Научная статья на тему 'Влияние двухуровневой системы высшего образования на качество обучения в России'

Влияние двухуровневой системы высшего образования на качество обучения в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние двухуровневой системы высшего образования на качество обучения в России»

- в обеспечении стабильного или повышающего уровня производительности труда.

В литературе актуализируется проблема создания «системы мониторинга развития отношений собственности в экономике Российской Федерации» [5].

«Под мониторингом развития отношений собственности необходимо понимать систематический сбор сведений о состоянии системы отношений собственности по определенному широкому кругу параметров, имеющий своей целью выявление наиболее полной картины развития отношений собственности, предоставление участникам отношений собственности необходимого и достаточного объема информации для принятия решений и позволяющего проводить анализ развития системы отношений собственности как в целом, так и по его отдельным объектам, субъектам, типам и видам собственности».

Создание системы мониторинга позволит решать комплекс проблем: методических, организационных, финансовых и др. В частности, отмечаются следующие:

1. Информация, связанная с отношениями собственности, чрезвычайно многообразна (по природе, источникам, форматам), поэтому «сложной является уже сама задача отбора того состава информации, который может быть при-

знан достаточным для проведения анализа развития отношений собственности».

2. Терминология, используемая для обозначения понятий, связанных с отношениями собственности, далеко не всегда является устоявшейся.

3. Принятие ряда организационных мер, нормативных актов, существенных первоначальных и текущих затрат.

4. Нужен достаточный аналитический потенциал для того, чтобы иметь возможность делать правильные выводы и формулировать предложения по оптимизации ситуации, что предполагает достаточно продолжительные исследования.

Библиографический список

1. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. М.: Юрайт-Издат, 2006. - 557 с.

2. Политическая экономия / Под ред. В. В. Ра-даева. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 414 с.

3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. М.: ИТД «КноРус», 1999. - 544 с.

4. Укрепление прав собственности: трансформировать, не разрушая - http://mstitutюnes,com/general/ 234-2008-06-17-12-36-42.html

5. Михеев А. О мониторинге развития отношений собственности в Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. №1.

ББК 65.01 Кисель А. А.

ВЛИЯНИЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ

В условиях экономического кризиса уровень образованности индивида играет большую роль. Высшее образование включает в себя комплекс мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности. Существует ряд факторов, которые тормозят образовательный процесс: низкая заработная плата преподавательского состава, внебюджетная форма обучения студентов, отсутствие заинтересованности в получении профессиональных знаний и т. д. Данные причины явились толчком для пересмотра образовательного процесса в целом. И как результат - переход на двухуровневую систему высшего образования.

В статье рассматриваются различные точки зрения на эту проблему. Вопрос двухуровневой системы образования неоднозначен, поэтому продолжается обсуждение этой проблемы.

Ключевые слова: рынок труда, двухуровневая система высшего образования, качество знаний, мотивация абитуриентов, адаптационный фактор, компетентность специалиста.

В условия экономического кризиса, как и на протяжении истории становления России, как мощного государства, существенная роль отводилась образованию. Высокообразованные кад-

ры всегда являлись главным фактором в успешном развитии экономической деятельности страны. Несмотря на нестабильные условия экономики, сохраняется большая доля населения с

76

© Кисель А. А., 2009

высшим образованием. Во многом это обуславливается пониманием, что высшее образование является условием профессиональной мобильности, мощным адаптационным средством в трудовой деятельности и в социальной сфере.

Изменения в социально-экономической жизни страны в 90-е годы повлияли на рост желающих получить высшее образование практически всех категориях населения и, как следствие, на увеличение численности учебных заведений. Насыщение рынка труда «корочками специалистов высшего звена» повысило требования к качеству образования. Реальное положение спроса на рабочую силу таково, что необходимы не только количественные, но и качественные характеристики рабочей силы. Большое количество выпускников вузов с низкими знаниями экономически не выгодно государству. Поэтому главным ценностным приоритетом в сфере образования стала качественная подготовка будущих специалистов.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на низкое качество вузовского образования.

Во-первых, педагогический состав. В условиях кризиса именно человеческие ресурсы являются решением многих проблем возникших в производственной сфере. Так как трудовые отношения важнейший аспект в нашей жизни, благоприятные условия труда, величина дохода, профессиональный рост - главные факторы, влияющие на производительность труда, заинтересованность работника в конечном результате. Эффективным инструментом в решении моти-вационных задач является размер заработной платы. Материальное стимулирование до настоящего времени не отражало реального соотношения личного вклада в объем и качество труда с его оплатой (включая заработную плату, премии, доплаты, надбавки). Мотивационный потенциал был слабым не адекватным, не повышал активность преподавательского состава. Под активностью следует понимать эмоциональная удовлетворенность работника процессом своей деятельности в настоящем и в будущем.

Во-вторых, внебюджетная форма обучения. Чтобы привлечь абитуриентов на договорной основе, многие вузы минимизировали требования к уровню знаний выпускников школ. При приеме на договорную форму обучения, часто экзамены заменялись формальным собеседованием.

В условиях жесткой конкуренции, такая тактика борьбы за набор первокурсников, послужила сигналом к снижению знаний у старшеклассников. Преподаватели высшей школы, работающие со студентами первого курса, почти единодушно отмечали не только снижение уровня подготовки выпускников, но и качественное изменение их способа мышления [3, с. 3]. Уменьшение проходного балла отразилось, соответственно, на дальнейших требованиях к качественной подготовке абитуриентов по программам высшего образования.

Положительным моментом в данной ситуации может служить то, что в вузах с ростом количества мест с полным возмещением затрат появилась возможность увеличить заработную плату работникам, дополнительно привлечь квалифицированных специалистов-совместителей, улучшить материально-техническую базу, выделить денежные средства на исследовательские и научные проекты.

В-третьих, популярность трудовой деятельности среди студентов дневных отделений. Постоянно работающих абитуриентов на первом курсе около 4 %, к пятому курсу их численность достигает 80 %. Совмещение работы и учебы зачастую приводит к пропуску занятий и, как следствие, к снижению знаний. В основном причиной трудоустройства является самофинансирование учебы на платной основе.

Выходом в создавшейся ситуации может служить дотации из средств региона, государства, иностранных государств, будущих работодателей, общественных организаций, т. е. развитие образовательного кредита.

В-четвертых, массовое получение высшего образования для приобретения только социального статуса. У абитуриентов отсутствует заинтересованность и потребность в получении профессиональных теоретических, практических знаний и умений.

Решением может стать возможность увидеть выбранную профессию уже на первых курсах «из нутрии», т. е. учебные и производственные практики. И существующее в советские времена понятие «распределение» - послевузовское трудоустройство.

В-пятых, старые подходы в определении качества знаний внутри вуза: традиционные образовательные технологии, методы обучения, устаревшее учебно-методическое обеспечение дис-

циплин, оборудование компьютерных классов и программ. Требования администрации предъявляются к выполнению планов и стандартов, выпуская из внимания не количественную, а качественную составляющую учебной нагрузки.

Внедрение новых образовательных программ, технологий, новых специальностей позволит возродить интеллектуальный потенциал, выпускать более квалифицированные кадры разного уровня в зависимости от спроса рынка труда, подготовить студентов к предстоящей карьере и умению ориентироваться в дальнейшей жизни, для социальной защиты от безработицы, жизненных конфликтов.

Выделенные факторы обозначили необходимость разработки новых направлений в развитии вузов, пересмотру совокупности показателей качества образования. В создавшихся условиях основной задачей является подготовка выпускника со знаниями, наиболее полно отвечающими современным требованиям предприятий. Достижение данной цели предполагает, что высшие учебные заведения должны встать на инновационный путь развития. Деятельность, которых, будет осуществляется квалифицированными кадрами, характеризоваться высокими показателями знаниями и умениями у выпускников.

В сложившейся ситуации, когда около 70 % старшеклассников школ стараются получить высшее образование, а работают по специальности только одна треть выпускников вузов, переход на двухуровневую систему высшего образования является оптимальным решением вопроса качества образования. Студенты получат возможность в кратчайшие сроки адаптироваться в выборе профессии, вузы смогут оптимально использовать материально-техническую базу, государство экономит бюджетные средства за счет сокращения сроков обучения бакалавра (магистратура - второе высшее образование, а значит, является платным). Тем самым сохраниться количество желающих поступить в высшую школу и возможность адекватно реагировать на запросы рынка труда.

Выделен ряд аргументов против двухуровневой системы образования:

1. Бакалавры хуже подготовлены специалистов. В промышленности требования к уровню знаний выше, чем в социальной сфере и сфере сервисных услуг. В некоторых отраслях потреб-

ность в выпускниках с 4-х годичной подготовкой практически отсутствует.

2. Общество лишается среднего профобразования. С января 2008 г. отсрочка от службы в армии студенту предоставляется только один раз. В связи с этим, уровень желающих поступать в среднеспециальные учебные заведения после одиннадцатилетней школы снизится до критической отметки.

3. До настоящего времени не разработаны тарифно-квалификационные разряды для таких выпускников, что затрудняет предоставление должности, осложняет начисление зарплаты. Работодатель по своему усмотрению устанавливает размер заработной платы работникам с дипломом бакалавра, и в большинстве случаев занижая оклад. Гибкий подход к оценке работы, выраженный в денежном эквиваленте, не устраивает выпускников вузов, отпугивает будущих абитуриентов еще при выборе учебного заведения.

Наряду с сомнениями в целесообразности снижения срока в получении высшего образования, выдвинуты достоинства, как для студентов, так и для работодателей:

1. Бакалавриат дает базовые (для каждой конкретной специальности) основы профессиональной деятельности. Из программ уйдут «лишни» дисциплины. Это поможет абитуриенту уделить больше внимания предметы, которые в действительности пригодятся в овладении профессии. Магистратура решает вопросы с выпуском специалистов способных на выполнение более сложных задач, подготовку управленческих кадров, будущих педагогов.

2. Не все слушатели, пройдя курс 5-ти годичной подготовки, хотят заниматься научной, познавательной деятельностью. Особенно это относится к выпускникам по инженерным специальностям: машиностроения, океанотехники, информатики, судостроения.

3. Такая гибкая модель позволяет успешнее адаптироваться к изменяющимся условиям в нестабильной экономике:

- после получения бакалавриата (фундаментальных знаний), успешно адаптированный человек с четко сформировавшейся жизненной позицией будет осознанно выбирать дальнейшую специальность в магистратуре;

- государство сократит сроки обучения нового специалиста, выпускник с достаточным уровнем компетенции, сможет более эффектив-

но действовать в ситуации неопределенности на рынке труда;

- для успешного обучения в магистратуре у выпускников бакалавриата появится возможность на предприятии получить научно-исследовательский и практический опыт;

- специалисты, получившие диплом магистра, обладают высоким уровнем практической подготовки - это сокращает сроки адаптации в работе на производстве.

Пока сообщество отстаивает право оставить специалитет на инженерных специальностях, продолжается реализация проекта «Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки с системой инженерного образования в России», в котором принимают участие четыре технических вуза [2, с. 5].

В филиале «СЕВМАШВТУЗ» СПбГМТУ отсутствует двухуровневая система получения высшего образования. Фактор адаптации после школы, реализуется с помощью набора на «Среднетехнический» факультет по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (городское хозяйство)». После окончания колледжа желающие получить высшее образование в институте имеют возможность поступить сразу на третий курс на специальности «Экономика и управление на предприятии (машиностроение; городское хозяйство; транспорт), «Экономика и бухгалтерский учет», «Прикладная информатика (в экономике)». Тем самым филиал предоставляет абитуриентам право «попробовать» выбранную профессию. Вузы смогли убедиться, что бакалавриат дает им возможность отсеять профнепригодный контингент, студенты же, которые попали в данный вуз «по недоразумению», получают шанс исправить ошибку и не потерять при этом время [2, с. 6].

Для успешного перехода на двухуровневую систему получения высшего образования в вузах, готовящих специалистов для оборонной промышленности, целесообразно планировать достаточно большое количество бюджетных мест. Инженерно-техническое образование является важным фактором в области инноваций, является стратегически важным для страны. Одновременно эта отрасль мало привлекательна для учебы на платной основе. Чтобы сохранить интеллектуальный потенциал, качественно подготовить кадры, государство должно позаботиться о достаточном финансовом обеспечении вузов, выпускающих специалистов в области строительства, кораблестро-

ения, машиностроения, инженерной защиты окружающей среды. Финансирование может происходить за счет средств региона или из федерального бюджета. Места с полным возмещением затрат должны существовать за счет оплаты самого работодателя и тех лиц, которые решили самостоятельно повысить свой уровень знаний (учеба в магистратуре). Соотношение числа мест бакалавриата и магистратуры по специальностям в оборонной промышленности должно варьироваться в зависимости от потребностей в кадрах на предприятиях. Выпускники могут работать технологами, мастерами, выполнять все обязанности специалистов среднего звена. Магистры будут приходить на должности начальника цеха, ведущего специалиста, начальника отдела, заниматься разработкой новых направлений в развитии производства, осваивать нанотехнологии (использовать новые материалы, технические системы). Именно люди на высоких административных должностях, когда необходим более широкий круг знаний, чаще всего приходят в вузы для получения второго высшего образования. Магистратура поможет сохранить время и деньги на переподготовку и повышение квалификации, позволит приобрести дополнительные знания с учетом современных достижений.

Анализ численности поступающих в филиал «СЕВМАШВТУЗ» СПбГМТУ показал, что ежегодно осуществляется набор для получения второго высшего образования от 20 до 30 абитуриентов в год на очно-заочную ускоренную, заочную ускоренную форму обучения. С предприятий Архангельской области направляются на курсы повышения квалификации при филиале «СЕВМАШВТУЗ» СПбГМТУ на строительные специальности от 180 до 800 человек, на «Радиационную безопасность» около 600, на «Английский язык. Технический перевод» - 40, на «Программное обеспечение» - 100 человек.

При привлечении работодателя контролировать численность бакалавров и магистров подготовка будущих кадров должна проходить более качественно. Предприятия сами смогут производить отбор талантливых, способных сотрудников для получения степени магистра, подключать в обучение инженеров, ведущих специалистов. Работодатель обеспечит преемственность инженерных кадров.

Таким образом, получение степени магистра за счет средств работодателя является мощ-

ным мотивирующим средством для качественного выполнения должностных обязанностей.

В городе Северодвинске система «завод-вуз» осуществляет свою деятельность с 1965 г. Теоретическое обучение в филиале «СЕВМАШВТУЗ» СПбГМТУ тесно переплетается с производственным трудом абитуриента на ОАО «ПО «СЕВ-МАШ», ОАО «ЦС «Звездочка»» по специальностям: «Системы электроэнергетики и автоматизации судов», «Оборудование и технология сварочного производства», «Кораблестроение», «Судовые энергетические установки» и др. В связи с тем, что студенты проходят обучение на предприятии, выполняют работу от рабочего до научного сотрудника с дальнейшим трудоустройством, рейтинг СЕВМАШВТУЗа самый высокий (в городе функционируют три государственных высших учебных заведения, пять филиалов). Конкурс на специальности завод-втуз всегда выше, чем на другие формы обучения (4 человека на место). Проходной балл держится 13/15, тем самым отбор будущих абитуриентов проводится на должном уровне. Осуществляя качественную подготовку студента, вуз выпускает адаптированных к производственной деятельности квалифицированных специалистов. Высокий рейтинг выпускников достигается системным подходом к образовательной деятельности, высоким уровнем педагогического состава, поэтапного внедрения будущих кадров в производственную деятельность. Пути включения студентов в процесс подготовки инженеров на основе интеграции обучения, науки и производства: органическое соединение теоретического обучения с производственным трудом на содержательном уровне; изучение личности с целью обеспечения индивидуального подхода к развитию творческих наклонностей и способностей; создание положительного эмоционального фона учебной и производственной деятельности, включая работу студентов над индивидуальными заданиями и их публичную защиту; аттестация студентов по итогам инженерно-производственной деятельности за каждый этап (производственный, инженерный); создание подсистемы инженерно-производственной подготовки студентов, включающей разработку оптимальной схемы трудоустройства и перемещения каждого студента по рабочим местам и инженерно-техническим должностям в соответствии с его способностями, наклонностями и результатами деятельности; направленность обучения и произ-

водственной деятельности на достижение ближних и дальних целей [7, с. 17].

При отсутствии преемственности, которую обеспечивает система завод-втуз, предприятия вынуждены тратить на адаптацию «новоиспеченного» инженера значительное количество времени. Выигрыш от взаимоотношения между работодателями и вузом получает в первую очередь государство. Инвестиции в человеческий капитал способствуют укреплению позиций российского производства, инновационной деятельности, подъему экономики страны. В настоящих условиях, когда темпы научно-технического прогресса оказывают решающее воздействие на развитие экономики и мощь государства, задача ускоренного и качественного развертывания магистерского образования становится стратегической [6, с. 33].

Двухуровневая система поможет вузам сотрудничать с зарубежными университетами. Ориентация на подготовку выпускников с разносторонними направлениями деятельности, дает возможность готовить будущих специалистов по стандартам мирового уровня, обмениваться теоретическим и практическим опытом с другими странами.

В связи с постоянными изменениями в экономике, новые образовательные стандарты помогут сформироваться выпускнику таким образом, что его профессиональных качеств станет достаточно для быстрой адаптации в любых нестабильных условиях на рынке труда, освоить современное научное и технологическое оборудование, использовать нанотехноло-гии, выбрать востребованную профессию и быть конкурентоспособным как у нас в стране, так и за рубежом.

Таким образом, переход на двухуровневую систему получения высшего образования поможет нацелить абитуриентов на получение качественного и всестороннего высшего образования.

Библиографический список

1. Агранович М. Бизнесмен со школьной парты // Российская газета. 2006. № 142.

2. Лазарев Г. Куда ведут ступени профессионального образования. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Научно-педагогический журнал. 2008. № 7. С. 3-12.

3. Сальников Н, Бурухин С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Научно-педагогический журнал. 2008. № 8. С. 3-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.