Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ'

ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двуязычие / когнитивные процессы / исполнительные функции / контроль внимания / языковая среда / билингвы / монолингвы / нейронауки / психология. / bilingualism / cognitive processes / executive functions / attention control / language environment / bilinguals / monolinguals / neuroscience / psychology.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эмирова М.

в статье рассматривается влияние двуязычия на когнитивные процессы. Анализируются результаты исследований, показывающих, что билингвизм положительно влияет на исполнительные функции мозга, такие как ингибиторный контроль и переключение задач. Обсуждается, как говорение на двух языках требует контроля внимания и выбора правильного языка для разговора, что тренирует когнитивный контроль. Также рассматриваются различия в активации нейронов и структуре мозга у билингвов и монолингвов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF BILINGUALISM ON COGNITIVE PROCESSES

The article examines the influence of bilingualism on cognitive processes. It analyzes the results of studies showing that bilingualism has a positive effect on executive functions of the brain, such as inhibitory control and task switching. It discusses how speaking two languages requires attention control and choosing the right language for conversation, which trains cognitive control. It also discusses differences in neuronal activation and brain structure in bilinguals and monolinguals.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ»

УДК 81

Эмирова М.

Аспирант,

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

Туркменистан, г. Ашхабад

ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация: в статье рассматривается влияние двуязычия на когнитивные процессы. Анализируются результаты исследований, показывающих, что билингвизм положительно влияет на исполнительные функции мозга, такие как ингибиторный контроль и переключение задач. Обсуждается, как говорение на двух языках требует контроля внимания и выбора правильного языка для разговора, что тренирует когнитивный контроль. Также рассматриваются различия в активации нейронов и структуре мозга у билингвов и монолингвов.

Ключевые слова: двуязычие, когнитивные процессы, исполнительные функции, контроль внимания, языковая среда, билингвы, монолингвы, нейронауки, психология.

Билингвизм, способность использовать два или более языков с высокой степенью владения, является явлением, которое затрагивает значительную часть населения мира. Этот когнитивный навык не только облегчает общение между различными языковыми сообществами, но и имеет глубокие последствия для когнитивных процессов. Влияние билингвизма на когнитивные функции стало темой обширных исследований, показавших, что опыт управления несколькими языками может формировать и улучшать различные аспекты умственного функционирования.

В основе понимания когнитивного воздействия билингвизма лежит концепция когнитивного контроля. Двуязычные люди регулярно переключаются между языками, что требует значительных когнитивных усилий. Это постоянное переключение и управление двумя языковыми системами способствует развитию формы умственной гибкости, которая усиливает когнитивный контроль. Исследования показывают, что билингвизм усиливает исполнительные функции мозга, включая внимание, рабочую память и ингибиторный контроль. Эти функции имеют решающее значение для управления несколькими задачами, решения проблем и адаптации к новым ситуациям. Считается, что улучшенная исполнительная функция, наблюдаемая у двуязычных людей, возникает из-за необходимости постоянно контролировать и выбирать подходящий язык, подавлять нерелевантные языковые помехи и разрешать конфликты между конкурирующими языковыми процессами.

Преимущества двуязычия распространяются на различные когнитивные области, включая контроль внимания. Двуязычные люди часто лучше фокусируют внимание и сопротивляются отвлечениям по сравнению с их одноязычными коллегами. Этот улучшенный контроль внимания объясняется двуязычным опытом управления конкурирующей языковой информацией, что приводит к большей способности направлять внимание на релевантные стимулы и игнорировать нерелевантные. Это когнитивное преимущество особенно очевидно в задачах, требующих постоянного внимания и способности быстро переключать фокус.

Еще одной важной областью, на которую влияет двуязычие, является память. Двуязычные люди часто переключают языки и извлекают языковую информацию из нескольких языков, что может привести к улучшению производительности памяти. Исследования показали, что двуязычие связано с большей способностью к рабочей памяти, когнитивной системе, отвечающей за временное хранение и обработку информации. Постоянные

упражнения по извлечению и организации информации на разных языках способствуют этому улучшению. Более того, двуязычие связывают с лучшей долговременной памятью и способностью к запоминанию, что можно отнести к когнитивным преимуществам управления и кодирования информации на нескольких языках.

Двуязычие также влияет на развитие металингвистического сознания, способности думать и размышлять о природе самого языка. Двуязычные люди развивают повышенное осознание языковых структур и нюансов использования языка из-за их воздействия на несколько языковых систем. Это металингвистическое сознание улучшает их понимание того, как работают языки, что приводит к улучшению способностей к изучению языка и более сложному пониманию языковых концепций. Кроме того, двуязычные люди часто лучше изучают дополнительные языки, поскольку их когнитивные и металингвистические навыки уже хорошо развиты благодаря их опыту работы с несколькими языками.

Влияние двуязычия на когнитивное старение — еще одна область значительного интереса. Исследования показывают, что двуязычие может отсрочить начало когнитивного спада у пожилых людей. Гипотеза когнитивного резерва утверждает, что участие в сложных когнитивных действиях, таких как управление несколькими языками, создает резерв когнитивной функции, который может помочь защитить от последствий старения и нейродегенеративных заболеваний. Исследования показали, что двуязычные люди, как правило, испытывают более медленное прогрессирование когнитивного спада и более позднее начало симптомов деменции по сравнению с одноязычными людьми. Считается, что этот защитный эффект является результатом повышенных когнитивных требований двуязычия, что повышает устойчивость и адаптивность мозга.

Кроме того, было показано, что двуязычие влияет на структурную и функциональную организацию мозга. Исследования нейровизуализации

показали, что двуязычные люди часто демонстрируют повышенную плотность серого вещества в областях мозга, связанных с обработкой языка и исполнительным контролем. Кроме того, двуязычие может привести к усилению связей между областями мозга, участвующими в когнитивном контроле и обработке языка. Эти структурные и функциональные изменения отражают адаптацию мозга к требованиям управления несколькими языками и способствуют наблюдаемым когнитивным преимуществам двуязычия.

Несмотря на эти положительные влияния, важно признать, что двуязычие также представляет определенные проблемы. Например, двуязычные люди могут испытывать временные помехи между языками, что приводит к случайным трудностям в доступе к правильной языковой информации. Однако эти помехи являются нормальным аспектом обработки двуязычного языка и не подрывают общие когнитивные преимущества, связанные с двуязычием.

В заключение следует сказать, что влияние двуязычия на когнитивные процессы является глубоким и многогранным. Двуязычие усиливает когнитивный контроль, фокус внимания, память и металингвистическое осознание, а также способствует когнитивной устойчивости при старении. Опыт управления несколькими языками формирует и совершенствует различные когнитивные функции, подчеркивая сложную связь между языком и познанием. По мере того, как исследования продолжают изучать сложности двуязычия, становится все более очевидным, что этот когнитивный навык дает значительные преимущества, которые выходят далеко за рамки простого владения языком. Изучение двуязычия не только обогащает наше понимание когнитивных процессов, но и подчеркивает важность языкового разнообразия в формировании человеческого познания.

Исследование двуязычия и его влияния на когнитивные процессы пролило свет на различные аспекты того, как взаимодействие с несколькими языками влияет на умственную деятельность. Одной из интригующих

областей изучения является связь между двуязычием и когнитивной гибкостью, которая относится к способности переключаться между размышлениями о разных концепциях или адаптироваться к новым правилам и ситуациям. Двуязычные люди часто демонстрируют повышенную когнитивную гибкость, что является результатом их частой практики навигации между различными языковыми системами. Эта повышенная гибкость выходит за рамки использования языка, влияя на то, как двуязычные люди подходят к решению проблем и адаптируются к изменяющимся обстоятельствам в различных областях жизни.

Кроме того, двуязычие связывают с повышенной креативностью. Способность думать на нескольких языках может способствовать более разнообразной перспективе и способствовать новому мышлению. Двуязычные люди часто имеют доступ к более широкому спектру культурных и языковых рамок, что может способствовать более творческому решению проблем и инновационному мышлению. Считается, что когнитивные преимущества двуязычия, такие как улучшенная исполнительная функция и металингвистическая осведомленность, поддерживают творческие процессы, позволяя людям черпать знания из нескольких источников и опыта.

Еще одной важной областью интереса является влияние двуязычия на социальное познание. Двуязычные люди часто развивают продвинутые навыки понимания и интерпретации социальных сигналов, что можно объяснить их опытом навигации в различных языковых и культурных контекстах. Эта повышенная социальная чувствительность повышает их способность участвовать в эффективном общении, сопереживать другим и разрешать межличностные конфликты. Таким образом, двуязычие способствует более тонкому социальному взаимодействию и улучшению способности к межкультурному пониманию.

Образовательные последствия двуязычия также значительны. Двуязычные люди часто демонстрируют преимущества в изучении дополнительных языков благодаря своим уже развитым языковым навыкам и когнитивным способностям. Образовательные системы, которые признают и поддерживают двуязычие, могут использовать эти преимущества для содействия многоязычному владению и когнитивному развитию. Более того, двуязычные образовательные программы, которые интегрируют принципы зеленой химии и устойчивые практики, могут дополнительно обогатить процесс обучения, объединяя языковые навыки с пониманием охраны окружающей среды.

Исследования двуязычия также изучили роль двуязычия в контексте когнитивного развития у детей. Двуязычные дети часто демонстрируют развитые когнитивные способности с раннего возраста, включая улучшенные навыки решения проблем и улучшенный контроль внимания. Считается, что эти когнитивные преимущества являются результатом умственных упражнений, связанных с управлением несколькими языками. Кроме того, двуязычие может способствовать большей когнитивной устойчивости, помогая детям лучше адаптироваться к новым учебным средам и проблемам.

Поскольку исследования продолжают развиваться, важно учитывать индивидуальные различия в двуязычном опыте и его когнитивные эффекты. Такие факторы, как возраст освоения языка, уровень владения языком и частота использования языка, могут влиять на степень когнитивных преимуществ, связанных с двуязычием. Понимание этих нюансов имеет решающее значение для разработки целевых образовательных стратегий и вмешательств, которые максимизируют когнитивные преимущества двуязычия, одновременно удовлетворяя уникальные потребности двуязычных людей.

Подводя итог, двуязычие глубоко влияет на когнитивные процессы, усиливая когнитивный контроль, фокус внимания, память, металингвистическую осведомленность и социальное познание. Когнитивная гибкость и креативность, поощряемые двуязычием, наряду с его последствиями для когнитивного старения и образовательных результатов, подчеркивают важную роль управления несколькими языками в формировании умственного функционирования. По мере углубления нашего понимания двуязычия становится все более очевидным, что когнитивные преимущества этого навыка выходят за рамки владения языком, влияя на различные аспекты когнитивного и социального развития. Продолжающееся исследование двуязычия и его когнитивных эффектов не только обогащает наше понимание человеческого разума, но и подчеркивает важность языкового разнообразия в содействии когнитивной устойчивости и адаптивности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2001.

2. Ben-Zeev S. The influence of bilingualism on cognitive strategy and cognitive development // Child Development. 1977. № 48 (3). Р. 1009-1018.

3. Bialystok E., Craik F. I. M. Cognitive and linguistic processing in the bilingual mind // Current Directions in Psychological Science. Mar2010. Vol. 19. № 1. Р. 19-23.

4. Genesee F., Boivin I., Nicoladis E. Talking with strangers: a study of bilingual children's communicative competence // Applied Psycholinguistics. 1996. № 17. Р. 427-442.

5. Ianco-Worrall A. D. Bilingualism and cognitive development // Child Development. 1972. Vol. 43. Issue: 4. Cambridge University Press.

6. Kovacs A. M., Mehler J. Flexible learning of multiple speech structures in bilingual infants // Science. 2009. Jul 31; 325(5940). P. 611-612.

7. Mechelli A., Crinion J. T., Noppeney U. O'Doherty J., Ashburner J., Frackowiak R. S., and Price C. J. Neurolinguistics: structural plasticity in the bilingual brain, 2004. Nature, 431 (757).

8. Petitto L. A., Kovelman I. Petitto, L. A., & Kovelman, I. The bilingual paradox: how signing-speaking bilingual children help us to resolve it and teach us about the brain's mechanisms underlying all language acquisition // Learning Language, Spring 2003. № 8 (3). P. 5-18.

Emirova M.

Postgraduate student, Magtymguly Turkmen State University Turkmenistan, Ashgabat

THE INFLUENCE OF BILINGUALISM ON COGNITIVE PROCESSES

Abstract: The article examines the influence of bilingualism on cognitive processes. It analyzes the results of studies showing that bilingualism has a positive effect on executive functions of the brain, such as inhibitory control and task switching. It discusses how speaking two languages requires attention control and choosing the right language for conversation, which trains cognitive control. It also discusses differences in neuronal activation and brain structure in bilinguals and monolinguals.

Keywords: bilingualism, cognitive processes, executive functions, attention control, language environment, bilinguals, monolinguals, neuroscience, psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.