Научная статья на тему 'Экстравертированность как преимущественное состояние бытия современного человека'

Экстравертированность как преимущественное состояние бытия современного человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстравертированность как преимущественное состояние бытия современного человека»

выхода из нее очень напоминают известную притчу о развилке трех дорог. От выбора наиболее эффективных путей процесса политической социализации личности во многом зависят сегодняшние успехи реформирования России. Рекомендации ученых, разнообразные концепции современных политологов по рассматриваемому вопросу многое проясняют. Однако целостной концепции политической социализации личности до сих пор не создано. Как правило, в анализе политической социализации используются общие теоретические подходы к социализации личности, которые весьма конструктивны

Поступила 13.02.02.

с точки зрения обоснования отдельных сторон и механизмов политической социализации .

Думается, политическая педагогика как новое научное направление может и должна внести свой вклад в обоснование концепции политической социализации личности. Используя имеющийся потенциал знаний, накопленный другими гуманитарными дисциплинами, политическая педагогика должна дать ответ на вопрос о содержании технологий политического воспитания и поддержки стабильности политической системы России в условиях модернизации.

ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОСТЬ КАК ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЫТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

А. В. ПРОХОРОВ, аспирант

Понятие экстраверсии трактуется как «направление человеком интереса вовне, ко внешним для него объектам» [8, с. 693]. Это свойство личности во многом связано с наследственностью. Вероятно, это правильно. Однако при более близком рассмотрении мы видим, что существует некоторое несогласие по поводу точных элементов экстраверсии — некоторые просто выглядят нежелательными, другие определенно кажутся спорными. Один из стереотипов — напористый человек с очень высоким мнением о себе, но вряд ли он вызовет зависть. Вместе с тем есть люди, которые кажутся приятными, которые хорошо ладят с людьми. Они обладают умением приводить их в комфортное состояние, и поэтому люди к ним тянутся. «Экстраверсия» личности — это индивидуальная способность и готовность выразить себя, которая может быть талантом. Наградой для экстравертированного человека являются благосклонное отношение, одобрение, социальные контакты и благо-

приятные возможности. Однако эти награды являются достижением двух других аспектов экстраверсии — способности задавать вопросы и способности давать подходящие ответы, которые могут быть развиты с помощью специальных упражнений [3, с. 10]. Нам представляется интересным подход некоторых психологов к понятию наилучшего бытия человека в современных условиях. Для того чтобы в полной мере раскрыть свои способности и пребывать в гармонии с окружающим миром, необходимо определенное психическое состояние.

Под гармонией с окружающим миром понимается следующее:

1) отсутствие подавления и обесценивания человека, навязывания ему чужой точки зрения;

2) расширение сознания (через интро-версию к экстраверсии);

3) полные реальность (согласие), симпатия и общение (коммуникация) с окружающим человека миром;

© А. В. Прохоров, 2002

4) отсутствие бессознательного1 в разуме человека;

5) стремление к самоопределенности2 в бытийности.

Эти выводы можно сделать из работ таких психологов, как Д. Стивене, X. Левин, Ф. Фанч, К. Оггер, Л. Р. Хаббард, Р. Мин-шулл и др. Основой их работ являются те знания, которые были получены в результате обобщения информации, заложенной в ведущих мировых религиях. Подход к вопросу экстраверсии рассматривается в тесной связи с теми непреложными истинами, которые ими исповедуются. В перспективных психологических практиках был сделан новый шаг, который отличает более широкий взгляд на мир и человека как творца реальности. Творческие способности человека рассматриваются как божественные, тесно связанные с его духовным состоянием. В трудах известного исследователя Л. Р Хаббарда много общего с определяющими положениями восточных религий, таких, как буддизм и индуизм [1, с. 37, 115]. Последняя привлекает тем, что носит в себе «учение о духовном родстве всех религий, близкое к пантеизму («все живое есть Бог»)» [1, с. 37]. Одно из шести направлений индийской религиозно-философской мысли — йога «позволяет овладеть методами развития своих познавдтельных способностей, расширить сознание до полного овладения интуитивным уровнем и еще более высоким духовным уровнем» [3, с. 129].

Одно из течений китайской философии — даосизм проповедует «следование естественной природе вещей, достижение состояния однобытия с космическим целым, состояния свободного единения между всем человеческим миром и миром природы» [1, с. 72]. Большое значение здесь уделяется теории и практике психической саморегуляции человека, в результате чего он достигает состояния принятия любых событий жизни такими, какие они есть, без

1 Бессознательность — человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловленные глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает [2, с. 35].

2 Самоопределенность — состояние, в котором человек сам определяет свои действия; способность управлять собой [9].

драматизации и «зацикленности» на материальных благах. Это ровное, спокойное отношение к жизни, своеобразное миросозерцание.

Современная наука о душевном здоровье — дианетика [7] имеет сходные цели, а именно расширение сознания и переосмысление своего отношения к жизни. Созданная Л. Р Хаббардом в 50-х годах прошлого века, она завоевала популярность во многих странах мира. Основанная на теории бессознательности 3. Фрейда, наука имеет реальные успехи в деле психологической реабилитации личности и исцеления от психосоматических заболеваний3 Проходя специально разработанный курс тренировочных упражнений, испытуемый избавляется от проявления неосознанных реакций на тот или иной предмет мыслительной деятельности. Кроме того, практически было установлено, что, избавляясь от своих психологических проблем, человек становится более экстравертирован и гармоничен (успешен) в жизни.

Здесь было бы уместным рассмотреть противоположное экстраверсии явление — интроверсию. Она «ассоциируется со сдержанностью и застенчивостью в социальных контактах, а интроверты считаются более пассивными и углубленными в себя, чем экстраверты» [2, с. 123]. Приверженность к интроверсии питают духовные направления иудаизма, христианства, ислама. И хотя у религий Востока и Запада разный подход к решению вопросов веры, по сути, это одно и то же. Отшельничество, мученический подвиг характерны для религии и восточного, и западного мира. Введенное дианетикой понятие рестимуляции4 похоже объясняет стремление человека к уединению. Отшельничество нам представляется несколько менее травматичным для психики, чем налаживание гармоничных отношений со своим окружением.

/.Человек — существо общественное, и именно это учитывает современный под-

3 Психосоматическое заболевание — заболевание, возникшее в результате болезненного состояния ума. По данным Л. Р. Хаббарда, такие заболевания составляют примерно 70 % всех болезней [8, с. 681].

4 Рестимуляция — повторная активизация памяти о происшествии из прошлого, возникающая в связи с тем, что обстоятельства настоящего

времени напоминают обстоятельства прошлого [8, с. 683].

»

ход в психологии в вопросах его бытия. Он должен жить в обществе и быть социально полезным. Схема: Я — Семья — Группа — Человечество (расширяющаяся) является, по мнению Хаббарда, лучшей. Качественно по-новому воспринимается в связи с этим и религиозное понятие веры: «это форма проявления духовной жизни, особое состояние сознания, жизненная позиция, принцип мировоззрения» [1, с. 46]. Рациональная вера основывается на познании и знании, на объяснении того, во что и почему мы верим, и выражается в убеждении. В философии вера проявляется в утверждениях, принимаемых без обоснования , представляемых как самоочевидные аксиомы. Отметим, что рациональная вера ближе восточной религиозой практике, а философская — западной. И тем не менее оба подхода дополняют друг друга, а точнее, являются составными частями единого целого. Основным смыслом работы над собой в любой религии, по нашему мнению, является углубленный взгляд верующего в себя. Хаббард не отказывается от этого подхода, а дорабатывает христианский принцип исповеди до совершенства (конечного явления)5

Было замечено, что после покаяния человек себя чувствует гораздо лучше, чем до него. Проведенные исследования показали, что существует механизм удержания в разуме человека отрицательного заряда («вредной энергии»), связанного с травматическими происшествиями в его прошлом. Если при получении стресса присутствует боль или бессознательность, то это способствует закреплению отрицательной энергии во времени. Как только человек переживает эпизод травмы, причем несколько раз и во всех подробностях, заряд высвобождается и человек становится здоровее и энергичнее. Единицы внимания, сконцентрированные на проблеме, возвращаются в настоящее время, и разумность человека повышается. Этот принцип был разработан Фрейдом и усовершенствован Хаббардом.

В настоящее время создана целая тех-

о

нология, с помощью которой человек может решить свои психологические проблемы. Наукой установлена тесная взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и его экстраверсией (интроверсией). При этом решающее значение имеет так называемый хронический эмоциональный тон6: чем он выше, тем более активен человек, более экстравертирован, тем лучше его духовное состояние. Конечно, может возникнуть вопрос, разделяющий восточное и западное восприятие понятия достижения высокого духовного состояния. Западное (христианское) восприятие — философское отношение к вере, через страдание и значительную интроверсию сознания [ 1, с. 46]. Характерными являются слова русского святого Сергия Радонежского, обращенные к митрополиту Алексию: «Прости мне, владыко святый, ты хочешь возложить на меня бремя свыше меры, и ты не найдешь во мне того, что ищешь, ибо кто я, грешный и худший паче всех че-ловеков» [цит. по: 5, с. 115]. Восточное (буддийское) восприятие ухода от страданий через значительную интроверсию путем того же отшельничества и духовной практики ведет к достижению состояния нирваны7

Шкала эмоциональных тонов, разработанная Хаббардом, содержит 80 состояний (от -40 до +40). В своей работе мы рассмотрим часть диапазона шкалы, характерного для жизни человека:

0,1 0,5 1,0 1,1

1.5 2,0 2,1

2.6 3,1

3,6

0,5 Апатия Горе Страх

4 Скрытая враждебность 0 Гнев

1, 2,

2, 3,

3,

4,

Антагонизм 5 Открытая враждебность 0 Скука 5 Консерватизм 0 Интерес

Восточные религии являются более высокотонными, не уничижающими личность человека. По нашему мнению, если

5 Конечное явление используется для обозначения различных показателей: внешний вид и настроение человека; изменения, наблюдаемые в человеке или в том, как он справляется с окружающей средой; возникшее у него осознание о жизни и т. д. [8, с. 672].

6 Хронический эмоциональный тон — постоянный эмоциональный тон человека [6, с. 469].

7 Нирвана — состояние преодоленности страданий. Ее сущность — отсутствие желаний, страстей, уход от мира; полный покой, абсолютная непроницаемость для желаний и страстей [1, с. 37].

использовать данную шкалу, то можно сделать вывод, что христианский подход к духовности (через страдания к Богу) имеет на ней свое отражение и способствует как интроверсии, так и экстраверсии. А именно, эмоциональный тон Горе (0,5) является поворотным в стремлении человека либо к деградации, либо к духовному совершенствованию. В данной ситуации многое зависит от самого человека, от силы его духа. Если он справляется со стрессовой ситуацией и находит возможности для борьбы за себя, то он может стать сильнее и духовнее. А это прямой путь к знанию и расширению сознания.

Следует отметить, что, согласно нашим наблюдениям, многие люди, работающие в христианских, и в частности православных, храмах и посещающие их, имеют очень низкий эмоциональный тон. Этот тон — Апатия (0,1 — 0,5). Это не критика, а констатация. Конечно, сказывается философский подход к вопросу веры [1, с. 46]. Сознание большого количества людей относительно интровертировано, и они находят утешение в стремлении подавить бессознательные реакции. На наш взгляд, существует ошибочное восприятие понятий. Состояние апатии принимается за состояние смирения. А это не одно и то же. Смирение — это принятие жизни такой, какая она есть. Это «незацикленность» на

чем-либо. Это духовное состояние человека, которое должно быть естественным и которое может быть достигнуто современными методами психологической практики. Здесь нет подавления, нет навязывания, а есть глубочайшая степень осознания индивидуумом своей истинной духовной природы как целостной и неделимой. Вероятно, это наиболее приемлемый путь для человека, который является частью божественного начала. И в этом начале, по мнению Хаббарда, Роджерса и многих других психологов, скрыты истинное знание и несомненная правота каждого человека. На этих принципах основан терапевтический подход названных ученых. В нем «испытуемому никогда не давали советов, не отвечали на вопросы, они задавали вопросы и пытались отразить то, что сказал пациент, и прояснить его чувства в процессе отражения и прояснения... понять его самовосприятие, установить благоприятные взаимоотношения с ним». [4, с. 341]. Целью подобной терапии является ликвидация несоответствия между переживанием и «Я-концепцией» человека. Тем самым для него открывается возможность быть более экстравертирован-ным, жить более богатой и полной жизнью. Этому соответствует высокое положение человека на приведенной выше шкале эмоциональных тонов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев А. П. Краткий философский словарь. М.: ОАО «Можайский полиграф, комбинат», 1999. 397 с.

2. Кордуэлл М. Психология: Слов.-справ. М.: Изд-во Фаир-Пресс, 1999. 441 с.

3. Левин X. Курс по развитию коммуникации. М.: Издат. группа Нью Эра, 1998. 42 с.

4. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 574 с.

5. Тимченко С. Жития и творения русских святых. М.: Современник, 1993. 480 с.

6. Хаббард Л. Р. Введение в саентологическую этику. М.: Издат. группа Нью Эра, 1998. 506 с.

7. Хаббард Л. Р. Дианетика - современная наука душевного здоровья. М.: Издат. группа Нью Эра, 1995. 562 с.

8. Хаббард Л. Р. Наука выживания. М.: Издат. группа Нью Эра, 2000. 767 с.

9. Хаббард Л. Р. Саентология. 0-8. Книга основ. М.: Издат. группа Нью Эра, 1990. 85 с.

Поступила 17.12.01.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.