МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Л.М. Бузинова ORCID iD: 0000-0002-2721-3482
московский международный университет,
г. москва, Россия
Л.Л. Зеленская ORCID iD: 0000-0002-7349-4027
московский государственный институт международных отношений (университет) миД России, г. москва, Россия
УДК 811.111
влияние дистанционных образовательных
ПРОГРАММ НА ЯЗЫКОВУЮ ЛИЧНОСТь ПРЕПОДАВАТЕЛЯ1 DOI: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-164-170
Внедрение современных технологий в образовательный процесс оказывает воздействие не только на сам процесс обучения в его целевой и методологической сущности, но и влечет за собой преобразования языковой личности преподавателя в контексте инновационных образовательных процессов. В данной статье рассматривается опыт использования дистанционной программы обучения «Rosetta Stone® Advantage» в процессе преподавания иностранных языков и ее влияние на языковое мышление и языковую личность преподавателя.
Показано, что антропоцентрическая парадигма прочно занимает центральное место в современном научном знании. Языковая личность рассматривается как определённый тип языковой идентичности, функционирующий в рамках специфических способов обмена коммуникативной информацией. Делается акцент на определенные научные подходы и исследовательские концепции в персонологическом ключе. Непосредственным актуализатором языковой личности преподавателя выступает профессионально-педагогический дискурс, который видится как конкретное коммуникативное действие, фиксируемое в письменной и устной речи, осуществляемое в определенном когнитивно и типологически обусловленном коммуникативном пространстве.
Современные технологии, в частности дистанционная программа обучения «Rosetta Stone® Advantage» инициируют ряд модификаций в этом пространстве. Изменяется роль преподавателя, который при использовании дистанционной программы в процессе обучения выступает лишь координатором образовательного процесса: его основные функции заключаются в корректировании преподаваемого предмета, консультации при составлении индивидуальной траектории обучения, во взаимодействии со студентами посредством онлайн переписки, вебинаров, чатов. Авторы предлагают когнитивно-прагматическую модель языковой личности преподавателя, указывая на то, что вокабулярий дидактической коммуникации сводится к корпусу установочных положений, отражающих педагогические и предметные задачи преподавателя. А межличностное взаимодействие «преподаватель-студент» постепенно теряет свою ценность. Вероятно поэтому вопрос использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в настоящее время является достаточно дискуссионным.
1 Статья публикуется в рамках V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» (Волгоград, ВГСПУ, 6-8.12.2018).
Ключевые слова: высшее образование, инновационные образовательные технологии, языковая личность, преподаватель, интеграция.
Введение. Языковая личность и особенности коммуникативного поведения, как междисциплинарный феномен, все чаще и чаще становится объектом изучения исследователей. И эта тенденция вовсе не случайна. Она связана с изменением представлений об онтологических свойствах языка. Довольно продолжительное время отечественные и зарубежные лингвисты изучали не язык для языка, а язык в языке, иными словами его грамматический, синтаксический и семантический аспекты. Но в последние десятилетия мысль о том, что язык создал человека, сделав его единственным разумным существом на земле приводит к тому, что при изучении языка все большее значение приобретает фактор человека как активного субъекта познания, который обладает определенной системой знаний о мире, определенным опытом. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной деятельности и решают все информационно-накопительные и коммуникативные задачи.
Антропологическая переориентация языкознания предполагает исследование языка в непосредственной связи с человеком-личностью. Суть такого подхода заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования.
В рамках антропоцентрической парадигмы исследователями предпринимаются попытки более глобального, междисциплинарного подхода к интерпретации сущности языка как специфического человеческого феномена, посредством которого можно понять природу личности, ее место в социуме и этносе, ее интеллектуальный и творческий потенциал.
Исследования языковой личности находят свое отражение в таких областях гуманитарных знаний как философия, психология, социология и др. Личность рассматривается как субъект отношений и сознательной деятельности, который определяется системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями.
Традиционно под языковой личностью понимают две ипостаси индивида:
1) любой конкретный носитель того или иного языка-культуры, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения специфики использования в этих текстах системных строевых средств данного языка для отражения видения и оценки им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире;
2) комплексный способ описания языковой способности индивида, соединяющий в себе системное представление языка с функционированием его в процессах порождения текстов [11, с. 15].
В данной работе «языковая личность» рассматривается, прежде всего в «корреляции с основной деятельностью индивида в рамках использования языка для достижения профессиональных целей» [2, с. 398]. Языковая личность «реализовывает себя в коммуникации и воплощает ту или иную стратегию и тактику общения, выбирая тот или иной репертуар средств (как лингвистических, так и экстралингвистических)» [8, с. 81].
Обзор литературы. Рассматривая языковую личность преподавателя с позиции уровневой системы [1], [4], [5], [6] [7], [10] мы опираемся на модель, предложенную А.П. Седых, которая определяет индивида как пучок дифференциальных признаков и, в зависимости от своей коммуникативной манифестации, объединяет в себе конкретные для рассматриваемой ситуации функции [11].
Вместе с тем языковая личность может быть рассмотрена не только в рамках уровневой парадигмы, но и с точки зрения её манифестаций через профессиональный язык. В этом смысле наша задача состоит в некой типологизации языковой личности преподавателя в зависимости от конкретной профессиональной задачи, а именно интеграции «Rosetta Stone® Advantage» в учебный процесс.
В данном случае преподаватель меняет свою роль и выступает координатором образовательного процесса, что оказывает влияние на его тезаурус. Его основные функции заключаются в корректировании преподаваемого предмета, консультации при составлении индивидуальной траектории обучения, во взаимодействии со студентами посредством онлайн переписки, вебинаров, чатов.
Методы. Ведущим методом послужил описательный, понимаемый как совокупность научных приемов, позволяющих двигаться от частных наблюдений к обобщениям и выводам. Специфика исследования предопределяет преимущественное использование индуктивного научного метода. Элементы дедукции применимы лишь при разработке основных замечаний, репрезентирующих объект исследования.
Результаты и дискуссия. Непосредственным актуализатором языковой личности преподавателя выступает профессионально-педагогический дискурс, который рассматривается нами как двухсферное явление: с одной стороны, это конкретная ситуация, тип деятельности с определяющими культурными и антропологическими составляющими, а с другой - это ментальная сфера коммуникантов. Термин дискурс отличается своей полисемантизацией, что зависит от подходов, научных традиций, различных школ дискурсивного анализа.
Для нашего исследования важен коммуникативно-деятельностный подход, при котором дискурс рассматривается как конкретное коммуникативное действие, фиксируемое в письменной и устной речи, осуществляемое в определенном когнитивно и типологически обусловленном коммуникативном пространстве.
Профессионально-педагогический дискурс подвержен модификации, связанной с изменением парадигмы иноязычного образования. С непрерывным появлением различных инновационных технологий процесс обучение языку постоянно изменяется. «Происходит переход на трёхуровневый принцип обучения, новые образовательные стандарты, индивидуализацию и автономизацию обучения. Актуализируются высокие требования к качеству подготовки специалиста, применяются новые методы обучения и новые формы организации учебного процесса» [3, с. 74].
Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация системы образования, а именно внедрение дистанционных программ обучения иностранному языку. В данной статье мы останавливаемся на программе дистанционного обучения иностранным языкам «Rosetta Stone® Advantage», которая является лидером среди большого количества приложений и программ для изучения иностранных языков и интегрирована в процесс обучения в нашем университете.
Методика, заложенная в основу этой программы, позволяет изучать иностранный язык без правил, путём многократного повторения и формирования ассоциативного ряда, путем выработки шаблонов и автоматизмов по принципу от простого к сложному, от практического восприятия к написанию и правилам. Данный курс представляет из себя динамическое погружение в изучаемый язык, за счёт правильно подобранной структуры материала. Слова изучаются в связке с объектами и действиями, изображёнными на фотографиях и картинках, тандемная комбинация текста, изображений и звука, ориентирована на интуитивное запоминание слов и грамматических явлений, без использования словарей. Программа постоянно расширяется, модернизуется и совершенствуется, что отражается на языковой личности преподавателя.
Компьютерная среда представляет собой пространство, в котором реализуются разнообразные аспекты профессиональной компетенции педагога. В этом смысле современные технологии инициируют ряд модификаций в структурной организации языковой личности преподавателя. В частности они изменяют языковое мышление преподавателя, которое начинает подчиняться информационным алгоритмам восприятия и языкового отражения действительности [12], [13], [14]. К данным механизмам современного мировоззрения можно отнести следующие принципы функционирования языкового интернетного сознания:
1. Эвристика доступности информации (все, что происходит в мире, происходит рядом со мной).
2. Информативная экстремальность (эффект крайности, чрезмерной полярности, вирусное предоставление информации, экстремальная версия событий).
3. Закрепление стереотипов (современный человек, «завирусованный» интернетом, склонен искать информацию, подтверждающую его точку зрения, отклонять данные, не вписывающиеся в его стереотипы, таким образом, современный индивид в большой степени ищет подтверждения своим «искажённым» мыслям).
В этом смысле компьютерные алгоритмы многократно усиливают воздействие приведённых выше механизмов сознания. С целью гуманизации современных технологий, опираясь, на механизмы обучения, с использованием программы дистанционного обучения иностранным языкам «Rosetta Stone® Advantage», а также с учётом информационно-компьютерной составляющей современного мира, мы предлагаем когнитивно-прагматическую модель языковой личности преподавателя. Структурными компонентами данной модели являются:
а) целевой;
б) содержательный;
в) процессуальный;
г) рефлексивный.
Схема структуры языковой личности преподавателя представлена на рис. №1
целевой содержательный процессуальный Рефлексивный
Целевой компонент направлен на формирование у студентов системы мотивационно-ценностного отношения к изучаемому языку. Он включает в себя: а) языковой инструментарий мотивации студента, на основе индивидуальной траектории и игр; б) языковой инструментарий фиксации внимания; в) личный языковой и страноведческий опыт преподавателя. При постановке целей и задач необходимо учитывать изменение характера профессионального общения в условиях компьютеризации. Согласно программе «Rosetta Stone® Advantage», целевая установка определяется преподавателем в следующей вариации:
• Перейти с уровня (от А1 до В2) на уровень (от А2 до С1)
• Подтянуть грамматику
• Усовершенствовать понимание речи на слух
• Улучшить произношение
• Пополнить активный словарный запас
• Избавиться от языкового барьера
• Освоить профессиональный лексикон в определенной области
Содержательный компонент связан с информационно-коммуникативной компетенцией преподавателя в рамках целевой установки. В основе отбора материала должны лежать следующие принципы: новизна, системность, культуросообразность, логичность. Согласно поставленным целям и задачам преподаватель определяет ценностный смысл и ценностную значимость изучаемого материала, преломляя его через свой опыт.
Процессуальный компонент реализуется в следующих форматах:
1. Организация самостоятельной работы студентов с помощью Rosetta Stone.
2. Осуществление контроля самостоятельной работы студента.
3. Использование индивидуальная траектория обучения в зависимости от базового уровня и способностей студента для достижения заданной в рабочей программе дисциплины результата.
4. Проведение вебинаров с пояснениями по освоению предмета через Rosetta Stone.
5. Промежуточный и итоговый контроль знаний приходит с помощью теста (тест сдается до получения положительной оценки).
В данном случае акцент делается на индивидуальную ориентированность в обучении: анализ индивидуальных затруднений студента при решении задания (Добрый день, ...! Вижу, что Вы остановились на уроке.... Возможно, у Вас возникла сложность с его выполнением. чем я могу Вам помочь? Вы уже отстали на ... (часов: минут) от программы. Необходимо наверстать) и постоянная мотивация (Добрый день, ...! Вы молодец, отлично занимаетесь на этой неделе! Возможно, в чем-то нужна моя помощь. Буду рад (рада) Вам помочь).
Рефлексивный компонент связан непосредственно с оценкой деятельности студентов, определением уровня владения общей компетенцией, а именно: с формированием общеучебных и компенсаторных умений, со степенью овладения когнитивными стратегиями, позволяющими совершать познавательную и коммуникативную деятельность. Выявление степени овладения коммуникативной компетенцией, включающей лингвистический, социокультурный и прагматический компоненты, является приоритетной задачей педагога на данном уровне.
Заключение. Структура языковой личности преподавателя, которая выявляется на стыке индивидуальной и коллективной языковых картин мира, психологических и социальных особенностей индивида и социума, а также профессиональных маркеров, присущих определенному этапу профессиональной деятельности, подвергается своеобразной дегуманизации со стороны современных технологических инстанций. Образовательные стандарты и инновационные технологии, несомненно, важны, но фундаментальные принципы общечеловеческого образования, не должны подменяться «вирусами» языкового интернетного сознания.
Библиографический список
1. БогинГ.И. Концепция языковой личности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1982. 36 с.
2. Бузинова Л.М. О дискурсном антропоцентризме и лингвоперсонологии // Научные ведомости Бел-ГУ Гуманитарные науки. Т. 37, № 3. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. C. 394-406.
3. Бузинова Л.М. О концепте образование в российской лингвокультуре // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8-1 (86). С. 72-76.
4. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. №1. С. 64-72.
5. Воробьев В.В. Лингвокультурология: Теория и методы. М.: Изд-во РУДН, 1997. 331 с.
6. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002. 264 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2004. 325 с.
9. Седых А.П., Багана Ж. Лингвистические основы идиоэтнической интерпретации языковой личности // Вопросы филологии. 2008. № 3. С. 31-37.
10. Седых А.П. О персоносфере французской культуры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 2. С. 154-156.
11. Языковая личность: текст, словарь, образ мира. К 70-летию члена-корр. РАН Ю.Н. Караулова: сб. статей. М.: Изд-во РУДН, 2006. 544 с.
12. Aleshchanova I.V., Frolova N.A., Morozova E.V., Zheltukhina M.R. Psychological and Acmeological Aspect of Educational Cognitive Competence Development. 2017. In: Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017), Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), vol. 97, pp. 19-24.
13. Karapetyan VS., Dallakyan A.M., Ispiryan M.M., Amiraghyan M.G., Zheltukhina M.R. The Prospective of the Investment of Contemporary Paradigm of Preschool Education in Future Armenia. Astra Salvensis. VI (2018), № 2. Pp. 381-390.
14. Ostrikova G.N., Zheltukhina, M.R., Zyubina, I.A., Sidorova I.G. 2018. Learning Via Visualization at the Present Stage of Teaching a Foreign Language. Astra Salvensis. VI (2018), №1. Pp. 601-607.
Бузинова Людмила Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Московский Международный университет, 123557, г. Москва, Ленинградский пр., 17; e-mail: [email protected].
Зеленская Лар^а Лактемировна, кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры английского языка № 6, факультет управления и политики, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, 119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76; e-mail: [email protected].
Для цитирования: Бузинова Л.М., Зеленская Л.Л. Влияние дистанционных образовательных программ на языковую личность преподавателя // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №4 (32). С. 164-170. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-164-170.
THE INFLUENCE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ON THE LINGUISTIC PERSONALITY OF THE TEACHER DOI: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-164-170
Lyudmila M. Buzinova ORCID iD: 0000-0002-2721-3482
International University Moscow,
Larisa L. Zelenskaya ORCID iD: 0000-0002-7349-4027
MGIMO-University, Moscow, Russia
n.M. Ey3HH0BA, n.n. 3EHEHCKAH
The introduction of modern technologies has an impact not only on the learning process itself in its target and methodological essence, but also entails the transformation of the teacher s linguistic personality in the context of innovative educational processes. This article discusses the practice of using the distance learning program «Rosetta Stone® Advantage» in the process of teaching foreign languages and its impact on the language personality of the teacher.
It is shown that the anthropocentric paradigm is firmly at the center of modern scientific knowledge. The language personality is regarded as a certain type of linguistic identity, functioning in the framework of specific ways to exchange communication information. The emphasis is on the certain scientific approaches and concepts in personological key. The definition of professional-pedagogical discourse, which is considered as a specific communicative action, recorded in written and oral speech, carried out in a certain cognitive and typologically conditioned communicative space.
Modern technologies, in particular the distance learning program «Rosetta Stone Advantage» initiate a number of modifications in this space. The role of the teacher, who when using the distance learning program in the learning process acts only as a coordinator of the educational process: its main functions are to adjust the taught subject, advice in the preparation of individual learning paths, in interaction with students through online correspondence, webinars, chats. The authors propose a cognitive-pragmatic model of the language personality of the teacher, pointing out that the vocabulary of didactic communication is viewed as a corpus of the regulations that reflect the teacher's pedagogical and objective tasks. And interpersonal interaction «teacher-student» is gradually losing its value. This is probably why the use of electronic educational resources in the learning process is currently quite controversial.
Key words: higher education, modern innovative educational technologies, language personality, teacher, integration.
References
1. Bogin G.I. Koncepciya yazykovoj lichnosti [The concept of language personality]: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk, M., 1982, 36 p.
2. Buzinova L.M. O diskursnom antropocentrizme i lingvopersonologii [About discourses anthropocen-trism and lingopresley], Nauchnye vedomosti BelGU. Gumanitarnye nauki [Scientific statements of BelSU. Humanities], 2018, no 37, pp. 394-406.
3. Buzinova L.M. O koncepte obrazovanie v rossijskoj lingvokul'ture [On the concept of education in the Russian linguistic culture], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological science. Theory and practice], 2018, no 8-1 (86), pp. 72-76.
4. Vorkachev S.G. Lingvokul'turologiya, yazykovaya lichnost', koncept: stanovlenie antropocentricheskoj paradigmy v yazykoznanii [Linguoculturology, linguistic personality, concept: formation of anthropocentric paradigm in linguistics]. Filologicheskie nauki. 2001, no 1, pp. 64-72.
5. Vorob'ev V.V. Lingvokul'turologiya: Teoriya i metody [Cultural linguistics: Theory and methods], Moskow, 1997, 331 p.
6. Karasik V.I. YAzykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse], Volgograd: Peremena, 2002, 477 p.
7. Karaulov YU.N. Russkij yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian language and linguistic personality], M.: Editorial URSS, 2002, pp. 264.
8. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality], M.: Smysl, 2004, pp. 325.
9. Sedyh A.P., Bagana ZH. Lingvisticheskie osnovy idioehtnicheskoj interpretacii yazykovoj lichnosti [Linguistic bases of idioethnic interpretation of linguistic personality], Voprosy filologii [Questions of Philology], 2008, no 3, pp. 31-37.
10. Sedyh A.P. O personosfere francuzskoj kul'tury [About peronospera French culture], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Theory and practice], 2011, no 2, pp. 154-156.
11. YAzykovaya lichnost': tekst, slovar', obraz mira [Language personality: text, dictionary, image of the world]. K 70-letiyu chlena-korr. RAN YU.N. Karaulova: sb. Statej, M.: Izd-vo RUDN, 2006, 544 p.
12. Aleshchanova I.V., Frolova, N.A., Morozova, E.V, Zheltukhina, M.R. Psychological and Acmeological Aspect of Educational Cognitive Competence Development. 2017. In: Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017), Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), vol. 97, pp. 19-24.
13. Karapetyan VS., Dallakyan A.M., Ispiryan M.M., Amiraghyan M.G., Zheltukhina M.R. The Prospective of the Investment of Contemporary Paradigm of Preschool Education in Future Armenia. Astra Salvensis, VI (2018), no 2, pp. 381-390.
14. Ostrikova G.N., Zheltukhina M.R., Zyubina I.A., Sidorova I.G. Learning Via Visualization at the Present Stage of Teaching a Foreign Language. Astra Salvensis, VI (2018), no 1, pp. 601-607.
Buzinova Lyudmila Mikhailovna, PhD (Philology), Associate Professor of the Faculty of Foreign Languages, International University Moscow, 123557, Moscow, Leningradskij prospekt, 17; e-mail: rluda@ mail.ru.
Zelenskaya Larisa Laktimirovna, PhD (Philology), Professor, Professor of the English Language Department №6, School of Governance and Politics, MGIMO-University (Moscow, Russia), 119454, Moscow, prospekt Vernadskogo, 76; e-mail: [email protected].
For citation: Buzinova L.M., Zelenskaya L.L. The Influence of Distance Educational Technologies on the Linguistic Personality of the Teacher. Aktual'nye problemy filologii i pedagogiceskoj lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, no 4 (32), pp. 164-170 (In Russ.). DOI: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-164-170.