ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА СТРУКТУРУ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Макроэкономика
Авторы: М.Г. ЛИВИНЦОВА, к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента недвижимости и технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
М.Д. МИШИНА, студентка бакалавриата инженерно-экономического института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
Н.Д. МИШИН, студент бакалавриата инженерно-экономического
института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
В статье рассмотрены основные проблемы внешнеэкономических связей России и ее основных торговых партнеров в условиях экономических санкций. Выявлены направления оптимизации структуры внешнеэкономических связей.
The article describes the main problems of foreign economic relations of Russia and its main trading partners in terms of economic sanctions. Identified areas of optimization of the structure of foreign economic relations.
Ключевые слова: внешняя торговля, импорт, экспорт, санкции, импортозамещение, финансовый кризис, торговое партнерство, экономика России, Европейский Союз, Китай, БРИКС.
Keywords: foreign trade, import, export, sanctions, , import substitution, financial crisis, trade partnership, Russian economy, the European Union, China, BRICS.
Хотя Россия и имеет обширную ресурсную базу и занимает выгодное географическое положение, ей постоянно приходится сталкиваться с различными экономическими и юридическими барьерами. Однако вступление РФ в ВТО дало незначительное ослабление экономических барьеров. При этом межрегиональный обмен товарами и услугами в России не в состоянии гарантировать достаточный уровень оптимальных экономических показателей. Эта ситуация еще осложняется нарастающим давлением со стороны США и ряда европейских стран посредством санкций, что вынуждает Россию искать альтернативные решения во внешнеэкономической деятельности.
В современных условиях для России особую важность приобретают проблемы оптимизации структуры внешнеэкономических связей. Уже больше года внешнеэкономические санкции оказывают важнейшее влияние на внешнеэкономическую деятельность.
Ввиду ситуации в Крыму, проведения референдума жителей, многими воспринятого как нелегитимного, и заявлений о присоединении полуострова к России, западные политики сочли, что воссоединение России и Крыма угрожает территориальной целостности Украины. Тогда, с целью повлиять на политику РФ, США и Европейский союз (ЕС) предусмотрели введение санкций, которое планировалось осуществить в три этапа.
Первая волна санкций имели целью не ограничение внешней торговли между странами, как ответные санкции РФ, а носили лишь политический характер. Сначала были созданы визовые барьеры в виде формирования особых списков, направленных на отдельных лиц.
Вторая волна санкций, начавшаяся с присоединением Крыма весной 2014 г., была направлена на запрет поставок военной продукции, инициаторами которого выступали Великобритания, Г ермания и США.
Дальнейшее развитие пакета санкций произошло в июне 2014 года. Данный пакет санкций уже имел несколько иные задачи, а именно усиление экспортного режима к ряду российских компаний в области военной промышленности. Таким образом, США и ЕС перешли от точечных санкций в отношении отдельных лиц и компаний к мерам против целых секторов российской экономики. В результате санкций Запада в той или иной степени пострадали банковский, оборонный и энергетический сектора. В конечном итоге к концу 3 квартала 2014 г. некоторые страны ввели запреты на импорт и экспорт продукции для нефтегазовой отрасли.
Последним случаем применения подобной практики стала сентябрьская волна санкций. Ответными мерами на введенные санкции стал Указ главы государства от 6 августа 2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», принятого 7 августа 2014 г. постановлением Правительства РФ №778 о введении сроком на 1 год запрета на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для таких стран, как Австралия, Канада, Норвегия, США и ЕС [16]. Эти анти-санкции стали ключевым инструментом внешней политики государства на современном этапе развития мировой экономики.
Таким образом, с учетом осложнения международной политической и экономической ситуации, можно сделать вывод, что что наше государство переживает «трудные» времена. Но нельзя забывать и о последствиях финансово кризиса 2008 года, которые все также являются угрозами для существующей экономики.
Также важно рассмотреть проблемы, связанные с интеграционными процессами и текущей трансформацией существующего бизнеса, а также условия для образования бизнес-структур в обозримом будущем. В данном контексте, по данным Росстата, можно отметить в Российской Федерации сохранение низкой инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Согласно рейтингу Всемирного банка (Doing Business), РФ значительно уступает многим странам, по оценке условий функционирования бизнеса.
В рамках анализа проблем внешнеэкономической деятельности рассмотрим сотрудничество России и нашего основного партнера в сфере торговли - Европейского союза.
ЕС объединяет 28 государств на территории Европы. Это основной торговый партнер России, на долю которого в январе-мае 2015 г. приходилось 46,7% (в 2014 г. - 48,2%) российского товарооборота (при этом доля ЕС в российском экспорте составляла 50,8%, а в импорте -37,8%). Россия, со своей стороны, входит в тройку ведущих партнеров ЕС (после США и Китая).
В январе-мае 2015 г. объем товарооборота России с Евросоюзом сократился на 37,7% по сравнению с январем-маем 2014 г. и составил 102,5 млрд долл США Объем российского экспорта сократился на 34,2% и составил 75,9 млрд долл США, а российского импорта - сократился на 45,9% и составил 26,4 млрд долл США (по сравнению с январем-маем 2014 г.) [11].
Рассмотрим более подробно товарооборот между странами ЕС и Россией (табл. 1).
На 12 крупнейших стран-импортеров приходится 84% всего импорта ЕС из России. На 12 крупнейших стран-экспортеров приходится 85,3% экспорта ЕС в Россию (табл. 2).
В условиях санкций товарооборот России и Евросоюза в 2014 году сократился почти на 10 процентов по сравнению с 2013 годом. Впервые за много лет в 2014 году торговля ЕС и РФ была почти на 10 процентов меньше, чем в 2013 году. Сокращение товарооборота усилилось в первом квартале 2015 года до 36 процентов. Рост наблюдается только с двумя странами-членами ЕС - Болгарией и Мальтой, - это не очень значительный рост - около 1-2 процентов.
В то же время товарооборот России с другими странами вырос. Например, с Египтом рост составил 86 %, с Мексикой - 30,7 %, и даже с США - 5,6 %.
Оборот торговли между Россией и Великобританией уменьшился на 19,6% (до $19 млрд 752 млн), с Францией - на 16,7% (до $18 млрд 514 млн), с Финляндией - на 14,4% (до $16 млрд 13 млн) [14].
Товарооборот с Нидерландами, по оценке Минэкономразвития, в 2014 году сократился на 2,7% (до $73 млрд 927 млн), с Г ерманией - на 6,7% (до
$69,9 млрд), с Италией - на 8,8% (до $49,2 млрд), с Белоруссией - на 5,6% (до $32,3 млрд). Товарооборот с Польшей в 2014 год снизился на 15,8% (до $23,5 млрд).
Таблица 1 - Торговля стран Европейского союза с Российской Федерацией
в 2014 и 2015 гг. (млрд евро) [9]
Импорт Экспорт
2014 г. 1 кв. 2015 г. 2014 г. 1 кв. 2015 г.
Австрия 2,5481 0,63703 3,4104 0,8526
Великобритания 6,6151 1,65378 4,6788 1,1697
Г ермания 31,789 7,94725 31,9032 7,9758
Испания 6,723 1,68075 2,478 0,6195
Италия 16,6083 4,15208 8,3832 2,0958
Франция 8,5158 2,12895 7,686 1,9215
Всего 28 стран-членов ЕС 171,428 42,8571 103,69 25,9224
Таблица 2 - Страны-члены ЕС, для которых Россия является главным партнером одновременно во «внешнем» экспорте и «внешнем» импорте [9]
Страна Удельный вес России в общем экспорте страны, % Удельный вес России в общем импорте страны, %
Венгрия 3,2 8,8
Латвия 11,4 9,4
Литва 18,9 23,3
Польша 5,5 14,6
Словакия 4,2 9,9
Финляндия 4,5 17,6
Эстония 17,5 11,8
Доля некоторых стран в торговле ЕС с Россией крайне невелика. Это не только такие страны, как Люксембург, доли которых просто
микроскопичны. Некоторые достаточно крупные страны Евросоюза также имеют низкий уровень торговли с Россией.
Казалось бы, для всех европейских стран, доля которых в торговле ЕС с Россией является незначительной, вопросы экономических санкций против России не являются актуальными. Пускай доля некоторых стран в торговле ЕС с Россией крайне невелика, но санкции могут ударить по таким странам бумерангом. Речь идет о малых странах ЕС, для которых Россия оказывается одним из основных торговых партнеров. К таковым, в частности, относятся прибалтийские государства и некоторые государства восточной Европы. В торговой войне страны-члены ЕС оказываются в очень разном положении, внутри Евросоюза возникает сильно выраженная асимметрия: удар по России должны нанести крупнейшие ее торговые партнеры (Г ермания, Нидерланды, Италия, Польша), а наибольший ущерб от ответного удара со стороны России понесут другие страны-члены ЕС.
Проблема инициированной Вашингтоном торгово-экономической войны между Западом и Россией в последние месяцы обострилась. Самостоятельно вести торгово-экономическую войну против РФ США не могут: масштабы российско-американской торговли незначительны.
По итогам 2014 года российско-американский товарооборот, по данным Минторга США, сократился на 9,8% и составил 34,46 млрд долл (в 2013 г. - 38,22 млрд долл), в том числе экспорт России в США снизился на 12,5% до 23,69 млрд долл (в 2013 г. - 27,09 млрд долл), импорт России из США сократился на 3,3% до 10,77 млрд долл (в 2013 г. - 11,14 млрд долл). Доля России в товарообороте США в 2014 году составила 0,9%, в списке торговых партнеров США по объему товарооборота Россия заняла 25-е место.
Говоря о начавшейся экономической войне Запада против России, обращают внимание на то, что на европейском «фронте» этой войны, внутри Европейского союза, неизбежно возникают новые диспропорции, которые ведут к существенной асимметрии. Только внешнеторговые «тяжеловесы» в лице небольшой группы европейских стран (Германия, Нидерланды, Польша, Италия) могут нанести ощутимый ущерб России.
Конечно, приведенные статистические данные дают лишь самую общую раскладку стран в Европейском союзе с точки зрения «цены» их участия в торгово-экономической войне против России. Эту картину надо дополнять другими показателями. Например, показателями инвестиционного обмена. Следует также учитывать то, что для целого ряда стран ЕС велика зависимость от поставок энергоносителей из России. По данным Евростата, доля российских поставок газа в энергобалансе Евросоюза составляет 30%. Финляндия зависит от поставок природного газа из России на 100%, Болгария - на 85%, Чехия - на 80%, Словакия - на 63%, Греция - на 55%, Польша - на 54%, Австрия - на 52%, Венгрия - на 49%, Бельгия - на 43%, Германия - на 40%. В списке наиболее
энергозависимых от России стран Европейского союза оказываются, таким образом, некоторые европейские государства, для которых Россия формально не является главным торговым партнером.
В I квартале 2014 г. продолжился спад основных макроэкономических показателей. Как следствие, за весь 2014 год ВВП увеличился всего на 0,6%, а внешнеторговый оборот сократился на 7,3% (до 801,6 млрд долл). При этом экспорт снизился на 5,7%, а импорт - на 9,8%. Кроме того, инвестиции в основной капитал сократились на 2,8% и отток капитала из России составил 151,5 млрд долларов. Важным показателем является и падение курс рубля с 32,6 руб. за 1 доллар. США в начале 2014 года до 65 руб. в конце 2014 года, т.е. в 2 раза. Инфляция на потребительском рынке «перешла» отметку в 11%.
В начале 2015 г. стали наблюдаться явные признаки спада экономики. Как сообщает Минэкономразвития, ВВП РФ в нынешнем году сократится на 2,5%, а по данным Всемирного Банка, диапазон снижения составит от 2,9% до 3,8%. Также стоит сказать о скачке инфляции на продовольствие и другие потребительские товары, который сильно скажется на малообеспеченных слоях населения.
Однако проведя ретроспективный анализ можно отметить, что наличие устойчивых негативных тенденций в развитии российской экономики наблюдалось еще до украинского кризиса. Так, в 2011 году ВВП России вырос на 4,3%, а в 2012 и 2013 гг. его рост уже замедлился соответственно до 3,4% и 1,3%.
Страдают от недостатка внешнего финансирования и российские банки. В связи с введенными санкциями, они столкнулись с ограничением возможности внешних заимствований. «В связи с вводом ограничительных мер со стороны ЕС и США для отечественного финансового сектора остро встала проблема с фондированием и ликвидностью, что толкает процентные ставки вверх», - считает аналитик управления
инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков. Затрудненный доступ к внешнему финансированию отразится на динамике всего банковского сектора. На сегодняшний день перед банками стоит проблема с валютной ликвидностью. Также, аналитики отмечают, что локальный долговой рынок в 2014 г. из-за оттока средств нерезидентов и замораживания пенсионных накоплений также не дает возможности для привлечения ресурсов.
Вследствие этого меняется депозитная политика банков. Российские банки столкнулись со снижением темпов роста вкладов населения в 2014 г. Депозиты физических лиц формируют порядка 50% от объема средств клиентов в российских банках. В условиях дефицита источников финансирования банки пытаются привлечь средства клиентов за счет повышения ставок по вкладам. Банки также ищут альтернативные внутренние источники, например, привлечение средств НПФ и страховых
компаний. Меняется и кредитная политика банков: стоимость привлечения средств растет, а значит, растут и ставки по кредитам.
Важной проблемой в современных условиях становится ограничение доступа к технологиям. Доступ к технологиям, особенно к технологиям мобильной безопасности и технологиям двойного назначения, может быть ограничен. Будет расширен список ограничений на продажи современных технологий российским компаниям, от чего пострадают Сколково, РВК и «Роснано». Прямые убытки будут несущественными, однако косвенные, особенно в долгосрочном периоде, окажутся огромными. К примеру, «Роснано» планирует к 2020 г. стать одним из мировых лидеров по инвестициям в высокотехнологичный сектор, но без доступа к самим технологиям такие инвестиции не будут иметь смысла.
Кроме того, отметим скандал, разгоревшийся вокруг SWIFT -сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, которое является лидером среди систем сообщения между банками. В России сообщество насчитывает более 600 участников, включая Банк России и крупнейшие банки. На сегодняшний день наша страна находится на 2 месте после США по количеству пользователей в сообществе.
Некоторые эксперты считают, что скандал вокруг SWIFT может повторить историю, произошедшую на российском рынке в связи с отключением от Visa и MasterCard ряда банков, к которому наша страна оказалась не готова. Однако, стоит подметить, что в независимости от выбора ЦБ РФ и участниками рынка альтернативы SWIFT, своевременная разработка запасного варианта системы передачи платежей внутри страны и за рубежом сегодня просто необходима.
Вызывает серьезные опасения и отток капитала из России. Например, эксперты отмечают, что под влиянием западных санкций в первой половине 2014 г. русские инвестиции в покупку британской недвижимости составили 336 млн. фунтов, что в два раза превышает объём инвестиций за 2013 г. [13].
Таким образом, однозначно можно проследить тенденцию втягиванию Соединенными Штатами все большего количества стран в новую «холодную войну». В качестве инструментария США используют методику «кнута и пряника», что направлено на «вербовку» различных стран в качестве «штыков» в войне. Так, в виде «пряника» Вашингтон использует, положительное торговое сальдо с ЕС (табл. 3).
Чтобы ответить на вопрос, к какому варианту может склоняться та или иная европейская страна ЕС - к участию в санкциях против России или к противодействию попыткам США втянуть её в санкции, - следует провести сравнительный анализ внешнеторговых позиций России и США в каждой из стран Евросоюза.
Таблица 3 - Позиции России и США в товарной торговле со странами
Европейского союза [9]
Страна-член ЕС Доля в общем объеме экспорта Доля в общем объеме
страны (%) и место среди импорта страны (%) и
первых пяти экспортеров (в скобках) место среди первых пяти импортеров (в скобках)
РФ США РФ США
Австрия 2,5 (4) 5,3 (3) - 3,1 (4)
Бельгия - 5,9 (2) 2,5 (4) 6,3 (2)
Болгария 2,7 (5) 20,2 (2) -
Великобритания - 13,3 (2) - 8,9 (2)
Венгрия 3,2 (2) 2,4 (3) 8,8 (2) 2,0 (4)
Г ермания 3,5 (5) 7,9 (2) 4,7 (4) 5,7 (3)
Греция - 3,8 (3) 12,4 (2) -
Дания - 5,5 (3) 1,2 (5) 2,8 (4)
Ирландия - 19,7 (2) 13,0 (2)
Испания - 4,1 (2) 3,2 (4) 3,9 (3)
Италия 2,6 (5) 6,8 (2) 4,8 (3) 3,3 (5)
Кипр - 3,2 (3) - 1,3 (5)
Латвия 11,4 (2) - 9,4 (2) -
Литва 18,9 (2) - 32,3 (2) -
Люксембург 1,3 (5) 2,9 (2) - 8,5 (2)
Мальта - - 2,5 (4) -
Нидерланды 1,6 (4) 4,6 (2) 5,2 (4) 6,8 (3)
Польша 5,5 (2) 2,0 (4) 14,6 (2) 2,6 (4)
Португалия - 4,1 (3) - -
Румыния 2,3 (3) 1,9 (4) 4,4 (2) -
Словакия 4,2 (2) 1,9 (4) 9,9 (2) -
Словения 4,5 (3) 1,9 (5) 2,3 (4)
Финляндия 9,9 (2) 6,0 (3) 17,6 (2) 3,1 (5)
Франция 2,1 (5) 6,1 (2) 2,3 (5) 6,4 (3)
Хорватия 3,4 (4) 2,9 (5) 7,6 (2) -
Чешская республика 3,9 (2) 2,3 (3) 5,7 (3) 2,1 (5)
Швеция 2,0 (5) 6,0 (3) 5,3 (3) 3,2 (5)
Эстония 17,5 (2) 6,5 (3) 11,8 (2) -
Нарастание сопротивления введению Брюсселем санкций против России неизбежно. В первую очередь, это связано с наличием относительного доминирования России по сравнению с Соединёнными
Штатами во внешней торговле с некоторыми странами ЕС (таких стран 12). Другим фактором является политическое доминирование Вашингтона в некоторых из этих стран, что будет обострять ситуацию еще сильнее. Так, по данным опросов общественного мнения, в Литве, Латвии и Эстонии подавляющее большинство населения выступает против участия их стран в санкциях. При этом после присоединения Брюсселя к санкциям США процент респондентов, выступающих за выход этих прибалтийских стран из Европейского союза, стал лишь возрастать.
Как уже было сказано ранее, западные санкции в экономике РФ могут стать фактором, ведущем к возникновению проблем на уровне импорта, что было рассмотрено на примере нескольких отраслей.
Однако, возникает вопрос - как отразятся эти санкции на ЕС? На этот вопрос позволяет ответить один их аналитических отчетов Reuters. По мнению аналитиков, значительного влияния санкции на европейцев не окажут, но в тоже время их эффект нельзя назвать положительным. Кроме того, они окажут значительное влияние на такие сферы экономики, как промышленность, машиностроение, а также продовольственный сектор. Также стоит отметить, что Германия, являясь одним из главных партнеров России в экономической сфере, по имеющимся данным, насчитывает около 300 тыс. рабочих мест занятого населения в сферах взаимодействия с РФ.
Эксперты прогнозируют снижение экспорта из Германии в Россию на несколько десятков процентов (в основном в сфере машиностроения). Однако имеется мнение, что обострение взаимоотношений ФРГ и РФ не окажет серьезного влияния на общее состояние экономики ФРГ. Это связано с тем, что текущая доля России в объеме внешней торговли Германии не превышает 4%. Таким образом, эксперты оценивают влияние санкций на европейский бизнес как достаточно ограничено.
Продуктовые «антисанкции». Рассмотрим аспект, касающийся самых серьезных, по оценке экспертов, контрмер российских властей - запрете ввоза продуктов из ЕС.
Многие аналитики считают, что европейские сельхозпроизводители пострадали от эмбарго очень существенно. Поставки в Россию для многих из них были гарантией рентабельности, а для каких-то бизнесов и вовсе основным каналом сбыта. Найти покупателей на других рынках, полагают аналитики, предприятия пищепрома из ЕС смогут очень нескоро. И потому в ближайшее время их бизнес, вероятно, вряд ли будет прибыльным [7].
Фонд Европы, совместно с рядом экспертов полагает, что последствия эмбарго для ЕС могут быть не столь существенными, как, в частности, влияние санкций на экономику России. Доля экспорта сельхозтоваров из Евросоюза в РФ - менее 5% в экономике этого политического объединения. И это несмотря на то, что Россия - второй для ЕС по объему рынок сбыта в данном сегменте. Также есть сведения о том, что Евросоюз
собирается компенсировать возможные убытки от «антисанкций» со стороны РФ, использовав средства специально созданного фонда. Правда, его величина, считают аналитики, не слишком впечатляет - 400 млн евро.
Страна, которая может пострадать от «антисанкций» сильнее других -Финляндия. В силу географической близости это государство и РФ имеют тесные экономические связи. Примерно 25% экспорта из Финляндии направляется в Россию. Вместе с тем доля продовольствия в нем - менее 3%.
В чем выразилось влияние санкций на сельское хозяйство России? Некоторые эксперты считают, что продуктовое эмбарго в отношении производителей из ЕС открыло перед аграриями РФ огромные возможности. Во многих сегментах освободились рыночные ниши, или, по крайней мере, стали значительно менее насыщенными. Есть точка зрения, что сельхозпроизводители из России пока не очень готовы к резкому увеличению объемов выпуска продукции, и в этом случае возможно два сценария: заполнение ниш за счет поставщиков из тех стран, что не попали под эмбарго, или же, что менее желательно для экономики РФ, возникновение ощутимого товарного дефицита. И, как следствие, рост цен. Экономика России сегодня, полагают многие эксперты, пока не может в полной мере гарантировать эффективное импортозамещение - в том числе и в области сельского хозяйства. Аналитики отмечают, что повышение отпускных цен на различные продукты произошло в достаточно скорые сроки с момента введения «антисанкций» [7].
Есть вероятность, полагают аналитики, того, что упадет качество продукции, представленной на прилавках. В России, а также во многих странах, откуда предполагается ввозить товары, производственные стандарты не столь строги, как в Европе.
В условиях экономических санкций внешняя торговля России меняет свою ориентацию.
Взаимодействие России и Китая сегодня стремительно набирает обороты. Подписываются беспрецедентные долгосрочные контракты (самым ярким примером может служить газовый контракт сроком на тридцать лет). Происходит тесное сотрудничество по внешнеполитическим вопросам, в том числе вопросам безопасности, которые обсуждаются на саммитах БРИКС, ШОС. Налаживается также тесное сотрудничество и области культуры, происходит продуктивный обмен опытом в области науки, образования, технологий и т.д. Такое положение вещей говорит о серьезной ориентации обеих держав именно на партнерские отношения, на развитие и укрепление общей социально-экономической и
геополитической ситуации в регионе, а также на формирование возможности адекватного отпора экономической и военно-политической экспансии Запада.
Россию и Китай объединяют множество факторов. Это, как и прямое сотрудничество в русле взаимодействия непосредственно двух стран, так и участие в общих политических и экономических площадках, таких как ШОС и БРИКС. Только Россия и Китай (из состава БРИКС) являются одновременно государствами-членами и геоэкономического союза БРИКС и геополитического блока ШОС. Тем самым между двумя державами переплетается большое количество интересов. Совместные цели лежат в области увеличения товарооборота двух стран, укреплении безопасности на континенте, а также в вопросах формирования независимости от стран Запада.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе велико влияние Китая. Он является самым крупным российским торговым партнером.
Позитивная динамика в сотрудничестве двух стран наблюдается также и в увеличении торгового оборота и ожидаемых прогнозных оценках этого показателя. Так российские эксперты рассчитывают на то, что объем торгово-экономического оборота РФ и КНР уже в следующем году составит 100 млрд долл и уже к 2020 г. это цифра должна вырасти до 200 млрд долл. Такие позитивные прогнозные ожидания говорят лишь об исключительно взаимовыгодном сотрудничестве России и Китая. Отсюда и уверенность инвесторов в завтрашнем дне, а, следовательно, и готовность вкладывать большие средства на реализацию совместных проектов.
Китай также нацелен на сотрудничество в развитии Дальневосточного региона России, что также является частью инициативы КНР «один пояс, один путь» - стратегию по реализации проектов «экономический пояс Шелкового пути» и «морской Шелковый путь XXI века».
Так китайские инвесторы выражают свою готовность вложиться в строительство железнодорожной магистрали Москва-Казань, таким образом, проект удастся сохранить, так как его хотели закрыть ввиду нехватки средств на его реализацию. Китайские компании готовы вложить в этот проект 10 млн долл, более того они сами настаивают на продолжении и расширении проекта. Причина столь высокого интереса состоит в том, что для Китая магистраль Москва-Казань является частью выстраивания пути Пекин-Минск, что дает несомненные перспективы в торгово-экономическом плане и выход на европейские рынки. Таким образом, Россия, как мост между Европой и Азией может выгодно использовать ситуацию подъема Китая себе во благо, тем самым улучшив инфраструктуру и коммуникацию внутри страны за счет китайских инвестиций.
Перспективным направлением внешнеторгового сотрудничества России является Индия. В товарной структуре Российского экспорта в Индию ведущее место занимает: машинно-техническая продукция - 40%, минеральные удобрения - 18%, цветные и черные металлы - 8%, нефть и
газ - 5%, а также газетная бумага, химические продукты, необработанные алмазы. Особенностью Российского экспорта в Индию является относительно высокий удельный вес машин, оборудования и транспортных средств, представленных в основном Российской авиационной техникой.
Ведущие позиции в товарной структуре Российского импорта из Индии занимают фармацевтические товары - 30%, сельскохозяйственные и продовольственные товары, в том числе чай, кофе и специи - 24%, машины, оборудование и транспортные средства - 23%, текстильные изделия и готовая одежда - 10%.
Важнейшим направлением российско-индийского экономического взаимодействия является сотрудничество в сфере энергетики. В области атомной энергетики Российские компании АО «Атомэнергострой» и ЗАО «Энергомашэкспорт» осуществляют строительство АЭС «Куданкулам» (общий объем капиталовложений - 2,3 млрд долл США).
К перспективным приоритетным направлениям российско-индийского сотрудничества можно отнести такие сферы как машиностроение, инфраструктурные проекты, энергетика и транспортировка энергоресурсов, фармацевтика, электроника и производство программного обеспечения.
Отличительной особенностью российско-индийских связей является активное развитие военно-технического сотрудничества. Индия занимает второе место (после Китая) среди партнеров России по объему военнотехнического сотрудничества. Доля российской военной техники, находящаяся в вооруженных силах Индии, превышает 60%.
Также перспективным представляется сотрудничества России и Бразилии. Бразилия - наиболее перспективный внешнеторговый партнер России. Целью взаимодействия данных стран на современном этапе является стратегическое партнерство в области инноваций и экономического развития. Основной формой взаимодействия между Россией и Бразилией является внешняя торговля.
В товарной структуре Российского экспорта в Бразилию присутствуют преимущественно удобрения - более 60%, продукция нефтехимической и горнодобывающей промышленности - 25%. Удельный вес машинно-технической продукции составляет 1,5%.
В товарной структуре Российского импорта из Бразилии преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 95%. К числу важнейших товаров Российского импорта из Бразилии относятся сахарсырец - 40% стоимостного объема, говядина - 24%, свинина - 8%, кофе -4,5%, соя-бобы - 3,5%, мясо домашней птицы - 3%. Россия является одним из основных покупателей Бразильского мяса. Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств составляет 2,5%, а товаров группы «металлы и изделия из них» - 1,9%.
В настоящее время развивается экономическое взаимодействие между Россией и Бразилией в следующих отраслях:
1) газовая промышленность;
2) производство энергетического оборудования;
3) автомобильная промышленность;
4) телекоммуникационные технологии.
Россия и Бразилия также активно взаимодействуют в сфере межрегионального сотрудничества. Межрегиональное сотрудничество является перспективной формой реализации двусторонних российскобразильских торгово-экономических связей, в том числе в области инвестиций, промышленной кооперации, торговли, как традиционными товарами, так и в плане поставок Российской высокотехнологичной продукции.
Россия, Бразилия, Индия и Китай взаимодействуют в рамках БРИКС. Интенсивный экономический рост стран БРИКС, повышение уровня доходов и растущая роль БРИКС в формировании международной повестки показывают возрастающее значение для этих стран повестки устойчивого развития, зеленой экономики, возобновляемых источников энергии, развития сотрудничества по обмену знаниями и распространению технологий в этой области. В области торговли все большую актуальность представляет собой тема противодействия протекционизму, в том числе связанному с необоснованными экологическими ограничениями.
В структуре российского экспорта в страны БРИКС по итогам 2014 г. основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: минеральные продукты (в основном, продукция ТЭК) - 62,4%, машины, оборудование и транспортные средства - 11,6% и продукция химической промышленности - 10,4%.
Удельный вес древесины и целлюлозно-бумажных изделий составляет 7,2%, продовольственных товаров и сельхозсырья - 3,1%, жемчуга, драгоценных камней, металлов и изделий из них - 1,9%, металлов и изделий из них - 1,8%, других товаров (в основном, поставки по линии ВТС) - 1,4%.
Доля стран БРИКС в общем объеме экспорта России в 2014 г. составляет 8,5% и по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. снизилась на 0,3%
Основные экспортные товары (свыше 79% всех поставок): сырая нефть, нефтепродукты (топлива жидкие, не содержащие биодизель), уголь каменный, минеральные удобрения (калийные, азотные и комплексные), руды и концентраты железные, двигатели турбореактивные и турбовинтовые, пиломатериалы, лесоматериалы необработанные, рыба мороженая, алмазы необработанные, древесная целлюлоза.
Структуру российского импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства - 46,2% и трикотажно-текстильные изделия, обувь (15,6%) всех закупок.
Удельный вес продукции химической промышленности составляет 9,4%, продовольственных товаров и сельхозсырья - 8,8%, металлов и изделий из них - 8,1%, других товаров (в основном, мебель и игрушки) -7,6%, кожевенного сырья, пушнины и изделий из них - 1,6%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 1,2%.
Доля стран БРИКС в общем объеме импорта России в 2014 г. составляет 19,1% и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 0,2%.
На сегодняшний день взаимодействие стран - участников в рамках БРИКС направлено, главным образом, на реформирование международной финансовой системы. В свою очередь, экономическому и научнотехнологическому сотрудничеству вплоть до последнего времени не уделялось достаточного внимания. Взаимная торговля между странами БРИКС развита весьма неравномерно: Китай выступает крупнейшим партнером для всех прочих государств-участников с долей в экспорте каждой из них, варьирующейся от 53 до 85%, а также с удельным весом в их импорте в размере от 69 до 88%. При этом в российском импорте из стран БРИКС доля Китая наивысшая - 88%, а в экспорте из России она составляет 79%. Индия является вторым по значению партнером России по экспорту (с долей 15,6%), а Бразилия - по импорту (5,8%). Доля ЮАР в российском внешнеторговом обороте незначительна.
Кроме того, в рамках внутриблоковой торговли БРИКС Россия, Бразилия, Индия и ЮАР в настоящее время, по существу, являются поставщиками ресурсов в Китай и импортерами промышленной продукции из него. Так, если в экспорте Китая в страны БРИКС сырьевые товары занимают всего 14%, то их доля в поставках других государств объединения составляет от 62 до 93%. Весьма развита также торговля средне технологичными товарами (в основном, продукцией автомобильной и химической промышленности), на которые приходится 13% экспорта в страны БРИКС России, 16% - Индии, 15% - ЮАР и 28% - Китая. В поставках Индии и Китая важное место занимают низко технологичные товары (главным образом, текстильные материалы и изделия). В свою очередь, высокотехнологичная продукция является крупным объектом экспорта лишь для Китая: на неё приходится четверть китайских поставок в страны БРИКС и не более 6% экспорта других государств объединения. Подобная отраслевая структура усиливает сырьевую специализацию партнеров Китая по блоку и не способствует развитию устойчивого и взаимовыгодного сотрудничества между участниками БРИКС.
В качестве позитивного момента следует отметить, что для торговли России внутри блока характерна более высокая доля не сырьевых товаров, чем для отечественного экспорта в развитые страны.
Подводя итог вышесказанного, в современных условиях эффективное развитие международной торговли в России без обеспечения достаточного уровня конкурентоспособности производимой и продаваемой продукции. Также важно обеспечить баланс конкуренции между предприятиями разных отраслей. В качестве главного условия решения этой проблемы стоит выделить эффективную политику государства в отношении внешнеэкономической деятельности, основу которой должны составлять следующие элементы:
— укрепление функций государственного в сфере регулирования внешней торговли;
— усиление контроля качества и количества импортной и экспортируемой продукции;
— активное привлечение иностранных инвестиций.
Высокая целесообразность активизации инновационнотехнологического взаимодействия диктуется общими задачами участников объединения по поддержанию экономического роста и преодоления технологического отставания от западных государств. При этом имеются значительные резервы для снижения диспропорций и повышения эффективности экономического взаимодействия в рамках объединения. Страны БРИКС располагают весьма развитой научно-технологической базой и значительным потенциалом для обмена опытом в области инновационных технологий.
Таким образом, ярко выражена взаимодополняемость стран БРИКС в области совершенствования различных компонентов внешней среды производства инноваций, что порождает возможность эффективного и взаимовыгодного обмена опытом в данной сфере.
В ближайшие годы представляется перспективным развитие внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества России и Китая, Индии, Бразилии, Южной Кореи и пр.
Положительный эффект для развития экономики ожидается также и от прекращения действия санкций, введённых Россией на импорт продовольственных продуктов, которое запланировано на август 2015 г. Также учитывается, что с 2015 г. будут постепенно отменяться санкции в отношении российских компаний, однако, восстановление доступа компаний на мировые рынки капитала ожидается лишь в 2016-2017 гг.
Тем не менее, следует признать серьёзное негативное воздействие на развитие российской экономики как санкций, введённых в отношении России, так и российских ответных мер.
Положительным эффектом от введения санкций для отечественных производителей является открывшаяся возможность увеличить своё
присутствие на рынке за счет расширяющихся каналов сбыта собственной продовольственной и промышленной продукции.
С введением запрета на ввоз отдельных товарных групп для ряда стран значительно выросла вероятность возникновения на внутреннем рынке дефицита этих товаров. В первую очередь, дефициту могут подвергнуться следующие группы товаров: мясо и молоко, а также рыба и рыбные продукты.
Все эти особенности функционирования экономики России в условиях режима «экономических санкций» говорят о существенном сокращении торгово-экономического развития.
Подводя итог вышесказанного, стоит подчеркнуть, что, не смотря на такое развитие событий санкции для России оказали менее серьезный эффект, чем ожидал запад. Основной задачей санкций являются дестабилизация наиболее развитых направлений экономической деятельности России. Это негативно влияет на развитие национальной экономики и внешнеэкономическую деятельность. Всё это создает значительные барьеры в улучшении внешнеэкономической деятельности, и в том числе ведет к росту издержек импортно-экспортных операций.
Однако санкции США и ЕС, напротив, стали движущим механизмом к реализации Россией программы импортозамещения, целью которой стала политика относительно жесткого протекционизма отечественной промышленности. По прогнозам Минпромторга удачная реализация политики импортозамещения к 2020 году позволит достичь сокращения уровня импортозависимости в различных отраслях промышленности с 7090 % до уровня 50-60 %. При этом, в долгосрочной перспективе посредством снижения импортной зависимости можно достичь более высокого стимулирования инноваций. Что, безусловно, станет основой для создания новых производств и роста инвестиций в технические отрасли.
Таким образом, на сегодняшний день, нельзя отрицать сильную зависимость российской экономики от поставок импортного оборудования и продукции. Однако сложившуюся ситуацию можно трактовать двояко. С одной стороны, это угроза для российской экономики, а с другой стороны, такая ситуация является хорошим шансом для реализации стратегии быстрого подъема отечественного производства во многих отраслях.
Список литературы
1. Возможные потери России от санкций оценили в 100 миллиардов евро
// ООО «Лента.Ру» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://lenta.ru/ (дата обращения 18.10.2015).
2. Всемирный банк прогнозирует в РФ долгую рецессию в случае усиления геополитических рисков // Информационное агентство
России ТАСС [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://itar-tass.com/ (дата обращения 18.10.2015).
3. Европарламент предложил усилить санкции против России - ООО
«Лента.Ру» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://lenta.ru/news/2014/04/17/sanction/ (дата обращения 18.10.2015).
4. Европейский инвестиционный банк прекратил финансирование
проектов в РФ - Комментарии (18 июля 2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://comments.ua/world/478603-
evropeyskiy-investitsionniy-bank.html
5. Косово присоединилось к санкциям против России // TOPNEWS.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.topnews.ru/ (дата обращения 18.10.2015).
6. ЦБ РФ не исключает, что отток капитала из РФ в 2014 году может превысить $ 90 млрд // Информационное агентство России ТАСС [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://itar-tass.com/ (дата обращения 18.10.2015).
7. Влияние санкций на экономику России. Последствия ведения
санкций. Экономика России сегодня // FB.ru [Электронный ресурс]. -Режим доступа: posledstviya-vvedeniya-sanktsiy-ekonomika-rossii-
segodny (дата обращения: 18.10.2015).
8. COUNCIL DECISION 2014/145/CFSP of 17 March 2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine // Official Journal of the European Union [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elpais.com/descargables/2014/03/17/1f1486472c68b74b7d109ac3cf1 c0998.pdf (дата обращения: 28.10.2015).
9. International trade data // Eurostat [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http: //ec. europa. eu/eurostat/web/international-trade/data/main-
tables (дата обращения: 28.10.2015).
10. Масютин С.А. Экономические санкции в отношении России: угрозы
или возможности для бизнеса // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. - №1 (33) . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-sanktsii-v-otnoshenii-rossii-ugrozy-ili-vozmozhnosti-dlya-biznesa (дата обращения:
28.10.2015).
11. Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество Россия -ЕС в январе-мае 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economv.gov.ru/wps/wcm/connect/4ec58219-1bfa-4e0b-a8b9-240a039bd398/spravka.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=4ec58219-1bfa-4e0b-a8b9-240a039bd398 (дата обращения: 28.10.2015).
12. Санкционные списки против российских граждан и компаний // РИА Новости. - 2014-2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ria.ru/politics/20140718/1016514535. html#ixzz3GaNW q7NB (дата обращения: 28.10.2015).
13. ART PATNAUDE. Rich Russians in U.K. Think About Sanctions, but
Keep Buying Mansions // Wall Street Journal. - Aug. 19. - 2014. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.wsi.com/articles/rich-russians-in-u-k-think-about-sanctions-but-keep-buying-mansions-1408444815.
14. МЭР: По итогам 2014 года товарооборот между Россией и Украиной снизился больше всего [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/business/2015/01/27/1361498.html.
15. Европейский союз: торговая война с Россией. Часть 3. Продолжение материала В.Ю. Катасонова. Сравнительный анализ торговых позиций России и США в Европейском союзе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //tower-libertas. ru/world/evropevskiy-sovuz-torgovava-voyna-s-rossiey-chast-3/.
16. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://government.ru/media/files/41d4f8e16a0f70d2537c.pdf