Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1078
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зыков А. В., Чудайкин А. М.

Целью статьи является определение возможности для физической культуры и массового спорта воздействовать на качество жизни современного человека и общества. Проанализировано понятие «качество жизни», обоснована возможность рассматривать его как единство трех сфер: физиологической, эмоциональной, духовной. Раскрыт потенциал физической культуры в каждой сфере. Показано, что оздоровительное влияние физической культуры обусловлено возрастанием двигательной активности человека, в то время как ее дефицит провоцирует нарушение физиологических функций организма. Отмечено, что наиболее эффективными способами поддержания физического здоровья являются посильные физические нагрузки и закаливание. Влияние физической культуры на физиологическую сферу жизнедеятельности определяется широким спектром переживаемых эмоций и их интенсивностью. Упоминаются наиболее значимые в формирующем отношении эмоциональные состояния: возбуждение, воодушевление, увлечение, азарт, спортивная злость, соперничество, агрессивность, гордость. Влияние физической культуры на духовную сферу жизнедеятельности человека обусловлено ее ценностным потенциалом. Высказывается идея, что основной способ для физической культуры воздействовать на духовную сферу - это воспитание ценностного отношения к физической культуре как явлению и занятию. Отмечено также, что физическая культура -одно из самых мощных средств социализации людей любого возраста. Сделан вывод о том, что комплексное влияние физической культуры на качество жизни проявится при условии ее становления образом жизни современного человека, что обеспечит улучшение показателей здоровья, будет способствовать формированию активной жизненной позиции, даст возможность самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON THE QUALITY OF LIFE

The aim of the article is to define the role physical culture plays in influencing the quality of life of a modern person and society in general. The phenomenon “quality of life” is analyzed as a combination of the three spheres: physiological, emotional, and spiritual ones. The potential of physical culture in each sphere is revealed. It is shown that the health-improving effect of physical culture is due to an increase in physical activity of a person, while its deficiency provokes a violation of the physiological functions of the body. It is noted that the most effective ways to maintain physical health are feasible physical activity and tempering. A wide range of the emotions experienced, and their intensity determines the influence of physical culture on the physiological sphere of life. The most significant emotional states in the formative relation are mentioned: excitement, enthusiasm, passion, sports anger, rivalry, aggressiveness, pride. The influence of physical culture on the spiritual sphere of human life is due to its value potential. The idea is expressed that the main way for physical culture to influence the spiritual sphere is to develop a value attitude to physical culture as a phenomenon and occupation. It is also noted that physical culture is one of the most powerful means of socialization of people of any age. The conclusion is drawn that to provide a complex impact on the quality of life physical culture is to become a way of life for the modern person. It will improve health indicators, will form active life position, and it will provide self-realization of a person.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

УДК: 101.1:316

Андрей Викторович Зыков,

кандидат педагогических наук, профессор, начальник Управления физической подготовки и спорта Вооруженных Сил РФ (г. Москва). E-mail : chudaickin. [email protected]

Андрей Михайлович Чудайкин,

преподаватель кафедры физической подготовки, филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева (г. Пенза).

Е-mail : chudaickin. [email protected]

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Ключевые слова: физическая культура, качество жизни, социальные ценности, мировоззрение, идентичность, социализация, здоровый образ жизни.

Аннотация. Целью статьи является определение возможности для физической культуры и массового спорта воздействовать на качество жизни современного человека и общества. Проанализировано понятие «качество жизни», обоснована возможность рассматривать его как единство трех сфер: физиологической, эмоциональной, духовной. Раскрыт потенциал физической культуры в каждой сфере. Показано, что оздоровительное влияние физической культуры обусловлено возрастанием двигательной активности человека, в то время как ее дефицит провоцирует нарушение физиологических функций организма. Отмечено, что наиболее эффективными способами поддержания физического здоровья являются посильные физические нагрузки и закаливание. Влияние физической культуры на физиологическую сферу жизнедеятельности определяется широким спектром переживаемых эмоций и их интенсивностью. Упоминаются наиболее значимые в формирующем отношении эмоциональные состояния: возбуждение, воодушевление, увлечение, азарт, спортивная злость, соперничество, агрессивность, гордость. Влияние физической культуры на духовную сферу жизнедеятельности человека обусловлено ее ценностным потенциалом. Высказывается идея, что основной способ для физической культуры воздействовать на духовную сферу - это воспитание ценностного отношения к физической культуре как явлению и занятию. Отмечено также, что физическая культура -одно из самых мощных средств социализации людей любого возраста. Сделан вывод о том, что комплексное влияние физической культуры на качество жизни проявится при условии ее становления образом жизни современного человека, что обеспечит улучшение показателей здоровья, будет способствовать формированию активной жизненной позиции, даст возможность самореализации.

Для цитирования: Зыков, А.В. Влияние физической культуры на качество жизни / А.В. Зыков, А.М. Чудайкин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 2(92). -С.86-95.

Andrey V. Zykov, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Chief of the Department of Physical Training and Sport of the Armed forces of the Russian Federation (Moscow) E-mail : chudaickin. [email protected]

Andrey M. Chudaykin,

Teacher, Physical Training Department, Military Academy of Logistics (Penza).

E-mail: chudaickin. [email protected]

THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON THE QUALITY OF LIFE

Keywords: physical culture, quality of life, social values, life philosophy, identity, socialization, healthy life style.

Abstract. The aim of the article is to define the role physical culture plays in influencing the quality of life of a modern person and society in general. The phenomenon "quality of life" is analyzed as a combination of the three spheres: physiological, emotional, and spiritual ones. The potential of physical culture in each sphere is revealed. It is shown that the health-improving effect of physical culture is due to an increase in physical activity of a person, while its deficiency provokes a violation of the physiological functions of the body. It is noted that the most effective ways to maintain physical health are feasible physical activity and tempering. A wide range of the emotions experienced, and their intensity determines the influence of physical culture on the physiological sphere of life. The most significant emotional states in the formative relation are mentioned: excitement, enthusiasm, passion, sports anger, rivalry, aggressiveness, pride. The influence of physical culture on the spiritual sphere of human life is due to its value potential. The idea is expressed that the main way for physical culture to influence the spiritual sphere is to develop a value attitude to physical culture as a phenomenon and occupation. It is also noted that physical culture is one of the most powerful means of socialization of people of any age. The conclusion is drawn that to provide a complex impact on the quality of life physical culture is to become a way of life for the modern person. It will improve health indicators, will form active life position, and it will provide self-realization of a person.

For citing: ZykovA.V., Chudaykin A.M. (2021) The influence of physical culture on the quality of life. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 2(92): 86-95.

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-86-95

Введение. Физическая культура играет значительную роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Она направлена на гармоничное развитие личности, поддержание ее физического и психического здоровья; обладает значительным воспитательным потенциалом, способствует социализации людей любого возраста. Это общеизвестные факты, которые при всей своей справедливости и значимости ограничивают изучение воздействия физической культуры на человека возможностью укрепления его физического и социального благополучия. Вместе с тем в работах ряда исследователей раскрыт потенциал физической культуры и массового любительского спорта в повышении качества жизни общества, в обеспечении экономической безопасности государства, в формировании мировоззрения человека. Так, А.В. Созин рассматривает положительное влияние физического развития населения на долгосрочное социально-экономическое развитие государства. Он обращает внимание на

то, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество социально -экономического пространства в регионе и обеспечивает более высокий уровень жизни [1]. С.В. Усков представляет физическую культуру как социальный институт и с этой точки зрения показывает, что занятия физической культурой и любительским спортом раздвигают границы общения, создают сообщества по интересам, что способствует приумножению потенциала человека и ведет к формированию гражданского общества [2]. В.А. Баранов затрагивает мировоззренческие основы физической культуры, обращая внимание на способность физической культуры обеспечивать гармонию биологического (телесного) и социального (культурного) аспектов жизни человека, что в дальнейшем развивается в идею взаимозависимого существования человека, природы и общества [3].

Вместе с тем исследователи сходятся во мнении, что в современном российском обществе коммерциализация физической культуры, проявляющаяся в развлекательности, зрелищности, преобладании игровых форм, не позволяет в полной мере реализовать ее гуманистическую функцию. Это также препятствует формированию социально и культурно значимых ценностных ориентаций, напрямую воздействующих на качество жизни. В этой связи рассмотрим, что составляет качество жизни и каково влияние физической культуры на формирование и развитие этих составляющих.

Качество жизни: определение и компоненты.

В определении сущности и компонентов качества жизни мы опираемся на два методологических основания. Во-первых, мы принимаем развиваемую в работе В.Е. Левкина и А.О. Левкиной идею о том, что «качество жизни» является оценочным, а не описательным понятием [4]. Такой подход позволяет рассматривать качество жизни в контексте культуры, созданной и создаваемой человеком, и включать в это понятие характеристику взаимодействия человека с внешней средой - окружающим миром - и те изменения, которые происходят с человеком в процессе этого взаимодействия, определяют содержание и форму его существования. Человек на разных уровнях, от эмоционального и физического до культурного, стремится к самореализации, самоосуществлению в различных ситуациях и условиях, а не просто к существованию, как отметили В.И. Кулайкин, Е.Е. Задесенец и Г.М. Зараковский [5]. Это подтверждается и работами Е.А. Александровой и Е.А. Богачевой, которые в структуре качества жизни выделяют следующие взаимосвязанные сферы жизнедеятельности «физиологическую, психологическую (эмоциональную и духовную), социальную (образовательную)...» [6].

Вторым методологическим основанием является концепция сферы разума (ноосферы), сформулированная В.И. Вернадским. Согласно его ключевой идее человек, общество и природа должны находиться в состоянии разумного взаимодействия [7], что вводит в круг обсуждаемых вопросов качества жизни не только понятие взаимодействия, гармонии и баланса, но

также понятие меры, ограничений. На наш взгляд, это понятие позволяет привлечь внимание к гипертрофированному функционализму, характерному для современного общества. В его свете многие явления и процессы, в том числе занятия физической культурой, воспринимаются исключительно с точки зрения их возможности стать средством достижения значимых результатов, средством развлечения и т.д. На практике отсутствие меры, как обращает внимание В.А. Баранов, проявляется через доминирование крайностей - телесного негативизма с одной стороны и телесной маскулизации с другой стороны [3], что в любом случае отдаляет человека от достижения гармонии.

Отметим, что исследование уровня жизни населения играет огромную роль для определения эффективности экономических процессов, социальной и демографической политики государства. Наиболее важными показателями при этом являются экономические показатели, включая оплату труда, покупательную способность, структуру потребительских доходов и т.п. [8]. Признавая несомненную значимость этих показателей, мы считаем необходимым рассматривать также и удовлетворенность человека возможностью самореализации, самоосуществления в разных сферах жизнедеятельности. Кроме того, личные статусные индикаторы, наряду с занятостью, доходом, местом проживания, брачным статусом и т.д., включают категорию здоровья (физического, психического, эмоционального) [8]. Качество жизни определяется не только материально-финансовыми показателями, но и духовными характеристиками. Цель жизни, полнота внутреннего мира, идентичность, поддержание гармонии физического и духовного являются составляющими качества жизни. На наш взгляд, из многообразия значимых характеристик физическое и психическое здоровье, эмоциональная безопасность, идентичность в значительной степени определяют качество жизни человека. В этой связи рассмотрим, как физическая культура влияет на физиологическую, эмоциональную и духовную сферу жизнедеятельности человека.

Влияние физической культуры на физиологическую сферу жизнедеятельности.

Положительное влияние физической культуры на физиологическую сферу жизнедеятельности является наиболее изученным. По мнению ряда физиологов, оздоровительная физическая культура занимает ведущее место среди эффективных способов профилактики различных заболеваний [10, 11, 12]. Оздоровительное влияние физической культуры на человека обусловлено возрастанием его двигательной активности, активизацией обмена веществ, укреплением опорно-двигательного аппарата. Дефицит двигательной активности провоцирует нарушение нервно-рефлекторной регуляции физиологических функций организма, что ведет к сбоям в работе сердечно сосудистой, эндокринной и других систем, вызывает нарушение обмена веществ и развитие многих заболеваний.

Примечательно, что многие отечественные и зарубежные авторы отмечают эффективность простейших и общедоступных способов укрепления и поддержания здоровья - посильные физические нагрузки, активные прогулки, гимнастика, закаливание [10, 11, 12]. Общеизвестно, что результатом пренебрежения физической культурой является быстрая утомляемость, снижение работоспособности, потеря гибкости и ловкости, набор лишнего веса.

Дополнение физической активности закаливающими процедурами усиливает ее положительное воздействие на уровень физического здоровья человека. Такие внесезонные (обливания прохладной водой, прохладный душ, растирания) и сезонные (воздушные и солнечные ванны, лыжные прогулки, бег на открытом воздухе в облегченной одежде) способы закаливания достоверно способствуют профилактике не только простудных, но и инфекционных заболеваний. Профилактический механизм обусловлен улучшением кровообращения, укреплением центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, расширением функциональных возможностей организма. Однако физиологи и медицинские работники предупреждают о необходимости соблюдения меры в закаливающих процедурах: о постепенности, последовательности, систематичности и комплексном использовании закаливающих процедур.

Влияние физической культуры на эмоциональную сферу жизнедеятельности.

Влияние физической культуры на физиологическую сферу жизнедеятельности, физическое совершенствование, эстетизацию тела очевидно и закономерно. В то же время физические нагрузки оказывают не избирательное, а целостное воздействие на человека. Общеизвестная формула «В здоровом теле - здоровый дух» как нельзя лучше демонстрирует взаимосвязь физического и психического здоровья, влияние физической активности на психические процессы, состояние нервной системы, эмоциональную сферу в целом.

Влияние физической культуры на тренировку эмоциональной сферы обусловлено широким спектром переживаемых эмоций, их интенсивностью и чередованием. К примеру, во время соревнований торжественность обстановки, вызывающая эмоциональное возбуждение, бодрость и общий подъем настроения в процессе спортивной борьбы сменяется переживаниями как позитивной, так и негативной окраски. Среди наиболее значимых эмоциональных состояний О.А. Черникова [13] выделяет:

- спортивное возбуждение - положительная эмоция, необходимая для участия в борьбе,

- воодушевление - положительная эмоция, уверенность в успехе, повышенно-эмоциональное состояние при сохранении контроля над своими действиями,

- увлечение - положительные яркие эмоциональные переживания, эмоциональный «захват» соревновательной ситуацией,

90

- азарт - отрицательная эмоция, повышенно-эмоциональное состояние с потерей контроля над своими действиями,

- спортивная злость - положительная эмоция, так как направлена не на соперника, а на себя, на преодоление трудностей соревновательной борьбы,

- соперничество - положительное эмоциональное состояние, основанное на объективной оценке своих сил и сил соперника, товарищеские отношения,

- агрессивность - отрицательная эмоция, враждебное отношение к сопернику, стремление выиграть любой ценой,

- гордость - положительная эмоция, осознание справедливости победы.

Несомненно, перечисленные эмоциональные состояния тесно взаимосвязаны и на практике легко чередуются, оказывая стимулирующее воздействие на человека. Л.А. Беляева провела экспериментальное исследование влияния занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности. Исследование проводилось на группе подростков, что привлекает внимание к результатам, поскольку для участников эксперимента, в силу их возрастных особенностей, характерна повышенная возбудимость, тревожность, эмоциональная нестабильность и неудовлетворенность. Опубликованные результаты исследования показали, что в группе подростков, регулярно занимающихся спортом, эмоциональная сфера более устойчива, в сравнении с подростками, не занимающимися физической культурой на постоянной основе. У них ниже уровень агрессии и раздражения, ниже уровень тревожности, выше уровень самооценки [14]. Занятия физической культурой регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы, что снижает уровень негативных переживаний. Одновременно опыт стремления к цели, достижения ее вызывает положительные эмоции. Поэтому физическая культура укрепляет психическое здоровье, формирует характер, уверенность в себе и эмоциональную устойчивость.

Влияние физической культуры на духовную сферу жизнедеятельности.

Влияние физической культуры на духовную сферу жизнедеятельности человека обусловлено ее ценностным потенциалом.

Л.И. Лубышева подчеркивает значимость двух групп ценностей -общественных и личностных. К общественным она относит материальные и нематериальные ценности, накопленные человечеством для обеспечения здорового образа жизни (спортивную технику, методические разработки, программы и рекомендации), а также интенционные ценности (положительное общественное мнение, разработанная нормативно-правовая основа, финансовое обеспечение развития физической культуры). Личностный уровень составляют валеологические (знания о здоровом образе жизни, о достижении психоэмоциональной устойчивости, о способах

повышения работоспособности) и мобилизационные ценности (самоорганизация человека в его здоровом образе жизни, умение противостоять негативным факторам внешней среды) [15].

Обобщение перечисленных ценностей свидетельствует о том, что основной способ для физической культуры воздействовать на духовную сферу - это воспитание ценностного отношения к ней как явлению и занятию. Ценностное отношение далее обусловливает формирование представления об обществе и мире в целом. Молодые люди начинают принимать активное участие в качестве волонтеров в создании инфраструктуры для распространения физической культуры, в организации физкультурных и спортивных мероприятий. Не будет преувеличением сказать, что физическая культура - одно из самых мощных средств социализации людей любого возраста.

Также духовно-нравственный потенциал физической культуры проявляется в том, что она воспитывает непримиримость к несправедливости, воспитывает взаимопомощь и чувство коллективизма. Наиболее ярко это проявляется в играх и соревнованиях. Игры являются средством социализации и развития чувства сопричастности к коллективу людей любого возраста, включая младших дошкольников. В процессе игровой деятельности формируется сознательная дисциплина, ответственность, инициативность и находчивость. С другой стороны, яркий эмоциональный фон соревнований, атмосфера эмоциональной напряженности способствует формированию решительности, целеустремленности, развитию навыков самообладания.

П.Г. Воронцов считает, что духовно-нравственный потенциал физической культуры обусловлен возможностью формирования на ее основе цельной личности, в которой тело, дух и душа находятся в состоянии гармонии. Достижение гармонии при этом возможно при последовательном переходе с низшего, телесного, уровня физкультурно-оздоровительных практик (укрепление физического здоровья, эстетизация тела и т.д.) на высший, духовный, уровень (преимущественно национальные игры) [16]. Этот подход соответствие развиваемой в данной статье идее о том, что именно физиологическая (тело), эмоциональная (дух) и духовная (душа) составляющие определяют цельность, полноту личности, задают качество ее жизни.

Переключение с экономического детерминизма общественного сознания, постепенный переход к концепции общества устойчивого развития, происходящее в настоящее время, актуализирует практики, способствующие взаимной обусловленности, соразмерности жизни отдельного человека, общества в целом и окружающей среды. Гармонизация этих состояний и есть основной результат позитивного воздействия физической культуры на духовную сферу жизнедеятельности человека.

Заключение. Подводя итог изложенному выше, отметим, что физическая культура оказывает влияние на различные сферы

жизнедеятельности, улучшает качество жизни и повышает удовлетворенность человека от процесса самоосуществления и самореализации. Во-первых, занятия физической культурой положительно влияют на соматику: улучшаются показатели здоровья, накапливается энергетический потенциал, увеличивается продолжительность жизни, что создает предпосылки для улучшения качества жизни. Физическая нагрузка, получаемая в процессе занятий, снижает уровень стресса, повышает эмоциональную устойчивость. Во-вторых, развиваемая в процессе занятий физической культурой эмоциональная устойчивость предотвращает эмоциональное выгорание, вследствие чего люди чаще удовлетворены своей жизнью, занимают более активную жизненную позицию, в том числе активно участвуют в преобразовании внешней среды с целью создания природных рекреационных зон. В-третьих, гуманистический потенциал физической культуры способствует развитию субъектности человека, актуализирует возможность его творческой самореализации, что в перспективе ведет к гуманизации социальных процессов в целом. Однако положительное влияние физической культуры на качество жизни проявится лишь при условии ее системообразующей роли в жизни человека, ее индивидуализации, обеспечиваемой через многообразие применяемых методов, приемов и форм занятий.

1. Созин, А.В. Социальные ценности «спорта для всех» и экономическая безопасность страны / А.В. Созин // Проблемы рыночной экономики. - 2017. - № 4. -С. 42-47.

2. Усков, С.В. Основные факторы и тенденции, определяющие качество жизни общества, роль физической культуры в повышении качества жизни общества / С.В. Усков // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - № 1. - С. 2216-2220.

3. Баранов, В.А. Социальные проблемы физической культуры и спорта в современном обществе: монография / В.А. Баранов - Москва, 2006. - 160 с.

4. Левкин, В.Е. Субъектно-ориентированный подход к управлению качеством жизни / В.Е. Левкин, А.О. Левкина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2019. - Том 5, № 4 (20). - С. 88-102.

5. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / под ред. Л.А. Кузьмичева, М.В. Федорова, Е.Е. Задесенеца. - Москва: Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, 2000. - 122 с.

6. Александрова, Е.А. Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов / Е.А. Александрова, Е.А. Богачева // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - Т. 2, № 4. - С. 397-405.

7. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский // Философские мысли натуралиста / отв. ред. А.Л. Яншин. - Москва: Наука, 1988. - 520 с.

8. Nussbaum, M.C. The Quality of Life / M.C. Nussbaum, A. Sen. Oxford: Clarendon Press, 1993. - 472 pp.

9. Raphael, D. Quality of Life Indicators and Health: Current Status and Emerging Conceptions / D. Raphael, R. Renwick, I. Brown, I. Rootman // Social Indicators Research, 1996. - 39 (1) : 65-88. URL: https://www.researchgate.net/publication/226043525_Quality_of_Life_Indicators_and_Health_ Current_Status_and_Emerging_Conceptions.

10. Чоговадзе, А.В. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем. / А.В. Чоговадзе, В.Д. Прошляков, М.Г. Мацук. - Москва: Высшая школа, 1986. - 143 с.

11. Tempering: How to Strengthen Your Body from the Inside Out. URL: https://www.bodybuilding.com/fun/simon3.htm.

12. Terms of tempering: the Sun, air and water. URL: https ://healthtipsing.com/en/pages/67187.

13. Черникова, О.А. Психологические особенности спортивной эмоции / О.А. Черникова // Спортивный психолог. - Москва: РГУФКСМиТ, 2008. - С. 77-84.

14. Беляева, Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков / Л.А. Беляева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 3 (11). - С. 281-283.

15. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.

16. Воронцов, П.Г. «Homo Trichotomies» или человек триединый (теория здорового воспитания) / П.Г. Воронцов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: научный журнал. - Санкт-Петербург, 2007. - - № 10(31). - С. 38 - 41.

References

1. Sozin A.V. (2017) Social'nyje cennosti "sporta dlya vseh" i ekonomicheskaya bezopasnost' strany [Social values of "sport for all" and economic security of the country. Problems of the Market Economy. No. 4: 42-47. (In Russ)

2. Uskov S.V.(2015) Osnovnyje factory i tendencii, opredelyayuschie kachestvo zhizni obschestva, rol' fizicheskoy kultury v povyshenii kachestvf zhizni obschestva [The main factors and tendencies that determine the quality of life in society, the role of physical culture in improving the quality of life in society]. ASOU Conference: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences. No. 1: 2216-2220. (In Russ)

3. Baranov V.A. (2006) Social'nyje problem fizicheskoy kultury i sporta v sovremennon obschestve [Social problems of physical culture and sport in modern society]: monograph. Moscow. 160 p. (In Russ)

4. Levkin V.E., Levkina A.O. (2019) Subjektno-orientirovannyy podhod k upravleniyu kachestvom zhizni [Subject-oriented approach to managing the quality of life]. Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research. Vol. 5, No. 4 (20): 88-102. (In Russ)

5. Kachestvo zhizni" sushchnost', ocenka, strategii formirovanija (2000) [Quality of life: essence, assessment, formation strategy] / edited by L.A. Kuzmicheva, M.V. Fedorova, E.E. Zadesenets. Moscow: All-Russian Research Institute of Technical Aesthetics. 122 p. (In Russ)

6. Alexandrova E.A., Bogacheva E.A. (2013) Obespecheniye kuratorom optimizatsii kache-stva zhizni studentov vuzov [Providing a curator to optimize the quality of life of university students]. Izvestiya Saratov University. New series. Series: Acmeology of Education. Developmental psychology. Vol. 2, No. 4: 397-405. (In Russ)

7. Vernadsky V.I. (1988) Nauchnaya mysl' kak planetnoe yavlenie [Scientific thought as a planetary phenomenon]. In the book: Philosophical thoughts of a naturalist / otv. ed. A.L. Yanshin. Moscow: Nauka. 520 p. (In Russ)

8. NussbaumM.C., Sen A. (1993) The Quality of Life. Oxford: Clarendon Press. 472 p. (In Russ)

9. RaphaelD., Renwick R., Brown I., Rootman (1996) I Quality of Life Indicators and Health: Current Status and Emerging Conceptions. Social Indicators Research. 39 (1) : 65-88. (In Russ) URL: https://www.researchgate.net/publication/226043525_Quality_of_Life_Indicators_and_Health_ Current_Status_and_Emerging_Conceptions.

10. Chogovadze A.V., Proshlyakov V.D., Matsuk M.G. (1986) Fizicheskoe vospitanie v geabilitacii studentov s oslablennym zdorovjem [Physical education in the rehabilitation of students with poor health]. Moscow: Higher school. 143 p. (In Russ)

11. Tempering: How to Strengthen Your Body from the Inside Out. URL: https://www.bodybuilding.com/fun/simon3.htm. (In Russ)

12. Terms of tempering: the Sun, air and water. URL: https://healthtipsing.com/en/pages/67187. (In Russ)

13. Chernikova O.A. (2008) Psihologicheskije osobennosti sportivnoy emocii [Psychological features of sports emotion]. Sports psychologist. Moscow. Pp. 77-84. (In Russ)

14. Belyaeva L.A. (2011) Vliyaniye zanyatiy fizicheskoy kul'turoy i sportom na razvitiye emocional'noy sfery lichnosti podrostkov [The influence of physical culture and sports on the development of the emotional sphere of the personality of adolescents]. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. No. 3 (11): 281-283. (In Russ)

15. Lubysheva L.I. (1997) Sovremennyy cennostnyy potencial fizicheskoy kul'tury i sorta i puti ego osvoenija obshchestvom i lichnostiju [Modern axiological potential of physical culture and sport and ways of its development by society and personality]. Theory and practice of physical culture. No. 6: 10-15. (In Russ)

16. Vorontsov P.G. (2007) «Homo Trichotomies» ili chelovek triedinyy (teoriya zdorovogo vospitaniya) ["Homo Trichotomies" or a triune man (theory of healthy upbringing)] / P.G. Vorontsov. Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen: Postgraduate notebooks: Scientific journal. - № 10 (31): 38-41. (In Russ)

Вклад соавторов. Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

Contribution of the authors. The authors contributed equally to the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.