УДК 37.014.5
В. М. Саввинов
Влияние гетерогенности среды на развитие территориальных образовательных систем
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Анализ образовательной ситуации в стране и мире показывает, что ключевым источником перемен, происходящих в образовании, становятся изменения в среде - рост неопределенности природных и социальных процессов, цифровизация основных сфер жизни, внедрение конвергентных технологий, появление новых игроков на рынке образования и создание новых институтов развития. В статье раскрывается влияние приро дно-географических, социокультурных и экономических факторов среды на локальном уровне, особенности проявления гетерогенности в территориальных образовательных системах. Уточнены виды гетерогенности среды, влияющие на процессы развития территориальных образовательных систем: внешние (пространственные, демографические, культурные, религиозные, социальные и экономические), внутренние (вариативность сети и образовательных программ, гетерогенность корпоративной культуры). Показана корреляция качества образования с качеством жизни населения и уровнем социально-экономического развития территории. По результатам анализа образовательной ситуации на примере Республики Саха (Якутия) определены подходы к управлению образованием, основанные на принятии территориальных образовательных систем как гомогенных или гетерогенных.
Ключевые слова: факторы среды, гетерогенность, территориальная образовательная система, управление развитием образования, образовательная ситуация, оценка.
V. M. Savvinov
The influence of the environment heterogeneity on the development of territorial educational systems
М.К Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The main source of changes in education are environmental changes - the deployment of digital technologies, the merging of the educational and technological environment, the growth of uncertainty in natural and social processes, the emergence of new players in the education market, and the creation of new development institutions. The article shows the influence of natural and geographical, social and cultural, as well as economic factors on the environment locally, the peculiarities of heterogeneity in territorial educational systems. The article specifies the types of environment's heterogeneity that determine the development of territorial educational systems: external (spatial, demographic, cultural, religious, social, and economic) and internal (variability of the network and educational programs, heterogeneity of corporate culture). It also shows the correlation of the quality of education with living standards and the level of social and economic development of the territory. Based on the results of the educational situation analysis in the Sakha Republic (Yakutia), it determines approaches to education management based on the acceptance of territorial educational systems as homogeneous or heterogeneous.
Keywords: environmental factors, heterogeneity, territorial educational system, education development management, educational situation, assessment.
САВВИНОВ Василий Михайлович - кандидат педагогических наук, проректор по стратегическому развитию, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия. E-mail. [email protected]
SAVVINOV Vasiliy M. - Candidate of Pedagogical Sciences, Vice-Rector for Strategic Development, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
Введение
О росте влияния динамичных изменений в природе и обществе на характер образования, о возможности новых социальных институтов, внедрении гибридных технологий на всех уровнях образования отмечается во многих международных исследованиях, докладах различных международных организаций: ООН, ПРООН, ЮНЕСКО, ОЭСР.
В связи с указанными тенденциями значительную актуальность приобретает проблема осмысления современной среды, в которой развивается образовательная система. Какие тенденции в природе и обществе являются преобладающими? Какие требования предъявляет к образовательным системам новая ситуация их развития? Что меняется в методах и технологиях управления образованием в связи с происходящими изменениями в среде?
Идеи о возрастающей роли гетерогенности среды как фактора, влияющего на развитие территориальных процессов, в том числе образования, и на процессы управления социальными системами, разделяются многими отечественными и зарубежными исследователями (Е.С. Заир-Бек, Д.Л. Константиновский, Дж. Коулман, С.Г. Косарецкий, М.Н. Певзнер, А.Н. Пилясов, Б.Б. Родоман, В.Н. Стрелецкий и др.). Вместе с тем эмпирических работ, объединяющих исследования влияния природно-географических факторов, ландшафта территории на развитие социальных систем и исследований обусловленности этих процессов характеристикам неоднородности общества, недостаточно.
В статье представлены результаты анализа влияния гетерогенности среды на разнообразие моделей развития территориальных образовательных систем и управления ими. Определены подходы к управлению образованием, основанные на принятии территориальных образовательных систем как гомогенных или гетерогенных.
Факторы среды
Как показывает анализ современных педагогических исследований в области управления образованием, понятие «среда» раскрывается с помощью таких категорий, как «факторы», «условия», «окружение». Можно выделить две группы факторов среды, детерминирующих многообразие территориальных образовательных систем (ТОС). Первая группа - факторы внешней среды, к которым можно отнести:
- природно-географические условия, которые предопределяют пространственное распределение элементов ТОС и территориальные ограничения развития системы;
- социокультурные факторы, которые оказывают воздействие на общественные отношения и межкультурные коммуникации, степень этнолингвистического, религиозного и социального разнообразия местного сообщества;
- экономические факторы, определяющие уровень социально-экономического развития территории, ее специализацию, пространственную сбалансированность размещения производительных сил. Данные факторы, соответственно, влияют на качество жизни населения, уровень социальных диспропорций.
Вторая группа - совокупность факторов внутренней среды образовательной системы, которую можно разделить на две группы:
- ресурсные факторы (уровень кадрового, материально-технического, научно-методического обеспечения), определяющие исходные условия и потенциал развития системы;
- регуляционные (организационно-педагогические) факторы, которые определяют уровень и характер влияния управленческих решений на процессы развития ТОС. На наш взгляд, именно организационно-педагогические факторы в значительной степени служат условиями формирования гетерогенности внутри системы через создание образовательных организаций разных типов, реализацию вариативных образовательных программ и технологий.
Сравнительный анализ статистических и информационных данных о динамике демографических, социально-экономических процессов показывает, что в условиях повышения темпов урбанизации, расширения направлений миграции трудовых ресурсов, роста мобильности населения все страны и регионы постепенно становятся своего рода фронтирами - зонами
неустойчивого равновесия, территориями освоения или формирования тех или социальных групп.
Гетерогенность среды: понятие и классификация
Еще в 1952 г. К. Леви-Стросс в своей работе «Раса и история» сформулировал постулат: «для поступательного развития общества необходимо сохранение самого «факта разнообразия», а не только его внешних форм» [1]. Гетерогенность среды - комплексное, многогранное явление, и ей можно дать развернутую характеристику, учитывая ее многочисленные экономические, социальные, политические и управленческие аспекты. В последние годы в связи с резким усилением неопределенности среды, ростом миграционных процессов, повышением мобильности населения происходит переход к постепенному углублению самого понятия гетерогенности. В рамках данной работы гетерогенность среды рассматривается в широком контексте как «разнообразие, неоднородность и диверсифицированность природных, культурных, социальных, экономических, институциональных и других условий, в которых развиваются территориальные образовательные системы» [2, с. 30].
Можно выделить следующие виды гетерогенности среды, выделенные в рамках различных подходов к исследованию вопросов разнообразия и развития:
виды гетерогенности, отражающие биологизаторский подход к социальным системам: возраст, пол, этническая принадлежность, религия, сексуальная ориентация, инвалидность [3, с. 29];
виды гетерогенности, связанные с уровнем социального и экономического обеспечения: «различия в статусе и привилегиях, экономические различия в присвоении богатств и имущества, различия в месте в процессе производства, языковые или культурные различия, различия в ноу-хау и компетенциях» [4, с. 185];
комплекс показателей, которые раскрывают «регионализм как феномен культуры: региональное самосознание - самоотождествление людей с той или иной территорией; этническая (субэтническая, субкультурная) гомогенность либо гетерогенность; поселенческая структура; особенности природопользования и способы ведения хозяйства; языковая система; конфессиональная структура данного сообщества; духовные традиции, образы, представления; региональные особенности материальной культуры; характерные для местного сообщества специфические паттерны и стереотипы усвоенного человеческого поведения» [5, с. 25-46].
В современных исследованиях наиболее раскрыты особенности влияния гетерогенности среды, связанные с интенсивными политическими и социальными процессами: сохранение разнообразия языков и культуры, межконфессиональные взаимоотношения, социальное неравенство, диспропорции экономического развития территорий; инновационная активность и восприимчивость населения и др. В последнее десятилетие проводятся комплексные исследования, связанные с изучением влияния факторов гетерогенности среды на развитие образования в регионах (форсайт-исследования Якутии, Красноярского края, комплексные экспедиции в арктических регионах и т.п.).
В исследовании мы исходим из того, что гетерогенность среды наиболее ярко проявляется на локальном уровне. Для Российской Федерации, где каждый регион отличается особенностями влияния среды, уровнем социально-экономического развития, сложившимися культурными традициями и нормами, природно-географическими условиями, данная разница должна быть учтена в процессе управления территориальными образовательными системами.
Любая территория изначально гетерогенна вследствие разнообразия природных условий, а гомогенность даже самых однородных по ландшафту территорий будет относительной. Каждый район и населенный пункт отличается преобладающей культурой быта, сложившимися традициями и нормами. В каждом из них формируется собственная культура, основанная на укладе жизни, сложившихся ценностях, создавая как бы «лоскутное одеяло». В связи с этим уместен вывод: «Различия наиболее заметны там, где и общего больше всего» [6, с. 89], сделанный в свое время Францем Бократом.
В Российской Федерации разнообразие природных ландшафтов, многонациональность и поликонфессиональность населения, обусловленных этим традиций и норм, определяет многообразие территориальных образовательных систем, моделей управления ими. Как отмечает Р.С. Бозиев, «история развития образования в национальных регионах России - это уникальный опыт «выращивания» единого образовательного пространства в многонациональной стране, создания единства в многообразии» [7, с. 48]. Каждая система, сохраняя единство требований и стандартов в соответствии с федеральными и региональными нормативными актами в области образования, имеет отличительные черты, обусловленные внешними и внутренними факторами среды.
Рассмотрим подробнее выделенные виды гетерогенности среды и степень их влияния на развитие территориальных образовательных систем:
Пространственная гетерогенность является характерной для любого района. Преобладающий ландшафт, площадь территории, особенности климата определяют специфику района, отражаются в укладе жизни и культуре населения. Б.Б. Родоман образно сравнил пространство человека с плотным иерархическим полицентрическим кружевом [8, с. 14].
Многими исследователями доказано благотворное влияние многообразия ландшафта на развитие территории. С другой стороны, большинство исследователей указывает прямую корреляцию качества образования с качеством жизни населения и уровнем социально-экономического развития территории. Именно пространственный фактор наравне с социально-экономическим развитием территории, транспортной обеспеченностью, развитостью сети образовательных организаций разных видов и типов является условием диспропорции в обеспечении качества и доступности образования.
Демографическая гетерогенность. В связи с ростом качества жизни, повышением уровня мобильности и миграционной активности населения в связи с происходящими социальными и геополитическими событиями, реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов меняется демографическая структура (возрастная, гендерная, брачная, миграционная), показатели численности (рождаемость, смертность, миграция, брачность и разводимость), демографического поведения населения (репродуктивное, матримониальное, витальное и др.). Как указывается в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, в макрорегионе наблюдается «сокращение численности населения в результате продолжающегося миграционного оттока. За 27 лет численность населения сократилась в 1,3 раза - с 10,5 млн человек в 1991 году до 8,2 млн человек в 2019 году» [9, с. 4].
В последние десятилетия резко возрос уровень международной и межрегиональной миграции и мобильности, что ведет к повышению неоднородности населения, «перемешиванию» представителей разных этносов и конфессий. Такие тенденции в демографической ситуации обуславливают изменение структуры населения страны, а численность, плотность населения и квалификация кадров, в свою очередь, напрямую отражаются как в размерах образовательных организаций, уровне развития сети, численности обучающихся в классе, так и в качестве образования.
Значительное число работ посвящено феномену культурной гетерогенности в самом широком его понимании. Культурное разнообразие, в первую очередь, ассоциируется как с нормами и ценностями отдельных индивидов и социальных групп, так и с этнолингвистической и религиозной гетерогенностью местного сообщества. Этническая гомогенность и/или гетерогенность непосредственно влияют на культуру и традиции конкретной территории.
Как показывает анализ социокультурной ситуации в различных странах и регионах, характер этнолингвистической гетерогенности определяется двумя факторами: историческими особенностями развития конкретной территории и миграцией, как внутренней, так и внешней. По данным ЮНЕСКО, около 97% людей в мире говорят на 4% языков мира, и наоборот, на 96% языков мира говорят 3% людей в мире [10]. Развитие Дальнего Востока и Арктической зоны
России в значительной степени связано с ролью коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Другой вариант развития этнолингвистической гетерогенности связан с ростом миграции населения в европейские страны в связи с изменением геополитической ситуации.
Религиозная (конфессиональная) гетерогенность. Как показывает диссертационное исследование М.В. Несена, «рост уровня этнической гетерогенности населения способствует религиозному разнообразию» [11]. Религиозные обычаи, верования и практики играют значительную роль в жизни местного сообщества, составляют основу уклада жизни. В последние годы происходит значительная трансформация поведенческих стереотипов, что связано, с одной стороны, с экспансией отдельных религиозных доктрин, ростом мобильности и миграции конфессиональных групп под влиянием геополитических и экономических факторов, возрождением и ростом влияния традиционных религий; с другой, - с постепенной ассимиляцией и снижением уровня национальной и религиозной идентичности молодежи вследствие влияния массовой культуры. В России в связи с ростом трудовой миграции во многих городах и районах, где сложилась устойчивая конфессиональная структура населения, начинают появляться изолированные иноконфессиональные группы. Происходит перенос определенных религиозных и культурных представлений на новую территорию, что приводит к столкновению и взаимодействию культуры и традиций в местном сообществе. В результате формируются новые социокультурные нормы и ценности, включающие в себя как эндогенные, так и экзогенные элементы.
Экономическая гетерогенность определяет качество жизни и благосостояние населения, характер социальных и территориальных диспропорций. Такой вид гетерогенности определяется, во-первых, исторически сложившейся неоднородностью экономического пространства страны и регионов, характером экономического освоения, во-вторых, различным уровнем адаптации к происходящим изменениям территорий с разной структурой экономики и разным укладом культуры, и, в-третьих, стратегией и тактикой институциональных преобразований и социально-экономической политикой в регионе и т.п. Значимость экономической гетеро-геннности в жизни социума показана в знаменитой работе Р. Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее», где он указал, что «эпоха креативного класса наступает тогда, когда «экономическое положение и образ жизни одних людей определяют и ограничивают варианты, доступные для других» [12, с. 373]. Многолетние исследования социально-экономического развития регионов России показывают высокую территориальную неоднородность по финансовому и производственному потенциалу, результативности и эффективности экономической политики. В связи с указанным первостепенное значение имеет снижение диспропорционального экономического развития территорий.
Социальная гетерогенность. Еще в 1966 году в так называемом докладе Коулмана на основе масштабных исследований было показано, что «ключевым фактором образовательных результатов является не объем средств, которые выделяются в расчете на одного ученика, не размер библиотеки в школе или другая характеристика образовательного процесса, но социально-экономическое положение семьи» [13]. Многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей подтверждают, что качество жизни населения, уровень социального расслоения являются определяющими в обеспечении качества образования. Социальные диспропорции являются одними из главных факторов, определяющих уровень неопределенности и нестабильности в местном сообществе, что, несомненно, отражается на развитии образова-
Отношение к гетерогенности среды в управлении образованием
Рассмотрение образовательных систем как открытых предполагает их активное реагирование на изменения во внутренней и внешней среде. Соответственно гетерогенность условий, в которых действуют территориальные образовательные системы, предполагает многообразие векторов их развития и разнообразие моделей на территории страны. Вместе с тем, предлагае-
мые инструменты управления территориальными образовательными системами, критерии их оценки основаны на предположении, что эти системы являются гомогенными. Об этой выраженной тенденции в социальных науках и образовательно практике отмечают Е.С. Заир-Бек и А.Н. Ксенофонтова [14]. Сравнительный анализ этих подходов представлен в табл. 1.
Таблица 1
Подходы к управлению образованием, основанные на принятии ТОС, как гомогенных или гетерогенных
Подход к управлению образованием, основанный на принятии ТОС, как статичных и гомогенных Подход к управлению образованием, основанный на принятии ТОС, как динамичных и гетерогенных
Характер взаимодействия в системе Конкуренция между образовательными организациями и органами управления образованием Кооперация и сетевое взаимодействие образовательных организаций и органов управления на основе учета специфики территории
Требования к органам управления Эффективность Региональная и внутристрановая конкурентоспособность Учет территориальных особенностей Снижение территориальных и социальных диспропорций Сбалансированность развития
Требования к оценке управления ТОС Унифицированные показатели и методики Единство принципов при разнообразии методов оценки
Проведенный анализ проблемы взаимодействия факторов среды и территориальных образовательных систем позволяет сделать вывод о том, что разнообразие среды является одним из факторов, определяющих характер процессов, протекающих в ТОС. На основе анализа различных подходов к исследованию вопросов разнообразия и развития можно выделить следующие виды гетерогенности среды:
обусловленные внешними факторами среды: влияющие на развитие ТОС: пространственная и демографическая, этнолингвистическая и религиозная, экономическая и социальная;
определяемые внутренними факторами: вариативность образовательной сети, образовательных программ и технологий, гетерогенность корпоративной культуры.
Анализ современной практики управления образованием показывает усиление локальных феноменов под воздействием глобализационных процессов. При этом характер влияния среды на территориальную образовательную систему может рассматриваться в двух аспектах: как потенциал системы, источник ее развития и как источник возможных рисков и критических ситуаций, фактор образовательного неравенства. Вместе с тем предлагаемые инструменты управления территориальными образовательными системами, критерии их оценки основаны на предположении, что эти системы являются гомогенными.
Любая территориальная образовательная система находится в определенной среде, уровень гетерогенности которой может быть разной, соответственно, тот или иной тип гетерогенности может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Высокий уровень гетерогенности среды может выступать как катализатор развития образовательных систем, так и как ограничивающий фактор, обуславливающий снижение темпов развития, что определяется социальными различиями, территориальными диспропорциями, обеспеченностью теми или иными ресурсами и другими факторами.
Характер влияния гетерогенности среды на развитие ТОС
Влияние гетерогенности среды на территориальную образовательную систему можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как потенциал системы, источник ее развития, когда учет и использование возможностей многообразия среды позволяет достичь синергетического эффекта, во-вторых, как источник возможных рисков и критических ситуаций, фактор образовательного неравенства.
Таблица 2
Влияние гетерогенности среды на развитие территориальных образовательных систем
Вид гетерогенности, обусловленный средой Особенности проявления гетерогенности среды Характер влияния на развитие территориальной образовательной системы
Гетерогенность, обусловленная внешними факторами
Про странственная гетерогенность Площади территории, компактность или разбросанность расположения населенных пунктов Компактность, разбросанность расположения образовательных организаций, удаленность от научно-образовательных центров и органов управления образованием
Демографическая гетерогенность численность и плотность населения, поло-возрастной состав Численность обучающихся и количество, размеры образовательных организаций, разветвленность сети, размеры классов
Этнолингвистическая гетерогенность Этнический состав населения, языки общения Состав обучающихся, языки обучения, стереотипы и нормы поведения
Религиозная (конфессиональная) гетерогенность Религиозный состав населения Состав обучающихся, стереотипы и нормы поведения
Экономическая гетерогенность Уровень социально-экономического развития территории Уровень экономического расслоения, качество жизни населения, уровень ресурсного обеспечения образовательных организаций
Социальная гетерогенность Качество жизни, уровень бедности населения Качество жизни, уровень социального расслоения населения
Цифровая гетерогенность Доступность к цифровым ресурсам, развитие информационных сервисов и ресурсов, уровень цифровой трансформации основных процессов. Уровень доступности цифровых ресурсов, цифровой трансформации учебных и управленческих процессов, внедрение дистанционного образования и удаленного режима обучения
Гетерогенность, обусловленная внутренними факторами
Вариативность образовательной сети Разнообразие типов и видов образовательных организаций, их организационно-правовых форм, густота сети Разнообразие типов и видов образовательных организаций, их организационно-правовых форм, густота сети, уровень качества образования
Вариативность образовательных программ и технологий Дифференциация образовательных программ и технологий Дифференциация образовательных траекторий обучающихся, уровень качества образования
Гетерогенность корпоративной культуры в образовательных организациях Психолого-педагогический климат в образовательных организациях, уклад жизни школы Психолого-педагогический климат, инновационный потенциал образовательной системы, уровень и содержание изменений в ней, осуществляемых в процессе ее развития.
Пространственная гетерогенность. Размеры площади территорий, качественные отличия населенных пунктов, компактность или, наоборот, разбросанность размещения образовательных организаций, их удаленность друг от друга или уплотненность городов и сел определяют уровень доступности образования, его качества. Пространственный фактор играет первостепенную роль в обеспечении управляемости территориальных образовательных систем, скорости и эффективности принятия управленческих решений, качества кадрового и научно-методического обеспечения. Масштабы и разнообразие территории, плотность населения,
характеризующие географическую детерминированность социальных процессов, имеют для Якутии определяющий характер. Республика расположена в маргинальных и экстремальных для жизни условиях развития. 60% ее территории находится за полярным кругом, 10% территории - выше предельного высотного распространения населенных мест. Обширные пространства определяют дисперсное рассредоточение населенных пунктов друг от друга.
Демографическая гетерогенность играет значительную роль в возможности создания разнообразия образовательных маршрутов, возможности варьировать типы и виды образовательных организаций и образовательных программ. Численность и плотность населения напрямую влияют на численность обучающихся и количество, размеры образовательных организаций, разветвленность сети, размеры классов. Особую роль в социально-демографической ситуации в Якутии играет очаговый характер расселения и низкая плотность населения. Малочисленность и значительная удаленность населенных пунктов от административного центра районов влияют, в первую очередь, на плотность образовательной сети.
Этнолингвистическая гетерогенность отражается в составе обучающихся и языках обучения в образовательных организациях, социализации обучающихся и требует реализации проектов и программ по сохранению этнического и языкового разнообразия в регионах [15]. Большинство общеобразовательных организаций республики, свыше 70% - школы с родным (нерусским) языком обучения. Якутский язык в настоящее время в образовательных организациях изучается как родной и как государственный язык республики, но каждая школа различается по объему (количеству учебных часов) и уровню изучения родного языка. Согласно публичной отчетности министерства образования и науки республики, в 2018-2019 учебном году на якутском языке обучалось 51 103 школьника, как государственный язык изучали 30181 обучающийся [16].
В территориальной образовательной системе религиозная гетерогенность влияет как на состав обучающихся, так и на корпоративную культуру образовательных организаций (традиции и духовные ориентиры, нормы и стереотипы поведения и т.п.).
Экономическая гетерогенность. Дифференциация экономического развития конкретных территорий влияет на уровень ресурсного обеспечения, соответственно, на доступность и качество образования.
Цифровая гетерогенность. Уровень доступности цифровых ресурсов влияет на внедрение онлайн-курсов, гибридных форм обучения, дистанционного образования и удаленного режима обучения. Мониторинг эффективности образовательного процесса на основании цифрового следа, обеспечение информационной безопасности, формирование цифровой образовательной экосистемы, обеспечивающей рост качества и доступности образования - производные цифровизации основных процессов. Значение данного вида гетерогенности как фактора цифрового неравенства населения наиболее остро проявилось в период пандемии новой коро-навирусной инфекции COVГО-19.
Гетерогенность (вариативность) образовательной сети. Как показывает анализ муниципальных программ развития образования Республики Саха (Якутия) (п=36), разработанных в 2015-2020 гг., большинство из них ориентировано на сохранение действующей сети общеобразовательных организаций, включает незначительные институциональные решения, как создание кванториумов и «точек роста», направленных на развитие способностей возможностей детей. В районах разрабатываются проекты и программы расширения сети предшкольного образования, открытия организаций дополнительного образования детей и внешкольной системы углубленного изучения предметов и т.д., что позволяет расширить возможности выбора обучающимися основных и дополнительных образовательных программ с учетом их интересов и потребностей, создать новые векторы развития ТОС.
Гетерогенность реализуемых программ и технологий. Вариативность образовательных программ и педагогических концепций, разрабатываемых и внедряемых в образовательных организациях, служит основой формирования многообразия векторов развития ТОС, влияет
на уровень инновационной активности и характер происходящих изменений в системе. Многообразие научно-педагогических идей, образовательных технологий, реализуемых педагогическими коллективами, создает общий ценностный смысл развития территориальной образовательной системы. Особенности образовательных программ влияют создания возможностей для индивидуализации образовательных маршрутов.
Гетерогенность корпоративной культуры. На основе согласованного взаимодействия, сотворчества коллектива, уклада жизни образовательных организаций задается целостность всей территориальной образовательной системы. Корпоративная культура образовательной организации, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на мотивацию, поведение педагогов и обучающихся, их удовлетворенность результатами образовательного процесса. Важным аспектом корпоративной культуры является то, насколько гетерогенность среды рассматривается в качестве ресурса, а не проблемы развития образовательной организации.
Особенности культуры, языка, принадлежность к разным конфессиональным группам, неоднородность социально-экономического развития территории могут нести издержки и угрозы в отношении общественных ценностей и норм, влиять на социальную стабильность в местном сообществе. Особая роль принадлежит отношениям и ценностям различных социальных групп и их взаимодействию.
Как видно из приведенных примеров, для Республики Саха (Якутия) характерны сильные межмуниципальные контрасты, обусловленные естественной территориальной и демографической неравномерностью, характером размещения горнодобывающих отраслей. В условиях Якутии срабатывает бинарная схема «центр-периферия»: влияние факторов гетерогенности среды усиливается по мере удаления от столицы.
Основные риски и критические ситуации, связанные с гетерогенностью среды, определяются, прежде всего, ростом территориальных и социальных диспропорций, неравенством доступности качественного образования, неравномерностью ресурсного обеспечения и снижением уровня управляемости системы. В России, как показали многолетние исследования образовательных результатов, обусловленных контекстными факторами, неравенство в обеспечении качественного образования определяется совокупностью трех взаимосвязанных условий среды: социально-экономическим положением семей, дифференциацией школ и территориальным фактором.
Заключение
Как показывает анализ современных исследований, в условиях роста неопределенности в природе и обществе, экономической и политической нестабильности, характерной чертой для большинства населения, независимо от принадлежности к той или иной культуре, стало стремление обеспечить однородность своего окружения. В данном случае речь идет об этнической, религиозной, субкультурной однородности. Такая позиция носит скорее защитный характер, так как стабильное окружение обеспечивает относительную предсказуемость и доверительность отношений для человека.
Идеи о влиянии гетерогенности среды на развитие образования на локальном уровне и на процессы управления образовательными системами разделяются многими исследователями. К сожалению, инструменты управления территориальными образовательными системами, критерии их оценки основаны на предположении, что эти системы являются гомогенными.
Пандемия новой коронавирусной инфекции Covid-19, связанные с ней ограничения и их последствия показали необходимость учета в управлении социальными системами, в том числе образовательными, всей сложности и многообразия среды, реагирования на происходящие процессы на основе детального анализа и оценки образовательной ситуации и факторов среды.
Литература
1. Леви-Стросс К. Раса и история [Электронный ресурс] / Леви-Стросс Клод // Электронная библиотека RoyalLib.com. - Электрон. дан. - Режим доступа : https://royallib.com/read/levistross_klod/rasa_i_ istoriya.html#0 (дата обращения: 12 ноября 2020 r.)
2. Саввинов В.М. Развитие территориальных образовательных систем в условиях роста гетерогенности среды // Педагогика. - 2017, №8. - С. 27-33.
3. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ушанова И.А. Многообразие в обществе и образовании: возможно ли управлять многообразием? //Человек и образование. - 2018. - № 2 (55). - С. 10-16.
4. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. Управления многообразием: информационно-маркетинговый подход // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. - С. 228232.
5. Стрелецкий В. Н. Географическое разнообразие, регионализм и регионализация // Разнообразие как фактор и условие регионального развития: сб. ст. / [под ред.: С. С. Артоболевского, В. Н. Стрелецкого]. - М., 2014. - Ч. I. - С. 25-46.
6. Собственная логика городов: новые подходы к урбанистике: [коллектив. моногр. / Хельмут Бер-кинг, Мартина Лёв, Франц Бократ и др.; под отв. ред. Хельмута Беркинга и Мартины Лёв; пер. с нем. яз.: К. Левинсон]. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 420 с.
7. Бозиев Р.С. О методологии исследования развития систем образования в национальных регионах России // Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 36-48.
8. Родоман Б. Б. Территориальные ареалы и сети: очерки теорет. географии: [монография]. - Смоленск: Ойкумена, 1999. - 255 с.
9. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 24 сентября 2020 г. №2464-р.
10. Language vitality and endangerment / UNESCO Ad Hoc Expert Group on Endangered Languages Document adopted by the International Expert Meeting on UNESCO Programme Safeguarding of Endangered Languages Paris, 10-12 March [электронный ресурс] // https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000183699 (дата обращения - 7 ноября 2020 г.)
11. Несена М.В. Оценка взаимосвязей между социально-экономическим развитием и этно-демогра-фической структурой населения российских регионов: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.13 / Несена Марина Васильевна. - Санкт-Петербург, 2016. - 178 с.
12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые создают будущее / Ричард Флорида; пер. с англ. Н. Яцюк. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 373 с.
13. Coleman J. S., Campbell E. Q., Hobson C. J., McPartland J., Mood A. M., Weinfeld F. D., York R. (1966) Equality of Educational Opportunity. Washington, DC: U. S. Department of Health, Education and Welfare, U. S. Government Printing Office.
14. Заир-Бек Е.С., Ксенофонтова А. Н. Различные подходы к исследованию образовательных систем // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук, 2009. - Т. 11. - 4(3). - С. 611-616.
15. Nikolaeva A.D., Savvinov V.M. Multi-ethnic school in the Russian Federation: the preconditions of formation and development (a case study of a national region) / // IEJME: Mathematics Education. - 2016. -Vol. 11, № 10. - Р. 3405-3414.
16. Публичный доклад Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) за 2018 год [электронный ресурс] // https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja (дата обращения: 4 ноября 2020 г.)
References
1. Levi-Stross K. Rasa i istorija [Jelektronnyj resurs] / Levi-Stross Klod // Jelektronnaja biblioteka RoyalLib. com. - Jelektron. dan. - Rezhim dostupa : https://royallib.com/read/levistross_klod/rasa_i_istoriya.html#0 (data obrashhenija: 12 nojabrja 2020 g.)
2. Savvinov V.M. Razvitie territorial'nyh obrazovatel'nyh sistem v uslovijah rosta geterogennosti sredy // Pedagogika. - 2017, №8 - s. 27-33
3. Pevzner M.N., Petrjakov P.A., Ushanova I.A. Mnogoobrazie v obshhestve i obrazovanii: vozmozhno li upravljat' mnogoobraziem? //Chelovek i obrazovanie. - 2018. - № 2 (55). - S.10-16.
4. Pevzner M.N., Petrjakov P.A., Donina I.A. Upravlenija mnogoobraziem: informacionno-marketingovyj podhod // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. - 2019. - № 62-1. - S. 228-232.
5. Streleckij V. N. Geograficheskoe raznoobrazie, regionalizm i regionalizacija // Raznoobrazie kak faktor i uslovie regional'nogo razvitija : sb. st. / [pod red. : S. S. Artobolevskogo, V. N. Streleckogo]. - Moskva, 2014.
- Ch. I. - S. 25-46.
6. Sobstvennaja logika gorodov : novye podhody k urbanistike : [kollektiv. monogr. / Hel'mut Berking, Martina Ljov, Franc Bokrat i dr. ; pod otv. red. Hel'muta Berkinga i Martiny Ljov ; per. s nem. jaz.:K. Levinson].
- Moskva : Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. - 420 s.
7. Boziev R.S. O metodologii issledovanija razvitija sistem obrazovanija v nacional'nyh regionah Rossii // Pedagogika. - 2017. - № 2. - S. 36-48.
8. Rodoman B. B. Territorial'nye arealy i seti : ocherki teoret. geografii : [monografija] - Smolensk : Ojkumena, 1999. - 255 s.
9. Nacional'naja programma social'no-jekonomicheskogo razvitija Dal'nego Vostoka na period do 2024 goda i na perspektivu do 2035 goda, utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii 24 sentjabrja 2020 g. №2464-r.
10. Language vitality and endangerment / UNESCO Ad Hoc Expert Group on Endangered Languages Document adopted by the International Expert Meeting on UNESCO Programme Safeguarding of Endangered Languages Paris, 10-12 March [jelektronnyj resurs] // https://unesdoc.unesco.org/ark/48223/pf0000183699 (data obrashhenija - 7 nojabrja 2020 g.)
11. Nesena M.V. Ocenka vzaimosvjazej mezhdu social'no-jekonomicheskim razvitiem i jetno-demograficheskoj strukturoj naselenija rossijskih regionov : dis. ... kand. jekon. nauk : 08.00.05, 08.00.13 / Nesena Marina Vasil'evna. - Sankt-Peterburg, 2016. - 178 s.
12. Florida R. Kreativnyj klass : ljudi, kotorye sozdajut budushhee / Richard Florida ; per. s angl. N. Jacjuk.
- Moskva : Mann, Ivanov i Ferber, 2016. - 373 s.
13. Coleman J. S., Campbell E. Q., Hobson C. J., McPartland J., Mood A. M., Weinfeld F. D., York R. (1966) Equality of Educational Opportunity. Washington, DC: U. S. Department of Health, Education and Welfare, U. S. Government Printing Office.
14. Zair-Bek E.S., Ksenofontova A. N. Razlichnye podhody k issledovaniju obrazovatel'nyh sistem // Izv. Samar. nauch. centra Ros. akad. nauk, 2009. - T. 11. - 4(3). - S. 611-616.
15. Nikolaeva A.D., Savvinov V.M. Multi-ethnic school in the Russian Federation: the preconditions of formation and development (a case study of a national region) / // IEJME : Mathematics Education. - 2016. -Vol. 11, № 10. - R. 3405-3414.
16. Publichnyj doklad Ministerstva obrazovanija i nauki Respubliki Saha (Jakutija) za 2018 god [jelektronnyj resurs] // https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS-- / publichnye-doklady-mo-rsja (data obrashhenija: 4 nojabrja 2020 g.)