Научная статья на тему 'Влияние экономической составляющей на характер политической борьбы в Турции'

Влияние экономической составляющей на характер политической борьбы в Турции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА / TRANSFORMATION OF THE POLITICAL REGIME / ПЕРЕХОД ОТ АВТОРИТАРНОГО РЕЖИМА К РЕЖИМУ МИНИМАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ / TRANSITION FROM AUTHORITARIAN REGIME TO THE REGIME OF MINIMAL DEMOCRACY / ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ / TRANSITION TO THE MARKET ECONOMY / МОДЕЛИ ПРОТЕКАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ / MODELS OF ECONOMIC PROCESSES / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / POLITICAL COMPETITION / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ELECTORAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнов Орхан Гасанхан Оглы

Объектом рассмотрения в данной статье является взаимосвязь между процессами трансформации политического режима и перехода к рыночной экономике в Турции. Автор выделяет три этапа становления рыночной экономики в данной стране, которые различаются моделями осуществления и характером экономических реформ, соотношением сил сторонников тех или иных путей развития и результатами мер, которые были реализованы. В статье приведен подробный анализ развития турецкой экономики после озаловских реформ и предпринята попытка ответить на вопрос: насколько процесс демократического перехода и его результаты зависят от удачной экономической политики или же неспособности инкумбента обеспечить стабильность экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the economic on political struggle in Turkey

The object of the study is the relationship between the processes of transformation of the political regime and transition to the market economy in Turkey. The author underlines three stages of the development of the market economy in this country that are different by models of implementation and the nature of economic reforms, the balance of forces between adherents of different development paths and the results of the measures that were taken. The paper presents a detailed analysis of the Turkish economy after Ozals reforms and attempts to answer the question: how democratic transition process and its results depend on the successful economic policies or the inability incumbent ensures economic stability.

Текст научной работы на тему «Влияние экономической составляющей на характер политической борьбы в Турции»

1О.Г. Гусейнов

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ХАРАКТЕР ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ В ТУРЦИИ

Объектом рассмотрения в данной статье является взаимосвязь между процессами трансформации политического режима и перехода к рыночной экономике в Турции. Автор выделяет три этапа становления рыночной экономики в данной стране, которые различаются моделями осуществления и характером экономических реформ, соотношением сил сторонников тех или иных путей развития и результатами мер, которые были реализованы. В статье приведен подробный анализ развития турецкой экономики после озаловских реформ и предпринята попытка ответить на вопрос: насколько процесс демократического перехода и его результаты зависят от удачной экономической политики или же неспособности инкумбента обеспечить стабильность экономики.

Ключевые слова: трансформация политического режима, переход от авторитарного режима к режиму минимальной демократии, переход к рыночной экономике, модели протекания экономических реформ, политическая конкуренция, электоральная поддержка.

Создание экономической системы, которая бы рационально распределяла ресурсы, при этом сохраняя платежеспособность государства, является конечной целью всех современных политических систем, находящихся в переходном состоянии. Модер-низационный кемалистский режим в Турции видел переход к рыночной экономике как необходимое условие обеспечения эффективного и приемлемого для всех слоев населения распределения благ. Данный переход, как и незавершенный переход к демократии, был растянут во времени и происходил прерывисто.

А. Пшеворский очерчивает три модели протекания экономических реформ. Первые две благоприятствуют реформам и прогрес-

© Гусейнов О.Г., 2011

сируют в полярных условиях организации политических сил: «последние (противники реформ. - О. Г.) должны быть очень сильными и поддерживать программу реформ или они должны быть очень слабыми и не в состоянии эффективно противиться ей»1. Третий вариант, промежуточный: политические силы - особенно партии и союзы их противников - достаточно сильны, чтобы саботировать их, и недостаточно большие, чтобы покончить с ними. При этом условии продвижение реформ является наименее вероятным. Проще говоря, правительства, ориентированные на реформы, стоят перед выбором: либо сотрудничество с оппозиционными партиями и союзами, либо уничтожение их.

В общем, чтобы проводить реформы, правительство должно или искать широкой поддержки у профсоюзов, оппозиционных партий и других централизованных организаций, или вести работу по ослаблению этих партий и пытаться минимизировать эффективность действий оппозиции. Несомненно, последний метод приводит к вопросу о демократии. Является ли правительство, прибегающее к осадному положению, чтобы противодействовать оппозиции реформ, демократическим? Более того, если правительство примет стратегию проведения реформ вопреки общественной оппозиции, то важной станет позиция вооруженных сил. Эта позиция в большой степени определяет, считается ли недемократическая альтернатива осуществимой либо теми, кто склонен проводить реформы вопреки демократически организованной оппозиции, либо группами, которые полны решимости защищать свои интересы любыми доступными способами вопреки демократически организованному прореформистскому большинству. Когда вооруженные силы независимы от гражданского контроля и являются политическим субъектом, различные группы гражданского общества занимают позицию в том, что С. Хантингтон назвал политикой преторианизма: методы вроде «если вы не смягчите свои требования, мы попросим вмешательства военных» или «если вы не согласитесь с нашими требованиями, мы создадим беспорядки, которые заставят военных вмешаться»2. Процесс политической борьбы, в котором присутствуют независимые военные, создает постоянную опасность военного вмешательства.

В то же время реформам нужна политическая поддержка людей на выборах, профсоюзов и профессиональных ассоциаций на рабочих местах и, временами, оппозиционных партий в законодательстве. А так как за ними следуют издержки периода перехода, то реформы неизбежно вызывают сопротивление тех слоев общества, экономические интересы которых вступают в противоречие с программой изменений или страдают в определенные стадии рефор-

мирования, что может стать одной из причин смены реформаторов более консервативными участниками политического процесса.

Если рассматривать развитие турецкой экономики с конца Второй мировой войны, то сразу можно выделить циклы подъема, которые завершались кризисами 1958, 1970, 1977, 1994, 1998, 2001 и 2008-2009 гг. В каждом случае новому периоду роста предшествовала кульминация политической борьбы в виде военных переворотов 1960, 1971, 1980 гг., «постмодернистского переворота» 1998 г., перехода к «минимальной» демократии в 2002 г. с последующим откатом через 5 лет, и непосредственно с политическим кризисом 2007 г. связано обострение борьбы между армией и Партией справедливости и развития (ПСР). До этого кризиса партия Эрдогана предприняла несколько попыток проведения через парламент законов и поправок к существующим нормативно-правовым актам. Все законодательные инициативы, которые были восприняты как угроза секулярному характеру турецкой государственности, были блокированы президентом Сезером, который воспользовался своим правом вето. Премьер-министр и его сподвижники побоялись потерять поддержку своего основного электората, требующего изменений исламистского характера. ПСР провела через парламент и приняла закон, по которому полномочия президента должны были сократиться до назначения послов. Традиционно президент обладал правом утверждения кандидатуры министров, назначения послов и губернаторов. Возможность накладывания президентом вето на принятие любых законов создавало эффект равновесия. Система была работоспособной, так как законы, на которые дважды накладывалось вето, выносились на референдум. На данный закон было наложено вето президентом Се-зером. Именно после этого события ПСР решилась на изменение институционального порядка, т. е. выставила кандидатуру Реж-депа Тайипа Эрдогана на пост президентам республики. Таким образом, правящая партия показала, что выгода от игнорирования институционального порядка больше, чем издержки от соблюдения правил «игры». Республиканская народная партия (РНП) бойкотировала выборы, в результате они были объявлены недействительными Конституционным судом. Парламент был распущен, а на 22 июля 2007 г. были назначены внеочередные выборы. После данных событий изменился характер политической «игры», она стала игрой с нулевой суммой. На выборах 22 июля 2007 г. при 85%-ной явке ПСР получает около половины голосов избирателей3. Абдул-ла Гюль, второй человек в ПСР, стал президентом. Таким образом, ПСР сконцентрировала в своих руках всю власть, стала доминирующим актором, определяющим правила «игры», и поменяла

саму суть политической борьбы, она перестала быть «системой децентрализованного стратегического действия». Завершился начатый в 1998 г. этап трансформации политической системы Турции, начался новый этап с жестким противостоянием ПСР и армии и постоянными угрозами военного переворота.

В рамках данной статьи мы попытаемся понять, насколько процесс перехода и его результаты зависят от удачной экономической политики или же неспособности инкумбента обеспечить стабильность экономики в рассматриваемой нами стране.

Запланированный еще при Ататюрке переход к рыночной экономике, которая должна обеспечить эффективное и приемлемое для всех распределение благ при сохранении платежеспособности государства, был начат одновременно с трансформацией режима (переход от авторитарного режима к режиму минимальной демократии, для которого характерно появление политической конкуренции, имеющей институциональные последствия). Экономический переход, как и политический, растянулся на долгий период, но в отличие от второго был более последовательным и завершился в 2007 г. В рамках экономического перехода можно выделить три этапа, которые различаются моделями осуществления и характером экономических реформ, соотношением сил сторонников тех или иных путей развития и результатами мер, которые были реализованы.

Первый этап был самым долгим (1950-1980 гг.). Модель осуществления экономических реформ была промежуточной. Это проявлялось в противоборстве двух игроков, которые видели разные пути способствования развитию рыночной экономики. РНП представляла интересы развитого города, Демократическая партия (ДП) и ее наследники - отсталой деревни. Первая группа выступала за индустриализацию и замещение импорта, вторая - за развитие в первую очередь аграрного сектора и ориентацию экономики на экспорт. Так как соотношение сил между ними было равным, а достижение компромисса между сторонами невозможным, то все проводимые меры саботировались одной из сторон и никогда не доводились до конца. Турция находилась на периферии мирового рынка, а ориентированность на замещение импорта делала экономику данной страны слишком чувствительной к внешним изменениям. Повторяющиеся экономические кризисы позволяли армии вмешиваться в политику и возвращать к власти своего союзника в РНП. Однако в данный период были проведены и эффективные экономические реформы, но они носили краткосрочный стабилизационный характер, инициировались Международным валютным фондом (МВФ), а проводились в жизнь режимами хунты, что приносило военным значительные политические дивиденды.

Второй этап (1981-1993 гг.) привел к либерализации экономики Турции. В рамках данного этапа следует выделить два периода. Для обоих периодов характерна модель осуществления экономических реформ, когда соотношение сил в пользу реформаторов и слабые противники реформ не могут препятствовать их осуществлению. Для первого периода, совпадающего с правлением режима хунты (1981-1984 гг.), характерны реформы, сделавшие турецкую экономику открытой. Они были инициированы МВФ как часть стабилизационной программы. В данный период также произошло превращение Тургута Озала из бюрократа и кризисного менеджера в одного из сильнейших политиков за всю историю Турцию. Превращение Озала в самостоятельного политика приходится на второй период (1984-1993 гг.). Он создает собственную партию (Партия Родина), выигрывает с ней выборы в парламент и формирует правительство. За короткий период Озал создал современную экономику Турции, главным отличием которой становится ориентация на экспорт. Благодаря своей успешной экономической политике, изменившей соотношение сил в политической борьбе с военными в его пользу, ему удается вытеснить армию на короткий период из политики и ограничить сферу ее компетенций только вопросами безопасности и обороны. Однако часть кардинальных долгосрочных мер, начатых им, не были доведены до конца после его смерти из-за неэффективного управления в экономической сфере. Из-за этого экономика Турции остается волатильной.

Третий этап (2002-2007 гг.) завершил процесс перехода к рыночной экономике, начатый при Озале. В 2002 г. ПСР сформировала однопартийное правительство. На данном этапе модель осуществления экономических реформ была такой же, как и на втором этапе. Однако партия Эрдогана смогла решить проблему волатильности экономики рассматриваемой нами страны. Благодаря этому Турция вышла из мирового экономического кризиса с минимальными потерями. Реформы на данном этапе носили кардинальный характер и увеличили элемент государственного регулирования в экономике, что позволило сохранить платежеспособность страны. Успешная экономическая политика и успех в распределении благ позволили ПСР приступить к изменению политического институционального порядка и играть на равных с армией.

Для того чтобы определить степень влияния экономической составляющей на характер политической борьбы, мы подробно рассмотрим развитие турецкой экономики после озаловских реформ, т. е. конец второго этапа и весь третий этап становления рыночной экономики в Турции.

Озал стал первым (вторым, если с некоторыми ограничениями считать первым Мустафу Кемаля) в истории республики политическим актором, чья экономическая политика, несмотря на ее кардинальный и долгосрочный характер, была с успехом доведена до конца и обеспечила эффективное и приемлемое для всех слоев населения распределение благ, что принесло ему существенные политические дивиденды. Получив значительный ресурс легитимации, Озал смог не только играть на равных с военными, но и вышел безоговорочным победителем из данного противостояния. Он сделал турецкую экономику рыночной, но после его смерти стало очевидно, что вопрос с эффективным и приемлемым для большинства населения распределением благ остался нерешенным.

Очередной этап роста экономики Турции, начавшийся благодаря мерам, предпринятым Озалом, завершился кризисом 1994 г. Действия правительства с 1992 по 1993 г. по увеличению выплат государственным служащим и субсидий предприятиям с участием государственного капитала привели к тому, что заимствования государственного сектора экономики в 1993 г. составили 17% от ВВП. Большие траты правительства привели к росту внутреннего спроса на 6,4% в 1992 г. и на 7,6% в 1993. В свою очередь, вырос показатель инфляции, который в середине 1993 г. достиг своего пика - 73%, что привело к росту реального валютного курса вместе с импортом. Все это сказалось на уменьшении объемов экспорта. Пассивный торговый баланс на 1993 г. составил 6,3 млрд долларов (5,3% ВВП)4. Благодаря высокой оценке кредитоспособности Турции на Уолл-стрит правительство смогло получить 7,5 млрд дол-ларов5, после того как эмитировало государственные облигации за границей для восполнения дефицита бюджета. Данные действия привели к росту внутренней процентной ставки кредитования и большой заинтересованности в заимствованиях среди частного сектора экономики. Однако стремление турецких банков заработать на разнице в процентной ставке, заимствуя за границей по меньшей ставке и кредитуя частный сектор по более высокой внутренней ставке, вылилось в форсированный рост задолженности страны по краткосрочным кредитам. Споры между премьер-министром Тансу Чиллер и главой Центробанка привели к подрыву доверия правительству. Глава правительства настаивала на монетизации фискального дефицита (Центробанк должен был выкупить государственные долговые обязательства) вместо реализации еще большего количества государственных ценных бумаг на рынке. Глава Центробанка по собственному желанию ушел в отставку, его примеру последовал и преемник, после того как ряд международных агентств понизили рейтинг кредитоспособности Турции.

Такая неопределенность привела к «долларизации» турецкой экономики (многие резиденты для сохранения своих инвестиций конвертировали их в иностранную валюту), обесцениванию турецкой лиры относительно доллара, росту дефицита бюджета (14% от ВВП) в 1994 г. В результате игры на понижение курса со стороны правительства государственный резерв в иностранной валюте с 6,3 млрд долларов США на март 1993 г. сократился до 3 млрд на март 1994 г. В начале апреля 1994 г., когда правительство было вынуждено объявить программу «затягивания поясов», по сравнению с прошлогодним показателем турецкая лира обесценилась на 76%6 по отношению к доллару. Правительство обратилось за помощью к МВФ. Стабилизационная программа, объявленная 5 апреля 1994 г., предполагала увеличение цен на продукцию предприятий государственного сектора, уменьшение бюджетных расходов, увеличение налогов и ускорение процесса приватизации государственного сектора экономики. Взамен на данные меры МВФ предоставил Турции 740 млн долларов7. Благодаря данным мерам правительству удалось добиться незначительного профицита бюджета во втором квартале 1994 г., но низкая покупательная способность населения из-за высокой инфляции еще надолго останется нерешенной проблемой. На 1994 год рост средней номинальной заработной платы составил 65%8, что было на 20% ниже инфляции потребительских цен.

Меры по выходу из кризиса 1994 г. были направлены на краткосрочную перспективу. Если благодаря вмешательству МВФ неадекватная макроэкономическая политика, которая и стала причиной кризиса, была скорректирована, то проблема, заключавшаяся в неэффективности и слабости институционального устройства (институты как «правила игры») при открытой финансовой системе и делала экономику страны волатильной, осталась нерешенной. Ориентированность экономики на экспорт делала страну зависимой как непосредственно от сальдо торгового баланса, так и от курса валют. Зависимость от внешнего спроса проявилась, когда в 1998 г. в России произошел дефолт. На тот момент РФ стала третьим по значимости рынком для турецкой продукции после традиционных США и Западной Европы (Германия, Италия, Франция и Англия). Турецкий экспорт с 1992 по 1997 г. вырос с 442 млн долларов до 2057 млрд9. За период 1997-1998 гг. Турция потеряла из-за уменьшения спроса на свою продукцию (от 10 до 50% на разные категории продукции) в России около 6,1 млрд долларов. В то время как общая стоимость ввозимых из России товаров и услуг за 1997 г. составила 67,7 млрд долларов, что почти в 2 раза больше показателя 1992 г. - 34,7 млрд. Приблизительно 29% стои-

мости импорта Турции из России в 1997 г. составила закупка газа. В 1999 г. в Турции случилось сильное землетрясение, на восстановительные работы после которого были потрачены значительные средства, что означало дополнительную нагрузку на балансирующий на грани бюджет. После широкой монетизации дефицита бюджета в 1997 г. банковский сектор стал основным источником финансирования правительственных затрат. Некоторым неплатежеспособным банкам было разрешено осуществлять свою деятельность за счет государственных гарантий, в то время как государственные банки несли большие потери из-за выделяемых ими субсидий. К концу 2000 г. банки с участием государственного капитала управляли 40%10 банковского капитала страны. В некоторых отраслях экономики все еще преобладали предприятия с участием государственного капитала, которые были нерентабельны и зависели от государственного бюджета. В целях стабилизации экономики в декабре 1999 г. правительство Турции подписало с МВФ соглашение о резервных кредитах11. Данное соглашение предполагало установление валютного якоря12, а именно ползучей привязки13 с обозначенной стратегией выхода, ряда правил, которые делали невозможными нейтрализацию инфляционного или дефляционного эффекта интервенций Центрального банка на валютном рынке, фискальную консолидацию через открытое регулирование налогового дефицита и ряд мер структурного характера. В целом данные меры были удачными: уровень инфляции понизился. Устойчивость реального курса валют также привела к буму внутреннего спроса на валюту и значительному росту дефицита текущего баланса14. Однако фискальная консолидация и структурные реформы не были полностью реализованы.

В октябре 2000 г. Demirbank (Демирбанк) - главный реализатор инвестиций в государственные ценные бумаги, достиг точки, когда не смог рефинансировать себя на рынке. Центробанк отказался выделить средства данному банку и пытался заставить его продать свой пакет государственных ценных бумаг, значительно увеличив процентную ставку на вторичном рынке. Фактическое банкротство Демирбанка могло потянуть за собой и банкротство других проблемных банков, поэтому Центробанк был вынужден влить ликвидность в финансовую систему в ноябре 2000 г. В результате значительно сократились резервы данного органа, но МВФ выразил готовность выделить Турции кредит под государственные ценные бумаги, что немного успокоило финансовый рынок. Из-за медленных темпов снижения инфляции турецкая лира в это время продолжала расти по отношению к доллару. В январе и феврале 2001 г. была серьезно протестирована способность Казначей-

ства рефинансировать долги - ставка процента на рынке выросла до 60-70%, в то время как лира за год обесценилась на 12%15. Пока глава правительства Бюлент Эджевит и президент Турции Ахмед Неджет Сезер никак не могли договориться относительно мер, которые необходимо предпринять, 21 февраля 2001 г. на турецкую лиру была осуществлена массивная атака. Власти страны решили не предпринимать против этого меры - за день национальная валюта обесценилась на 40% относительно доллара.

Финансовый беспорядок и неспособность правительства поддержать курс национальной валюты на одном уровне стали причиной серьезных последствий для реальной экономики страны. ВВП уменьшился на 5,7%, промышленное производство упало на 8,7%16. Больше всех пострадали обрабатывающая и автомобильная промышленности - спад производства составил 9,4 и 26% соответственно. По сравнению с 2000 г. экспорт в 2001 г. уменьшился незначительно, всего на 1%, но импорт увеличился на 8%17 как результат снижения внутреннего спроса и обесценивания турецкой лиры. В тандеме с уменьшающейся экономической активностью показатель уровня безработицы с 6,5% в 2000 г. упал до 8,4% в 2001-м и 10,4% в 2002 г. В то же время заработная плата в обрабатывающей промышленности сократилась на 15%18. К концу 2001 г. государственный долг почти удвоился по сравнению с показателем 2000 г. - с 38% от ВВП до 74,1%19. От банковского кризиса пострадала четверть всех турецких банков. Из-за этого бюджет недополучил средства в размере около 30% ВПП. Уровень инфляции в 2001 г. достиг 69%20.

Экономический кризис 2001 г. дал уникальный шанс ПСР сформировать однопартийное правительство. Демократическая левая партия Бюлента Эджевита, Партия «Родина» и ПНД, коалиционное правительство которых находилось у власти с 1999 г., получили на выборах минимальное количество голосов. ПСР предстала перед избирателями не как исламистская партия, а как европейская социал-демократическая партия. Позиционирование себя в качестве центристской партии позволило ПСР получить поддержку как бенефициаров процесса глобализации, прежде всего в экономическом плане, так и сельского населения и маргинальных слоев больших городов, которые не смогли эффективно функционировать в рамках рыночной экономики. Поддержка малого и среднего бизнеса, расположенного исключительно в городах Ана-толии21 и объединенного под руководством зонтичной организации MUSIAD (Свободный союз промышленников и предпринима-телей)22, стала одной из главных причин (электоральная и экономическая поддержка) успеха Партии благоденствия. Такую же

роль данная организация сыграла в успехе ПСР. Также партии Эр-догана удалось на короткий период добиться согласия .и поддержки со стороны грандов турецкой экономики в лице TUSiAD. Этому способствовало то, что ПСР продолжила стабилизационную программу предыдущего правительства, составленную исходя из требований МВФ, и продвижение данной партией проекта по вступлению Турции в Евросоюз, что являлось давней мечтой крупного бизнеса, так как предполагало ряд налоговых послаблений и способствовало более. тесному товарообмену. Единственное, с чем не был согласен TUSiAD, - создание ВDDK (Агентство по регулированию и контролю банковской деятельности), которое получило большие полномочия по осуществлению функций, обозначенных в названии организации. Однако, несмотря на это, данная организация была создана, по требованию МВФ за банками сохранили значительную автономию. Благодаря этому ПСР удалось добиться поддержки своей экономической программы. Пути партии Эрдога-на и TUSiAD разошлись, когда правительство Турции вернуло долги МВФ и решило не продолжать отношения с данной организацией, что противоречило представлению объединения крупных бизнесменов о том, что сотрудничество с данным регулятором должно способствовать интеграции Турции в европейскую экономическую зону. На прекращение сотрудничества повлияло и то, что в политической программе ПСР к тому времени вступление в Евросоюз уступило первенство риторике и действиям исламистского характера и сближению партии Эрдогана с Т^КОЫ (Турецкая конфедерация промышленников и предпринимателей). Данная организация непосредственно связана с Фетуллахом Гюленом. Гюлен разошелся с традиционным нурситским движением23 и создал свою империю, состоящую из корпораций, учебных заведений, универ-ситетов24. В 1999 г. доходы данной организации составили около 25 млрд долларов25. Гюлен всегда имел хорошие отношения с центристскими и правыми правительствами и всегда придерживался проамериканской линии. В 1999 г. он был обвинен в попытке внедрить на все уровни государственного аппарата своих людей (армия, полиция и бюрократия) и покинул Турцию. Гюлен живет в США, но все еще влияет на политическую жизнь на родине, что можно проследить на примере последних конфликтов армии и ПСР.

С установлением однопартийного правительства были устранены все разногласия относительно необходимых мер для стабилизации экономики. Благодаря широкой поддержке ПСР удалось предпринять ряд кардинальных и долгосрочных мер, которые были оговорены в соглашении с МВФ о резервных кредитах 2002 г., в Национальной программе по конвергенции с законодательством

Евросоюза и в Срочной программе действия правительства. Реформирование носило системный характер и охватило все секторы экономики. Бюджет (введен 3-годичный бюджет с системой функциональной классификации налогов и прогрессивной системой исчисления) стал основным инструментом фискальной политики. В 2006 г. корпоративный налог на прибыль был уменьшен с 30 до 20%. BDDK отдал 22 банка, которые были объявлены банкротами, в управление TMSF (Фонд по страхованию сберегательных вкладов)26. BDDK в период «рынка быков»27 с 2003 по 2007 г. увеличил коэффициент достаточности капитала28 для банков до 12%, в то время как в других странах он в среднем составлял 8%. За счет объявления государственных гарантий для иностранных вкладчиков увеличился приток в страну внешнего капитала. В аграрном секторе были отменены субсидии и регулирование цен. Увеличению эффективности и рентабельности медицинского сектора поспособствовало введение единого страхового полиса.

Благодаря данным мерам был завершен начатый Озалом переход экономики Турции к рынку. Введение механизмов минимального государственного регулирования решило проблему сильной волатильности экономики. На период с 2002 по 2007 г. рост ВВП составил 6,8%. Конвергенция с Евросоюзом привела к увеличению показателя ВВП на душу населения (выраженный в покупательной способности) на 10%. Экономика страны стала 17-й в мире, в то время как показатель ВВП на душу населения с 3250 долларов в 2001-м вырос до 9000 в 2007 г. Приток иностранных инвестиций увеличился на 15%. Инфляция упала с 54,2 до 8,8% с 2001 по 2007 г. Задолженность государственного сектора экономики, которая в 2001 г. составляла 12%, к 2007 г. была сокращена до нуля29.

Самое главное, стала сокращаться ранее очень высокая дифференциация доходов населения. Коэффициент Джини30 Турции с показателя 0,4631 в 2002 г. сократился до 0,4132 в 2007 г., что можно считать значительным достижением, которое говорит о том, что правительство Эрдогана смогло достичь успеха в увеличении эффективности распределения благ внутри страны, что наряду с решением проблемы с волатильностью экономики позволило ПСР второй раз формировать правительство в 2007 г. и провести второго человека в партии на пост президента.

Что касается влияния экономической составляющей на характер политической борьбы в Турции, то и в настоящее время налицо прямо пропорциональная зависимость между экономической деятельностью имкумбента и его электоральной поддержкой, чему способствует значительная дифференциация в распределении благ внутри страны.

Примечания

1 Пшеворский А. Демократия и рынок: Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке / Пер. с англ.: [Ю.Г. Алексеева и др.]; Под ред. В.А. Бажанова. М.: РОССПЭН, 1999. С. 274.

2 Там же. С. 276.

3 См.: 2007 Milletvekili Genel Sejimi [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., сор. 2009. Режим доступа: http://www.belgenet.net/ayrinti.php?yil_id=15, свободный.

4 Все данные приведены по: Turkey's statistical profile 1960-2009 // OECD statistic portal [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=CSP2009

5 См.: Merkez Bankasi Analitik Bilanjo // TCMB elektronik veri dagitim sistemi [Electronic resource]. - Electrons data. - Istambul, cop. 2010. - Access mode: http://evds.tcmb.gov.tr/

6 Все данные приведены по: Turkey's statistical profile 1960-2009 // OECD statistic portal [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=CSP2009

7 См.: Turkey: Transactions with the Fund from May 01, 1984 to March 31, 2010 // IMF: Finance Department [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http://www.imf.org/external/np/fin/tad/exfin2.aspx? memberKey1=980&date1key=2010-04-27

8 См.: Turkey's statistical profile 1960-2009 // OECD statistic portal [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http:// stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=CSP2009

9 См.: Turkiye Devlet Planlama Teskilati e-Kutuphanesi [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., сор. 2009. Режим доступа: http://ekutup.dpt.gov.tr/dunya/ rusya.pdf, свободный.

11 Цит. по: Gunay E.N.O., Gunay G. Potential insolvency, prudential regulation and supervision in emerging market banking systems: the case of Turkey // Int. J. Liability and Scientific Enquiry. 2007. Vol. 1, Nos. 1/2. Р. 164-174.

12 Соглашение между МВФ и страной - участницей МВФ, по которому эта страна может в течение оговоренного периода и в пределах согласованной суммы получать иностранную валюту в обмен на национальную для финансирования дефицита платежного баланса.

13 Определенный уровень валютного курса, валютный коридор или динамика развития валютного курса, который выступает в качестве ориентира при разработке денежно-кредитной политики.

14 Режим валютного курса, при котором курс национальной валюты привязывается к иностранной валюте, но может быть скорректирован при изменении значения определенного рыночного индикатора в соответствии с заранее установленными правилами. В случае Турции это разница между официальным и неофициальным валютными курсами. Различают два основных способа

скользящей привязки: к будущему периоду и к прошлому периоду. В нашем случае - привязка к прошлому.

15 Величина, на которую сумма текущих трансфертов за границу и расходов на импорт товаров и услуг превосходит сумму текущих трансфертных платежей из-за границы и поступлений от экспорта товаров и услуг.

16 Все данные приведены по: Turkey's statistical profile 1960-2009 // OECD statistic portal [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=CSP2009

17 См.: Turkey's statistical profile 1960-2009 // OECD statistic portal [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http:// stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=CSP2009

18 См.: The developments of Turkey's exports // Undersecretariat of the prime ministry for foreign trade [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode : http://www.dtm.gov.tr/dtmadmin/upload/IHR/ ArgeDegerlendirmeDb/development_exp.doc

19 Все данные приведены по: Turkey's statistical profile 1960-2009 // OECD statistic portal [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=CSP2009

20 См.: Dis borclar // Ceteris Paribus.net veri taban_ [Elektron kaynak]. - Electronik veriler. - Istambul, cop. 2010. - Access mode : http://www.ceterisparibus.net/ver-itabani/dpt50_92/4.htm#3

19 Все данные приведены по: Turkey's statistical profile 1960-2009 // OECD statistic portal [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=CSP2009

20 См.: Dis borclar // Ceteris Paribus.net veri taban_ [Elektron kaynak]. - Electronik veriler. - Istambul, cop. 2010. - Access mode : http://www.ceterisparibus.net/ver-itabani/dpt50_92/4.htm#3

21 Анатолия (греч. Anatole, букв. - восток, тур. Anadolu), в древности - название Малой Азии; в Османской империи - название провинции на западе Малой Азии с центром в Кютахье; с 20-х годов ХХ в. - название азиатской части Турции.

22 Необходимо иметь в виду, что турецкий средний и малый бизнес объединен в рамках TOBB (Объединение палат и бирж Турции), но данная организация имеет сугубо экономический характер и в политику не вмешивается. MUSIAD является организацией, созданной для консолидации анатолийского капитала, который является сторонником традиционного ислама и формирует свою экономическую деятельность исходя из норм шариата. MUSIAD создан 5 мая 1990 г. и является антагонистом секуляр-ного TUSIAD.

23 Саид Нурси - исламский теоретик курдского происхождения, который в своих трудах пытался синтезировать идеи модерна и ислама, сторонник джихада через пропаганду идей, ярый противник левых идей во время правительства Демократической партии.

24 Учебные заведения были созданы и функционируют не только на территории Турции, но и во многих бывших республиках Советского Союза.

25 См.: Anadolu News Agency: информ. агентство. Stambul, 1994-2009. URL: http://www.hri.org/news/turkey/anadolu/1999/99-06-22.an...ml#01 (дата обращения: 24.12.2007).

26 См.: Gunay E.N.O, Gunay G. Op. cit. P. 164-174.

27 Период повышения фондовой конъюнктуры, от которого выигрывают «быки». Быки на бирже спекулируют на повышение, создавая на рынке ажиотаж. Котировки начинают расти, многие начинающие трейдеры, видя такую динамику цен, начинают скупать валюту или акции (зависит от биржы), тем самым помогая «быкам» набивать цену. В результате этого котировки завышены, и «быки» в этот момент продают валюту по «надутой» цене.

28 Один из коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость банка; рассчитывается как отношение собственного капитала банка к стоимости активов, взвешенной по уровню риска.

29 Все данные приведены по: Turkey's statistical profile 1960-2009 // OECD statistic portal [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=CSP2009

30 Показатель, характеризующий степень отклонения фактического распределения доходов от абсолютного равенства.

31 См.: Monitoring quality of life in Europe // Eurofound [Electronic resource]. -Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http://www.eurofound. europa.eu/areas/qualityoflife/eurlife/index.php?template=3&radioindic=158&id Domain=3

32 См.: Turkey Distribution of family income - Gini index // Index mundi [Electronic resource]. - Electronic data. - Moscow, cop. 2010. - Access mode: http:// www.indexmundi.com/turkey/distribution_of_family_income_gini_index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.