Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ГИБДД - РЕГУЛИРОВЩИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)'

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ГИБДД - РЕГУЛИРОВЩИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВЩИКИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА / ДОРОЖНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ / ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ АВТОМОБИЛЕЙ / РАБОЧАЯ СРЕДА / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каляганов П.И., Трошин В.В., Макаров И.А.

В аналитическом обзоре показано негативное влияние загрязненного воздуха на развитие заболеваний органов дыхания, а также на формирование патологических изменений со стороны нервно-эндокринной и сердечно-сосудистой систем, почек и системы крови у регулировщиков движения транспорта. Обращено внимание на возможность канцерогенного и генотоксического влияния на людей воздуха, загрязненного химическими веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каляганов П.И., Трошин В.В., Макаров И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF WORKING ENVIRONMENT FACTORS ON HEALTH STATE OF ROAD POLICE OFFICERS CONTROLLING TRAFFIC (REVIEW OF LITERATURE)

The analytic review demonstrated negative influence of polluted air on respiratory diseases formation, on development of pathologic changes in neuro-endocrine and cardiovascular systems, kidneys and blood of traffic regulation officers. Special attention was put on possible carcinogenic and genotoxic influence of air polluted with chemicals in exhaust automobile gases.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ГИБДД - РЕГУЛИРОВЩИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдов М.И. Заболеваемость злокачественными новообразованиями и смертность от них в странах СНГ в 2005 г. / М.И. Давыдов, Е.М. Аксель // Вестн. РАМН.

2. Демографический ежегодник Узбекистана. Ташкент,

2005.

3. Заридзе Д.Г. // Арх. патологии. 2002. № 2. С. 53—61.

Поступила 07.10.08

УДК 613.63:656.05

П.И. Каляганов, В.В. Трошин, И.А. Макаров

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ГИБДД — РЕГУЛИРОВЩИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ФГУН Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии Роспотребнадзора,

г. Нижний Новгород

В аналитическом обзоре показано негативное влияние загрязненного воздуха на развитие заболеваний органов дыхания, а также на формирование патологических изменений со стороны нервно-эндокринной и сердечно-сосудистой систем, почек и системы крови у регулировщиков движения транспорта. Обращено внимание на возможность канцерогенного и генотоксического влияния на людей воздуха, загрязненного химическими веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей.

Ключевые слова: регулировщики движения транспорта, дорожные полицейские, выхлопные газы автомобилей, рабочая среда, гигиенические условия труда, состояние здоровья.

P.I. Kalyaganov, V.V. Troshin, I.A. Makarov. Influence of working environment factors on health state of road police officers controlling traffic (review of literature). The analytic review demonstrated negative influence of polluted air on respiratory diseases formation, on development of pathologic changes in neuro-endocrine and cardiovascular systems, kidneys and blood of traffic regulation officers. Special attention was put on possible carcinogenic and genotoxic influence of air polluted with chemicals in exhaust automobile gases.

Key words: traffic regulation officers, road policemen, exhaust automobile gases, work environment, health state.

Вклад автотранспорта в экологическое загрязнение атмосферы крупных городов составляет около 60—90 % [1, 2].

Находясь большую часть рабочего времени на открытом воздухе, инспекторы ГИБДД подвергаются воздействию комплекса профессионально - производственных факторов: нагревающего и охлаждающего микроклимата, загрязненного выхлопными газами и придорожной пылью атмосферного воздуха, высокого нервно-эмоционального напряжения, связанного с ответственностью за безопасность движения на дороге и риском для собственной жизни (при обнаружении и преследовании преступников, находящихся за рулем автомобиля) и др. Условия труда инспекторов ДПС в большинстве случаев относятся к вредному классу 3.3.

Анализ заболеваемости сотрудников ГИБДД выявил высокие уровни общей заболеваемости: в 1,6 раза выше аналогичного показателя в среднем по МВД России и в 1,3 раза в среднем по РФ среди взрослого населения.

В отечественной и зарубежной литературе опубликован ряд работ, посвященных изучению влияния факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья регулировщиков движения транспорта (РДТ), работников контроля автомобильного движения — дорожных полицейских (ДП).

По данным М.В. Потаповой [3], у инспекторов ГИБДД, работающих в Республике Татарстан, 90 % заболеваемости составляют острые респираторные заболевания, а 17,09 % сотрудников ДПС страдают хроническим тонзиллитом

и 9,83 % — хроническим синуситом, в 1,3 % случаев диагностированы хронический бронхит и бронхиальная астма. У 8,5 % молодых сотрудников ГИБДД (возраст около 30 лет) следствием постоянного психоэмоционального напряжения стали артериальная гипертензия и вегетативно-сосудистая дистония — у 2,56 %. У инспекторов ГИБДД значительный удельный вес (у 20 %) имеют заболевания органов пищеварения — хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

В Японии изучалась [16] эффективность мер профилактики перегревания летом 204 мужчин-регулировщиков движения (РД) и 115 мужчин-строителей. У работников контроля движения ежедневное время пребывания под солнечными лучами было значительно более длинным, нежели у строителей. При этом было установлено, что частота возникающих затруднений при выполнении работы из-за жаркой погоды у ДП была значительно ниже, чем у строителей, что, по-видимому, связано с разным уровнем физической нагрузки, выполняемой данными профессиональными группами.

В ряде зарубежных стран было изучено состояние органов дыхания у ДП, вдыхающих загрязненный токсичными веществами воздух, в концентрациях, превышающих допустимый уровень.

В г. Бангкоке (Таиланд) проводимая в течение одного года у 78 ДП в динамике спирометрия легких не выявила стойкой тенденции к снижению легочных объемов (жизненная емкость легких — ЖЕЛ и ФЖЕЛ1). Однако в этом исследовании [19] получены данные о повышенной частоте обструктивных изменений в мелких дистальных бронхах (снижение максимальной скорости выдоха МОС 25 выд.).

Проведенное в г. Катания (Италия) обследование 484 ДП в течение 8 лет подвергающихся постоянному воздействию выхлопных газов автомобилей, выявило у них [25] более высокую распространенность кашля, одышки и хрипов в легких, а также положительный накожный аллергологический тест к наиболее распространенным в природе аллергенам, по сравнению с другой группой полицейских, не подвергающихся воздействию выхлопных газов автомобилей. Результаты исследования свидетельствуют не только о повышенной частоте патологических изменений в легких у РД, но и о частом обнаружении у них сенсибилизации к различным аллергенам.

В другом исследовании, проведенном также в Италии, у 290 ДП в течение 5 лет изучалось

функциональное состояние легких. В динамике наблюдения не было выявлено ускоренного снижения объема форсированного выдоха за 1-ю с (ОФВ1) и ЖЕЛ, по сравнению с полицейскими, занятыми на административной работе. Исследователи приняли решение увеличить длительность периода наблюдения.

В г. Джолгоан (Индия) в течение года проводился мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на пересечении шоссе [17]. В воздухе обнаружено наличие оксида азота (58 мкг/м ) и частиц респирабельной фракции пыли (224 мкг/ м ). У ДП отмечено снижение максимальной скорости выдоха (МСвыд.), ОФВ1 и ЖЕЛ. Полученные данные указывают на существенные нарушения функционального состояния легких у полицейских из-за постоянного воздействия загрязненного воздуха. Ставится вопрос об обязательном использовании РД средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания во время исполнения ими служебных обязанностей.

Исследование взаимосвязи между степенью загрязненности атмосферного воздуха выхлопами автомобилей и частотой хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ) у 1603 ДП, работающих и живущих в трех районах г. Бангкока (Таиланд) с различной степенью загрязнения воздуха, показало [27], что распространенность хронических бронхолегочных заболеваний среди полицейских взаимосвязана со степенью загрязнения атмосферного воздуха выбросами от городского транспорта. Распространенность ХНЗЛ в сильно загрязненных, умеренно загрязненных и пригородных районах города оказалась соответственно равна 13,0, 10,9 и 9,4 %.

Проведенное в г. Тхонбури (Таиланд) обследование 629 ДП [33] выявило у них более частые жалобы на кашель и ринит, а также снижение показателей функции внешнего дыхания (ФВД) — ОФВ1 и ЖЕЛ, чем среди населения. У полицейских, которые во время работы не используют СИЗ органов дыхания, обнаружен более высокий риск снижения показателей ЖЕЛ и ОФВ1, чем у тех, которые ими регулярно пользуются. Проведенное в г. Бангкоке у 174 ДП исследование легочных функций с использованием виталографа также выявило у 25,29 % обследованных лиц уменьшение легочных объемов.

Некоторые исследователи [31] привлекают внимание врачей к важности оценки аллергологи-ческого статуса у РДТ. Выполненное у 122 инспекторов дорожного движения в г. Бари (Италия) исследование частоты сенсибилизации к аллергенам, поступающим ингаляционным путем

(полициклические ароматические углеводороды и др.), показало, что продукция специфического ^Е против указанных аллергенов была обнаружена в 6 случаях, а положительные результаты накожной пробы наблюдались в 11 случаях. Аллергический ринит был диагностирован у 6 человек, у 61 % обследованных лиц оказался положительным хотя бы один из выполненных аллергологических тестов.

В литературе приводятся результаты исследований, посвященных влиянию на РД химических веществ, содержащихся в выхлопах автомобилей, в том числе тяжелых металлов: свинца, марганца, меди и др.

Исследование проб крови у 47 ДП в г. Исламабаде [4] показало, что средний уровень свинца в крови у полицейских (27,27 мкг/дл) был достоверно выше, по сравнению с контрольной группой (3,22 мкг/дл). Средние уровни марганца в крови у полицейских (21,94 мкг/дл) также были достоверно выше, чем в контроле (1,7 мкг/ дл). Не было установлено достоверного различия средних показателей содержания меди в крови у ДП и в контрольной группе (соответственно 93,49 и 71,15 мкг/дл). Повышенное содержание свинца и марганца в крови у РД взаимосвязано с загрязнением воздуха в местах интенсивного движения транспорта. Как известно, соединения свинца (ТЭС) и марганца используются в качестве добавок к бензинам.

В другом исследовании, выполненном у 126 ДП г. Каира, содержание свинца в крови также оказалось значительно выше, чем в контроле [18]. Проведенные в г. Гаосюн (Китай) исследования [12] подтвердили более высокое содержание свинца в крови у 98 ДП (24,43 ± 5,31 мкг/дл), по сравнению с контрольной группой (20,14 ± 5,07 мкг/дл). Средние величины карбоксигемоглобина (СОНв) в крови у полицейских также оказались значительно выше, чем в контроле. В г. Милане (Италия) методом случайного отбора была сформирована группа РД численностью 292 человека, которые подвергаются воздействию выхлопных газов [7]. Средний уровень содержания свинца в крови у них оказался 15,2 мкг/дл, а в контрольной группе из медицинских работников (60 человек) — только 11,7 мкг/дл. Концентрация карбоксигемоглобина (СОНв) в крови у ДП в начале смены была 2,8 %, а в конце смены — 4,3 %. Определение содержания свинца и СОНв в крови у РД рассматривается как индикатор воздействия на человека загрязненного городского воздуха. У 228 ДП, работающих в г. Тагеране (Иран), средняя величина содержания свинца

в крови (29,52 ± 7,78 мкг%) оказалась достоверно выше, чем у полицейских, работающих в офисах (21,74 ± 5,63 мкг%) [15].

При изучении состояния здоровья ДП, работающих в г. Сиднее (Австралия) было установлено, что содержание свинца в крови у них находится в пределах нормы, однако несколько превышает уровень свинца у лиц, не подвергающихся воздействию выхлопов автомобилей [8]. Концентрации СОНв в крови у ДП зависели только от курения сигарет и не были связаны с воздействием выхлопных газов.

В одном из египетских университетов проведено обследование 43 ДП с целью выяснения степени воздействия свинца на функциональное состояние почек [23]. У обследованных лиц обнаружено более высокое содержание свинца в крови, моче, волосах и ногтях, чем в контрольной группе. Среди исследованных маркеров повреждения почек, выделение с мочой ^ацетил-бета-Д-глюкозаминидазы (АБГ) и альбумина было значительно выше у лиц, подвергающихся воздействию свинца, чем в контрольной группе. Исследователи пришли к выводу, что у ДП, подвергающихся воздействию выхлопных газов, возможно токсическое повреждение почек. В другом исследовании, выполненном в Перу [14], изучалось влияние свинца на качество спермы у 18 ДП, работающих в г. Арекипа, где использовался этилированный бензин. Результаты выполненного исследования подтвердили полученные ранее данные о токсическом влиянии соединений свинца на репродуктивную функцию мужчин. Однако авторы весьма осторожно интерпретируют полученные данные из-за небольшого числа обследованных лиц.

Расхождение результатов исследований по оценке степени токсического воздействия свинца на РД у некоторых авторов, по-нашему мнению, связано с масштабами использования этилированного бензина в той или иной стране.

Ряд работ посвящен изучению влияния на регулировщиков движения транспорта полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), добавляемых к бензинам с целью повышения октанового числа. Исследования, проведенные в Италии [22], показали, что средние концентрации бензпирена, бензфторантрена и других ПАУ в городском воздухе, воздействию которого подвергаются РД, были в 10—30 раз выше тех, воздействию которых подвергались лица из группы сравнения.

Выполненные летом 2004 г. в г. Пекине исследования атмосферного воздуха обнаружили присутствие в нем газообразных ПАУ в кон-

центрациях 1520 ± 759 нг/м3, что значительно выше, чем концентрации, измеренные на контрольном участке далеко от дорожной магистрали. Концентрации канцерогенных ПАУ составляли 14,9 ± 5,9 нг/м . Колебания содержания химических веществ в воздухе в течение дня были обусловлены температурой и влажностью воздуха. Проведенные там же в 2005—2007 гг. исследования показали, что концентрации ПАУ в городском воздухе оказались в 2—2,5 раза выше, чем на контрольных участках [20]. Ежедневное ингаляционное воздействие ПАУ на полицейских составило 277 нг/кг/день, при этом основное токсическое действие оказывает газовая часть ПАУ. Средние концентрации газообразной фазы и частиц ПАУ зимой были равны соответственно 4300 ± 2900 нг/м3 и 750 ± 1000 нг/м3.

В г. Риме в течение 6 мес изучалось воздействие бензола и алкилбензолов, содержащихся в выхлопных газах, на 139 РДТ средне-высокой интенсивности [13]. Средние концентрации бензола в городском воздухе составили 12,6 мкг/ м3. У полицейских содержание бензола в крови слабо коррелировало с изменениями содержания бензола в атмосферном воздухе.

Аналогичное исследование было проведено в г. Болонья, где содержание бензола в атмосферном воздухе оказалось значительно выше рекомендованного порогового уровня (10 мкг/ м ). Проведенные на севере Индии исследования [30] показали, что у обследованных РД содержание фенола (метаболита бензола) в моче намного превышало величины, рекомендованные в качестве норматива Американской конфедерацией гигиенистов труда.

Исследование, выполненное у 65 ДП в Италии [24], показало, что средняя концентрация бензола в зоне дыхания полицейских составила 42 мкг/м . Средние концентрации бензола в моче у полицейских до и после рабочей смены оказались одинаковыми. Однако в конце смены обнаружено умеренное увеличение содержания в моче метаболита бензола (транс-муконовой кислоты), что указывает на слабое воздействие данного загрязнителя атмосферного воздуха.

Некоторые исследователи обеспокоены тем, что бензол повышает риск развития раковых заболеваний у ДП [32], так как бензол и бензпирен включены в перечень веществ, канцерогенных для человека. Прогнозируемая заболеваемость раком у ДП — 1,8 случаев рака на 100 000 ДП в год. Оценкой канцерогенной опасности при воздействии выхлопных газов на РД занималась группа исследователей в г. Гренобле (Франция). По их данным [21], профессиональное воздей-

ствие ароматических углеводородов на ДП в настоящее время не превышает установленных гигиенических нормативов.

С увеличением количества транспортных средств у РД возрастает опасность отравлений угарным газом. Проведенные в г. Анкаре (Турция) исследования атмосферного воздуха показали [6], что на переполненных транспортом перекрестках дорог крупного города РД подвергаются воздействию высоких концентраций оксида углерода (СО). Выполненные в Индии исследования по оценке влияния на ДП окиси азота, содержащейся в выхлопных газах автомобилей, позволили прийти к выводу [26], что повышенное содержание окиси азота в воздухе может стать причиной частых нарушений со стороны органов дыхания у РД.

В некоторых опубликованных работах изучалось влияние выхлопных газов автомобилей на синтез гормонов в организме: прогестерона, адренокортикотропного гормона (АКТГ) и ва-зопрессина (ВП). В Италии у 112 мужчин — ДП в плазме крови был обнаружен повышенный уровень 17-альфа-гидрокси-прогестерона, который оказывает влияние на сперматогенез и, по мнению исследователей [29], может служить биологическим маркером раннего воздействия загрязненного воздуха на РД, даже до обнаружения у них нарушений в репродуктивной сфере. В другом исследовании [28], у 62 полицейских обнаружен повышенный уровень АКТГ в крови. Причиной этого факта считается сочетанное влияние на РД химического и психосоциального стрессовых факторов, которое может повысить содержание АКТГ в крови. Аналогичное объяснение дают авторы третьего исследования, обнаружившие у 41 ДП сниженный уровень вазопрессина в крови.

В ряде проведенных исследований у РДТ обнаружено генотоксическое действие выхлопных газов автомобилей. Так, у 15 полицейских и 17 водителей такси, работающих в г. Анкаре, частота хромосомных аббераций (ХА) оказалась достоверно выше, по сравнению с контрольной группой. Авторы исследования [10 ] пришли к заключению, что профессиональный контакт с выхлопными газами автомобилей приводит к существенной стимуляции цитогенетических повреждений лимфоцитов периферической крови.

В исследовании, проведенном в Индии [11], изучалась частота обмена сестринского хрома-тида (ОСХ) в лимфоцитах периферической крови у РД, работающих ежедневно по 8 ч в местах интенсивного движения автотранспорта. Наблюдавшаяся у указанных лиц частота ОСХ

значительно превышала аналогичный показатель в контрольной группе. У 60 % РД со стажем работы более 5 лет обнаружены более высокие величины ОСХ, чем при их первичном обследовании. У 28 ДП со стажем работы более 10 лет, процент хромосомных аббераций и частота ОСХ оказались чаще, чем в группе контроля [5]. Аналогичный результат получен при обследовании 78 ДП, работающих в Китае. В другом исследовании, проведенном также в Китае [34], было обследовано 812 ДП, в том числе 71 женщина, с использованием «Come^-теста для обнаружения повреждений ДНК. Результаты позволили установить, что профессиональный контакт с выхлопами автомобилей увеличивает частоту повреждений ДНК в лимфоцитах крови у РДТ. У женщин происходят более серьезные повреждения ДНК, чем у мужчин. Между тем некоторые авторы весьма осторожно подходят к оценке результатов генотоксических исследований [5, 9]. Проведенные в Италии исследования свидетельствуют о том, что умеренно загрязненный автомобильными выхлопами воздух не вызывает увеличения генетических повреждений в клетках крови. Выполненный там же цитогенетический биомониторинг с использованием стандартного микроядерного теста с лимфоцитами периферической крови у 82 РД [9] не выявил существенных различий в частоте обнаружения микроядер в лимфоцитах у уличных полисменов (0,373 %) и у лиц контрольной группы (0,403 %).

В ы в о д . Имеющиеся в литературе данные по воздействию на состояние здоровья регулировщиков движения компонентов выхлопных газов во многом противоречивы, что объясняется проведением исследований в странах с различными микроклиматическими условиями, различной интенсивностью и организацией дорожного движения и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Делюкин В.Н. // Профессионал. 2006. № 1. С. 26—30.

2. Иваненко А.В., Волкова И.Ф., Корниенко А.П. // Гиг. и сан. 2007. № 6. С. 20—22.

3. Потапова М.В. // Мед. вестн. МВД. 2007. № 4 (29). С. 46—48.

4. Agha F., Sadaruddin A., Khatoon N. // J. Pak. Med. Assoc. 2005. Vol. 55 (10). P. 410—413.

5. Anwar W.A., Kamal A.A. // Mutat Res. 1988. Jul. Vol. 208 (3—4). P. 225—231.

6. Atimtay A.T., Emri S, Bagci T., Demir A.U. // Environ. Res. 2000. Vol. 82 (3). P. 222—230.

7. Biava P.M., Audisio R., Centonze A. et al. // Med. Lav. 1992. Vol. 83 (3). P. 249—258.

8. Bisby JA., Ouw K.H., Humphries M., Shandar A.G. // Med. J. Aust. 1977. Vol. 1 (13). P. 437—439.

9. Bolognesi C., Mario F., Rabboni R. et al. // Environ. and Mol. Mutagenes. 1997. № 4. P. 396—402.

10. Burgaz S., Demircigil G.C., Karahalil B., Karakaya A.E. // Chemosphere. 2002. Vol. 47 (1). P. 57—64.

11. Chandrasekaran R., Samy P.L., Murthy P.B. // Hum. Exp. Toxicol. 1996. Vol. 15 (4). P. 301—304.

12. Chiang H.C., Chang P.Y. // Gaoxiong Yi Xue Ke Hue Za Zhi. 1989. Vol. 5 (6). P. 314—319.

13. Crebelli R., Tomei F., Zijno A. et al. // Occup. Environ. Med. 2001. Vol. 58 (3). P. 165—171.

14. Eibensteiner L., Del Carpio S.F., Frumkin H. et al. / / Int. J. Occup. Environ Health. 2005. Apr.—Jun. Vol. 11 (2). P. 161—166.

15. Farsam H., Salari G.H., Nadim A. // Amer. Ind. Hyg. Assoc. J. 1982. Vol. 43 (5). P. 373—376.

16. Jnaba R., Mirbod S.M. // Ind. Health. 2007. № 45. P. 91—99.

17. Jngle S.T., Pachpande B.G., Wagh N.D. et al. // Ind. Health. 2005. Vol. 43 (4). P. 656—662.

18. Kamal A.A., Eldamaty S.E., Faris R. // Sci. Total Environ. 1991. Vol. 105. P. 165—170.

19. Karita K., Yano E., Jnsart W. et al. // Arch. Environ. Health. 2001. Vol. 56 (5). P. 467—470.

20. Liu Y.N., Tao S., Dou H. et al. // Chemosphere. 2007. Vol. 66 (10). P. 1922—1928.

21. Maitre A., Soulat J.M., Masclet P. et al. // Scand. J.. Work. Environ Health. 2002. Vol. 28 (6). P. 402— 410.

22. Merlo F., Bolognesi C., Peluso M. et al. // J. Environ Pathol. Toxicol. Oncol. 1977. Vol. 16 (2—3). P. 157—162.

23. Mortada W.J., Sobh MA, El-Defrawy M.M., Farahat S.E. // Amer. J. Nephrol. 2001. Vol. 21 (4). P. 274—279.

24. Priante E., Schiavon J., Boschi G. et al. // Med. Lav. 1996. Vol. 87 (4). P. 314—322.

25. Proietti L., Mastruzzo C., Palermo F. et al. // Med. Lav. 2005. Vol. 96 (1). P. 24—32.

26. Suresh Y., Sailaja Devi M.M., Manjari V., Das U.N. // Environ. Pollut. 2000. Vol. 109 (2). P. 321—325.

27. Tamura K., Jinsart W., Yano E. et al. // Arch. Environ. Health. 2003. Vol. 58 (4). P. 201—207.

28. Tomei F, Rosati M.V., Baccolo T.P. et al. // J. Occup. Health. 2003. Vol. 45 (4). P. 242—247.

29. Tomei G., Ciarrocca M., Bernardini A. et al. // Ind. Health. 2007. № 45. P. 170—176.

30. Verma Y., Kumar A., Rana S.V. // Ind. Health. 2003. Vol. 41 (3). P. 260—264.

31. Vimercati L., Carrus A., Bisceglia L. et al. // Int. Immunopatol. Pharmacol. 2006. Vol. 19 (4 Suppl). P. 57—60.

32. Wiwanikit V.,Suwansaksri J., Soogarun S. //Asian Pac. J. Cancer Prev. 2005. Vol. 6 (2). P. 219—220.

33. Wongsurakiat P., Maranetra K.N., Nana A. et al. // J. Med. Assoc. Thai. 1999. Vol. 82 (5). P. 435— 443.

34. Zhu C.Q., Lam T., Jing C.Q. et al. // Zhonghua Lao Dong Wei Sheng Zhi Ye Bing Za Zhi. 2003. Vol. 21 (1). P. 41—44.

Поступила 17.06.08

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗаРАВООХРАНЕНПЮ

УДК 618.2/.3:618.39

Л.В. Талыкова

ВЛИЯНИЕ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ РИСКА НА ФОРМИРОВАНИЕ

ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ

Научно-исследовательская лаборатория ФГУН Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья Роспотребнадзора, г. Кировск Мурманской обл.

Развитие врожденных пороков может стать результатом профессиональной экспозиции вредными производственными факторами. Эпидемиологическое исследование влияния соединений никеля на репродуктивное здоровье женщин, занятых рафинированием никеля на предприятиях Мурманской области, не выявило повышенного риска развития указанной патологии новорожденных. Данное исследование имело целью определить влияние различных факторов риска не связанных с условиями труда, а определяемых состоянием здоровья матери, наличием вредных привычек, возрастом, на формирование у новорожденных врожденных пороков развития.

Ключевые слова: факторы риска, беременность, врожденные пороки развития.

L.V. Talykova. Influence of nonindustrial risk factors on congenital abnormalities formation.

Congenital abnormalities could result from exposure to occupational hazards. Epidemiologic study of nickel compounds influence on reproductive health in females engaged into nickel purification in Murmansk region enterprises did not reveal increased risk of the anomalies. The study was aimed to define influence of various risk factors connected not to work conditions, but to mother's health, bad habits, age, on congenital abnormalities in newborns.

Key words: risk factors, pregnancy, congenital abnormalities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Данные, использованные для проведения исследований, являются частью компьютерной базы о родах жительниц г. Мончегорска, сформированной с использованием компьютерной программы ЕРПпЬ версия 6. По объему информации данная база стала практически первым опытом регистра родов в РФ [1]. Основной целью при формировании регистра родов являлось изучение воздействия соединений никеля на репродуктивное здоровье женщин. В цехах градообразующего предприятия г. Мончегорска «Кольская горно-металлургическая компания», являющегося крупнейшим производителем никеля в России, трудятся один или оба родителя свыше 40 %

новорожденных, включенных в регистр [2, 3]. На данный момент в регистр включены все зарегистрированные в медицинских документах родильного дома г. Мончегорска роды в период с марта 1973 по 2005 г. включительно, завершившиеся рождением 26 848 живых и мертвых новорожденных при сроке беременности от 26 до 43 нед. С 2006 г. все сведения о родах г. Мончегорска включаются в Мурманский областной регистр родов (МОРР), который объединяет данные по всем родовспомогательным учреждениям области и функционирует практически в режиме реального времени (отставание по времени с момента родов до момента регистрации в МОРР не превышает 2—3 мес). В регистр г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.