Научная статья на тему 'Влияние эмоций на восприятие профессионально-ориентированного контекста на занятиях по английскому языку в вузе ФСИН Росси'

Влияние эмоций на восприятие профессионально-ориентированного контекста на занятиях по английскому языку в вузе ФСИН Росси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / INFLUENCE OF EMOTIONS / PROFESSIONALLY-ORIENTED INFORMATION / INCREASE OF MOTIVATION / COMMUNICATION-ORIENTED KNOWLEDGE OF THE FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Режапова Ирина Михайловна

В статье рассматривается вопрос влияния эмоций на восприятие профессионально-ориентированного контекста на занятиях по английскому языку в вузе ФСИН России. Рассматриваются различные способы и методы обучения, способствующие сохранению и повышению мотивации обучающихся при изучении дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции». Доказывается необходимость создания определенной эмоциональной обстановки на занятиях по английскому языку для коммуникативно-ориентированного владения иностранным языком в профессионально значимых ситуациях межкультурного делового общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Режапова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of emotions on perception of professionally-oriented information in the English language classes at the institute of the Federal Penal Service of Russia

The article addresses the issue of the influence of emotions on the perception of professionally-oriented information in the English language classes at the Institute of the federal Penal Service. Various ways and methods of training are considered, which contribute to preservation and increase of motivation of students in the study of the discipline “The Foreign Language in Jurisprudence”. The necessity is proved to create a certain emotional environment in the English language classes for communication-oriented knowledge of the foreign language in professionally-significant situations of intercultural business communication.

Текст научной работы на тему «Влияние эмоций на восприятие профессионально-ориентированного контекста на занятиях по английскому языку в вузе ФСИН Росси»

УДК 372.8

© Режапова И. М., 2019

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КОНТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ ФСИН РОССИИ

В статье рассматривается вопрос влияния эмоций на восприятие профессионально-ориентированного контекста на занятиях по английскому языку в вузе ФСИН России. Рассматриваются различные способы и методы обучения, способствующие сохранению и повышению мотивации обучающихся при изучении дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции». Доказывается необходимость создания определенной эмоциональной обстановки на занятиях по английскому языку для коммуникативно-ориентированного владения иностранным языком в профессионально значимых ситуациях межкультурного делового общения.

Ключевые слова: влияние эмоций; профессионально-ориентированная информация; повышение мотивации; коммуникативно-ориентированное владение иностранным языком.

© Rezhapova I. M., 2019

THE INFLUENCE OF EMOTIONS ON PERCEPTION OF PROFESSIONALLY-ORIENTED INFORMATION IN THE ENGLISH LANGUAGE CLASSES AT THE INSTITUTE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

The article addresses the issue of the influence of emotions on the perception of professionally-oriented information in the English language classes at the Institute of the federal Penal Service. Various ways and methods of training are considered, which contribute to preservation and increase of motivation of students in the study of the discipline "The Foreign Language in Jurisprudence ". The necessity is proved to create a certain emotional environment in the English language classes for communication-oriented knowledge of the foreign language in professionally-significant situations of intercultural business communication.

Keywords: the influence of emotions; professionally-oriented information; increase of motivation; communication-oriented knowledge of the foreign language.

В соответствии с новой неоклассической парадигмой основной миссией образования является обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности, подготовки к успешной будущей профессиональной деятельности. Влиянию психических процессов, в том числе эмоциональных (восприятие, поведение, мышление, мотивация, деятельность индивида) на овладение знаниями, развитие эмоционального интеллекта при изучении различных дисциплин уделяется незначительное внимание.

Теоретические исследования и многолетний опыт работы показали, что в настоящее время используются различные стили овладения иностранными языками:. визуальные, аудиаль-ные, кинестетические (чтение/письмо), применяется теория множественного интеллекта и др. Несмотря на это современная система образования по всему миру типична и однородна. Методы обучения похожи на конвейер, вопреки тому, что все педагоги, а тем более обучающиеся, неповторимы и индивидуальны [4]. Обучение иностранному языку —

долгий процесс, требующий терпения, усидчивости и использования уже имеющихся знаний. Со временем новизна и радость от изучения новой учебной дисциплины заменяется рутинной и скучной необходимостью вкладывать в изучение нового материала усилия и затрачивать время. Чтобы поддержать интерес к изучению иностранного языка, преподаватель вуза стремится находить новые или мало использующиеся возможности, новые средства, методы и техники обучения.

Дисциплина «Иностранный язык в сфере юриспруденции» ориентирована на развитие общекультурной и профессиональной компетенции будущих бакалавров юриспруденции. В ходе изучения дисциплины предполагается повысить уровень владения иностранным языком, который бы позволял обучающимся адекватно интерпретировать и принимать социокультурное многообразие при решении практических задач.

Важной задачей при изучении иностранных языков является овладение бакалаврами (юристами) комму-

никативно-ориентированным стилем общения в профессионально значимых ситуациях, в общении между курсантами различных национальных культур (актуально для института ФСИН России), а также в процессе межкультурного делового общения. Эта задача определяет необходимость усвоения и запоминания курсантами большого объема профессионально-ориентированной знаниевой информации. Перед преподавателем стоит задача развитие и длительное поддержание мотивации студентов к изучению иностранного языка.

Одним из условий поддержания интереса к изучению английского языка является создание определенной эмоциональной атмосферы на занятиях. Вызывая эмоции с помощью разных средств и методов обучения, преподаватель может способствовать сохранению или формированию мотивации обучающихся.

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру настроем [1]. Эмоции позволяют при-

влечь внимание курсантов, способствуют лучшему усвоению информации и облегчают запоминание материала. Нет никакого сомнения, что эмоции делают восприятие более красочным. Своим влиянием они изменяют угол зрения, под которым мы смотрим на мир. Никого не удивит тот факт, что люди с позитивным эмоциональным настроем открыты к получению знаний, выносят больше полезных суждений и дают более подходящую обратную связь, чем люди с негативным настроем [3].

Отбирая учебный материал, преподаватель может способствовать переживанию курсантами как положительных, так и отрицательных эмоций. Так, по дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции» по теме «Виды исправительных учреждений за рубежом» курсантам предлагается посмотреть видеосюжет на английском языке "Five Nicest Prisons in the World" [8]. Ролик представляет рейтинг пяти «лучших», по мнению создателей фильма, тюрем мира. В «пятерку» вошли тюрьмы Швеции, Германии, Австрии и Норвегии.

Курсанты работают в лингафонном кабинете в наушниках, позволя-

ющих прослушивать комментарии к видеосюжету индивидуально. После рассказа и видео о каждой из пяти тюрем преподаватель контролирует понимание курсантами содержания с помощью вопросов уточняющего характера. Видеосюжет, демонстрирующий европейские пенитенциарные учреждения с роскошными условиями проживания и разнообразными возможностями для проведения досуга, где правонарушители отбывают наказание за тяжкие уголовные преступления, вызывает, как правило, массу самых противоречивых чувств у будущих сотрудников российской уголовно-исполнительной системы.

Осужденные этих тюрем проводят время не только в своих камерах, но и имеют возможность читать книги и заниматься самообразованием в библиотеке, тренироваться в спортивных тренажерных залах, заниматься верховой ездой, записывать музыку в звукозаписывающей студии, работать на ферме, одним словом, могут проводить свой досуг, исходя из своих потребностей и желаний. Просторные одиночные камеры не запираются на замок, имеют все удобства, включая собственный санузел, ванную комнату или душ, современный телевизор,

шкафчики для личных вещей. В некоторых тюрьмах в камерах, которые скорее напоминают гостиничные номера, на окнах отсутствуют решетки. Осужденные имеют возможность сами готовить себе еду из продуктов, которые можно взять на общей кухне.

ТЛ « __"

В норвежской тюрьме, занимающей в рейтинге первое место, заключенным независимо от того, работают они или нет, выдается ежедневное денежное пособие в размере 10 долларов для приобретения необходимых товаров, которые продаются на территории учреждения. Среди заключенных также постоянно проводится анкетирование с целью выяснить, как еще можно улучшить их жизнь в пенитенциарном учреждении.

Эмоции, которые вызывает просмотр данного видеосюжета у курсантов, можно описать как удивление, культурный шок, постепенно переходящие к ощущению несправедливости, негодованию и даже возмущению. Трудно понять, почему опасные преступники, совершившие такие особо тяжкие уголовные деяния, как убийства, вооруженные ограбления, изнасилования, отбывают срок в условиях, сравнимых с пребыванием в домах отдыха.

После просмотра фильма многие курсанты хотят высказать свое мнение, и преподаватель может использовать этот повышенный эмоциональный фон для обсуждения различий в условиях отбывания наказания в России и за рубежом, в данном случае — в Западной Европе, а также для последующего восприятия информации и активизации лексики. Курсантам предлагается также ознакомиться с аутентичными комментариями на английском языке к этому фильму на видеохостинге YouTube и дать свою оценку или выразить свое мнение по содержанию отзывов. После просмотра курсанты выполняют письменные лексические задания, содержащие профессиональную терминологию [5].

В то же время для наиболее полного представления о существующих видах исправительных учреждений в мире и об отличиях пенитенциарных систем в разных странах преподаватель может показать курсантам видеосюжет "10 Worst Prisons in the World" [9], также с последующим обсуждением и выполнением заданий. Этот ролик о самых страшных тюрьмах мира тоже никого не оставляет равнодушным, но вызывает эмоции совершенно

другого плана — жалость, сочувствие, сострадание.

Большое значение для развития мотивации к изучению иностранного языка имеет создание благоприятной эмоциональной обстановки на занятии. Применяя те или иные приемы и средства обучения, преподаватель может создавать ситуации, благодаря которым курсанты переживают яркие положительные эмоции, такие как ощущение удовлетворения, радости и гордости за хорошо выполненную работу. Такой вид эмоций является самым надежным и сильным стимулом к изучению, и в особенности — иностранного языка [4].

Одним из эффективных методов развития положительных эмоций курсантов на занятии является интерактивных методов обучения, которые строятся на организации творческого общения между участниками педагогического процесса. Благодаря интерактивным методам курсанты учатся взаимодействовать не только с преподавателем, но и друг с другом в больших или малых группах. Объединение курсантов в мини-группы по три-пять человек при подготовке заданий позволяет выполнять их совместно, рас-

пределяя роли таким образом, чтобы более слабые курсанты также были вовлечены в работу. Очень важно при этом оценивать работу всей группы, а не отдельных курсантов. Так, для активизации лексики по теме «Наказание» курсанты получают задание дать определение таким профессиональным терминам, как «наказание», «исправительное учреждение», «камера», «обвиняемый», «осужденный», «заключенный», «поведение осужденного», «сотрудник уголовно-исполнительной системы», «программы реабилитации», «ресо-циализация» и т. п.

В результате коллективного обсуждения курсанты создают определения, используя юридическую терминологию, и группа представляет их на обсуждение сначала на русском языке, а потом, если определение термина было одобрено остальными участниками, переводит на английский язык с помощью словаря. Положительные эмоции, полученные в мини-группе в результате товарищеской поддержки, взаимопомощи, сплоченности, приводят к уверенности в себе, своих силах и способны мотивировать к дальнейшей работе.

Большое значение для развития эмоциональной реакции курсантов имеет подбор интересных по содержанию заданий. Так, по темам «Личность человека», «Психологические типы осужденных» курсантам предлагается прослушать текст "The Letter of a Fresher" для проверки навыков аудирования. Подготовительная работа с новой лексикой обеспечивает понимание наиболее сложных фраз и предложений. По содержанию текста студентка первого курса, уехавшая учиться в один из колледжей Англии, пишет письмо родителям. Она просит их не переживать слишком сильно из-за того, что она долго не писала, так как лежала все это время в больнице. В больницу она попала с сотрясением мозга и переломом рук, после того, как выпала из окна второго этажа из-за пожара, который случился в общежитии. Сейчас у нее уже почти нет сильных головных болей, и гипс с рук тоже сняли. В больнице ее навещал только один человек — парень, который был очевидцем происшествия и вызвал полицию и скорую помощь. Этот парень оказался замечательным человеком, и хотя он другого вероисповедания, они полюбили друг друга и собираются пожениться. Перед сва-

дьбой им надо сдать кровь на анализ, но сейчас это сделать невозможно, так как ее парень сейчас проходит лечение от СПИДа. Свадьбу отменить тоже невозможно, так как она ждет ребенка, но поскольку жить им негде, девушка надеется, что родители возьмут ребенка себе на воспитание. Письмо заканчивается фразой, что все это не так на самом деле, а просто девушка не сдала экзамен по истории, и надеется, что это событие на фоне того, что могло бы случиться, покажется им пустяком.

Такое письмо не может не вызвать бурной эмоциональной реакции слу-

" л Г __и

шателей. У разных людей этот текст вызывает разные эмоции: кто-то поначалу испытывает заинтересованное удивление, изумление, переходящие затем в негодование или возмущение, вызванные поступком девушки, другие в конце повествования испытыва-

ют эмоциональное облегчение и радость. На фоне этого эмоционального восприятия преподаватель предлагает студентам выразить свое мнение и описать свои чувства, вызванные этим письмом, оценить поступок и поведение девушки, попробовать описать ее личность и высказать свое отношение к разным чертам характера людей. Это обсуждение предваряет темы «Личность осужденного» и «Поведение осужденных», и позволяет применить уже изученную профессионально-ориентированную лексику в новых речевых ситуациях.

Таким образом, если переживание каких-то чувств и эмоций способно разнообразить рутинную деятельность на занятиях, способствует оптимизации учебного процесса и повышению мотивации к изучению иностранного языка, нужно активнее использовать

эти методы при обучении курсантов. Литература

1. Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е. Дружинин. - М.: Сфера, 2003.

2. Иванова, Е. А. Эмоциональная среда на занятиях иностранного языка // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки : электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (11). — URL: https://nauchforam.ra/archive/MNF_humamties/4(11).pdf (дата обращения: 05.09.2019).

3. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва [и др.]: Питер, 2009.

4. Михайлов, А. С., Шагвалиев, Т. Р. Значение эмоций в процессе обучения // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки : электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3 (31). — URL: https://nauchforam.ra/archive/MNF_humanities/3(31).pdf (дата обращения: 06.09.2019).

5. Режапова, И. М. Формирование общекультурной компетенции курсантов вуза ФСИН на занятиях по иностранному языку // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 17-18 октября 2018 года / отв. ред. канд. пед. наук, доц. А. Г. Чириков. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2018.

6. Эмоции и обучение. — URL: http://eng.websoft.ru/db/wb/0ACA1C9C4A5 FA253 C32576E7001E115C/doc.html (дата обращения: 07.09.2019).

7. Эмоция // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоция (дата обращения: 06.09.2019).

8. Nicest Prisons in the World // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=53&v=^ (дата обращения: 04.09.2019).

9. Worst Prisons in the World // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=G9vY2Cds8Pw (дата обращения: 04.09.2019).

Сведения об авторе

Режапова Ирина Михайловна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат филологических наук. E-mail: rezhira4@mail.ru

Information about the author

Rezhapova Irina Mikhailovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanitarian, Social, Economic and Natural Sciences Disciplines, candidate of philological sciences. E-mail: rezhira4@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.