Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9392
1464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ / РАЗВИТИЕ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / COMPUTER TECHNOLOGIES / CHILDREN / DEVELOPMENT / MEMORY / ATTENTION / LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С.

В статье рассматривается современная литература, касающаяся позитивных и негативных аспектов влияния цифровых технологий на психофизиологическое развитие ребенка: изменение внимания, памяти, мозга, зрения, работоспособности в сравнении с влиянием других факторов (социальных, экономических, педагогических и др.).The article discusses current literature on positive and negative influence of digital technologies on child psychophysiological development, i.e. changes in attention, memory, brain, vision, performance in comparison with other factors (social, economic, pedagogical and others).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Г.Н. Лукьянец, Л.В. Макарова1, Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина, М.С. Шибалова ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

В статье рассматривается современная литература, касающаяся позитивных и негативных аспектов влияния цифровых технологий на психофизиологическое развитие ребенка: изменение внимания, памяти, мозга, зрения, работоспособности в сравнении с влиянием других факторов (социальных, экономических, педагогических и др.).

Ключевые слова: компьютерные технологии, дети, развитие, память, внимание, обучающая среда

Influence of gadjets on child development. The article discusses current literature on positive and negative influence of digital technologies on child psychophysiological development, i.e. changes in attention, memory, brain, vision, Performance in comparison with other factors (social, economic, pedagogical and others).

Keywords: computer technologies, children, development, memory, attention, learning environment.

Мы живём в эпоху технологий. Компьютеры и интернет прочно вошли в нашу жизнь и стали незаменимыми помощниками в учебе и работе и даже частью нашего досуга. Цифровые устройства оказались также и в руках наших детей, дав им возможность иметь доступ к любой информации, пробовать множество сетевых развлечений и круглосуточно общаться друг с другом.

По мнению большинства людей, это прогресс. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании.

На сегодняшний день внедрение компьютерных технологий, начиная с дошкольного образования, является новой ступенью в образовательном процессе. Использование компьютера способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможности работы с наглядным материалом. Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.

Больше всего привлекает родителей и воспитателей, конечно, удобство их использования. Кроме того, развивающая среда в технологии мультимедиа создается в очень привлекательном и увлекательном виде с использованием ярких и наглядных средств. Есть возможность выбора индивидуального подхода к ребенку, выбора направления траектории изучения материала, выбора среди полюбившихся ребенку компьютерных занятий, игр, сказок и т.д.

Эта новая реальность принесла с собой определённые удобства и преимущества, однако она же способна вытеснять из жизни наших детей то, что необходимо для их гармоничного развития.

Контакты: 1 Макарова Л.В. -E-mail: <ludmilavm@mail.ru>

По воле родителей информационные технологии входят в жизнь детей подчас в первые месяцы жизни, и с ростом ребенка их влияние расширяется и становится все более устойчивым и мощным. В последние годы в мире наблюдается резкий рост количества электронных средств массовой информации на рынке, обслуживающем детей дошкольного возраста: растет предложение видеокассет и DVD-дисков, но в целом никому неизвестно, как влияет всё это на наших детей, ведь крупномасштабных национальных исследований, посвященных этой проблеме, практически не проводится.

Часто возникают сложности с воспитанием детей, проводящих перед мониторами все больше времени. Исследования, проведенные на эту тему за рубежом, показали, что сейчас дети в Соединенных Штатах проводят больше времени перед экранами (смотрят телевизор, фильмы, пользуются компьютерами и айфона-ми), чем когда-либо прежде. Они уделяют гораздо больше времени этим видам медиа, чем книгам или в свободной игре, как это бывает в юном возрасте. Родители не просто "позволяют" своим детям смотреть, но часто ещё и поощряют эти формы пассивного развлечения. Телевизор, iPad и iPhone - это всегда удобные и доступные няни. В то время, пока дети заняты, их родители спокойно могут выполнять домашние дела, проверять счета или свою электронную почту [27].

Исследование, проведенное компанией Common Sense Media выявило, что 38 % американских детей начинают пользоваться гаджетами раньше, чем начинают говорить. Дети в возрасте до двух лет проводят в среднем почти два часа каждый день, смотря телевизор или используя другие средства массовой информации, такие как компьютерные игры и видеоигры [15]. Ранее американская Академия Педиатрии советовала, чтобы дети до 2 лет не смотрели телевизор, видео или DVD. И хотя в конце 2016 года они смягчили свои рекомендации "нет экранам", включив туда только детей в возрасте до 18 месяцев, все же Американская академия педиатрии по-прежнему не рекомендует допускать к экрану детей в возрасте до двух лет.

Исследования показывают, что на детей до 3 лет влияет не только то, что именно они видят на экране, но и то, что он вообще включен. Даже если телевизор просто работает в комнате, где играет ребенок, то это влечет негативные последствия. «Фоновое телевидение» снижает качество и интенсивность взаимодействия в игре как детей между собой, так и с родителями. Маленькие дети лучше развиваются и справляются со сложными задачами, когда работают со старшим ребенком или с взрослым. В таком случае дети с большей вероятностью будут заниматься самостоятельной более качественной игрой и более целенаправленной игрой [28].

Другие ученые пришли к выводу о том, что телевизионные программы, предназначенные для малышей, на самом деле не помогают им учиться, а в некоторых случаях могут замедлить их обучение. Одно из исследований продемонстрировало обратную зависимость между временем, проводимым у экрана, и развитием речи у дошкольников. Существует много разных исследований о неблагоприятном влиянии экранов на развитие мозга.

Чем больше ребенок до 3-х лет смотрит телевизор, тем больше у него проблем с чтением и вниманием в дальнейшем [11; 16; 24]. Исследование 2007 года показало, что чем длительнее просмотр телепередач ребенком от 8 до 16 месяцев,

тем меньше слов он знает [33]. Но экранное время было связано не только с речевой задержкой и меньшим словарным запасом. Как показали результаты другого исследования, чем больше младенцы и дети младшего возраста подвергаются телевизионному и компьютерному воздействию, тем более вероятно, что они будут неактивны и будут страдать ожирением [12; 20], будут испытывать трудности со сном [32] и проявлять агрессию [25].

Очень маленькие дети лучше всего учатся, общаясь с реальными живыми людьми, но они также успешно учатся, если много двигаются, выполняют реальные дела и играют в реальные игры. Экранное время отвлекает детей от приобретения ими навыков общения. И, если они не осуществляют на практике свои личные взаимоотношения и взаимодействия, то это затруднит их общение с людьми и в будущем: они могут потерять способность оценивать эмоции собеседника [14].

Даже при условии, что электронные приложения имеют образовательную ценность, малыши все равно лучше учатся на опыте в реальном мире, чем на эквивалентных двумерных представлениях на экране. Исследования в США показали, что при решении визуально-пространственных заданий, таких как поиск скрытых объектов или решение головоломок, малыши (до 30 месяцев) работают намного лучше, когда проблема представлена в реальной жизни, а не на экране [18].

Майк Левайн, исполнительный директор Joan Ganz Cooney Centre в Нью-Йорке, проанализировав сотни приложений для грамотности детей, пришел к заключению, что «большинство приложений, помеченных как образовательные, не содержат рекомендаций, основанных на исследованиях. Менее 10 процентов приложений имели какие-либо подтвержденные доказательства эффективности» [18]. Кроме того, некоторые интерактивные «улучшения» (такие как анимация, звуки и функции, которые позволяют детям касаться и проводить пальцем) могут фактически, хотя и непреднамеренно, снизить общую образовательную ценность. Улучшения, хотя и привлекают детей, но на самом деле они могут отвлекать их от образовательного контента [18]. Эта идея была проверена Адрианой Бус и ее коллегами из Лейденского университета в Нидерландах, которые следили за глазами детей, когда те читали интерактивные электронные книги. Было выявлено, что когда присутствовали анимированные части картины, не имеющие непосредственного отношения к повествованию - например, деревья, движущиеся на ветру на заднем плане - глаза детей были направлены на эти точки движения, а не на сюжет. Соответствующие анимации, с другой стороны, могут быть полезны, особенно для детей, у которых возникают трудности с пониманием прочитанного [18].

Хизер Киркорян, возглавляющая Когнитивную лабораторию развития и медиа в университете Висконсина-Мэдисон, утверждает: "Степень, в которой родители сами увлечены электронными устройствами, может быть причиной нарушения их взаимодействия с ребенком. (Если, например, я нахожусь на полу с ребенком, но в то же время проверяю свой телефон каждые пять минут, какое сообщение ко мне пришло?). То, как много родители играют в предметные игры и сколько и как разговаривают со своими детьми, является очень мощным предиктором того, как дети будут развиваться". Дети дошкольного возраста должны взаимодействовать с реальными физическими объектами, для развития их теменной ко-

ры, которая контролирует визуально-пространственную обработку и помогает развивать математические и научные навыки в более поздней жизни. Чтобы решить эту проблему, некоторые разработчики приложений вводят игрушки-компаньоны, которыми можно управлять маленькими руками [18].

При правильном содержании и контексте цифровые устройства могут помочь преодолеть разрыв в развитии детей из малообеспеченных семей. Исследование Стэнфордского университета в США показало, что к 18 месяцам дети из неблагополучных семей уже на несколько месяцев отстают от своих более преуспевающих сверстников в знании языка. Такие устройства, как планшеты и смартфоны, могут оказать положительное влияние на семьи с низким уровнем дохода, т.к. дети в таких семьях имеют меньший доступ к ресурсам развития - таким как уроки музыки, дополнительное обучение или просто дополнительные часы социального общения - и поэтому проводят больше времени с цифровыми медиа. Основным условием является наличие контента высокого качества. Исследователи предлагают вместо критики цифровых устройств сосредоточиться на требовании более качественных приложений, основанных на тщательных исследованиях. Для детей в возрасте от трех до пяти лет вполне возможно, что хорошо разработанное приложение поможет улучшить словарный запас и базовые математические навыки [18].

Джеффри Голдштейн рассматривает в своем докладе важность компьютерных игр и приводит ряд положений в их пользу [19]. Другая группа авторов приводит обзор целого ряда статей (202) о влиянии компьютерных игр на детей, на их когнитивные способности. Там рассматривалось также изменения мозговой пластичности под влиянием различных факторов: физических упражнений, когнитивных тренировок, видеоигр и комбинированных вмешательств [26]. В общей сложности 116 статей о влиянии медиатехнологий были рассмотрены для окончательного выбора: сто из них предоставляли данные о влиянии на функциональное состояние организма детей и 22 работы посвящены структурным изменениям мозга; треть исследований была посвящена зависимости от видеоигр, а 14 % -насилию, связанному с видеоиграми.

Влияние избыточной когнитивной стимуляции на мозг было изучено в эксперименте животных. Так, в Сиэтлском центре Интегративных исследований мозга, используя "контрольных" мышей, Кристакис и нейробиолог Нино Рамирес со своей командой пытались понять, что происходит с молодым мозгом, подвергающимся влиянию быстро развивающейся среды [16]. Ramirez проводила эксперимент на животных-малышах. В результате она обнаружила, что перенапряженные мыши принимают больше рисков, и им труднее выучить задание и остаться внимательными [18]. Например, они путаются с объектами, которые они видели раньше, и им сложнее перемещаться по лабиринту. При наличии возможности дозировать себя кокаином, перенапряженные мыши были гораздо более склонны к зависимости, чем контрольная группа. Эти поведенческие изменения сопровождались изменениями в мозге мышей. Теоретически это относится и к детям, а именно: перегруженность их средствами массовой информации. Особенно это легко достижимо в эпоху с бесконечно потоковым видео и кричащими интерактивными играми, что может вызвать дисбаланс в части коры головного мозга, называемой базальными ганглиями. Именно эта часть мозга позволяет нам акцен-

тировать внимание на критических задачах и игнорировать отвлекающие факторы. Возникающее в связи с этим перенапряжение может привести к проблемам в более поздней жизни, особенно к проблемам с концентрацией внимания, с памятью и импульсивностью.

Привычка постоянно пользоваться мобильным телефоном и др. приводит к иным нарушениям психического здоровья, а также и физического здоровья. В Калифорнии, например, Мария Лю из школы Оптометрии UC Berkeley, наблюдала резкое увеличение количества маленьких детей с близорукостью: «Этот показатель растет тревожными темпами во всем мире, и хорошо способствует этому раннее внедрение в жизнь портативных устройств для детей». Ранжируя экологические факторы, влияющие на развитие детей 1-6 классов, было установлено, что на когнитивное развитие детей более значительное влияние оказывают цифровые технологии, чем показатели социально-экономического статуса [22]. При экспериментальном исследовании насильственных компьютерных игр было выявлено, что они повышают уровень враждебности, и в большей мере у лиц с наклонностями к агрессивности [13].

Еще 12 сентября 2000 года Альянс в защиту детства опубликовал следующее заявление: «Компьютеры представляют серьезную опасность для здоровья детей. Риски включают повторяющиеся травмы от стресса, зрительное напряжение, ожирение, социальную изоляцию и, для некоторых, долговременный ущерб физическому, эмоциональному или интеллектуальному развитию. Учитывая высокие затраты и явные опасности, мы призываем к введению моратория на дальнейшее внедрение компьютеров в раннем детстве и начальном образовании. Мы призываем семьи, школы и общины переориентироваться на основы здорового детства. И мы призываем к широкому общественному обсуждению этих важнейших вопросов» [17]. При этом указывалось в этом документе, что слишком часто компьютеры связывают детей с тривиальными играми, неуместным материалом для взрослых и агрессивной рекламой. Они также могут изолировать детей, эмоционально и физически, от непосредственного опыта естественного мира. «Дистанционное» образование, которое они поощряют, противоположно тому, в чем нуждаются все дети, и особенно дети, группы риска, а именно: в тесных взаимоотношениях с заботливыми взрослыми. Следовательно, те, кто вкладывает свою веру в технологии для решения проблем образования, должны более глубоко смотреть на потребности детей. Обновление образования требует личного внимания к ученикам со стороны хороших учителей и активных родителей. Это требует приверженности развитию соответствующего образования и внимания к полному спектру реальных, низкотехнологичных потребностей детей - физических, эмоциональных и социальных, а также когнитивных [17].

В одном из исследований детям в возрасте от 12 до 14 лет было позволено играть в компьютерные игры в течение длительного времени или смотреть много и часто телевизор. При этом было выявлено, что оба вида развлечений влияли на сон, а компьютерные игры также влияли на работоспособность детей, отрицательно сказывались на определенных показателях их памяти [23]. Кроме того, новые технологии, такие как iPad или смартфоны, не дают детям спать ночью, в то время, когда они должны спать [11]. Некоторые исследования также показывают, что дети и подростки, которые много смотрят телевизор, с большей вероят-

ностью имеют проблемы со здоровьем и поведением, включая употребление алкоголя и наркотиков. И отмечают даже такую закономерность: чем больше фильмов и телепередач дети 5-8 классов смотрят, где курят персонажи или актеры, тем больше вероятность того, что дети будут курить позже [21].

Чрезмерное увлечение гаджетами порождает невнимательность, снижение способности к концентрации внимания и контролю, ослаблению сосредоточенности в организации ответной реакции [6; 9]. Исследователями отмечено ухудшение оперативной памяти, снижение ее объема (который с возрастом должен возрастать), физическое и эмоциональное истощение [1; 3; 4; 10].

У детей может возникнуть киберболезнь и киберхондрия, когда, несмотря на надуманность проблем, человек переживает настоящие душевные и физические мучения, вплоть до страха смерти; может развиться синдром фантомного звонка, или «эффект Google», когда человек не стремится запомнить или знать, поскольку информацию всегда легко найти в интернете [10]. Одним из трендов информатизации является изменение мышления подрастающего поколения: появление так называемого клипового мышления, впервые отмеченного Э. Тоффлером [2]. Отличительной чертой клипового мышления является выраженная способность к многозадачности, которая приводит к рассеянности, гиперактивности, дефициту внимания и творческой пассивности.

По мнению наших ученых в условиях интенсивной информатизации жизнедеятельности у детей отмечались более высокие уровни тревожности (страх не соответствовать ожиданиям окружающих и низкая сопротивляемость стрессу) и гиперактивности. Кроме того, психофизиологическое состояние этих детей характеризовалось снижением уровня интеллекта за счет ухудшения внимательности, воображения, визуального различия, способности к линейной дифференциации и построению умозаключений [4].

В исследовании качества воспроизведения прочитанных слов (функция краткосрочной памяти) на листе бумаге и ридере показано, что более высокие показатели памяти имеют место при чтении с бумажного носителя [7]. Так, у школьников начальных классов при чтении шрифта размером кегля 12, воспроизведение после чтения ридера достоверно меньше на 22,5 % при рубленой гарнитуре и на 13,8 % при школьной. При кегле 14 - различия составляют 24,1 и 17,3 % соответственно. Различия показателей воспроизведения прочитанных слов школьниками средних и старших классов недостоверны. Гигиеническая оценка ридеров позволила сформулировать требования их использования в процессе обучения. При организации процесса обучения педагоги должны учитывать снижение функции краткосрочной памяти при чтении ридеров, особенно у младших школьников.

Важным моментом является нормирование контакта с электронными устройствами. Человек современного общества зачастую проводит у экрана гораздо больше времени, чем того требует его потребности в информации. Много времени при посредстве компьютера, интернета современный школьник тратит на общение в соцсетях, расслабление и развлечения. Число пользователей онлайн-игр достигает миллионов (по мнению некоторых специалистов порядка 10 миллионов человек). Результаты опроса показали, что 48,0 % пользователей играют свыше 4 часов в день, а верхний порог времени игры может быть ничем не ограничен [8]. Онлайн-игры привлекают к себе своей анонимностью, разнообразием сюжетов,

возможностью использования любого имиджа, а также быстрым и устойчивым вовлечением людей в игровую зависимость [8]. Возникает аддикция, ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности, зависимость. Суть заболевания заключается в том, что дети предпочитают жизнь в Интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. Фактически определение интернет-зависимости звучит так: «Это навязчивое желание войти в Интернет, находясь offline, и неспособность выйти из Интернета, будучи online». По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всем мире [5].

Симптомы компьютерной зависимости таковы: навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в Интернете; постоянное ожидание следующего выхода в сеть; пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации в Интернете или веб-серфинг); нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером; раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером; расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера; забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами; готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера; ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером; обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми; стремление играть в сетевые игры.

Таким образом, как отмечает Sundus M. (2018) поскольку использование га-джетов с каждым днем увеличивается, то это порождает некоторые проблемы, в частности, это приводит к учащению случаев технологической зависимости среди детей. Отмечая некоторые аспекты этой проблемы, автор [31] в заключительной части своей статьи предлагает рекомендации по установлению лучшего понимания проблем детей в результате растущего воздействия на них компьютеров.

Как видим, отмечая потенциальные возможности КТ для развития детей, исследователи отмечают и существенные риски их использования, особенно для детей до 5 лет и при длительности контакта с экраном, превышающим два часа [27; 31]. Дети начинают страдать от разных проблем, проблем со зрением, с учебой, с психикой, с опорно-двигательным аппаратом и др. [29; 30].

Гаджеты, войдя в жизнь детей, меняют не только сознание, познавательные способности, но они затронули и физиологию. Изменились циклы сна, механизмы и показатели памяти, внимания, стали изменяться показатели физического развития, осанка. Как показали результаты исследований, приведенных выше, повышенные уровни показателей информатизации снижают умственную работоспособность, замедляют интеллектуальное развитие, повышают уровень тревожности и гиперактивности у детей. Следовательно, все это говорит о том, что организация образовательных, воспитательных, развлекательных занятий с использовани-

ем различных электронных устройств требует соответствующего гигиенического нормирования и контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гафурова Н.В. Информатизация образования как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 3.

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6199

2. Гончаров В.Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект // Фундаментальные исследования. - 2009. -№ 1. - P. 87-88.

3. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2015. - № 1. - С. 4-11.

4. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. - 2016. - № 95 (12). - С. 1183-1188.

5. Обжорин А. М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - В.1 (6). - С. 79-84.

6. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа // Фундаментальные исследования. -2011. - № 12 (3). - P. 506-510.

7. Петренко А.О. Гигиеническая оценка эффективности использования школьниками ридеров // ЗНиСО. - 2015. - № 8 (269). - С. 38-42.

8. Рыбалтович Д.Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции: дисс. ... канд. психол. наук. - 2012.

9. Савкина Т.О., Слободская Е.Р. Интернет и психическое здоровье подростков // Сибирский научный медицинский журнал. - 2010. - № 30 (6). - С. 2934.

10. Усольцева Д.Д. Влияние современных гаджетов на здоровье школьников// Международный школьный научный вестник. - 2016. - № 1.

URL: https://school-sienst/ru

11. American Academy of Pediatrics. Children, adolescents, and television. Pediatrics. - 2001. - V. 107. - P. 423-426.

12. Anderson D.R., Pempek T.A. Television and very young children. // American Behavioral Scientist, January 2005. - 48(5). - Р. 505-522.

13. Arriga P., Esteves F., Carneiro P., Monteiro M.B. Violent computer games and their effects on state hostility and physiological arousal // Aggressive Behavior. - 2006. - V. 32 (2). - P. 146-158.

14. Bay Area Early Childhood Funders // Play in the early years: Key to school success, a policy brief. - 2007.

URL: http://earlychildhoodfunders.org/pdf/play07.pdf.

15. Brown Jeffrey. Kids Increasingly Staring at Glowing Screens, Study Finds. PBS (Public Broadcasting Service), 25 Oct. 2011.Web. 07 Apr. 2017.

URL: http://www.center4research.org/young-children-screen-time-tv-computers-etc/

16. Christakis D.A., Garrison, M.M. Preschool-aged children's television viewing in child care settings // Pediatrics. - 2009. - V. 124. - P. 1627-1362.

17. Computers and Children // The Alliance for Childhood issued the following statement on September 12, 2000.

URL: http://drupal6.allianceforchildhood.org/computer_position_statement

18. Does spending too much time on smartphones and tablets damage kids' development? Olivia Solon Monday 6 June 2016 22:06.

URL: https://www.independent.co.uk/life-style/health-and-families/does-spending-too-much-time-on-smartphones-and-tablets-damage-kids-development-a7067261.html

19. Goldshtane G. Early play experiences set the stage for all subsequent // Introduction. Play is the lens through which children experience their world and the world of oherswhy play is important.

URL: https://www.ornes.nl/wp-content/uploads/2010/08/Play-in-children-s-

development-health-and-well-being-feb-2012.pdf

20. Hancox RJ, Poulton R. Watching television is associated with childhood obesity: but is it clinically important? // International Journal of Obesity. - 2006. - V.1. -P. 171-175.

21. Heatherton T. F., & Sargent, J. D. Does Watching Smoking in Movies Promote Teenage Smoking? Current Directions in Psychological Science. - 2009. - V. 18 (2). -P. 63-67.

22. Johnson G.M. Internet Use and Child Development: Validation of the Ecological Techno-subsystem // Educational Technology & Society. - 2010. - V. 13 (1). -P. 176-185.

23. Kaiser. Media in the Lives of 8- to 18-Year-Olds/ Family Foundation. Generation M22010.

URL: http://www.kff.org/entmedia/upload/8010.pdf

24. Kirkorian H.L., Pempek T.A., Murphy L.A., Schmidt M.E., Anderson D.R. The impact of background television on parent-child interaction // Child Development. - 2009. - V. 80. - P. 1350-1359.

25. Manganello J.A., Taylor C.A. Television exposure as a risk factor for aggressive behavior among 3-year old children. Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. (163). - 2009. - P. 1037-1045.

26. Marc Palaus, Elena M. Marron, Raquel Viejo-Sobera, and Diego Redolar-RipollNeural Basis of Video Gaming: A Systematic Review .Front. Hum. Neurosci., 22 May 2017 | https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00248

27. Padma Ravichandran and Brandel France De Bravo, MPH and Rebbecca Beauport .Young Children and Screen Time (TV, Computers, etc.) // National Center for Health Research. - Washington. - 2019. - (202) 223-4000.

28. Schmidt M.E., Pempek T.A., Kirkorian H.L., Lund A.F., Anderson D.R. The effects of background television on the toy play behavior of very young children // Child Development. - 2008. - V. 79. - P. 1137-1151.

29. Subrahmanyam K., Kraut R.E., Greenfield P.M., Gross E.F. The impact of home computer uses on children's activities and development. Future Child. - 2000. -№10. - P. 123-144.

30. Subrahmanyam K., Greenfield P.M., Kraut R.E., Gross E.F The impact of computer use on children's and adolescents' development // Appl Develop Psychol. -2001. - V. 22. - P.7-30.

31. Sundus M. The Impact of using Gadgets on Children // Journal of Depression and Anxiety. - Lahore, Pakistan: Sep 13, 2017/ Published Date: Jan 10, 2018.

URL: https://www.omics online.org/open-access/the-impact-of-using-gadgets-on-children-2167-1044-1000296-96313.html

32. Thompson D.A., Christakis D. The association between television viewing and irregular sleep schedules among children less than 3 years of age. Pediatrics. - 2005. -V. 116 (4). - P. 851-856.

33. Zimmerman F.J., Christakis D.A. Children's Television Viewing and Cognitive Outcomes // Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine. - 2005. - V. 159. -P. 619-625.

REFERENCES

1. Gafurova N.V. Informatizaciya obrazovaniya kak pedagogicheskaya problema (Informatization of education as a pedagogical problem) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2012. - N 3.

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6199

2. Goncharov V.N. Informatizaciya obrazovaniya sovremennogo obshchestva: social'no-antropologicheskij aspect (Informatization of modern society education: socio-anthropological aspect)// Fundamental'nye is-sledovaniya. - 2009. - N 1. - P. 87-88.

3. Kuchma V.R., Tkachuk E.A., Efimova N.V. Gigienicheskaya ocenka intensi-fikacii uchebnoj deyatel'nosti detej v sovremennyh usloviyah (Hygienic assessment of intensification of educational activity of children in modern conditions) // Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ya. - 2015. - № 1. - S. 4-11.

4. Kuchma V.R., Tkachuk E.A., Tarmaeva I.YU. Psihofiziologicheskoe sos-toyanie detej v usloviyah informatizacii ih zhiznedeyatel'nosti i intensifikacii obrazovaniya (Psycho-Physiological condition of children in the conditions of Informatization their livelihoods and intensification of education) // Gigiena i sanitariya. - 2016. -№ 95 (12). - S. 1183-1188.

5. Obzhorin A. M. Profilaktika komp'yuternoj i internet-zavisimosti v sovremen-noj shkole (Prevention of computer and Internet addiction in modern school) // Nauch-noe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2011. - V.1 (6). - S. 7984.

6. Osipova S.I., Baranova I.A., Ignatova V.A. Informatizaciya obrazovaniya kak ob"ekt pedagogicheskogo analiza (Informatization of education as an object of pedagogical analysis) //Fundamental'nye issledovaniya. - 2011. - N 12 (3). - P. 506-510.

7. Petrenko A.O. Gigienicheskaya ocenka ehffektivnosti ispol'zovaniya shkol'ni-kami riderov (Hygienic assessment of the effectiveness of the students use e-readers) // ZNiSO. - 2015. - № 8 (269). - S. 38-42.

8. Rybaltovich D.G. Psihologicheskie osobennosti pol'zovatelej onlajn-igr s razlichnoj stepen'yu igrovoj addikcii 9 Psychological characteristics of users of online games with varying degrees of game addiction): Diss. Kand. psihol. Nauk. - 2012.

9. Savkina T.O., Slobodskaya E.R. Internet i psihicheskoe zdorov'e pod-rostkov (Internet and mental health of adolescents) // Sibirskij nauchnyj medicinskij zhurnal. -2010. - N 30 (6). - P. 29-34.

10. Usol'ceva D.D. Vliyanie sovremennyh gadzhetov na zdorov'e shkol'nikov (Influence of modern gadgets on the health of schoolchildren)// Mezhdunarodnyj shkol'nyj nauchnyj vestnik. - 2016. - № 1.

URL: https://school-sienst/ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.