Научная статья на тему 'Влияние факторов внешней и внутренней среды на экономические результаты и конкурентоспособность организаций культуры'

Влияние факторов внешней и внутренней среды на экономические результаты и конкурентоспособность организаций культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
895
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / ORGANIZATION OF THE SPHERE OF CULTURE / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Пётр Андреевич, Лосев Константин Викторович

В статье исследуется влияние на конкурентоспособность организаций культуры факторов управленческого, социального, экономического, маркетингового и инновационного характера, концентрированно представленных во внешней и внутренней среде. Устанавливаемое влияние указанных факторов на экономические результаты и конкурентоспособность организаций культуры позволяет менеджменту реализовывать комплексные меры, направленные на поддержание высокой конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреев Пётр Андреевич, Лосев Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FACTORS OF INTERNAL AND EXTERNAL ENVIRONMENTS ON ECONOMIC PERFORMANCE,THE COMPETITIVENESS OF CULTURAL ORGANIZATIONS

The paper investigates the management, social, economic, marketing and innovative factors concentrated in the external and internal environments, and their impact on the competitiveness of cultural organizations. The influence of these factors set on economic results and competitiveness of cultural organizations allow management to implement comprehensive measures aimed at maintaining the competitiveness plan.

Текст научной работы на тему «Влияние факторов внешней и внутренней среды на экономические результаты и конкурентоспособность организаций культуры»

влияние факторов внешней и внутренней среды на экономические результаты и конкурентоспособность организаций культуры

THE INFLUENCE OF FACTORS OF INTERNAL AND EXTERNAL

ENVIRONMENTS ON ECONOMIC PERFORMANCE,

THE COMPETITIVENESS OF CULTURAL ORGANIZATIONS

удк [008 : 658] : [005.332.4 + 33]

АНДРЕЕВ Пётр Андреевич

преподаватель кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, andreevpeter@yandex.ru

ANDREYEV, Pyotr Andreevich

Lecturer of the Management in Economic and Social Processes Department, the Saint-Petersburg Institute of Film and Television, andreevpeter@yandex.ru

ЛоСЕВ Константин Викторович

декан гуманитарного факультета Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения, доктор экономических наук, доцент, k.losev@mail.ru

LOSEV, Konstantin Viktorovich

Dean of the Humanities Faculty of the Saint-Petersburg University of Aerospace Instrumentation, Doctor of Economics, Associate Professor, k.losev@mail.ru

Аннотация.

В статье исследуется влияние на конкурентоспособность организаций культуры факторов управленческого, социального, экономического, маркетингового и инновационного характера, концентрированно представленных во внешней и внутренней среде. Устанавливаемое влияние указанных факторов на экономические результаты и конкурентоспособность организаций культуры позволяет менеджменту реализовывать комплексные меры, направленные на поддержание высокой конкурентоспособности.

Ключевые слова: организации сферы культуры, внешние и внутренние факторы влияния, конкурентоспособность, экономические результаты.

Abstract.

The paper investigates the management, social, economic, marketing and innovative factors concentrated in the external and internal environments, and their impact on the competitiveness of cultural organizations. The influence of these factors set on economic results and competitiveness of cultural organizations allow management to implement comprehensive measures aimed at maintaining the competitiveness plan.

Key words: organization of the sphere of culture, external and internal factors, competitiveness.

В экономической литературе ряд авторов, определяя организационные, инновационные, экономические и социальные факторы влияния на средне- и долгосрочное развитие организаций сферы услуг, концентрируют свое внимание на совершенствовании противодействия (нейтрализации) влиянию негативных факторов макро-, микросред посредством осуществления экономических, организационных и инновационно-инвестиционных комплексных мер [1].

С такого рода подходом авторов можно согласиться в той части их предложений, которая адекватна соответствующим видам направлений развития организаций сферы услуг. Действительно разнообразие внутренних факторов влияния на экономические результаты, конкурентоспособность организации при их объединении по организационным, экономическим, социальным, инновационным группам развития соответствуют выделяемым авторами приоритетам повышения темпов экономического роста, конкурентоспособности организаций, оказываемых ими услуг потребителям.

Важно отметить и то, что объединяемые в группы внутренние факторы влияния на экономические результаты, конкурентоспособность организации сферы услуг выступают лишь целенаправленными характеристиками воздействия, но не направлениями повышения экономических результатов и конкурентоспособности организаций, отраслевых составляющих сферы культуры.

Внешние факторы влияния на экономические результаты и конкурентоспособность организации, отраслевой составляющей сферы культуры, на наш взгляд, можно лишь частично вычленить из их многочисленного состава и включить в группы влияния на экономические результаты и конкурентоспособность организации, отрасли сферы культуры.

Такие, например, комплексные факторы влияния внешней среды, как политические, правовые, технологические, экономические, социо-культурные, действуя на экономические результаты субъектов деятельности сферы культуры, не могут полностью входить в организационные, экономические, инновационные

и социальные обобщающие характеристики, в рамках которых должны приниматься комплексные меры по нейтрализации негативного влияния состояния внешней среды в целях достижения планируемых экономических результатов, уровня конкурентоспособности организаций, отраслей сферы услуг. Но такие факторы внешней среды, как социо-куль-турные, экономические, технологические, по нашему мнению, могут выступать факторами влияния, соответственно, на социальное, экономическое и инновационное развитие объектов сферы культуры [2].

В этой связи выделим и объединим в группы внутренние факторы влияния на экономический рост и конкурентоспособность организации, отрасли сферы культуры. Основными внутренними факторами влияния на планируемые экономические результаты, конкурентоспособность организации культуры выступают их такие комплексные группы, как:

• управленческие; от оперативности, качества принятия управленческих решений в рамках этой группы зависит достижение планируемых экономических и социальных результатов, рост конкурентных преимуществ организации культуры;

• экономические, характеризуемые индексами роста стоимостных объемов предоставляемых потребителям услуг культуры, соответствием функционирующей системы материального стимулирования достигаемым экономическим и социальным результатам, производительности труда всех участников процесса оказания услуг культуры, эффективности использования материально-технических ресурсов, используемых инвестиций, направляемых в основной и человеческий капитал;

• инновационные, определяющие возможность создания и внедрения новых или усовершенствованных технологий предоставления услуг культуры потребителям, маркетинговых, продуктовых и организационных новшеств, позволяющих повысить конкурентоспособность услуг, организации культуры, рост и усиление ее конкурентных преимуществ, успешное позиционирование на занимаемом сегменте услуг сферы культуры;

• социальные, характеризуемые повышением уровня ответственности персонала, менеджмента за осуществляемые виды деятельности, ростом социальной ответственности за качество оказываемых услуг культуры, установлением и соблюдением морально-психологического климата в среде персонала, использованием современной технологии отбора работников, управленцев, повышение их квалификации, профессионального мастерства;

• маркетинговые, направленные на повышение мобильности и оперативности продвижения услуг культуры на рынок, обеспечения качества услуг и рост организационно-технологического уровня услуг культуры, его ориентации на удовлетворение вкусов и предпочтений различных социальных групп и слоев граждан, контингентов потребителей услуг культуры, увеличение экономических результатов и постоянное обеспечение информацией менеджеров организации культуры по методам, способам и технологическим процессам высокого качества оказываемых услуг, совершенствования видов деятельности, ознакомления с опытом качественного выполнения услуг отечественных и зарубежных организаций культуры, их экономической, социальной и художественно-творческой результативности.

Мониторинг и учет изменений внутреннего влияния групп факторов на экономические, социальные результаты, конкурентоспособность услуг и в целом организаций культуры, формирование адекватных им организационно-экономических и иных мер по содействию влиянию положительных факторов и нейтрализации негативных, выступает основным организационным фактором повышения конкурентоспособности организации сферы культуры.

Объединяемые многочисленные факторы внешней среды в интегральные группы влияния на текущую деятельность и социально-экономическое развитие организаций культуры позволяют их менеджменту на экс-пертно-аддитивной или интегральной основе определить их уровень влияния и на этой основе предусмотреть меры, направленные на стабилизацию или повышение экономических результатов до среднеотраслевого уровня или

превышающего этот уровень в текущем (краткосрочном) периоде.

Так, например, входящие в объединенную группу такие экономические факторы внешней среды, как: емкость рынка услуг культуры (стоимостной объем потребляемых услуг культуры в течение года); индексы годовых изменений емкости рынка отраслевой составляющей сферы культуры; уровень изменений технологических и продуктовых новшеств на рынке услуг культуры; уровни инфляции, банковские процентные ставки; динамика ежегодных индексов народнохозяйственного и отраслевого экономического роста, влияющих на эффективность используемых ресурсов, изменение объемов расходов потребителей услуг культуры, оказывающих конкурентное давление на организации культуры, существенно влияет на изменение величин экономических результатов деятельности организации, их конкурентоспособности [3].

Определение экспертными методами уровня влияния обобщающей группы внешних факторов на экономические результаты, конкурентоспособность организации культуры, на наш взгляд, должно исходить из того, что доля влияния внешних экономических факторов на текущую деятельность организации культуры при экспертной оценке должна включаться в обобщающую оценку влияния всех групп факторов внешней среды. При этом необходимо на экспертной основе ранжировать, исходя из приоритетности, экономические, инновационные, социо-культурные, правовые и политические группы факторов.

Ранжирование внешних групп факторов по долевому влиянию на экономические, социальные результаты, конкурентоспособность организации сферы культуры позволяет концентрированно распределять и использовать имеющиеся ресурсы, увеличивать тем самым потенциальную возможность влияния на рост конкурентоспособности услуг и в целом организации культуры в долгосрочном периоде.

Изменение инновационного (технологического) состояния внешней среды, выражающегося в появлении новых технологий, видов услуг культуры, их модифицированных видов на рынке услуг, усиливает конкуренцию

профессиональных участников рынка услуг культуры, повышает стремление менеджмента организаций культуры, его ответственность за достижение планируемых экономические и социальных результатов, усиление конкурентоспособности услуг и организации культуры в средне-, долгосрочном периоде.

Несвоевременность принятия управленческих решений о приведении в соответствие инновационности организации с изменениями инновационного состояния внешней среды существенно отражается как на соблюдении планируемых темпов экономического роста, так и на уровне конкурентоспособности услуг, конкурентных преимуществах, например, таких организаций культуры, как художественные театры, концертные залы, библиотеки, кинотеатры, клубные учреждения, в которых совершенствование технологии процесса оказания услуг, модификация, создание новых видов услуг, отвечающих предпочтениям и вкусам потребителей услуг культуры, современным тенденциям применения способов и методов изменения процессов оказания услуг культуры, выступают основой расширения контингента потребителей услуг, повышения экономических результатов, способности в нормативные сроки окупать средства, вложенные в основной и человеческий капитал.

Инновационное направление соблюдения адекватности технологических, продуктовых, процессных, организационных и маркетинговых изменений в текущей деятельности и перспективном развитии организации культуры с инновационной трансформацией состояния макросреды в ранжированном ряду наиболее значимых и приоритетных, на наш взгляд, занимает второе место после экономических факторов влияния внешней среды на конкурентоспособность и конкурентные преимущества организаций культуры.

Группа социо-культурных факторов внешней среды определяет и направление приведения в соответствие уровня конкурентоспособности организации культуры, ее планируемых экономических и социальных результатов посредством комплекса организационно-экономических и социальных мер с происходящими

изменениями социо-культурного характера во внешней среде.

Такими комплексными мерами в деятельности организации культуры, влияющими на рост ее конкурентоспособности, выступают учет и адаптация к современным тенденциям изменения социального и культурного состояния макросреды, выражающихся в демографических изменениях (старение населения, невысокий рост рождаемости по сравнению со смертностью населения), в повышении уровней образованности и информированности, социальной ответственности и социального благосостояния, в повышении качества жизни граждан.

В ранжированном ряду внешних факторов, влияющих на достижение планируемых экономических и социальных результатов локальных и отраслевых составляющих сферы культуры, изменение уровней конкурентоспособности, на формирование комплекса организационно-экономических мер по адаптации к изменениям макросреды, в соответствии с экспертными оценками, на четвертом месте среди вышеназванных групп внешних факторов находится группа политических и правовых факторов, характеризующихся установленной регламентацией и постоянными изменениями в условиях развивающегося рынка налогового, бюджетного, патентного, антимонопольного, гражданского, таможенного законодательства, денежно-кредитной политики, взаимоотношениями правительства с иностранными государствами, размерами бюджетных доходов и расходов, расстановкой политических сил при выборах в законодательные и исполнительные органы власти.

Поэтому, в соответствии с приведенным ранжированием факторов внешнего влияния на деятельность учреждений культуры, их долгосрочное социально-экономическое развитие, конкурентоспособность, предпринимаемые комплексные меры по адаптации с трансформацией политических и правовых факторов макросреды выступают одним из основных факторов влияния на повышение конкурентоспособности организации культуры [4].

Формирование комплексных организационно-экономических и иных мер по монито-

рингу, учету и адаптации процесса оказания услуг организации культуры с изменениями экономического, инновационного, социокультурного, политического и правового состояния макросреды, выступающих групповыми факторами влияния на конкурентоспособность, экономические и социальные результаты текущей деятельности и долгосрочного развития организации культуры, на наш взгляд, должны быть взаимосвязанными с предпринимаемыми комплексными мерами по адаптации с влияниями внутренних факторов на экономические результаты и конкурентоспособность организации культуры.

Экономические, инновационные (технологические), управленческие, социо-культурные и маркетинговые факторы внутреннего влияния на конкурентоспособность организации культуры при формировании организационно-экономических, социальных и иных мер должны интегрированно включать на экспертной основе меры по адаптации организации к изменениям указанных факторов, тем самым определяя направления повышения конкурентоспособности услуг культуры, организации сферы культуры на основе интегрированного комплекса мер по приведению своей конкурентоспособности, возможности достижения планируемых экономических и социальных результатов с изменениями состояния макро-, мезо-, микросред.

Повышению уровня объективности определения приоритетного ориентира роста конкурентоспособности организации культуры способствует анализ ее конкурентного окружения и разрабатываемых менеджментом мер, направленных на нейтрализацию негативных факторов воздействия внешней среды на конкурентоспособность, эффективное использование конкурентного потенциала и укрепление имеющихся конкурентных преимуществ.

Структурный анализ конкурентного окружения организации культуры включает в свой состав установление интенсивности конкуренции, воздействия на организацию проникновения на рынок услуг потенциальных конкурентов, уровня конкурентной борьбы между профессиональными участниками (конкурентами) на занимаемом сегменте рынка [5].

В процессе анализа проникновения на рынок его профессиональных участников определяется наиболее вероятные стоимостные объемы оказываемых потребителям услуг культуры и сопутствующих им товаров, основного и оборотного капитала, темпы роста производительности труда.

Анализ уровня конкурентной борьбы между профессиональными участниками сегмента рынка услуг культуры должен учитывать различные варианты осуществления своей деятельности участников рынка услуг культуры. В том случае, если конкуренты - профессиональные участники рынка услуг культуры имеют близкие по объемам ресурсные и конкурентные потенциалы, то уровень предстоящей конкуренции на данном сегменте рынка можно считать высоким.

Предпринимаемые комплексные меры соперниками - организациями культуры по индивидуализации оказываемых услуг, их дифференциации расширяет состав и усиливает конкурентные преимущества, повышает конкурентоспособность услуг и в целом организации культуры, предоставляют возможность тем или иным потребителям отдавать предпочтение, исходя из привычных или изменяющихся способах и условиях потребления услуг культуры (например, отдать предпочтение тому или иному жанру, художественной коллизии, виду искусства).

В процессе установления уровня конкурентной борьбы анализу должен подвергаться также вариант наличия на рынке профессиональных участников сферы культуры, находящихся на одинаковых стадиях жизненного цикла. Так, при наличии у них тенденций медленного роста складывающиеся уровни конкурентоспособности конкурирующих организаций культуры являются основой для утверждения организации как более успешно позиционирующей на рынке услуг по сравнению с другими профессиональными участниками (соперниками).

Доминирующим фактором повышения конкурентоспособности организаций культуры выступает укрепление и долгосрочное развитие конкурентного потенциала, функциональным назначением которого является потенци-

петербургский экономический журнал • № 1

2016

85

альная возможность организации культуры поддерживать на экономически приемлемом уровне и повышать конкурентоспособность в средне- и долгосрочном периодах.

Таким образом, факторы влияния на конкурентоспособность организаций культуры управленческого, социального, экономического, маркетингового, инновационного характера, концентрированно представленные во внешней и внутренней средах, на способность организаций культуры осуществлять деятельность с экономическими результатами, равными или превышающими их среднеотраслевые величины в сфере культуры, предоставляют возможность менеджменту организаций

культуры: формировать комплексные меры, направленные на противодействие и нейтрализацию негативного влияния факторов макро-, микросред, рост конкурентоспособности услуг и в целом организации культуры в долгосрочном периоде; приводить в соответствие уровни конкурентоспособности организации культуры, ее планируемых экономических и социальных результатов с происходящими изменениями состояния макро-, мезо-, микросред; осуществлять структурный анализ конкурентного окружения организации культуры, уровня конкурентной борьбы между профессиональными участниками рынка услуг культуры.

Список литературы

1. Воронцова М. Г. Современные технологии стратегического менеджмента в сфере культуры: сб. научных трудов Международной конференции «Актуальные проблемы менеджмента: формирование эффективных систем и процессов стратегического управления». СПб.: СПбГУ 2013.

2. Johnson G., Scholes K., Whittington R. Exploring corporate strategy. Financial Times, 2008.

3. Андреев П. А. Факторы влияния на повышение конкурентоспособности услуг учреждений сферы культуры // Вестник Российской академии естественных наук. № 1(19). 2015. С. 65-67.

4. Лосев К. В. Структура внешней инновационной среды высшего учебного заведения// Научно-технические ведомости СПб ГПУ. №6 (137). 2011. С. 271-276.

5. Портер М. Э. Конкуренция: Обновленное и расширенное издание. М.: Вильямс, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.