Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / FINANCIAL LITERACY / FINANCIAL AVAILABILITY / FINANCIAL INSTRUMENTS / FINANCIAL MARKET FINANCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анохина С. А.

В статье анализируются существующие барьеры в сфере доступности финансовых услуг Особенное внимание уделено обоснованию взаимосвязи между уровнем финансовой грамотности населения и развитием доступности финансовых. В статье определены основные компоненты финансовой грамотности на рынке финансовых услуг для населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NFLUENCE OF ACCESSIBILITY OF FINANCIAL SERVICES ON DEVELOPMENT OF THE LEVEL OF FINANCIAL LITERACY OF THE POPULATION

The article analyzes the existing barriers in the availability of financial services. Particular attention is paid to the rationale for the relationship between the level of financial literacy of the population and the development of financial accessibility. The article identifies the main components of financial literacy in the financial services market for the public.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

информации http://www.pravo.gov.ru.

2. Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http : //www.pravo .gov .ru.

3. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность и иные правовые средства в механизме охраны конституционного строя (Меры защиты, контроля и надзора) // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. № 10.

4. Лапатухина Е. С. Парламентский контроль как вид государственного контроля // Вестник РГГУ. 2012. № 8.

УДК 336.02

Анохина С.А. студент 3 курса направление подготовки «Экономика» научный руководитель: Анохина Л.В., к. э.н.

доцент

кафедра финансового менеджмента Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Калужский филиал

Россия, г. Калуга

ВЛИЯНИЕ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация: в статье анализируются существующие барьеры в сфере доступности финансовых услуг Особенное внимание уделено обоснованию взаимосвязи между уровнем финансовой грамотности населения и развитием доступности финансовых. В статье определены основные компоненты финансовой грамотности на рынке финансовых услуг для населения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая доступность, финансовые инструменты, финансовый рынок финансовые услуги.

Anokhina S.A.

3 - year student, training areas "Economics" Anokhina L.V., Associate Professor, Department of Financial Management Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Kaluga branch

Russia, Kaluga

NFLUENCE OF ACCESSIBILITY OF FINANCIAL SERVICES ON DEVELOPMENT OF THE LEVEL OF FINANCIAL LITERACY OF THE

POPULATION

Annotation: the article analyzes the existing barriers in the availability of financial services. Particular attention is paid to the rationale for the relationship

between the level of financial literacy of the population and the development of financial accessibility. The article identifies the main components of financial literacy in the financial services market for the public.

Keywords: financial literacy, financial availability, financial instruments, financial market financial services.

Современное движение к прогрессу, к развитию инновационных структур, к построению экономики знаний превращает человеческий капитал в ключевой производительный и социальный фактор повышения качества жизни, способствующий «созданию личностного, социального и экономического благополучия» и обеспечивающий общественное развитие [1, с.24].

Ускорение процесса повышения финансовой грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния [2, с. 15].

Грамотный потребитель финансовых услуг в большей степени защищен от мошеннических действий в области финансов. Вместе с тем, повышение уровня финансовой грамотности населения способствует притоку средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности.

Результаты многочисленных исследований показывают, что доступность финансовых продуктов и услуг в России в настоящее время находится на сравнительно невысоком уровне. Хотя, с одной стороны, доля трудоспособного населения, охваченная различными кредитными, карточными и сберегательными продуктами и услугами достаточно высока и составляет 77% (для страховых продуктов данный показатель значительно ниже - 57%). Но, в то же время, пользование такими продуктами в большинстве случаев является «пассивным» -: наибольшей популярностью у потребителей пользуются услуги, оформление которых, как правило, регламентировано законодательством или определяется третьими лицами -зарплатные карты (44%), ДМС, оформленное работодателем (17%), ОСАГО (22%).

Одним из наиболее существенных барьеров к пользованию финансовыми услугами является уровень доверия к их поставщикам: наибольшим доверием у потребителей пользуются банки (74% россиян доверяют им), данный показатель у других игроков рынка - страховых и инвестиционных компаний, микрофинансовых организаций - значительно ниже (44%, 21% и 14% соответственно). В первую очередь, такие показатели объясняются недстаточной осведомленностью населения о деятельности таких организаций и неуверенностью в наличии возможности защитить свои права при возникновении каких-либо проблем.

Таким образом, одним из барьеров к финансовой доступности является доверие (а скорее недоверие) к поставщикам финансовых услуг. Степень

доверия в значительной степени и напрямую коррелирует с уровнем осведомленности и пользования, которые, в свою очередь, коррелируют с уровнем дохода населения.

В соответствии с Барометром доверия Эдельмана (2013 г.), финансовые услуги остаются сектором, пользующимся во всем мире самым низким доверием. В 2012 г. Россия занимала последнее место в исследовании по 25 странам по степени доверия к финансовым услугам: только 34% респондентов выразили свое доверие по отношению к ним. В 2013 г. показатель был выше — 40%, что, тем не менее, ниже среднего показателя по всему миру — 47%.

Основным выводом после проведения интервью с представителями компаний и организаций, был вывод о том, что финансовая грамотность на рынке финансовых услуг для населения включает в себя три основных компонента — во первых, это установки, во вторых, знания о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, и, в третьих, навыки их использования.

Причем наиболее важной является именно первая часть — установки — которые являются базисом финансовой грамотности на рынке финансовых услуг. Именно они отвечают за формирование у индивида потребности в финансовых услугах и обеспечивают понимание последствий своих действий. Речь идет о формировании культуры финансового поведения, которая начинается с планирования семейного бюджета, причем на длительную перспективу, и выработки стратегии реализации потребностей жизненного цикла.

Однако долгосрочные стратегии финансового планирования пока еще не достаточно развиты, сохраняется привычка думать только о сегодняшнем дне. Именно эту установку нужно изменить в ходе реализации программы повышения финансовой грамотности населения через формирование в сознании людей понимания того, что жизненный цикл любого человека включает определенные события, к которым необходимо подойти финансово подготовленным.

Необходимые знания должны включать: понятие риска и доходности, дисконтирования, инфляции, понимание различий между реальным и номинальным измерениями, наличными и безналичными платежами, принципы и схемы функционирования финансового рынка, понимание природы и функций финансовых институтов, инструментов, азы юридической и налоговой грамотности, понимание границ ответственности финансовых институтов перед клиентами и клиентов перед финансовыми институтами, владение минимальным финансовым словарем и т.п. [3, с.47].

Необходимые навыки: умение искать и находить информацию о рынке, привычка следить за основными показателями рынка, умение читать договор и понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать между собой предложения различных компаний, умение подавать претензию или жалобу в том случае, если его права нарушены, и т.п. Необходимо сформировать привычку следить за событиями на финансовом рынке,

Таким образом, влияние доступности финансовых услуг на развитие уровня финансовой грамотности населения, очевидно. Расширение перечня финансовых услуг, финансовых инструментов, развитие доступности финансовых услуг и уровень финансовой грамотности населения - два взаимно влияющих друг на друга процесса.

Использованные источники:

1. Белихова Л.В. Оценка финансовой грамотности населения и пути ее повышения // Проблемы развития территории.-2012.-№ 4. - С.20-27.

2. Повышение уровня финансовой грамотности - накопление в обществе человеческого капитала // Экономика мегаполисов и регионов. - 2010. - №3 (33). - С. 12-21

3. Кузина О.Е., Ибрагимова Д.Х. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2008.-№4.- С.45-52.

УДК 339.5

Анохина Д.А. студент 3 курса

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ, Татарстан

Набережночелнинский филиал научный руководитель: Табольская В.В., к. э.н.

доцент

Россия, г. Набережные Челны РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Аннотация.

В данной статье рассматриваются тенденции развития внешней торговли. Внешняя торговля играет важную роль в формировании ВВП, а также в целом на экономику России. Развивая и используя имеющийся научно-технический потенциал, Россия может улучшить ситуацию с внешней торговлей и тем самым повысить свои экономические показатели.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, развитие.

Anokhina D.A student, 3rd year

KAZAN NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY named after A.N. TUPOLEV-KAI, Naberezhnye Chelny branch

Supervisor: Tabolskaya V. V. Russia, Naberezhnye Chelny

Annotation.

This article discusses trends in the development of foreign trade. Foreign trade plays an important role in the formation of GDP, as well as in the Russian economy as a whole. By developing and using the existing scientific and technical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.