Научная статья на тему 'Влияние этнических миграций на социально-экономическую безопасность региона'

Влияние этнических миграций на социально-экономическую безопасность региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
210
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИИ / MIGRATION / МИГРАНТЫ / MIGRANTS / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIAL AND ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николаев Александр Николаевич

В статье анализируются вызовы для безопасности российских регионов, создаваемые этническими миграциями. Отмечается закономерный характер роста миграций и указываются последствия этого явления, анализируются факторы, определяющие вызовы для безопасности российских регионов, которые создаются массовыми этническими миграциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Николаев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE ETHNIK MIGRATION THE SOCIO-ECONOMIK SECURITY OF THE REGION

The article analyzes the challenges to the security of the Russian regions, created ethnic migration. There is a natural growth pattern of migration and identifies consequences of this phenomenon. The paper analyzes the factors that determine the challenges to the security of Russian regions, which are widespread ethnic migration.

Текст научной работы на тему «Влияние этнических миграций на социально-экономическую безопасность региона»

MODELS OF INTERACTION OF POLITICAL SYSTEMS TO ENSURE NATIONAL SECURITY OF STATES

Abstract

The article is devoted to one of the most important problems of modern civilization - the problem of preservation of identity and the identity of the national political systems under avalanche of globalization. The author believes that the domination of the political process of supranational institutions threatens the security of states and leads to the growth of international tension. In the article justified and proposes the most appropriate types of interaction of political systems, contributing to national security and the preservation of world order. Keywords: national security, the political system, globalization, integration, national identity

References

1. Globalizacija: Uchebnik / Pod obshhej redakciej V.A. Mihajlova i V.S. Bujanova. M., 2008. 218 s.

2. Poljakov A.V. Vozmozhna li integrai'naja teorija prava? // Gosudarstvo i pravo na rubezhe vekov. Materialy

vserossijskoj konferencii. Problemy teorii i istorii. M., 2001. 196 s.

3. Shatkovskaja T.V. Ponjatie "sub#ekt" v obychnom prave rossijskih krest'jan vtoroj XIX - nachala XX vekov //

Jurist#-Pravoved#. 2009. № 4. S. 88-93.

4. Politiko-pravovye cennosti: istorija i sovremennost' / Pod red. V.S.Nersesjanca. M., 2000. 254 s.

5. Globalizacija i Rossija: Sbornik nauchnyh statej/ Pod obshhej red. V.A.Mihajlova. M., 2007. 268 s.

6. Tojnbi A.Dzh. Postizhenii istorii. M., 1999. 640 s.

УДК 323.1

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА

Николаев доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой философии Александр и политологии, Саратовский социально-экономический институт Российского Николаевич экономического университета им. Г.В. Плеханова

(344002, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89). E-mail: 956nan@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются вызовы для безопасности российских регионов, создаваемые этническими миграциями. Отмечается закономерный характер роста миграций и указываются последствия этого явления, анализируются факторы, определяющие вызовы для безопасности российских регионов, которые создаются массовыми этническими миграциями.

Ключевые слова: миграции, мигранты, преступность, рынок труда, социально-экономическая безопасность.

Среди факторов, оказывающих влияние на состояние безопасности российских регионов, в последние десятилетия все более существенное место занимают этнические миграции. Воздействие данного фактора стало отчетливо проявляться после распада СССР. Первоначально большую часть мигрантов составляли беженцы из горячих точек Советского Союза: Ферганской долины, Таджикистана, Нагорного Карабаха, Абхазии. В дальнейшем в миграционном потоке стал преобладать удельный вес экономических мигрантов, приезжающих на заработки. При этом наряду с выходцами из бывших союзных республик среди мигрантов все больше становится граждан Китая, Вьетнама, других азиатских и африканских стран. Не менее важным источником мигрантов становятся внутренние этнические миграции, в первую очередь с Северного Кавказа.

В результате интенсивных миграционных потоков происходит изменение этнического состава населения России. Как свидетельствуют данные переписей населения с 1989 по 2012 г., численность постоянно проживающих в России азербайджанцев, армян, таджиков увеличилась в несколько раз. В масштабах всей страны эти сдвиги еще не очень заметны, однако в ряде субъектов Федерации этнический баланс существенно изменился. В первую очередь - это Москва и приграничные регионы: Краснодарский, Ставропольский, Приморский край, Астраханская область, дальневосточные субъекты

Федерации. Вследствие роста этнических миграций компактные поселения некоренных национальных меньшинств в традиционных русских областях стали распространенным явлением. Так, в Саратовской области удельный вес русских составляет около 80 %, но в двух пограничных с Казахстаном районах русские уже в меньшинстве, в 17 населенных пунктах области большинством являются чеченцы и даже в некоторых классах школ областного центра русские дети в меньшинстве. Порой распространение этнических мигрантов приобретает взрывной характер. Например, в 2004 г. в Ровенский район Саратовской области переселились из Киргизии первые 30 дунган, а уже через пять лет в районе проживало более 2000 переселенцев-дунган [1].

Массовые этнические миграции имеют место как позитивные, так и негативные последствия. Среди позитивных нельзя не назвать увеличение потенциала трудовых ресурсов в целом по стране. В ближайшее десятилетие нашу страну ожидает устойчивое сокращение численности и удельного веса трудоспособного населения в результате естественной убыли. Ожидается, что к 2020 г. эти потери составят около 15 млн человек, то есть свыше 20 % занятых в 2010 г. [2, с. 277]. Восполнить такую огромную убыль можно только за счет внешней миграции. К тому же, этнические мигранты в большинстве случаев занимают не престижные рабочие места с тяжелыми условиями труда или малоквалифицированного труда. Думается, если бы ни мигранты из Средней Азии, в Москве не удалось бы обеспечить такое количество работников ЖКХ. Приезжие из бывших республик СССР составляют также большую часть рабочих малоквалифицированного труда в строительном комплексе. Следует сказать, что в отдельных отраслях для некоторых регионов этнические мигранты явились просто спасением. В частности, немало случаев, когда вместо вымирающих русских деревень сель-хозпроизводство поддерживается за счет переселенцев.

К сожалению, помимо позитивного влияния этнических миграций они создают и проблемы, более того - даже определенные угрозы безопасности российских регионов. Прежде всего, мигранты создают не вполне здоровую конкуренцию на российском рынке труда. Как отмечалось выше, нам предстоит огромная убыль трудоспособного населения, но до 2008 г. численность его росла. Общее сокращение численности россиян в этот период происходило за счет нетрудоспособных возрастов. Между тем, за два десятилетия к нам прибыли миллионы трудовых мигрантов. В результате устойчивый спрос на иностранную рабочую силу сочетается с устойчивой безработицей коренного населения.

В стране сформировался слой предпринимателей, паразитирующих на мигрантах. По ряду причин, о некоторых из которых речь пойдет ниже, таким бизнесменам удобнее и выгоднее иметь дело с иностранными рабочими (зачастую нелегалами), чем со своими соотечественниками. Поэтому предпринимателями создается виртуальный дефицит кадров за счет сознательного занижения заработной платы, а затем приглашаются мигранты.

Возможности коренного населения на рынке труда в некоторой степени ущемляются и за счет этнической профессиональной специализации. В частности, таджики работают преимущественно в сфере ЖКХ и неквалифицированными рабочими в строительстве; украинские мигранты заняты, как правило, ремонтом и отделкой квартир; азербайджанцы предпочитают торговлю овощами и фруктами; корейцы концентрируются в сфере сельхозпроизводства; вьетнамцы специализируются на производстве и продаже текстильных изделий и т.д. [3, с. 311-312]. В результате некоторые отрасли фактически попадают под монопольный контроль определенных этнических диаспор. Представителям других национальностей, в том числе коренных, бывает затруднительно, а порой практически невозможно организовать свой бизнес в такой отрасли или просто занять в ней престижное рабочее место. Предпринимателям-мигрантам во многих отношениях удобнее принимать на работу своих соотечественников. К тому же, помимо экономических факторов здесь действуют родственные, клановые, земляческие обязательства. Поэтому понятно, что если продуктовый рынок в городе контролируется азербайджанцами, а вещевой китайцами, то русские получат там работу по остаточному принципу. Более того, даже если предприниматель русский, но в трудовом коллективе преобладают мигранты, они могут вытеснять коренных жителей с рабочих мест и препятствовать приему их на работу.

Следующий аспект негативного влияния этнических миграций на региональную безопасность связан с тем, что они способствуют развитию различных форм теневой экономики. Прежде всего, это

обусловлено высоким уровнем нелегальной миграции. По различным оценкам в нашей стране живут и трудятся от 5 до 15 млн нелегальных мигрантов [2, с. 286]. Нередко такие нелегалы работают на нелегальных же предприятиях, производящих широкий ассортимент товаров от водки до компьютеров. Но даже, если мигрант-нелегал работает на легальном предприятии, он все равно является элементом теневой экономики, так как не платит налогов, и предприниматель за него не платит налогов. Полученные нелегалами деньги в основной своей массе выкачиваются из страны. По данным на 2006 г., переводы денег из Российской Федерации в страны СНГ по официальным каналам составили почти 5,5 млрд долларов США, а вывоз наличными оценивается в 10 млрд долларов [4, с. 21]. С тех пор объёмы вывозимых средств только увеличились.

Этнические миграции вносят свой вклад и в криминализацию социально-экономических отношений. Это обусловлено не какими-то преступными склонностями отдельных этносов, а объективными реалиями российской жизни. Наличие миллионов нелегальных мигрантов само собой влечет создание криминальной атмосферы. Нелегалы составляют потенциальную базу для пополнения преступного мира. Те из них, кто не находит нормальную работу, добывают пропитание перевозкой наркотиков, проституцией, воровством. По официальным данным МВД РФ, удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства с 2003 г. по 2014 г. вырос почти на треть [5]. При любом столкновении с представителем власти мигранта-нелегала может спасти только взятка. Поэтому существование нелегальной миграции выступает в качестве одного из факторов, способствующих развитию коррупции в России.

В меньшей мере, но все сказанное выше относится и к легальным этническим мигрантам. Трудовые отношения для них зачастую регулируются не столько законом, сколько неформальными правилами. Работодателям выгодно управлять трудовыми коллективами, состоящими из мигрантов, через посредников-представителей диаспор. Руководителям важен только результат, а каким образом достигается трудовая дисциплина и эффективность, их не интересует. Таким образом, поощряется клановость вместо цивилизованных трудовых отношений.

Негативное влияние перечисленных выше моментов состоит еще и в том, что предприятия, использующие незаконный труд мигрантов, разлагающе влияют на социально-экономическую ситуацию в регионе в целом. Бизнесмены, действующие по закону, оказываются менее конкурентоспособными и чтобы выжить, нередко также идут на нарушения и преступления. К тому же, широкое применение труда мигрантов в том виде, как сейчас, препятствует внедрению высоких технологий. Многим предпринимателям проще и выгоднее использовать примитивный малоквалифицированный труд, чем тратиться на инвестиции в новую технику и технологии.

Следует отметить, что влияние этнических миграций на безопасность российских регионов более значительно, чем доля мигрантов в населении страны. Это связано, во-первых, с неравномерным распределением потоков миграций. Совершенно естественно, большинство мигрантов стремится туда, где можно быстро и хорошо заработать, тем самым их экономическое влияние усиливается. Во-вторых, мигранты обладают повышенной экономической активностью. Она объективно обусловлена. Сама ситуация миграции ставит перед переселенцами четкие целевые установки. Они должны максимально быстро найти работу или создать свой бизнес. При этом для большинства мигрантов важно, чтобы их экономическая деятельность не просто обеспечивала определенный прожиточный минимум, но и давала возможность отправлять часть средств родственникам либо создавать накопления для последующего возвращения на родину. В этой связи мигранты более мобильны на рынке труда и в бизнесе, готовы к тяжелым условиям и рискам, ведут более трезвый образ жизни. В совокупности с этнической сплоченностью, которая также является средством выживания и обеспечения эффективности, все это во многих случаях обеспечивает мигрантам повышенную конкурентоспособность по сравнению с местными жителями.

Изменение этнического состава в результате миграций влечет за собой серьезные экономические, социальные и культурные последствия. Политические последствия носят преимущественно латентный характер, проявляясь в серии прокатившихся по стране конфликтов между мигрантами и местным населением. Однако анализ ситуации на региональном уровне позволяет сделать выводы о дальнейшем развитии политических последствий.

В настоящее время для мигрантов наиболее важными являются экономические задачи: завоевание ключевых позиций в отраслях, где возможно наиболее быстрое получение прибыли. Пока мигранты не стремятся оказывать активное влияние на легальную политическую жизнь в регионах (деятельность партий, электоральная активность и т.п.). В значительной мере это связано со снижением реального значения публичной политики в нашей стране. На региональном уровне мигранты стремятся в первую очередь использовать такую форму политического участия, как лоббирование своих индивидуальных и групповых интересов в органах исполнительной власти с помощью национальных ассоциаций, объединений, землячеств, причем зачастую с использованием коррупционной составляющей.

В связи с дальнейшим увеличением численности и экономической роли мигрантов в ряде субъектов Федерации можно прогнозировать неизбежное повышение их политической активности. В перспективе данные тенденции способны привести к возникновению очень серьезной проблемы в приграничных регионах, связанной с национально-территориальным принципом построения РФ. В результате изменения этнического состава меньшинства, превратившись в большинство, могут поставить вопрос об изменении статуса субъекта, вплоть до его отделения от России.

Литература

1. Взгляд (Саратов). 2009. 10-16 декабря.

2. Волосенкова Е.В. Миграционная политика в современной России: вызовы и ответы XXI века // Регионалистика и этнополитология М., 2008.

3. Нерюев В.А. Иммиграционные процессы и пресса (Опыт российской столицы в последние годы) // Регионалистика и этнополитология. М., 2008.

4. Дмитриев А.В. Миграция и цивилизационный разлом // Современные миграционные процессы. Ростов н/Д., 2008.

5. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mvd.ru/

Nikolaev Alexander Nikolayevich, doctor of historical Sciences, Professor, head of chair of philosophy and political science, Saratov socio-economic Institute of Russian economic University of G.V. Plekhanov (89, street Radishcheva, Saratov, 410003, Russian Federation). E-mail: 956nan@mail.ru

INFLUENCE ETHNIK MIGRATION THE SOCIO-ECONOMIK SECURITY OF THE REGION

Abstract

The article analyzes the challenges to the security of the Russian regions, created ethnic migration. There is a natural growth pattern of migration and identifies consequences of this phenomenon. The paper analyzes the factors that determine the challenges to the security of Russian regions, which are widespread ethnic migration. Keywords: migration, migrants, crime, labor market, social and economic security.

References

1. Vzgljad (Saratov). 2009. 10-16 dekabrja.

2. Volosenkova E.V. Migracionnaja politika v sovremennoj Rossii: vyzovy i otvety XXI veka // Regionalistika i

jetnopolitologija M., 2008.

3. Nerjuev V.A. Immigracionnye processy i pressa (Opyt rossijskoj stolicy v poslednie gody) // Regionalistika i jetnopolitologija. M., 2008.

4. Dmitriev A.V. Migracija i civilizacionnyj razlom // Sovremennye migracionnye processy. Rostov n/D., 2008.

5. Oficial'nyj sajt MVD Rossii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://mvd.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.