Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ НА ТОЧНОСТЬ БРОСКА ЛЕТАЮЩЕГО ДИСКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ И ТЕХНИКИ МЕТАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ НА ТОЧНОСТЬ БРОСКА ЛЕТАЮЩЕГО ДИСКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ И ТЕХНИКИ МЕТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXTERNAL FOCUS / INTERNAL FOCUS / MOTOR CONTROL / FRISBEE / FOREHAND / BACKHAND / ВНЕШНИЙ ФОКУС / ВНУТРЕННИЙ ФОКУС / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ФРИСБИ / ФОРХЕНД / БЭКХЕНД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Старзак Марчин

Цель исследования состояла в том, чтобы изучить использование внешнего, внутреннего и нейтрального фокусов внимания на точности выполнения бросков форхенд и бэкхенд в соответствии с функциональной латерализацией. Методика и организация исследования. 18 студентов мужского пола (средний возраст - 21,8 ± 0,7 года, маса тела - 77,2 ± 8,1 кг, рост - 1,78 ± 0,06 м) выполняли десять двусторонних бросков фрисби бэкхенд и форхенд в позиционно уравненной последовательности. Для оценки данных использовали ANOVA с повторными измерениями, а также критерий Тьюки; уровень значимости был принят равным p <0,05. Каждый участник выполнил 10 бросков бэкхенд и форхенд доминантной и недоминантной рукой при трех условиях внимания: внешнем фокусе (EXF), внутреннем фокусе (INF) и нейтральном фокусе (NEF). Результаты исследования и выводы. Результаты показали, что точность броска была выше (р<0,05), когда участники получали внешние инструкции по сравнению с внутренней фокусировкой во время выполнения бросков форхенд и бэкхенд доминантной и недоминантной рукой соответственно. Результаты подтверждают гипотезу ограниченного действия и свидетельствуют о целесообразности использования скорее внешних, чем внутренних инструкций при выполнении двусторонних форм броска, особенно в случае трудного задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Старзак Марчин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF ATTENTIONAL FOCUS ON FLYING DISC THROWING ACCURACY IN TERMS OF LATERALIZATION AND THROWING TECHNIQUE

An external focus of attention rather than internal focus has been found an effective instruction in enhancing motor performance and learning in sport. Previous research has mostly investigated the effects of using attentional foci on task performance, however not including lateralization of movement. The aim of this study was to examine the use of external, internal and neutral focus of attention on forehand and backhand throwing accuracy in respect of functional lateralization. Eighteen male students (21.8±0.7 years, body mass 77.2±8.1 kg, body height 1.78±0.06 m) performed ten bilateral backhand, and forehand Frisbee throws in the counterbalanced order. Data were evaluated by ANOVA with repeated measures followed by Tukey’s test and the level of significance was set at p<0.05. The results found that the throwing accuracy was greater (p<0.05) when the participants were instructed externally compared to focusing internally during the performance of the forehand and backhand throws by dominant and non-dominant arm, respectively. The results support the constrained action hypothesis and provide a practical suggestion to use external instructions rather than internal ones when executing bilaterally forms of throw, particularly when the task is difficult.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ НА ТОЧНОСТЬ БРОСКА ЛЕТАЮЩЕГО ДИСКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ И ТЕХНИКИ МЕТАНИЯ»

влияние фокуса внимания на точность броска летающего диска с точки зрения латерализации и техники метания

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 10.04.2020 г.

Магистр наук Марчин Старзак1

1 Кафедра спорта для всех, Академия физического воспитания Юзефа Пилсудского в Варшаве, факультет физического воспитания и здоровья, Польша

EFFECTS OF ATTENTIONAL FOCUS ON FLYING DISC THROWING ACCURACY IN TERMS OF LATERALIZATION AND THROWING TECHNIQUE

Master of Science Marcin Starzak1

1 Department of Sports for All, Jozef Pilsudski University of Physical Education in Warsaw, Faculty of Physical Education and Health, Poland

Информация для связи с автором: macin.starzak@awf-bp.edu.pl

Аннотация

Цель исследования состояла в том, чтобы изучить использование внешнего, внутреннего и нейтрального фокусов внимания на точности выполнения бросков форхенд и бэкхенд в соответствии с функциональной латерализацией. Методика и организация исследования. 18 студентов мужского пола (средний возраст - 21,8 ± 0,7 года, маса тела - 77,2 ± 8,1 кг, рост - 1,78 ± 0,06 м) выполняли десять двусторонних бросков фрисби бэкхенд и форхенд в позиционно уравненной последовательности. Для оценки данных использовали ANOVA с повторными измерениями, а также критерий Тьюки; уровень значимости был принят равным p <0,05.

Каждый участник выполнил 10 бросков бэкхенд и форхенд доминантной и недоминантной рукой при трех условиях внимания: внешнем фокусе (EXF), внутреннем фокусе (INF) и нейтральном фокусе (NEF). Результаты исследования и выводы. Результаты показали, что точность броска была выше (р<0,05), когда участники получали внешние инструкции по сравнению с внутренней фокусировкой во время выполнения бросков форхенд и бэкхенд доминантной и недоминантной рукой соответственно. Результаты подтверждают гипотезу ограниченного действия и свидетельствуют о целесообразности использования скорее внешних, чем внутренних инструкций при выполнении двусторонних форм броска, особенно в случае трудного задания.

Ключевые слова: внешний фокус, внутренний фокус, двигательный контроль, фрисби, форхенд, бэкхенд.

Annotation

An external focus of attention rather than internal focus has been found an effective instruction in enhancing motor performance and learning in sport. Previous research has mostly investigated the effects of using attentional foci on task performance, however not including lateralization of movement. The aim of this study was to examine the use of external, internal and neutral focus of attention on forehand and backhand throwing accuracy in respect of functional lateralization. Eighteen male students (21.8±0.7 years, body mass 77.2±8.1 kg, body height 1.78±0.06 m) performed ten bilateral backhand, and forehand Frisbee throws in the counterbalanced order. Data were evaluated by ANOVA with repeated measures followed by Tukey's test and the level of significance was set at p<0.05. The results found that the throwing accuracy was greater (p<0.05) when the participants were instructed externally compared to focusing internally during the performance of the forehand and backhand throws by dominant and non-dominant arm, respectively. The results support the constrained action hypothesis and provide a practical suggestion to use external instructions rather than internal ones when executing bilaterally forms of throw, particularly when the task is difficult.

Keywords: external focus, internal focus, motor control, Frisbee, forehand, backhand

Введение. С практической точки зрения словесные инструкции и фокус внимания являются основными способами общения, используемыми тренерами, чтобы направлять внимание спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности [3]. Большое количество данных свидетельствуют о преимуществах использования внешнего, а не внутреннего фокуса внимания в усвоении и выполнении двигательных навыков [8]. Эта идея основана на гипотезе ограниченного действия [8], которая дает краткое объяснение влияния фокусов внимания на процесс управления движением. Согласно этой гипотезе, внешнее направление внимания, то есть на выполнение движения, может улучшить результат благодаря более эффективной автоматизации моторного поведения. В то же время внутреннее направление внимания, то есть на технические аспекты движения, может

ограничивать сознательный контроль движения, снижая автоматичность и результат.

В видах спорта, которые включают выполнение метаний или стрельбу, результат может быть улучшен за счет увеличения расстояния или точности выполнения задачи [2]. В этом отношении внешний фокус является более эффективным, чем внутренний фокус внимания. Например, Makaruk et al. [4] наблюдали увеличение дальности полета ядра, когда спортсмены получали инструкцию внешнего фокуса внимания по сравнению с инструкцией внутреннего фокуса. В исследовании Zarghani et al. [10] наблюдали аналогичное увеличение дальности полета диска после внешнего инструктирования спортсменов. Что касается точности движений, использование внешнего фокуса внимания положительно влияло на точность метания дротиков в дартс [5] и точность выполнения штрафных бросков в баскетболе [9].

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Большинство исследований в этой области включают использование фокусов внимания доминантной конечности в двигательных задачах. Вместе с тем во многих видах спорта условия игры требуют также использование недоминантных конечностей для достижения успеха. Алтимат фрисби - пример командного вида спорта, включающий различные движения, главным образом основанные на навыках выполнения пассов и бросков. Цель игры - передать диск с помощью паса игроку своей команды, находящемуся в зоне противника [7]. В зависимости от позиции защитника броски бэкхенд и форхенд считаются основными и наиболее часто используемыми элементами техники передачи диска между партнерами по команде [6]. Вместе с тем бросок форхенд представляется технически более сложным, чем бросок бэкхенд [1]. Это указывает на то, что точность броска и передачи является одним из наиболее важных навыков, влияющих на эффективность игры в этом виде спорта. В связи с этим важно определить, может ли использование внешнего фокуса внимания стать эффективной стратегией улучшения техники выполнения броска независимо от функциональной латераль-ности и технических возможностей.

Цель исследования - выявить фактор внимания, оказывающий положительное влияние на точность выполнения бросков форхенд и бэкхенд доминантной и недоминантной рукой.

Методика и организация исследования. Участниками исследования (n = 18, средний возраст - 21,8 ± 0,7 года; масса тела - 77,2 ± 8,1 кг; рост- 1,78 ± 0,06 м) были студенты мужского пола Университета физического воспитания, имевшие опыт участия в соревнованиях по алтимат фрисби на любительском уровне. Критерием включения в исследование была способность технически выполнять форхенд и бэкхенд. До сбора все участники подписали информированное согласие. В исследовании использовался интраиндивидуальный подход. Порядок условий был рандомизирован и уравновешен между участниками, чтобы избежать его возможных влияний. Каждый участник выполнил 10 бросков бэкхенд и форхенд доминантной и недоминантной рукой при трех условиях внимания: внешнем фокусе (EXF), внутреннем фокусе (INF) и нейтральном фокусе (NEF). Инструкция EXF гласила: «Сфокусируйтесь на цели и бросьте диск как можно точнее». Инструкция INF гласила: «Сфокусируйтесь на правильном положении предплечья при выполнении броска». Инструкция NEF гласила: «Бросьте как можно лучше». Целью был прямоугольник 55 х 70 см, расположенный на высоте 1,25 см, и в 4 м от участников. Предполагалось, что эта высота будет репрезентативной как наиболее типичная площадка, на которой игроки ловят и бросают диск во время матча. Для определения точности бросков использовали показатель точности (AI), который рассчитывали по следующей формуле: AI = SA/TA, где SA - успешная попытка, TA - количество попыток. Од-нофакторный ANOVA с повторными измерениями использовали для оценки различий в точности бросков между экспериментальными группами (EXF, INF, NEF). При выявлении значительных эффектов проводили ретроспективный анализ Тьюки. Уровень значимости для всех анализов составил р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Рис. 1 иллюстрирует различия в точности выполнения бросков форхенд и бэкхенд доминантной и недоминантной рукой в трех условиях. Результаты анализа показали значительное различие между группами в точности выполнения броска форхенд, F (2.34) = 4.36, p<0.05. Ретроспективный анализ показал, что испытуемые группы EXF были точнее, чем представители группы INF при выполнении броска форхенд. Вместе с тем не было никакого существенного взаимодействия для броска бэкхенд, F (2,34) = 1,63, р = 0,22.

Средние показатели точности выполнения бросков фор-хенд и бэкхенд недоминантной рукой приведены на рис. 2.

Дисперсионный анализ выявил значительную взаимосвязь между группами, F (2,34) = 3,32, p<0,05, при выполнении броска бэкхенд. Анализ Тьюки показал более высокую точность выполнения броска бэкхенд в группе EXF, чем в группе INF. Значительных различий, F (2,34) = 0,15, p=0,86, в точности выполнения броска форхенд не наблюдалось.

Главным результатом этого исследования было то, что внешний фокус внимания способствовал более существенному повышению точности броска доминантной и недоминантной рукой по сравнению с внутренним фокусом внимания. Текущие результаты подтверждают гипотезу ограниченного действия [8], согласно которой внешний фокус внимания способствует лучшей автоматизации движений, чем внутренний фокус внимания. Это согласуется с результатами других исследований [4, 10, 9], показывающими, что внутренняя фокусировка внимания на собственных движениях ограничивает двигательную систему и приводит к менее точному выполнению броска. Мы не наблюдали различий в точности броска доминантной и недоминантной рукой при внешнем и внутренним фокусировании внимания по сравнению с нейтральным инструктированием. Также не было различий между использованием нейтрального и внутреннего внимания во время выполнения задания. Эти результаты указывают на то, что отсутствие сосредоточенности на чем-либо во время выполнения задания может снизить нагрузку на двигательную систему за счет освобождения движения в сознательном контроле. Таким образом, чтобы сфокусироваться на движении метательной руки требуется больше внимания, чем внешний или нейтральный фокус внимания, что значительно снижает результат.

Выводы. Результаты настоящего исследования позволяют по-новому взглянуть на то, как внешний фокус внимания

*р<0.05

■ Backhand □ Forehand

Ё 0.5 -

EXF INF NEF

Рис. 1. Средние показатели точности выполнения бросков форхенд и бэкхенд доминантной конечностью в группе внешнего фокуса внимания (EXF), внутреннего фокуса внимания (INF) и нейтрального фокуса внимания (NEF)

*р<0.05

■ Backhand □Forehand

1

g 0.4 - Т т

41 il h

EXF INF NEF

Рис. 2. Средние показатели точности выполнения бросков форхенд и бэкхенд недоминантной конечностью в группе внешнего фокуса внимания (EXF), внутреннего фокуса внимания (INF) и нейтрального фокуса внимания (NEF)

22

http://www.teoriya.ru

№7 • 2020 Июль | Yuli

может улучшить двигательную деятельность. Во-первых, повышение точности движения в результате использования внешнего фокуса, по-видимому, не зависит от латерально-сти. Следовательно, в билатеральных по своей специфике видах спорта следует применять внешнее, а не внутреннее инструктирование, чтобы повысить точность броска и улучшить мастерство обеих верхних конечностей. Во-вторых, внешний фокус внимания может способствовать более эффективному выполнению движения, когда выполняется технически более сложное задание. Это может указывать на целесообразность использования инструкций внешнего фокуса в качестве хорошей стратегии для усвоения двигательного навыка, чтобы помочь учащемуся в процессе адаптации к новому или более сложному заданию.

References

1. Baccarini M., Booth T.Essential ultimate: teaching, coaching, playing. Human Kinetics, 2008.

2. Gryko K., Bodasinski S., Bodasinska A., Zielinski, J. Offensive and Defensive Play in Handball in a 2-Year World Championship Cycle: Characteristics and Tendencies. Polish Journal of Sport and Tourism, 2018, vol. 25, no. 3, pp. 10-16.

3. Makaruk H., Porter J.M. Focus of attention for strength and conditioning training. Strength & Conditioning Journal, 2014, vol. 36, no. 1, pp. 16-22.

4. Makaruk H., Porter J.M., Makaruk B. Acute effects of attentional focus on shot put performance in elite athletes. Kinesiology, 2013, vol. 45, no. 1, pp. 55-62.

5. Marchant D.C., Clough P.J., Crawshaw M. The effects of attentional focusing strategies on novice dart throwing performance and their task experiences. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 2007, vol. 5, no. 3, pp. 291-303.

6. Sasakawa K., Sakurai S. Biomechanical analysis of the sidearm throwing motion for distance of a flying disc: A comparison of skilled and unskilled Ultimate players. Sports Biomechanics, 2008, vol. 7, no. 3, pp. 311-321.

7. World Flying Disc Federation. (2015). Retrieved from http://www. wfdf.org/downloads/doc_download/541-2015-member-associa-tion-census-information-

8. Wulf G. Attentional focus and motor learning: a review of 15 years.In-ternational Review of Sport and Exercise Psychology, 2013, vol. 6, no. 1, pp. 77-104.

9. Zachry T., Wulf G., Mercer J., Bezodis N. Increased movement accuracy and reduced EMG activity as the result of adopting an external focus of attention. Brain Research Bulletin, 2005, vol. 67, no. 4, pp. 304-309.

10. Zarghami M., Saemi E., Fathi I. External focus of attention enhances discus throwing performance. Kinesiology, 2012, vol. 44, no. 1, pp.47-51.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

подготовка магистрантов к методическому

сопровождению физического развития дошкольников посредством кейс-технологий

Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Андрианова1 Кандидат педагогических наук, доцент С.И. Карабаева1 1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

УДК/UDC 378.1

Ключевые слова: магистратура, методическое сопровождение физического развития дошкольников, кейс-технология.

Введение. В период получения профессионального образования в вузе возникает необходимость обеспечения готовности будущих методистов к инновационной методической деятельности в области здоровьесбережения детей.

Цель исследования - определить влияние кейс-технологий на готовность магистрантов к методическому сопровождению физического развития дошкольников в ДОО.

Методика и организация исследования. В работе приняло участие 38 магистрантов очной магистратуры «Организация дошкольного образования». Был использован анонимный анкетный опрос.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что у 42,1 % магистрантов отсутствуют целостные представления о кейс-технологии, интерес и потребность в организации методического сопровождения по разработке и реализации кейс-технологии в здоровьесберегающей работе с дошкольниками; у 50 %% имеются отдельные знания о кейс-технологии, самостоятельно обучающиеся не обращались к изучению этого вопроса, в образовательной работе из-за незнания и неподготовленности кейс-технологии не применяли, 7,9 % знакомы с кейс-технологиями, имеются попытки включения их в работу, есть интерес к изучению вопроса. Полученные результаты объясняются тем, что, несмотря на практическую направленность, в системе дошкольного образования кейс-технологии еще не получили распространения и методической разработанности.

Содержание работы с магистрантами было ориентировано на устранение профессиональной неподготовленности и осуществлялось поэтапно. Первый этап включал теоретическую подготовку магистрантов по вопросам развития и использования кейс-технологий в дошколь-

master student training for methodological support of physical development of preschoolers using case technologies

PhD, Associate Professor E.I. Andrianova1 PhD, Associate Professor S.I. Karabaeva1 1Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Поступила в редакцию 06.05.2020 г.

ном образовании. На втором этапе магистранты обучались созданию кейсов по физическому развитию детей, которые могут быть использованы в дошкольной образовательной практике (фото-кейсы, кейсы-драматизации, кейсы-наоборот и т. д.) и осваивали методику обучения дошкольников работе с кейсами, основанную на использовании условных символов [1]. Третий этап был связан с проектированием методической помощи педагогам в овладении кейс-технологиями по физическому развитию дошкольников (создание методических продуктов, проектирование и проведение деловых игр и др.).

После освоения дисциплины показатели готовности магистрантов к методическому сопровождению физического развития дошкольников посредством кейс-технологий значительно улучшились: на 23,6 % увеличилось количество магистрантов, активно применяющих кейсы (31,5 % против 7,9 %), на 13,2 % - заинтересованных и частично владеющих технологиями (63,2 % против 50 %), а число неосведомленных и пассивных обучающихся сократилось почти в 8 раз (42,1 % против 5,3 %).

Выводы. Анализируя процесс освоения профессиональных компетенций, связанных с методическим сопровождением физического развития дошкольников в ДОО, качество выполнения кейс-заданий, степень интереса и включенности магистрантов, можно сделать заключение об эффективности кейс-технологий для формирования методической компетентности магистрантов в области физического развития дошкольников.

Литература

1. Кейс-технологии как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста: метод. пособие / Коллектив авторов под общ. ред. Л.Ф. Дьяконовой, И.Е. Граматкиной. - Тольятти, 2017. - 65 с.

Информация для связи с автором: eleniva73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.