Научная статья на тему 'Влияние философских и научных течений второй половины ХХ века на формирование промышленной архитектуры'

Влияние философских и научных течений второй половины ХХ века на формирование промышленной архитектуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
615
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленная архитектура / структурализм / функционализм / прагматизм / Третья промышленная революция / позитивизм / хай-тек / industrial architecture / structuralism / functionalism / pragmatism / Third industrial revolution / positivism / high-tech

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Алёна Олеговна Дмитриева

В статье дается общая характеристика обстановки в мире во второй половине ХХ в. Раскрывается связь философских направлений и научно-технического прогресса того времени с развитием архитектурных стилей и течений. Рассматривается генезис промышленной архитектуры как явления и ее взаимосвязь с архитектурной стилистикой. Отмечается влияние промышленной архитектуры на другие сферы архитектурного творчества и дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Philosophical and Scientific Trends of the Second Half of the ХХ Century on the Organization of Industrial Architecture

The article gives a general description of the situation in the world in the second half of the twentieth century. The connection of philosophical directions, scientific and technical progress with the development of architectural styles of that time is revealed. The genesis of industrial architecture as a phenomenon and its relationship with architectural styles is considered. The influence of industrial architecture on other spheres of architectural creativity and design is noted.

Текст научной работы на тему «Влияние философских и научных течений второй половины ХХ века на формирование промышленной архитектуры»

Социально-гуманитарное обозрение

DOI 10.24411 /2346-8408-2018-10016

The Influence of Philosophical and Scientific Trends of the Second Half of the XX Century on the Organization of Industrial Architecture

Влияние философских и научных течений второй половины XX века на формирование промышленной архитектуры

Alena Olegovna Dmitrieva,

post-graduate student of the department of «Architecture of industrial structures» of Moscow architectural Institute (State Academy)

E-mail: admit.arch@gmail.com

Алёна Олеговна Дмитриева,

аспирант кафедры «Архитектура промышленных сооружений» Московского архитектурного института (Государственная академия) E-mail: admit.arch@gmail.com

Научная специальность по публикуемому материалу: 05.23.21 —Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности

Annotation. The article gives a general description of the situation in the world in the second half of the twentieth century. The connection of philosophical directions, scientific and technical progress with the development of architectural styles of that time is revealed. The genesis of industrial architecture as a phenomenon and its relationship with architectural styles is considered. The influence of industrial architecture on other spheres of architectural creativity and design is noted.

Key words: industrial architecture, structuralism, functionalism, pragmatism, Third industrial revolution, positivism, high-tech

Аннотация. В статье дается общая характеристика обстановки в мире во второй половине XX в. Раскрывается связь философских направлений и научно-технического прогресса того времени с развитием архитектурных стилей и течений. Рассматривается генезис промышленной архитектуры как явления и ее взаимосвязь с архитектурной стилистикой. Отмечается влияние промышленной архитектуры на другие сферы архитектурного творчества и дизайна.

Ключевые слова: промышленная архитектура, структурализм, функционализм, прагматизм, Третья промышленная революция, позитивизм, хай-тек

Изучение современной промышленной архитектуры, прогнозирование ее развития невозможно без анализа ее генезиса и эволюции. Необходимо установить характер взаимосвязи и степень воздействия внешних условий — развития философской мысли, научно-технического прогресса, экономических и социальных отношений на такую сугубо функциональную, экономически обоснованную, но очень разнообразную и важную область архитектурного творчества, как промышленная архитектура.

Во второй половине XX в. в связи с продолжающейся урбанизацией развитых стран увеличивается значимость искусственной окружающей среды — архитектуры. В силу необходимости послевоенного восстановления промышленного производства, благодаря оптимистичным взглядам на экстенсивную индустриализацию постоянно растет интерес к промышленной архитектуре как авангардной области зодчества и неотъемлемой составляющей современной цивилизации.

Философская мысль того времени отличается многообразием. Среди всех философских течений можно выделить те, которые оказали сильное влияние на архитектурное творчество. Большое значение имели эмпиричность и материалистичность прагматизма, его установка на приоритет целесообразности, эффективности, утилитарности. Для промышленной архитектуры также являются важными концепция исторического материализма, определяющая уровень развития общества через уровень развития технологий и материального производства, и постпозитивизм, уверенный в неограниченных возможностях позитивного познания и бесконечности научного прогресса [6, с. 15—18].

Наиболее заметно влияние на промышленную архитектуру философии структурализма — направления в философии науки, которое базируется на выявлении структуры всех объектов и процессов. Структурализму присущи органичная целостность, рациональность, объективность и упорядоченность.

№3/2018

83

Social-humanitarian review

Постструктурализм, являясь критикой структурализма, интересуется выявлением парадоксов и всех тех явлений, которые выходят за рамки структуры. При этом разрушаются границы между значениями и смыслами, остаются только концептуальные понятия. Философский постмодернизм близок к постструктурализму и направлен против философии Нового времени. Ему свойственна потеря субъекта как источника мировоззренческих представлений. Человек и окружающая действительность, в том числе и архитектура, мыслятся как сложные семиотические системы (текст). Характерными чертами этого направления являются многогранность, чувственность, нигилизм, интуитивизм, несистемность и неустойчивость, ироничность и символичность [3, с. 29-30].

Важную роль для развития цивилизации в целом играет концепция устойчивого развития — идея таких экономических, социальных и экологических изменений, при которых эксплуатация природы, направление финансовых потоков, развитие личности и научно-технический прогресс гармонизированы между собой и обеспечивают бесконечно долгое сохранение биосферы, выживание и эволюцию человека и общества [4].

Во второй половине XX века были совершены значимые научные открытия в области физики, квантовой механики и других областях. Появились новые научные дисциплины: кибернетика, биоинженерия, синергетика. Особый интерес проявлялся к междисциплинарным исследованиям. В 1960-70-х годах происходит Третья промышленная революция — массовое внедрение новых информационно-коммуникационных технологий, систем автоматизации и роботизации в производство; переход к постиндустриальному обществу. За короткий промежуток времени передовые технологии проникли из области науки и производства в другие сферы деятельности человека, в том числе и в архитектурную практику. Новые производства потребовали новой «оболочки» — новых типов промышленных зданий.

Плюрализм философских направлений детерминировал многообразие стилей и течений в архитектуре. Прагматизм, структурализм, марксизм и постпозитивизм оказали влияние на такие модернистские направления, как функционализм, структурализм, продуктивизм. На фоне общего кризиса культуры 1970-80-х, под влиянием философии постструктурализма и постмодернизма появляется новое творческое течение— архитектура постмодернизма. Глобальное ухудшение экологической обстановки, развитие междисциплинарных и синергетических

исследований, концепция устойчивого развития — все эти факторы нашли отражение в экоархитектуре, архитектуре устойчивого развития и ряде родственных направлений.

Несмотря на то что промышленные здания как новый функциональный тип появились в XVIII веке в период Первой промышленной революции, на ранней стадии развития функциональная и художественная стороны промышленной архитектуры существовали независимо друг от друга. К промышленным зданиям применялась та же стилистика, что и к гражданским, но ограничивалась только декорацией фасада. На следующем этапе в связи с ростом роли промышленности в жизни общества и появлением нового художественного мировоззрения промышленная архитектура начинает полностью соответствовать избранному стилю, а позже генерирует свой собственный набор образных средств (стиль хай-тек) [5, с. 12, 14].

С метафизической точки зрения промышленное «здание представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодополняющих подсистем, в совокупности обеспечивающих ... его функционирование в течение заданного жизненного цикла. Таких подсистем три: строительная, технологическая и жизнеобеспечивающая — инженерная» [1, с. 17]. Так как примат технологической системы характерен для большинства промышленных зданий, промышленная архитектура раньше всех остальных направлений усваивает и адаптирует новшества научно-технического прогресса, передовые технологии, внедряемые в производство.

На протяжении всей истории развития архитектуры промышленных зданий и сооружений в ней преобладали исключительная утилитарность и экономическая целесообразность. Объемнопланировочные решения должны были соответствовать требованиям технологического процесса, а гуманность, эстетическая выразительность и художественность отодвигались на второй план.

С начала XX века и до 1970-х годов в формировании промышленной архитектуры преобладал стиль функционализм. Еще американский архитектор Луис Салливан сформулировал тезис «форма соответствует функции», ставший основной концепцией функционализма. Идея состоит в строгом соответствии объемно-пространственного решения всего здания и отдельных его частей конкретным производственным процессам (функциям) и отказе от всего, что не имеет практического применения. Данный стиль характерен для архитектуры промышленных предприятий с ярко выраженными производственными процессами, например, металлургических и химических заводов.

84

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

Кредо функционализма одновременно стало и его значительным недостатком — жесткая взаимосвязь формы и функции мешала модернизации производств без изменения самой архитектуры. Поэтому в 1970-х годах XX века на фоне «кризиса функционализма» [2, с. 79] набирает популярность новый стиль — структурализм.

Структурализм оптимально подходит для промышленной архитектуры. Здание представляет собой ясную структуру, в которой конструктивные элементы и инженерные сети получают эстетическое освоение. В структурализме нет жесткого подчинения объемно-пространственной композиции здания функциональному зонированию. Промышленная архитектура этого стиля усваивает последние технические и инженерные достижения, но при этом социальным и экологическим аспектам все еще уделяется недостаточное внимание.

Продуктивизм можно назвать квинтэссенцией структурализма. Для него характерны максимальная гибкость и открытость планов, унифицированность инженерных систем, критический подход к постулатам функционализма [7, с. 445]. Идеи продуктивизма воплотились в «универсальных промышленных зданиях» — зданиях, объемно-планировочная и конструктивная структура которых позволяет использовать их для размещения различных видов производственной деятельности.

На фоне общего кризиса модернистских стилей 1980-х годов промышленная архитектура обращается к направлению постмодернизма. В отличие от архитектуры продуктивизма, которую можно назвать «недекорированным сараем», объекты постмодернизма — это «сараи упакованные» [7, с. 451]. Однако внешний вид промышленного здания никак не корреспондируется ни с его конструктивной системой, ни с функциональным зонированием, он даже не всегда отражает смысловую нагрузку постройки.

«Устойчивая архуте к тур а» и экоархитектура — это экологически ответственная энерго-и ресурсосберегающая, социокультурно ориентированная архитектура, основанная на передовых технологиях. Для нее также характерны гармония с окружающей средой и интеграция элементов природы в структуру здания. Несмотря на то что теоретические концепции «устойчивой архитектуры» начали разрабатываться еще в 1980-е годы, «экологичным» промышленным предприятиям в первую очередь свойственны изменения самого производственного процесса, а не внешнего облика. Энергоэффективные и ресурсосберегающие приемы интег-

рируются в архитектуру зданий с заметным отставанием. Свое применение в промышленных объектах они находят только в конце ХХ-го, начале следующего века.

В 1980-х годах на фоне оптимистичного взгляда на предельную индустриализацию, массового строительства промышленных предприятий, в том числе в городской среде, в русле ценностей общества потребления эстетика промышленной архитектуры достигла такой популярности, что стиль хай-тек (технический стиль) стал активно применяться и в других сферах архитектурного творчества и дизайна. Этот стиль подразумевает эстетизацию утилитарности, то есть несущих конструкций, инженерии и систем коммуникации. Утилитарные, сугубо функциональные элементы не прячутся, не маскируются, а наоборот, привлекают внимание, демонстрируют мастерство архитектора-конструк-тора-инженера.

Сегодня в сфере промышленной архитектуры идеи прагматизма, стили структурализм и хай-тек уступают место концепции устойчивого развития как наиболее перспективной и целесообразной парадигме завтрашнего дня. Большее внимание уделяется созданию гуманной и качественной рабочей среды. Решаются проблемы «добрососедского» сосуществования промышленности и города.

Список литературы

1. Булгаков С.Н. Философия, концепция и принципы создания современных производственных зданий // Промышленное и гражданское строительство 2001. №2 (февраль).

2. Вершинин В. И. Эволюция архитектуры промышленных сооружений: Учеб, пособие. Одесса: Астропринт. 2006.

3. История и философия науки (архитектуры): Учеб, пособие (развернутая программа) для аспирантов творческих специальностей / Сост. Н.Г. Попова. М.: МАРХИ. 2013.

4. Мантатова Л.В. Философия устойчивого развития [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://philosophy-sd.narod.ru (дата обращения: 07.04.18)

5. Морозова Е.Б. Эволюция категории художественного в промышленной архитектуре // Вестник Белорусского национального технического университета. 2006. № 2.

6. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики. 2006.

7. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития: Пер. с англ. Е.А. Дубченко; под ред. В.Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1990.

№3/2018

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.