Научная статья на тему 'Влияние элит на евразийские интеграционные процессы'

Влияние элит на евразийские интеграционные процессы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
80
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграционные процессы / политические элиты / интеграционные объединения / политическое позиционирование / integration processes / political elite / integration associations / political positioning

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голованов Роман Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы влияния политических элит на евразийские интеграционные процессы и актуальные вопросы политического позиционирования интеграционных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article questions of influence of political elite on the Euroasian integration processes and topical issues of political positioning of integration associations are considered.

Текст научной работы на тему «Влияние элит на евразийские интеграционные процессы»

154

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ ЭЛИТ НА ЕВРАЗИЙСКИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Голованов Роман Сергеевич

канд. юрид. наук, канд. полит. наук, доц. ГОУВПО Кыргызско-Российский Славянский университет, РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы влияния политических элит на евразийские интеграционные процессы и актуальные вопросы политического позиционирования интеграционных объединений.

ABSTRACT

In article questions of influence of political elite on the Euroasian integration processes and topical issues of political positioning of integration associations are considered.

Ключевые слова: интеграционные процессы, политические элиты, интеграционные объединения, политическое позиционирование.

Keywords: integration processes, political elite, integration associations, political positioning.

Развитие политической коммуникативистики связано с выявлением роли политической элиты, которая осуществляет свою власть, опираясь на бюрократический аппарат и различные средства массовой коммуникации. К. Синн разработал модель, демонстрирующую непрерывный информационный обмен между политической элитой, бюрократией и массами, при котором элиты всегда конструируют и передают «вниз» информацию, укрепляющую их собственную легитимность [14]. Эта модель на наш взгляд описывает частный случай политических коммуникаций (а именно отношения, строящиеся по вертикальному принципу), а потому не может претендовать на универсальность. Обмен политической информацией на горизонтальном уровне (без деления на управляемых и управляющих) в результате развития сетевых интернет-технологий стал повседневной нормой. Поэтому нам интересна позиция профессора Массачусетского технологического института Л. Пай, который считает, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику» [13]. Тем не менее анализируя различные позиции ученых проводивших научные изыскания в области теории коммуникаций, мы отмечаем немаловажную роль которую они отводили «элитам» в процессе построения коммуникационных связей. Аналогичное мнение формируется у нас также на основе приведенных ниже примеров. Говоря о различных формах воздействия на общественное мнение, нельзя умалять роль элит в принятии ключевых политических решений. Не вдаваясь глубинно в различные аспекты теории элит, согласимся со следующим описанием. Обычно к политической элите относят главу государства, премьер-министра и министров, руководителей палат парламента, парламентских фракций, лидеров партий и общественно-политических движений, региональных руководителей, а также крупных чиновни-ков-управленцев (административную элиту). Кроме того, также выделяют экономическую элиту, военную, информационную, научную, духовную. Эти группы могут оказывать существенное влияние на политику государства, а в некоторых случаях - сращиваться с политической элитой. Политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую

роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях. Особенно велика роль и значение политических элит в переходные и кризисные для страны периоды [6].

С указанным заявлением, об особой роли элит в трудные и переходные для государства периоды, было бы не правильно не согласиться. Примером проявленной сильной политической воли является подписание 23 декабря 2014 года Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе. Не смотря на оказываемое на Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева общественное, политическое давление, неоднозначность и плюрализм мнений в социуме о необходимости и целесообразности вступления Кыргызской Республики в Таможенный союз, Евразийский экономический союз, Президентом был сделан верный акцент на участие в указанных интеграционных объединениях и поставлена точка в этом вопросе путем подписания соответствующего договора. Предшествовали этому событию большая техническая работа в области приведения нормативно-правовой базы в соответствие нормами Таможенного союза, оперативно выполнен ряд требований со стороны государств членов Таможенного союза, было проведено внутреннее позиционирование указанных интеграционных объединений среди заинтересованных сторон государства.

Основным критерием нравственности политической элиты является ее служение национально-государственным интересам [6]. Приведенный выше пример отображает обозначенный выше критерий с позиции его соблюдения, а алгоритм оперативно выполненных политической элитой Кыргызстана, в рамках реализации интеграционных процессов действий, направленных на присоединение к Договору о Евразийском экономическом союзе, формирует образ слаженной командной работы среди указанных выше целевых групп.

Тем не менее, не смотря на множество положительных сторон реализующихся интеграционных проектов,

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

155

создаваемых новых интеграционных структур (таких как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Таможенный союз (ТС) и т.д. ) информация минимизирована и поступает в социум в ограниченном объеме. Данным обстоятельством активно пользуются противники процессов евразийской интеграции. Встретить негативное отношение к вступлению Кыргызстана в Таможенный союз можно и на информационных площадках ближнего и дальнего зарубежья. Например о том, что Кыргызстану следует воздержаться от подписания соглашений по Таможенному союзу, пока Россия не урегулирует конфликт с Украиной, так считает директор центра анализа общественных проблем (Казахстан) Меруерт Махмутова. Она озвучила следующее: «Таможенный союз - это прежде всего политический альянс наших президентов, а также политические амбиции Путина по созданию новой империи» [4]. У ряда серьезных политиков также вызывает опасения именно политический аспект постсоветской интеграции. Например, Президент Узбекистана И. Каримов заявил: «Мы полностью отдаем себе отчет в том, что с дальнейшим развитием глобализации огромное значение приобретают интеграционные процессы, снимающие пограничные и таможенные барьеры на пути торгово-экономических и инвестиционных связей государств. <...> Но, несмотря на очевидность этих процессов, они могут выйти за рамки экономики и приобрести политическую окраску и содержание. » [2].

Вышеуказанное мнение вступает в противоречие утверждению В. Путина о том, что «именно логика тесного, взаимовыгодного сотрудничества, понимание общности стратегических национальных интересов привели Россию, Белоруссию и Казахстан к формированию Таможенного союза» [9]. По мнению В. Путина «создание Евразийского союза, эффективная интеграция - это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века» [9].

Некоторые из высказываний противников Евразийской интеграции опровергаются и подтверждают выводы о верности решений уже фактически свершившимися событиями. Так, например, звучали заявления о том, что вступление Армении в Таможенный союз технически или в экономическом смысле попросту невозможно. При этом приводились соответствующие доводы, которые как мы видим были опровергнуты вступлением Армении в ЕАЭС [1]. Аналогичная с вышеописанной, и ситуация с Кири-зией. При этом мнения, звучащие в одной и той же стране, могут различаться, примером является выступление политолога из США профессора Стивена Бланка, который выступая на конференции, организованной Джеймстаунским фондом в Вашингтоне и приуроченной ко второй годовщине инициативы «Новый Шелковый путь», заявил, что создавая Таможенный Союз, Кремль ясно обозначил, что не признает суверенитет и независимость не только стран Центральной Азии, но и всего постсоветского пространства» [10]. По тому же вопросу звучит противоположное мнение официального представителя США. «Соединенные Штаты поддерживают объединения, позволяющие развиваться странам Центральной Азии, такие как Таможенный союз», - заявила помощник госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Ниша Бисвал в ходе прессконференции, отвечая на вопрос об отношении Госдепартамента к участию Киргизии в интеграционных процессах. По ее словам, «правительство США не видит преград для интеграции». «Мы поддерживаем всякие объединения, где есть правила и которые дают возможность развиваться. Поэтому Таможенный союз может стать хорошей

площадкой для развития», - пояснила Ниша Бисвал [8].

Приведенные примеры в ряде случаев демонстрируют манипулирование, противниками евразийской интеграции, вырванными из контекста экономическими, политическими и т.д. фактами, используемыми как аргументы в формировании ложного понимания сущности и значимости роли новых интеграционных структур. Образ интеграционных объединений, созданных на постсоветском пространстве, складывается под влиянием многообразных источников информации, что объясняет противоречивую гамму суждений и мнений о них политических элит разных стран. Проведение кампании по формированию позитивного имиджа постсоветской интеграции в информационной среде, наполненной негативными суждениями и оценками, требует использования особого рода технологий, позволяющих получить международную поддержку, занять и удерживать позиции в рейтинге межгосударственных объединений, претворять в жизнь интеграционные проекты. Особое место и роль в этих процессах отводится совершенствованию технологий политического позиционирования и комплексному, последовательному информационному сопровождению Евразийского союза. Последовательность и качественная эффективность этого сопровождения должна достигаться включением разных целевых групп и акторов. В частности,: «.работа по информационному сопровождению Евразийского союза должна быть системной и комплексной. То есть проводиться на регулярной основе и охватывать не только широкие аудитории, но и “точечно” - отдельные целевые группы. Важнейшие среди них - политические элиты и деловое сообщество потенциальных участников процесса евразийской интеграции. Работу с элитами (“элитные коммуникации”) вообще можно назвать одним из ключей к успеху Евразийского проекта. При этом взаимодействовать необходимо не только с той частью постсоветских элит, которая допущена к государственному управлению, но и со всем элитным спектром, включая и так называемые контрэлиты (системную оппозицию)» [5].

Возникла острая необходимость проведения кампаний по формированию позитивного имиджа постсоветской интеграции в информационной среде, наполненной негативными суждениями и оценками, которые требуют использования особого рода технологий (использование в процессе политического позиционирования институциональных и экспертных технологий, ориентированных на внешнее (направленное на международных акторов) и внутреннее (направленное на элиты и население госу-дарств-участников) позиционирование. Поскольку политическое позиционирование является одним из видов политических коммуникаций, то мы обратились к вышеописанной теории политических коммуникаций. Таким образом мы возвращаемся к вопросу политического позиционирования и политическим акторам (институты, политические элиты и авторитетные политических лидеры), которые на институциональном уровне могут повлиять на формирование политической репутации и ресурсного потенциала.

Эффективно используя такой инструмент как экспертные технологии, являющиеся элементом политического позиционирования, можно решать следующие задачи: создавать положительный имидж новых интеграционных объединений; привлекать общественное мнение к успехам интеграционного проекта; организовывать экспертную поддержку поставленных интегрирующимися государствами целей и активизировать адресные, в нашем случае элитные группы на их реализацию. Активное экспертное обсуждение проблем евразийской интеграции и технологий ее политического позиционирования

156

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

идет на разных институциональных и виртуальных площадках. В рамках парадигмы «элитных коммуникаций» в настоящее время проходят различные форумы и круглые столы, где на уровне экспертного сообщества активно обсуждаются и технологии политического позиционирования. Так, например, Фонд «Единство во имя России», учредитель журнала «Стратегия России», организовал на его страницах обсуждение вопроса о создании международной организации, призванной налаживать серьезное сотрудничество и выработать модель общественного диалога на территории Европы и Азии, на Евразийском пространстве, - Конфедерации общественных сил за евразийскую интеграцию [7].

По мнению Ю. Шувалова, заместителя секретаря Президиума Генсовета партии «Единая Россия», заместителя руководителя Аппарата Государственной Думы, создание этой организации обусловлено тем, что мы «должны думать о новых идеологических принципах. Идеология остается ключевым вопросом для нашей организации. Поэтому мы пытаемся создать площадку, где смогут конкурентно развиваться идеологические платформы, на которых могли бы формироваться политические силы евразийского пространства» [11]. Е. Б. Яценко, президент фонда «Наследие Евразии», развила эту мысль следующим образом: «Пока что в наших странах, во всяком случае в государствах Таможенного союза, в повестке дня звучит только экономическая интеграция. Эта интеграция поддерживается главами государств и правительствами. Очень хорошо, что мы ратифицировали многие соглашения и начинаем двигаться друг к другу. Однако этого сегодня недостаточно. С моей точки зрения, то, что мы сейчас создаем, это общественный орган, который должен принципиально работать вне экономической сферы и ориентироваться больше на общественную дипломатию» [12].

Председатель Евразийского клуба МГИМО Ю. Кофнер в своем выступлении высказывал предложение создать Евразийский молодежный парламент, в рамках которого сформировать управленческий резерв по-евразийски мыслящих молодых специалистов, которые могли бы в будущем занимать должности в евразийских и наднациональных органах. По его мнению, молодежный парламент может заняться информационным обеспечением будущего «большого» Евразийского парламента [3].

Как было уже сказано выше, высокая результативность работы в сфере политического позиционирования новых интеграционных объединений, вовлечения новых участников интеграционных объединений, будет достигаться посредством расстановки верных акцентов, а именно посредством активного включения в эти процессы представителей элит (бизнес элит, политических элит и т.д.) воздействующих на принятие интеграционных, политических решений во взаимовыгодном межгосударственном ракурсе.

Список литературы

1. Вступление Армении в Таможенный союз технически невозможно. [Интернет-ресурс]: Режим доступа: http://inosmi.ru/sngbaltia/ 20131105/

214486841.ht.m1

2. Каримов определился с Евразийским союзом. [Интернет-ресурс]: Режим доступа: http:// www.

memoid.ru/

3. Кофнер Ю. Фабрика проектов (Мнения) // [Интернет-ресурс]: Режим доступа: URL: http://sr. fondedin.ru /new/ fullnews_arch_to.php? subaction= showfull&id=1340354335&archive=1340354602&sta rt_from= &ucat=14&

4. Кыргызстану следует воздержаться от вступления

в Таможенный союз, пока Россия не урегулирует конфликт с Украиной. [Интернет-ресурс]: Режим доступа: http://news.mail.ru/inworld /kyrgyzstan/

politics /17538595/?frommail=1

5. Пилько А. «Элитные коммуникации» Евразийского проекта [Интернет-ресурс]: Режим доступа: // URL: http ://rus.ruvr.ru/2012_08_ 10/JElitnie-kommunikacii-Evrazijskogo-proekta/

6. Понятие политической элиты [Интернет-ресурс]: Режим доступа: http://www. grandars.ru

/college/ sociologiya/politicheskaya-elita.html

7. Повестка дня: Конфедерация за евразийское объединение // Официальный сайт журнала «Стратегия России». - 2012. - № 6, Июнь. [Интернет-ресурс]: Режим доступа: - URL: http://sr .fondedin. ru/new/fullnews_arch.php?archive=1340354602&sub action=list-archive&

8. Представитель Госдепа США: Таможенный союз

может стать хорошей площадкой для развития. [Интернет-ресурс]: Режим доступа: http:/

/www. regnum.ru/news/polit/1786663.html

9. Путин. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. [Интернет-ресурс] / В. Путин. - Режим доступа: // http:// izvestia.ru/news/502761/

10. Создавая Таможенный Союз, Кремль «ясно обозначил, что не признает суверенитет и независимость не только стран ЦА, но и всего постсоветского пространства. [Интернет-ресурс]: Режим доступа: // http://www.ca-news.org/print:1086465/

11. Шувалов Ю. Уйти от старых догм //[Интернет-ре-

сурс]: Режим доступа: URL: http://sr. fondedin. ru/new/ fullnews_arch_to.php?subaction =showfull &id= 1340354450&archive= 1340354602&start_

from=&ucat=14&

12. Яценко Е. Развивать евразийскую идентичность //[Интернет-ресурс]: Режим доступа: URL: http://sr. fondedin.ru/new/fullnews arch to.php?subaction=sho wfull&id=1340354407&archive=1340354602&start f rom=&ucat=14&

13. Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions. Oxford - N.Y., 1987. - P. 442.

14. Sinne K. Communication: Mass Political Behavior // Political Communication Issues and Strategies for Research: Vol. 4 / Ed.: S. H. Chaffee - Beverly Hills, Calif.: Sage Publications, 1975. - Р. 73.

РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Камалетдинова Алсу Исламовна

аспирант, Самарский Государственный Университет, г. Самара

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется сложный и противоречивый процесс - проникновение Интернет-технологий в политическую сферу общества, рассматривается политическая коммуникация в Интерент-пространстве, выделяются формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.