Научная статья на тему 'Влияние двигательной активности на динамику психофизиологических показателей учащихся 5-х классов'

Влияние двигательной активности на динамику психофизиологических показателей учащихся 5-х классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ 5-ГО КЛАССА / ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ / АНТИОКСИДАНТНАЯ АКТИВНОСТЬ / СИМПАТОАДРЕНАЛОВАЯ СИСТЕМА / АДРЕНАЛИН / НОРАДРЕНАЛИН / АНАЛИЗ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ВНИМАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / LIPID PEROXIDATION (LPO) / ANTIOXIDATIVE ACTIVITY (AOA) / ADRENALIN (A) / NORADRENALIN (NA) / VEGETATIVE NERVOUS REGULATION (VNR) / SYMPATHIC ADRENAL SYSTEM / ANALYSIS OF HEART RATE / ATTENTION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новосёлова О. А.

Изучались и анализировались показатели системы «перекисное окисление липидов антиоксидантная защита», симпатоадреналовой системы, регуляции сердечной деятельности и данные психологического обследования у учащихся 5-х классов общеобразовательных школ г. Челябинска, имеющих различный уровень двигательной активности, с целью выявления возможной взаимосвязи между этими показателями и уровнем двигательной активности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новосёлова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of physical activity on the dynamics of psycho-physiological indicators of fifth form pupils

Parameters of “lipid peroxidation antioxidative protection” system, simpatoadrenal system, cardiovascular regulation and materials of psychological tests of fifth form pupils of Chelyabinsk schools, with different levels of physical activity were studied and analyzed with the purpose to reveal possible interrelation between these parameters and the level of physical activity of the group presented.

Текст научной работы на тему «Влияние двигательной активности на динамику психофизиологических показателей учащихся 5-х классов»

УДК 612.015.3-612.018

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ДИНАМИКУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ

О.А. Новосёлова

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Изучались и анализировались показатели системы «перекисное окисление липидов - антиоксидантная защита», симпатоадреналовой системы, регуляции сердечной деятельности и данные психологического обследования у учащихся 5-х классов общеобразовательных школ г. Челябинска, имеющих различный уровень двигательной активности, с целью выявления возможной взаимосвязи между этими показателями и уровнем двигательной активности школьников.

Ключевые слова: учащиеся 5-го класса, перекисное окисление липидов, антиоксидантная активность, симпатоадреналовая система, адреналин, норадрена-лин, анализ сердечного ритма, вегетативная нервная система, внимание, адаптация.

Литературные данные и результаты собственных исследований подтверждают, что в процессе школьного обучения продолжается формирование здоровья ребенка. Уже при поступлении в школу примерно у 85 % первоклассников имеются какие-либо заболевания различной степени тяжести. Со 2-го по 4-й класс показатели здоровья у большинства детей стабилизируются с некоторыми улучшениями [9]. Характерно, что в эти годы большинство детей начинают посещать различные спортивные секции.

Ситуация снова ухудшается при переходе детей в основную школу (в 5-й класс): увеличивается количество уроков в расписании, появляются новые учебные дисциплины, усложняются задания и переформировываются коллективы классов. Кроме того, у некоторых детей начинается пубертатная перестройка организма. Все эти причины вызывают определенное напряжение механизмов адаптации. Ухудшение состояния здоровья сопровождается переводом детей II группы здоровья в Ш-1У группы, здоровыми в 5-м классе признаются всего 12-16 % учащихся [8].

Наиболее значимыми факторами адаптации ребенка к обучению являются его здоровье, физическое развитие и подготовленность [1, 5]. Регуляция и пуск физиологических реакций в процессе адаптации происходят на нескольких основных уровнях: психическом, двигательно-поведенче-

ском, вегетативном и биохимическом - согласно теории функциональных систем П.К. Анохина [1]. По нашему мнению, для диагностики состояния здоровья и в качестве маркеров стресса можно рассматривать параметры следующих систем: «пе-рекисное окисление липидов - антиоксидантная

защита» (ПОЛ - АОЗ), симпатоадреналовой системы (САС), вегетативной нервной системы (ВНС).

Методы и организация исследования. Тестирование учащихся проводилось в октябре (I этап) и мае (II этап). В обследовании приняли участие ученики 5-х (5) классов г. Челябинска с разным уровнем двигательной активности, в количестве 207 человек. Учащиеся школы № 23 (группа контроля Г45, п = 100) в полном объеме осваивали материал комплексной программы физического воспитания. В общеобразовательной школе при музыкальном институте (Г55, п = 36) некоторые разделы программы (например, лыжная подготовка, баскетбол) в зависимости от избранной музыкальной специализации ребенка частично или полностью заменялись гимнастическими упражнениями. Интенсивность двигательной активности у второй группы контроля (Г55) несколько ниже, чем в других школах. В школе № 63 (Г65, п = 71) занимались физкультурой по экспериментальной методике, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Определение продуктов ПОЛ в слюне проводили спектрофотометрическим методом [12]. Отдельно, в изопропанольной фазе экстракта, оценивали интенсивность индуцированного ПОЛ (АОА1 и АОА2) [6]. Активность симпатоадреналовой системы оценивали по уровню экскреции катехоламинов с мочой флюориметрическим методом по

Э.Ш. Матлиной в порционной моче, при этом фиксировали количество мочи и время, за которое она собрана [7]. Моча и слюна для анализа собирались в утренние часы. Исследование вегетативной регуляции сердечного ритма у школьников проводилось методом вариационной пульсометрии

Интегративная физиология

по Р.М. Баевскому [2]. Анализ сердечного ритма сопровождался статистической обработкой динамического ряда из 100 последовательных кардиоциклов [2, 3]. Дополнительно вычислялся вегетативный индекс Кердо (ВИК), для определения которого использовались показатели ЧСС и АДД [4].

Уровень развития внимания исследовали с помощью корректурных проб, полученные результаты анализировали по методике Р.С. Немова [10]. Определение уровня реактивной и личностной тревожности - по методике Спилбергера-Хани-на [10].

Результаты исследования. На I этапе обследования выявлено, что по большинству сравниваемых показателей: морфометрических, уровню физической подготовленности, распределению на группы здоровья, количеству изопропанолраство-римых продуктов перекисного окисления липидов (ИРП ПОЛ), уровню антиокислительной активности слюны, экскреции катехоламинов с мочой, характеристикам сердечного ритма, результатам психологического тестирования - между учащимися 5-х классов разных школ г. Челябинска достоверных различий не выявлено (р > 0,05).

На II этапе обследования в Г45 и Г65 отмечено достоверное снижение содержания всех изопропа-нолрастворимых липопероксидов, что может свидетельствовать о формировании у пятиклассников адаптационных изменений как к учебной, так и к физической нагрузке. В Г55 количество первичных изопропанолрастворимых продуктов на II этапе незначительно увеличилось, а вторичных - снизилось, оставаясь практически неизменным по сравнению с I этапом исследования. Содержание в слюне конечных полярных продуктов на II этапе уменьшалось в Г45 на 5,5 % и в Г65 на 22,8 % (р < 0,05), а в Г55 увеличилось на 42,8 %, значительно превысив этот показатель в Г45 и Г65 (р < 0,01).

На II этапе исследования уровень АОА1 повысился в Г45 на 35,5 %, в Г65 на 80,6 %, а Г55 уровень АОА1 оказался на 3,7 % ниже исходного уровня. По сравнению с I этапом в конце учебного года произошло увеличение АОА2 во всех группах, но по сравнению с исходным уровнем эта тенденция достигала статистической достоверности только в Г45 (на 58 %) и Г65 (на 80,7 %) (р < 0,05).

По показателям экскреции катехоламинов в процессе исследования учащихся 5-х классов обследуемых школ наблюдались разнонаправленные изменения. На II этапе у пятиклассников Г45 и Г65 мы наблюдали незначительное снижение экскреции катехоламинов (см. таблицу). В Г55 количество норадреналина (НА) в исследуемой моче незначительно уменьшалось, а содержание адреналина (А) увеличилось (на 16,3 %). Отношение НА/А понизилось в контрольных группах, а в Г65 - немного возросло (р > 0,05). На этом этапе мы можем говорить о значимой разнице в экскреции А между Г65 и Г55 (р < 0,05). Между показателями

экскреции катехоламинов в Г45 и Г65, а также между обеими контрольными группами достоверных различий не выявлено (р > 0,05).

В течение учебного года у пятиклассников разных школ произошли разнонаправленные изменения показателей сердечного ритма. У детей, занимающихся по экспериментальной программе (Г65), незначительно увеличились: вариационный размах - на 10,2 %, М и Мо - на 3 % (р > 0,05) и уменьшились: АМо - на 15 %, индекс напряжения -на 20,8 %, АМо/ДХ - на 22 % и ВИК - на 13,5 %. Такая динамика указывает на уменьшение централизации управления сердечным ритмом, усиление влияния автономного контура регуляции, т. е. на уменьшение напряжения регуляторных механизмов [1, 5, 11]. В Г45 наблюдаемые в течение учебного года изменения сердечного ритма были однона-правлены с показателями, полученными в группе Г65, но не достигли достоверного уровня (р > 0,05).

В Г55 динамика изменений была другой: снизились Мо - на 5 %, ДХ - на 9,6 %, а ИН вырос на 19 % (р < 0,05).

Кроме этого, мы обнаружили несоответствия в направленности изменений показателей вариационной пульсометрии между мальчиками и девочками, но различия не достигали статистической значимости, поэтому в таблице приведены общегрупповые данные. К окончанию 5-го класса у девочек во всех нами обследованных группах выявлено незначительное уменьшение средних значений М и Мо (р > 0,05). При этом у девочек обеих контрольных групп произошло также увеличение АМо, ИН и ВИК (р > 0,05).

Положительные значения вегетативного индекса Кердо сохранялись у всех пятиклассников на всех этапах обследования. Но при этом у всех групп мальчиков и у девочек Г65 показатели ВИК незначительно понизились, тогда как у девочек контрольных групп они возросли (р > 0,05).

В начале учебного года в группах Г45 и Г65 объем, продуктивность и устойчивость внимания расценивались как низкие и только у пятиклассни-ков-музыкантов показатели внимания находились на среднем уровне (р < 0,05), вероятно, это связано со спецификой их деятельности. К концу учебного года во всех группах выявлено достоверное повышение уровня всех характеристик внимания по сравнению с исходным тестированием. Результаты итогового тестирования в Г65 значительно выше, чем в других группах (р < 0,05).

На I этапе обследования в группе Г65 наблюдались самые высокие показатели уровня как личностной (ЛТ) - 44,2 (р > 0,05), так и реактивной тревожности (РТ) - 46,7 (р < 0,05), вероятно, это связано с поступлением в новую школу, тогда как большинство детей в Г45 и Г65 обучались совместно в начальной школе. На II этапе ситуация меняется: уровни ЛТ и РТ возросли в группе Г45 (до 45,1 и 47,1 соответственно) (р < 0,05) и понизились

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 32

Изменения содержания продуктов ПОЛ, катехоламинов, уровня АОА и показателей вариационной пульсометрии учащихся 1-х классов в течение учебного года

Г руппы учащихся Г45 (и = 100) Г55 (и = 36) Г65 (и = 71)

Этапы исследования I этап II этап I этап II этап I этап II этап

Содержание молекулярных продуктов ПОЛ в слюне

ИРПП ПОЛ е232/е220 1,131 ±0,091 0,736 ±0,081* 0,904 ±0,018 0,999 ± 0,073 1,135 ±0,142 0,711 ±0,084*

ИРВП ПОЛ Г-2-х К 2: і * 1,221 ±0,086 0,726 ±0,016* 1,204 ±0,231 1,09 ±0,082 1,217 ± 0,114 0,557 ±0,047**

ИРКП ПОЛ Е400/Е220 0,055 ± 0,002 0,052 ± 0,008 0,063 ± 0,004 0,091 ±0,012* 0,066 ± 0,003 0,051 ±0,005*

Уровень аскорбат индуцированного ПОЛ (%) в слюне

АОА1 216,18 ±8,42 293,03 ± 16,64* 235,24 ±6,33 226,49 ± 10,74 223,04 ±21,49 402,84 ± 32,57**

АОА2 176,83 ± 11,09 279,51 ±9,61** 193,16 ±7,35 213,49 ±30,72 164,57 ±7,77 297,25 ± 5,47**

Экскреция катехоламинов с мочой (нг/мин)

А (нг/мин) 5,1 ± 0,37 5,0 ±0,27 4,9 ±0,53 5,7 ±0,41* 5,2 ± 0,25 4,6 ±0,29

НА (нг/мин) 9,9 ± 1,05 9,0 ±0,49 9,8 ±0,79 9,7 ±0,92 9,8 ±0,58 8,9 ±0,87*

НА/А 1,94 ±0,32 1,80 ±0,08 2,00 ±0,07 1,70 ±0,30 1,88 ±0,11 1,93 ±0,15

Показатели вариационной пульсометрии

М (мс) 0,743 ± 0,083 0,750 ± 0,054 0,722 ±0,071 0,712 ±0,065 0,736 ± 0,071 0,743 ± 0,064*

Мо (мс) 0,728 ±0, 113 0,721 ±0,087 0,717 ±0,082 0,699 ± 0,054 0,730 ± 0,066 0,733 ± 0,059

АМо (%) 39,92 ± 2,522 40,04 ±3,576 37,0 ±3,137 38,91 ±4,111 41,05 ±4,022 35,32 ± 3,23

АХ 0,32 ± 0,040 0,31 ±0,029 0,31 ±0,026 0,34 ± 0,030 0,30 ±0,018 0,33 ±0,021

ИН (уел. ед.) 92,45 ±8,431 96,62 ± 9,564 88,45 ± 10,012 105,41 ±9,242* 99,31 ±9,633 78,54 ±6,741*

АМо/АХ 125,13 ±9,311 126,25 ± 7,362 122,60 ± 12,326 114,42 ± 11,325 135,9 ± 12,026 105,86 ± 7,956*

ВИК (уел. ед.) 27,0 ± 2,444 26,51 ± 1,326 27,73 ±3,121 29,90 ± 2,636 27,62 ± 2,005 23,94 ±2,116

Примечание: содержание первичных, вторичных и конечных продуктов ПОЛ выражали в единицах индекса окисления (отношение оптических плотностей гептановой и изопропанольной фаз липидного экстракта слюны). * - р < 0,05; ** - р < 0,01 - достоверность различий между I и II этапами исследования.

Новосёлова О.А. Влияние двигательной активности на динамику

психофизиологических показателей учащихся 5-х классов

Интегративная физиология

в группах, где уровень двигательной активности был более высоким, при этом в Г65 изменения ЛТ (на 24,8 %) и РТ (на 37,5 %) признаны статистически достоверными (р < 0,05).

Исследование показало, что начало обучения в 5-м классе сопровождалось у детей повышением содержания изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ в слюне и катехоламинов в моче на фоне снижения уровня АОА. При этом показатели экскреции катехоламинов у пятиклассников были выше по сравнению с учащимися 1-х классов [9]. Это подтверждает факт возрастания активности САС по мере приближения к пубертатному периоду.

У пятиклассников, имеющих меньшую двигательную активность, в течение всего учебного года удерживались высокими содержание липоперок-сидов и экскреция катехоламинов. У детей, получавших достаточную физическую нагрузку, содержание ИРП ПОЛ и экскреция катехоламинов несколько снижались, что может свидетельствовать об умеренной активности САС [1, 6].

У девочек 5-х классов выше уровень симпатических влияний и центральной регуляции хро-нотропной функции сердца, чем у мальчиков этого возраста (р > 0,05). По-видимому, это связано с особенностями начала полового созревания.

Анализ корректурных проб и психологического тестирования выявил, что в Г65, относительно I этапа исследования и при сравнении с контрольными группами на II этапе, достигнуто значительное повышение уровня внимания и снижение личностной и реактивной тревожности, вероятно, этому способствовало применение средств экспериментальной программы физической культуры.

Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что у учащихся 5-х классов наиболее информативными для оценки адаптации к школьному обучению являются показатели содержания первичных и вторичных ИРП ПОЛ, уровня АОА1, а также развития внимания, личностной и реактивной тревожности. Из показателей физической подготовленности наиболее информативными оказались показатели уровня развития выносливости и координационных способностей детей 11-12 лет. Эти сведения подтверждают необходимость продуманного построения процесса физического воспитания, способствующего снижению действия повреждающих стресс-факторов и укреплению здоровья детей.

Выводы

1. Если уроки физкультуры обеспечивали пятиклассникам тренирующий эффект (Г65), то число детей, отнесенных к I группе здоровья и основной медицинской группе, повышалось, а количество детей, нуждающихся в ограничении физической нагрузки, напротив, уменьшилось.

2. Повышение уровня АОА, наряду с более низким содержанием изопропанолрастворимых

продуктов ПОЛ, у пятиклассников, занимающихся физической культурой по экспериментальной программе, по-видимому, является показателем успешной адаптации к школьным нагрузкам.

3. Развитие тренированности у детей экспериментальной группы сопровождалось экономизацией функционирования симпатоадреналовой системы, что проявилось в снижении экскреции катехоламинов в покое по сравнению с группами Г45 и Г55, где уровень физической активности учащихся был значительно ниже.

4. У детей, обеспеченных более высоким уровнем двигательной активности (Г65), как у мальчиков, так и у девочек, структура сердечного ритма в покое меняется, отражая снижение симпатических и усиление парасимпатических влияний на сердце.

5. Гендерные различия заключаются в более благоприятном функциональном состоянии сердца у мальчиков, чем у девочек. Они не велики и проявляются только в разной степени напряжения систем регуляции.

6. Выявлено, что при недостатке физической активности (Г55) в течение всего учебного года сохраняются признаки стрессированности учащихся, формируется склонность воспринимать множество ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной и личностной тревожности.

Литература

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А.Г. Хрипко-вой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. -222 с.

2. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояния на гране нормы и патологии / Р.М. Баевский. - М.: Медицина, 1979. - 295 с.

3. Баевский, Р.М. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с различной степенью адаптации к условиям окружающей среды / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, Ж.В. Бареукова // Физиология человека. - 1985. - Т. 11, № 2. - С. 208-212.

4. Вейн, А.М. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / А.М. Вейн. - М.: Мед. информ. агентство, 1998. - 752 с.

5. Гринене, Э. Особенности сердечного ритма у школьников / Э. Гринене, В.Ю. Вайткявичус // Физиология человека. - 1990. - Т. 16, № 7. - С. 88-93.

6. Львовская, Е.И. Перекисное окисление липидов в норме и особенности протекания ПОЛ при физических нагрузках / Е.И. Львовская, Н.М. Григорьева. - Челябинск: УралГУФК, 2005. -88 с.

7. Матлина, Э.Ш. Методы исследования некоторых гормонов и медиаторов / Э.Ш. Матлина, З.М. Киселева, И.Э. Софиева. - М.: Медицина, 1965. - 367 с.

8. Новоселова, О.А. Оценка показателей

Новосёлова О.А.

Влияние двигательной активности на динамику психофизиологических показателей учащихся 5-х классов

уровня здоровья учащихся за период обучения в общеобразовательной школе / О.А. Новоселова, Е. И. Львовская // Спортивная медицина. - Киев, 2010. - № 3. - С. 44-47.

9. Новоселова, О.А. Динамика физического и психического состояния детей 7-8 лет, с разным уровнем двигательной активности в процессе адаптации к учебной деятельности / О.А. Новоселова, Е.И. Львовская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2011. - Вып. 29. - № 39 (256). - С. 37-40.

10. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / под ред. Р. С Немо-

ва. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Кн. 3. -512 с.

11. Ситдиков, Ф.Г. Функциональное состояние симпато-адреналовой системы и особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у младших школьников / Ф.Г. Ситдиков, М. В. Шай-хелисманова, А.А. Ситдикова // Физиология человека. - 2006. - Т. 32, № 6. - С. 22-27.

12. Экспериментальное моделирование и лабораторная оценка адаптивных реакций организма / И.А. Волчегорский, И.И. Долгушин, О.Л. Колесников, В.Э. Цейликман. - Челябинск: ЧелГМА, 2000. -167 с.

Поступила в редакцию 11 апреля 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.