МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИОННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ И КОНКУРСА
НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ, МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ
УДК: 371.71
Ващенко Н. С.
Ст. преп., Южный федеральный университет
ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В работе предпринята попытка определения влияния физкультурно-оздоровительной работы с учащимися начальных классов, основанной на использовании игровой и рекреационной деятельности, на здоровье и развитие физических качеств. Полученные данные, характеризующие динамику состояния физической подготовленности детей, убедительно доказали обоснованность использования в качестве эффективного средства физического воспитания элементов спортивных и подвижных игр, эстафет, комплексов специальных физических упражнений, направленных на развитие основных физических качеств.
Ключевые слова: школьники, физкультура, физкультурно-оздоровительная работа, физические качества.
Изучение состояния здоровья подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его улучшение, в настоящее время, как никогда, является важнейшей медико-социальной проблемой, поскольку именно в детском возрасте формируется здоровье взрослого населения. В программах охраны здоровья подрастающего поколения особое место занимают школьники. Здоровье этого контингента социально обусловлено и зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении, правильно нормированная двигательная активность. Широкое распространение инновационных технологий, с одной стороны, является неотъемлемой частью технического прогресса, а с другой — обусловливает перераспределение времени, затрачиваемого детьми на различного рода увлечения: больше гаджетов, меньше движения. Вместе с тем, потребность человека в движении биологически обусловлена и является важнейшей составляющей здорового стиля жизни [1-13].
Целью настоящего исследования явилось определение влияния физкультурно-оздоровительной работы с учащимися начальных классов, основанной на использовании игровой и рекреационной деятельности, на здоровье и развитие физических качеств.
Задачи исследования:
1. Оценить развитие физических качеств у учащихся начальных классов с применением разработанной методики.
2. Оценить показатели функционального состояния и здоровья, а также эмоциональное состояние младших школьников при занятиях физической культурой.
3. Определить эффективность разработанной методики путём проведения педагогического эксперимента.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 24 г. Ростова-на-Дону, в период с сентября 2015 по апрель 2016 года. В исследовании принимали участие школьники 8-9 лет, которые были распределены на контрольную и экспериментальную группы по 20 человек в каждой (10 мальчиков и 10 девочек). С обучающимися-участниками педагогического эксперимента были проведены беседы о важности двигательной активности и закаливания для здоровья и физического развития, а также программа «весёлые
переменки», включающая активные подвижные игры на 3-й перемене. Кроме того, занятия по физической культуре с детьми экспериментальной группы были спроектированы с учётом включения различных видов физических упражнений: алактатной, анаэробно-гликолитической и аэробной направленности.
Применялись методы оценки динамики физических качеств, функционального состояния, психоэмоциональных показателей, а также методы математической статистики.
Предварительное тестирование физической подготовленности детей показало значительные индивидуальные колебания большинства изучаемых показателей, что обусловлено как физическим развитием детей, так и различным уровнем их физической подготовленности. Средние величины, полученные в экспериментальной и контрольной группах, позволили дать количественную оценку индивидуально-групповому состоянию физической подготовленности, а также выявить основные тенденции и закономерности, происходящие в организме детей под влиянием различных программ физического воспитания.
Наиболее общей закономерностью явился низкий среднегрупповой уровень физической подготовленности, определяемый по комплексу основных физических качеств. Так, в частности, уровень развития скоростно-силовых способностей (тест — прыжок в длину с места) был ниже среднего показателя на 8,4%. Качество «гибкость» в полученных результатах определялось как ниже среднего показателя на 84,5% и в контрольной, и в экспериментальной группе. При оценке скоростных способностей (бег 30 м) у мальчиков экспериментальной группы было ниже среднего показателя на 7%. При использовании теста — отжимание от гимнастической скамейки у младших школьников отмечены практически равные результаты. Уровень развития взрывной силы (метание мяча на дальность) был выше среднего показателя на 4%. При оценке силовой выносливости (удержание на перекладине) результаты и контрольной, и экспериментальной группы при сопоставлении с нормативными данными были выше среднего уровня подготовленности.
Анализ устойчивости на гипоксию (пробы Штанге и Генчи) показал, что результаты в обеих группах были ниже среднего уровня подготовленности. При оценке частоты сердечных сокращений после нагрузки результаты экспериментальной группы составили в среднем 117 ударов в минуту, что ниже, чем данные контрольной группы — 114 уд/мин, а результаты оценки частоты дыхания после нагрузки экспериментальной группы составили в среднем 48 раз/мин, что ниже показателей контрольной группы — 51 раз/мин.
У девочек и контрольной, и экспериментальной группы тест — прыжок в длину с места, как и наклон вперед, и бег на 30 метров, при сопоставлении с нормативными данными был ниже среднего уровня подготовленности. Выносливость у младших школьниц (тест — бег под метроном) экспериментальной группы при сопоставлении с нормативными данными оказались выше среднего уровня подготовленности, а контрольной группы — ниже. Уровень развития взрывной силы (тест — метание мяча на дальность) как в экспериментальной, так и в контрольной группе был ниже среднего уровня подготовленности почти на 50%, а силовой выносливости выше среднего уровня на 30%.
При оценке проб на задержку дыхания у девочек было установлено, что в обеих исследованных группах результаты ниже нормативных практически в 2 раза. При оценке частоты сердечных сокращений, как и частоты дыхания после нагрузки у младших школьниц результаты экспериментальной группы были в среднем ниже при сопоставлении с данными контрольной группы.
В целом первое исследование основных показателей физической подготовленности продемонстрировали существенное их различие по большинству изучаемых величин, что, по-видимому, является результатом недостаточно организованной двигательной активности детей младшего школьного возраста, прежде всего в условиях семьи и неправильной постановкой физического воспитания в средней общеобразовательной школе.
При повторном исследовании через 6 месяцев среднегрупповые показатели в экспериментальной группе достоверно повысились (на 12 %) по уровню скоростно-силовых способностей (тест — прыжок в длину с места) у мальчиков экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе наблюдалось менее выраженное улучшение результатов. Амплитуда движений в суставах увеличилась практически в 1,5 раза, что существенно лучше показателей контрольной группы, где прирост составил 46 %. При характеристике изменений скоростных качеств и скоростной выносливости у мальчиков экспериментальной группы, где прирост составил 10%, в тесте — метание на дальность — 21%, в то время как у исследованных контрольной группы — 3 и 5 % соответственно. Положительная динамика изменений в тесте — отжимания от гимнастической скамейки, где у мальчиков экспериментальной группы прирост показателей составил 83%, а прирост в контрольной группе составил 24%. При характеристике изменений качества выносливости в тесте бег под метроном достоверная положительная динамика выявлена у исследованных мальчиков экспериментальной группы. Существенные изменения величин, характеризующих силовую выносливость, выявлены также в тесте — время удержания на перекладине.
В результате оценки показателей функционального состояния кардиореспираторной системы была установлена положительная динамика в результатах частоты сердечных сокращений в покое в обеих исследованных группах у мальчиков, а функциональное состояние сердечно-сосудистой системы после нагрузки было достоверно лучше у исследованных экспериментальной группы. Незначительные положительные изменения величин частоты дыхания в покое и после нагрузки были выявлены в обеих исследованных группах. Положительная динамика изменений отмечена при проведении проб на задержку дыхания, причем показатели достоверно улучшились у мальчиков экспериментальной группы, где прирост результатов пробы Штанге составил около 25%.
Анализ данных исследования скоростно-силовых качеств у девочек показал, что в экспериментальной группе прирост показателей прыжка в длину составил около 20%, в то время как в контрольной группе 2%, по наклону вперед прирост показателей в обеих исследованных группах был практически в 2 раза. В беге на 30 метров наблюдалась положительная динамика, более показательная у девочек экспериментальной группы. В метании мяча прирост показателей у девочек экспериментальной группы составил около 48%, в то время как в контрольной — 11%. Динамика теста сгибание и разгибание рук в упоре улучшилась почти на 70% в экспериментальной группе и около 17% — в контрольной.
При оценке показателей функционального состояния через 6 месяцев у девочек была установлена положительная динамика в показателях сердечно-сосудистой системы, более выраженная у исследованных экспериментальной группы. Изменения показателей частоты дыхания были менее выражены и статистически не достоверны. При анализе результатов проб на гипоксию были установлены достоверные различия в результатах девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
При проведении исследования самооценки эмоциональных состояний спокойствие — тревожность, энергичность — усталость, приподнятость — подавленность, уверенность в себе — беспомощность была выявлена положительная динамика в обеих исследованных группах.
В целом данные, полученные в конце педагогического эксперимента и характеризующие состояние физической подготовленности детей, показали обоснованность использования в качестве эффективного средства физического воспитания элементов спортивных и подвижных игр, эстафет, комплексов специальных физических упражнений, направленных на развитие основных физических качеств, а также закаливающих мероприятий на открытом воздухе.
Литература
1. Баршай В. М., Бикинеев В. А. Молодежная политика в сфере физической культуры и спорта ростовской области // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Ростов н/Д: Ростовский юридический институт МВД России, 2016. — С. 25-29.
2. Басова Л. В., Бондин В. И. Физическая культура как средство развития мышления у детей младшего школьного возраста // Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента: Сборник материалов всероссийской с международным участием научно-практической конференции. — Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2015. — С. 70-73.
3. Бондин В. И. Актуальные проблемы обучения и воспитания в условиях современной техногенной среды // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: IV международная научная конференция, посвящённая 100-летию ЮФУ. Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 13-19.
4. Бондин В. И., Максименко С. А. К вопросу о поиске современных оздоровительных технологий в системе физического воспитания школьников // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 312-316.
5. Бондин В. И., Путилина Т. А., Якушева Е. Н. Хронология развития культуры здоровья в образовательных системах // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 744748.
6. Лебедева В. В., Палаус И. П., Пономарева И. А. Здоровье школьников в зависимости от двигательной активности и пользования мобильными телефонами // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: Сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. — Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2014. — С. 102-108.
7. Лебедева И. А., Соколова Н. Г., Тарелкин Е. Г. Влияние физкультурно-оздоровительной работы на развитие физических качеств и функциональное состояние и здоровье у младших школьников // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Сборник Научных трудов XIII Международной научно-практической конференции. — Том 2. — Ростов н/Д — Новомихайловский, 2010. — С. 266268.
8. Лысенко А. В., Третьякова Ю. Г. Влияние художественной гимнастики на всестороннее развитие личности в информационном обществе // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 302-307.
9. Лысенко Д. С., Барган О. Г. Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 791-794.
10. Лубышева Л. И. Практико-ориентированная подготовка педагога по физической культуре к реализации инновационных процессов в системе физкультурного образования // Совершенствование системы профессионального физкультурного образования и повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Удмуртского государственного университета. — Ижевск, 2016. — С. 65-71.
11. Лубышева Л. И. Спортизация образования: от научной идеи к инновационной практике // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Москва: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2016. — С. 32-42.
12. Лубышева Л. И. Спортизация общеобразовательных школ: концептуальные основы и технологические решения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 1. — С. 5-8.
13. Соколова Н. Г., Пономарева И. А. Состояние здоровья и качество образования в различных условиях экологической среды // Культура. Наука. Интеграция. — 2014. — № 4 (28). — С. 106-110.