Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суханова Александра Андреевна

Статья посвящена комплексному анализу влияния экономических и политических факторов на процесс реализации аксиологических конституционных положений в содержании государственных программ Российской Федерации. По результатам исследования сформулированы выводы о специфике взаимовлияния и взаимодействия экономической и политической сферы со сферой реализации конституционных ценностей в государственных программах. Методологической основой исследования выступает система методов, в которую включены: методы анализа и синтеза, индуктивный и дедуктивный методы, метод экстраполяции, структурно-функциональный и формально-юридический методы, а также метод поиска и анализа научного и нормативного материала. Применение указанных методов позволило автору провести научное исследование, отражающее новые области научных изысканий и решающее актуальные научные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Суханова Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND POLITICAL FACTORS AFFECTING THE IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL VALUES IN THE CONTENT OF STATE PROGRAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the comprehensive analysis of the economic and political factors affecting the process of implementing axiological constitutional provisions in the content of state programs of the Russian Federation. Based on the results of the study, distinguishing features of the mutual influence and interaction of the economic and political spheres with the sphere of implementation of constitutional values in state programs are defined. The methodological basis of the study is a system of methods, namely, methods of analysis and synthesis, inductive and deductive methods, extrapolation method, structural and functional method, formal and legal method, and method of searching and analyzing scientific and regulatory material. Using methods aforementioned, the author conducted a research that reflects new areas of inquiry and solves relevant scientific problems.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 342.4

doi: 10.34822/2312-3419-2022-2-97-102

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александра Андреевна Суханова

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия saa1908@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-2961-8835

Аннотация. Статья посвящена комплексному анализу влияния экономических и политических факторов на процесс реализации аксиологических конституционных положений в содержании государственных программ Российской Федерации. По результатам исследования сформулированы выводы о специфике взаимовлияния и взаимодействия экономической и политической сферы со сферой реализации конституционных ценностей в государственных программах. Методологической основой исследования выступает система методов, в которую включены: методы анализа и синтеза, индуктивный и дедуктивный методы, метод экстраполяции, структурно-функциональный и формально-юридический методы, а также метод поиска и анализа научного и нормативного материала. Применение указанных методов позволило автору провести научное исследование, отражающее новые области научных изысканий и решающее актуальные научные задачи.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционные ценности, реализация конституционных ценностей, государственные программы Российской Федерации, реализация конституционных ценностей в государственных программах Российской Федерации, экономические и политические факторы

Для цитирования: Суханова А. А. Влияние экономических и политических факторов на процесс реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ Российской Федерации // Вестник Сургутского государственного университета. 2022. № 2 (36). С. 97-102. DOI 10.34822/2312-3419-2022-2-97-102.

Original article

ECONOMIC AND POLITICAL FACTORS AFFECTING THE IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL VALUES IN THE CONTENT OF STATE PROGRAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Aleksandra A. Sukhanova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia saa1908@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-2961-8835

Abstract. The article is devoted to the comprehensive analysis of the economic and political factors affecting the process of implementing axiological constitutional provisions in the content of state programs of the Russian Federation. Based on the results of the study, distinguishing features of the mutual influence and interaction of the economic and political spheres with the sphere of implementation of constitutional values in state programs are defined. The methodological basis of the study is a system of methods, namely, methods of analysis and synthesis, inductive and deductive methods, extrapolation method, structural and functional method, formal and legal method, and method of searching and analyzing scientific and regulatory material. Using methods aforementioned, the author conducted a research that reflects new areas of inquiry and solves relevant scientific problems.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation, constitutional values, implementation of constitutional values, state programs of the Russian Federation, implementation of constitutional values in the state programs of the Russian Federation, economic and political factors

For citation: Sukhanova A. A. Economic and Political Factors Affecting the Implementation of Constitutional Values in the Content of State Programs of the Russian Federation // Surgut State University Journal. 2022. No. 2 (36). P. 97-102. DOI 10.34822/2312-3419-2022-2-97-102.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития российского общества и государства существенные изменения претерпевает парадигма государственной политики Российской Федерации, основным назначением которой является поиск новых, отвечающих существующим реалиям, эффективных путей решения различных задач во всех сферах жизни с использованием всего наличествующего спектра ресурсов для достижения долго- и среднесрочных целей государственного управления.

Базой для процесса реализации государственных программных направлений должны выступать конституционные ценности как ключевые ориентиры и векторы развития российской государственности, а сам указанный процесс должен представлять собой отлаженный механизм с высокой степенью эффективности (подробнее см., например, в [1]).

Очевидно, что данный процесс неизбежно подвержен воздействию со стороны множества различных факторов, грамотный учет которых способен значительно повысить эффективность реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ.

Не вызывает сомнений тот факт, что реализация конституционных ценностей в государственных программных направлениях должна осуществляться, опираясь на научно аргументированную конституционно-правовую концепцию. При наличии подобной опоры и научно обоснованных представлений обо всех параметрах ценностно-ориентирующего воздействия конституционных норм на государственные акты программного характера видится возможным обеспечение их своевременной конституционной корректировки, направленной на повышение результативности регулирования общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества и

государства. Отсутствие подобной концепции, предполагающей научное осмысление специфики реализации аксиологических конституционных положений в государственных программных актах, а также выявление и учет существующих в различных сферах проблем, снижающих эффективность такой реализации, свидетельствуют об актуальности темы исследования.

Проведенное исследование является частью крупномасштабного научного изыскания автора по теме «Конституционные ценности как основа содержания и реализации государственных программ Российской Федерации».

Целью настоящего исследования является комплексный анализ влияния экономических и политических факторов на процесс реализации аксиологических конституционных положений в содержании государственных программ Российской Федерации.

Для достижения обозначенной цели целесообразной видится постановка следующих научных задач: кратко охарактеризовать процесс реализации конституционных ценностей в государственных программах; выявить факторы, воздействующие на данный процесс; отразить влияние на рассматриваемый процесс экономических и политических факторов; сформулировать выводы о специфике взаимовлияния и взаимодействия экономической и политической сферы со сферой реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ Российской Федерации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методологической основой настоящего исследования выступает система методов, посредством которых затрагиваемые явления и процессы рассматриваются разноаспект-но, в их развитии, взаимообусловленности

и взаимосвязи. В процессе исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный методы, метод экстраполяции. К специальным методам проведенной работы можно отнести структурно-функциональный метод, применяемый при характеристике процесса реализации конституционных ценностей в государственных программах Российской Федерации, выявлении его специфики. В числе частноправовых был применен формально-юридический метод (в процессе определения и уяснения аксиологического смысла конституционно-правовых норм), а также метод поиска и анализа научного и нормативного материала.

В качестве научной базы проведенного исследования выступили работы авторитетных ученых в сфере конституционного права: Н. С. Бондаря, В. В. Киреева, В. О. Лучина, Е. В. Титовой и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Процесс реализации конституционных ценностей в государственных программах Российской Федерации отражает ключевые аспекты состояния общества, уровень развитости его политических, экономических, идеологических и правовых институтов. Конституция Российской Федерации [2] (далее - Конституция) концентрирует в себе и выводит на высший уровень нормативного правового регулирования основные пути и достижения развития общества и государства в их ценностных проявлениях, «определяет механизмы нормативной интеграции общепризнанных демократических ценностей в экономическую, политическую, социально-культурную сферу жизни общества, его социальных групп, территориальных общностей и отдельных граждан» [3, с. 18]. При этом важно подчеркнуть, что Конституция не только сама влияет на различные социальные процессы, но и испытывает на себе воздействие всего многообразия социальных факторов, от которых во многом зависит реальное воплощение аксиологических конституционных установлений. Так, содержание экономических, политических, духовных и иных социальных процессов, протекающих

в государстве в тот или иной период времени, позволяет сделать вывод либо о стабильности конституционного строя (см., например, [4, а 15]), либо о системном кризисе конституционализма, затрагивающем институционные, функциональные, а также аксиологические основы базовых конституционно-демократических институтов (см., например, [5, а 6]).

Существует точка зрения, согласно которой разрыв между конституционными нормами и политической действительностью объясняется тем, что закрепленные в Конституции Российской Федерации ценности по своему содержанию «релевантны другой реальности: развитой демократическо-правовой государственности, цивилизованной рыночной экономике, прочно сформировавшемуся гражданскому обществу, высокому уровню правовой культуры и правового сознания граждан и пр.» [6, с. 70]; другими словами, такому состоянию общества, которое на современном этапе его существования еще не вполне достигнуто, но стремление к которому отражает вся совокупность конституционных ценностей. Исходя из этого, необходимым видится «соотнесение регулятивного потенциала действующей Конституции Российской Федерации» [7, с. 5] и возможности реализации конституционных положений, выражающих ценностные основы экономической, политической, социальной, идеологической системы российского общества.

Практическое значение изучения социальных аспектов реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ трудно переоценить, поскольку такое изучение позволяет выявить те общие и конкретные условия, в которых действуют аксиологические нормы Конституции, а также те факторы, от которых зависит эффективность и Основного Закона, и государственных программ, в содержании которых реализуются конституционные ценности.

Указанные факторы могут быть определены как явления жизни общества, в какой-либо форме оказывающие влияние на действие норм Конституции, имеющих ценностную направленность, и перевод конституционных

установлений в плоскость правомерного поведения соответствующих субъектов.

Рассматриваемые факторы образуют систему взаимодействующих элементов, которая включает в себя экономические, политические, идеологические, социально-психологические и др. факторы [8, а 137]. В рамках настоящего исследования изучению подлежат экономические и политические факторы.

Экономические факторы представляют собой основную составляющую ресурсного обеспечения действия Конституции, что обуславливает их приоритетное положение в системе иных объективных факторов, воздействующих на процесс реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ Российской Федерации.

С одной стороны, конституционное регулирование определяет условия, устанавливает требования и возможности для развития экономической системы, с другой - материальные ресурсы в существенной степени обеспечивают гарантированность реализации большинства конституционных норм, регламентирующих функционирование ключевых социальных институтов, права и свободы граждан и пр.

Уровень жизни населения страны, на повышение которого в том числе направлено значительное количество государственных программ, выступает в качестве некого общего социального вектора действия конституционных норм, зависящего в первую очередь от состояния экономики.

В частности, уровень жизни граждан напрямую связан с реализацией конституционных ценностей в сфере социального обеспечения.

Так, ресурсное обеспечение здравоохранения, медицинской науки, медицинской и фармацевтической промышленности, не соответствующее потребностям населения в области оказания медицинской помощи, делает практически невозможной реализацию конституционной ценности права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции), которое является необходимым условием развития личности, гарантией эффективной реализации иных конституционных прав, в том числе права на

жизнь, права на труд, а также «играет важную роль для обеспечения демографического потенциала современного государства» [9, а 4].

Не менее значимой представляется должная материальная обеспеченность образовательной системы. Образование как социальный институт выступает базисом для системного процесса накопления, хранения и трансляции знаний, получаемых на основе развития науки и социального опыта нации. Кроме того, образование - составная часть культуры и «база для духовного единства народов России, интеллектуальное ядро социального прогресса, инструмент национальной безопасности и устойчивого развития государства» [10, а 12].

Проблемы, существующие в образовательной среде, неизбежно затрагивают интересы большинства граждан. Конституционная ценность прав человека в сфере образования (ст. 43 Конституции РФ) во многом обусловлена тем, что результаты образовательного процесса любого уровня так или иначе обнаруживают себя во всех отраслях экономики и социальной среды. Нельзя не согласиться с высказываемой в науке позицией, в соответствии с которой права человека в сфере образования - это некий «консенсус интересов личности, общества и государства» [8, а 200201]. В текущем контексте важно обратить внимание на тот факт, что одна из значимых задач конституционного регулирования заключается именно в реализации конституционных норм «в практике взаимоотношений между государством и его органами с одной стороны и гражданами, гражданским обществом - с другой» [11, а 70].

Сказанное выше объясняет тот факт, что экономические факторы, критерии и показатели заложены в содержание государственных программ (в частности таких, как «Развитие здравоохранения» и «Развитие образования») в качестве важнейших параметров их реализации и эффективности.

Наряду с экономикой, политика занимает ведущее место среди факторов, влияющих на процесс реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ Российской Федерации. По мнению В. О. Лучина, именно политика, «прелом-

ляя в себе экономические интересы», через определенные властные институты и структуры расставляет акценты в процессе реализации Конституции [8, с. 218].

Очевидно, что государственные программы как инструмент государственного стратегического планирования по своей природе являются результатом и продуктом политической деятельности в наиболее важных областях общественной и государственной жизни: экономике, социальных отношениях, государственном устройстве, национальной безопасности, государственной обороне, правоохранительной и судебной деятельности, экологии, межнациональных и этнических отношениях и пр.

При этом именно конституционное право, «сочетающее в себе правовое и политическое начало и обладающее возможностями для установления баланса между правом и политикой» [11, с. 70], может сформировать комплексную системную концепцию взаимодействия личности, общества и государства, в том числе путем реализации конституционных положений ценностного характера в государственных программах, призванных повышать качество жизни граждан и уровень развития общества и государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги настоящего исследования, можно заключить, что полученные результаты

Список источников

1. Суханова А. А. К вопросу о конституционно-ценностном подходе к содержанию и реализации государственных программ Российской Федерации // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Сер.: Право.

2019. Т. 4, № 2. С. 27-32.

2. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 ; принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Рос. газ.

2020. 4 июля. № 144.

3. Бондарь Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализа-ция муниципальной демократии в России. М. : Норма, 2008. 591 с.

4. Киреев В. В. Конституционная реформа: доктрина и политика // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Сер. Право. 2008. № 22 (123). Вып. 16. С. 14-18.

5. Бондарь Н. С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к право-

соответствуют поставленным целям и задачам. В рамках данного научного изыскания кратко охарактеризован процесс реализации конституционных ценностей в государственных программах Российской Федерации; выявлены факторы, воздействующие на данный процесс; отражено влияние на рассматриваемый процесс экономических и политических факторов; сформулированы выводы о специфике взаимовлияния и взаимодействия экономической и политической сферы со сферой реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ Российской Федерации. Таким образом, проведенное исследование представляет собой комплексный анализ влияния экономических и политических факторов на процесс реализации аксиологических конституционных положений в содержании государственных программ Российской Федерации.

Думается, что основные положения настоящей исследовательской работы и ключевые выводы, сделанные по ее результатам, могут выступать основой для дальнейших научных изысканий, затрагивающих вопросы, связанные с реализацией конституционных ценностей как в содержании государственных программ, так и в иных формах, а также вопросы, связанные с функционированием механизма такой реализации.

References

1. Sukhanova A. A. To the Question of the Constitutional Value Approach to the Content and Implementation of the State Programs of the Russian Federation // Bulletin of the Chelyabinsk State University. Series: Law. 2019. Vol. 4, No. 2. P. 27-32. (In Russian).

2. The Constitution of the Russian Federation: Text with Amendments Approved during the All-Russian Vote on July 01, 2020 ; Adopted by Popular Referendum on December 12, 1993 // Ros. gaz. 2020. July 4. No. 144. (In Russian).

3. Bondar N. S. Mestnoe samoupravlenie i konstitut-sionnoe pravosudie: konstitutsionalizatsiia munitsi-palnoi demokratii v Rossii. Moscow : Norma, 2008. 591 p. (In Russian).

4. Kireev V. V. Konstitutsionnaia reforma: doktrina i politika // Bulletin of the Chelyabinsk State University. Series: Law. 2008. No. 22 (123). Is. 16. P. 14-18. (In Russian).

вому реализму // Журн. рос. права. 2015. № 11. 5. С. 5-18.

6. Мамут Л. С. Конституция и реальность // Конституционное право: восточноевропейское обо- 6. зрение. 1999. № 2. С. 70-75.

7. Киреев В. В. Теоретические проблемы реформирования Конституции Российской Федерации : 7. автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Челябинск, 2010. 57 с.

8. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М. : ЮНИТИ- 8. ДАНА, 2015. 688 с.

9. Колоцей И. А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность : 9. автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. 22 с.

10. Жуков В. И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М. : Союз, 2000. 621 с.

11. Титова Е. В. К вопросу о конституционно- 10. правовой концепции взаимодействия государства

и человека // Lex Russica. 2018. № 11 (144). С. 69-82. 11.

Информация об авторе А. А. Суханова - старший преподаватель.

Bondar N. S. Strategy of Russian Constitutionalism: From Political Illusions to Legal Realism // Journal of Russian Law. 2015. No. 11. P. 5-18. (In Russian). Mamut L. S. Konstitutsiia i realnost // Konstitut-sionnoe pravo: vostochnoevropeiskoe obozrenie. 1999. No. 2. P. 70-75. (In Russian). Kireev V. V. Teoreticheskie problemy reformiro-vaniia Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii : Extended abstract of Doctoral Dissertation (Law). Chelyabinsk, 2010. 57 p. (In Russian). Luchin V. O. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii. Problemy realizatsii. Moscow : IuNITI-DANA, 2015. 688 p. (In Russian).

Kolotsey I. A. Pravo na okhranu zdorovia i med-itsinskuiu pomoshch kak konstitutsionnaia tsennost : Extended abstract of Cand. Sci. Dissertation (Law). St. Petersburg, 2010. 22 p. (In Russian). Zhukov V. I. Vysshaia shkola Rossii: istoricheskie i sovremennye siuzhety. Moscow : Soiuz, 2000. 621 p. (In Russian).

Titova E. V. The Constitutional Law Concept of Interaction between the State and an Individual // Lex Russica. 2018. No. 11 (144). P. 69-82. (In Russian).

Information about the author A. A. Sukhanova - Senior Lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.