Научная статья на тему 'Влияние эмоциональных состояний человека на современную систему образования'

Влияние эмоциональных состояний человека на современную систему образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние эмоциональных состояний человека на современную систему образования»

Л/ WJ

« Л ■ V Гж Р1

? 4(2),

2 Инграмма (от лат. ег^гат - след на клетке). руг негр. Это область навязчивых неизвестных,

Это запись, оставленная в реактивном сознании невидимых, неанализируемых данных, которые

навязывают индивидууму решения, неизвестные и неподозреваемые (там же).

(бессознательности) реально имевшим место событием, в котором содержалась боль или потеря сознания. Боль и бессознательность составляют по определению часть инграммьца остальное. - это точней шея, подробнейшая запись всех остальных ощущений, воспринятых телом человека, испытывающего боль или

г

находящегося в бессознательном состоянии, отчасти или полностью (там же).

3 Реактивный ум: (reactive mild). Часть ума человека, которая работает исключительно на

4Инграмный,бцнк. См. реактивный ум.

■ Кожный гальванометр. Это электронный прибор, используемый для исследования умственных явлений. Его действие основано на том, что на сопротивление кожи воздействует умственное и эмоциональное состояние (там же).

6 Рестимуляция (гез^тиЫюп). 1. Реактивация противоусилия из прошлого при появлении в окружении организма подобия с со-

основе механизма «стимул-реакция», которая держанием области произвольного прошло-

&

подчиняется волевому контролю человека и на- го. 2. Реактивация воспоминания, хранящегося в памяти, при возникновении в настоящем обстоятельств, подобных обстоятельствам в

правляет силу и власть команд на его сознание, цели, мысли, тело и действия. Это место хранения инграмм. Реактивный ум содержит в себе неосознанный, нежелательный набор аберриро-

прошлом. 3. Повторная активизация прошлой памяти из-за сходных обстоятельств в настоя-ванных вычислений, которые оказывают воздей- щем времени, которые близки по обстоятель-

ствие на индивидуума и тех, кто находится вок- ствам прошлого (там же).

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

НА СОВРЕМЕННУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

A.B. Прохоров, аспирант кафедры психологии МГУ им. Н.П. Огарева

Многие поколения людей хотели приоб- шкалой эмоциональных состояний (тонов)

рести способность точно оценивать своих собратьев исходя из их эмоциональных1

и позволяет точно оценить поведение человека и предсказать, что он будет делать.

состояний. Испытывая ту или иную Эмо- Таблица выявляет взаимосвязь между эти-

цию, человек'ведет себя по-разному. Со- ческимй-нормами поведения человека и

стояние меняется в зависимости от того, нахождением его на соответствующем

каково окружение, внутренние проблемы уровне шкапы эмоциональных состояний,

личности. Ученые и философы прошлого показывает, До какой степени человек еле-

I I «

старались разобраться в том. что является основой поведения человека. Эти знй-

дует этим нормам, принимает ответствен-

ния действительно были очень важными, так как давали не только возможность понимания основ, но и средства контроля над

4 ^ 1 1

личностью.

Я бы хотел коснуться исследований од-

ность, проявляет настойчивость в достижении цел и, насколько он правдив и другие

I 1 I ^ *

качества.'

Чем выше положение на шкале тонов, тем выше способности человека и уровень его осознания, тем он этичнее, тем лучше выживает в неблагоприятной обстановке. Присущее человеку настроение или отно-

ного из известных ученых нашего времени в области человеческого разума Л. Рона Хаббарда. Им была создана целая наука о че- шение к жизни пойижается в прямо пропорциональной зависимости от того, как он

ловеческом разуме - дианетика, или современная наука душевного здоровья. Со-

относится к физической вселенной и дру-

новываясь на работах предшественников, гим организмам вокруг себя. Понижение

он смог классифицировать эмоции челове- сознания частично является причиной по-

степенного падения по таблице. Положе-

ка, сведя их в таблицу. Она называется

• * і

©А.В(,Прохоров, 2001

¡ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ф

ние человека на шкале эмоциональных со- провести параллель с пониманием этого

стояний изменяется в течение дней или лет, но остается относительно стабильным для

тона в православной религии, то его можно назвать страданием, что само по себе яв-

данного периода времени. Оно повышает- ляется важным. Данный тон или состояние ся при получении хороших новостей и по- граничит между падением человека и его

нижается при получении плохих.

Таблица эмоциональных тонов Хаббарда

4.0 Энтузиазм

3.0 Консерватизм

возвышением, т.е. стремлением к духовному возрождению. Это стрессовый тон.

Когда человек находится не настолько низко, как горе, осознает, что над ним нависает угроза потерь или зафиксирован на этом уровне прошлыми потерями, можно сказать, что он в страхе5 Это около 1,0 на шкале. Внимание человека в страхе рассеяно и перепрыгиваете одного предмета на другой. Человек в страхе осторожен, потому что знает, что почти все вокруг угрожает ему. Его отличают слепая надежда, ожидание, нерешительность.

Очень опасным для окружающих явля-Приведенная шкала показывает после- ется тон скрытой враждебности (1,1). Это

2,5

2,0

Скука

Антагонизм

1,5 Гнев

1,1 Скрытая враждебность 1,0 Страх 0,6 Горе 0,5 Апатия

состояние, когда человек считает свое окружение враждебным и действует соот-

довательные эмоциональные тона, которые может испытывать человек. Под тоном (состоянием) понимается моментальное ветствующим образом. Он может.занимать или продолжающееся эмоциональное состояние человека. Умелое использование этой

различное положение в обществе. И может нравиться с первого взгляда. Но под ми-

шкалы позволяет предсказывать и пони- лой маской скрывается разрушитель. Его

мать поведение человека во всех его проявлениях. поскольку она общая для всех людей. Рассмотрим некоторые характеристики данной шкалы.

Состояние 0,5 на шкале тонов соответствует хронической апатии5 Это очень опасное состояние ума, граничащее со смертью, оно часто приводит к самоубийству. Хотя человек в апатии может учиться, работать, быть работодателем, он обычно пытается разрушить себя тем или иным способом, не осознавая этого. Наркоманы и алкоголики - это люди в апатии. Они потенциальные жертвы. Ими управляют внешние обстоятельства.

задача - скрытое управление своим окружением. Самым легким способом определения этого тона является плохое самочувствие после общения с таким человеком. Люди с эмоциональным тоном 1,1 в первые секунды общения пытаются перевести внимание собеседника на себя, причем в завуалированном отрицательном смысле.

Человек, который борется с угрожающей ему потерей, находится в гневе'1 (1,5 на шкале тонов). Постоянно пребывая в состоянии душевного расстройства, он кричит, злится, раздражается, обвиняет и выражает недовольство. Его стремление -останавливать все. Основа его состояния

Тон 0,6 — это состояние горя* В этом заключается во фразе: «Я прав даже тог-

тоне человек пытается удержаться в про- да, когда не прав». Реальность такого че-шлом, постоянно вспоминает прошедшие лучшие времена. Одиночество и носталь-

гия - слабые проявления горя. Друзья покинули человека, и он требует от собесед-

ловека искажена. Люди, находящиеся рядом с ним, чувствуют исходящую от него угрозу. Гнев обвиняет кого-то другого за каждое свое поражение. Это достаточно

ника утешения и участия в своих пробле- низкий уровень ответственности.

мах, держится за обиды, нанесенные в прошлом, коллекционирует несправедливости. Горе предпочитает внимание в форме жалости, а не восхищения. Однако тон горя

Человек, который просто подозревает, что могут произойти потери или зафиксирован на этом уровне. возм>щен. О нем можно сказать, что он в антагонизме7 Это

является очень значимым в таблице. Если 2,0 на шкале. Главной характеристикой ан-

&№ 4(2), 2001;

тагонизма является опровержение. Он вы-

ражает сомнение вслух. Защищая свою собственную реальность, пытается подорвать реальность других. Человек в таком тоне никогда не играет ради удовольствия, он играет только для того, чтобы выиграть. Но он плохой игрок; обвиняет других в своей неудаче и злорадствует, похваляется, когда выигрывает. Он прямой, честный и бестактный. Постоянно готов к ссоре. Антагонизм является пограничным тоном между гневом и скукой.

Выше этого тона человек большую часть времени разумен. Ситуация не настолько хорошая, чтобы быть в энтузиазме, но и не настолько плохая, чтобы он был возмущен.Чловек потерял какие-то цели и не может сразу найти другие. О нем говорят, что он в скуке4 (тон 2,5 на шкале тонов). Этот тон характеризуется совершенным отсутствием цели в жизни. Такой человек беззаботен, не заинтересован, немного забавен. Он может понравиться. Он не будет атаковать, пытаться разрушить, предостерегать, заботиться, предпочитая просто наблюдать за происходящим. Скука -это своего рода высокотонная апатия. Но скуке есть легкомыслие. Она живее, беспечнее и менее замкнута в себе.

В тоне 3,0 на шкале человека отличает консервативный4, осторожный подход по отношению к жизни, но он добивается своих целей. Он никогда не действует опрометчиво, тщательно все не обдумав. Он не выносит внимания, предпочитая быть одним из толпы. Это нравственный человек, придерживающийся этики, которой его научили. Обычноон избегает споров, придерживаясь своей точки зрения. Имеет твердую уверенность, что нужно уважать права других.

В тоне 4,0 человек испытывает энтузиазм10, счастлив и полон жизни. Существует очень немного людей, имеющих такой тон.

Окружение человека сильно влияет на его положение в таблице. Любая окружающая среда имеет свой тон. Попав в среду с общим тоном 1.1 (скрытая враждебность). человек в тоне 3,0 (консерватизм) может начать вести себя, как некто в тоне 1.1. Однако человек в тоне 1.1 оказавшись в окружении с высоким тоном, обычно не поднимается в своих действиях выше тона

1,5. Если человек живет в среде с низким тоном, можно ожидать, что в конце концов и его тон понизится. Сказанное также справедливо для брака - люди стремятся уравняться в тоне с партнером по супружеской жизни.

У приведенной шкалы есть хронический и острый аспекты. Человек может быть опущен по шкале тонов на низкий уровень на десять минут и затем вернуться вверх, а может быть опущен по ней на десять лет и уже не вернуться. Если у него было слишком много потерь, слишком много боли, то он имеет тенденцию становиться

I

фиксированным на каком-либо низком уровне шкалы и оставаться там с незначительными колебаниями.

Шкала эмоциональных состояний действенна и для групп. Проанализировав обычные для какого-то бизнеса или государства реакции, можно узнать потенциал выживания этого бизнеса или государства.

Таблицу тонов также можно использовать при приеме людей на работу' или при выборе партнеров. Она дает точную картину того, чего следует ожидать, позволяет предвидеть действия людей. С ее помощью возможно определить, что произойдет с человеком в том или ином окружении, среди тех или иных людей.

Использование шкалы эмоциональных тонов поможет ориентироваться в жизни при оценке людей и обстоятельств, налаживать здоровые взаимоотношения в семье, учебной группе, обществе в целом. Любое общество не может быть свобод-

ным от политических и экономических процессов. Общий эмоциональный тон общества накладывает отпечаток на его членов. Для точного определения эмоционального тона человека используется тест шкалы тонов. Зная такие данные, можно наметить конкретные действия по реабилитации человека. Это чрезвычайно важно, поскольку высокотонный человек является более способным, активным, целеустремленным и успешным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современная система образования нуждается в высокотонных ( 2,0 и выше) людях. Особенно это касается преподавательского состава. Обучая студентов, они находятся в состоянии причины (действия). И если их эмоциональный тон недостаточ-

»

V V %• V V V

X

«Я

ИНТ

РАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

циальным либо хроническим. Ключевой точкой является В (счастливый, несчаст-

но высок, это незамедлительно отразится на качестве обучения и эмоциональном состоянии студентов. Педагог должен обла- ный). При высоких (выше +32) показате-

дать знаниями психологии человека. Выс- лях В и Э, можно с уверенностью сказать.

траивая правильные взаимоотношения со студентами через общение, симпатию и

что хорошее состояние испытуемого является достаточно стабильным и предсказу-

реальность, он сможет управлять тоном емым на недели и месяцы вперед (график

№ 1). График № 2 менее стабилен, так как

всей группы, поддерживая состоянии.

при на высоких показателях Э точка В на-Чтобы поднять тон любого человека ходится в непостоянной зоне. Тем не менее испытуемый достаточно предсказуем и пребывает в постоянном тоне. График № нальных тонов находится этот человек 3 соответствует неконтролируемой ситуа-

(группы), необходимо:

1) определить, где на шкале эмоцио-

(группа);

ции. Точки В и О расположены ниже +32.

2) при общении с ним(и) опуститься или Состояние человека непредсказуемо с до-

полняться до его (их)тона;

статочной степенью уверенности. На сле-

3) поддерживать общение на полтона дующий день график может быть совершенно иным. Таким образом, совместное использование точек В и Б дает более

выше эмоционального тона человека (группы).

ггелось бы сформулировать основные принципы, по которым необходимо выстраивать взаимоотношения в современной системе образования. Это

отсутствие:

- подавления;

- инвалидации (обесценивания):

- навязывания точки зрения;

- оценки суждения.

Выполнение этих пунктов в обучении и

точное диагностирование, которое позволяет подобрать наиболее рациональные восстановительные процессы, что значительно экономит время реабилитации личности.

В зависимости от результатов диагностики предлагается пройти такие курсы, как «Целостность личности», «Преодоление подъемов и спадов в вашей жизни», «Успех путем общения» (графики № 2 и 3). Считаю целесообразным использование

жизни будет способствовать проявлению данных курсов в современной системе об-большей причинности обучаемых, которые разования. Они помогут не только поднять

успеваемость, но и правильно понимать, оценивать и контролировать происходящее.

Можно утверждать, что на сегодняшний день это одна из наиболее действенных практик реабилитации человека. Очень

тоже могут быть правы.

Вероятно, не было бы смысла рассуждать на тему фиксированных (постоянных) положений человека на шкале эмоциональных тонов, если бы не имелось возможности изменения состояния в лучшую сторону. Л.Р. Хаббардом, Д. Стивенсом, Ф. Фан-чем, П. Гиллэмом и др. была разработана точная технология, помогающая че-

важным, на мой взгляд, является применение так называемых объективных процессов, которые дают возможность испытуемому выйти из зафиксированного состоя-

ловеку осознать себя и окружающий мир, ния и обратить внимание на окружающий

мир. В результате освобождения единиц внимания, которые закрыты для осознания, человек проходит через озарение, переосмысливает свою жизнь, окружение, меняет свою реальность. Он становится этич-деляют его состояние в тесной связи с ным, не поддающимся влиянию окружения,

переоценить прошлый опыт своей жизни и найти наиболее рациональные пути к успеху и лучшему духовному состоянию. Для этого человека тестируют по Оксфордскому аналитическому тесту, опре-

эмоциональным тоном.

самостоятельно мыслящим человеком.

Суть технологии - в том, что, опреде- Внимание, направленное вне себя, полный

лив эмоциональный тон человека, можно с контроль над ситуацией, понимание проис-

помощью точки О (уверенный, неуверен- ходящего, создание здорового окружения-

ный) во вспомогательном Оксфордском вот основная цель и основной результат

тесте показать, является ли этот тон со- такой работы.

ттжштж.

№ 4(2), 2001

Оксфордский аналитический тест

А - стабильный, рассеянный.

В — счастливый, несчастный.

С - спокойный, нервозный.

0 - уверенный, неуверенный.

Е - активный, пассивный.

Р — целеустремленный, подавленный, в — ответственный, безответственный. Н - правильно оценивающий, критикующий.

1 — благодарный, несоглашающийся.

Д — общительный, замкнувшийся.

График № 1 График №2 График № 3

Примечания

1 Эмоция - душевное переживание, чувство. (Ожегов С.И. Словарь русского языка.

М., 1981. С. 808).

2 Этика - совокупность норм поведения, мораль какой - нибудь общественной группы, профессии (Там же. С. 810).

3 Апатия - состояние полного безразличия, равнодушия (Там же. С. 28).

4 Горе - скорбь, глубокая печаль, несчастье (Там же. С. 124).

5 Страх - очень сильный испуг, сильная боязнь (Там же. С. 687).

4 Гнев - чувство сильного возмущения, негодования (Там же. С. 120).

7 Антагонизм -

непримиримое противоре-

чие (Там же. С. 27).

' Скука - тягостное душевное состояние, томление от отсутствия дела или интереса к окружающему (Там же. С. 646).

9 Консерватизм - тенденция в политике и культуре поддерживать существующий порядок и противостоять нововведениям (Там же. С. 258).

10 Энтузиазм - сильное воодушевление, увлечение, душевный подъем (Там же. С. 808).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.