Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА НА СОСТОЯНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ У 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА'

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА НА СОСТОЯНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ У 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — P Ф. Петрова, H И. Моисеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Six-year old children attending day-care centers’ groups with different motor regimens (a regular group and experimental classes where children spend 2.5-3.5 hours a day at the desk) were examined at the beginning (September) and at the end (May) of a school year for the following parameters: arterial blood pressure, pulse and breathing rate, as well as a step of regulation of the cardiac rhythm and spontaneous motor activity (determined with the help of coherent optics equipment according to ECG and actogram recordings). It has been found out that children from the experimental class have the blood circulation regulation status which is worse than that in children following a regular regimen. The authors suppose that it might be due to the reduction of physical activity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА НА СОСТОЯНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ У 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

for the active development of the motor functions of schoolchildren. At the same time it has been found out that the types of labour which they encounter for the first time (joinery in the 5th form, electrotechnical work) lead to unfavourable changes in the functional state of schoolchildren organisms.

The data obtained in the course of investigation on the organization of labour lesson (density of working and lessons structure) have been used in the development of 'Concept of labour preparation of the rising generation and studying young people in the system of continuous education'.

P. Ф. ПЕТРОВА, H. И. МОИСЕЕВА, 1990

УДК 613.954.4

Р. Ф. Петрова, Н. И. Моисеева

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА НА СОСТОЯНИЕ

КРОВООБРАЩЕНИЯ У 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Кызылский педагогический институт; НИИ экспериментальной медицины АМН СССР, Ленинград

t

*

Регуляция кровообращения связана с целым рядом факторов, среди которых одно из ведущих мест занимает ритм работы сердца. Как показано И. И. Евсюковой [4, 5], формирование ритма сердца продолжается и после рождения. У здорового новорожденного отчетливая ритмика формируется к 10-му дню, тогда же начинают появляться и общие с дыханием ритмические составляющие. У недоношенных детей, у новорожденных, матери которых имели ту или иную патологию беременности (диабет, токсикоз беременности, промышленная интоксикация и т. д.), а также после асфиксии в родах, формирование ритма сердца задерживается, причем чем раньше имело место патологическое воздействие, тем медленнее происходит это формирование. Согласно современным воззрениям, более тяжелые последствия болезнетворного воздействия отмечаются тогда, когда такое воздействие оказано в ранней фазе онтогенеза [6, 9, 12]. Одной из причин указанной зависимости, по всей вероятности, служит ухудшение условий функционирования в тех случаях, когда ритмы физиологических параметров недостаточно сформированы.

Биологические ритмы, в первую очередь циркад-ные, рассматриваются как способ и мера адаптации к внешней среде [7]. При нагрузках любого рода раньше всего, как известно, изменяется сердечный ритм. Быстрая подстройка сердечного ритма к изменяющимся условиям обеспечивается наличием в нем широкого диапазона ритмических составляющих [8] . При этом чем шире диапазон колебаний сердечного ритма и чем меньше шаг ре гу ля ции1, те м лучше регул яция кро вообраще н и я и тем выше работоспособность [6].

Как известно, одним из основных факторов, вызывающих преобразование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процес-

а

се онтогенеза, повышение рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма, явля-

ется двигательная активность [1, 2, 14], которая играет одну из ведущих ролей в энергетическом балансе организма [13].

С целью исследования особенностей саморегуляции кровообращения у детей 6 лет в условиях обычной и пониженной двигательной активности были обследованы воспитанники детских садов с обычным режимом и так называемых экспериментальных классов детсадов, где детей обучали по школьной программе 1-го класса и где вследствие этого они 2,5—3,5 ч в день, т. е. примерно 1 /з общего времени двигательной активности, бы-

1 Под шагом регуляции понимается наименьшее изменение частоты сердечных сокращений, возникающее под влиянием различных воздействий на организм.

ли вынуждены сидеть за партой.

Обследовано 25 детей, 12 из которых посещали логопедическую группу детского сада, а 13 — экспериментальные классы, где занятия продолжались 2,5—3,5 ч в день.

У каждого ребенка в начале года (сентябрь), середине (декабрь—январь) и конце (апрель— май) в течение 3 дней подряд утром и вечером проводили измерение артериального давления (АД) и температуры тела, частоты дыхания (ЧД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС). Показатели определяли сначала на левой, а затем на правой руке в течение 30 с, что позволило учитывать асимметрию пульса, представляющую собой нормальное физиологическое явление, так же как и асимметрия значений АД. Сдавление в течение 30 с сосудистой стенки артерии вызывает рефлекторное учащение сердцебиений, а при сдав-лении с другой стороны — их рефлекторное замедление. Исследование больших контингентов практически здоровых и больных людей показало, что в среднем ЧСС, измеренная последовательно на обеих руках, различается на 4—6 ударов. Отсутствие асимметрии или слишком большие значения последней в равной степени свидетельствуют о патологии, указывая или на ареактив-ность сердечно-сосудистой системы, или ее гиперреактивность. Исследование асимметрии как диагностический метод начинает применяться в практике, и мы использовали его в качестве функционального теста для оценки уровня саморегуляции, так же как известное отношение ЧСС к ЧД,

Таблица 1

Средние значения физиологических показателей детей 6 лет, проходящих подготовку в логопедической и экспериментальной

группах

Группа обследуемых Месяц исследования Время исследования АД, мм рт. СТ. ЧСС в минуту Асимметрия ЧСС чд в минуту чсс/чд Шаг регуляции

систолическое диа-сто-личе-ское пульсовое справа слева сердечного ритма двигательной активности

Логопедическая Сентябрь Май Утро Вечер Утро 97,5 90 117 • 55 58 61,7 42,5 31,7 55,0 73 78 81 73.6 79.7 80,6 8,3 5,7 2 24,3 24,0 30,6 3,2 3.5 2.6 4,9 2,7 8,0 5,7 4,4 8,1

Среднее по группе... 101,5 58,2 43,1 77,3 77,9 5,3 26,3 3,1 5,2 6,1

Экспериментальный Сентябрь Утро 89 54,5 34,5 72 74 2 27 2,7 4,98 4,8

класс Май Вечер 93 65,4 27,6 77 76 1 25 3,0 4,88 5,4

Утро 110,7 60 50,0 79,5 81 1,5 29,5 2,7 8,5 8,9

• Вечер 111,0 60 51,0 75 78 3 26

Среднее по группе

100,5 60,0 40,8 75,9 77,2 1,9 27,4

2,8

6,12

6,4

которое в среднем в норме должно равняться 4

(3,6-4,4) [10, 11].

Кроме того, однократно в начале года, середине и конце на самописце утром и вечером регистрировали ЧСС, ЧД и произвольную двигательную активность (ребенка просили постукивать по столу в удобном для него ритме). Чернильные записи переснимали на обычную фотопленку) и обрабатывали средствами когерентной оптики [15]. В результате анализа были определены даапазон колебаний и шаг регуляции изучаемых параметров.

Сравнение значений физиологических параметров в Хвух исследованных группах в разные сезоны и: разное время суток показало, что имеются некоторые различия между данными в начале и конце года, а данные в середине года занимают промежуточное положение, не отличаясь существенно от первых и вторых. Соответственно в табл. 1 мы привели суммарные результаты только за первый месяц занятий в детском саду и в конце обучения. Как видно из табл. 1, у детей исследуе-

мых групп нет различий по средним показателям АД, ЧСС и ЧД. Нет их и по температуре тела, которую мы в табл. 1 не включили. Разница выявлена только для асимметрии ЧСС, отношения ЧСС/ЧД и для шага регуляции сердечного ритма и ритма двигательной активности, т. е. по тем параметрам, которые характеризуют регуляторные отношения. При этом перечисленные показатели у детей экспериментального класса были хуже, чем у детей логопедической группы: у них практически отсутствовала физиологическая асимметрия ЧСС; отношение ЧСС/ЧД значительно отличалось от принятого в физиологии отношения 4:1. Шаг регуляции как сердечного ритма, так и двигательной активности также был выше. Поскольку шаг регуляции сердечного ритма у детей мало исследован (имеется только одна работа [6]) и нормативы этого параметра не разработаны, мы привели в табл. 2 полученные нами соотношения между средними значениями физиологических параметров и шагом регуляции сердечного ритма. Как видно из табл. 2, наилучший шаг регуля-

Таблица 2

Соотношения между средними значениями физиологических параметров и шагом регуляции сердечного ритма у детей 6 лет

АД систолическое АД диастол и-ческое Пульсовое давление чсс в минуту Асимметрия пульса ЧД в минуту чсс/чд

мм рт. СТ.

значение шаг регуляции значение таг регуляции значение шаг регуляции значение шаг регуляции значение шаг регуляции значение шаг регуляции значение шаг регуляции

75- -80 3,6 50 4,1 20- -25 5,4 48- -59 3,8 0 4,9 18—20 3,4 2,0- -2,5 8,0

81- • -90 4,85 51 55 5,1 30- -35 4,2 60- -69 4,9 2-5 4,7 24 4,4 2,6- -2,9 5,6

91- -99 4,5 56 -60 5,5 36- -40 5,7 70- -79 5,4 6—12 3,7 26 8,1 3,0- -3,6 5,1

100- -110 7,3 61 -65 5,74 41- -45 5,7 80- -89 6,9 15—20 4,3 28 4,2 3,7- -4,3 4,5

120- -130 6,4 66 —70 9,5 60- -65 8,7 90- -100 6,5 30—35 9,6 4,4- -4,7 4,75

ции, исходя из нормативов взрослых, согласно которым чем они ниже, тем лучше [3], варьирует у детей от 3,4 до 4,5 усл. ед., при этом в каждом случае наименьший шаг в сравнении с значениями данного показателя (в табл. 2 подчеркнуты) более или менее соответствует наилучшим из них. Исключение составляет ЧСС, которая лучше всего регулируется при умеренной брадикардии. Из этого следует, что больший шаг регуляции сердечного ритма у детей экспериментальных классов по сравнению с таковым у воспитанников логопедической группы указывает на худшую регуляцию сердечной деятельности. По-видимому, это правило можно распространить и на регуляцию двигательной активности, где чем меньше шаг, тем регуляция тоньше.

Таким образом, во все сезоны исследования по параметрам, отражающим регуляторные возможности организма, показатели у детей в логопедической группе лучше, чем в экспериментальных классах. Возникает вопрос, почему эти различия выявлены уже в сентябре, и мы полагаем, что это обстоятельство связано с проведением исследования в конце сентября, когда дети уже фактически проучились 3 нед.

Мы считаем, что худшее состояние регуляции кровообращения у детей экспериментальных классов детских садов обусловлено исключением на 2,5—3,5 ч ежедневно двигательной активности, которая является одним из основных регуляторов деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Доказательством этого положения служит тот факт, что регуляторные возможности ухудшаются в обеих группах к концу года, и зависит это, по всей вероятности, от ограничения в зимнее время двигательной активности, так как проведение прогулок в условиях сильных морозов становится невозможным.

Все сказанное позволяет нам сделать заключение, что для развития у детей механизмов регуляции кровообращения необходим определенный уровень физической нагрузки, поэтому в экспериментальных классах детских садов следует компенсировать недостающий объем двигательной активности детей.

Выводы. 1. У детей, обучающихся в экспериментальных классах детских садов, отмечается худшее состояние регуляции кровообращения, чем у детей, находящихся на обычном режиме, что выражается в отсутствии физиологической асимметрии пульса, нарушении нормального отношения частоты сердечных сокращений к частоте

дыхания и изменении шага регуляции сердечного ритма и ритма двигательной активности.

2. Указанные нарушения могут быть связаны со снижением уровня физической нагрузки, и, по-видимому, для успешного прохождения обучения в шестилетнем возрасте необходимо компенсировать недостающий объем двигательной активности детей.

Литература

1. Аринчин Н. И., Недвецкая Г. Д. Внутримышечное периферическое сердце.— Минск, 1974.

2. Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии.— М., 1967.

3. Губин Г. Д., Киреев А. В., Филиппович А. И. // Симпозиум ГДР — СССР «Хронобиология и хрономедицина». 3-й: Рефераты.— Галле. 1986.— С. 134—135.

4. Евсюкова И. И. // Физиология человека.— 1981.— № 4.— С. 660—667.

5. Евсюкова И. И. // Сон как фактор регуляции функционального состояния организма.— Л., 1985.— С. 45—51.

6. Евсюкова И. И., Астахова JJ. С., Чибисова А. И., Филиппович А. И. // Проблемы хронобиологии, хронопатологии, хронофармакологии и хрономедицины.— Уфа, 1985.— Т. 1.— С. 86—87.

7. Комаров Ф. И., Моисеева Н. И. // Физиология человека,— 1983.—№ 6.—С. 1011 — 1022.

8. Моисеева И. И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы.— Л., 1981.

9. Моисеева Н. И., Дороничева В. И., Евсюкова И. И. // Методологические проблемы обработки медикобиологиче-ской информации.— Л., 1983.— С. 133—140.

10. Моисеева И. И. // Биологическая кибернетика, кибернетика спорта, труда и отдыха.— Л., 1986.— С. 149—150.

11. Моисеева И. И., Ильхамджанова Д. X., Гарифья-нов М. М. II Съезд невропатологов и психиатров Узбекистана, 2-й: Материалы.— Ташкент, 1987.— С. 78—80.

12. Ситникова А. М. // Хронобиология и хронопатология.— М., 1981.—С. 216.

13. Ульмер Г. II Физиология человека.— М., 1986.— Т. 1.— С. 5—17.

14. Физиология развития ребенка / Козлов В. И. и др.—

М., 1983.

15. Филиппович А. И., Лапина И. А. // Применение математических методов и ЭЦВМ в медико-биологических исследованиях.—Л., 1982.—Ч. 1.—С. 119—120.

Поступила 30.11.88

Summary. Six-year old children attending day-care centers' groups with different motor regimens (a regular group and experimental classes where children spend 2.5-3.5 hours a day at

the desk) were examined at the beginning (September) and at the end (May) of a school year for the following parameters: arterial blood pressure, pulse and breathing rate, as well as a step of regulation of the cardiac rhythm and spontaneous motor activity (determined with the help of coherent optics equipment according to ECG and actogram recordings). It has been found out that children from the experimental class have the bloodcirculation regulation status which is worse than that in children following a regular regimen. The authors suppose that it might be due to the reduction of physical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.