1 Крук В. М. Ассессмент обеспечения личностной надежности специалиста // Гуманитарный вестник: электронный журнал МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2012. № 12. С. 34-45 ; Его же. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013. С. 15-26 ; Федотов А. Ю. Актуальные психологические аспекты подготовки специалистов опасных профессий с использованием метода моделирования // Инновации в образовании. 2013. № 8. С. 111-122 ; Федотов А. Ю., Медведев И. Н. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников ОВД, и их преодоление. М., 2012. С. 75-97 ; Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М., 1989. С. 1134 ; Его же. Проектирование военной деятельности // Морской сборник. 1989. № 8. С. 35-48.
2 Анцупов А. Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1993. С. 14-32 ; Павленко В. А. Психологические условия надежности офицера расчета боевого управления и пуска ракетного дивизиона РВСН : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. С. 8-16 ; Шведин Б. Я. Проектирование военной деятельности. С. 35-48.
3 Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал. 1991. № 2. С. 44-51 ; Носс И. Н. Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2007. С. 15-40 ; Федотов А. Ю. Указ. соч. С. 111-122 ; Квашнина Г. А. Методология создания интеллектуальных систем оценки профессиональной надежности персонала подразделений опас-
ных профессий : автореф. дис. . д-ра техн. наук. Воронеж,
2010. С. 16-31 ; Петров В. Е., Филипенкова Н. Ю. Проведение психологического тренинга с сотрудниками полиции с использованием метода моделирования профессиональных ситуаций : учебно-методическое пособие. Домодедово,
2011. С. 4-15 ; Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. С. 11-34.
4 КонюховН. И. Психологические проблемы биографического метода исследования курсантов : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1981. С. 14-32 ; Сугоняев К. В. Проблемы повышения достоверности личностных измерений: существующая практика и возможные усовершенствования // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов : мат-лы науч.-практ. конф. 9 апр. 2009 г. М., 2009. С. 199210 ; Его же. Приключения зарубежных тестов в России // Там же. С. 173-189 ; Его же. Проблемы и пути совершенствования методического обеспечения психодиагностики в правоохранительных органах // Там же. С. 120-125.
5 Сугоняев К. В. Проблемы повышения достоверности личностных измерений: существующая практика и возможные усовершенствования ; Его же. Приключения зарубежных тестов в России ; Его же. Проблемы и пути совершенствования методического обеспечения психодиагностики в правоохранительных органах.
6 Федотов А. Ю. Индивидуальный психофизический тренинг как средство повышения эффективности деятельности воинов-десантников в трудных ситуациях : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1995. С. 4-19 ; Федотов А. Ю., Медведев И. Н. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников ОВД, и их преодоление. М., 2012. С. 75-97.
УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЛИЧНОСТНУЮ НАДЕЖНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД - ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
А. С. Осипова, С. Н. Федотов
Проведен анализ теоретических подходов к пониманию сущности личностной надежности и эмоционального интеллекта как психологического феномена. Выявлено, что для сотрудников, имеющих более высокую личностную надежность, характерны высокий уровень развития общего эмоционального интеллекта, способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса), чуткость к внутреннему состоянию окружающих. На основе метода регрессионного анализа разработана модель оценки личностной надежности сотрудников ОВД.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, оперативно-служебная деятельность, надежность, личностная надежность, эмоциональный интеллект, ^критерий Манна-Уитни, регрессионный анализ.
Актуальность нашего исследования обусловлена высокой социальной значимостью деятельности органов внутренних дел в современных условиях. По мнению главы МВД России В. А. Колокольцева, «Большой блок стоящих перед руководством мини-
стерства задач — это повышение дисциплины и профессиональной квалификации сотрудников. Человеческий фактор всегда будет иметь основополагающее значение. Поэтому задача дальнейшего обновления МВД России — существенно повысить средний уровень кадрового состава полиции, то, что называется „качеством нормы". Важная роль здесь принадлежит системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава. Она включает профессиональный психологический отбор кандидатов на службу, психологическое обследование сотрудников при зачислении в резерв для назначения на должности руководящего состава, ряд других направлений. Однако проблемы в подготовке и отборе кадров сохраняются» '.
По мнению начальника ДГСК МВД России В. Л. Кубышко, со стопроцентной уверенностью говорить о психологической надежности прошедших аттестацию полицейских нельзя. По его данным, из 880 тысяч человек аттестационными комиссиями не были рекомендованы к назначению в полицию более 5,5 тысячи человек. Несмотря на жесткий отбор, никто не может дать гарантию, что полицейский, прошедший переаттестацию, не поведет себя непредсказуемо 2.
В наши дни для решения задачи комплексной оценки профессиональной надежности и компетентности будущего сотрудника целесообразно использо-
вать все имеющиеся средства проверки, усовершенствовать их либо вести поиски новых видов исследований для повышения эффективности кадрового отбора. Совместное применение психодиагностических исследований с привлечением полиграфных технологий представляет огромный интерес с практической точки зрения, в целях качественного отбора персонала.
В. М. Крук справедливо отмечает, что психология надежности специалистов (персонала) является одной из важных проблем теории и практики психологии труда 3. Надежность человека является актуальной, с давних времен она привлекает особое внимание ученых в области эргономики, психологии труда, инженерной психологии. Разработка теоретических основ надежности началась в Соединенных Штатах Америки в 40-60 гг. XX в. в связи с запросами в первую очередь военно-промышленного комплекса.
В Советском Союзе исследование проблем надежности актуализируется в 50-е гг. в инженерном деле, а в 60-е гг. в других отраслях науки, включая эргономику, психологию труда, инженерную психологию. За последние 50 лет по проблеме надежности было защищено более двух тысяч диссертаций. Наибольшая активность в проведении исследований в области надежности персонала имеет место в последнее десятилетие, защищено более полутора тысяч диссертаций, в том числе более двадцати — в области психологии труда, спорта и т. д.
В инженерной психологии содержание надежности оператора впервые детально рассмотрел В. Д. Не-былицын (1961) 4. С его точки зрения, надежность человека-оператора представляет собой способность к сохранению требуемых рабочих качеств в условиях возможного усложнения обстановки. Взгляды В. Д. Не-былицына достаточно подробно рассмотрены в статье
A. А. Ендржеевского и В. М. Крука 5. На протяжении последних 50 лет изучением тех или иных аспектов надежности человека-оператора занимались В. П. Зинчен-ко, М. А. Котик, А. А. Крылов, В. М. Крук, Б. Ф. Ломов,
B. Л. Марищук, Г. С. Никифоров, В. Ю. Рыбников и др.
Исследования зарубежных и отечественных ученых, посвященные человеческому фактору, свидетельствуют о разноплановости проблемы надежности специалистов, что приводит к необходимости классифицировать ее по различным основаниям. В зависимости от целей исследования обосновываются разные виды надежности: конструктивная, технологическая, эксплуатационная (А. И. Губинскнй, Б. А. Смирнов), гигиеническая, антропологическая (В. В. Горбунов), информационная, операционная, биологическая (Ю. Г. Фокин), оперативная (В. Д. Небылицын) и др. Мы считаем, что целесообразно согласиться с точкой зрения В. М. Крука о продуктивности идеи выделения личностной надежности 6. Это позволит более детально рассмотреть названный психологический феномен и уточнить существующий взгляд на механизм его обеспечения.
Многие авторы изучают личностные характеристики, не сводящиеся к социальной, профессиональ-
ной, функциональной или другим видам надежности, которые вместе с тем оказывают на успешность профессиональной деятельности достаточно большое влияние. В рамках психологии труда применительно к оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, безусловно, основным видом надежности является профессиональная. На этом же основании возможно выделение личностной надежности как интегральной характеристики личностных качеств и особенностей, определяющих нормативность поведения в условиях профессиональной деятельности. Таким образом, если профессиональная надежность предполагает безошибочность и своевременность выполнения задачи в конкретных условиях, то личностная надежность подразумевает социальную, ведомственную и групповую нормативность поведения как важнейшее условие успешности профессиональной деятельности и предупреждения нарушений.
При этом следует отметить, что напряженная организационная, интеллектуальная и эмоциональная обстановка, постоянно сопровождающая деятельность сотрудников органов внутренних дел, приводит к случаям нервно-психических срывов и нервных расстройств. Своевременное выявление и профилактика подобных фактов возможны только в условиях регулярной психологической оценки профессиональной надежности.
Согласно результатам многих современных исследований профессиональная деятельность сотрудников характеризуется эмоциональной напряженностью, вызванной высокой степенью ответственности и интенсивности труда. В большинстве случаев рациональность противопоставляется эмоциональности, т. е. выражености эмоций в деятельности, передаче эмоциональных состояний и т. д. По мнению Е. А. Хлев-ной, эмоциональность во многих случаях рассматривается как причина совершения профессиональных ошибок, как фактор снижения качества принимаемых решений и эффективности профессиональной деятельности в целом. При этом она ссылается на труды таких специалистов, как В. Е. Ashforth, В. Burrough, J. Helyar; R. H. Humphrey; L. A. Mainiero 7. На наш взгляд, следует согласиться с концепцией эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, отражающей идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. В широком смысле к эмоциональному интеллекту относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими, имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей 8.
Задачи, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов, ведущими расследование преступлений, предполагают наличие способностей осуществлять активный поиск необходимых сведений, распознавать эмоциональные состояния участников уголовного процесса, адекватно интерпретировать содержание полученной информации с учетом ее полноты и достоверности, ее сокрытия и т. д. Сотрудник должен быть в состоянии так взаимодей-
ствовать с участниками уголовного процесса, сослуживцами, руководством, чтобы достигать поставленных целей, получать необходимый эффект (раскрыть преступление).
Способности сотрудника распознавать и интерпретировать эмоции, возникающие в процессе профессиональной деятельности, использовать их для решения задач раскрытия преступления в их взаимосвязи с эффективностью деятельности органов внутренних дел определяют цели нашего исследования.
Продуктивным в этом плане представляется подход Е. А. Хлевной, рассматривающий эмоциональный интеллект специалиста как когнитивную способность воспринимать, анализировать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные проявления и рефлексивно регулировать эмоции. Учет уровня эмоционального интеллекта при профессиональном психологическом отборе, плановых аттестациях, аттестации при назначении на вышестоящую должность сотрудников правоохранительных органов позволит качественно решать задачи психологической работы, которые стоят перед психологами МВД России.
Поэтому особую актуальность приобретает исследование роли эмоционального интеллекта в успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов, которое, во-первых, позволит систематизировать и конкретизировать представления о профессиональной пригодности, а во-вторых, оперативно и достоверно оценивать профессионально важные качества личности, прогнозировать эффективность деятельности.
Необходимо обратить внимание на наличие на теоретическом уровне фундаментального концептуального различия между эмоциональным интеллектом — признаком (чертой эмоциональной самоэффективнос ти) и эмоциональным интеллектом — способностью (когнитивно-эмоциональной способностью).
Это различие имеет место в зависимости от типа измерений, используемых для исследования данного конструкта: эмоциональный интеллект-черта измеряется с помощью самоотчетов (анкет), в то время как эмоциональный интеллект как способность оценивается через результаты в тестах производительности, например, как и в IQ-тестах (K. V. Petrides, A. Furnham 9, D. H. Saklofske, E. J. Austin, P. S. Minski 10). Различия в методике оценки эмоционального интеллекта приводят к далеко идущим последствиям (подробное обсуждение имеется в работе K. V. Petrides, A. Furnham 11) и непосредственно отражаются, по результатам ряда исследований, на очень низкой взаимосвязи (корреляции) между показателями признака (черты) и способности эмоционального интеллекта (J. Warwick, T. Nettelbeck, L. Ward 12).
По мнению А. С. Петровской, актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта в России. В настоящее время в отечественной психологической науке практически не про-
водится эмпирических исследований эмоционального интеллекта. В зарубежных источниках имеются разнообразные методики, направленные на определение уровня эмоционального интеллекта, однако отсутствуют их перевод на русский язык и адаптация к российской выборке 13. Модель эмоционального интеллекта и ее практическое применение нуждаются в верификации с учетом специфики в нашем случае оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В нашем исследовании мы будем рассматривать главным образом эмоциональный интеллект как признак (черту личности).
При этом мы в рамках изучения эмоционального интеллекта отдали предпочтение прошедшей довольно серьезную проверку в России методике исследования эмоционального интеллекта «Опросник ЭмИн» (автор Д. В. Люсин) 14. Названная методика включает в себя следующие шкалы: общий эмоциональный интеллект (способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими); межличностный эмоциональный интеллект (понимание эмоций других людей и управление ими); внутриличностный эмоциональный интеллект (понимание собственных эмоций и управление ими); способность к пониманию своих эмоций и эмоций других людей; способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
Кроме того, для решения задач исследования нами был использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретический анализ научных публикаций и монографий, посвященных изучению предмета исследования; специально разработанная методика экспертной оценки успешности оперативно-служебной деятельности сотрудников — выпускников образовательных организаций МВД России; комплекс психодиагностических методик: краткий ориентировочный тест (КОТ), опросники «Ассертивность и личностная тревожность», «Л-профиль», «М-профиль», ДПС 1 5, а также методы математико-статистической обработки полученных эмпирических данных (корреляционный анализ, и-критерий Манна-Уитни и др.). В качестве испытуемых выступали сотрудники органов внутренних дел — выпускники образовательных организаций МВД России в возрасте 20-22 года.
Экспертная оценка успешности сотрудников органов внутренних дел, участвующих в нашем исследовании, осуществлялась с использованием специальной анкеты по следующим показателям: самостоятельность и инициативность; работоспособность; организованность и целеустремленность; исполнительность; использование служебного времени; умение отстаивать свою точку зрения; авторитет; поведение в напряженной ситуации; контактность; профессиональные знания и умения; ответственность; культурный уровень; порядочность и честность; отношение к службе; умение координировать и взаимодействовать. По каждому показателю эксперт имеет возможность оценить сотрудника по пятибалльной шкале от 1 до 5.
Таблица 1. Различия в эмоциональном интеллекте сотрудников с высокой и низкой успешностью по и-критерию Манна-Уитни
Наименование шкалы Значение и-критерия Z-показатель Уровень значимости (Р)
Шкала МП: Понимание чужих эмоций 1,0 2,02073 0,04331*
Шкала МУ: Управление чужими эмоциями 3,5 1,29904 0,19393
Шкала ВП: Понимание своих эмоций 3,0 1,44338 0,14892
Шкала ВУ: Управление своими эмоциями 6,0 0,57735 0,56370
Шкала ВЭ: Контроль экспрессии 4,5 -1,01036 0,31232
Шкала ПЭ: Понимание эмоций 0 2,30940 0,02092*
Шкала УЭ: Управление эмоциями 7,0 0,28868 0,77283
Шкала МЭИ: Межличностный ЭИ 3,0 1,44338 0,14892
Шкала ВЭИ: Внутриличностный ЭИ 6,0 0,57735 0,56370
Шкала ОЭИ: Общий эмоциональный интеллект 1,0 2,02073 0,04331*
Примечание. * — р<0,05.
Для выявления влияния тех или иных структурных элементов эмоционального интеллекта на уровень личностной надежности сотрудников органов внутренних дел был проведен корреляционный анализ полученных эмпирических данных (результатов экспертной оценки личностной надежности и тестирования).
По результатам корреляционного анализа выявлено, что между пониманием чужих эмоций и личностной надежностью сотрудника (п=0,42; p<0,05) существует прямая взаимосвязь.
В ходе обработки эмпирических данных была установлена также прямая взаимосвязь между личностной надежностью сотрудника и пониманием своих эмоций
0,48; p<0,05). Для испытуемых актуально осознание своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию, а также не только управление своими эмоциями, поддержание желательных эмоций и контроль нежелательных, но и контролирование экспрессии, внешних проявлений своих эмоций.
Кроме того, нами была предпринята попытка выявления различий в структуре эмоционального интеллекта у сотрудников с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта с использованием и-критерия Манна-Уитни.
В ходе проведенного исследования было установлено, что на уровне значимости (р<0,05) имеют место существенные различия по непараметрическому и-критерию Манна-Уитни между группами успешных и неуспешных сотрудников органов внутренних дел по таким шкалам, как понимание чужих эмоций (шкала МП), понимание эмоций (шкала ПЭ), общий эмоциональный интеллект (шкала ОЭИ) (табл. 1).
Анализ показал, что для успешных в служебной деятельности сотрудников более характерен уровень развития общего эмоционального интеллекта, способности понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика,
жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно, а также чуткости к внутренним состояниям сослуживцев. Кроме того, анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что успешных сотрудников отличает способность понимать эмоции окружающих.
Для выявления психологических факторов, оказывающих влияние на уровень личностной надежности сотрудников органов внутренних дел, был проведен регрессионный анализ полученных эмпирических данных. Исследование велось в целях разработки модели прогнозирования личностной надежности сотрудников органов внутренних дел — выпускников образовательных организаций МВД России на основе данных корреляционного и регрессионного анализов.
Использование описанной методологии распознавания образов (внешних поведенческих характеристик) позволило получить адекватную в содержательном отношении модель распознавания уровня личностной надежности сотрудников органов внутренних дел — выпускников образовательных организаций МВД России. Результаты регрессионного анализа полученных авторами эмпирических данных с использованием пакета программного обеспечения STATISTICA 8.0 представлены в табл. 2.
По результатам психологического обследования испытуемых предлагается осуществлять расчет интегрального показателя личностной надежности сотрудников органов внутренних дел — выпускников образовательных организаций МВД России.
Формула регрессионой модели зависимости личностной надежности от уровня выраженности основных показателей выглядит следующим образом:
L = -6,8380-V1 (0,1 472) + V2(0,7954) + +V3(6,4578)+V4(3,2462)-V5(7,9698)-V6(0,3443)-^7(0,2298^8(0,0334)^9(0,2266^10(1,994) + +V11(0,0466)-V12(0,5057)+V13(1,2835)-V14(0,4838)+ V15(0,6892)+V16(0,8098), где:
L — значение уравнения (интегральный показатель личностной надежности);
-6,8380 — константа (значение свободного члена уравнения);
V — исходные переменные шкал, коэффициенты:
VI — шкала «Личностная тревожность» опросника «Ассертивность и ЛТ»; V2 — интегральный показатель общих способностей теста КОТ;
V3 — шкала «Понимание своих эмоций» опросника ЭмИн Д. Люсина; V4 — шкала «Контроль экспрессии» опросника ЭмИн Д. Люсина;
V5 — шкала «Внутриличностный эмоциональный интеллект» опросника ЭмИн Д. Люсина;
V6 — шкала «Активность» опросника ДПС;
V? — шкала «Эмоциональная устойчивость» опросника ДПС ;
V8 — шкала «Социальная желательность» опросника ДПС;
V9 — шкала «Менеджмент» опросника «М-профиль»;
V10 — шкала «Автономия» опросника «М-профиль»;
VII — шкала «Стабильность организации» опросника «М-профиль»; V12 — шкала «Служение» опросника «М-профиль»;
V13 — шкала «Вызов» опросника «М-профиль»; V14 — шкала «Интеграция стилей жизни» опросника «М-профиль»; V15 — шкала «Предпринимательство» опросника «М-профиль»; V16 — шкала «Мотивация к службе» опросника «М-профиль».
Проведенный корреляционный анализ эмпирических данных оценки уровня личностной надежности сотрудников органов внутренних дел — выпускников образовательных организаций МВД России руководителями структурных подразделений (начальники курсов, заместители начальников факультетов по воспитательной работе и т. д.) и результатов расчета интегрального показателя личностной надежности в соответствии с разработанной формулой (модель) позволил выявить высокую корреляционную связь Ч=0,78 (р< 0,01) и сделать вывод о том, что разрабо-
танная методика прогнозирования личностной надежности сотрудников правоохранительных органов имеет высокую текущую валидность, достоверность и надежность.
Кроме того, предлагается осуществлять определение следующих уровней (групп) личностной надежности сотрудников органов внутренних дел: высокий, средний с тенденцией к высокому, средний с тенденцией к низкому и низкий.
Проведенное исследование показало, что при осуществлении психологической работы с сотруд-
Таблица 2. Регрессионная сумма для внешнего критерия «Уровень личностной надежности»
Показатель Коэффициент Beta Стандартная ошибка Beta Значение свободного члена (В) Стандартная ошибка В t-критерий Стьюдента Уровень значимости (Р)
Свободный член - - -6,8380 0,03912 -174,78 0,003640*
Личностная тревожность (У1) -0,1472 0,00018 -0,3562 0,00042 -840,13 0,000760*
Общий интеллект (У2) 0,7954 0,00114 1,8823 0,00270 697,59 0,000900*
Понимание своих эмоций (У3) 6,4578 0,00167 23,6422 0,00612 3866,44 0,000165*
Контроль экспрессии (У4) 3,2462 0,00107 18,1764 0,00590 3038,42 0,000210*
Внутриличностный ЭИ (У5) -7,9698 0,00261 -16,1624 0,00531 -3046,90 0,000210*
Активность ^6) -0,3443 0,00071 -1,1446 0,00236 -485,74 0,001310*
Эмоциональная устойчивость (V?) -0,2298 0,00016 -0,9221 0,00065 -1413,80 0,000450*
Социальная желательность ^8) 0,0334 0,00038 0,0542 0,00062 86,97 0,007320*
Менеджмент ^9) -0,2265 0,00020 -1,2765 0,00113 -1130,80 0,000560*
Автономия ^10) 1,9940 0,00031 5,8254 0,00091 6375,54 0,000100*
Стабильность организации ^11) 0,0466 0,00026 0,3410 0,00191 178,11 0,003570*
Служение ^12) -0,5057 0,00027 -2,9004 0,00153 -1898,90 0,000340*
Вызов ^13) 1,2835 0,00047 6,3709 0,00236 2696,49 0,000240*
Интеграция стилей жизни ^14) -0,4838 0,00029 -2,5894 0,00157 -1646,60 0,000390*
Предпринимательство ^15) 0,6892 0,00049 3,0613 0,00216 1412,96 0,000450*
Мотивация к службе ^16) 0,8098 0,00022 2,9379 0,00081 3620,62 0,000180*
Примечание: * — р<0,01.
никами органов внутренних дел на этапе профессионального психологического отбора, психологической адаптации, аттестации кадров и т. д. необходимо учитывать уровень развития как общего эмоционального интеллекта, так и его компонентов.
Дальнейшие наши исследования должны быть направлены на разработку системы психологической оценки личностной надежности сотрудников органов внутренних дел с учетом уровня развития их эмоционального интеллекта.
1 Колокольцев В. А. Оправдать ожидания граждан // Профессионал. 2013. № 1. С. 2-3.
2 СМИ: МВД не дает гарантий психологической надежности сотрудников [Электронный ресурс]. URL: http:// vz.ru/news/2012/4/10/ 573676.print/html (дата обращения: 15.11.2013).
3 Крук В. М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста : монография. М., 2012. 376 с.
4 Небылицын В. Д. К изучению надежности работы оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. 1961. № 6. С. 9-18.
5 Ендржеевский А. А., Крук В. М. Система обеспечения надежности сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59). № 3-7. С. 3-10.
6 Крук В. М. Психология личностной надежности персонала // Европейский журнал социальных наук. 2011. № 6. С. 341-348.
7 Хлевная Е. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности (на примере руководителей) : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 24 с.
8 Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
9 Petrides K. V., Furnham A. Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies // European Journal of Personality. 2001. 15. P. 425-448; Petrides K. V., Furnham A. Trait emotional intelligence: Behavioural validation in two studies of emotion recognition and reactivity to mood induction // European journal of personality. 2003. V. 17. P. 39-57.
10 Saklofske D. H., Austin E. J., Minski P. S. Factor structure and validity of a trait emotional intelligence measure // Personality and individual differences. 2003. V. 34. P. 707-721.
11 Petrides K. V., Furnham A. Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait. P. 425-448.
12 Warwick J., Nettelbeck T., Ward L. AEIM: A new measure and method of scoring abilities-based emotional intelligence // Personality and individual differences. 2010. V. 48. Р. 66-71.
13 Петровская А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 24 с.
14 Люсин Д. В. Указ. соч. С. 3-22.
15 Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр». М., 2008. 186 с. ; Люсин Д. В. Указ. соч. С. 3-22 ; Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Снетков В. М. Практикум о психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. 448 с. ; Марьин М. И., Караваев А. Ф., Смирнова М. В. Психологическое изучение личности сотрудников органов внутренних дел при аттестации : учебно-методическое пособие. М., 2007. 216 с.
УДК 355
ПОВЫШЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
А. А. Фомин
В статье раскрыты сущность и содержание задач, способов и мероприятий тактической маскировки, неукоснительное выполнение которых обеспечит защиту войск от вскрытия и, как следствие, от ударов противника.
Ключевые слова: живучесть войск, боеспособность, тактическая маскировка, ложные намерения, скрытие, имитация, демонстративные действия, дезинформация.
Под живучестью войск понимается их способность сохранять и в установленные сроки восстанавливать собственную боеспособность в условиях воздействия противника 1 . Отсюда живучесть внутренних войск МВД России в условиях обеспечения режима чрезвычайного положения определяется прежде всего их умением сохранять боеспособность. Непременным условием сохранения боеспособности являются полнота и эффективность боевого обеспечения действий внутренних войск. В этом сегменте деятельности командиров и штабов главенствующая роль принадлежит организации тактической маскировки. Опыт войн и вооруженных конфликтов учит, что умело организованная тактическая маскировка
неизменно повышает живучесть войск 2. Это достигается введением противника в заблуждение относительно истинного состава, характера действий и намерений замаскированных войск, а также отвлечением части средств поражения противника от действительных объектов. Совокупностью этих действий обусловливается снижение потерь замаскированных войск и, как следствие, повышение их живучести.
В контексте изложенного особая роль отводится возможностям противника по вскрытию войск и объектов. Анализ этих возможностей свидетельствует 3, что подразделения и части соединения, если в них не будут проводиться мероприятия маскировки, могут быть вскрыты уже через 8-12 часов, а к исходу трех суток противник способен вскрыть до 80% и более позиций войск и объектов соединения, если они не будут надлежащим образом замаскированы. При этом только средствами радиотехнической разведки противник способен за 3,5-4 часа вскрыть на 80% систему связи и управления соединения при несоблюдении режима радиомаскировки.
Тактическая маскировка призвана защитить войска от вскрытия и, соответственно, от ударов противника. В основу же ее организации должен быть положен старейший из принципов: «Замаскирован — не обнаружен, а не обнаружен — не поражен». Приведем примеры.