Научная статья на тему 'Влияние дифференцированных эмоций на качество жизни пожилых людей с опытом переживания геронтологического насилия'

Влияние дифференцированных эмоций на качество жизни пожилых людей с опытом переживания геронтологического насилия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ / ДИФФЕРЕНЦИИРОВАННЫЕ ЭМОЦИИ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ОТКРЫТАЯ САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / САМОКОНТРОЛЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЖИЗНЕННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боженкова К.А., Бохан Т.Г.

Настоящая работа направлена на изучение доминирующих эмоций и их связи с субъективной оценкой качества жизни у лиц пожилого возраста с опытом переживания геронтологического насилия. Установлено, что у лиц пожилого возраста с переживанием геронтологического насилия отмечена тесная связь эмоций и качества жизни: положительные эмоции (радость, интерес, удивление) сопровождаются ростом удовлетворенности компонентами физического и психического здоровья, отрицательные эмоции (гнев и горе) обратно взаимосвязаны с удовлетворенностью качеством жизни, что может указывать на сниженные способности к саморегуляции, самоконтролю. Полученные данные помогут определить реабилитационно-ресурсный потенциал, на базе которого возможно психологическое вмешательство при оказании кризисной психологической помощи пожилым людям с опытом переживания геронтологического насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние дифференцированных эмоций на качество жизни пожилых людей с опытом переживания геронтологического насилия»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЭМОЦИЙ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С ОПЫТОМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

К.А. БОЖЕНКОВА*, Т.Г. БОХАН

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Настоящая работа направлена на изучение доминирующих эмоций и их связи с субъективной оценкой качества жизни у лиц пожилого возраста с опытом переживания геронтологическо-го насилия. Установлено, что у лиц пожилого возраста с переживанием геронтологического насилия отмечена тесная связь эмоций и качества жизни: положительные эмоции (радость, интерес, удивление) сопровождаются ростом удовлетворенности компонентами физического и психического здоровья, отрицательные эмоции (гнев и горе) обратно взаимосвязаны с удовлетворенностью качеством жизни, что может указывать на сниженные способности к саморегуляции, самоконтролю. Полученные данные помогут определить реабилитационно-ресурсный потенциал, на базе которого возможно психологическое вмешательство при оказании кризисной психологической помощи пожилым людям с опытом переживания геронтологического насилия.

Ключевые слова: геронтологическое насилие, качество жизни, психологический компонент здоровья, физический компонент здоровья, дифференцированные эмоции, пожилые люди, открытая самоорганизующаяся система, самоконтроль, саморегуляция, жизненная активность.

Введение

Социальную значимость изучения психологии лиц пожилого возраста определяют приоритетные направления в деятельности государства, которые направлены на решение вопросов старения населения и, в том числе, проблемы защиты пожилых людей от насилия, которая, по данным Всемирной организации здравоохранения, является одной из значимых проблем с точки зрения общественного здоровья [16].

Исследовательский интерес к изучению эмоций и эмоциональных состояний пожилых людей определяется тем, что они во многом определяют повседневную жизнь [19], психологическую безопасность

© Боженкова К.А., Бохан Т.Г., 2018

* Для корреспонденции:

Боженкова Ксения Алексеевна аспирант кафедры психотерапии и психологического консультирования Томского государственного университета

E-mail: bozhenkova.k@mail.ru

либо опасность [4], психическое и соматическое здоровье [15], качество жизни [17], внутреннюю готовность к достраиванию собственной судьбы [1], к саморазвитию на поздних этапах жизни человека [24].

В отечественных и зарубежных работах представлены особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста [12, 20, 25] и факторы, их обусловливающие [4, 7, 24]. Среди таких выделяемых особенностей отмечается то, что у большинства пожилых людей появляется «тенденция к эксцентричности, уменьшение чуткости, погружение в себя и снижение способности справляться со сложными ситуациями» [14]. Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными [11]. Для эмоциональной сферы пожилого человека также характерны: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность

к беспричинной грусти, слезливости [24], устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний, таких как тревога, грусть, раздражение, недовольство, эмоциональная черствость, снижение эм-патийности, «слабодушие, при котором эмоциональные состояния легко находят свое отражение во внешнем поведении -смехе, радости, печали, плаче и др.» [19]. Снижение настроения может колебаться от легкой подавленности до выраженных степеней тоскливого настроения. Наряду с грустью и меланхолией, для многих пожилых людей характерны гневливость, агрессивность, раздраженное недовольство [19]. Типичным для этого возраста является возрастная ситуационная депрессия - равномерное и стойкое понижение настроения. Субъективно оно переживается как чувство пустоты, ненужности, не-интересности всего происходящего, остро негативного восприятия собственного будущего [23]. Пожилой человек все чаще пребывает в подавленном, грустном настроении без наличия для этого объективных оснований. Возрастают обидчивость и тревожная мнительность, а отрицательные эмоциональные реакции на те или иные неприятности становятся довольно затяжными [27].

Многие особенности в эмоциональной сфере исследователи связывают с рядом факторов. Так, существует мнение, что они обусловлены изменением социальной роли пожилых людей, необходимостью адаптации к новым условиям жизни. У одних это вызывает негативные эмоциональные переживания, у других - позитивные [19]. В ситуации нарушения психологической безопасности, по мнению Буслаевой М.Ю., возникают определенные психологические проявления, которые могут ограничить адаптацию пожилого человека и остановить его развитие как личности [4]. К числу таких проявлений относятся: нарушение автономности личности и специфика социальных связей; степень интегрирован-ности картины мира и образа «Я»; наличие

проявлений, снижающих волевой потенциал личности; наличие неадекватных способов удовлетворения потребностей; потеря смысла жизни и потеря ощущения самоценности жизни; наличие неоптимального эмоционального фона [4].

Усиление негативных эмоций в конце жизни связывают с возрастным фактором: «старость влечет за собой жизнь в изоляции, жизнь в изоляции влечет за собой одиночество» [25]. Ряд авторов акцентирует, что именно на последнем возрастном этапе в жизненном цикле человека значимой стороной эмоциональной сферы становятся негативные чувства, которые связаны с биологическим старением, беспомощностью, ожиданием конца жизни и чувством одиночества [12, 19, 25]. Определенным подтверждением тому служат данные Всемирной организации здравоохранения о том, что депрессивные симптомы имеют место у 40-45% пациентов преклонного возраста, обратившихся к врачу в связи с различными заболеваниями. Женщины страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины [6]. В случае «поздней депрессии» эмоциональные проявления определяются угрюмым, ворчливо-раздражительным настроением с брюзжанием и вспышками недовольства по любому самому незначительному поводу (брюзжащая депрессия), необоснованным или преувеличенным опасением за свое здоровье, поглощенностью «внутренней работой своего организма» [19], в результате чего формируется отвлеченность от внешнего мира, ослабевает привязанность к родственникам, друзьям, уменьшаются социальные связи [26].

Изменения в картине мира пожилого человека, связанного с появлением чувства незащищенности. Переживание этого чувства может не соответствовать реальной жизненной ситуации человека. К. Роджерс отмечает такое возрастное новообразование в пожилом возрасте, как необходимость постоянного подтверждения своей нужности. Это позволяет ощущать свое существование: «Я нужен - значит, я существую»

[22]. Таким образом, исследователь поднимает проблему и говорит о необходимости поиска тех психологических и социальных ресурсов, которые способствуют поддержанию эмоциональной сферы в пожилом возрасте, препятствуют обеднению впечатления красочности и яркости жизни.

Отмечается, что сохранению оптимистического настроения, высокой работоспособности, физической силы, бодрости духа способствует собственная активность человека - упорядоченный образ жизни, систематический контроль за своим здоровьем, занятия физической культурой, овладение специальными методами психической саморегуляции [9, 21, 28]. Среди таких факторов выделяются еще личностные характеристики, конкретные особенности темперамента и другие психические свойства [19]. При этом важную роль исследователи (Попова Т.А., 2017 [21]; Нем-чин Т.А., 2004 [19]; Шаповаленко И.В., 2004 [26]; Лактионова Э.Г., 2007) отводят социально-психологической обстановке, психологическому климату той среды, в которой живет пожилой человек. Отмечено, что существенным фактором в сохранении оптимального состояния эмоциональной сферы являются некоторые культурно-исторические и национально-этнические особенности той среды, в которой проживает пожилой человек [19]. Таким образом, особенности эмоциональной сферы лиц в позднем периоде взрослости, условия и факторы их определяющие остаются актуальным предметом исследований в области психологии развития. Возможность их изучения определяется пониманием психологической сущности категории «эмоция».

Так, эмоции рассматриваются как состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей, форма психического отражения, реагирования, выражающегося в переживании жизненного смысла явлений, предме-

тов, информации и других раздражителей и обусловленного как ситуацией их воздействия на человека, так и отношением их к его потребностям [15]. В то же время М.В. Ермолаева считает, что чувства человека не являются просто эмоциями или аффектами с формально физиологической точки зрения, они соединяют в себе как чисто эмоциональное качество, так и содержание конкретного переживания - мысли, идеи [8]. Чувства человека, представляющие собой его отношения к окружающему миру и к себе, выступают в психической деятельности как эмоциональные психические состояния. Чувства человека представляют собой активную сторону его потребностей и подготавливают его к деятельности по реализации потребностей через формируемые сознанием мотивы, интересы, склонности (Немчин Т.А. , 2004) [19].

Васильев И.А. отмечает, что, согласно современным тенденциям развития науки, при рассмотрении проблематики эмоций может быть использовано продуктивно понятие «психологическая система» [5]. В своей работе он показывает, что человек как психологическая система отражает мир «через призму» своих потребностей, мотивов, ценностей, целей и возможностей. Если изменяется внутреннее состояние человека, его психологическая структура, то изменяется и содержание мира, в котором он живет, то есть изменяется психологическая ситуация данного конкретного человека. При этом природные характеристики предметов (физические свойства и качества) могут не изменяться. Предмет меняется в своих системных качествах - он становится носителем новых значений, смыслов, ценностей, соответствующих новому психологическому состоянию человека.

С позиции идей антропологической системной психологии (В.Е. Клочко и др.) человек представляет собой «открытую самоорганизующуюся систему». Здесь эмоции выполняют функцию механизма, который «отфильтровывает» поступление в эту психологическую систему «материала»,

обеспечивающего ее самоорганизацию. Именно эмоции репрезентируют психике (а затем и сознанию) человека такие психологические свойства предметов и явлений внешнего мира, как значения, смыслы и ценности. По мнению В.Е. Клочко, эмоции выполняют «основную функцию системо-образования, удерживая систему от распада». «Чем слабее самоорганизация человека как открытой психологической системы, тем сильнее заявляет о себе деструктивная эмоциональная активность» [13]. Так, например, переживание насилия, согласно Некрасовой Е.В., является источником деформации жизненного мира человека -«первыми разрушаются ценностные основы бытия; при этом жизненный мир уже не воспринимается как действительность, как пространство для реализации сущностных сил, затем происходит смысловое обеднение жизненного мира, сопровождающееся деформациями чувства реальности» [18]. В норме эмоции «нейтрализуют осевшую на предметах субъективность, обеспечивая реалистичность бытия».

В связи с указанной методологической позицией возникает исследовательская задача: выявить доминирующие эмоции и их связь с субъективной оценкой качества жизни у лиц пожилого возраста с опытом переживания геронтологического насилия. Полученные данные помогут определить реабилитационно-ресурсный потенциал, на базе которого возможно психологическое вмешательство при оказании кризисной психологической помощи пожилым людям с опытом переживания геронтоло-гического насилия.

Цель исследования: выявить доминирующие эмоции и их связь с субъективной оценкой качества жизни у лиц пожилого возраста с опытом переживания геронто-логического насилия.

Методика

В исследовании приняли участие психически здоровые люди в количестве 277

человек в возрасте от 55 до 85 лет. Сбор эмпирического материала осуществлялся на базе ОГАУ «КЦСОН ТО» Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области; «Специализированный Дом ветеранов» г. Томск.

Использовалась шкала дифференцированных эмоций Изарда. Данные подвергались статистической обработке: описательная статистика, критерий Колмогорова -Смирнова, критерий Манна - Уитни, факторный анализ, корреляционный анализ.

Результаты

Выявление центрации на отдельных эмоциях, которые представляют пере-живательно-мотивационные процессы и имеют центральное значение для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия лиц пожилого возраста, позволило получить следующие данные. Результаты описательной статистики и сравнительного анализа, показателей дифференцированных эмоций у респондентов основной и контрольной групп (табл. 1) указывают на неоднозначную выраженность их проявлений. Учитывая ненормальность распределения данных, были использованы для оценки дифференцированных эмоций показатели медианы и процентилей, а также показатели максимальных значений. Большинство респондентов основной группы имеет достаточно высокую степень выраженности эмоций «интереса», «удивления», о чем также свидетельствуют максимальные значения. Средние значения показателей других эмоций, таких как: радость, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина - в основной и контрольной группе указывают на среднюю степень их выраженности.

Для выявления различий между основной и контрольной группой был использован непараметрический критерий Манна - Уитни, который выявил статистически значимые различия (табл. 2).

Таблица 1

Результаты описательной статистики показателей дифференцированных эмоций пожилых людей основной ^=204)/контрольной группы (N=73)

Эмоции Группы Ме^ап 25 75 Мт Мах

1. Интерес Основ. 7,00 4,00 11,00 2 16

Контр. 6,00 3,00 8,50 3 12

2. Радость Основ. 6,00 3,25 9,00 2 12

Контр. 5,00 3,00 6,50 2 12

3. Удивление Основ. 5,00 3,00 9,00 3 16

Контр. 3,00 3,00 4,00 2 11

4. Горе Основ. 3,00 3,00 5,00 1 12

Контр. 3,00 3,00 4,00 2 12

5. Гнев Основ. 3,00 3,00 4,00 3 12

Контр. 3,00 3,00 4,00 3 12

6. Отвращение Основ. 3,00 3,00 4,00 1 12

Контр. 3,00 3,00 3,00 3 12

7. Презрение Основ. 3,00 3,00 3,00 1 12

Контр. 3,00 3,00 3,00 3 12

8. Страх Основ. 3,00 3,00 3,00 3 12

Контр. 3,00 3,00 3,00 3 12

9. Стыд Основ. 4,00 3,00 5,00 2 12

Контр. 3,00 3,00 5,00 3 12

10. Вина Основ. 4,00 3,00 6,00 3 12

Контр. 3,00 3,00 3,00 3 12

Таблица 2

Сравнительный анализ дифференцированных эмоций у респондентов с опытом переживания геронтологического насилия/без него

Дифференцированные эмоции Средний ранг Асимптотическая значимость (двусторонняя)

Основная группа Контрольная группа

Интерес 144,74 122,96 р=0,04

Радость 148,05 113,70 р=0,001*

Удивление 151,06 105,30 р=0,000*

Горе 145,80 120,00 р=0,009*

Гнев 143,23 127,19 р=0,098

Отвращение 141,56 131,84 р=0,293

Презрение 137,12 144,27 р=0,315

Страх 139,47 137,69 р=0,818

Стыд 141,86 131,00 р=0,276

Вина 141,02 133,36 р=0,416

Тревога 147,05 116,51 р=0,043

Общее самочувствие 145,5 120,7 р=0,023

Примечание: * - отмечена статистическая значимость

Обнаружено, что статистически значимо преобладающими ситуативными состояниями являются «радость», «удивление», «горе» у респондентов основной группы, по сравнению с респондентами контрольной группы. То есть, можно предположить, что частота и интенсивность положительной эмоции радости, нейтральной по своей модальности эмоции удивления и эмоцио-

нального стресса, проявляющегося в виде горя, более выражены у лиц пожилого возраста с переживанием геронтологического насилия.

Учитывая полученные данные в отношении различной модальности доминирующих эмоций у респондентов основной группы, мы предположили, что могут существовать типичные факторные струк-

туры эмоциональных ситуативных состояний и они могут иметь различия в основной группе респондентов, по сравнению с контрольной. С помощью факторного анализа методом Варимакс выявлены следующие факторы компонентов ситуативных эмоциональных состояний в основной и контрольной группах (табл. 3, 4).

Таблица 3 Результаты факторного анализа у респондентов основной группы

В основной группе выделилось три значимых фактора. Первый фактор, имеющий 37% кумулятивной дисперсии, условно названный нами «Отрицательные эмоции», представлен положительными связами таких показателей, как: «Презрение» (0,859), «Гнев» (0,805), «Страх» (0,805), «Отвращение» (0,771), «Горе» (0,642).

Второй фактор, имеющий 64% кумулятивной дисперсии, наполнен значимыми положительными связями эмоций: «Радость» (0,929), «Интерес» (0,866), «Удивление» (0,812). На основании связей этих показателей данный фактор получил условное название «Положительные эмоции».

Третий фактор с 72% кумулятивной дисперсии представлен положительными связями таких эмоций, как «Стыд» (0,868), «Вина» (0,837), «Тревога» (0,807). В связи с этим данный фактор получил название «Тревожно-депрессивные эмоции».

Таблица 4

Результаты факторного анализа у респондентов контрольной группы

Дифференцированные эмоции Компонент

1 2 3

Страх 0,908 0,000 0,145

Презрение 0,889 -0,072 0,003

Отвращение 0,863 -0,014 0,139

Гнев 0,814 -0,132 -0,096

Горе 0,576 0,062 -0,062

Вина 0,000 0,881 0,113

Стыд 0,017 0,815 0,126

Тревога 0,028 0,814 -0,087

Интерес -0,153 0,604 0,501

Радость -0,050 0,148 0,871

Удивление 0,440 -0,027 0,674

В контрольной группе первый фактор, имеющий 34% кумулятивной дисперсии, включает в себя значимую положительную связь эмоций: «Страх» (0,908), «Презрение» (0,889), «Отвращение» (0,863), «Гнев» (0,814), «Горе» (0,576), на основании чего он так же, как и в основной группе, был назван «Отрицательные эмоции». Второй фактор с 61% кумулятивной дисперсией представлен положительными связями таких эмоций, как «Вина» (0,881), «Стыд» (0,815), «Тревога» (0,814), «Интерес» (0,604), что позволило дать условное название «Интерес к своим тревожно-депрессивным эмоциям»; третий фактор, объясняющий 72% кумулятивной дисперсии, наполнен значимыми положительными связями эмоций «Радость» (0,871) и «Удивление» (0,674).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, было выявлено, что факторная структура доминирующих эмоций в обеих группах представлена тремя факторами. При этом психологическое содержание факторов имеет как общие тенденции, так и свои особенности.

В связи с этим показатели дифференцированных эмоций и показатели физического и психологического компонентов здоровья были подвергнуты корреляционному анализу с помощью критерия Спир-мена (табл. 5).

Дифференцированные эмоции Компонент

1 2 3

Презрение 0,859 0,004 0,125

Гнев 0,805 -0,006 0,093

Страх 0,805 -0,085 0,227

Отвращение 0,771 -0,072 0,277

Горе 0,642 0,083 0,437

Радость 0,011 0,929 -0,041

Интерес -0,028 0,866 0,007

Удивление 0,190 0,812 0,184

Стыд 0,104 0,041 0,868

Вина 0,327 0,086 0,837

Тревога 0,258 0,047 0,807

Таблица 5

Результаты изучения связи характеристик психического здоровья с показателями дифференцированных эмоций у лиц с опытом переживания геронтологического насилия

(достоверность различий p<0,005**)

Шкалы 1. Интерес 2. Радость 3. Удивление 4. Горе 5. Гнев 6. Отвращение 7. Презрение 8. Страх 9. Стыд 10. Вина

РБ -0,238** -0,239** -0,143 -0,223** -0,161 - 0,015 0,004 -0,018 0,018 -0,052

ЯР -0,138 -0,167 -0,119 -0,167 -0,255** -0,045 -0,053 -0,104 0,024 -0,059

Р -0,059 -0,016 -0,011 -0,269** -0,208** -0,103 -0,080 -0,025 0,038 -0,063

ОН 0,169 0,229** 0,233** -0,178 0,006 -0,020 -0,057 0,020 0,021 0,054

УТ 0,096 0,175 0,090 -0,290** -0,136 0,006 0,014 -0,037 -0,045 -0,090

8Б -0,086 -0,029 -0,056 -0,290** -0,222** -0,058 -0,070 -0,021 -0,057 -0,099

ЯЕ -0,033 -0,078 -0,140 -0,191 -0,239** 0,036 -0,009 -0,079 -0,023 -0,032

МН 0,129 0,298** 0,085 -0,380** -0,259** -0,095 -0,091 -0,146 -0,144 -0,164

Примечание: РБ - Физическое функционирование; ЯР - Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; Р - Интенсивность боли; ОН - Общее состояние здоровья; УТ - Жизненная активность; 8Б - Социальное функционирование; К.Б - Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; МН - Психологическое (ментальное) здоровье

Согласно данным таблицы 5, найдены различные отрицательные и положительные связи физического и психологического компонентов здоровья с показателями дифференцированных эмоций у респондентов с опытом переживания геронтологического насилия. Значимые корреляционные отрицательные взаимосвязи выявлены между шкалой «Физическое функционирование» с показателями дифференцированных эмоций интерес, радость, горе; обнаружены обратные средние взаимосвязи между показателями «Физическое функционирование, обусловленные физическим состоянием здоровья» и эмоцией гнев. Средняя, но значимая взаимосвязь выявлена между показателем шкалы «Интенсивность боли» и такими эмоциями, как горе, гнев. В свою очередь, обнаружена средняя положительная взаимосвязь между шкалой «Общее состояние здоровья» и эмоциями радость и удивление. Что касается психологического

компонента здоровья, то «Жизненная активность» имеет отрицательную среднюю взаимосвязь с показателем такой эмоции, как горе. Значимые корреляционные отрицательные взаимосвязи установлены между «Социальным функционированием» и показателями эмоций горе, гнев. «Психическое здоровье», представленное «ролевым функционированием, обусловленным эмоциональным состоянием», имеет обратные взаимосвязи с показателем эмоции гнев, а шкала «Психическое здоровье» положительно коррелирует с эмоцией радость и отрицательно - с эмоциями горе, гнев.

Что касается респондентов без опыта переживания геронтологического насилия, то была найдена единственная средняя отрицательная корреляционная связь между психологическим компонентом здоровья «Социальное функционирование» и показателем дифференцированной эмоции отвращение (-0,333** при р=0,004).

Обсуждение

Основная исследовательская задача была направлена на выявление взаимосвязи доминирующих эмоций у лиц пожилого возраста с опытом переживания ге-ронтологического насилия с показателями качества жизни. Статистический анализ полученных результатов, проведенный с использованием критерия Манна - Уитни, позволил установить, что лица с опытом переживания геронтологического насилия чаще и интенсивнее переживают состояния радости, удивления и горя, чем пожилые люди без опыта переживания герон-тологического насилия. С одной стороны, пожилые люди с опытом переживания геронтологического насилия могут испытывать приятное, желанное, позитивное чувство выхода за пределы собственного «Я» и обыденной реальности, переживать кратковременное удовольствие, а, с другой стороны, испытывать негативные переживания, которые сводятся главным образом к страданию, унынию, либо к их комбинации, и являющиеся, в основном, реакцией на потерю, депрессию как сложного комплекса эмоций. Полученные результаты соотносятся с научными данными, которые говорят о том, что в пожилом возрасте происходит «изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций, а также в значительном уменьшении контроля над проявлением эмоций (смех, радость, печаль)» [19]. Следует предположить, что такая полярность эмоционального состояния пожилого человека с опытом переживания геронтологического насилия может свидетельствовать о большей зависимости от происходящих ситуаций, об их чувствительности и реактивности на внешние обстоятельства, ограниченных возможностях самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний. Как показывают ранее проведенные исследования [18], опыт переживания насилия приводит к «деформации жизненного мира, сопро-

вождающийся деформациями чувства реальности», соответственно самоконтроль над ситуациями снижается, ввиду чего пожилые люди становятся более уязвимы как к положительным, так и к отрицательным эмоциям. Факторный анализ также определенным образом подтверждает полученные данные. Факторная структура доминирующих эмоций в обеих группах представлена тремя факторами. В основной группе - это «положительные эмоции», «отрицательные эмоции» и «тревожно-депрессивные эмоции». В контрольной группе положительные и отрицательные эмоции также объединились в значимые отдельные факторы; в отличие от основной группы, третьим фактором стал интерес к тревожно-депрессивным эмоциям.

Таким образом, психологическое содержание факторов имеет как общие тенденции, так и определенные особенности. Особенности могут заключаться в том, что лица пожилого возраста с переживанием геронтологического насилия могут фиксироваться на переживании стыда, вины, тревоги, которые тесно взаимосвязаны между собой, не пытаясь понять свои состояния, разобраться в их причинах, предпринять какие-либо действия по их изменению, то есть осуществить контроль и совладание с этими состояниями. Переживание тревожно-депрессивных эмоций обычно связано со столкновением с ситуациями, обстоятельствами, которые выставляют на всеобщее обозрение «ущербность» личности или некоторые аспекты «Я» и привлекают к ним внимание. Чрезмерная склонность к самообвинениям может привести к дезадаптации или даже к психопатологии. Ранее полученные нами результаты [3] в отношении качества жизни показали, что большинство респондентов с опытом переживания ге-ронтологического насилия более ранимо, более чувствительно к изменению поведения, связанного с эмоциональными состояниями. В отличие от них, у лиц пожилого возраста, не указывающих на переживание геронтологического насилия, эти эмоции

прямо взаимосвязаны с интересом, что может проявляться в попытках разобраться и предпринять какие-то меры по их контролю - анализа возникающих ситуаций, изменения поведения, стратегий преодоления [2]. Феноменология интереса также «характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения» [10]. Следует отметить, что К. Изард [10] подчеркивает, что эмоция интереса выступает как доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека, однако, если пожилой человек редко испытывает данную эмоцию, то в его сознании доминирует какая-либо неудовлетворенная потребность и фиксация на негативных эмоциях.

Следующей важной исследовательской задачей было выявление взаимосвязи пе-реживательно-мотивационных процессов с качеством жизни лиц пожилого возраста. Выявление взаимосвязи доминирующих эмоций и субъективной оценки качества жизни по компонентам физического и психологического здоровья у лиц пожилого возраста осуществлялось на основании корреляционных связей этих показателей в основной и контрольной группах. Полученные значимые корреляционные взаимосвязи дали возможность сделать ряд предположений. У пожилых людей с переживанием геронтологического насилия ограничения в выполнении физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.д.) сопровождается снижением настроения, неспособностью радоваться и проявлять интерес к жизни. В то же время способность радоваться как переживание удовольствия, которое порождает открытость и удивление, может быть связана с открытостью и восприимчивостью к новому, прямо взаимосвязана с удовлетворенностью общим состоянием здоровья и психическим здоровьем. Рост удовлетворенности состоянием здоровья связан

с позитивными надеждами на результаты лечения, что оказывает положительное влияние на психологический и физический компоненты удовлетворенности качеством жизни.

В дальнейшем было показано, что такая специфическая эмоция, как горе, психологической основой которой могут быть разнообразные проблемные ситуации, неудовлетворенные первичные потребности, негативные образы, представления, воспоминания, коррелирует с определенными показателями как физического, так и психического компонентов здоровья. Фиксация на горе может сопровождаться у лиц с переживанием геронтологического насилия усилением физического недомогания, болевых ощущений, которые препятствуют выполнению повседневной деятельности, ограничением социальных контактов, снижением жизненной активности, что может проявляться в виде беспомощности, пассивности, возникновении депрессивных и тревожных состояний. Фиксация на гневе, активаторами которой могут выступать боль и пролонгированная печаль, у респондентов основной группы может сопровождаться неудовлетворенностью физическим функционированием, которое отражается на эмоциональном состоянии (беспокойство, страх, внутреннее напряжение, следствием чего может стать уменьшение объема и скорости выполнения работы, большие трудозатраты времени на выполнение какой-либо деятельности), ограничение социальной активности, усиление болевых ощущений, понижение настроения.

У респондентов без переживания ге-ронтологического насилия связь доминирующих эмоциональных состояний и качества жизни представлена лишь одной отрицательной корреляционной связью эмоции отвращения со шкалой ограничения социального функционирования в состоянии болезни, которая может свидетельствовать о том, что, даже испытывая такое отрицательное эмоциональное состояние,

как отвращение, пожилой человек не закрывается от социальных контактов, он готов к восприятию социальной поддержки, которая выступает как конструктивная, эффективная стратегия совладания с жизненными ситуациями. Отсутствие значимых взаимосвязей между эмоциями и удовлетворенностью физическим и психическим компонентами качества жизни в контрольной группе может указывать на отсутствие непосредственной зависимости удовлетворенности качеством жизни от характера эмоций, на то, что это влияние может носить опосредствованный характер, связанный, возможно, с копинг-ресур-сами личности и совладания.

Заключение

Таким образом, на основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Обнаружено, что доминирующие эмоции пожилых людей с опытом переживания геронтологического насилия имеют отличительные особенности по сравнению с теми пожилыми людьми, у которых данный опыт отсутствует, проявляющиеся в выраженности полярных эмоций.

2. Для респондентов с опытом переживания геронтологического насилия характерен фактор «Тревожно-депрессивные эмоции», а для респондентов без опыта переживания геронтологического насилия - характерен фактор «Интерес к тревожно-депрессивным состояниям».

3. У лиц пожилого возраста с переживанием геронтологического насилия отмечена тесная связь эмоций и качества жизни: положительные эмоции (радость, интерес, удивление) сопровождаются ростом удовлетворенности компонентами физического и психического здоровья, отрицательные эмоции гнев и горе обратно взаимосвязаны с удовлетворенностью качеством жизни, что может указывать на сниженные способности к совлада-нию.

4. Отсутствие значимых взаимосвязей между эмоциями и удовлетворенностью физическим и психическим компонентами качества жизни в контрольной группе может указывать на отсутствие непосредственной зависимости удовлетворенности качеством жизни от характера эмоций, на то, что это влияние может носить опосредствованный характер, связанный, возможно, с копинг-ресурсами личности, совладания, самоконтроля, саморегуляции.

5. Выявленные особенности эмоциональной сферы пожилого человека с опытом переживания геронтологического насилия позволяют определить мишени психологической коррекции и психологического взаимодействия, задачи, методы и приемы социально-психологического сопровождения лиц пожилого возраста.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект 17-36-00014 «<Герон-тологическое насилие в структуре жизненного мира пожилых людей».

Литература

1. Александрова Н-X. Особенности субъект -ности человека на поздних этапах онтогенеза: дис. ... д-ра психол. наук. - М.: 2000. - 212 с.

2. Бабакова Л.В., Стрижицкая О.Ю. Ко-пинг-стратегии пожилых людей в Болгарии и России // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - № 1 URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN117.pdf.

3. Боженкова К.А., Бохан Т.Г., Терехина О.В. Особенности субъективного качества жизни у лиц пожилого возраста с опытом переживания геронтологического насилия // Вестник КемГУ. - 2018. - № 1(73). - С. 90101.

4. Буслаева М.Ю. Особенности эмоциональных состояний людей пожилого возраста в ситуации нарушения психологической безопасности / В кн.: Сб. науч. трудов по итогам межд. научно-практ. конф. «Педагогика, психология и образование: от теории к практике». - Ростов-на-Дону, 2015. - С. 120-122.

5. Васильев И.А. Место и роль эмоций в психологической системе // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2008. - № 2. - С. 113-127.

6. Депрессия. Информационный бюллетень ВОЗ. - 2018. URL: https://www. who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ depression.

7. Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости / В кн.: Психология старости и старения: Хрестоматия для психологических факультетов вузов. Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 164-171.

8. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. -320 с.

9. Землянский Д.А. Оздоровительная физическая культура с лицами пожилого возраста в условиях стационарных учреждений социального обслуживания населения: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2011. - 141 с.

10. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 464 с.

11. Ильин Е.П. Психология взрослости. -СПб.: Питер, 2012. - 469 с.

12. Кадырова В.Х. Психологические особенности эмоциональной сферы пожилых людей // Концепт. - 2012. - № 7. - С. 46-50.

13. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. -Томск: ТГУ, 2005. - 174 с.

14. Малкина-Пых И. Возрастные кризисы. -М.: Эксмо, 2004. - 896 с.

15. Мамчиц Л.П. Состояние здоровья и качество жизни людей пожилого и старческого возраста // Проблемы здоровья и экологии. - 2014. - № 4. - С. 116-120.

16. Межличностное насилие и алкоголь в Российской Федерации. Разорвать замкнутый круг: рассмотрение проблем межличностного насилия в Российской Федерации с точки зрения общественного здоровья: программа по профилактике насилия и травматизма. Европейское бюро ВОЗ (2006). URL: http://www.euro.who.int/ pubraquest.

17. Мелёхин А.И. Качество жизни в пожилом и старческом возрасте: проблемные вопросы

// Современная зарубежная психология. -2016. - № 1. - С. 53-63.

18. Некрасова Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Барнаул, 2005. - 18 с.

19. Немчин Т.А. Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявления в пожилом возрасте / В кн.: Психология старости. Хрестоматия: учебное пособие для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2004. - С. 412-425.

20. Новикова И.А., Соловьев А.Г., Местечко В.В. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста с пограничными психическими расстройствами // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - № 4(27). URL: http:// mprj.ru.

21. Попова Т.А. Поздний онтогенез: некоторые аспекты исследования // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2017. - № 1. - С. 33-43.

22. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. - М.: Рефл-бук; Киев: «Ваклер», 1997. - 320 с.

23. Рыбинская А.В. Психологические характеристики кризиса пожилого возраста // Вестник ТГУ - 2013. - № 7(123). - С. 128132.

24. Фирсова Н.Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 24(143). - С. 218-225.

25. Шагидаева А.Б. Эмоциональная сфера в старости: возрастные и региональные различия [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2014. -№ 2. - С. 102-115.

26. Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте / В кн.: Психология старости. Хрестоматия: учебное пособие для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2004. - С. 525-537.

27. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М.: Медицина, 2008. - 616 с.

28. Liu Y.-I., Chu F.-Y. Effect of a horticultural therapy program on the emotional well-being of older adults with dementia // Journal of Research in Education Sciences. - 2018. - Vol. 63. - P. 257-289.

References

1. Aleksandrova NKh. Osobennosti sub'yektnos-ti cheloveka na pozdnikh etapakh ontogeneza: dis ... d-ra psikhol nauk. Moscow: 2000: 212 (in Russian).

2. Babakova LV, Strizhitskaya OYu. Kop-ing-strategii pozhilykh lyudey v Bolga-rii i Rossii. Internet-zhurnal «Mir nauki» 2017; 1. URL: https://mir-nauki.com/PD-F/07PSMN117.pdf.

3. Bozhenkova KA, Bokhan TG, Terekhina OV. Osobennosti sub'yektivnogo kachestva zhizni u lits pozhilogo vozrasta s opytom perezhivaniya gerontologicheskogo nasili-ya. Vestnik KemGU 2018; 1(73):90-101 (in Russian).

4. Buslayeva MYu. Osobennosti emotsional'nykh sostoyaniy lyudey pozhilogo vozrasta v situat-sii narusheniya psikhologicheskoy bezopasno-sti. V kn: Sb nauch trudov po itogam mezhd nauchno-prakt konf «Pedagogika, psikhologi-ya i obrazovaniye: ot teorii k praktike». Ros-tov-na-Donu, 2015:120-122 (in Russian).

5. Vasil'yev IA. Mesto i rol' emotsiy v psikholog-icheskoy sisteme. Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Seriya 14: Psikhologiya 2008; 2:113127 (in Russian).

6. Depressiya. Informatsionnyy byulleten' VOZ. 2018. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression.

7. Yermolayeva MV. Metody psikhologicheskoy regulyatsii emotsional'nykh perezhivaniy v starosti. V kn: Psikhologiya starosti i stareni-ya: Khrestomatiya dlya psikhologicheskikh fakul'tetov vuzov. Sost OV Krasnova, AG Liders. Moscow: Akademiya, 2003:164-171 (in Russian).

8. Yermolayeva MV. Prakticheskaya psikhologiya starosti. Moscow: EKSMO-PRESS, 2002: 320 (in Russian).

9. Zemlyanskiy DA. Ozdorovitel'naya fizich-eskaya kul'tura s litsami pozhilogo vozrasta v usloviyakh statsionarnykh uchrezhdeniy sotsi-al'nogo obsluzhivaniya naseleniya: dis . kand ped nauk. Volgograd, 2011: 141 (in Russian).

10. Izard KE. Psikhologiya emotsiy. St. Petersburg: Izdatel'stvo «Piter», 1999: 464 (in Russian).

11. Il'in Ye P. Psikhologiya vzroslosti. St. Petersburg: Piter, 2012: 469 (in Russian).

12. Kadyrova VKh. Psikhologicheskiye osoben-nosti emotsional'noy sfery pozhilykh lyudey. Kontsept 2012; 7:46-50 (in Russian).

13. Klochko VYe. Samoorganizatsiya v psikholog-icheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental'nogo prostranstva lichnosti. Tomsk: TGU, 2005: 174 (in Russian).

14. Malkina-Pykh I. Vozrastnyye krizisy. Moscow: Eksmo, 2004: 896 (in Russian).

15. Mamchits LP. Sostoyaniye zdorov'ya i kachest-vo zhizni lyudey pozhilogo i starcheskogo vozrasta. Problemy zdorov'ya i ekologii 2014; 4:116-120 (in Russian).

16. Mezhlichnostnoye nasiliye i alkogol' v Rossi-yskoy Federatsii. Razorvat' zamknutyy krug: rassmotreniye problem mezhlichnostnogo nasiliya v Rossiyskoy Federatsii s tochki zreni-ya obshchestvennogo zdorov'ya: programma po profilaktike nasiliya i travmatizma. Yev-ropeyskoye byuro VOZ (2006). URL: http:// www.euro.who.int/pubraquest.

17. Melokhin AI. Kachestvo zhizni v pozhilom i starcheskom vozraste: problemnyye voprosy. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya 2016; 1:53-63 (in Russian).

18. Nekrasova YeV. Prostranstvenno-vremennaya organizatsiya zhiznennogo mira cheloveka: avtoref dis . d-ra psikhol nauk. Barnaul, 2005: 18 (in Russian).

19. Nemchin TA. Spetsifika sotsial'no-psikho-logicheskikh faktorov genezisa emotsiy i ikh proyavleniya v pozhilom vozraste. V kn: Psik-hologiya starosti. Khrestomatiya: uchebnoye posobiye dlya fakul'tetov: psikhologicheskikh, meditsinskikh i sotsial'noy raboty. Red-sost. DYa Raygorodskiy. Samara: BAKHRAKH-M, 2004: 412-425 (in Russian).

20. Novikova IA, Solov'yev AG, Mestechko VV. Osobennosti emotsional'noy sfery lits pozhilogo vozrasta s pogranichnymi psikh-icheskimi rasstroystvami. Meditsinskaya psik-hologiya v Rossii: elektron nauch zhurn, 2014; 4(27). URL: http://mprj.ru. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Popova TA. Pozdniy ontogenez: nekotoryye aspekty issledovaniya. Vestnik PGGPU. Seriya № 1. Psikhologicheskiye i pedagogicheskiye nauki 2017; 1:33-43 (in Russian).

22. Rodzhers K. Kliyentotsentrirovannaya terapi-ya. Moscow: Refl-buk; Kiyev: «Vakler», 1997: 320 (in Russian).

23. Rybinskaya AV. Psikhologicheskiye kharakter-istiki krizisa pozhilogo vozrasta. Vestnik TGU 2013; 7(123):128-132 (in Russian).

24. Firsova NG. Osobennosti samootsenki lyudey pozhilogo vozrasta posle vykhoda na pensiyu. Nauchnyye vedomosti BelGU. Seriya: Guman-itarnyye nauki 2012; 24(143):218-225 (in Russian).

25. Shagidayeva AB. Emotsional'naya sfera v sta-rosti: vozrastnyye i regional'nyye razlichiya [Internet]. Psikhologo-pedagogicheskiye issle-dovaniya 2014; 2:102-115 (in Russian).

26. Shapovalenko IV. Sotsial'naya situatsiya razvi-tiya v pozhilom vozraste. V kn: Psikhologiya starosti. Khrestomatiya: uchebnoye posobiye dlya fakul'tetov: psikhologicheskikh, med-itsinskikh i sotsial'noy raboty. Red.-sost. D.YA. Raygorodskiy. Samara: BAKHRAKH-M, 2004:525-537 (in Russian).

27. Shakhmatov NF. Psikhicheskoye stareniye: schastlivoye i boleznennoye. Moscow: Medit-sina, 2008: 616 (in Russian).

28. Liu Y-I, Chu F-Y. Effect of a horticultural therapy program on the emotional well-being of older adults with dementia. Journal of Research in Education Sciences 2018; 63:257289.

THE EFFECT OF DIFFERENTIATED EMOTIONS ON QUALITY OF LIFE IN ELDERLY PEOPLE WITH EXPERIENCE OF GERONTOLOGICAL VIOLENCE

K.A. BOZHENKOVA, T.G. BOKHAN National Research Tomsk State University

This work is aimed at studying the dominant emotions and their connection with the subjective assessment of the quality of life in elderly people with the experience of gerontological violence. It has been established that elderly people with the experience of gerontological violence demonstrate a close connection between emotions and quality of life: positive emotions (joy, interest, surprise) are accompanied by an increase in the satisfaction with the components of physical and mental health, whereas negative emotions such as anger and grief are inversely related to satisfaction with the quality of life, which may indicate a reduced ability of self-regulation, self-control. The obtained data will help to determine the rehabilitation and resource potential, on the basis of which psychological intervention providing crisis psychological assistance to older people with the experience of gerontological violence would be possible.

Keywords: gerontological violence, quality of life, psychological component of health, physical component of health, differentiated emotions, elderly people, open self-organizing system, self-control, self-regulation, life activity.

Address:

Bozhenkova K.A.

Postgraduate student of Department of Psychotherapy

and Psychological Counseling of the Faculty of Psychology,

National Research Tomsk State University

E-mail: bozhenkova.k@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.