Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / SWOT-АНАЛИЗ / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ / УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карамнова Наталья Владимировна, Коянкина Ольга Владимировна

В статье определены факторы внутренней и внешней среды сельскохозяйственной организации. Представлена общая методика SWOT-анализа, включающая следующие этапы: обоснование критериев, характеризующие и сильные и слабые стороны, угрозы и ожидания, а также их ранжирование; оценка каждого критерия; обобщение итогов оценки, позволяющие найти интегральную оценку и сильных и слабых сторон предприятия. Выявлены сильные и слабые стороны сельскохозяйственного предприятия, угрозы и возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FACTORS OF THE EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF THE ACTIVITY OF AGRICULTURAL ENTERPRISE

The article defines the factors of the internal and external environment of the agricultural organization. A general methodology for SWOT analysis is presented, including the following steps: justification of criteria that characterize both strengths and weaknesses, threats and expectations, as well as their ranking; evaluation of each criterion; generalization of the results of the assessment, which allows to find an integral assessment of both the strengths and weaknesses of the enterprise. The strengths and weaknesses of the agricultural enterprise, threats and opportunities are identified.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338.27

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Наталья Владимировна Карамнова

доктор экономических наук, доцент KaramnovaN@yandex.ru Ольга Владимировна Коянкина

студент

o. koyankina94@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье определены факторы внутренней и внешней среды сельскохозяйственной организации. Представлена общая методика SWOT-анализа, включающая следующие этапы: обоснование критериев, характеризующие и сильные и слабые стороны, угрозы и ожидания, а также их ранжирование; оценка каждого критерия; обобщение итогов оценки, позволяющие найти интегральную оценку и сильных и слабых сторон предприятия. Выявлены сильные и слабые стороны сельскохозяйственного предприятия, угрозы и возможности.

Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, внешняя среда организации, внутренняя среда организации, факторы внутренней и внешней среды, SWOT-анализ, сильные и слабые стороны организации, угрозы и возможности.

Анализ среды организации - это процесс определения особо важных элементов как внешней, так и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение целей предприятия.

Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности предприятия:

- с точки зрения стратегического планирования, улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую деятельность организации и ее будущее;

- с точки зрения политики фирмы, помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;

- с точки зрения текущей деятельности, обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций [5].

Внешняя среда предприятия - это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. К элементам внешней среды относятся: конкуренты, рынок, государство, рынок рабочей силы.

Важно отметить, что сложность анализа внешней среды заключается в ее неопределенности, изменчивости и подвижности.

Так, основными конкурентами АО «Подъем» являются СХПК «Родина» (с. Хмелевое), АО учхоз-племзавод «Комсомолец» (ст. Кочетовка) и СХПК «Восход» (с. Гололобовка). Следует отметить, что активное завоевание рынка АО «Подъем», а именно использование качественной продукции (работ, услуг), реклама, позволяет говорить об усилении ее конкурентных позиций. Производство зерна, кукурузы, подсолнечника, а также молока и мяса у каждого отдельного предприятия являются уникальными, и выявить прямых конкурентов достаточно проблематично. Однако на рынке Тамбовской области в достаточно широком ассортименте представлена продукция АО «Подъем».

Если говорить про покупателей продукции АО «Подъем», то ими являются предприятия различных форм собственности, детские дошкольные учреждения, школьные учреждения и физические лица.

Со стороны государства как элемента внешней среды следует выделить, что главными целями государственной политики являются

- обеспечение полноты сбора налогов;

- предотвращение нелегального производства;

- защита прав потребителей.

В соответствии с определенными целями государство осуществляет соответствующие меры[1].

Если проанализировать рынок рабочей силы, то следует сказать, что влияние рынка рабочей силы на деятельность предприятия невелико. В случае с АО «Подъем» на предприятии работают опытные сотрудники с многолетним стажем работы.

Более того, при анализе внешней среды очень важно оценивать конкурентов на рынке и качество их продукции со своей, поскольку данный анализ позволит выявить свои преимущества и недостатки, а также дает возможность оценить опыт конкурентов. Сохранение конкурентоспособности -одна из важных целей предприятия [7].

Необходимо выделить следующее: АО «Подъем» имеет явное преимущество перед другими конкурентами по соотношению «цена-качество» товара, поскольку в АО «Подъем» высококачественная продукция продается по низким ценам, что очень важно для покупателей и потребителей. Более того, на предприятии применяются новые технологии, что позволяет повысить качество производимой продукции, также, как и сервисное обслуживание, которые находится также на высоком уровне. Главным конкурентом на рынке является СХПК «Родина», однако у данного предприятия достаточно высокая цена реализуемой продукции, что невыгодно для покупателя. Остальные конкуренты уступают АО «Подъем» по качеству продукции и новым технологиям. Поэтому на данный момент АО «Подъем» среди конкурентов является лидером в своей отрасли[2].

Внутренняя среда организации определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом

управленческих решений. Главной целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, организация должна иметь определенный внутренний потенциал. Также надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда предприятий включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Для анализа внешней и внутренней среды используют следующие методы и инструменты (PEST-анализ, SWOT-анализ, ЕТОМ-анализ, SNW-анализ).

В данной работе остановимся на SWOT-анализе внутренней среды АО «Подъем».

Так, анализируя организационный срез, следует сказать, что он включает в себя организационную структуру, коммуникационные процессы, нормы, правила, процедуры, распределение прав и ответственности, а также иерархию подчинения.

Организационная структура АО «Подъем» - акционерное общество. Основной целью деятельности предприятия является производство зерна, подсолнечника, молока и мяса. В деятельности предприятие использует современную сельскохозяйственную технику и оборудование, что позволяет производить более качественную продукцию и повышает эффективность деятельности предприятия [4].

Следующий элемент внутренней среды, который необходимо проанализировать - это управление персоналом. Так, кадровая политика на данном предприятии формируется директором. Перед ним стоит задача формирования оптимального управленческого аппарата. В основе этого процесса лежит всесторонний анализ и прогноз общей численности, структуры и состав работников. В настоящее время штат сотрудников составляет 84 человека

Говоря про финансовый срез АО «Подъем» следует отметить, что предложения по осуществлению нововведений осуществляются медленно.

Анализируя маркетинговый срез, следует отметить, что это очень важная часть в деятельности предприятия, поскольку она включает в себя репутацию продукции на рынке, ее престиж, с помощью данного инструмента можно влиять на спрос продукции. У АО «Подъем» маркетинговые исследования с целью выявления предпочтений потребителей АО «Подъем» не проводятся, это приводит к тому, что некоторые услуги, не пользуются спросом, а это отягощает предприятие дополнительными затратами. Таким образом, при разработке стратегии организации необходимо учитывать данный момент и исправлять.

Еще один важный элемент, который подлежит оценке - это организационная культура - это нормы и ценности, которые разделяются абсолютным большинством членов организации или предприятия, а также внешние их проявления (организационное поведение). У АО «Подъем» организационная культура адекватна философии внутрифирменных отношений [3].

Далее необходимо провести анализ сильных и слабых сторон предприятия АО «Подъем», а также угроз и возможностей, который возникают на данном этапе. Данный анализ позволит выявить основные критерии и пути направления для разработки стратегии развития предприятия. Данный анализ будет проведен с использованием методики SWOT.

SWOT-анализ базируется на органическом сочетании анализа внутренних факторов (сильных и слабых сторон) и внешних факторов, которые характеризуют изменения во внешней среде функционирования предприятия в связи с появлением угроз и новых возможностей развития.

Общая методика данного анализа включает следующие этапы:

1. Обоснование критериев, которые характеризуют и сильные и слабые стороны, угрозы и ожидания, а также их ранжирование.

2. Оценку каждого критерия.

3. Обобщение итогов оценки, позволяющее найти интегральную оценку и сильных и слабых сторон предприятия [8].

Так, анализируя внутреннюю среду АО «Подъем» можно сделать вывод о том, что у данного предприятия основной сильной стороной является, прежде всего, расположение, благоприятное для ведения агробизнеса, этому способствуют климатические условия, а также близость к перспективным рынкам сбыта. Более того, в последние годы по статистике наблюдается рост объемов производства, что также является преимуществом для АО «Подъем». Также нельзя не отметить спрос на производимую продукцию, который стабилен. Также отдельно следует выделить, что среди конкурентов АО «Подъем» обладает наилучшим соотношением «цена-качество», что привлекательно для покупателей.

Среди слабых сторон было выявлено сокращение числа работников, задействованных в производстве, высокая степень износа основных фондов, а также сезонный характер поступления, а также снижение рентабельности производства. Также одним из основополагающих минусов является отсутствие должности маркетолога на предприятии, поскольку развитие маркетингового направления в организации - это важный процесс, который формирует у покупателя определенный образ продукта и производителя, с помощью маркетинговых инструментов возможно стимулировать покупателей к приобретению товаров, увеличению спроса. Развитие данного направления необходимо учитывать при разработке стратегии развития предприятия.

Также важно проанализировать внешнюю среду предприятия, выявить основные возможности развития, которые можно использовать в стратегии развития и повышения эффективности деятельности организации. Также не менее важно проанализировать и выявить основные угрозы для организации, поскольку, учитывая данные факторы, можно избежать падения спроса, а также снижения конкурентоспособности на рынке.

Итак, анализ внешней среды показал, что необходимо учитывать следующие возможности организации:

1. расширение каналов сбыта не только в своем регионе, но и соседних. Учет данной возможности в стратегии позволит повысить спрос на

рынке, а также популярность продукции АО «Подъем».

2. Использование инновационных технологий в производстве продукции всех отраслей - важный аспект, который способствует развитию производства и повышению качества продукции. Внедрение и применение в работе ресурсосберегающих технологий позволит АО «Подъем» снизить издержки производства.

3. Поддержка государства, в частности, через увеличение объемов государственной и региональной поддержки сельского хозяйства. Примером такой поддержки являются субсидии в виде компенсации части уже осуществленных затрат за фактически произведенную (или приобретенную) продукцию на основе подтверждающих документов.

4. Снижение процентной ставки по кредитам также является одной из возможностей, что позволит на более выгодных условиях брать кредиты для развития производства АО «Подъем».

5. Привлечение новых сотрудников, обеспечение им социальных гарантий. Поскольку на данный момент у АО «Подъем» наблюдается динамика снижения числа работников, привлечение новой квалифицированной рабочей силы позволит также повысить эффективность деятельности АО «Подъем». А для привлечения квалифицированных кадров необходимо обеспечить достойный уровень заработной платы, а также предоставить пакет социальных гарантий для того, чтобы сделать трудоустройство на данном предприятии привлекательным и выгодным для работников.

В целом следует сказать, что сельскохозяйственная отрасль достаточно привлекательна, особенно ее развитие в данном регионе достаточно актуально в силу географического положения и климатических условий [5], развитие данной отрасли в целом выгодно для экономики не только предприятия АО «Подъем», но и для региона в целом.

Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод, о том, что анализ внешней и внутренней среды АО «Подъем» позволил выделить основные сильные и слабые стороны предприятия, преимущества и недостатки. Были

проанализированы основные конкуренты АО «Подъем», среди которых рассматриваемая организация занимает лидирующие позиции по соотношению «цена-качество» продукции. Однако при этом важно отметить высокую конкуренцию на рынке среди организаций в данной отрасли в данном регионе. Более, того, анализ и учет сильных и слабых сторон предприятия на основе методики SWOT позволил выявить основные направления развития предприятия, учет которых в стратегии позволит выйти организации на новый уровень, повысить спрос, повысить качество продукции, сократить издержки производства, а также повысить спрос на выпускаемую продукцию.

Список литературы:

1. Белоусов В.М. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики// Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. Курган, 2021. С. 226230.

2. Белоусов В.М. Кластеры как основа обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики// Теория и практика мировой науки. 2021. № 11. С. 2-5.

3. Белоусов В.М. Стратегические направления инновационного развития аграрного сектора экономики региона// Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК. Сборник статей по материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2022. С. 170-174.

4. Белоусов В.М. Формирование агропромышленных кластеров как условие инновационного развития региональных систем// Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: материалы XIII Международной научно-практической интернет-конференции. п. Правдинский, Московская обл., 2021. С. 527-531.

5. Гусева М. Н., Маликова М.А. Индикаторы и факторы устойчивого развития региона // Аграная наука в инновационном развитии АПК: Материалы международного молодежного аграрного форума. Сборник научных статей, Мичуринск, 08-10 ноября 2017 года / Под редакцией В.А. Бабушкина. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет. 2018. С. 82-94. - EDN XRETFR.

6. Лёвина М.В. Инновационные направления развития АПК // Приоритетные направления регионального развития: сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией И.Н. Миколайчика. Курган. 2021. С. 417-420.

7. Лёвина М.В.Инновационный потенциал сельскохозяйственных организаций// Инженерное обеспечение в реализации социально-экономических и экологических программ АПК: материалы Международной научно-практической конференции. Курган. 2021. С. 484-488.

8. Лёвина М.В. Пути повышения эффективности функционирования АПК// Инженерное обеспечение в реализации социально-экономических и экологических программ АПК: материалы Международной научно-практической конференции. Курган. 2021. С. 480-484.

UDC 338.27

INFLUENCE OF FACTORS OF THE EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF THE ACTIVITY OF

AGRICULTURAL ENTERPRISE

Natalia V. Karamnova

Doctor of Economics, Associate Professor KaramnovaN@yandex.ru Olga V. Koyankina

student

o. koyankina94@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article defines the factors of the internal and external environment of the agricultural organization. A general methodology for SWOT analysis is presented, including the following steps: justification of criteria that characterize both strengths and weaknesses, threats and expectations, as well as their ranking; evaluation of each criterion; generalization of the results of the assessment, which allows to find an integral assessment of both the strengths and weaknesses of the enterprise. The strengths and weaknesses of the agricultural enterprise, threats and opportunities are identified.

Key words: agricultural production, external environment of the organization, internal environment of the organization, factors of the internal and external environment, SWOT analysis, strengths and weaknesses of the organization, threats and opportunities.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.