Научная статья на тему 'Влияние этнодемографической динамики на политический процесс на Северном Кавказе'

Влияние этнодемографической динамики на политический процесс на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭТНИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / ETHNIC COMMUNITIES / ETHNICITY / ETHNOPOLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кишмахова М.М.

В условиях трансфор-миации трансформации модернизирующегося российского общества статья приглашает к размышлению о конфликтном потенциале этно-политического процесса в регионе. Различный объем политических прав, предоставляемых этническим меньшинствам и этническому большинству, становится конфликтогенным фактором политического процесса. В статье рассматривается вопрос роли и места этнических сообществ в политическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Under transformation of the modernizing Russian society the article invites reflection on a conflict potential of ethnopolitical process in the region. The different extent of the political rights granted to the ethnic minority and ethnic majority, is becoming conflict generating factor of the political process. In clause the question of a role and place of ethnic communities in political process is considered.

Текст научной работы на тему «Влияние этнодемографической динамики на политический процесс на Северном Кавказе»

М.М. КИШМАХОВА Старший преподаватель кафедры социально-

гуманитарных и естественнонаучных дисциплин С-КЮИ

Влияние этнодемографической динамики на политический процесс на Северном Кавказе

Северный Кавказ - регион, сочетающий «нагромождения не только гор, но и огромных, жгучих, острых проблем и противоречий...»1. Среди последних особое место занимают противоречия в сфере межэтнических отношений, вызванные, в том числе и этнодемографическими проблемами.. Помимо этого, этнополитические проблемы возникают в регионе также в результате существенных диспропорций темпов естественной динамики населения у различных этнических общностей. Задачей настоящего параграфа является рассмотрение этноде-мографической динамики в качестве конфликтогенного фактора этнополитического процесса.

Прежде чем говорить о проблеме положения национальных меньшинств, необходимо еще раз уточнить, кого к ним относить.

Возьмем, например, удмуртов, проживающих в Ростовской области. Их там насчитывается 5055 чел., что составляет 0,1% от всего населения области, т.е. явное меньшинство. Другое дело, удмурты в Удмуртии - их около полумиллиона. Или возьмем, например, такой народ, как табасараны. В Табасаранском районе Республики Дагестан они составляют подавляющее большинство населения - 80%, по отношению же ко всему населению данной республики - 4,32%, т.е. меньшинство, а в масштабах Российской Федерации - 0,043%, явное меньшин-ство2.

На наш взгляд, этническое меньшинство - это этническая группа, составляющая меньшинство в основной массе населения России или

же какого-либо субъекта Федерации, а также малочисленная народность в структуре населения страны.

Статус этнических меньшинств до сих пор не закреплен российским законодательством, а это очень важно для реального обеспечения равенства прав человека вне зависимости от его национальности. Проблема эта стоит особенно остро там, где многие народы живут в условиях малоземелья. Таким специфическим регионом в России является Северный Кавказ. Он отличается тем, что на сравнительно небольшой территории -250 тыс.кв.км (притом значительную ее часть занимают горы) -расселены более 100 национальностей общей численностью более 20 млн.чел.

Среди этнических меньшинств Северного Кавказа выделяется ряд групп.

Во-первых, малочисленные народы (и их представители), относящиеся к «коренным» народам республик, краев и областей Северного Кавказа. Таковых более 20. Их численность колеблется от примерно 17 тыс. (кайтагцы) до около 400 чел. (гинухцы). Основная часть этих народов проживает на территории Республики Дагестан.

Во-вторых, это представители «коренных» народов Северного Кавказа, проживающие вне республик, краев, областей, где расселена основная часть данной национальности.

В-третьих, представители народов, основная часть которых проживает вне территории Северного Кавказа (в других регионах РФ или в зарубежных государствах).

Следует отметить, что в конституциях (или их проектах) Северокавказских республик, равно как и в имеющихся уставах областей, термин «национальные меньшинства» не применяется и сама проблема, как правило, не затрагивается. Вместе с тем отмечается необходимость обеспечить основные права и свободы каждому человеку, не допустить разжигание национальной ненависти

и вражды. Какого-либо другого документа органов власти, специально регулирующего права национальных меньшинств, нет. Между тем в субъектах Федерации наблюдается общая тенденция этнизации государственных органов, престижных сфер жизнедеятельности путем вытеснения из них лиц нетитульных национальностей, в том числе национальных меньшинств.

Отношения к национальным меньшинствам, представляющим коренное население региона, в целом характеризуется довольно уважительным отношением, терпимостью со стороны остальной части населения Северного Кавказа. Более прохладное отношение к тем, кто прибыл на Северный Кавказ в послереволюционные годы. Есть факты негативного отношения к тем, кто поселился здесь в ходе миграции, вызванной репрессиями 1943-1944 гг.

Особое место занимает отношение к национальным меньшинствам из числа беженцев и вынужденных переселенцев. Оно в значительной степени отрицательное. Это обусловлено не национальными, а прежде всего социально-экономическими факторами: малоземелье в горных районах, кризисное состояние экономики, безработица.

В политическом плане важно учесть то, что активизировавшиеся идеологи национального возрождения в борьбе за власть и доступ к экономическим благам, к ключевым постам используют национальную идею в качестве средства достижения своих корыстных целей. На «чужака»-инородца пытаются свалить вину за развал экономики.

Наряду с общим, характерным для всего региона, имеется и специфика, присущая тому или иному субъекту Федерации.

Республика Дагестан. Здесь проживают около 30 народов. В республике накоплен значительный опыт урегулирования межнациональных отношений, в том числе отношений с национальными меньшинствами. Однако в последние годы, особенно в

1994 и 1995 гг., этнополитическая ситуация в республике резко осложнилась. Обострился и вопрос о положении национальных меньшинств.

В Дагестане 19 коренных малочисленных народов. По многим из них официальной статистики не существует. Оценочные же данные таковы: андийцы 17-20 тыс.чел.; кайтаги (кайтаки) -примерно 14 тыс.чел.; цезы - 8 тыс.чел.; бжетинцы - около 7 тыс.чел; бгвалинцы, каратинцы, тиндинцы и чамалинцы - примерно по 5-6 тыс.чел.; годоберинцы и ботлихцы - по 4 тыс.чел.; ахвахцы - порядка 3,2-3,7 тыс.чел.; кубачинцы - свыше 2,5 тыс.чел.; гунзибцы - 1,4 тыс.чел.; хваршинцы - ориентировочно более 1 тыс.; гинухцы - примерно 200 чел. Некоторые были охвачены переписью 1989 г. (агулы и рутульцы -

л

по 15,4 тыс.чел.; цахуры - 5,2 тыс.чел.)1.

Долгие годы бытовала точка зрения о якобы идущих в Дагестане процессах консолидации наций и народностей, которые прежде всего охватили малочисленные народы, сливающиеся с соседствующими более крупными этносами. Андо-цезскую группу малочисленных народов (их 14) объявили слившейся с аварцами; кубачинцев и кайтагов - с даргинцами. Соответствующие названия народов исчезли из материалов всесоюзных переписей.

Народам, не попавшим в список для переписи населения, не оказывалось достаточного внимания в плане их культурного развития, языки их там и остались на уровне разговорно-бытовых.

И все же численность большинства из них даже возросла. Правда, количество ахвахцев (3763 чел.) осталось примерно тем же, что и в 1926 г.; арчинцев - почти не изменилось (менее 1000); упала численность и ботлихцев (примерно наполовину), гинухцев - с 400 до 200 чел. Возникла опасность их исчезновения. Следует отметить, что

1

некоторые из малочисленных народов, как, например, проживающие в Цунтинском районе це-зы (дидойцы) и бжетинцы находятся в очень тяжелом социально-экономическом положении'.

В Дагестане проживает и значительное число национальных меньшинств, не относящихся к малочисленным народам РФ. Согласно переписи 1989 г., в республике проживало 5 тыс. татар, свыше 6 тыс. армян, свыше 75 тыс. азербайджанцев, более 28 тыс. ногайцев. В 1993/94 учебном году функционировала обширная сеть школ, в которых преподавание велось на родном языке многих национальных меньшинств.

Карачаево-черкесская Республика. Здесь в последние годы резко осложнилась внутриполитическая ситуация. Борьба за власть, за сферы влияния, противостояние титульных наций усилили поляризацию людей по национальностям.

Согласно переписи 1989 г., в КЧР проживали национальные меньшинства из коренного населения: абазины - 27,4 тыс. (6,6%); ногайцы - 12,9 тыс. чел. (3,1%). По сравнению с 1979 г. число абазин увеличилось на 13,3%, ногайцев - на 9,4%. Естественно, они добиваются экономического, политического, социального и национального равноправия с карачаевцами и черкесами2.

В КЧР, кроме того, проживает 6,3 тыс. украинцев; 3,8 тыс. осетин; 2,5 тыс. татар; 2,4 тыс. армян; 1,6 тыс. греков; 1,3 тыс. белорусов; 1 тыс. кабардинцев и др. Эти народы располагают гораздо меньшими возможностями. К примеру, только греки могут учить детей родному языку3.

Кабардино-Балкарская Республика. Сложная экономическая и внутриполитическая ситуация, сложившаяся в КБР, оказывает

1 Хмара Н., Щащаев О. Национальные меньшинства в республиках Северного Кавказа (цифры и факты) // Обозреватель - Observer. - № 1 (72). - С. 136.

2 Там же, с. 132.

Там же, с. 134.

значительное негативное воздействие на межнациональные отношения народов, населяющих эту республику.

В КБР проживают представители более десяти народов, которые в республике составляют меньшинство. Среди них: украинцы - 12,8 тыс.чел. (1,7%), осетины - около 10 тыс.чел.(1,3%), немцы - 8,5 тыс.чел. (1,1%), корейцы - 4,9 тыс.чел. (0,7%), турки - 4,1 тыс.чел. (0,6%), армяне 3,5 тыс.чел. (0,5%). Здесь проживают евреи горские, татары, азербайджанцы, белорусы, грузины и цыгане численностью менее 0,5%. Среди народов республики и таты, которые отнесены к малочисленным народам России: их 1,8 тыс.чел. Как видим, состав очень пестр, и, естественно, это влечет за собой массу проблем.

Значительная часть населения КБР, в том числе и национальные меньшинства, с большим беспокойством следит за попытками сепаратистов, как балкарских, так и других, развалить республику, создать на ее месте три новых национально-государственных образования. Реализация подобных планов привела бы к тяжелым последствиям для национальных меньшинств.

Республика Адыгея. В последнее время особенно усложнилась ситуация в Республике Адыгея. Принятая в марте 1995 г. Конституция республики вызвала беспокойство неадыгского населения. С одной стороны, в ней зафиксировано (ст.3), что «взаимное уважение, добровольное и равноправное сотрудничество всех слоев населения, граждан всех национальностей составляет социальную базу республики». С другой - Конституция закрепляет паритетное участие в представительных органах власти коренного населения, т.е. адыгов (они составляют лишь 25,2% всего населения), с остальным населением (т.е. с 75%).

Национальные меньшинства составляют здесь примерно 10% населения. Здесь проживают: украинцы - 13,7 тыс.чел. (3,18%), армяне - 10,4 тыс.чел. (2,42%). Менее одного процента населения

республики составляют белорусы, татары, немцы греки, цыгане, азербайджанцы1.

Из состава национальных меньшинств наиболее компактно расселены армяне. Они сосредоточены главным образом в Майкопском районе и г.Майкопе. В последнее время численность армян увеличивается за счет беженцев.

В парламенте республики, избранном в 1991 г. (состав 100 чел.), кроме адыгов и русских всего б представителей других национальностей.

Осетино-ингушский конфликт на время отодвинул на задний план проблемы других национальностей. Однако они существуют. В республике проживает более 10 национальностей, представляющих национальное меньшинство: армяне -13,6 тыс.чел. (2,1%), грузины -12,2 тыс.чел. (1,9%), украинцы 10 тыс.чел. (1,6%), кумыки - 9,4 тыс.чел. (1,5%). Менее одного процента населения составляют немцы, греки, корейцы, кабардинцы, чеченцы, татары, белорусы, азербайджанцы, цыгане и др.

Ситуация осложнена тем, что РСО наводнена беженцами и вынужденными переселенцами из Южной Осетии. На конец 1993 г. их насчитывалось 70 тыс. Кроме того, сюда влился поток мигрантов из Чечни, около 7,5 тыс. (на 1.03.95 г.), людей самых различных национальностей.

Лишь незначительная часть национальных меньшинств обучают детей на родном языке. Так в 1993/94 учебном году в республике функционировали 3 грузинские школы, где обучалось 237 учеников; 3 кумыкские, где обучалось 1890 учеников; 1 армянская школа (62 ученика).

1

Ингушская Республика. В трех районах территории, контролируемой республиканскими властями, - Назрановском, Мал-гобекском и Сунженском - к началу 1993 г. проживали народы, которые можно отнести к национальным меньшинствам: чеченцы - 12,7 тыс.чел. (5,2%), турки - около 2,4 тыс.чел. (0,97%), татары - 104 чел. (0,04%), другие - 1665 чел. (0,7%). Согласно переписи 1989 г., в районах, составляющих ныне Ингушетию, проживало 753 украинца, 127 белорусов, 156 грузин, 158 армян, 241 аварец, 225 кумыков, 134 лакца, 322 осетина, 199 татар, 85 евреев и примерно 1100 лиц других национальностей (подсчет авторов). В связи с большой миграцией последнего времени, возможно, часть из них уехала. В то же время к 1.03.95 г. в республику прибыло более 115 тыс.чел. мигрантов из

л

Чечни1.

В парламенте республики 21 человек, в том числе 3 чеченца и 1 черкес. Как известно, тысячи ингушей - бывших жителей Пригородного района Северной Осетии сегодня живут в вагончиках, в приспособленных помещениях, ожидая возможности вернуться в родные места. К сожалению, процесс этот идет медленно, недоверие, страх пока глубоко сидят в сознании людей, которые долгие годы жили рядом. Всю эту ситуацию усугубляет экономическая разруха. В республике действует лишь Татарский национально-культурный центр им.Тукая.

Структура республики только формируется, не преодолены острейшие политические и социальные проблемы. Сегодня важно помочь Ингушетии встать на ноги, создать нормальные условия для жизни людей.

1

Согласно переписи населения, проведенной в ЧР в январе 1994 г., нечеченцы составляли менее 10% населения. Здесь национальным меньшинством стали и русские. Места компактного проживания других народов: Грозненский сельский район (русские и кумыки), Щелковский район (ногайцы, кумыки, осетины), города Грозный и Гудермес (кумыки). Права народов нетитульной национальности при режиме Дудаева никак не соблюдались.

Среди покинувших Чечню - значительное число представителей национальных меньшинств, не исповедующих ислам. На территории районов, составляющих ныне Чеченскую Республику, кроме чеченцев, проживало 269 150 русских, 12 584 украинца, 2450 белорусов, 885 грузин, 14 666 армян, 6035 аварцев, 1710 даргинцев, 9828 кумыков, 968 лакцев, 1499 ногайцев, 1499 осетин, 4900 татар, 2566 евреев, 100

л

790 лиц других на-циональностей1.

По данным миграционной службы, к январю 1995 г. количество вынужденных переселенцев из Чечни за последние три года составило 256,6 тыс.чел., т.е. примерно 24% населения.

С установлением мира в Чечне в ряду первоочередных должен быть вопрос о гарантиях прав национальных меньшинств.

Краснодарский край относится к наиболее плотно населенным территориям РФ. «Средняя плотность населения - 66 человек на 1 квадратный километр, что в 8 раз превышает среднюю плотность по России»2

Высоким является также показатель «национальной пестроты» населения на Северо-Западном Кавказе. Так, индекс этнической мозаичности в Краснодарском крае составляет 0,252. «Для сравнения: значение индекса этнической мозаич-ности в областях центральной России - 0,003-0,004. Чем выше значение индекса, тем более высока

1 Хмара Н., Щащаев О. Национальные меньшинства в республиках Северного Кавказа (цифры и факты) // Обозреватель - Observer. - № 1 (72). - С. 135.

2 Савва М.В. Программа национального развития и межнационального сотрудничества в Краснодарском крае /проект/. Краснодар, 2000.

теоретическая частота общения представителей различных

1

национальностей...».1

Густонаселенность территории Краснодарского края в сочетании с высокой этнической мозаичностью способствует возникновению и динамичному существованию в данной среде этнополитической напряженности. Этот процесс начался в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. на Черноморском побережье края и в крупных городах Кубани. В настоящее время относительно высокая этническая мозаичность характерна для всей территории Краснодарского края.

В этнической структуре Краснодарского края наиболее высок удельный вес русского населения. Численное соотношение представителей этнических общностей, проживающих на территории Краснодарского края по результатам переписи населения 2002 года, приведено в приложении к диссертации (приложение №3).

Ниже в таблице 1 представлены статистические данные о динамике основных этнических общностей Краснодарского края в период между двумя всеобщими переписями населения, а также прогнозные значения их современной численности в соответствии с экспертным прогнозом (прогнозные оценки были даны кубанскими экспертами, в третьем столбце таблицы приведены наибольшее и наименьшее значения в случае наличия расхождений).

Приведенная ниже таблица демонстрирует общую тенденцию, характерную практически для всех этнических общностей Краснодарского края. Она заключается в увеличении их численности в течение периода с 1989 г. по 2002 г. Исключение составляют адыгейцы, крымские татары, немцы, татары, евреи и некоторые менее многочисленные этнические группы. Уменьшение количества крымских татар объясняется их массовым выездом в начале 90-х

годов ХХ в. в Крым, немцев и евреев - соответственно в Германию и Израиль. Что касается адыгейцев, то в период между переписями населения прекратился их выезд для постоянного проживания на территорию Краснодарского края из Республики Адыгея.

Таблица 1

Динамика и прогноз численность основных национальностей

Краснодарского края

№ Представители национальностей, проживающих в Краснодарском крае Показатели Всеобщей переписи населения РФ 1989г., тыс. чел. Показатели Всероссийской переписи населения 2002г., тыс. чел. Экспертные оценки по состоянию на 2008г., тыс. чел.

1. Русские 4 006,811

2. Армяне 171,757 700,00-1000,00

3. Украинцы 182,128 220, 00

4. Белорусы 34,688 30,00

5. Греки 28, 337 15,00-32,00

6. Адыгейцы 20, 795 25, 00-35, 00

7. Грузины 12, 105 3,00

8. Татары крымские 17, 123

9. Немцы 29,946 5, 00-16, 00

10. Татары 17,213 6,00

11. Азербайджанцы 10, 343 5, 00-18, 00

12. Цыгане 8,186 10,0 - 12,0

13. Народы Дагестана 8,00

14. Курды 2,262 9,0 - 20,0

15. Турки-месхетинцы 2,135 1,5

Оценки, данные кубанскими экспертами современной численности этнических групп в Краснодарском крае, существенно различаются, как показывает табл. №3. Однако все эксперты указали примерно одинаковое количество турок-месхетинцев, проживающих в 2008 году в крае (1500 человек), которое существенно сократилось в результате выполнения в период 2004-2007гг. программы добровольного переселения месхе-тинцев Краснодарского края в США. Отметим, что в соответствии с решением Государственного департамента США к участию в программе были допущены только турки-месхетинцы, проживавшие в Краснодарском крае, хотя представители этого народа живут также в соседних субъектах РФ: Ставропольском крае, Ростовской области. Это говорит об особом положении данного этнического меньшинства на Кубани, которое требует более тщательного рассмотрения в рамках настоящей работы.

С 1989 года, т.е. с началом межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР, Краснодарский «край стал центром притяжения беженцев, вынужденных переселенцев, иных категорий мигрантов из различных регионов ... СССР».1 По мнению Е. Клементьева, на протяжении 90-х годов «миграция из государств ближнего зарубежья носила как вынужденный, так и «добровольный» характер. В большинстве случаев между ними нельзя провести четкую границу».2

Становление новых независимых государств в Закавказье вследствие распада СССР, суверенизация республик Северного Кавказа наряду с другими факторами способствовали развитию процесса «выдавливания» из них русского и русскоязычного населения.

1 Савва М.В. Межнациональные проблемы: теория, практика и проблемы Кубани. Краснодар, 1993,

с. 35.

«Основная часть мигрантов - русских, прибывших за последние 10 лет в «русские» регионы Северного Кавказа (886,8 тыс. чел.), пришлась на Краснодарский край - 463,0 тыс. чел. (52,2%)...».1

Приведем здесь основные источники и потоки иммиграции в Краснодарский край, выделенные Е. Клементьевым: «Азербайджан:

- Баку, Нахичевань, Нагорный Карабах, Шаумяновский, Ше-кинский, Шемахинский районы (начавшееся еще с 1950-х гг. вытеснение армян, татов и удин закончилось в 1988-1989 гг.);

- Баку, Ленкорань и др. (относительно «добровольное» переселение русских.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Ханлар и Акстафа (вынужденные мигранты - ассирийцы, в основном с 1988 по 1991-93 гг.);

Армения:

- Масисский, Талинский и др. районы (вынужденные мигранты -курды, езиды, ассирийцы);

- Красносельский и др. районы (продолжающийся отток относительно «добровольных» переселенцев - русских);

Грузия:

-Тбилиси, Цалкский, Тетрицкаройский, Ахалцихский, Ахал-калакский, Богдановский (в настоящее время Ниноцминд-ский),Болнисский районы (начавшееся с 1950-х гг. относительно «добровольное» переселение армян, понтийских греков, ассирийцев, русских);

Абхазия: (с 1989 г., особенно интенсивно во время грузино-абхазского конфликта, вынужденная миграция грузин, амшен-ских армян (начиная с 1950-х гг.), понтийских греков, русских и украинцев, в меньшей степени абхазов; приток на территорию края продолжается до настоящего времени);

Узбекистан:

1

- Ферганская, Самаркандская, Андижанская, Наманганская области: турки-месхетинцы (после событий 1989 г.) и курды (начиная с 1980-82гг.); приток в основном закончился;

Киргизия:

- Ошская область (после 1989 г.): хемшилы, курды, тюркоя-зычные аджарцы и лазы; приток в основном закончился;

Казахстан:

- Чимкентская и др. области Казахстана (начиная с 1950-х гг.): выселенные ранее из Крыма и Грузии немцы, греки, крымские татары,

л

хемшилы (приток в основном закончился)».1

Этот список регионов исхода мигрантов в Краснодарский край, безусловно, можно продолжить. В частности, среди других потоков нужно выделить вынужденных мигрантов, появившихся в результате «первой» и «второй» чеченских войн 1994-96 гг. и с 1999 по 2003 гг. соответственно.

Привлекательность Краснодарского края для мигрантов из ближнего зарубежья обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями, благополучной экономической ситуацией, относительно стабильной социально-политической, близостью к местам своего прежнего проживания до переселения, наличием родственников на его территории и другими причинами. Необходимо отметить, что в настоящее время радикально изменились по сравнению с 90-ми годами ХХ в. параметры миграционного потока на Северо-Западный Кавказ. В этом потоке преобладают не мигранты, ориентированные на постоянное проживание, а временные мигранты -иностранные рабочие. Их концентрация в крае определена такими факторами, как экономическая активность и поступательный рост инвестиций. Начиная с 2008 года усиление данного фактора определено

1

развертыванием программы строительства объектов зимней Олимпиады 2014 года, а также объектов инфраструктуры. Олимпийские стройки потребуют привлечения иностранных рабочих. По прогнозам, озвученным в ходе заседания Общественного совета при начальнике ГУВД по Краснодарскому краю, в общей сложности, в течение всего периода подготовки к зимней Олимпиаде, будет привлечено более 100 000 иностранных рабочих. Показательно, что данный прогноз прозвучал в ходе обсуждения вопроса состояния

л

межэтнических отношений в крае1. По мнению автора, подкрепленному результатами экспертного опроса, временные мигранты могут выступать фактором, провоцирующим этнические конфликты. Об этом говорят, например, неоднократные факты противостояний чеченских студентов и адыгейской молодежи с применением насилия в Майкопе. При этом огромное значение при оценке вероятности конфликта с участием этнического меньшинства имеют социо-культурные особенности данного меньшинства. Эти особенности имеют больший вес среди факторов конфликта по сравнению с социально-экономическим статусом и правовым положение представителей этнического меньшинства.

Пик вынужденных миграций на Северном Кавказе пришелся на начало 1995 года. С этого момента численность ежегодно прибывающих переселенцев постоянно снижается2. В настоящее время миграция людей, ориентированных на постоянное проживание в регионе, перестала быть угрозой социально-политической стабильности.

Турки-месхетинцы до их массового выезда,а также курды (в том числе езиды) в настоящее время расселены в Краснодарском крае

1 Решение Общественного совета при ГУВД по Краснодарскому краю от 15.07.2008г. «Проблемы гармонизации межнациональных отношений на Кубани. Взаимодействие Общественного совета и органов внутренних дел в профилактике правонарушений в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений»// http://guvd-kuban.ru

2 Дробижева Л. Социально-демографические проблемы на Северном Кавказе / Л.Дробижева,Ж. Зайончковская // Вестник аналитики, 2001,№4, с.119.

компактно. Так, например, компактный характер расселения турок-месхетинцев нарушает исторически сложившийся в некоторых поселениях Кубани баланс численности национальных групп. Представители этого этнического меньшинства проживалибольшими группами из нескольких многочисленных семей. «Власти Крымского района говорят, что если бы они расселялись по всей территории Краснодарского края более или менее равномерно, а не компактными поселениями, проблем не было бы»1.

В миграционном потоке последних лет армяне так же, как и по данным 1994г., удерживали второе место. Статистический срез национального компонента в миграционных процессах Кубани показывает, что доля русских, въезжающих в край, составляет в среднем за последние годы «... 84%, армян - 5%, украинцев - 4%, доля же других этнических групп не превышает 1%»2. Прибывающие в край азербайджанцы предпочитают селиться в г. Краснодаре, грузины - в г. Сочи и г.Новороссийске. Следует отметить, что данная тенденция не является закономерностью. Но именно миграция армянского населения вызывает особую озабоченность у общественности Краснодарского края, поскольку четко прослеживается тенденция ее постоянного роста3.

Демографическая динамика зачастую приводит к нарушению сложившейся этностатусной системы. Соответственно, иноэтничных мигрантов местное население начинает воспринимать как угрозу своему социально-политическому положению, связывая возрастание их численности с неминуемым понижением своего этнического статуса. Как отмечает В.А. Авксентьев, «постепенное изменение этнической структуры населения на той или иной территории

1 Витвицкая С.С. К вопросу о профилактике конфликтных ситуаций с участием беженцев, вынужденных переселенцев, внутренне перемещенных лиц/С.С. Витвицкая, Ю.А. Кашуба, В.Н.Перекрестов. Ростов-на-Д2ону, 2001. С.22.

2 Савва М.В. Программа национального развития и межнационального сотрудничества в Краснодарском крае /проект/. Краснодар, 2000.

3 Кубанские новости, 20004 ноября, с. 2.

вследствие миграции и других демографических процессов может иметь в течение многих десятилетий вполне мирный характер и лишь

л

на определенном этапе выступать в качестве причины конфликта»1.

Под воздействием миграций трансформируется возрастная структура населения. Как правило, чаще эмигрируют представители трудоспособного населения, молодежь. Соответственно, «... в центрах притяжения мигрантов население зачастую более молодое. Изменение же возрастной структуры влечет за собой и сдвиги в показателях естественного прироста»2.

Диспропорции в численности различных национальных групп в результате разных темпов естественного прироста крайне болезненно воспринимаются общественным сознанием. В Карачаево-Черкесской Республике ситуация в данной сфере наиболее показательна. В силу исторических факторов у русских и черкесов уже произошел переход к европейскому типу воспроизводства, который предполагает от 1 до 3 детей в семье. В то же время этот переход еще не произошел у карачаевцев. Другие этнические общности республики находятся по данному показателю между этими группами. Различия в темпах естественного прироста создают основания для роста напряженности политического процесса, что проявляется в Карачаево-Черкесской Республике в следующих формах:

- отражение страхов перед высокими темпами естественного прироста представителей других этнических групп в программах кандидатов на выборные должности;

- отражение этих страхов в публикациях лидеров общественных движений, политических партий и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления;

1

Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001. С.147.

- активизация стремлений к созданию национальных муниципальных образований (районов) как формы защиты национальных прав жителей республики.

В 90-е годы ХХ в. и первые годы XXI в. подобная ситуация была характерна также для Краснодарского края. «В Краснодарском крае проживают представители народов, у которых демографический переход к малодетности уже произошел (русские и другие народы европейского культурного круга, адыги), произошел не в полной мере

л

(армяне) и не начинался (турки-месхетинцы, курды, цыгане)»1. Как видно из вышеизложенного, самый большой из субъектов Федерации в регионе - Краснодарский край, не избежал острых демографических-проблем, начавшихся в России в первой половине 90-х гг. ХХ в. Проблемы в этой сфере стали объектом обсуждения на страницах периодической печати, в научных изданиях. В ноябре 2001 г. в краевой газете «Кубанские новости» прошла целая серия публикаций под общим названием «Русский крест». Основной их темой были катастрофические показатели естественной убыли русского населения края.

Роль демографических процессов в изменении социально-политической ситуации очевидна. Возрастной состав населения, численное соотношение этнических групп, пропорции расселения жителей территории в городах и селах является лакмусовой бумагой в определении политических ориентации, политических предпочтений граждан России. Исполнительные органы государственной власти также используют в своей работе данные демографической статистики. В тоже время политические, экономические, миграционные и другие общественные процессы оказывают воздействие на динамику этнодемографических процессов.

1

В результате изучения этнодемографической динамики как конфликтогенного фактора политического процесса на СевероЗападном Кавказе автор делает следующие выводы.

Этнодемографическая динамика региона оказывает непосредственное влияние на политический процесс и является существенным конфликтогенным фактором отношений этнического большинства и меньшинств. В этнодемографической динамике выделяются такие факторы, как миграция на территорию региона, и также темпы естественного прироста населения у разных этнических групп, в том числе меньшинств. Наибольшая активность миграционных процессов была характерна для периода 1989 - 2000гг. и определялась этническими конфликтами и военными действиями на соседних территориях. Существенные различия в темпах естественного прироста населения у разных этнических общностей сохраняются до настоящего времени.

Этнодемографические проблемы региона и отдельных его территорий проявляются в политическом процессе в следующих формах:

- отражение страхов перед высокими темпами естественного прироста представителей других этнических групп в программах кандидатов на выборные должности;

- отражение этих страхов в публикациях лидеров общественных движений, политических партий и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления;

- активизация стремлений к созданию национальных муниципальных образований (районов) как формы защиты национальных прав граждан;

- включение в программы органов государственной власти, посвященные государственному управлению миграционными

процессами, деклараций о необходимости сохранения «этно-демографического баланса».

Демографические процессы, в том числе и миграционные, изменяют этническую структуру населения не во всем регионе, а локально, в отдельных населенных пунктах. Демографические процессы также создают возможность для изменений статуснойиерархии проживающих в этих населенных пунктах этнических групп. Изменения локального (поселенческого) масштаба оказывают существенное влияние на общественное мнение в масштабах субъекта РФ при содействии средств массовой информации.

Деятельность временных мигрантов - представителей этнических меньшинств может выступать фактором, провоцирующим этнические конфликты. При этом огромное значение при оценке вероятности конфликта с участием этнического меньшинства имеют социокультурные особенности данного меньшинства. Эти особенности на Северо-Западном Кавказе имеют больший вес среди факторов конфликта по сравнению с социально-экономическим статусом и правовым положение представителей этнического меньшинства.

Если говорить в целом о проблемах национальных меньшинств в республиках Северного Кавказа, то необходимо на федеральном уровне законодательно определить их правовой статус, включая регулирование вопросов участия в деятельности органов местного самоуправления, национальных и административно-территориальных единиц и т.д. Нужно принять федеральный закон «О национальных меньшинствах Российской Федерации». Закон сможет эффективно работать, если в нем сформулировать права национальных меньшинств и определить механизм их претворения в жизнь. В частности, одной из мер могло бы быть право на установление национально-культурной автономии.

Федеральная государственная политика в сфере национальных отношений должна быть направлена на решение все возрастающих проблем, и прежде всего на сохранение национальной самобытности народов, которое возможно лишь при условии обеспечения равных возможностей и прав в политической жизни. Необходима государственная поддержка национальных культур, языков, письменности, школ. Очевидно, необходимо и официальное признание со стороны государственной власти граждан, относящих себя к национальному меньшинству. В решение этого вопроса мог бы внести свой вклад Институт этнологии и антропологии РАН.

Анализ показал необходимость специального комплексного обследования положения национальных меньшинств как на Северном Кавказе, так и на территории всей Российской Федерации. Целесообразно предварительно провести первичное обследование национальных меньшинств с помощью администраций субъектов РФ по кругу вопросов, определенных Мин-нацем России. Это, по меньшей мере, привлечет внимание властей к их проблемам.

При Миннаце России не мешало бы иметь Совет представителей общественных объединений национальных меньшинств РФ. Желательно рекомендовать субъектам Российской Федерации создание при главах администраций на общественных началах консультативных органов из представителей национальных меньшинств.

Учитывая сложившуюся ситуацию на Северном Кавказе, важно также предпринять меры по решению первоочередных проблем национальных меньшинств, и прежде всего по защите прав личности, чести и достоинства беженцев и вынужденных переселенцев.

Кишмахова М.М. Влияние этнодемографической динамики на-политический процесс на Северном Кавказе. В условиях трансфор-миации трансформации модернизирующегося российского общества статья приглашает к размышлению о конфликтном потенциале этно-политического процесса в регионе. Различный объем политических прав, предоставляемых этническим меньшинствам и этническому большинству, становится конфликтогенным фактором политического процесса. В статье рассматривается вопрос роли и места этнических сообществ в политическом процессе.

Ключевые слова: политический процесс, этнические сообщества, межэтнические сообщества, этничность, этнополитический процесс.

Under transformation of the modernizing Russian society the article invites reflection on a conflict potential of ethnopolitical process in the region. The different extent of the political rights granted to the ethnic minority and ethnic majority, is becoming conflict generating factor of the political process. In clause the question of a role and place of ethnic communities in political process is considered.

Key words: political process, ethnic communities, ethnicity, ethnopolitical process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.