вопросы инновационной экономики
>
Том 12 • Номер 1 • Январь-март 2022 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
Первое
экономическое издательство
влияние экосистемы кадрового партнерства на инновационное развитие региона
Никулина Ю.Н. 1, Гришин К.Е. 2
Глобализация образования, создание единого образовательного и научно-исследовательского пространства - тренд мирового уровня. Гибкость системы образования может быть достигнута за счет гармонизации с рынком труда. Для этого необходимо построить оптимальную модель взаимодействия вузов, предприятий и организаций, органов власти региона, основанную на алгоритме интеграции усилий в достижении взаимовыгодных результатов. Изменяющийся характер условий, в которых находятся университеты и регионы, усиление требований и ожиданий, предъявляемых к их развитию со стороны государства и общества, обусловили формирование экосистемы университетов и региона. Университеты представляют собой акселераторы развития региона за счет концентрации в них человеческого и технологического потенциала. В этой связи проблема формирования и развития экосистемы кадрового партнерства на уровне региона и вуза приобретает все большую актуальность. В статье дана характеристика показателей реализации экосистемного подхода. Авторами определены основные структурные элементы и участники экосистемы кадрового партнерства. Представлены результаты опроса студентов относительно уровня вовлеченности в механизмы взаимодействия экосистемы кадрового партнерства. Особое внимание уделено оценке эффективности кадрового партнерства в регионе с позиции представителей бизнес-сообщества. В заключение сделаны выводы, что в рамках процесса реализации региональной политики кадрового обеспечения возникает необходимость создания условий, включающих разработку модели и механизма кадрового обеспечения, а также создания онлайн-площадки для взаимодействия субъектов экосистемы кадрового партнерства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экосистема, образование, кадровое партнерство, регион, бизнес- сообщество, вуз, региональная политика.
The impact of the personnel partnership ecosystem on the innovative development of the region
Nikulina Yu.N. 1, Grishin K.E. 2
1 Orenburg State University, Russia
2 Bashkir State University Russia
введение
Методологические аспекты использования экосистемного подхода в какой-либо отрасли или в рамках осуществления конкретного вида деятельности, уровне управления и взаимодействия субъектов находятся на стадии формирования, поэтому содержание понятия
1 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
2 Башкирский государственный университет, Уфа, Россия
АННОТАЦИЯ:
552
RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #1'2022 (January-March)
«экосистема» еще в полной мере не сформулировано. Тем не менее авторы-исследователи обращают внимание на наличие «предпринимательской экосистемы», «бизнес-экосистемы», «экосистемы знаний», «образовательной экосистемы», «экосистемы кадрового партнерства». Экосистемный подход ведет к изменению способов функционировать и взаимодействовать различных субъектов на принципах взаимосвязности и сотрудничества. Экосистемы начинают рассматриваться как новое поколение институциональных решений, обеспечивающих более высокий уровень продуктивности всех участников и способность реагировать на быстрые технологические, экономические и социальные изменения [1, 3] (Ermakova, Bobrova, Shestakova et al., 2017; Suleymankadieva, Petrov, Aleksandrov, 2021).
Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., рассматривая механизмы интеграции экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0», считают экосистемой динамические, многокомпонентные цифровые системы более высокого уровня
ABSTRACT:_
The globalization of education, the creation of a unified educational and research space is a world-class trend. The flexibility of the education system can be achieved through harmonization with the labour market. To do this, it is necessary to build an optimal model of interaction between universities, enterprises and organizations, and regional authorities, based on an algorithm for integrating efforts to achieve mutually beneficial results. The changing nature of the conditions in which universities and regions are located, the strengthening of the requirements and expectations imposed on their development by the state and society led to the formation of universities and region ecosystem. Universities are accelerators of the region's development due to the concentration of human and technological potentials. In this regard, the problem of the personnel partnership ecosystem development at the regional level and at the university's level is becoming increasingly relevant. The article describes the indicators of the ecosystem approach implementation. The authors have identified the main structural elements and participants of the personnel partnership ecosystem. The results of a students' survey regarding the level of involvement in the mechanisms of the personnel partnership ecosystem interaction are presented. Special attention is paid to assessing the personnel partnership effectiveness in the region from the perspective of the business community representatives. In conclusion, it is concluded that within the framework of the implementation of the regional staffing policy there is a need to create conditions that include the development of a model and a mechanism for staffing, as well as the creation of an online platform for the interaction of the personnel partnership ecosystem subjects.
KEYWORDS: ecosystem, education, personnel partnership, region, business community university regional policy
JEL Classification: i23, 125, 031, R12, R13 Received: 03.02.2022 / Published: 31.03.2022
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Nikulina Yu.N. (juliaguzenko0mail.ru)
CITATION:_
Nikulina Yu.N., Grishin K.E. (2022) Vliyanie ekosistemy kadrovogo partnerstva na innovatsionnoe razvitie regiona [The impact of the personnel partnership ecosystem on the innovative development of the region]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 12. (1). - 551-570. doi: 10.18334/vinec. 12.1.114263
сложности как нового способа организации экономической деятельности [2] (Baranov, Zaytsev, Karpova, Muradov, 2015).
Куимов В.В. и ряд исследователей развивают положения экосистемного подхода и рассматривают особенности бизнес-экосистем региона в рамках цифрового пространства. Под бизнес-экосистемным взаимодействием понимаются процессы платформенного взаимодействия производителей, потребителей, посредников на основе признания общих целей и ценностей, кооперации своих ресурсов или их частей при сохранении взаимоувязанности действий участников и их лидерства, при соблюдении добровольной связанности, взаимодействия с властными и общественными структурами и на основе использования современных информационных технологий и коммуникаций [4] (Kuimov, Simonov, Kobalinskiy, Ananina et al., 2021).
Ефимов В.С. выделяет «интеллектуальную экосистему», включающую несколько уровней коммуникации исследовательских и проектных групп, научных и образовательных организаций, обучающихся и преподавателей, технологичных компаний, держателей инновационной инфраструктуры и др. Данный вид экосистемы предоставляет возможности для самоорганизации, координации усилий, кооперации для достижения целей всех ее участников [5] (Efimov, 2020).
Вертиновой А.А. в рамках исследования адаптивного механизма соразвития университета и региона как экосистемы дополнены теоретические положения экосис-темного подхода к совместному развитию университета и региона. Автором уточнено определение экосистемы университета и региона как совокупности взаимообусловленных отношений, сформированных на основе партнерства университета с другими субъектами экономики региона для реализации их общих целей и обладающих высокой адаптивностью к запросам участников и изменениям среды [6].
Интересен подход к применению экосистемного подхода в рамках реализации образовательного процесса. Ряд исследователей в этой области, разработав и внедрив проект «Росдистант» в вузе, обращают внимание, что система получения высшего образования онлайн - это целая экосистема, на основе которой выстраиваются новая бизнес-модель и новые цифровые бизнес-процессы [7] (Pyastolov, 2020).
Концепция экосистемы, по мнению экспертов комитета Национальных академий, может быть применена к межсекторальным партнерствам между бизнесом и высшим
ОБ АВТОРАХ:_
Никулина Юлия Николаевна, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, кандидат экономических наук, доцент (juliaguzenkoßmail.ru)
Гришин Константин Евгеньевич, директор института экономики, финансов и бизнеса, доктор экономических наук, доцент (grishin24720yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Никулина Ю.Н., Гришин К.Е. Влияние экосистемы кадрового партнерства на инновационное развитие региона // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Том 12. - № 1. - С. 551-570. doi: 10.18334/vinec. 12.1.1 14263
554
RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #12022 (January-March)
образованием, а также к образовательным структурам STEM. Так, сформировалось понятие «обучающая экосистема STEM» (STEM Learning Ecosystem) [8] (Vertinova, Lebedeva, 2020). Это системы институтов, включающие элементы эффективных, координируемых на региональном уровне партнерских отношений в сфере подготовки рабочей силы. Каждый отдельный партнер включен в симбиотические отношения, способные адаптироваться и развиваться по мере изменения как входных данных, так и желаемых результатов.
Пястолов С.М., рассматривая зарубежный опыт формирования экосистем подготовки научных профессиональных кадров, утверждает, что устойчивая научно-технологическая образовательная экосистема, как правило, формируется не на уровне регионального управления, а на уровне конкретных участников взаимодействия, которые берут на себя обязательства и организуют совместные действия для решения поставленных задач подготовки кадров [9] (Krishtal, Boyur, Baboshina, Kutuzov, Sokolova, Denisova, 2021).
Представители Агентства стратегических инициатив как разработчики Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста определяет его как экосистему подготовки кадров [10]. Кадровый стандарт направлен на комплексное развитие системы кадрового обеспечения экономики региона: ориентирован на перспективные запросы экономики, в том числе инвестиционные проекты, передовые производства, развитие новых рынков; задействует различных участников процесса подготовки кадров региона; включает передовые инструменты подготовки кадров от сети партнеров АСИ.
Обобщая точки зрения авторов, можно сделать вывод, что большинство из них раскрывают не само понятие «экосистема», которая больше похожа на метафору, а выделяют сферы его применения. Можно сформулировать три основных подхода к понятию «экосистема»: на основе стратегического менеджмента, когда, объединяясь, участники преследуют долгосрочную цель в развитии той или иной сферы; на основе теории коэволюции, когда экосистема рассматривается как любого рода взаимодействие исследуемых объектов; на основе концепции адаптивного управления, когда экосистема является инструментом приспособления к изменяющимся условиям.
Целью настоящей статьи является определение специфики экосистемы кадрового партнерства в регионе, оценка эффективности ее функционирования с позиции бизнес-сообщества и разработка предложений по повышению эффективности взаимодействия основных участников экосистемы в рамках инновационного развития региона.
Особенности и структура экосистемы кадрового партнерства
На наш взгляд, образовательная экосистема напрямую связана с экосистемой кадрового партнерства. Экосистема кадрового партнерства входит в образовательную экосистему. Причем экосистемы могут быть сформированы и функционировать как на уровне вуза, так и региона в целом. Ярким примером развития образовательной
Таблица 1
характеристика показателей реализации экосистемного подхода
показатели ключевые признаки экосистемы признаки, не соответствующие экосистемному подходу
Состав участников и цели их взаимодействия Разнообразие участников, че-ловекоцентрированный подход к результату взаимодействия Сеть однородных участников (например, работодатели одной отрасли), ориентация на общие показатели эффективности, не связанные с обучением и развитием конкретного участника
Формат управления Децентрализованное управление Инициированная «сверху» иерархическая структура
Обеспечение форм взаимодействия Разнообразие финансовых и других ресурсов Объединение при поддержке одного спонсора
Принципы взаимодействия -Сотрудничество и синергия - Интегрирующие решения (платформы и центры знаний) - Максимальная реализация каждого и эффективность всей системы благодаря кооперации - Ассоциация с низким уровнем сотрудничества, где участники не получают выгод от объединения - Партнерство, где пользователь не имеет доступа к ресурсам разных участников - Союз без общей цели
Источник: составлено авторами.
экосистемы университета является проект Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, АСИ и Университета 2035: Остров 10-22, Зимний остров и Архипелаг 20.35, реализуемый с 2019 г. по настоящее время по поддержке развития экосистем на базе университетов. Примером построения образовательной экосистемы может послужить образовательная экосистема Института теоретической и экспериментальной физики имени А.И. Алиханова НИЦ «Курчатовский институт», подразумевающая взаимодействие с регионами (открытие «курчатовских классов»), создание детского научно-образовательного технопарка и другие формы взаимодействия университета с будущими студентами, с университетами-партнерами, с представителями бизнеса и органов власти [11] (Koroleva, Naushirvanov, 2020).
Существуют основные принципы построения экосистемы, реализуемые и в области кадрового партнерства (табл. 1).
Образовательная экосистема является динамичной, что позволяет быстро и конструктивно реагировать на запросы общества и происходящие институциональные изменения (рис. 1).
Логично констатировать, что экосистема кадрового партнерства, базируясь на образовательной экосистеме, включает в себя следующие основные компоненты: • студентов - основных «игроков» экосистемы, ради успеха которых строится экосистема кадрового партнерства;
556
[ЗС551АМ СО^АЕ оеЮМОаАТЮЫ ЕС0В0М1СР #1 '2022 рапиагу-МагсЫ
Предлагает механизмы саморегуляции и устойчивости
Информационный (навигационный) портал
Мероприятия, выявляющие и поддерживающие взаимный интерес
Консультационная поддержка (правовая/ экономическая/ организационная)
Междисциплинарность
Профориентация
Рисунок 1. Структура образовательной экосистемы региона Источник: составлено авторами.
• преподавателей, сотрудников центров карьеры - тренеров - модераторов кадрового партнерства;
• руководителей образовательных организаций - заказчиков, экспертов и участников образовательного процесса;
• руководителей бизнес-сообществ - заказчиков и спонсоров изменений;
• представителей территории (региона) - заказчиков и экспертов.
Следователоно, экосистема ка°рового партнерства включает в себя в обобщенном
виде бизнес, вузы и территории (регионы). Анализ их требований к специалистам, к их навыкам, компетенциям, к качеству портфолио необходим для формирования актуальной карьерной системы знаний и навыков молодых людей, для понимания молодежи потребностей! карьерной экосистемы и для последующей адаптации и выстраивания успешной! карьерной траектории. Сбор, ан ализ и выявление актуальных потребностей кадровой экосистемы входят в сферу взаимных интересов, возникающих между участниками экосистемы [12, 13] (Drobot, Макатоу, Роекераеу, 2021; Копора^у, БСатогкик, БаНспко, 2019).
Само обозначение ролей, формальное участие работодателей, без включенности в образовательный процесс, академический подход к преподаванию - не дадут возможности создания экосистемы кадрового партнерства, то есть кадровое партн ер-ство будет сущоствовать , но без возможности влияния на образовательный процесс. В связи с чем актуальными в рамках экосистемы кадрового партнерства становятся вопросы разработки совместных образовательных программ, оценки и развития
управленческих, деловых, надпрофессиональных компетенций, востребованных индустриальными партнерами.
экосистема кадрового партнерства: взгляд студентов и бизнес-сообщества
Экосистема кадрового партнерства, будучи включенной в образовательную экосистему, также подвержена влиянию вызовов, в числе которых можно выделить следующие.
• Во-первых, несогласованность запросов и ожиданий у вузов, студентов, работодателей и территорий.
• Во-вторых, быстрые темпы развития экономики и устаревание компетенций, приобретаемых выпускниками и востребованных бизнес-сообществом с учетом реализации инновационных проектов на региональном уровне.
• В-третьих, незаинтересованность студентов в построении своей карьерной траектории, стремление студентов отложить данный вопрос на потом.
• В-четвертых, отсутствие включенности студента в работу кадрового партнерства, отсутствие знаний о возможностях, выгодах участия в работе кадрового партнерства и др.
Данные тенденции подтверждают результаты исследования, проведенного в декабре 2021 года среди более 1000 студентов Оренбургской области на тему «Роль студентов в экосистеме кадрового партнерства вуза, бизнеса, территории и организация исследовательских практик студентов в интересах развития экосистемы», направленного на оценку студентами уровня сформированности компетенций, вариантов трудоустройства и вопросы построения успешной карьерной траектории. Интересными были ответы студентов относительно понятия «экосистема кадрового партнерства» (рис. 2).
Большинство респондентов (44%) понимают экосистему кадрового партнерства как «среда, целевым образом формируемая для развития и быстрого, продуктивного приложения/применения потенциала студентов, преподавателей вузов, персонала компаний, жителей территории в многообразии ключевых задач, бизнес-функций и производственных процессов на основе эффективных трудовых отношений между выпускниками, жителями, с одной стороны, и бизнесом, работодателями и органами управления». 22% опрошенных выбрали следующее понятие экосистемы в области кадрового партнерства: «Технологическое сотрудничество между образованием и бизнесом в разработке и реализации образовательных программ подготовки кадров по ключевым профессиям на основе согласованных дидактических подходов и обязанностей сторон». 19% студентов считают, что совместная работа вузов и предприятий, которая направлена на организацию и проведение студенческих практик в различных отраслях деятельности, - это экосистема кадрового партнерства. 15% студентов и выпускников проголосовали за вариант «кадровая политика учебного заведения,
558
RUSSiAN иоиРМА1 ОР iN 10С^АТЮМ ECONOMiCS #1'2022 Лапиагу-МагсЫ
целью которой является трудоустройство молодых специалистов на безе университета с дальнейшим еарьерным ростом и повышением уровня квалификации».
Все данные определения затрагивают главное: это взаимодействие ели сотрудничестве, зелью которого являестя трудоустройство студентов/выпускников.
15%
44%
и Кадровая политика учебного заведения, целью которой является трудоустройство молодых специалистов на безе университета с дальнейшим карьерным ростом и повышением уровня квалификации
и Совместная работа ВУЗов и предприятий, которня направлени на органирацию и доведение ьнуденческих практик в различных отраслях деятельности.
19%
и Технологическое сотрудничество между образованием и бизнесом в разработке и ревлизации образовательных программ подготовки кадров по ключевым профессиям на осноце согласоранных дидакеических подходов и обязанностей стороу и Среда, целевым образом формируемая для развития и быстрого, продуктивного прилыженич/ п^е^ения п отенциала студентов, преподавателей вузов, персонала компаний, жителей территории в многообразии ключевых задач, бизнес-функций и производственных прюцессов
Рисунок 2. Экосистема кадрового партнерства с позиции студентов Источник: составлено авторами.
Не было опыта, потому что не знаком с экосистемой университета, региона
Участие в карьерно-
обсазовательных мероприятиях (Дн1 карьеры, экскурсии
Не было опыта, потому что не нуждаюсь в трудоустройстве
Участие в мастер-классах семинарах, тренингах от профильных организаций
Не было опыта, так как з меня это решают родители
Не было опыта, достаточно информеции са цифровых платформах по трудоустройству
Не было опыта, потому что не удовлетворён выбором организаций-партнёров, входящих в экосистему
Негативный опыт, предлагаемые варианты практики, трудоустройства не совпали с моими ожиданиями Выход на партнёров экосистемы, подача резюме, собеседование
Рисуно к 3. Опыт участия студентов в экосистеме кадрового партнерства Источник: составлено авторами.
Оценивая свой опыт участия в экосистеме кадрового партнерства (рис. 3), третья часть студентов (30,1%%), принявших участие в опросе, как оказал ось нее знакомы
с экосистемой университета и региона в целом. 30,9% респондентов отметили свою сопричастность к экосистеме, из которых 18,7% принимали участие в карьерно-обра-зовательных мероприятиях, проводимых в регионе, и 12,2% участвовали в практи-коориентированных занятиях, проводимых профильными организациями-работодателями. 15,5% и 9,7%% отметили отсутствие опыта участия в эк осистеме по разным причинам (не было необходимости решения вопросов с трудоустройством и построением карьеры). 7,3% студентов отметили самостоятельный выход на партнеров экосистемы. 2,6% опрошенных отметили негативный опыт в связи с тем, что предлагаемые варианты практики и трудоустройства не соответствовали их запросам. На отсутствие опыта в целом указали 3,9% участников опроса.
Полученные результаты исследования подтверждают тезис о том, что вопросам построения экосистем кадрового партнерства как на уровне региона, так и вуза должно уделяться повышенное внимание. Экосистема кадрового партнерства должна включать и учитывать требования и интересы всех ее участников.
С целью определения текущего состояния экосистемы кадрового партнерства региона нами было ертведено исследование 75 предприятий и организаций Оренбургской области в марте 2021 года в рамках совместных карьерных мероприявий с вузами региона. В число ретпондентов вошли организации, представляющиа осноаные отрасли росеийского рынка, в том числе и крупные, ключевые иля региона отрасли: сельское хозяйство, промышленность, электроэнергетика. Кроме предприятий-работодателей в опросе приняли участие представители государственной службы и образовательные организации, что позволяет провести объективную всестороннюю оценку текущего состояния экосистемы кадрового обеспечания экономики! Оренбургской области.
Рассмотрим основную проблематику поиска квалифицированных специалистов на региональном рынке труда (рис. 4).
■ Низкое качество подготовка кадров
■ Назкая конкурентоспособность ередкоженая з/е а ускосая труда
■ Недостаточное кокачестсо сеецаакастос на ринке труда
■ Не вознакает сложностей
■ Другое
Рисунок 4. Проблематика поиска квалифицированных специалистов на рынке труда
Оренбургской области Источник: составлено авторами.
560
RUSSiAN иоиРМА1 ОР iNNOVATiON ЕСОШОт^ #12022 Лапиагу-МагсЫ
13,3%
1Ю,З%
1 Да,привлекают
■ Нет, не привлекают
1 Участвуем в работе через бвзнес-объединенюя/ объединения работодателей
73,4%
Рисунок 5. Участие предприятий-работодателей в разработке и реализации региональн ой кадровой политики Оренбургской области Источник: составлено авторами.
53,3%
Рисунок 6. Участие предприятий-работодателей в региональных рабочих группах / комитетах по актуальным вопросам кадрового обеспечения Источник: составлено авторами.
В качестве оснопных проблем поиска квалифицированных бпециалистов на рынке диуда Оранбургской облнсти выделяюе: недостаточное количество специалистов на рынке труда - 33,3%; низкое качество подготовки кадров - 30%; низкая конкурентоспособность предложения заработной платы и условий труда - 23,4%; другое - 3,3%. 10% опрошенных респондентов не сталкиваются со сложностями поиска квалифицированных специалистов на рынке труда.
Проблематика нехватки кв алифицированных специалистов на рынбб труда связана с таким процуссами кадрового обеспеченияе как првиноз потребнисти и обеспечение потребности в кадрах. Именно поэтому ключевое значение в реализации кадровой политики региона имеет совместное участие предприятий работодателей, органов власти и образовательных организаций.
26,7%
■ Да ■ Нет
73,3%
Рисунок 7. Уровень перспективного планирования потребности в новых профессиях при изменении/модернизации производственных процессов Источник: составлено авторами.
Оценим уровень участия респондентов в осуществлении кадровой политики региона (рис. 5)
Как свидетельствуют результаты исследования, 13,3% респондентов участвуют в разработке и реализации кадровой политики области через бизнес-бъединелия и объединения работодателей, 13,3% привлекаются и 73,4% не привлекаютсяк разработке и реализации кадровой политики Оренбургской области. Низкий процент участия предприятий-работодателей негативно сказывается на актуализации образовательных программ и процессе кадрового обеспечения экономики региона. Рассмотрим уровень участия предприятий в рабочих группах / комитетах по актуальным вопросам реализации кадрового обеспечения экономики региона (рис. 6).
По результатам опроса 23,3% участвуют в региональных рабочих группах, комитетах, 53,3% не участвуют, а 23,4% не знают о существовании подобных органах и их деятельности в регионе.
В условиях цифровой трансформации экономики и модернизации производств важно оценить уровень перспективного планирования потребности предприятий в новых профессиях.
По данным опроса респондентов 73,3% предприятий-работодателей Оренбургской области осуществляют перспективное планирование по внедрению новых профессий, 26,7% - рассматривают данный вид планирования. Таким образом, большинство респондентов обращаются к вопросу перспективного планирования для совершенствования производственных процессов.
реализация компонентов экосистемы кадрового партнерства в вузах рФ
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». Образование в университете тесно связано с актуальными запросами рынка. Оно подстраивается под студентов и вовлекает в процесс обучения бизнес и местные сообщества. В НИТУ «МИСиС» реализуется живая система знаний, в которой найдется
562
RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #1'2022 (January-March)
подходящее место для каждого. В экосистему университета входят: со стороны вуза: институты и кафедры, лаборатории, Центр карьеры, эндаумент-фонд, распределенный коворкинг, Точка рождения инноваций, распределенный коворкинг, Центр компетенций, Инжиниринговые центры, онлайн-среда, научные центры и т.д., со стороны бизнес-сообщества: профильные организации-работодатели, академические партнеры, органы власти и т.д. Стратегическая задача НИТУ «МИСиС» ориентирована на создание экосреды креативности и творчества для привлечения и развития талантов, карьерного развития выпускника, трансформации вуза в глобальный центр инженерного образования и науки [14].
Индустриальные бизнес-партнеры университета участвуют в совместной про-ектно-исследовательской деятельности, реализации и разработке образовательных программ, организации практик, стажировок, научно-исследовательских и проектных работах, в цифровой трансформации образовательного процесса, с последующим трудоустройством студентов и выпускников. В перечень 54 профильных программ, разработанных совместно с ведущими бизнес-партнерами, входят такие актуальные программы, как магистерская программа «Интеллектуальные программные решения для бизнеса» (разработана совместно с представителями крупного бизнеса. Программа готовит специалистов по двум направлениям: Data Science и Software Engineering. Embedika стала технологическим партнером магистратуры), модульная программа MBA «Управление промышленным предприятием» совместно с Объединенной металлургической компанией, своим ключевым бизнес-партнером, программа бакалавриата «Алгоритмы и методы наукоемкого программного обеспечения» и магистратуры «Инновационные IT-проекты» совместно с ПАО «Сбербанк», Академия больших данных, созданная совместно с Mail.Ru и др.
В статусе основной коммуникационной площадки для представителей власти, бизнеса и общества Тюменский индустриальный университет выстроил крепкие партнерские отношения со всеми ключевыми региональными стейкхолдерами. Трансформация научно-инновационной деятельности позволила запустить исследовательские проекты по траекториям, актуальным как для наших индустриальных партнеров, так и для Западной Сибири в целом.
Задачу подготовки инженерной элиты, способной генерировать новые знания, предлагать инновационные идеи и создавать технологии будущего, вуз решает в системной интеграции и кооперации с индустрией.
В развитие образовательного пространства университета и его предпринимательской экосреды включены ключевые знаковые партнеры университета. ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром нефть», АО «Мостострой-11» во многом определяют внедрение и применение инновационных образовательных технологий, обеспечивающих выпускникам университета достойное место в экономике будущего.
АО «СИТРОНИКС», ООО «Геонавигационные технологии», ООО ИК «СИБИНТЕК» - сотрудничество с этими и другими компаниями в сфере 1Т позволяет обеспечить университету новый уровень развития и способствует реализации концепции построения цифрового общества в регионе и в образовании.
Программу по развитию практических компетенций инженера современного производства ТИУ реализует совместно с ПАО «СИБУР Холдинг».
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» (далее - СГТУ им. Гагарина Ю.А.) занимает первое место по приоритетным для региона направлениям подготовки кадров: инженерным, технологическим и техническим и является вторым среди вузов Саратовской области по количеству обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. По всем образовательным программам университет активно взаимодействует с работодателями и партнерами из реального сектора экономики, совместно формируя пакет прикладных компетенций, тематику научно-образовательных проектов и квалификационных работ, базы практик, траектории трудоустройства. На предприятиях региона организовано более 30 филиалов кафедр, обеспечивающих студентам доступ к высокотехнологическому оборудованию во время практик, возможность участия в производственной и конструкторской деятельности по договорам найма. Наиболее крупные инновационные предприятия региона выступают проводниками инноваций и тем самым способствуют коммерциализации результатов научной деятельности и их выходу на рынок. Основными региональными индустриальными партнерами являются АО «НПП Алмаз», АО ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева, ООО ЭПО Сигнал», АО «Концерн Росэнергоатом», ООО «Роберт Бош Саратов», АО «Саратовский агрегатный завод», ОАО «ВНИПИгаздобыча», Гипрониигаз, Радиоприборный завод, ПО «Корпус», АО «НПП «Контакт» [15].
Включенность индустриальных партнеров в образовательный процесс СГТУ имени Гагарина Ю.А. реализуется следующим способом: формулируются предложения о проведении прикладных научно-исследовательских и экспериментальных разработок в своих интересах; рассматриваются в качестве планируемого внебюджетного источника финансирования исследований, а также выступают в качестве соисполнителя производимых работ. Крупные инновационные предприятия являются потенциальными потребителями инновационных разработок, на которых возложена ответственность коммерциализации полученных результатов; разрабатывают техническую и конструкторскую документацию. предоставляют экспериментальную базу, оборудование и производственные площади для проведения исследований промышленных испытаний и разработок. Данные предприятия инициируют и оказывают содействие подготовке высококвалифицированных производственных кадров, являются крупными работодателями выпускников университета, в том числе по программам целевой подготовки, базами практик, имеют филиалы кафедр университета.
564
RUSSiAN JОURNAL ОР iNNОVATiОN ЕСОПОт^ #12022 Лапиагу-МагсЫ
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» реализует как традиционные, так и инновационные формы сотрудничества с бизнес-сообществом. Университет является победителем программы «Новые кадры ОПК» по инфраструктурному обеспечению программы. В рамках данной программы на АО «Марийский машиностроительный завод» создано новое структурное подразделение университета - базовая кафедра «Центр радиолокационных систем и комплексов». Университет готовит кадры для оборонного гиганта несколько десятилетий. Общая списочная численность промышленно-производственного персонала - 5583 человека. Из ныне работающих на заводе полутора тысяч инженерно-технических работников 75% - выпускники Поволжского государственного технологического университета. Начиная с 2014 года 647 обучающихся Поволжского государственного технологического университета прошли обучение для нужд предприятия по программе «Новые кадры ОПК». В настоящее время 26 студентов совмещают учебу в вузе со стажировкой на заводе, реализуя концепцию дуального обучения [16].
В Оренбургском государственном университете (ОГУ) разработана концепция по взаимодействию с предприятиями-работодателями. Университетом постоянно осуществляется взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями Оренбургской области и других регионов в рамках содействия трудоустройству выпускников. Всего в настоящий момент действует 520 договоров и соглашений о сотрудничестве. Постоянными партнерами университета являются такие организации, как АО «Производственное объединение «Стрела», ОАО «Завод бурового оборудования», АО «Интер РАО - Электрогенерация», ПАО «Россети», ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», ООО «Газпром Добыча Оренбург», АО «Оренбургнефть», ООО «Яндекс», АО «Синимекс-Информатика» и другие.
На каждом факультете (институте) Оренбургского государственного университета создаются советы работодателей, в которые входят профильные предприятия. В совет работодателей включаются, как правило, руководители организаций, которые готовы сформулировать необходимые для развития современного производства требования к подготовке молодых специалистов, включая перечень востребованных компетенций. Совет работодателей является и переговорной площадкой, и испытательным полигоном в отработке новых форм взаимодействия вуза и бизнеса и очередным шагом в сближении позиций бизнеса и образования [17] (01ккоуауа, Zinyukкina, МкиНпа, 2019).
Важным дополнением к договору о сотрудничестве являются дорожные карты взаимодействия с работодателем. Основные направления дорожной карты:
• укрепление социального партнерства, взаимодействие с работодателями для содействия трудоустройству выпускников и повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
• организация работы по сопровождению трудоустройства выпускников в образовательных организациях профессионального и высшего образования;
• развитие предпринимательских инициатив студентов и выпускников.
Обобщая опыт построения экосистем кадрового партнерства на примере ряда вузов, можно сделать вывод, что в одних случаях представлены только цели взаимодействия без определенных содержательных действий, в других - заявленные задачи и мероприятия в рамках взаимодействия не имеют связи с показателями дорожных карт развития вуза и региона в целом. Необходим системный подход к управлению всей деятельностью в рамках экосистемы, т.е. требуются разработка конкретных задач по интенсификации взаимодействия университетов с бизнес-сообществом и регионом, выделение ресурсов, осуществление контроля. Необходим анализ результатов практик работы экосистемы кадрового партнерства с точки зрения влияния на инновационное развитие региона в целом.
заключение
Для формирования и развития экосистемы кадрового партнерства в регионе необходимо решить целый ряд задач:
• создание площадки для взаимодействия всех субъектов системы кадрового обеспечения;
• активное привлечение работодателей к процессу разработки, актуализации образовательных программ и независимой оценке качества подготовки кадров;
• совместная разработка и участие в процессе прогнозирования потребности в кадрах экономики региона в долгосрочной и краткосрочных перспективах;
• разработка практико-ориентированных (дуальных) обучающих программ, реализуемых на территории работодателя;
• привлечение всех субъектов системы кадрового обеспечения экономики региона в процесс целеполагания и разработки региональной кадровой политики;
• разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования для обучающихся организаций высшего и среднего профессионального образования с целью расширения компетенций молодых специалистов в соответствии с потребностями экономики региона;
• разработка и реализация факультативных программ, проектов по формированию предпринимательских компетенций молодежи, развитию технологического предпринимательства, в том числе реализации стартапов;
• расширение практики целевой подготовки кадров под потребности работодателей, реализующих инвестиционные и инновационные проекты в регионе.
Для реализации поставленных задач необходима модель экосистемы кадрового партнерства с применением эффективных практик в отношении обеспечения кадровой потребности региона. Перспективное планирование предприятий-работодателей и региона в условиях цифровизации экономики обуславливает необходимость применения современных подходов к реализации региональной кадровой политики, включающих создание онлайн-площадки для взаимодействия субъектов экосистемы.
566
RUSSiAN JОURNAL ОР iNNОVAТiОN ECОNОMiCS #12022 Лапиагу-МагсЫ
На этапе прогнозирования кадровой потребности региона необходимо сформировать базы востребованных профессий с сегментацией по отраслевой принадлежности для дальнейшего формирования целевого заказа на онлайн-обучение или переподготовку. Процесс профессиональной ориентации в рамках онлайн-площадки будет заключаться в онлайн-курсе для абитуриентов и студентов по введению в востребованные на сегодняшний день на рынке профессии. Результирующий показатель в рамках данного процесса - набор кандидатов на подготовку и переподготовку кадров. Процесс обеспечения потребности в кадрах должен осуществляться посредством обучения зарегистрированных участников по образовательным модулям программы. Образовательные модули состоят из практических и теоретических заданий, необходимых для подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями предприятий работодателей. Оценка экспертной комиссии из числа представителей образовательных организаций и предприятий работодателей позволит определить качество подготовки кадров. Оценочные показатели будут фиксироваться по каждому модулю и отражаться в личном кабинете обучающегося. Данные показатели являются ключевым фактором в принятии решения о привлечении студента или выпускника на работу в перспективе.
Реализация процессов кадрового обеспечения на базе онлайн-площадки с использованием дистанционного обучения позволит осуществлять массовую подготовку кадров по востребованным на рынке труда направлениям подготовки и новым профессиям, обучаться вне зависимости от пола, возраста, места и времени, а также позволит автоматизировать получение аналитических данных с результирующими показателями процессов кадрового обеспечения. Данный подход не является альтернативным вариантом классического варианта кадрового обеспечения, а является его дополнением в условиях цифровой трансформации экономики.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ермакова Ж.А., Боброва В.В., Шестакова Е.В. и др. Приоритеты развития модерни-зационной экономики. / Монография. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2017. - 462 с.
2. Баранов В.В., Зайцев А.В., Карпова В.Б., Мурадов А.А. Формирование механизма динамической оценки инновационной стратегии экономических структур при реализации государственно-частного партнерства // Креативная экономика. - 2015. -№ 1. - с. 87-100.
3. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 3. - с. 1273-1288. - 10.18334/ утес. 11.3.113470.
4. Куимов В.В., Симонов К.В., Кобалинский М.В., Ананина Р.Ф. и др. Бизнес-экосистемы региона: возможности развития в цифровом пространстве // Креативная экономика. - 2021. - № 2. - с. 359-378. - аок 10.18334/се.15.2.111752.
5. Ефимов В.С. Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты. / аналит. докл. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. -130 с.
6. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Promising practices for strengthening the regional STEM workforce development ecosystem. - Wash., DC: The National Academies press, 2016. - 122 p.
7. Пястолов С. М. Экосистемы подготовки научных профессиональных кадров // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. - 2020. - № 1. - c. 151-164.
8. Вертинова А.А., Лебедева В.М. Характеристика взаимодействий университета с субъектами экономики региона // Вопросы инновационной экономики. - 2020. -№ 3. - c. 1721-1736. - doi: 10.18334/vinec. 10.3.110557.
9. Криштал М.М., Боюр Р.В., Бабошина Э.С., Кутузов А.И., Соколова Т.А., Денисова О.П. Опыт построения системы высшего образования онлайн (проект Росдистант). Основные институциональные изменения и эффекты. Часть 2 // Стандарты и качество. - 2021. - № 12. - c. 82-87. - doi: 10.35400/0038-9692-2021-12-82-87.
10. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi. ru/leaders/initiatives/education_leaders/staffing_standard (дата обращения: 18.01.2022).
11. Королева Д.О., Науширванов Т.О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 32 c.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. - 2021. - № 1. - c. 85-108. - doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
13. Конопатов С.Н., Старожук Е.А., Салиенко Н.В. Парадигмы образования: от традиционной к открытому образованию // Инновации в образовании. - 2019. - № 3. -c. 37-49.
14. Отчет о самообследовании «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». Misis.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://misis.ru/files/-/9e46678e4d7775112bb653000fcb512fZotchet_2020.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
15. Отчет о самообследовании Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. Sstu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sstu.ru/ upload/medialibrary/b24/Otchet-o-samoobsledovanii-SGTU-imeni-Gagarina-YU.A. (дата обращения: 01.02.2022).
16. Отчет о результатах самообследования «Поволжский государственный технологический университет». Volgatech.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www. volgatech.net/upload/documents/210420-pgtu-.pdf (дата обращения: 02.02.2022).
17. Ольховая Т.А., Зинюхина Н.А., Никулина Ю.Н. Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития // Высшее образование в России. - 2019. - № 7. - c. 139-149. - doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-139-149.
568
RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #1'2022 (January-March)
REFERENCES:
National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Promising practices for strengthening the regional STEM workforce development ecosystem (2016). Wash., DC: The National Academies press.
Baranov V.V., Zaytsev A.V., Karpova V.B., Muradov A.A. (2015). Formirovanie me-khanizma dinamicheskoy otsenki innovatsionnoy strategii ekonomicheskikh struktur pri realizatsii gosudarstvenno-chastnogo partnyorstva [Formation of dynamic assessment mechanism for innovation strategies of economic structures when implementing public-private partnerships]. Creative economy. 9 (1). 87-100. (in Russian).
Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2021). Kak kompanii mogut ispolzovat che-lovecheskie resursy dlya dostizheniya tseley ustoychivogo razvitiya [How companies can use human resources to achieve sustainable development goals]. Leadership and management. 8 (1). 85-108. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
Efimov V.S. (2020). Ekosistema nauki, obrazovaniya i innovatsiy Krasnoyarskogo kra-ya: ideya, perspektivy, proekty [Ecosystem of science, education and innovation of the Krasnoyarsk Territory: idea, prospects, projects] Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t. (in Russian).
Ermakova Zh.A., Bobrova V.V., Shestakova E.V. i dr. (2017). Prioritety razvitiya mod-ernizatsionnoy ekonomiki [Priorities for the development of the modernization economy] M.: Izdatelstvo «Kreativnaya ekonomika». (in Russian).
Konopatov S.N., Starozhuk E.A., Salienko N.V. (2019). Paradigmy obrazovaniya: ot traditsionnoy k otkrytomu obrazovaniyu [Paradigms of education: from traditional to open education]. Innovation in Education. (3). 37-49. (in Russian).
Koroleva D.O., Naushirvanov T.O. (2020). Ekosistema razvitiya innovatsiy rossiysk-ogo obrazovaniya: infrastrukturnye kharakteristiki [Ecosystem of innovation development in Russian education: infrastructural characteristics] M.: NIU VShE. (in Russian).
Krishtal M.M., Boyur R.V., Baboshina E.S., Kutuzov A.I., Sokolova T.A., Denisova O.P. (2021). Opytpostroeniya sistemy vysshego obrazovaniya onlayn (proekt Rosdistant). Osnovnye institutsionalnye izmeneniya i effekty. Chast 2 [Rosdistant project. Experience of building higher education online system. Main institutional changes and effects. Part II]. Standards and Quality (Standarty i kachestvo). (12). 82-87. (in Russian). doi: 10.35400/0038-9692-2021-12-82-87 .
Kuimov V.V., Simonov K.V., Kobalinskiy M.V., Ananina R.F. i dr. (2021). Biznes-ekosistemy regiona: vozmozhnosti razvitiya v tsifrovom prostranstve [Business ecosystems of the region: opportunities for development in the digital space]. Creative economy. 15 (2). 359-378. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.2.111752 .
Olkhovaya T.A., Zinyukhina N.A., Nikulina Yu.N. (2019). Sotrudnichestvo universiteta i biznes-soobshchestva: opyt i prioritety razvitiya [Cooperation between university and business community: experience and development priorities]. Higher education in Russia. 28 (7). 139-149. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-7139-149.
Pyastolov S. M. (2020). Ekosistemy podgotovki nauchnyh professionalnyh kadrov [Ecosystems for the training of scientific professional personnel]. Sotsialnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 8: Naukovedenie. Referativnyy zhurnal. (1). 151-164. (in Russian).
Suleymankadieva A.E., Petrov M.A., Aleksandrov I.N. (2021). Tsifrovaya obrazovatel-naya ekosistema: genezis i perspektivy razvitiya onlayn-obrazovaniya [Digital educational ecosystem: the genesis and prospects for the development of online education]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 1273-1288. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 11.3.113470.
Vertinova A.A., Lebedeva V.M. (2020). Kharakteristika vzaimodeystviy universiteta s subektami ekonomiki regiona [Characteristics of the university's interaction with regional economic entities]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (3). 17211736. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 10.3.110557 .
570 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #12022 (January-March)