Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА МЕЖКУЛЬТУРНУЮ КОММУНИКАЦИЮ'

ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА МЕЖКУЛЬТУРНУЮ КОММУНИКАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
232
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная коммуникация / этнические стереотипы / автостереотипы / гетеростереотипы / intercultural communication / ethnic stereotypes / autostereotypes / hetero stereotypes

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ягафарова Гюзель Алмасовна, Киселева Анастасия Алексеевна

В данной статье рассматривается проблема влияния стереотипов на коммуникацию людей разных культур или этнических групп. Эффективная коммуникация выступает основой межкультурного общения, на которое сильное воздействие оказывают различные стереотипные представления. Авторами, исследующими данную проблему, объясняются причины появления этого феномена и описываются характерные особенности разных видов этностереотипов. Целью нашего исследования является изучение степени влияния этнических стереотипов на мировоззрение людей, а также их представления о других нациях в межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ETHNOCULTURAL STEREOTYPES ON INTERCULTURAL COMMUNICATION

This article examines the problem of the influence of stereotypes on the communication of people of different cultures or ethnic groups. Effective communication is the basis of intercultural communication, which is strongly influenced by various stereotypes. The authors who study this problem explain the reasons for the emergence of this phenomenon, as well as describe the characteristic features of different types of ethnostereotypes. The aim of our research is to study the degree of influence of ethnic stereotypes on people's worldviews, as well as their perceptions of other nations in intercultural communication.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА МЕЖКУЛЬТУРНУЮ КОММУНИКАЦИЮ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHY

УДК 378:316.7

ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА МЕЖКУЛЬТУРНУЮ КОММУНИКАЦИЮ

Ягафарова Г. А.

кандидат педагогических наук, доцент

Киселева А. А.

студент бакалавриата

Институт химических технологий и инжиниринга, Уфимский государственный нефтяной технический университет (филиал в г. Стерлитамаке) Стерлитамак, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема влияния стереотипов на коммуникацию людей разных культур или этнических групп. Эффективная коммуникация выступает основой межкультурного общения, на которое сильное воздействие оказывают различные стереотипные представления. Авторами, исследующими данную проблему, объясняются причины появления этого феномена и описываются характерные особенности разных видов этностереотипов. Целью нашего исследования является изучение степени влияния этнических стереотипов на мировоззрение людей, а также их представления о других нациях в межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, этнические стереотипы, автостереотипы, гетеростереотипы.

THE INFLUENCE OF ETHNOCULTURAL STEREOTYPES ON INTERCULTURAL COMMUNICATION

Yagafarova G. A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kiseleva A. A. Undergraduate Student

Institute of Chemical Technology and Engineering, Ufa State Petroleum Technical University (Branch in Sterlitamak) Sterlitamak, Russia

Abstract. This article examines the problem of the influence of stereotypes on the communication of people of different cultures or ethnic groups. Effective communication is the basis of intercultural communication, which is strongly influenced by various stereotypes. The authors who study this problem explain the reasons for the emergence of this phenomenon, as well as describe the characteristic features of different types of ethnostereotypes. The aim of our research is to study the degree of influence of ethnic stereotypes on people's worldviews, as well as their perceptions of other nations in intercultural communication.

Keywords: intercultural communication, ethnic stereotypes, autostereotypes, hetero stereotypes.

В современном мире развитие культурных связей происходит во всех сферах человеческой жизни. В последние годы в мире зафиксировано множество глобальных изменений, которые привели к масштабной миграции народов и к изменению

коммуникаций между людьми. Коммуникации являются одним из самых влиятельных факторов, которые обеспечивают человеческую жизнедеятельность. В результате все большее количество людей преодолевает культурные барьеры, знакомится с чужими культурами, вливается в них. По сути, именно это представляет собой процесс межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация - динамично развивающееся и востребованное обществом направление, находящееся на стыке лингвистики, культурологии, коммуникативистики и лингводидактики. В разное время исследованию и описанию этого научного объекта посвятили свои труды Т. Н. Астафурова, В. М. Верещагин, Е. Л. Головлева, В. Г. Костомаров, С. Г. Тер-Минасова и др. Столь широкий научный интерес к межкультурной коммуникации обусловлен спецификой исследуемого феномена и в связи с этим множеством аспектов, что позволяет говорить об актуальности исследования и сегодня. Следует признать, что, несмотря на множество работ в этом направлении, до сих пор остается ряд нерешенных вопросов, связанных как в целом с раскрытием сущности понятия «межкультурная коммуникация», так и в частности с проблемой понимания между людьми, принадлежащими к разным национальным культурам. В связи с последним можно говорить об эффективности или неэффективности межкультурной коммуникации.

Эффективная межкультурная коммуникация ориентирована на понимание различных культур, включающем осознание их важности и знании этапов развития, что обуславливает успешное межкультурное взаимопонимание в целом.

Межкультурная коммуникация невозможна без проявления существующих стереотипов, которые всегда национальны [4]. У каждого народа есть определенное представление о своем и других народах. Каждый народ смотрит на мир через призму национальной картины мира, сложенной веками и передающейся от поколения к поколению. Поэтому для эффективности коммуникации необходимо иметь представление об этнических образах, составляющих основу миропонимания отдельно взятого народа. Только в этом случает можно рассчитывать на понимание получаемой информации.

Проблема стереотипов как фактора межкультурной коммуникации актуальна уже давно. На данный момент важность понятия стереотипа обусловлена процессом глобализации, непрерывным и обязательным взаимодействием между представителями различных наций. Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальность и опыт им противоречат. Поэтому во время межкультурного общения необходимо бороться со стереотипами, а также уметь отказаться от них, если они не соответствуют действительности.

В межкультурной коммуникации этностереотипы играют важную роль, поскольку помогают осознавать ситуацию и действовать в соответствии с имеющимися обстоятельствами.

Этнический стереотип представляет собой «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и весьма устойчивый образ какой-либо этнической группы, легко распространяемый на всех ее представителей» [1, с. 119]. Исследователи, например, В. Г. Крысько и Д. И. Фельдштейн, делят их на два вида - автостереотипы (описание своего народа этноса) и гетеростереотипы (описание другого народа) [2].

Автостереотипы - важная часть национальной идентичности. С их помощью формируются общепринятые стандарты поведения, которым человек следует как представитель своей нации. Это способствует единству народа. С одной стороны, соответствующая автостереотипу нация в некотором роде идеализирует себя и приписывает себе некоторые положительные черты (трудолюбие, мужество, взаимопомощь и т. д.). С другой стороны, с помощью автостереотипов люди пытаются оправдать недостатки своего образа жизни.

Гетеростереотипы более критичны, чем автостереотипы. Они часто являются источником предрассудков и предвзятостей. Встречаясь с представителями другой нации, люди имеют естественную тенденцию воспринимать их поведение с точки зрения своей культуры. Непонимание языка, мимики или других элементов поведения во время общения приводит к искаженной интерпретации смысла действий, что может привести к ряду негативных чувств.

Этнические стереотипы усваиваются людьми еще в глубоком детстве и передаются в неизменном виде из поколения в поколение. Это можно объяснить человеческой потребностью к упрощению информации.

К механизмам формирования стереотипов можно отнести такие когнитивные процессы, как схематизация, упрощение, формирование представления и хранение его в памяти. Чаще всего основой для стереотипа становится какой-либо ярко выделяющийся признак: манера поведения, внешние особенности или цвет кожи. Например: немцы пунктуальны и педантичны, евреи умны и жадны, испанцы вспыльчивы и эмоциональны.

Кроме того, этнические стереотипы могут образовываться из-за частотного природного явления, когда особенности данного явления переносятся на людей, живущих в этой стране: Англия - туман, дожди; Мексика - пустыня; Монголия - степь; Канада -холод и снег. Нередко стереотипы формируются из-за производимой в той или иной стране продукции: Швейцария - часы; Беларусь - картофель; Голландия - тюльпаны; Франция -сыр; Индия - чай. Приведем самые распространенные примеры стереотипов о Японии: аниме, манга, суши, роботы, сумо, кимоно, вежливость, трудолюбие. Вот, например, популярные стереотипы о Германии: грубый немецкий язык, практичность, пиво и сосиски, формальность, отсутствие чувства юмора, трудолюбие, чистота, пунктуальность, хорошие дороги. Кроме того, некоторые стереотипы могут появляться из-за ассоциаций с распространенными в данной стране животными: Индия - слоны; Австралия кенгуру и коалы; США - орел; Новая Зеландия - киви; Бразилия - попугаи ара.

По мнению ученых, стереотипные представления играют огромную роль в восприятии и понимании окружающего мира. Полностью избавиться от национальных стереотипов не представляется возможным. Зачастую при наличии довольно частых контактов с другими народами стереотипы могут лишь усиливаться. Это происходит из -за того, что человек обращает внимание на те особенности поведения других людей, которые подтверждают имеющиеся у него представления.

Формирование этнических стереотипов - это длительный процесс, который складывается на протяжении длительного периода времени у большинства населения страны. Этот стереотип трудно изменить. Но с развитием межкультурных отношений у молодого поколения меняются и этнические стереотипы. Сегодня в российской гостиничной индустрии, например, улыбка является неотъемлемой частью каждого сотрудника для встречающего гостя.

В современных международных отношениях стереотипы играют важное значение в межэтнических коммуникациях. Так как стереотипы могут быть положительными и отрицательными, они являются своего рода барометром отношений между странами. Отсутствие отрицательных стереотипов говорит о дружелюбии по отношению к соседям, и способствуют плодотворному развитию отношений, что очень важно в современном мире.

Стереотипы часто не позволяют выявить индивидуальные особенности людей из-за предположения, что все представители того или иного народа имеют одинаковые черты. Такое положение чаще всего становится причиной ошибочных и устаревших представлений о другой культуре.

Тем не менее, их нельзя воспринимать как однозначно отрицательное явление. В межкультурном общении у стереотипов также есть и положительные черты. Например,

при попадании в незнакомую этническую среду человек может испытать культурный шок. Однако имеющиеся стереотипные представления о других народах и культурах в некоторой степени подготавливают человека и уменьшают степень проявления культурного шока. Стереотипы также позволяют получить базовые знания о представлениях и поведении в разной культурной среде, что довольно важно для коммуникации без конфликтов и неловких ситуаций.

Таким образом, межкультурная коммуникация невозможна без проявления существующих стереотипов, которые всегда являются национальными. Стереотипные представления играют огромную роль в восприятии и понимании окружающего мира. Стереотипы часто не позволяют выявить индивидуальные особенности людей из-за предположения, что все представители того или иного народа имеют одинаковые черты. Несмотря на это, в межкультурном общении стереотипы должны рассматриваться лишь как фактор, который дает первичное представление о другом народе. В процессе общения оно может значительно измениться.

Список литературы

1. Кленицкая А. И., Василюк П. И., Мороз В. В. Роль этнокультурных стереотипов в процессе межкультурной коммуникации // Новые горизонты - 2017 : сборник материалов Белорусско-Китайского молодежного инновационного форума, 2-3 ноября 2017 г. : в 2 т. Минск : БНТУ, 2017. Т. 2. С. 119-120.

2. Крысько В. Г., Фельдштейн Д. И. Этнопсихологический словарь. М. : МПСИ, 1999. 343 с.

3. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. : Издательство Московского университета, 2008.

4. Чеканова С. А. Роль стереотипов в межкультурном общении // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Гуманитарные науки. 2017. № 12. С.263-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.