ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА И КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
УДК 611-019:611.9+611.714.14:617.51
ВЛИЯНИЕ ФОРМЫ НАДГЛАЗНИЧНОГО КРАЯ НА СТРОЕНИЕ ЛОБНОЙ ПАЗУХИ
Виноградов А.А., Павлов А.В., Андреева И.В., Жеребятьева С.Р., Бахарев И.В.
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань, Россия (390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, 9), e-mail: [email protected]
INFLUENCE OF SUPRAORBITAL RIM FORM ON THE STRUCTURE OF FRONTAL SINUS
Vinogradov A.A., PavlovA.V, Andreeva I.V., Zherebyat'yeva S.R., BakharevI.V.
Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov, Ryazan, Russia (390026, Ryazan, Vysocovoltnaya Street, 9), e-mail: [email protected]
При изучении формы надглазничного края и его связи с лобной пазухой установлено, что угол, образованный медиальной частью надглазничного края с хордой, был больше у долихокранов, а угол от высшей точки надглазничного края к концам хорды был больше у брахикранов. У брахикранов лобная пазуха была бухтообразной, широкой или средней ширины, низкой или средней высоты. У долихокранов - бухтообразной, узкой и высокой. У мезокранов форма надглазничного края и строение лобной пазухи зависели от показателя черепного индекса и имели признаки брахи- или долихокранов. Выявленная связь анатомической изменчивости лобной пазухи с формой черепа может быть использована при оперативных доступах в переднюю черепную ямку через лобную пазуху.
Ключевые слова: краниометрия, череп, надглазничный край, лобная пазуха.
The study of supraorbital rim form and its connection with the frontal sinus found out that the angle formed by the medial part of the supraorbital margin with a chord was greater in dolichocrania, and the angle from the highest point of the supraorbital margin to the ends of the chord was greater in brachicrania. Brachicranial frontal sinus was rounded, wide or of a medium width, low or medium altitude. Dolichocranial sinus was rounded, narrow and high. The form and structure of the frontal sinus and supraorbital margin in mesocranial cases depended on cranial index and had signs of brachi- or dolichocrania.
Key words: craniometry, skull, supraorbital margin, frontal sinus.
Введение
Анатомическая изменчивость формы входа в глазницу может оказывать влияние на окружающие ее анатомические образования. В частности, изменения конфигурации, строения, пневматизации лобной пазухи могут зависеть от формы надглазничного края, которая чрезвычайно вариабельна [2, 3, 9, 12]. Однако вопросы, связанные с возможной зависимостью анатомической изменчивости лобной пазухи от формы и размеров надглазничного края, до настоящего времени изучены недостаточно полно.
Актуальным для современной практической и теоретической медицины является знание анатомической изменчивости формы и размеров лобной пазухи, количества и протяженности ее перегородок, симметричности относительно срединной линии чешуи лобной кости, степени пневматизации и др. [1, 11]. Из литературных источников известно, что лобная пазуха чаще бывает асимметричной из-за смещения ее постоянной перегородки вправо или влево [4, 8]. В большинстве случаев разнообразие формы и пнев-матизации лобной пазухи зависит от количества и ориентации добавочных перегородок, что сопровождается образованием бухтообразных, ячеистых или
смешанных форм ее строения [5]. Для систематизации конфигурации лобной пазухи были предложены классификации, учитывающие форму, размеры и уровень ее пневматизации [6, 10, 11]. Однако эти классификации не связывали анатомическую изменчивость строения лобной пазухи с формой и размерами надглазничного края. Поэтому целью настоящей работы явилось изучение анатомической изменчивости лобной пазухи при форме надглазничного края в виде асимметричной арки.
Материал и методы
Варианты формы надглазничного края и анатомия лобной пазухи были изучены на 103 паспортизированных черепах людей одной этнической группы, проживавшей на территории г. Рязани в ХХ веке, и 180 рентгенограммах жителей г. Рязани, выполненных в прямой передней проекции. Весь материал был взят из коллекции музея кафедры сердечно-сосудистой, рентгенэндоваскулярной, оперативной хирургии и топографической анатомии ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации и распределен по полу и форме черепа. Для исследования были ото-
браны черепа и рентгенограммы, которые имели надглазничный край в виде асимметричной арки. Всего исследовано 33 женских черепа (брахикранов - 16, мезокранов - 9 и долихокранов - 8), 32 мужских (19, 7 и 6 соответственно) и 62 рентгенограммы - 32 мужчин в возрасте от 33 до 64 лет и 30 женщин в возрасте от 28 до 49 лет.
Диапазон изменчивости формы надглазничного края в виде асимметричной арки акцентировался угловым показателем изгиба в медиальном отделе надглазничного края и смещением наивысшей его точки от перпендикуляра, проведенного к франкфуртской горизонтали через середину входа в глазницу. Кроме этого, при описании надглазничного края учитывали степень изгиба его относительно хорды, соединяющей латеральный и медиальный концы надглазничного края (рис. 1 и 2).
Статистическую обработку результатов проводили с применением пакета анализа «Microsoft Excel» и Statistica 6.0, NCSS 2004.
Исследования были выполнены с соблюдением биоэтических норм работы с трупным материалом, регламентированных Конвенцией совета Европы по правам человека и биомедицины [7].
Результаты исследования
Во всех случаях асимметрия сопровождалась изменением формы надглазничного края вследствие появления большей или меньшей степени изгиба угла
арки в медиальном отделе. При асимметричной форме надглазничного края степень его изгиба у мужчин и женщин зависела от формы черепа.
У брахикранов в основном большая высота арки располагалась медиальнее от перпендикуляра, опущенного к франкфуртской горизонтали через середину входа в глазницу. Хорда (аф) этой арки с франкфуртской горизонталью могла образовывать угол, открытый латерально (в 82% случаев) или медиально. Причем значения угла (Ьае) между хордой и медиальной частью надглазничного края колебались в диапазоне от 51° до 73,5° (63,7±4,09°). При этом высота изгиба (ес) надглазничного края была меньше длины хорды (аф) в 2,031-3,375 раза (2,545±0,384 раза) (рис. 1, 2). Линейный угол (асф), образованный двумя прямыми (са и сф), опущенными от высшей точки (с) надглазничного края к концам хорды аф, составлял 91,3-111,9° (101,2±5,52°).
Лобная пазуха у брахикранов при форме надглазничного края в виде асимметричной арки могла быть симметричной или асимметричной, имела от одной до четырех бухт с каждой стороны, была средней ширины, высоты и глубины. Бухты были разделены короткими добавочными перегородками, а постоянная перегородка находилась по средней линии. Как правило, боковые границы лобной пазухи не распространялись за перпендикуляр, опущенный к франкфуртской горизонтали через середину входа в глазницу (рис. 3, 4).
Франкфуртская горпзо
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 1. Вариант надглазничного края в виде асимметричной арки с небольшим изгибом (череп мужчины-брахикрана). ad - хорда надглазничного края; ее - высота изгиба надглазничного края; Ьае - угол между хордой ad и медиальной частью аЬ надглазничного края; acd - линейный угол, образованный двумя прямыми, опущенными от высшей точки (с) надглазничного края к концам хорды ad. Рис. 2. Вариант надглазничного края в виде асимметричной арки с небольшим изгибом (череп женщины-
брахикрана). Обозначения см. на рис. 1.
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 3. Вариант симметричной, бухтообразной, средней ширины и высоты лобной пазухи
на рентгенограмме женщины-брахицефала. Рис. 4. Вариант асимметричной, бухтообразной, средней ширины и высоты лобной пазухи на рентгенограмме мужчины-брахицефала.
У долихокранов большая высота надглазничного края при асимметричной форме арки совпадала с перпендикуляром, опущенным к франкфуртской горизонтали через середину входа в глазницу, или располагалась медиальнее от него. Хорда (аф этой арки с франкфуртской горизонталью образовывала угол, открытый латерально, или была параллельна ей. Причем значения угла Ьае колебались от 70,6° до 89,2° (80,6±3,52°). При этом высота изгиба ее надглазничного края была меньше длины хорды аа в 1,964-2,292 раза (2,182±0,109
раза) (рис. 5, 6). Линейный угол аса составлял 78,5-98,2° (91,3±3,52°).
Лобная пазуха у долихокранов чаще всего была симметричной, имела от одной до трех бухт с каждой стороны, была узкой, высокой и средней глубины. Бухты могли быть разделены как полными, так и неполными добавочными перегородками. Постоянная перегородка чаще находилась по средней линии. Как правило, боковые границы лобной пазухи не распространялись за пределы линий (М), являющихся продолжением луча аЬ угла Ьае (рис. 5, 7, 8).
Рис. 5 Рис. 6
Рис. 5. Вариант надглазничного края в виде асимметричной арки с большим изгибом. Справа большая высота надглазничного края совпадает с перпендикуляром, опущенным к франкфуртской горизонтали через середину входа в глазницу, а слева отклонена от нее медиально (череп мужчины-долихокрана).
bf — линия, ограничивающая ширину лобной пазухи. Другие обозначения см. на рис. 1. Рис. 6. Вариант надглазничного края в виде асимметричной арки с большим изгибом. Справа большая высота надглазничного края ориентирована вблизи от перпендикуляра, опущенного к франкфуртской горизонтали через середину входа в глазницу, а слева отклонена от нее медиально (череп женщины-
долихокрана). Обозначения см. на рис. 1.
Рис. 7 Рис. 8
Рис. 7. Вариант симметричной, бухтообразной, узкой и высокой лобной пазухи на рентгенограмме женщины-долихокрана. Рис. 8. Вариант асимметричной, бухтообразной, узкой, средней высоты лобной пазухи на рентгенограмме мужчины-долихокрана.
Изучаемые показатели у мезокранов колебались в значительных пределах и зависели от показателя черепного индекса. Если показатель черепного индекса по величине приближался к 75% (долихо-краны), то размеры углов Ьае и аса были сравнимы с размерами углов у долихокранов, если к 80% (бра-хикраны) - то размеры углов Ьае и аса у мезокранов
были сравнимы с размерами углов, определенных у брахикранов. Установлено, что угол Ьае колебался от 66,9° до 84,0° (72,4±2,69°). При этом высота изгиба ес надглазничного края была меньше длины хорды аа в 1,993-2,663 раза (2,362±0,204 раза) (рис. 5, 6). Линейный угол аса составлял 85,9-102,9° (90,6±3,52°) (рис. 9, 10).
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 9. Вариант надглазничного края в виде асимметричной арки с изгибом средней величины (череп мужчины-мезокрана, черепной индекс 79,2%). Обозначения см. на рис. 1. Рис. 10. Вариант надглазничного края в виде асимметричной арки с большим изгибом. Справа большая высота надглазничного края ориентирована вблизи от перпендикуляра, опущенного к франкфуртской горизонтали через середину входа в глазницу, а слева отклонена от нее медиально (череп женщины-мезокрана, черепной индекс 75,7%). Обозначения см. на рис. 1.
Форма лобной пазухи у мезокранов зависит от черепного индекса, который находится в пределах 80,1-75,1% [10]. Поэтому лобная пазуха может быть: симметричной или асимметричной;
широкой, средней ширины или узкой; высокой или средней высоты; бухтообразной с неполными или полными дополнительными перегородками (рис. 11, 12).
Рис. 11 Рис. 12
Рис. 11. Вариант симметричной, бухтообразной, узкой и средней высокой лобной пазухи на рентгенограмме мужчины-мезокрана (черепной индекс 76,1%). Рис. 12. Вариант асимметричной, бухтообразной, узкой, средней высоты лобной пазухи, имеющей полные дополнительные перегородки, на рентгенограмме женщины-мезокрана (черепной индекс 78,9%).
Мы не выявили у брахи-, мезо- и долихокранов половой зависимости формы надглазничного края и строения лобного синуса, но установили зависимость линейных размеров от пола. У женских черепов линейные размеры были меньше.
Обсуждение результатов
В результате проведенного исследования установлено, что черепа людей одной этнической группы, проживавшей на территории г. Рязани в ХХ веке,
при асимметричной форме надглазничного края, его угловые размеры зависели от формы черепа, а линейные от пола. У женских черепов линейные размеры были меньше. Установлено, что у мужчин и женщин угол Ьае, образованный медиальной частью надглазничного края, у долихокранов был больше, чем у бра-хикранов, а угол асф (линейный угол, образованный двумя прямыми, опущенными от высшей точки надглазничного края к концам хорды аф) был больше у брахикранов, чем у долихокранов (рис. 13).
Градус
□б ЩМ ШД
1_Ьае
_асё
Рис. 13. Отношение угловых размеров брахи- (Б), мезо- (М) и долихокранов (Д) при асимметричной форме надглазничного края
Степень изгиба надглазничного края у долихокранов была больше, чем у брахикранов, что проявлялось увеличением высоты арки. Это проявлялось уменьшением показателя соотношения высоты арки
надглазничного края к длине хорды, который имел обратно пропорциональное значение - при увеличении высоты арки уменьшался показатель его соотношения с хордой, а при увеличении - наоборот. Поэтому у
брахикранов этот показатель был выше. У мезокранов изучаемые показатели занимали среднее положение и зависели от показателя черепного индекса.
При всем анатомическом разнообразии лобной пазухи была выделена прямая зависимость ее строения от формы черепа и связанной с ней степенью изгиба надглазничного края. У брахикранов (мужчины и женщины) лобная пазуха могла быть симметричной и асимметричной, бухтообразной широкой или средней ширины, низкой или средней высоты и имела в основном неполные дополнительные перегородки. Боковые границы лобной пазухи практически не распространялись за перпендикуляр, опущенный к франкфуртской горизонтали через середину входа в глазницу.
У долихокранов лобная пазуха чаще была симметричной, узкой, высокой, бухтообразной. Бухты могли быть разделены как полными, так и неполными добавочными перегородками. У мезокранов в зависимости от показателя черепного индекса лобная пазуха имела признаки, описанные у брахи- или до-лихокранов.
Выявленная связь анатомической изменчивости лобной пазухи с формой черепа может быть использована при оперативных доступах в переднюю черепную ямку через лобную пазуху [12]. В данной статье приведены результаты исследования анатомической изменчивости лобной пазухи при форме надглазничного края в виде асимметричной арки. Разнообразие его формы предполагает продолжить начатое исследование в плане изучения анатомической изменчивости и морфометрии лобной пазухи при симметричной форме строения надглазничного края.
Список литературы
1. Абрамов Ш.И. Лобные пазухи на краниологическом материале и на живом человеке / Таш-кентск. мед. ин-т: труды кафедры норм. анат. Ташкент: АН УзССР, 1953. С. 145-155.
2. Андреева И.В., Виноградов А.А. Перспективы использования современных методов визуализации в морфологических и экспериментальных исследованиях // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2015. № 4. С. 56-69.
3. Виноградов А.А. Варианты строения глазницы человека / Украшський морфолопчний альманах. 2012. Т. 10, № 2. С. 161-165.
4. Волков А.Г. Лобные пазухи. Ростов н/Д, 2000. 512 с.
5. Волков А.Г. Некоторые особенности строения лобных пазух по данным рентгенографии / Экстремальные состояния организма, скорая и неотложная мед. помощь: тезисы докл. Ростов н/Д. 1985. С. 104-105.
6. Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Т. 1. / 2-е изд. Москва - Ленинград: Медгиз, 1946. 348 с.
7. Конвенция о правах человека и биомедицине. Принята Комитетом министров Совета Европы 19 ноября 1996 г., открыта к подписанию 4 апреля 1997 г., вступила в силу с 1 декабря 1999 г. // Московский журнал международного права. 1999. № 35.
8. Костоманова Н.Г. Изменчивость положения и формы придаточных полостей носа человека (анатомо-рентгенологическое исследование). Труды Сарат. мед. ин-та, 1968, т. 31 (48), № 2. С. 63-81.
9. Павлов А.В. Изменение линейных параметров черепа и отдельных структур головного мозга человека в возрастном аспекте по данным МР-томографии // Российский медико-биологический вестник И.П. Павлова. 2011. № 1. С. 20-25.
10. Сперанский В.С. Анатомические варианты, аномалии и пороки развития черепа человека. Саратов: Изд-во СГМУ, 2001. 46 с.
11. Худякова О.В. Анатомическая изменчивость лобной пазухи черепов VIII и ХХ веков / Украшський морфолопчний альманах. 2011. Т. 9, № 4. С. 131-134.
12. Черекаев В.А. Доступ к опухолям передней черепной ямки через лобную пазуху / Вопросы нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. 2002. № 2. С. 25-28.
References
1. Abramov Sh.I. Lobnye pazuhi na kraniologicheskom materiale i na zhivom cheloveke [The frontal sinus on the crania and on a living person]. Tashkentsk. med. in-t.: trudy kafedry norm. anat. [Tashkent Medical Academy. Proc. of department of normal anatomy]. Tashkent, 1953, pp. 145-155.
2. Andreeva I.V., Vinogradov A.A. Nauka molodyh - Eruditio Juvenium, 2015, 4: 56-69.
3. Vinogradov A.A. Ukrains'kiy morfologichniy al'manakh - Ukrainian morphological Almanac, 2012, vol. 10, № 2, pp. 161-165.
4. Volkov A.G. Lobnye pazuhi [The frontal sinus]. Rostov-on-Don, 2000, p. 512.
5. Volkov A.G. Nekotorye osobennosti stroeniya lobnykh pazukh po dannym rentgenografii. Ekstremal'nye sostoyaniya organizma, skoraya i neotlozhnaya med. pomoshch' [Some of the structural features of the frontal sinus radiographic. Extreme body condition, ambulance and emergency medical help]. Rostov-on-Don. 1985, pp. 104-105.
6. Vorob'ev VP., Sinel'nikov R.D. Atlas anatomii cheloveka [Atlas of Human Anatomy]. Vol. 1. Moscow -Leningrad: Medgiz, 1946, p. 348.
7. Konventsiya o pravakh cheloveka i biomeditsine. [Convention on human rights and Biomedicine. Adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 19 November 1996, opened for signature 4 April 1997, entered into force 1 December 1999], Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava - Moscow Journal of International Law, 1999, № 35.
8. Kostomanova N.G. Izmenchivost' razmerov pridatochnykh polostey nosa cheloveka [The variability of the sizes of the human paranasal cavities]. Proc. оf Saratov SMI. 1968. Vol. 31/48, № 2, pp. 63-81.
9. Pavlov A.V Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik I.P. Pavlova - I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald, 2011, 1: 20-25.
10. Speranskiy V.S. Anatomicheskie varianty, anomalii i poroki razvitiya cherepa cheloveka [Anatomical variations, anomalies and malformations of the human skull]. Saratov: SGMU, 2001, p. 46.
11. Khudyakova O.V. Ukrains'kiy morfologichniy al'manakh - Ukrainian morphological Almanac, 2011, vol. 9, № 4, pp. 131-134.
12. Cherekaev VA. Voprosy neyrokhirurgii im. N.N. Burdenko - Questions of neurosurgery named after N.N. Burdenko, 2002, № 2, pp. 25-28.