхности цилиндра может быть выражено, как и для случая осесимметричного течения жидкости, в виде [3]:

(IV V \ (1

г

(1г г } 1 с1г

Ж- <5>

где и — динамическая вязкость жидкости,

у — окружная скорость элемента с!г жидкости. В более общем случае уравнение (5) можно записать в виде [1]:

-Г——ад- <6>

где е — кинематический коэффициент турбулентной вязкости. Уравнение (6) в приведенном виде не может иметь практического значения, так как неизвестен закон распределения скоростей вблизи цилиндров.

Многочисленными опытными данными установлено [1], что характер течения в пристеночных областях вблизи цилиндров сходен с характером распределения скоростей в ламинарном подслое на поверхности плоской пластины. Поэтому задача определения напряжения трения на поверхности цилиндра сводится к определению градиента скорости в ламинарном пограничном слое. Эта задача решена для случая турбулентного движения в трубах, и получены все закономерности связи касательных напряжений с профилем скоростей в трубе. Касательное напряжение у стенки трубы в турбулентном потоке получено в виде [2]:

= ■ Р • (7)

где

К — коэффициент сопротивления при турбулентном движении жидкости в трубах, \с]> — средняя по сечению скорость потока. Коэффициент К является функцией числа Ие:

а) для ламинарного движения (Не<Некр)

б) для турбулентного движения (формула Никурадзе)

(1?е1ф<Ке<107)

л = 0-0032 +

0,221

КеО,2й7

(9)

Число Ие для цилиндрической поверхности активной части якоря равно

V 2о о) • г • о

Ие

(Ю)

где 6 — зазор между полюсом и якорем.

Мощность трения цилиндрических поверхностей определяется по формуле

Р—9,81 -о)-М = 9,81 -Т0-2ЯГ2- /■© (вт). (11)

Ма основании соотношений (7-М1) мощность потерь активной части определяется:

а) для ламинарного режима

Р = 8,45-10-в-р-В3-/.п2-у-б-1 (вт), (12)

б) для турбулентного режима

Р=4,42* 10~17'Р'/-п3-В4+5,55-Ю"14-^- /0 . п2-75 • Э3'763 - ^°'237 • о"а237 епи

(13)

Для лобовых частей якоря потери трения можно определить по (13) как для активной части якоря, введя эквивалентный зазор бэ между лобовыми частями и элементами станины (рис. 1). Поверхность коллекто-

Рис. 1. Эскиз машины

ра с коллекторными канавками представляет собой шероховатую поверхность с относительной шероховатостью, равной

к

Д =

Кк '

(14)

где к — глубина коллекторных канавок,

Ик— радиус коллектора. В этом случае коэффициент сопротивления к не зависит от числа Ие и определяется по формуле (15), [2]:

1

к к

к

1,74-У

(15)

а мощность трения в соответствии с (11) и (15): Р = 1,38 • Ю-14 • р • -

ЭК4 • I ■ п3

Ел к

1.74

,{вт),

(16)

Для выражения суммы потерь трения в функции главных размеров машины введем следующие общепринятые для машин размерности согласно рис." 1:

0 —диаметр якоря и лобовых частей, см,

1 —длина якоря, см,

к-/ г —общая длинна лобовых частей, см,

с-О, гп • / — диаметр и длина коллектора, см,

п —скорость вращения якоря (об/мин),

й, бз —зазоры, см.

Введя вышеуказанные размерности и сложив потери отдельных частей, получим зависимость общих потерь трения от главных размеров машины и свойств жидкого диэлектрика для турбулентного режима течений в виде:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р, - Ю-14 • р • Б3-5 • I • п2-75 • 7°'2[2,82 - п0-08 • Э1Л • /-1 • у-»-01 + ■ 4.42 10~3 • п0'25 • Э0'5 • f к) + 5,55 • п0'013 • О0-263 • ^з?

8 \п'22\ , 1,38 • Э0'5 ■ п0'25

/ 3 \ 0.227 8-^(1 )

+ 1,74

с4 • ш • V" о.2

Хвт).

(17)

Следует ятметить, что формула (17) справедлива только в том случае, если.вс? вращающиеся поверхности являются гидродинамическими гладкими. т. е. шероховатость поверхностей менее толщины ламинарного пограничного слоя, которая обычно составляет десятые доли миллиметра. Увеличение шероховатости поверхностей приводит к росту потерь трения, при этом коэффициент сопротивления К, как и для коллектора, перестает зависеть от числа Рейнольдса и определяется только шероховатостью поверхностей. (15). В формуле (17) выражение, заключенное з скобки, имеет слабую зависимость от параметров машины, в частности, при вязкости жидкого диэлектрика Ю-6*-;-20-10~6 м2/сек для машин с диаметром якоря от 10 до 50 см в диапазоне скоростей п = 1000^4000 об/мин оно находится в пределах (40±4). Обозначив это выражение символом б и считая для машин постоянного тока

О2 • / • п • а . А • В

Рэ =--, . 1(у-- > [*т) (18)

получим формулу относительных пртерь трения якоря машин постоянного тока, заполненных жидким диэлектриком:

АР Р2 д 6Л • Ю-6 • р • О1'5 - п1'75 • э • V0-2

-р- = "РГ^ = ^--' (19)

где а. —коэффициент полюсного перекрытия,

А —линейная нагрузка, а/см.,

— индукция в воздушном зазоре, гс. Как следует из (19), относительные потери трения якоря при прочих равных условиях уменьшаются с ростом электромагнитных нагрузок машины, поэтому максимум к.п.д. машин постоянного тока при работе в среде жидкого диэлектрика смещается в сторону больших нагрузок. На рис. 2 приведена зависимость к.п.д. реальной машины от нагрузки, снятая при работе на воздухе и в, керосине (при температуре керосина + 20° С). На воздухе максимум к.п.д находится при Р = 9,5 кет (А--260 а/см), в керосине — при Р—13 кет (А = 385 а/см).

А-г

Л 'Г>

СМ

600

600

400

200

о

*

ОА Ц Л

\ \

0.6 2

у

0 Л «V

1 2^

// о,г

12

2

6 к8гл

Рис. 2. Зависимость к. п. д. машины от мощности и линейной нагрузки. 1 — на воздухе, 2 — в керосине

Выводы

1. Относительные потери трения машин постоянного тока, заполненных жидким диэлектриком, возрастают с ростом вязкости жидкого диэлектрика, а также диаметра якоря и скорости вращения, т. е. мощности машины.

2. Максимум к.п.д. таких машин смещается в сторону больших электромагнитных нагрузок.

3. Для уменьшения потерь трения необходимо выбирать соотноше-!

ние ц- максимально возможным по условиям коммутации и все вращающиеся поверхности выполнять гидродинамически гладкими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л. А. Д о р ф м а н. Гидродинамическое сопротивление и теплоотдача вращающихся тел. Физматгиз, 1960.

2. И. Л. П о в х. Техническая гидромеханика. «Машиностроение», 1964.

3. П. Г. Л о й ц я н с к и й. Ламинарный пограничный слой. М., Физматгиз, 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.