Научная статья на тему 'Современное состояние проблемы оценки профессионального риска в группе инспекторов дорожного движения при воздействии химического фактора (обзор)'

Современное состояние проблемы оценки профессионального риска в группе инспекторов дорожного движения при воздействии химического фактора (обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОИНСПЕКТОРЫ / ХИМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / TRAFFIC POLICEMEN OF STATE INSPECTORATE OF ROAD TRAFFIC SAFETY / CHEMICAL FACTOR / OCCUPATIONAL RISK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черникова Екатерина Федоровна, Федотова Ирина Викторовна

В статье проведен анализ результатов исследования влияния на автоинспекторов вредных веществ, загрязняющих воздух автомагистралей. Представленные материалы свидетельствуют о наличии повышенного риска развития в этой профессиональной группе заболеваний сердечнососудистой, нервной, дыхательной и других систем, связанных с воздействием определенных поллютантов, в том числе канцерогенов. Профессиональный риск, обусловленный химическим фактором, требует дальнейшего изучения и разработки системы профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черникова Екатерина Федоровна, Федотова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present state of the problem of the assessment of professional risk in the group of traffic inspectors in case of the effect of chemical factor

In this article, the authors have analyzed results of a study on impact of hazardous pollutants from highway air on traffic policemen of State Inspectorate of Road Traffic Safety. Presented materials give evidence about presence of higher risk for development of diseases of cardio-vascular system, nerve system, respiratory system and other systems in this occupational group. This risk is associated with exposure to certain pollutants, including carcinogens. Further study of occupational risk due to chemical factor is required and development of preventive measure system is needed too

Текст научной работы на тему «Современное состояние проблемы оценки профессионального риска в группе инспекторов дорожного движения при воздействии химического фактора (обзор)»

УДК 613.63:351.811.122

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА В ГРУППЕ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКОГО ФАКТОРА (ОБЗОР)

Е.Ф. Черникова1, И.В. Федотова2,

1ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»,

2ФГУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии»

Черникова Екатерина Федоровна - e-mail: [email protected]

В статье проведен анализ результатов исследования влияния на автоинспекторов вредных

веществ, загрязняющих воздух автомагистралей. Представленные материалы свидетельствуют о наличии повышенного риска развития в этой профессиональной группе заболеваний сердечнососудистой, нервной, дыхательной и других систем, связанных с воздействием определенных

поллютантов, в том числе канцерогенов. Профессиональный риск, обусловленный химическим ^ фактором, требует дальнейшего изучения и разработки системы профилактических мероприятий.

Ключевые слова: автоинспекторы, химический фактор, профессиональный риск.

In this article, the authors have analyzed results of a study on impact of hazardous pollutants from highway air on traffic policemen of State Inspectorate of Road Traffic Safety. Presented materials give evidence about presence of higher risk for development of diseases of cardio-vascular system, nerve system, respiratory system and other systems in this occupational group. This risk is associated with exposure to certain pollutants, including carcinogens. Further study of occupational risk due to chemical factor is required and development of preventive measure system is needed too.

Key words: traffic policemen of State Inspectorate of Road Traffic Safety,

chemical factor, occupational risk.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Современная обстановка в городах характеризуется значительной интенсивностью потоков автотранспорта, что создает повышенную опасность для здоровья лиц, участвующих в дорожном движении: водитель-автоинспектор-пешеход. Инспекторам дорожно-патрульной службы (ДПС) ГИБДД принадлежит значительная роль в обеспечении безопасности на дорогах. На своем рабочем месте - автотранспортной магистрали - инспекторы ДПС ГИБДД подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных профессиональных факторов, среди которых следует выделить воздействие загрязненного выхлопными газами и пылью атмосферного воздуха [1, 2, 3, 4].

Из смеси компонентов отработанных газов наиболее часто обнаруживают углеводороды, оксид углерода (СО), оксиды азота (N0, 1\Ю2), диоксид серы (Б02), формальдегид (ФА), фенол, бензол, бенз(а)пирен (БП), озон и некоторые металлы: свинец (РЬ), магний (Мд), алюминий (А1), никель (N1), платина (Р1:), кадмий (Сс1), палладий (Рс1), родий №), кобальт (Со) [1, 3, 5, 6, 7, 8].

Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха в крупных городах России считают БП, \02, СО, ФА, фенол и взвешенные частицы пыли (ВЧП) - им принадлежат первые ранговые места по среднегодовой кратности превышения ПДК, нередко достигающей 7,5 раз (по ФА) [1, 3, 5, 9]. Так, индикация поллютантов от автотранспорта у магистралей, прилегающих к зоне жилой застройки в Республике Татарстан, показала, что уровни СО превышали ПДК в 12,2% исследованных проб, N0 и \02 - в 11,1% [3].

Уровни содержания вредных веществ и ВЧП в воздухе зависят от организации и интенсивности движения транс-^ порта, плотности и этажности застройки, географических свойств местности, климатического региона и других факторов [10, 11, 12]. Например, анализ загрязненности воздуха в утренние часы «пик» в г. Утрехте (Нидерланды) твердыми частицами и сажей по двум маршрутам с высокой и низкой интенсивностью автомобильного движения показал, что в первом случае средняя концентрация твердых частиц была на 59%, а сажи на 39% выше, чем во втором [10]. Исследование содержания свинца в крови дорожных полицейских (ДП), несущих службу в разных городах Пакистана, показало, что концентрация этого металла в крови сотрудников г. Карачи, с более развитой транспортной системой, была значительно выше, чем у их коллег из г. Исламабад (47,7 мкг/дл и 27,2 мкг/дл соответственно) [11].

При изучении уровней загрязненности воздуха автомагистралей особое внимание исследователи уделяют мониторингу СО, высокие уровни которого выделяются с выхлопными газами автомобилей в момент зажигания и при низких г скоростях движения, что характерно для загруженных трасс крупных городов, у светофоров и на перекрестках [13]. Воздействие СО может вызывать отравление у регулировщиков дорожного движения, симптомами которого является головная боль, спутанность сознания, расплывчивость предметов перед глазами и другие негативные последствия [13]. Образующийся у лиц, котактирующих с СО, карбоксиге-моглобин (СОНЬ) вызывает гипоксию и ускоряет эритропоэз [6]. Синтез дополнительных клеток крови повышает ее вязкость. Так, в группе работников, регулярно подвергающихся воздействию СО (не менее 6 месяцев), средняя вязкость крови была достоверно выше, чем у лиц контрольной груп-

пы; концентрации фибриногена в крови обследуемых были также более высокими, однако различие не было достоверным [14].

Установлена корреляционная связь между концентрацией СО в окружающем воздухе городских перекрестков и его содержанием в выдыхаемом воздухе полицейских-регулировщиков, и между СОНЬ крови ДП и уровнем холестерин-липопротеидов высокой плотности [13, 15].

Известно, что соединения РЬ на протяжении долгого периода времени во многих странах мира использовались для повышения октанового числа бензина. Хотя в настоящее время это официально запрещено, несанкционированное применение свинецсодержащих веществ продолжается. За многие годы соединения РЬ накопились в объектах окружающей среды, в том числе в придорожной пыли. Видимо, поэтому большое число исследований посвящено проблеме загрязнения воздуха автомагистралей этим веществом.

В частности показано, что содержание РЬ в крови и моче работников транспортной полиции г. Сучжоу достоверно выше, чем у контрольных лиц (119,79 мкг/л и 6,99 мкг/л; 88,38 мкг/л и 5,34 мкг/л соответственно; р<0,01) [16]. Анализ уровней РЬ в других биосредах организма (волосы, ногти), определение биоиндикаторов свинцовой интоксикации (РЬ в моче и копропорфирин, ^ацетил-бета-Э-глюкозаминидаза и альбумин мочи) свидетельствовали о кумуляции этого металла в организме ДП в отличие от группы контроля [17, 18].

В ряде работ указывается на негативное воздействие РЬ на организм ДП. Так, специалисты из Перу обнаружили достоверные различия в подвижности и жизнеспособности спермы у дорожных полицейских, в крови которых содержание РЬ превышало 40 мкг/дл, что подтверждает данные о его токсическом влиянии на репродуктивную систему [19]. И хотя снижение жизнеспособности спермы не всегда взаимосвязано с плодовитостью, авторы отмечают, что те дорожные полицейские, которые пожелали сдать сперму, в отличие от тех, кто отказался, сообщали о проблемах зачатия. Ограничением экстраполяции полученных данных на всю когорту является, по мнению авторов, малый объем выборки и расовая принадлежность обследуемых (в группе преобладали метисы), возможно, генетически более восприимчивые к токсическому действию свинца.

Авторы из Италии считают, что РЬ, а также СС, N0, N02, ВЧП и высокий уровень психо-эмоциональных нагрузок влияют на уровень 17-альфа-гидрокси-прогестерона крови (17-а-ОН-П) [20]. Этот гормон синтезируется в клетках Лейдига яичек и в надпочечниках. Доказано, что его высокие концентрации оказывают негативное воздействие на сперматогенез, биосинтез тестостерона, деятельность центральной нервной системы, что проявляется в нарушении процессов памяти и обучения, сна, расстройствах психики и т. д. У ДП г. Рима отмечено достоверно более высокое содержание17-а-ОН-П по сравнению с группой контроля. Частота расстройств у них репродуктивной функции, согласно данным анкетного опроса, была выше, чем у лиц группы контроля, однако данное различие не было достоверным (3,7% и 0,9% соответственно; р>0,05). Не обнаружено и каких-либо достоверных различий в числе лиц, страдающих психическими расстройствами.

Исследователи из г. Милана выявили корреляционную связь между содержанием РЬ в крови ДП и скоростью

проводимости нерва ^=0,17), а также уровнем систолического кровяного давления (Р=-0,24). В группе контроля

такой зависимости не наблюдалось [15]. Авторы выдвинули гипотезу о возможности использования метода определения РЬ в крови в качестве индикатора опасного воздействия городских загрязнителей на формирование патологии сердечно-сосудистой и нервной систем.

Широкое распространение использования каталитических преобразователей в топливной индустрии привело к увеличению содержания в атмосферном воздухе элементов платиновой группы (Р1, Pt, ^) [21]. Определение концентрации платины в моче у ДП и офисных работников показало более высокие уровни в первой группе, однако различие не было статистически достоверным. Авторы работы делают предположение о возможном протекании процесса постепенного накопления этих элементов в организме лиц, подвергающихся профессиональному воздействию исследуемых элементов [21]. Однако о наличии прямых доказательств негативного влияния этих металлов на организм автоинспекторов в настоящий момент не сообщается.

С частицами дорожной пыли в организм ДП могут попадать медь и марганец [22]. Ученые из Пакистана оценили содержание в крови ДП этих микроэлементов. Исследование показало достоверно более высокую концентрацию по сравнению с контрольной группой только Мп (21,4 мкг/дл и 1,70 мкг/дл соответственно; р<0,001), в то время как содержание Си было практически одинаковым (93,49+0,47 и 89,88+5,5; р>0,05) [11]. Мп, как и ряд других поллютантов (РЬ, Со, N С0, Б02), возможно, участвует в изменениях кроветворной системы у ДП [6].

О канцерогенной опасности некоторых загрязнителей атмосферного воздуха - полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), индикатором которых является БП, а также ФА и бензола для дорожных полицейских сообщается в ряде работ [22, 23, 24, 25]. Согласно классификации Международного агентства по изучению рака (1АКС), все эти агенты отнесены к 1-й группе канцерогенов, т. е. к факторам с достоверно установленной канцерогенной опасностью для человека [26]. Российскими нормативно-методическими документами эти вещества также включены в группу химических канцерогенов [27]. Расчет канцерогенного риска, проведенный учеными из г. Рязани, показал, что вероятность развития онкологического заболевания от воздействия БП и ФА, присутствующих в воздухе рабочей зоны автоинспекторов стационарных постов милиции, при стаже работы 25 лет определяется как 1,6-4,2 шансов на 100 000 человек [22]. Прогнозируемая заболеваемость раком от воздействия бензола для ДП г. Бангкока составляет 1,8 случаев рака на 100 000 ДП в год [23].

Доказано, что уровень присутствующих в воздухе автомагистралей ПАУ и других компонентов выхлопов влияет на частоту хромосомных аберраций (ХА) и обмен сестринского хроматида (ОСХ) [28, 29, 30], причем риск повышения уровней ХА и ОСХ возрастает при совместном воздействии поллютантов и курения [31, 32, 33, 34]. В ряде работ было установлено, что метод определения содержания микроядер в лейкоцитах крови, как показатель нарушения структуры ДНК от воздействия ПАУ, напротив, не является информативным критерием [22, 35, 36]. Примером этому служит работа итальянских ученых, в ходе которой было показано, что концен-

трации ПАУ в атмосферном воздухе автомагистралей были выше, чем в помещениях лиц из группы контроля в 10-30

раз, а частота микроядер в группе ДП была ниже (0,373% и 0,403% соответственно).

Особое внимание в работах отечественных и зарубежных исследователей уделено такому канцерогену, как бензол. Это соединение образуется при обработке, сгорании и испарении моторного топлива. Бензин, используемый в разных регионах мира, содержит различные концентрации бензола - от 1,5% в США до 5% в странах Европы [24]. Таким образом, автомобильные выхлопы являются значительным источником этого загрязнителя атмосферного воздуха [3, 24]. Так, в городах Италии (Рим, Болонья) средние значения бензола в воздухе у автомагистралей были в пределах 0,004-0,13 мг/м3 [20, 25, 37], в г. Гренобле (Франция) - 0,01-0,02мг/м3 [38]. Уровни этого углеводорода в зоне дыхания ДП г. Болонья, были в 6 раз выше, чем у контрольной группы, состоящей из работников офисов [25].

Воздействие паров бензола может способствовать формированию хронической интоксикации и повышает риск развития рака, поскольку обладает гемотоксичным и лейке-миогенным свойствами [23, 24, 25]. При попадании в организм ингаляционным путем он метаболизируется и выводится как фенол [24]. У ДП, работающих в шести городах севера Индии, ученые обнаружили более высокие концентрации фенола в моче, чем предписанные Американской конференцией государственных гигиенистов труда, а также увеличение удельного веса мочи и концентрации в ней кре-атинина, характеризующего функцию почек. Среди населения, проживающего в тех же городах, подобных эффектов ^ не отмечалось [24]. Уровни внутренних биомаркеров бензола: транс,транс-муконовой кислоты иБ-фенилмеркаптуровой кислоты в моче возрастали к концу смены, что указывало на наличие профессионального воздействия [37, 39]. Было установлено, что вредные привычки влияют на метаболизм бензола [24, 37]. Отмечено, что курение сигарет обладает синергетическим эффектом, тогда как алкоголь - антагонистическим [24].

Загрязнением воздуха автомагистралей исследователи различных стран мира объясняют повышенный риск развития у ДП патологии различных органов и систем. Результаты проведенного в Италии исследования свидетельствуют о высокой заболеваемости лиц этой профессиональной группы аллергическими болезнями органов дыхания. Из 122 ДП, работающих в г. Бари, у 18 обнаружены отклонения в показателях спирометрии или имеются данные об аллергической настроенности; из них у 61% по крайней мере один из аллергометрических тестов был положителен [40]. Высокие уров- ^ ни эозинофилов определялись в крови ДП г. Брахмапур (Индия) - у 18,75% из числа обследованных лиц [41].

Учеными из республики Татарстан была обнаружена сильная прямая корреляционная связь между концентрацией в атмосферном воздухе ФА и распространенностью у регулировщиков новообразований, болезней системы кровообращения, эндокринной и кроветворной систем; воздействием С0, Б02, N0, аммиака и частотой психических расстройств; Б02, С0, N0 и аллергических ринитов [3].

Сравнительный анализ изменений со стороны органов дыхания у ДП г. Бангкока и провинции Атая - регионов

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Таиланда, с разной интенсивностью движения транспорта и, следовательно, разной концентрацией ВЧП в воздухе автомагистралей показал, что городские полицейские имели более низкие показатели объема форсированного выдоха (ОФВ) и максимальной скорости выдоха (МСВ) по сравнению со своими коллегами из провинции. Снижение ОФВ и жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у ДП статистически достоверно связано с возрастом и уровнем загрязненности воздуха на рабочем месте [12]. К аналогичному выводу пришли исследователи из Индии: на участке пересечения дорог г. Джоалгоан регистрировались высокие уровни оксидов азота и серы, ВЧП, а у ДП, обслуживающих этот перекресток, обнаруживались более существенные изменения МСВ, ОФВ и ЖЕЛ, чем в группе контроля из населения [42].

Результаты цитологического обследования мокроты ДП также свидетельствуют о наличии у них качественных и количественных изменений, достоверно отличающихся от двух контрольных групп - железнодорожных рабочих и сельских жителей, подвергающихся меньшим уровням воздействия загрязненного городского воздуха [43]. Распространенность неспецифических болезней органов дыхания у ДП в сильно загрязненных, умеренно загрязненных и пригородных районах г. Бангкока составляет соответственно 13,0%, 10,9% и 9,4%; что является подтверждением отрицательного влияния компонентов выхлопных газов на дыхательную систему [44].

Таким образом, воздействие вредных химических веществ и пыли на автоинспекторов представляет реальную опасность для здоровья при осуществлении ими профессиональной деятельности. Профессиональный риск, обусловленный этим фактором, требует дальнейшего изучения и оценки, поскольку позволяет установить уровень опасности нарушения здоровья, связанный с влиянием вредных веществ, и открывает возможности прогнозирования негативных эффектов, определения приоритетных задач управления состоянием среды. Перечень наиболее значимых с гигиенической точки зрения поллютантов следует учитывать при организации мониторинга условий труда инспекторов дорожного движения и разработке системы профилактических мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирюшин В.А., Парамонов В. Ю. Условия труда сотрудников дорожнопатрульной службы. Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. Под ред. Г.Г. Онищенко и А.И. Потапова. Кн.II. М. 2007. С. 932-934.

2. Соколова О.И., Крюков А.И., Панкова В.Б. Условия труда и состояние слуха у сотрудников дорожно-патрульной службы Москвы. Вестник оториноларингологии. 2006. № 4. С. 31-33.

3. Потапова М.В. Условия профессиональной деятельности и состояния здоровья сотрудников ГИБДД МВД Республики Татарстан. Медицинский вестник МВД. 2007. № 29. С. 46-48.

4. Каляганов П.И., Трошин В.В., Макаров И.А. Влияние факторов рабочей среды на состояние здоровья работников ГИБДД - регулировщиков дорожного движения (обзор литературы). Медицина труда и промышленная экология. 2009. № 5. С. 30-35.

5. Федотова И.В., Трошин В.В. Медицинские аспекты обеспечения безопасности автодорожного движения. Безопасность и охрана труда. 2007. № 4. С. 64-67.

6. Tomei G., Giarrocca M., Capozzella A. et al. Hemopoietic System in Traffic Police Exposed to Urban Stressors. Ind. Health. 2008. № 46. Р. 298-301.

7. Vedal S. Traffic and cardiovascular disease: the challenge of estimating exposure. Occup. Environ. Med. 2009. № 66. Р. 787-788.

8. Chuang K.J., Yan Y.H., Cheng T.J. Effects of air pollution on blood pressure, blood lipids and blood sugar: a population-based approach. Occup. Environ. Med. 2010. № 52. Р. 258-262.

9. Парамонов В.Ю., Караваев Н.С., Кирюшин В.А. и др. Оценка профессионального риска для здоровья сотрудников дорожно-патрульной службы. Медицинский вестник МВД. 2008. № 5. С. 33-37.

10. Strak M., Boogaard H., Meliefste K. et al. Respiratory health effects of ultrafine and fine particle exposure in cyclists. Occup. Environ. Med. 2010. № 67. Р. 118-124.

11. Agha F. Sadaruddin A., Khatoon N. Effect of environmental lead pollution on blood lead levels in traffic police constables in Islamabad, Pakistan. J. Pak. Med. Assoc. 2005. № 10. Р. 410-413.

12. Karita K., Yano E., Jinsart W.,et al. Respiratory symptoms and pulmonary function among traffic police in Bangkok, Thailand. Arch. Environ. Health. 2001. № 56. Р. 467-470.

13. Atimtay A.T., Emri S., Bagci T. et al. Urban CO exposure and its health effects on traffic policemen in Ankara. Environ. Res. 2000. № 3. Р. 222-230.

14. Neslihan D., Nurten S. Effects of work place carbon monoxide exposure on blood viscosity. Arch. Environ. Health. 2010. № 1. Р. 49-53.

15. Biava P.M., Audisio R., Centonze A. et al. An epidemiological study of the health conditions of Milan traffic police with respect to pollution from vehicular traffic. J. Med. Lav. 1992. № 83. Р. 249-258.

16. Shu-Guo Qin, Zao-Bin Bi, Jun Chen. Blood lead levels of traffic police in Suzhou City and correlative factors. J. Bengbu. Med. 2006. № 5. Р. 566-567.

17. Chiang, H.C., Chang P.Y. Lead exposure among Kaohsiung traffic policemen. Gaoxiong. Yi Xue Ke Xue Za Zhi. 1989. № 6. Р. 314-319.

18. Mortada W.I., Sobh M.A., El-Defrawy M.M. et al. Study of lead exposure from automobile exhaust as a risk for nephrotoxicity among traffic policemen. Am. J. Nephrol. 2001. № 4. Р. 274-279.

19. Eibensteiner L., Del Carpio Sanz A., Frumkin H. et al. Lead exposure and semen quality among traffic police in Arequipa, Peru. Int. J. Occup. Environ. Health. 2005. № 2. Р. 161-166.

20. Tomei G., Ciarrocca M., Bernardini A. et al. Plasma 17-oc-OH-progesterone in Male Workers Exposed to Traffic Pollutants. J. Ind. Health. 2007. № 45. Р. 170-176.

21. Iavicoli I., Bocca B., Petrucci F. et al. Biomonitoring of traffic police officers exposed to airborne platinum. J. Occup. Environ. Med. 2004. № 7. Р. 636-639

22. Bolognesi C., Merlo F., Rabboni R. et al. Cytogenetic biomonitoring in traffic police workers: micronucleus test in peripheral blood lymphocytes. Environ. Mol. Mutagen. 1997. № 30. Р. 396-402.

23. Wiwanitkit V., Suwansaksri J., Soogarun S. Cancer risk for Thai traffic police exposed to traffic benzene vapor. Asian. Pac. J. Cancer. Prev. 2005. № 2. Р. 219-220.

24. Verma Y., Kumar A., Rana S.V. Biological monitoring of exposure to benzene in traffic policemen of north India. Ind. Health. 2003. № 3. Р. 260-264.

25. Maffei F., Hrelia P., Angelini S. et al. Effects of environmental benzene: micronucleus frequencies and haematological values in traffic police working in an urban area. J. Mutat. Res. 2005. № 1. Р. 1-11.

26. Overall evaluations of carcinogenicity to humans. List of all agents, mixtures and exposures evaluated to date as evaluated in IARC Monographs Volumes 1-100A: 2010 URL: http://www.iacrGr1.htm/ (дата обращения 08.04.2010).

27. СанПиН 1.2.2353-08. Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. № 11706: введ. 28.06.2008.

28. Burgaz S., Demircigil G.C., Karahalil B. et al. Chromosomal damage in peripheral blood lymphocytes of traffic policemen and taxi drivers exposed to urban air pollution. Chemosphere. 2002. № 47. Р. 57-64.

29. Chandrasekaran R., Samy P.L., Murthy P.B. Increased sister chromatid exchange (SCE) frequencies in lymphocytes from traffic policemen exposed automobile exhaust pollution. Hum. Exp. Toxicol. 1996. № 15. Р. 301-304.

30. Bolognesi C., Gallerani N. Bonatti S. et al. Sister chromatid exchange induction in peripheral blood lymphocytes of traffic police workers. J. Mutat. Res.1997. № 394. Р. 37-44.

31. Zhao X., Niu J., Wang Y. et al. Genotoxicity and chronic health effects of automobile exhaust: a study on the traffic policemen in the city of Lanzhou. J. Mutat. Res. 1998. № 415. Р. 185-190.

32. Zhu C.Q., Lam T., Jiang C.Q. et al. A study on lymphocyte DNA damage in traffic policemen in Guangzhou. Zhonghua Lao Dong Wei Sheng Zhi Ye Bing Za Zhi. 2003. № 21. Р. 41-44.

33. Anwar W.A., Kamal A.A. Cytogenetic effects in a group of traffic policemen in Cairo. J.Mutat. Res. 1988. № 208. Р. 225-231.

34. Carere A., Andreoli C., Galati R. et al. Biomonitoring of exposure to urban air pollutants: analysis of sister chromatid exchanges and DNA lesions in peripheral lymphocytes of traffic policemen. J. Mutat. Res. 2002. № 518. P. 215-224.

35. Merlo F., Bolognesi C., Peluso M. et al. Airborne levels of Polycyclic aromatic hydrocarbons : 32P-postlabeling DNA adducts and micronuclei in white blood cells from traffic police workers and urban residents. J. Environ. Pathol. Toxicol. Oncol. 1997. № 16. P. 157-162.

36. Parry E.M., Ballantine J.A., Ellard S. et al. Biomonitoring study in a group of workers potentially exposed to traffic fumes. Environ. Mol. Mutagen. 1997. № 2. P. 119-130.

37. Crebelli R., Tomei F., Zijno A. et al. Exposure to benzene in urban workers: environmental and biological monitoring of traffic police in Rome. J. Occup. Environ. Med. 2001. № 3. P. 165-171.

38. Maitre A., Soulat J.M., Masclet P. et al. Exposure to cancerogenic air pollutants among policemen working close to traffic in an urban area. Scand. J. Work Environ. Health. 2002. № 6. P. 402-410.

39. Priante E., Schiavon I., Boschi G. et al. Urban air pollutant exposure among traffic policemen. J. Med. Lav. 1996. № 4. P. 314-322.

40. Vimercati L., Carrus A., Bisceglia L. et al. Biological monitoring and allergic sensitization in traffic police officers exposed to urban air pollution. Int. J. Immunopathol. Pharmacol. 2006. № 19. P. 57-60.

41. Satapathy D.M., Behera T.R., Tripathy R.M. Health status of traffic police personnel in Brahmapur City. Ind. J. of Comm. Med. 2009. № 34. P. 71-72.

42. Ingle S., Pachpande B.G., Wagh N.D. et al. Exposure to vehicular pollution and respiratory impairment of traffic policemen in Jalgoan City. Ind. Health. 2005. № 43. P. 656-662.

43. Alderisio M., Cenci M., Mudu P. et al. Cytological Value of Sputum in Workers Daily Exposed to Air Pollution Anticancer Research. 2006. № 26. P. 395-404.

44. Tamura K., Jinsart W., Yano E. et al. Particulate air pollution and chronic respiratory symptoms among traffic policemen in Bangkok. Arch. Environ. Health. 2003. № 58. P. 201-207.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.