Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА'

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of physical work capacity among schoolchildren of 10—11, with different height/body weight ratios, has shown that extra classes of basic physical training increase the children’s physical work capacity 2-fold (in scope and duration) enhancing the functional potentialities ol children with 10—20 % excess body weight.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА»

ISO 100 so

12 /2

/ 2

Процент детей с полным восстановлением исходного уровня оксигсмоглобина после проведения гипокснче-ской пробы Генча в условиях стабильного и динамического микроклимата (в показателях наглядности, фон принят за 100%). По осн абсцисс — фазы эксперимента: / — начало. 2— конец; по оси ординат — прирост числа детей с полным восстановлением уровня оксигемоглобнна после пробы Генча (в % к фону); а — стабильный режим, б — 1 динамический, я — 11 динамический.

Анализ данных по изучению восстановительного периода после проведения гипоксической пробы Генча показал (см. рисунок), что в условиях стабильного микроклимата к концу эксперимента несколько возрастает процент детей, у которых после пробы уровень оксигемоглобнна полностью восстанавливается до исходного (в начале эксперимента 71,4 %, в конце 75 %).

В условиях I динамического режима эта тенденция выражена гораздо более значительно: с 47,8 % в начале эксперимента число детей с полным восстановлением исходного уровня оксигемоглобнна возрастает до 81,8% к его концу. Несколько слабее в сравнении с I режимом эта тенденция проявилась в условиях II динамического режима: число детей с полным восстановлением исходного уровня гемоглобина до эксперимента составило 45,5%, а к его концу возросло до 58,8 %.

Среднее время восстановления в условиях стабильного микроклимата к концу эксперимента увеличивалось: восстановление до исходного уровня протекало медленнее в среднем на 38,2 % по сравнению с фоном.

В условиях II динамического режима увеличение времени восстановления к концу эксперимента было незначительно (в среднем на 6,4 %)• * При I динамическом режиме к концу экспери-мента происходило некоторое сокращение среднего времени восстановления исходного уровня оксигемоглобнна (в среднем на 8,1%).

Результаты исследований функции внешнего дыхания показали, что частота, глубина и минутный объем дыхания в динамике эксперимента существенно не менялись при всех изученных режимах.

Таким образом, анализ результатов исследований в экспериментальной камере показал, что динамический микроклимат оказывает на функциональное состояние детского организма гораздо более благоприятное влияние, чем стабильный. Он способствует сохранению на высоком уровне функционального состояния ЦНС, улучшает самочувствие, активность и настроение детей, повышает эффективность работы кардно-респираторного аппарата.

Изученные экспериментальные режимы динамического микроклимата в целом имеют приблизительно одинаковую физиологическую эффективность и не позволяют говорить о каком-то выраженном преимуществе одного из них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронова Б. 3., Эльковская Е. А. Гигиеническое обоснование нормативов воздухообмена в детских учреждениях. М„ 1980.

2. Койранский Б. Б. — Гиг. труда, 1934, № 5, с. 15.

3. Койранский Б. Б. — Клин, мед., 1953, № 10, с. 11 — 16.

4. Койранский Б. Б. Охлаждение, переохлаждение и их профилактика. Л., 1965.

5. Кореневская Е. И. Тепловое состояние детей как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Дис. докт. М., 1969.

6. Шлейфман Ф. И. Иктермнттнрующее воздействие микроклиматических условий производственных помещений как гигиеническая проблема (Колебания температуры воздуха в горячих цехах). Дне. докт. Л., 1966.

Поступила 10.01.8»

Summary. The analysis and statistical treatment of data on the effects of dynamic microclimate regimens on the functional state of senior schoolchildren formed a basis for establishing a relationship between the organism's functional state and the test microclimate regimens. Dynamic microclimate was shown to be more favoia!>Ie for children than stable microclimate. The dynamic microclimate regimens under study were essentially similar in terms of their physiological efficiency, none was foui:d to have a considerable advantage over the others.

УД К в 16-056.257-053.5-092:612.706.1

Л. И. Абросимова, Л. С. Байбикова, Л. А. Симонова, Н. А. Малова,

Г. В. Фетисов

влияние двигательной активности на физическую

работоспособность школьников с избыточной

массой тела

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Считается, что физическая работоспособность человека характеризуется функциональными возможностями организма, степенью его физической подготовленности и характером адаптационных ^ реакций при физических нагрузках. Особенно

важное значение имеет изучение влияния на физическую работоспособность детей с избыточной массой тела (ИМТ) дополнительных занятий физкультурой. Ряд авторов отмечают их оздоровительное влияние [2, 3, 5—8].

Физическая работоспособность и показатели кардиореспираторной системы школьников 10—II лет с разными ростомассовыми

соотношениями при работе на выносливость (М ± т) д

Показатель Группа Различия между группами, %

2-я 3-я 1—2 2 — 3 1 — 3

Уд, КГМ 7200+175 2971+259 6100+400 58,7 200 15,3

/д, МИН 42+4,0 13,8+1,2 28,1 + 1,3 67,2 200 33.1

/ восстановления, мин 2,0+0,5 4,0+0,8 2,2+0,3 200 45 10,0

Рабочее потребление кислорода, л 23,5+1,2 11,8+0,6 22,0+2,6 49,8 86,4 6,4

Кислородный долг, л 0,3+0,04 0,5+0,008 0,45+0,003 66,7 0,9 45,0

Кислородный запрос, л 23,7+1,3 12,3+0,6 22,5+2,6 48,1 83,5 5,1

ЧСС в конце работы в минуту 176+1,5 172+4,2 149+2,9 2,3 13,4 15,4

Пульс-сумма восстановления, уд. 308+18,2 370+19,0 281+6,5 20.0 24,1 8,8

Минутный объем дыхания, л 20,0+1,6 24,6+2,1 22,4+0,6 23,6 9,0 12,0

Уо4, мл/мин 795+54 1122+82 1043 ±39 41,1 7,1 31,2

Усо2. мл/мин 616±62 912±91 774 ±38 48,0 15,1 25,6

Энерготраты, ккал/мин 3,9 5,4 4,9 38,5 9,3 25,6

Примечание. Кд — объем работы, /д — время углекислоты.

Задачей данной работы являлось изучение физической работоспособности школьников 10—11 лет с разными ростомассовыми показателями, а также влияния только дополнительных занятий физкультурой на физическую работоспособность детей с ЙМТ. Исследования проводили в школе № 458 Люблинского района Москвы. Была создана экспериментальная группа школьников с повышенным двигательным режимом. Цель эксперимента— установить влияние этого режима на уровень физической работоспособности школьников с ИМТ. Согласно методическим указаниям Минздрава СССР» «Диагностика, лечение и профилактика ожирения у детей» (М., 1978), ИМТ считается при превышении возрастной нормы на 10—20%.

Под наблюдением находились школьники 3 групп: 1-я — мальчики с гармоничным физическим развитием (ГФР), 2-я — с превышением массы тела (ПМТ) на 10—20 % занимающиеся физкультурой только по школьной программе (2 урока в неделю), 3-я — школьники с ПМТ на 10—20%, занимающиеся дополнительно в спортивных секциях. Мальчики 3-й группы относились к начинающим спортсменам, которые первый год обучались по программе начальной спортивной подготовки. Занятия в секциях проводились 2—3 раза в неделю по 1,5 ч. Годовой учебный план состоял из 180—210-часовой программы, включающей общую физическую (30%) и специальную спортивную (70 %) подготовку.

Рассматривая организм как единое целое со сложным взаимодействием его элементов (систем), мы изучали их реакцию на дозированную нагрузку (из расчета 1 Вт на 1 кг активной массы тела), выполняемую до отказа. Выбор систем обусловлен участием их в адаптационных реакциях организма. Физическую работоспособность определяли методом велоэргометрии при работе на велоэргометре «Элема» с учетом реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку во время ра-

работы, V0i — потребление кислорода, Vco„ — выделение

боты и в восстановительном периоде. Газообмен исследовали на газоанализаторе «Спиролит» (ГДР), позволяющем определить потребление кислорода, выделение углекислоты и дать характеристику энергетического обмена. Цитохимические исследования лейкоцитов крови проводили, изучая активность окислительно-восстановительного фермента миелопероксидазы (МП) по методу Р. Лилли.

Для оценки уровня физической работоспособности и функциональных возможностей кардиореспираторной системы использовали следующие показатели: объем выполненной работы, ее общую продолжительность, рабочее потребление кислорода, кислородный долг и запрос, частоту сердечных сокращений (ЧСС), энерготраты. Результаты исследований представлены в таблице. При сравнении показателей физической работоспособности у учащихся 2-й и 3-й групп с ПМГ выявлено влияние дополнительных занятий физкультурой. Так, объем выполненной работы и продолжительность, характеризуя выносливость, у школьников, занимающихся дополнительно физкультурой, выше в 2 раза. Общий кислородный долг, запрос и рабочее потребление кислорода, определяющие объем выполненной работы, у детей 3-й группы достоверно выше Кислородный долг у учащихся указанных групп был одинаков, что свидетельствовало о возросшем диапазоне аэробных возможностей школьников с избыточной массой тела. При этом показатели системы дыхания во время работы у детей 2-й и 3-й групп не имели достоверных различий, т. е. выполнение большего объема работы школьниками 3-й группы сопровождалось меньшим напряжением системы дыхания. Более экономичным у них было и функционирование сердечно-сосудистой системы: ЧСС как во время работы, так и в конце ее оказалась достоверно меньше. Пульс-сумма восстановления также была на 24,1 % ниже, а время восстановления по кислороду почти в 2 ра-^

за меньше (Р<0,01). У школьников 3-й группы

f результате дополнительных занятий физкульту-ой улучшилась работоспособность и расширились функциональные возможности по сравнению с учащимися 2-й группы, однако уровень работоспособности школьников с ГФР, занимающихся физкультурой только по школьной программе, не был достигнут.

Так, объем выполненной работы и ее продолжительность у учащихся 3-й группы оказались меньше, чем у вошедших в 1-ю группу, соответственно на 15,3 и 33,1 %. а время восстановления по кислороду не имело достоверных различий, что указывает на меньшую интенсивность восстановительных процессов у школьников данной группы по сравнению с гармонично развитыми, но в 2 раза большую по сравнению со школьниками 2-й группы. Показатели системы дыхания во время работы (кроме минутного объема дыхания) и величина кислородного долга, характеризующая Напряжение анаэробных механизмов обеспечения работы, достоверно выше у учащихся 3-й группы, что указывает на меньшую физиологическую экономичность по сравнению с гармонично развитыми детьми. ЧСС и пульс-сумма восстановления достоверно ниже у детей 3-й группы, однако следует учитывать, что продолжительность и объем выполненной работы были значительно больше у детей с ГФР.

Дополнительное представление о расширении функциональных возможностей школьников 3-й группы дает анализ времени устойчивой фазы и уровня энергетического обеспечения, соответствующего выходу сердечно-сосудистой системы из устойчивого состояния. Установлено, что время устойчивой фазы у школьников 3-й группы в 3,2 раза больше, а ЧСС и потребление кислорода при этом по сравнению со 2-й группой существенно ниже (Р<0,001), т. е. работа совершалась более экономично. Выявленная достоверная разница в коэффициенте выделения углекислоты у 1»>чащихся 2-й и 3-й групп, по-видимому, указывает на более раннее включение анаэробных механизмов в энергетическое обеспечение работы у учащихся 2-й группы, следовательно, на менее совершенную регуляцию механизмов системы дыхания.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что дополнительные занятия физкультурой оказывают существенное влияние на физическую работоспособность, выносливость и энергетику мышечной деятельности школьников с ИМТ. Изменение активности МП в нейтрофи-лах периферической крови у школьников с разными ростомассовыми коэффициентами имеет свои особенности. Известно, что повышение количества фермента во время нагрузок и восстановление до исходного уровня после нагрузок считается благоприятным типом реакции, свидетельствующим о высоких функциональных возможностях ^миелоидной ткани; противоположные указанным

изменения показателя считаются неблагоприятным типом реакции [1,4].

Уровень МП исследован у школьников 1, 2 и 3-й групп до нагрузки, во время нее (на 4, 8, £0, 14 и 20-й минутах) и сразу после работы на вело-эргометре, а также на 10-й минуте восстановительного периода.

Полученные данные показали, что у всех школьников с ГФР в течение 10 мин работы активность фермента увеличивается на 10%, на 22-й минуте она достигает уровня покоя, затем на 30-й и последующих минутах вновь увеличивается, а на 10-й минуте отдыха отмечается восстановление показателей до исходного уровня.

Школьники 2-й группы выполнили работу меньшего объема, однако в отличие от сверстников 1-й группы на 4-й минуте отмечено снижение активности МП на 21 %, на 8-й минуте — та же закономерность, на 10-й минуте — увеличение активности МП, на 12—18-й минуте снижение составило 29—39 % с невосстановлением показателей на 21 % к 10-й минуте отдыха.

Таким образом, можно сделать вывод, что школьники 1-й группы в течение 10 мин работы, а также в конце ее имели благоприятный тип реакции активности МП, а школьники 2-й группы уже с 4—8-й минуты — ее неблагоприятный тип. У школьников 3-й группы, занимающихся дополнительно физкультурой, показатели изменения ферментативной активности практически не отличались от таковых у детей 1-й группы, хотя следует отметить, что они выполнили работу меньшего объема. На 4-й минуте работы у них отмечено увеличение активности фермента на 19%, на 10-н минуте — на 17%, на 24-й минуте— на 11% с восстановлением показателей к 10-й минуте отдыха.

Таким образом, у школьников 3-й группы изменение активности МП происходило подобно наблюдавшемуся у школьников 1-й группы, т. е. во время нагрузки почти на всех минутах работы имелся благоприятный тип реакции.

Исходя из изложенного, можно заключить, что физическая тренировка не только приводит к увеличению функциональных возможностей организма, но и развивает способность к устойчивому поддержанию их на определенном количественном и качественном уровне в соответствии с продолжительностью конкретной мышечной деятельности. Устойчивому сохранению работоспособности помогают функциональные перестройки в организме— оптимальные взаимосвязи между соматическими и вегетативными системами организма и уровнями метаболизма, которые вырабатываются в связи с тренировкой. Это приводит к формированию экономизации функций и высокой восстановительной способности, которые характерны для тренированного организма.

Следовательно, для детей с ИМТ одним из факторов, повышающих их функциональные возмож-

ности, является организованная двигательная активность.

Дополнительные занятия школьников с ИМТ физкультурой 2—3 раза в неделю повышают их физическую работоспособность (в 2 раза по объему и продолжительности выполненной работы), улучшают функциональное состояние кардиорес-пираторной системы, увеличивают ферментативную активность нейтрофилов периферической крови.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комиссарова И. А., Чибичьян Д. А. — В кн.: Выносливость у юных спортсменов. М., 1969, с. 181 —192.

2. Лабод'аева Ж. П. Гигиеническая характеристика общей двигательной активности детей с ожирением. Дис. канд. Минск, 1975.

УДК 8!4.37:в78|-07

В последние годы педагоги, художники, конструкторы, производственники и врачи стали уделять большое внимание игрушкам. Это вызвано тем, что к ним предъявляются большие требования: игрушка должна быть идеологически выдержанной, педагогически целесообразной, художественно совершенной, отвечать возрастным физическим и умственным возможностям детей, соответствовать полу, темпераменту ребенка, а также быть безопасной и гигиеничной.

Производство игрушек значительно возросло, повысились их технический уровень и качество, обновлен ассортимент. Решению данной задачи способствует все большее использование при изготовлении игрушек полимерных материалов, характеризующихся широкой цветовой гаммой, меньшей массой, высокой прочностью, эластичностью, красивым внешним видом. Они, как правило, имеют гладкую поверхность, вследствие чего мало загрязняются, хорошо моются и чистятся. Все это дает возможность пластмассам успешно соперничать с традиционными материалами — деревом, металлом, текстилем — и полноценно заменять их. В настоящее время выпуск игрушек из полимеров занимает одно из ведущих мест (более 80 % от общего количества выпускаемых в стране игрушек).

Однако, помня о положительных свойствах полимеров, нельзя забывать о том, что они способны выделять в окружающую среду химические вещества, причем нередко в количествах, которые могут нанести серьезный вред организму ребенка В связи с этим перед нами стояла задача разработать гигиенические подходы и критерии оценки игрушек из полимерных материалов.

3. Лушина Л. В. Особенности физического воспитания девочек школьного возраста с конституционально-экзогенл ным ожирением I—II степеней. Дис. канд. М., 1976F

4. Сухарев А. Г.. Симонова Л. А. — Гиг. и сан., 1977, М? 3, с. 56—59.

5. Школьники с избыточным весом. Под ред. И. А. Корниенко. М., 1979.

6. Lansky £>.. Brownell К. D. — J. School HIth, 1982, v. 52, p. 384-387.

7. Moser В.. Osier K. — Kinderarzt, 1982, Bd 13, S. 703— 710.

8. Ragg K. £. — J. School HIth. 1979, v. 49, p. 459—462.

Поступила 21.03.84

Summary. A study of physical work capacity among schoolchildren of 10—11, with different height/body weight ratios, has shown that extra classes of basic physical training increase the children's physical work capacity 2-fold (in scope and duration) enhancing the functional potentialities of children with 10—20 % excess body weight.

¥

Научные сведения по гигиене игрушек как в нашей стране, так и за рубежом крайне недостаточны. В отечественной литературе нам известны работа М. Л. Ляхович-Сушковой и Р. Эвентовой [3], посвященная гигиенической и бактериологической оценке игрушек, а также диссертационные работы Н. Т. Васениной [1] и А. С. Курмаковой [2]. Однако эти авторы не устанавливали ни критериев, ни методических подходов к гигиенической оценке игрушек, что и послужило основанием для проведения данного исследования.

В работе использован комплексный подход к оценке 30 различных видов игрушек из полимерных материалов, предусматривающий проведение органолептических, санитарно-химических, токси.^ кологических и микробиологических исследований. Кроме того, нами усовершенствованы и разработаны новые методы, позволяющие в более короткие сроки дать гигиеническую оценку игрушек.

Исследования выполнены в лабораторных условиях, максимально приближенных к естественным. Изучены игрушки из пенолатексной смеси различных рецептур, являющейся наиболее перспективным полимерным материалом в производстве игрушек для детей различного возраста. Изучено 14 рецептур пенолатексной смеси на основе натурального латекса и в смеси с синтетическим, а также с различным содержанием и соотношением ускорителей вулканизации: этилцимата и каптакса. Результаты органолептических и санитарно-химических исследований по изучению пенолатексных игрушек промышленного производства и двух рецептур, разработанных ВНИИ игрушки Министерства легкой промышленности СССР, показали, что большинство их не отвечает^

В. В. Стан

методические подходы к гигиенической оценке игрушек из полимерных материалов

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.