Научная статья на тему 'Двухуровневая система высшего образования: оценка с позиций теории человеческого капитала'

Двухуровневая система высшего образования: оценка с позиций теории человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квадрициус Наталья Викторовна

Analysis of the two level system of higher education as a part of the system of training highly skilled workers presented in the article. Having investigated the modern trends of two level system of higher education in the USA, the author concludes that this system supports the idea of division human capital into general and specific ones. The paper focuses also on the problem of inconsistency between the skills that graduates get in universities and the demand for these skills from the companies. The author points to the need for the application of two level system of higher education in Russia because it provides the necessary conditions for effective investment in training highly skilled workers in transitional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two level System of Higher Education: Evaluation with the Human Capital Approach

Analysis of the two level system of higher education as a part of the system of training highly skilled workers presented in the article. Having investigated the modern trends of two level system of higher education in the USA, the author concludes that this system supports the idea of division human capital into general and specific ones. The paper focuses also on the problem of inconsistency between the skills that graduates get in universities and the demand for these skills from the companies. The author points to the need for the application of two level system of higher education in Russia because it provides the necessary conditions for effective investment in training highly skilled workers in transitional economy.

Текст научной работы на тему «Двухуровневая система высшего образования: оценка с позиций теории человеческого капитала»

Н. В. Квадрициус

ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНКА С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

С формированием общеевропейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса, к которому присоединилась и Россия, связан переход на новую форму организации учебного процесса - двухуровневую систему высшего образования. Учитывая, что одной из задач системы высшего образования является подготовка рабочей силы с высоким уровнем квалификации, способной к труду большой сложности, переход на новые формы организации учебного процесса можно рассматривать и как новый подход к подготовке таких трудовых ресурсов для экономики страны. Структурные изменения в российской экономике, связанные с переходом от плановых механизмов хозяйствования к рыночным, от индустриального типа хозяйства к постиндустриальному, сопровождались изменениями спроса на работников с разными уровнями подготовки в рамках системы формального образования. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть международный опыт и тенденции развития двухуровневой системы высшего образования1, а также оценить эффективность ее применения в условиях переходной экономики России.

Прежде чем рассматривать основные принципы двухуровневой системы, необходимо вкратце охарактеризовать советскую систему подготовки трудовых ресурсов и обслуживающую ее систему формального образования.

Система подготовки рабочей силы в социалистической экономике базировалась на концепции государственной собственности на рабочую силу. В границах этой концепции предполагалось, что государство, во-первых, финансирует подготовку рабочей силы в нужном объеме и нужного качества; во-вторых, централизованно распределяет ее по отраслям и сферам занятости. Созданную в результате систему профессионального образования, которая осуществляла подготовку кадров в рамках начального (ПТУ), среднего (техникумы) и высшего образования (отраслевые институты), отличали, с одной стороны, направленность на профессионально-техническое обучение и подготовку квалифи-

Наталья Викторовна КВАДРИЦИУС — аспирант кафедры экономической теории. Окончила экономический факультет СПбГУ в 2003 г. Стажировалась в Стокгольмском университете. Имеет 3 публикации. Сфера научных интересов — экономика образования, государственное регулирование высшего образования.

© Н. В. Квадрициус, 2006

цированной рабочей силы для отраслей материального производства, а с другой, — преимущественная ориентация на узкие профессионально-специализированные области, что приводило к формированию узкоспециализированной рабочей силы, привязанности работника к своему рабочему месту и к специальности2 .

Такая система формального образования обеспечивала достаточно высокий общий уровень образования и подготовки работника. Именно это достоинство советского образования способствовало успешному ходу процесса всеобщего переобучения работников в начале 1990-х годов — в период, когда системная трансформация экономики России сопровождалась обесценением человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Несоответствие структуры имеющегося образовательного потенциала как по объему, так и по качеству, структуре спроса, предъявляемого рынком труда, заставило работников предпринимать активные усилия, направленные на оптимизацию запасов человеческого капитала. Р. И. Капелюшников считает, что страна превратилась в огромный учебный класс, причем процесс всеобщего переобучения протекал не столько в стенах учебных заведений, сколько по ходу трудовой деятельности и шире — по ходу жизнедеятельности каждого человека3.

Если рассматривать высшее образование с позиций теории человеческого капитала, т. е. как процесс приобретения знаний и навыков, необходимых для трудовой деятельности, то необходимо ввести в анализ положение, имеющее центральное значение для целей настоящего исследования, а именно — разграничение человеческого капитала работника на общий и специфический4 .

Под общим капиталом Г. Беккер, автор данной концепции, понимает знания, навыки, мыслительные привычки, способ восприятия, которые люди получают в системе формального образования, а под специфическим человеческим капиталом - знания и умения, которые приобретаются по ходу производственной деятельности непосредственно на рабочих местах.

Кроме того, Беккер ввел разграничение между специальной и общей подготовкой на производстве. В случае специальной подготовки рабочий приобретает такие навыки, умение и мастерство, которые имеют ценность лишь в пределах той фирмы, где они получены, тогда как общая подготовка увеличивает производительность рабочего безотносительно к тому, где он проходил ее. Курсы ознакомления с предприятием - это пример специальной подготовки, поскольку вне данной фирмы знания такого рода бесполезны. Напротив, обучившись в какой-либо фирме профессии бухгалтера, человек может работать бухгалтером не только в ней, но и на множестве других предприятий. Конечно, общая и специальная подготовка - это понятия относительные. Подготовка может быть специальной применительно к фирме, отрасли (т. е. знания полезны только в пределах данной отрасли), применительно к группе отраслей и т. д. Далее в статье будет использоваться термин «специфическая подготовка», под которым мы будем понимать передачу таких знаний и навыков, которые являются общими для профессии.

Какова связь между специфической подготовкой и высшим образованием? Дело в том, что специальные знания и навыки можно приобрести как в системе формального образования, так и непосредственно в ходе трудовой деятельности, а само высшее образование можно определить как процесс накопления и общего, и специфического капиталов.

С одной стороны, высшее образование предполагает приобретение студентом определенных компетенций, из которых формируется общий капитал работника. К числу ключевых компетенций, приобретаемых в системе высшего образования, традиционно относят следующие способности и навыки: управления информацией; анализа и синтеза; ре-

шения проблем; работы в команде; адаптации к новым ситуациям; обучения; генерации новых идей; ответственности за качество, а также стремление к лидерству и волю к достижению успеха5 . Данные навыки делают производительным труд индивида в любой сфере деятельности и могут эффективно использоваться независимо от того, какой отрасли принадлежит компания-работодатель.

С другой стороны, если профессиональная подготовка немыслима без предварительного этапа в виде длительного специфического обучения (например, для врача, инженера, юриста, экономиста и др.), тогда получение специализированного высшего образования можно сравнить с процессом формирования специфического капитала. Особое внимание на этот факт обращал еще один исследователь теории человеческого капитала Дж. Минцер. Он отмечал, что исторически появление высшего образования было обусловлено потребностью рынка труда в конкретных специалистах высокой квалификации. Формальное образование и производственная подготовка выступают взаимозаменяемыми источниками приобретения навыков в зависимости от сложности и специфичности профессии. Чем больше навыков и компетенций требуется от специалиста данной профессии, тем дольше период формального образования и тем выше значение самого этого периода в процессе формирования знаний и навыков работника6 .

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что высшее образование в современных условиях выполняет две основные функции. Во-первых, оно формирует общие компетенции работника, т. е. является инвестициями в общий капитал. Во-вторых, программа высшего образования, предполагающая специализацию, включает передачу специфических навыков и компетенций, применяемых в конкретной профессии или отрасли, что снижает время и стоимость производственной подготовки, и значит, такое специфическое образование можно рассматривать как инвестиции в специфический капитал.

К каким выводам можно прийти, если применить логику теории человеческого капитала к двухуровневой системе высшего образования? Выделение двух уровней можно рассматривать как закрепление функций высшего образования - накопление общего капитала и сокращение периода производственной подготовки - за определенной программой высшего образования.

Двухуровневая система высшего образования - это способ организации учебного процесса, в рамках которого специализация студентов появляется только на высоких уровнях образования - магистратуре и аспирантуре, когда студент делает осознанный выбор своей будущей профессии. Бакалавриат дает широкую и в то же время достаточно фундаментальную подготовку, чтобы выпускник мог и начать трудовую деятельность, будучи востребованным рынком труда, и продолжить образование на второй ступени - в магистратуре или аспирантуре.

В контексте рассматриваемой проблемы представляется уместным обратить внимание на тот факт, что в США все большую популярность приобретает общегуманитарное образование. Основная идея такого рода образования, организованного в рамках бакалавриата, состоит в том, что студент должен прослушать курсы по самым разным направлениям и получить широкую и разнообразную подготовку общего характера. Как правило, студент может сам выбирать курсы, которые он хочет прослушать, либо программа состоит из части обязательных дисциплин и дисциплин по выбору. В таких условиях высшее образование необходимо рассматривать как общее, в отличие от специального, нацеленного на конкретную дисциплину.

Наличие в американской системе подготовки трех элементов — бакалавриат, магистратура, докторантура — ведет к предположению, что в США функционирует трехуровне-

вая система высшего образования. По мнению О. Замулина и ряда других авторов, сегодня можно констатировать эволюцию этой системы в двухуровневую, когда после получения степени бакалавра студент либо поступает в профессиональную школу (бизнес, юриспруденция, медицина и др.), где получает магистерскую степень, либо сразу переходит на докторскую программу, где в процессе обучения может получить и степень магистра, что является в этом случае простой формальностью. Что касается степени магистра по научным специальностям, то она, согласно представлениям автора, практически исчезла. Тот же, кто хочет заниматься наукой, учится сразу на доктора, а те, которые стремятся к профессиональной деятельности, за два-три года получают соответствующую магистерскую степень7.

Таким образом, основные институты, обеспечивающие образование и подготовку высококвалифицированных кадров в США, можно представить так:

1. Бакалавриат — ступень общего высшего образования с задачей дать широкую подготовку общего характера.

2. Магистратура - профессиональное высшее образование. Задача - подготовить к профессии, требующей длительной специализации. Для инженерного, медицинского, юридического и бизнес-образования магистратура - это самая высокая степень подготовки, которая дополняется минимальной подготовкой на рабочем месте.

3. Аспирантура (PhD) - научное высшее образование, национальное достояние и национальная гордость. Задача - подготовить специалистов-ученых, способных проводить научные исследования в компаниях, университетах и государственных лабораториях.

4. Компании, бизнес - осуществляют производственную подготовку специалистов для экономики страны. От качества обучения в рамках системы высшего образования зависит объем инвестиций компании для окончательного выпуска специалиста.

Двухуровневая система высшего образования в США представляет собой систему эффективного инвестирования в сферу трудовых ресурсов, поскольку предполагает наличие альтернатив специфической подготовке, а также предоставляет возможности для непрерывного образования.

С данным тезисом соглашаются и представители российской высшей школы. Так, ректор СПбГУ Л. А. Вербицкая отмечает, что «бакалавр - это альтернатива узкому специалисту, подготовка которого (полученная за счет значительных временных и иных ресурсов) быстро утрачивает адекватность в условиях стремительного устаревания знаний; магистр - это восстановление возможности получить на качественно новом уровне высококлассного профессионала, нацеленного на решение достаточно специализированных задач»8.

Проблема эффективности использования ресурсов в сфере высшего образования, затронутая Л. А. Вербицкой, приобретает научно обоснованное толкование, если рассматривать процесс получения общего высшего образования в качестве инвестиций в общий капитал, специального высшего образования как инвестиции в специфический капитал, а заработную плату работника как отдачу на вложенные инвестиции9.

Инвестиции в специфический капитал (обучение в магистратуре или аспирантуре) сопровождаются риском, поскольку отдача в виде будущих больших заработков не может быть предсказана с уверенностью и в основном зависит от шансов найти такое место работы, где можно было бы применить полученные навыки. Если обладателю специфического образования удалось найти работу по специальности, т. е. в изученной области, то можно ожидать, что оплата труда будет содержать как премию на накопленный капитал, так и вознаграждение за риск.

Инвестиции в общий капитал (получение общего высшего образования в бакалавриате) являются менее рискованными, чем инвестиции в специфический капитал, поскольку, согласно теории человеческого капитала, общий капитал будет востребован широким кругом работодателей. Точно так же, как и в ситуации с обычными инвестициями, больший риск вознаграждается большей премией, а меньший риск - меньшей премией.

Систему российского высшего образования, наследующую традиции советской системы, можно охарактеризовать как моноуровневую, поскольку она ориентируется на выпуск готового специалиста. В данном случае инвестиции в высшее образование содержат элементы инвестиций и в общий, и в специфический капитал работника. Независимо от того, кто совершает инвестиции, государство или сам студент, уровень отдачи от этих инвестиций зависит от вероятности устроиться на работу по специальности.

Система массового высшего образования в России в ее нынешнем виде, как элемент общей системы подготовки высококвалифицированных кадров, не соответствует потребностям экономики по ряду как объективных, так и субъективных причин. Назовем лишь две. Первая: высшее образование фактически заменило собой начальное и среднее профессиональное образование, поскольку траектории «ПТУ - рынок труда» или «техникум - рынок труда» не дают ни «быстрых денег», ни возможности социального «лифта». В результате компании удовлетворяют потребности в рабочей силе низкой и средней квалификации за счет выпускников вузов. Вторая: система высшего образования «перепроизводит» специалистов с теми видами специфического капитала, который не используется в новой экономике и не может предложить адекватную подготовку для тех специалистов, потребность в которых возникла. В результате и те, и другие вынуждены приобретать общие для профессии знания и навыки только в ходе трудовой деятельности, т. е. и общая, и специальная подготовка ложатся на плечи работодателей.

Опросы работодателей показывают, что в настоящее время большая часть специфической подготовки осуществляется силами компаний. По мнению работодателей, вузы не способны дать выпускнику необходимый комплекс знаний, навыков и качеств, необходимых для овладевания профессией, зато обеспечивают базовое образование и осуществляют селекцию способной молодежи10.

Подводя итог проведенному анализу, можно сделать следующий вывод: российская система высшего образования, нацеленная на выпуск готового специалиста, остро нуждается в переходе на двухуровневый принцип. Переход на двухуровневую систему помог бы высшим учебным заведениям усилить достоинства и устранить недостатки базового образования, т. е. отвечать новым требованиям к качеству общего капитала выпускника-бакалавра.

Что касается профессионального образования, то создание независимых от бакалавриата профессиональных магистерских программ на базе университетов должно происходить при организационной и финансовой помощи профессиональных сообществ и будущих работодателей. В рамках двухуровневой системы можно было бы осуществить и постепенную передачу общей производственной подготовки от компаний вузам в рамках программ магистратуры.

Свойство фундаментальности унаследует программа аспирантуры, которую следует построить таким образом, чтобы в первые два года будущие исследователи знакомились с современными течениями изучаемой науки в рамках лекций, читаемых преподавателями, которые проводят научные исследования.

Двухуровневая система подготовки придаст российской системе высшего образования необходимые ей стройность и прозрачность, понятность и эффективность и сохра-

нит традиционные черты отечественной системы образования, такие как фундаментальность и ориентация на перспективу.

1 Двухуровневая система высшего образования распространена в США, Австралии, Великобритании, Индии, Канаде.

2 Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России // Научный доклад № 99/04. Российская программа экономических исследований.

3 Капелюшников Р. И. Ценится ли на российском рынке человеческий капитал? (http://www.demoscope.ru/ weekly/2005/0193/tema01.php)

4 См.: Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход: Избр. труды по экономической теории. М., 2003.

5 Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы. М., 2004. С. 96-97.

6 Mincer J. On the job-training: costs, returns, and some implications // The Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70. N 5. P. 50.

7 Замулин О. А., Капустин Б. Г., Константиновский Д. Л., Покровский Н. Е, Почта Ю. М., Радаев В. В. Трансформация университетов: новые реалии жизни преподавателей в вузах США // Высшее образование сегодня. 2005. №1. С. 48.

8 Вербицкая Л. А., Касевич В. Б. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 12-13.

9 Беккер, объясняя различия в заработной плате, предложил специальную формулу, в которой уровень заработной платы представляет собой сумму отдачи от природных способностей человека и отдачи от вложенных инвестиций в человеческий капитал.

10 Годный, необученный. 2-е изд. // Эксперт. 2006. № 4.

Статья поступила в редакцию 28 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.