Научная статья на тему 'Влияние долгового кризиса Греции на развитие европейской интеграции'

Влияние долгового кризиса Греции на развитие европейской интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FISCAL SPENDING / EXTERNAL DEBT / RECESSION / UNEMPLOYMENT / POVERTY LINE / WRITE OFF LOSSES / FISCAL SYSTEM / BUDGET SURPLUS / INSOLVENCY / FISCAL CRITERIA / WRITE OFF HALF OF THE DEBT / STRUCTURAL REFORMS / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ВНЕШНИЙ ДОЛГ / РЕЦЕССИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / СПИСАНИЕ УБЫТКОВ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ / НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ФИСКАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ / СПИСАНИЕ ПОЛОВИНЫ ДОЛГА / СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колодко Гжегож Витольд

Углубление процессов региональной интеграции является важным фактором развития глобализации. Поэтому значение греческого кризиса выходит далеко за границы Евросоюза. Если Греция выйдет из еврозоны, то последствия могут быть весьма существенные. Большую часть ответственности за негативные последствия такого шага следует возлагатьне на Грецию, а на «тройку» Еврокомиссию, МВФ и ЕЦБ. Хотя Греция и неплатежеспо-собна, но решение в отношении этой страны было выработано именно «тройкой». Долг Греции может быть сокращен с 320 млрд до 160 млрд евро, что составит менее 90% ВВП. В таком объеме оставшийся долг может быть выплачен в течение ряда лет. Но адаптация долга под долгосрочные возможности греческой экономики должна быть основанана продуманном финансовом регулировании и соответствующих структурных реформах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The on-going process of regional integration is the greatest opportunity for enhancement of globalization. Therefore, the effects of the Greek crisis go far beyond the borders of the European Union. Under the circumstances the Greek crisis in the European Union is of vital importance.“Troika” European Commission, IMF and European Central Bank rather than Greece should be mostly held responsible for the adverse effects. Although Greece is insolvent, there is a solution.The amount of the debt should be reduced from €320 billion to 160 billion, or below 90 percent of GDP. At such rate, the remaining debt would be repayable. The reprofiling of the debt to actual long-term capabilities of Greek economy should be based on well-targeted financial adjustment and corresponding structural reforms.

Текст научной работы на тему «Влияние долгового кризиса Греции на развитие европейской интеграции»

Влияние долгового кризиса Греции на развитие европейской интеграции

Мировая экономика развивается в эпоху глобализации. Это процесс исторический - он развивается в течение десятилетий. Его характер может быть спонтанным или вовсе хаотичным - поскольку никто его не планировал и никто им не управляет. Это мегапроцесс, ведущий к единому всемирному рынку, с взаимно сопряженными его региональными, национальными и локальными сегментами.1

Наряду с процессом всемирной глобализации происходит расширение региональных интеграционных объединений и союзов, которые, как и глобализация, необратимы. Со временем мир будет все больше походить на конгломерат нескольких интеграционных объединений, и все меньше - на разделенный на 200 с лишним экономик и национальных государств и зависимых территорий.

Насколько творческими с точки зрения хозяйственной динамики могут быть определенные взаимосвязи, иллюстрируют несколько сравнительных оценок.2 Углубление идущего уже какое-то время процесса региональной интеграции - важный фактор расширения и углубления прогрессивной глобализации, шанс для выхода на длительное, динамичное и в меру сбалансированное социально-экономическое развитие стран-участниц. Поэтому происходящие в Евросоюзе события выходят далеко за его границы: хотя он и насчитывает всего 7,2% населения Земли и производит около 20% мировой продукции, но от успеха европейского проекта в значительной степени зависит будущее всего мира. В нынешней фазе цивилизации Евросоюз не одна четырнадцатая и не одна пятая часть света, а - с экономической и политической точек зрения - гораздо больше. Для того чтобы в других его частях процессы региональной интеграции получали толчок к дальнейшему развитию, политическая, культурная и экономическая основа Европы должна доказать, что сможет справиться с нешуточными проблемами.3

Г.В. Колодко

УДК 332 ББК 65.9 К-610

1 Подробнее см. Колодко Г.В. Мир в движении /пер. с пол. М.: Магистр, 2009. - 575 с.; Долгов С.И., Савинов Ю.А. Глобализация и экономический рост глазами европейского экономиста // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №9. С. 4-20.

2 См. Ghemawat P. World 3.0: Global Prosperity and How to Achieve It. Cambridge, Mass. : Harvard Business Review Press, 2011. - 220р.

3 Колодко Г.В. Куда идет мир: политическая экономия будущего / пер. с пол. М.: Магистр, 2014. 544 с.

8 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

3 Q

Аналитический подход к изучению проблемы позволяет сделать вывод, что греческий синдром становится в большей степени политическим, а не экономическим вызовом. Страна, которой столь многим обязана наша цивилизация, находится в кризисе и этот кризис имеет влияние на все страны мира, хотя национальный доход Греции составляет только 0,25% мирового ВВП. Другими словами, мир производит в 400 раз больше, чем 12 млн греков.4

Внешний долг Греции составляет 320 млрд евро, и найти общий язык с «евро-тройкой» (ЕС, ЕЦБ и МВФ) оказалось задачей чрезвычайно сложной. Это вовсе не означает, что все ключевые политики «тройки» ведут себя одинаково. Президент Франции Ф. Олланд демонстрирует готовность к прагматичному компромиссу, в то время как глава МВФ К. Лагард настроена жестко. Премьер-министр Италии М. Ренци, понимая, что в случае краха Греции его страну с госдолгом в 120% ВВП и стагнирующей экономикой может захлестнуть волна разрушительного кризиса, проявляет больше здравого смысла.

Найти решение призвал неэффективных чиновников из Брюсселя и политиков в главных европейских столицах президент США Барак Обама, потому что США не хотят видеть новых потрясений в зоне евро, второй крупнейшей резервной валюты мира. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцзян, также выступил за проявление благоразумия, отметив: «Сохранение Греции в зоне евро - это вопрос, который касается не только Европы, но также и Китая... (и) мировой финансовой стабильности и экономического роста».5 Греция допустила нарушение графика платежей по долгу МВФ. Хотя сумма составляет скромные 1,6 млрд евро, что эквивалентно 0,5% общего долга Греции, сам прецедент имеет значение. Греция пополнила небольшой список стран, которые МВФ считает неплатежеспособными. Ее соседи в этом перечне - три африканские страны: Сомали, Судан и Зимбабве. Если Сомали - «неудавшееся государство», то две других - страны с авторитарными режимами, их экономики остаются на плаву благодаря растущему экономическому присутствию Китая.

Но Китай не проявляет пассивность в наблюдении за греческой катастрофой. У Китая более чем достаточно средств, чтобы помочь Греции. Например, вложив десятки миллиардов долларов в сектор туризма и во многие сегменты логистической инфраструктуры, Китай мог бы существенно помочь Греции. В любом случае Китай с его далеко идущими планами уже активно инвестируют в Грецию.

Свою роль может сыграть Россия. В последнее время в обеих странах активно подчеркивают элементы имеющегося культурного родства в виде православной религии. Но это и не столь важно. Лишенные воображения политики - в Брюсселе и Берлине, в Париже и Варшаве - должны понять, что если их постоянные ошибки

4 World Economic and Financial Surveys. World Economic Outlook Database https://www. imf.org/

5 Премьер госсовета: Китай хотел бы, чтобы Греция осталась в еврозоне // http://so-l.ru/ news/show/premer_gossoveta_kitay_hotel_bi_chtobi_greciya_os

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2015

заставят Грецию выйти из зоны евро, то становится вероятным и уход страны из Евросоюза. Кроме того, зная о перспективе получения существенной финансовой помощи, на которую Россия, несмотря на свои экономические проблемы, вполне способна, Греция может отвернуться от Запада, который уже давно лишает эту страну социальной и экономической безопасности. 6

Пока проводимая политика вылилась в фундаментальное смещение долга от частных банков, также несущих ответственность за греческий кризис, на публичные организации - Европейский союз и Международный валютный фонд. На сегодняшний день порядка 80% долговых обязательств относятся к европейским институтам, Европейскому центральному банку и МВФ. В то время как, с одной стороны, греческий государственный долг возрос со 100% ВВП в 2010 г. до порядка 180% в 2015 г., и Греция в результате внешнего давления была ввергнута в синдром «трижды 25» - 25% рецессия, более 25% безработица и 25% населения, живущих ниже уровня бедности, - многие банки, особенно немецкие, французские, швейцарские, австрийские и кипрские, ушли от ответственности, перенеся издержки своего безответственного кредитования на европейских налогоплательщиков.

Фактически некоторым из банков уже пришлось списать выданные Греции кредиты на убытки, но это стоило им гораздо меньше, чем полученные на круг прибыли. И кто теперь должен нести потери от неосмотрительности и неверной политики? Определенно, большую часть ответственности следует возлагать не на Грецию, а на «тройку» - Еврокомиссию, МВФ и ЕЦБ.

Конечно, ответственны и предыдущие греческие правительства, и отчасти общество в целом. Нет сомнений, что причины кризиса коренятся в жизни не по средствам, уходе от налогов, неадекватной фискальной системе, слишком мягкой финансовой политике. Однако Греция, в отличие от многих европейских стран -Франции, Великобритании, Италии, Испании, Польши, - уже располагает начальным бюджетным профицитом, что означает, что без учета обслуживания государственного долга в общественный кошелек поступает больше, чем расходуется.

Хотя политика правительства «Сиризы» (Коалиция радикальных левых) гарантирует продолжение этой благой тенденции, одним из главных пунктов противоречий в сложных переговорах между дебитором и кредиторами был размер первичного профицита: тогда как греческое правительство намерено сохранить его на уровне 0,8% ВВП в этом году и 1% в 2016 г. - а это и в самом деле достижение, - «тройка» желает увеличить его до 1 и 2% соответственно.

«Тройка», особенно Германия, которой Греция должна около 60 млрд евро, продолжает прижимать ее к стене. Если Германия и остальные европейские государства хотят вернуть свои деньги, им следует в конце концов понять, что они могут получить лишь часть того, что им причитается, поскольку фактически Греция не-

6 Колодко Г. Как избежать африканизации Греции / / Эксперт. 2015. №29.// Ь1р://ехрег1 m/expert/2015/29/kak-izbezhat-afrikamzatsп-gretsп/

8 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

5 ^

платежеспособна. И виноваты в этом по большей части страны и финансовые посредники, прежде слишком легко и слишком щедро кредитовавшие Грецию. Строгие меры, навязанные «тройкой», зашли слишком далеко и дали обратный эффект длительной рецессии и сужения налоговой базы. Кредиторы срубили сук, на котором сидят. Теперь греки уже пользуются языком улиц, и они правы, говоря, что не настолько глупы, чтобы принять дальнейшее сокращение пенсий и растущие счета за электричество.

Не стоит играть с огнем. Но не следует и лукавить, заметая проблему под ковер. Пусть Греция и неплатежеспособна, но решение есть. Долгое время говорилось о реструктуризации греческого долга путем урезания его наполовину.7 Это означает, что в текущих условиях он должен быть сокращен с 320 млрд до 160 млрд евро, или менее 90% ВВП. Это все равно будет наполовину больше допустимого по Маастрихтским критериям, однако в таком объеме оставшийся долг может быть выплачен. Иначе - вряд ли.

Разумеется, такая адаптация долга под долгосрочные возможности греческой экономики должна быть основана на продуманном финансовом регулировании и соответствующих структурных реформах. А реформы должны быть понятны и приняты населением, в противном случае ситуация вряд ли разрешится спокойно.

И прецеденты разумных решений есть. В сентябре 1994 г. в качестве вице-премьера и министра финансов Польши Г. Колодко подписал с Лондонским клубом частных кредиторов соглашение о списании половины долга Польши. Сделка базировалась на жестких условиях, глубоких структурных реформ и институционального строительства. Ход их выполнения тщательно отслеживался МВФ.

Если бы не принятые тогда решения и последующая разумная политика, сейчас Польше пришлось бы гораздо труднее, поскольку не было бы ни нормальных торговых отношений с зарубежными странами, ни льготного доступа к международным финансовым рынкам, а то и другое оказало серьезное влияние на экономический рост в Польше. Польша выиграла от такой схемы решения проблемы задолженности. А что же кредиторы? Они проиграли? Отнюдь. Они оказались тоже в выигрыше. Это были долгосрочные инвестиции, и они по сей день работают на всех участников сделки.

Итак, Греция не может выплатить весь текущий долг. Следовать дурным советам - это иллюзия и потеря драгоценного времени. Откладывание прагматичного решения только увеличивает цену кризиса. Есть две альтернативы: или Греции будет позволено не выплатить существенную часть долга организованно и контролируемо, руководствуясь здравым смыслом и реализмом, или это все равно случится, но уже в ситуации хаоса.

Выбор в пользу здравого смысла, казалось бы, очевиден: дальнейшее давление на Грецию, вынуждающее ее кровоточить и стонать в угоду бескомпромиссным кредиторам, было бы экономической, социальной и политической бессмыслицей.

7 A question of maturity / /The Economist. 2011. April 20th. http://www.economist.com/ node/18584520

^ 6

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2015

Зачем нужен хаос, если возможен управляемый процесс? К чему провал, если возможен успех? Единственная надежда - на отсутствие танков под Акрополем в Афинах и на рынке Спарты. Но никто не может быть уверен, что удастся сохранить общественный порядок демократическими методами. В глазах всего мира великая идея европейской интеграции может оказаться дискредитированной.

Прогрессивный курс глобализации подстерегает множество серьезных опасностей. Особого внимания заслуживает сосуществование трех феноменов: глобализации, государства и демократии. Некоторые исследователи говорят просто о парадоксе глобализации8 или о встроенных в нее якобы неразрешимых противоречиях. Охватывая общемировые явления и процессы, глобализация вместе с тем затрагивает конкретные национальные экономики и государства. Государство же в своей эволюции, как правило, формировалось в национальных структурах, в некоторых случаях - в многонациональных. Совсем недавно определенные признаки государственности стали набирать наиболее развитые в институциональном плане интеграционные объединения, лучшим примером является Евросоюз. Что же касается демократии, этого третьего элемента упомянутой триады, то она функционирует лучше или хуже в рамках национальных государств и продолжает искать для себя формы в межгосударственных договорах. Для мира и человечества в целом демократия продолжает оставаться делом будущего.

Греческий кризис - одновременно и европейский. Это - отличный пример того, как трудно решать экономические проблемы в условиях демократии, выходящей за рамки национального государства и его границы. Как трудно не терять популярность и шансы на переизбрание в собственной стране только потому, что помогаешь другой стране, в которой, несмотря на оказанную ей помощь, на тебя навешивают ужасные эпитеты; как можно одновременно оказаться у себя на родине предателем, а там (за физически невидимой, но психологически и политически существующей границей) кровопийцей.

На рубеже первого и второго десятилетий XXI в. мировая экономика оказалась в тисках кризиса, встал вопрос о будущем рыночной экономики.9 Кризис оказался необычайно обширным и еще долго будет напоминать о себе.

Современный кризис - время сумятицы. Это кризис идей и идеологий, крах, казалось бы, незыблемых систем ценностей, часто - слом всего здания убеждений и веры в ранее исповедуемые ценности, что ведет за собой потерю пути и компаса, без которого невозможно путешествовать по изменяющемуся миру. Идейно-культурный кризис будет продолжаться еще долго. Может быть, снова появится какой-нибудь классик, который спросит: за что боремся? куда идем? Потому что такие вопросы задавать надо, начиная с важных вопросов, таких как цели хозяйственной

8 Rodrik D. The Globalization Paradox: Democracy and the Future of the World Economy. New York and London : W. W. Norton, 2011. - 346 р.

9 Колодко Г.В. Глобализация, трансформация, кризис - что дальше? / пер. с пол.; вводная глава Р.С. Гринберга. М.: Магистр, 2011. 176 с.

8 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

деятельности в последующие годы, продолжая вопросами большими, такими как направления и способы укрепления региональных интеграционных связей, и завершая вопросами фундаментальными: в каком направлении будет развиваться мир.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Долгов С.И. Развитие процесса глобализации и деятельность ВТО// Российский внешнеэкономический вестник. 2013. №8. С. 3-11 (Dolgov S.I. Razvitie processa globalizacii i dejatel'nost' VTO// Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. 2013. №8. S. 3-11)

2. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Глобализация и экономический рост глазами европейского экономиста // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №9. С. 4-20 (Dolgov S.I., Savinov Ju.A. Globalizacija i jekonomicheskij rost glazami evropejskogo jekonomista // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. 2014. №9. S. 4-20)

3. Колодко Г.В. Мир в движении /пер. с пол. М.: Магистр, 2009. 575 с. (Kolodko G.V Mir v dvizhenii /per. s pol. M.: Magistr, 2009. 575 s.)

4. Колодко Г.В. Куда идет мир: политическая экономия будущего / пер. с пол. М.: Магистр, 2014. 544 с. (Kolodko G.V. Kuda idet mir: politicheskaja jekonomija budushhego / per. s pol. M.: Magistr, 2014. 544 s.)

5. Колодко Г. Как избежать африканизации Греции / / Эксперт. 2015. №29.// http://expert. ru/expert/2015/29/kak-izbezhat-afrikanizatsii-gretsii/ (Kolodko G. Kak izbezhat' afrikanizacii Grecii / / Jekspert. 2015. №29)

6. Колодко Г.В. Глобализация, трансформация, кризис - что дальше? / пер. с пол.; вводная глава Р.С. Гринберга. М.: Магистр, 2011. 176 с. (Kolodko G.V Globalizacija, transformacija, krizis - chto dal'she? / per. s pol.; vvodnaja glava R.S. Grinberga. M.: Magistr, 2011. 176 s.)

7. A question of maturity / /The Economist. 2011. April 20th. http://www.economist.com/ node/18584520

8. Ghemawat P. World 3.0: Global Prosperity and How to Achieve It. Cambridge, Mass. : Harvard Business Review Press, 2011.-220 р.

9. Kolodko G. W. The Greek Syndrome // Roubini Global Economics. 2012. February 20th. http://www.economonitor.com/blog/2012/02/the-greek-syndrome/

10. Kolodko G. W. Europe: Falling off the Volatile Bull? // Roubini Global Economics. 2011. October 16th. http://www.economonitor.com/blog/2011/10/europe-falling-off-the-volatile-bull/

11. Kolodko G. W. The Greek Crisis: Time Is More Precious Than Money // Roubini Global Economics. 2011. June18th. http://www.economonitor.com/blog/2011/06/time-is-more-pre-cious-than-money/

12. Kolodko G. W. Greek Crisis// Roubini Global Economics. 2011. May 6th. http://www. economonitor.com/blog/2011/05/greek-crisis/#sthash.vaKd1ZCx.dpuf

13. Kolodko G.W. Private Sector role essential in Greek drama // Financeal Times, 2011. June

22.

14. Rodrik D. The Globalization Paradox: Democracy and the Future of the World Economy. New York and London : W. W. Norton, 2011. - 346 р.

15. World Economic and Financial Surveys. World Economic Outlook Database https://www. imf.org/

Ю

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.