Научная статья на тему 'Изучение эмоций человека в различных областях науки'

Изучение эмоций человека в различных областях науки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7091
876
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ВОСПРИЯТИЕ / EMOTIONS / NONVERBAL LANGUAGE / NONVERBAL COMPONENTS / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвина А. С.

В данной работе рассмотрены трактовки термина «эмоция», представлены также классификации базовых эмоций, в основу которых положены различные принципы, для решения разного круга задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDYING OF HUMAN EMOTIONS IN DIFFERENT FIELDS OF INVESTIGATION

In this paper various definitions of the word "emotion" are applied. Also much coverage is given to different classifications of basic emotions according to well-known psychologists and linguists. In order to solve concrete problems one should use the classification based on necessary principles.

Текст научной работы на тему «Изучение эмоций человека в различных областях науки»

Библиографический список

1. Гармаева, С.И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1997.

2. Ринчен, Б. Об одной хори-бурятской родословной // Acta orientalia Academiae scietiarum Hungaricae. t. XVIII. - Buda-pest, 1965.

3. Балдаев, С.П. Родословные легенды и предания. Булагаты и эхириты. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970. - Ч. I.

4. Цыдендамбаев, Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972.

5. Морохоева, З.П. Личность в культурах Востока и Запада». - Новосибирск: ВО «Наука», 1994.

6. Гумилев, Л.Н. Поиски вымышленного царства. - М.: Наука, 1970.

7. Михайлов, Т.М. О Буха-нойоне // Этнологические исследования: сб. ст. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - Вып. I.

Статья поступила в редакцию 29.03.10

УДК 800.001

А. С. Литвина, аспирант БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail:liana_l@hotbox.ru ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ НАУКИ

В данной работе рассмотрены трактовки термина «эмоция», представлены также классификации базовых эмоций, в основу которых положены различные принципы, для решения разного круга задач.

Ключевые слова: эмоции, невербальный язык, невербальные компоненты, восприятие.

Эмоции - одна из наиболее существенных сторон в жизни человека. Очень трудно представить себе какую-либо деятельность человека так или иначе не связанную с областью эмоций. Несмотря на то, что об эмоциях много написано как в художественной, так и в научной литературе, они все же вызывают большой исследовательский интерес у философов, физиологов, психологов и лингвистов.

Физиологи дают объяснение роли эмоций в жизнедеятельности человека и раскрывают их значение в становлении человечества как вида, их универсальное значение в жизни организма [1]. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как междисциплинарный предмет, поскольку какая-либо одна из отраслей науки не может дать исчерпывающий анализ этого понятия.

Долгое время проблема эмоций была сферой компетенции психологов, психиатров и философов, однако в XX веке благодаря экспериментальным и теоретическим разработкам отечественной физиологической школы была подтверждена глубокая внутренняя связь проблемы эмоций с основными теоретическими положениями учения о высшей нервной деятельности [2].

В исследованиях физиологов предпринимаются попытки выделить положительные и отрицательные подкрепляющие структуры мозга, вызывающие либо положительные, либо негативные эмоциональные ощущения и состояния. Также физиологи пытаются исследовать вопрос о нейрохимическом обеспечении положительных и отрицательных эмоций. Новейшие исследования мозга, его отделов и структур расширяют и углубляют знания о физиологических механизмах эмоций и чувств. Однако в отношении физиологических механизмов человеческих эмоций еще остается много неизученного и неясного.

Наиболее тщательно эмоции исследованы в психологической науке. При обсуждении вопроса сущности эмоций в психологии традиционно ведется речь об их роли для человеческого организма и всей жизнедеятельности человека в целом, об источниках их возникновения, формах протекания, классификациях.

Однако при обращении к области психологии эмоций возникает ряд проблем. Прежде всего, оказывается, что психология эмоций не располагает единой теорией эмоциональных явлений, и многие авторы интерпретируют сам термин эмоция по-разному. Считается, что сама трактовка понятия «эмоция» может быть различной в зависимости от теоретических оснований конкретного исследования.

Так, психологический словарь дает следующее определение: “эмоции (от лат. ешоуеге - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающихся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей” [3, с. 400].

А.Н. Леонтьев рассматривает эмоции как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внеш-

них и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [4].

В исследовании В.Н. Куликова, AT. Ковалева эмоции - относительно кратковременные переживания средней интенсивности, например: радость, гнев, страх и т.п. (в переводе на русский язык слово "эмоция" означает душевное волнение, душевное движение) [5].

К. Изард считает, что эмоция - "сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты. Ин-траиндивидуальный процесс взаимодействия этих компонентов, в результате которого возникает эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов" [6, с. 69].

Рассмотрев приведенные выше трактовки термина «эмоция» хотим отметить, что согласны с позицией В.Н. Куликова и AT. Ковалева, что эмоции носят относительно кратковременный характер, а также то, что они представляют нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный процесс.

Несмотря на то, что само понятие «эмоции» может трактоваться по-разному, и не имеется единой теории, в этой области исследования накоплен большой фактический материал, систематизация которого осуществляется через попытки классификации эмоций. Вопрос о количестве и видах эмоциональных реакций обсуждается в науке давно. Следует отметить, что существующие классификации довольно многочисленны и разнообразны. Этот факт объясняется тем, что многие исследователи, предпринимая попытки дать универсальные классификации эмоций, выдвигали для этого собственные основания [7]. Сравнительный анализ этих психических явлений показывает возможность их объединения по разным основаниям.

Общепринятым считается полярное деление переживаний по знаку, где выделяются положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные эмоциональные переживания [7]. Именно такое деление эмоций и чувств В.Н. Куликов и А.Г. Ковалев считают значимым для здоровья личности и ее деятельности. При этом положительные (стенические) эмоции благоприятно сказываются на активной деятельности и жизнедеятельности человека. В свою очередь, при отрицательных (астенических) переживаниях исследователи отмечают снижение способности разумно мыслить, дезорганизацию воли и дефекты восприятия [5].

Существование положительных и отрицательных эмоций ни у кого не вызывает сомнения, однако понятия положительности и отрицательности в отношении эмоций требуют некоторого уточнения. Иногда бывает достаточно трудно однозначно отнести ту или иную эмоцию к положительной или отрицательной. Например, такие эмоции, как гнев или стыд, трудно безоговорочно отнести к отрицательным. Психологи отмечают, что гнев иногда способствует выживанию индивида, он может соотноситься с защитой личного достоинства или сохранению личной целостности, то есть может быть положительным [6]. П.В. Симонов говорит о смешанных эмоциях, когда в одном и том же переживании соче-

таются и положительные, и отрицательные оттенки [8]. Это свидетельствует о том, что знак эмоциональных переживаний (приятное - неприятное) может не соответствовать традиционному делению эмоций на положительные и отрицательные [7]. В связи с этим, целесообразнее говорить о том, что эмоция является положительной или отрицательной, исходя из процессов взаимодействия между субъектом и окружающей его средой, от психологических, психических, экологических и других факторов.

Встает вопрос: существуют ли безразличные, индифферентные состояния, не отягченные какими-либо эмоциональными переживаниями. А.Н. Лук связывает правомерность выделения чувственно-нейтральных состояний (удивления, любопытства и др.) с наличием чувственно-нейтральных участков в нервной системе [9]. Однако и в этих состояниях человек переживает свое отношение к миру и самому себе, но переживания лишены выраженной приятной или неприятной окраски [9]. Г.А. Вартанян и Е.С. Петров, определив шкалу эмоций как "+", "О", "-", утверждают, что нуля как такового не существует. Он является "плавающим" относительным параметром, абстрактной теоретической величиной. "Положительные и отрицательные эмоции балансируют возле нуля, как бы перескакивая через него, и создают текущий интегрированный эмоциональный фон - настроение, "хорошее" или "плохое", но практически никогда "полностью индифферентное", "нулевое" [10, с. 15].

Действительно, любая эмоция отражает какое-либо состояние человека, которое редко когда может быть выражено нейтрально.

По критерию интенсивности эмоции и чувства можно подразделять на слабые, умеренные и сильные, которые могут переходить друг в друга, меняя свою силу. Е.П. Ильин отмечает, что при дифференцировании эмоциональных переживаний по параметру интенсивности и глубины чаще всего используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом - высокой интенсивности (аффекты) [7].

Ученые подразделяют эмоции по их направленности на тот или иной объект, то есть по их содержанию. Согласно этому критерию образуется несколько групп эмоций. К первой группе относят нравственные чувства - эмоциональное отношение человека к поведению других людей и к своему собственному (совесть, честь, долг, уважение, сострадание). Второй группой считают интеллектуальные чувства - переживания, сопутствующие познанию, интеллектуальной деятельности человека и влияющие на нее (любознательность, удивление, чувство нового). В следующую группу выделяют эстетические эмоции и чувства, которые связаны с восприятием прекрасного, трагического, комического в природе, обществе, произведениях литературы и искусства, взаимоотношениях людей (удовольствие, восторг, беспокойство). К последней группе относятся практические чувства, связанные с деятельностью человека (трудовой подъем, энтузиазм, азарт, эмоциональный спад) [5].

Сторонники дискретной модели эмоциональной сферы человека делят эмоции на первичные (базисные) и вторичные. Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций - от двух до десяти. П. Экман и В. Фризен на основе изучения лицевой экспрессии выделяют семь таких эмоций: гнев, страх, отвращение, презрение, удивление, печаль и радость [11]. К. Изард называет 10 базовых (фундаментальных) эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес [6].

Исследователи считают возможным выделение фундаментальных эмоций на основании их уникальности на нейрофизиологическом, экспрессивном и субъективном уровнях; или на основании их специфического влияния на различные подсистемы личности: перцептивную, когнитивную, моторную и подсистему социального функционирования. Однако исследователи указывают на размытость формирующих эмоцию сегментов, четкая идентификация которых трудновыполнима [12]. "Чистых" эмоций в природе не бывает, они в действительности тесно сплетены друг с другом; всякая эмоция комплексна, она подобна молекуле, состоящей из множества атомов [13, с. 34].

Разные исследователи приводят разные наборы эмоций и эмоциональных состояний, что может быть представлено в таблице.

1. Джемс У. (1984) Страх, гнев, любовь, ненависть, волнение, любопытство, стыд, испуг, печаль, ярость, ужас, удовольствие, восхищение.

2. Додонов Б.И. (1978) Счастье, наслаждение, страдание, нежность, умиление, радость, забота, уважение, увлеченность, решительность, удивление, недоумение, веселье, беззаботность, сопереживание, участие, жалость, симпатия, расположение, уважение, признательность, благодарность, обожание, гордость, превосходство и др.

3. Изард К.(2002) Радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес

4. Ильин Е.Л. (2002) Волнение, тревога, страх, отчаяние, удовлетворение, радость, обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска и ностальгия, горе, веселье, смущение, смятение, стыд, вина, презрение, удивление, интерес, эмоция догадки, сомнение.

5. Лук А.Н. (1982) Удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, гордость, неудовольствие, горе, отчаяние, тоска, печаль (грусть), уныние, скука, разочарование, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, гнев, безразличие, любопытство, удивление.

6. Симонов П.В. (1982) Наслаждение, удовольствие, комфорт, неудовольствие, отвращение, страдание, восторг, счастье, радость, спокойствие, беспокойство, печаль, горе, отчаяние, бесстрашие, смелость, уверенность, расслабление, настороженность, тревога, страх, ужас, торжество, воодушевление, бодрость, невозмутимость, нетерпение, негодование, гнев, ярость, бешенство.

7. Рейковский Я. (1979) Страх, гнев, радость, паника, ужас, экстаз, обида, грусть, печаль, отвращение, надежда, любопытство, удовольствие, удовлетворение, гордость, стыд, беспокойство, сочувствие, страдание.

Указанные списки эмоций свидетельствуют о том, что лишь относительно небольшое количество эмоций попадает в шесть из семи представленных классификаций. Совпавшие эмоции имеют негативную окраску, например, гнев (6/7), печаль (6/7),

страх (6/7), лишь только одна эмоция окрашена положительно -радость (6/7). Это подтверждает факт сложности исследуемого феномена и возможности получения различных, нередко противоречивых классов эмоций в рамках отдельных теорий в зависи-

мости от исходных позиций их авторов. Б.И. Додонов отмечает, что создать универсальную классификацию эмоций вообще невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной при решении другого круга задач [14].

Мы полностью разделяем такую позицию, поэтому для решения задач, которые мы ставим в этом исследовании, а именно восприятие инокультурных жестов носителями другой

лингвокультуры, мы решили отнести следующие эмоции к базовым: ярость (агрессия), печаль, презрение, страх, недоумение, удивление, радость, восторг. Как нам представляется, именно эти эмоции выступают в качестве первой реакции на незнакомые компоненты невербальной коммуникации, которые нам предстоит изучить и проанализировать в рамках данного исследования.

Библиографический список

1. Судаков, К.В. Системная организация поведенческих актов // Нормальная физиология / под. ред. К.В. Судакова. - М., 1999.

2. Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров. - Л., 1989.

3. Психологический словарь. - М., 1996.

4. Леонтьев, АН. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.

5. Куликов, В.Н. Эмоции и чувства в жизни человека / В.Н. Куликов, А.Г. Ковалев. - Иваново, 1997.

6. Изард, К. Психология эмоций. - СПб., 2002.

7. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2002.

8. Симонов, П.В. Что такое эмоция? - М., 1966.

9. Лук, А.Н. Эмоции и чувства. - М., 1972.

10. Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров. - Л., 1989.

11. Ekman P., Friesen W.V. The Facial Action Coding System: A technique for the measurement of facial movement, Paolo Alto, 1978.

12. Рубинштейн, С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. - М., 1984.

13. Красавский, Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингво-культурах. - Волгоград, 2001.

14. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.

Статья поступила в редакцию 29.03.10

УДК 811.11-112

Т.В. Федосова, канд. филол. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: tatyana.fedosova@gmail.com

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Статья посвящена анализу основных характеристик постмодернизма и их преломлению в современных литературных произведениях. В работе представлено философское осмысление основополагающих принципов постмодернизма, дана их филологическая интерпретация и приведены подтверждения из произведений современных авторов-постмодернистов.

Ключевые слова: постмодернизм, художественный текст, языковая игра, темпоральность, жанровый синкретизм.

В разные исторические периоды реакцией на застойные явления в обществе и науке, культуре и религии становились как спонтанные, так и подготовленные акты протеста. Итогом подобных протестов были как возвращение к прежнему положению дел, так и кардинальные преобразования в определенной сфере человеческой деятельности. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть постмодернизм как ответную реакцию на устоявшиеся взгляды и шаблоны модернизма и проанализировать его влияние на развитие современной западной литературы.

Исследователи постмодернистского течения отмечают тот факт, что оно является негативной реакцией на классический модернизм с его просвещенческим разумом и рационализмом. Природу реакционной сути этого направления, на наш взгляд, во многом подчеркивают его внутренние противоречия, отсутствие единой концептуальной основы и несогласованность идей. В то же время, поиск нестандартных путей и творческий подход постмодернизма определяет его существенный вклад в формирование современных тенденций в литературе и искусстве.

Фундаментальный принцип постмодернизма - плюрализм, подразумевает децентрацию и фрагментарность, изменчивость и неопределенность. Отвергая все бинарные оппозиции: классовые, половозрастные и расовые, постмодернизм в то же время формирует новую оппозицию, противопоставляя себя модернизму. Вследствие этого на место целого ставятся части, их разнообразие и взаимосвязь. «Постмодерн начинается там, где кончается целое. И он категорически выступает против новых попыток тоталитаризации...» [1, с. 129]. Разнообразие достигается через выявление ряда позиций, точек зрения субъектов познания и временных рамок. Взаимосвязь же определяется попыткой соединить несоединимое и совместить несовместимое, используя образы мозаики, лабиринта, калейдоскопа. «Одновременность разновременного, симуль-

танность и взаимопроникновение различных точек зрения стали новым естеством» [2, с. 21].

Идеал постмодернистов - это хаос, неупорядоченность, множественность смыслов и субъективность истин. Они выступают за асистемность, вариативность, за соединение науки и искусства, философии и филологии и т.д. Децентрация, или упразднение центра, связана с упразднением силы власти, пространственных и временных границ, что ведет к эклектическому господству любых стилей, форм и направлений. Стирание пространственно-временных границ сопряжено с потерей значимости традиции. В этой связи более пристального внимания заслуживает трактовка времени в философии постмодернизма.

Для постмодернизма хронология как единый и непрерывный процесс не важна, главное в нем - становление настоящего. Реальность существует только в настоящем. В качестве иллюстрации, подтверждающей данное положение теоретиков, приведем отрывок финала романа А. Мердок «Неофициальная роза», где главный герой размышляет о своей жизни и о времени: What hold had one on the past? The present moment was a little light travelling in darkness... His consciousness was a tenuous and dim receptacle and it would soon be extinct. But meanwhile there was now, the wind and the starry night and the great erasing sea. And ahead there was India and the unknown future, however brief... Perhaps he had been confused, perhaps he had understood nothing, but he had certainly survived. He was free. O spare me a little that I may recover my strength: before I go hence and be no more seen.

Джон Фаулз неоднократно подчеркивает важность настоящего момента: Least of all how lucky we are still to dwell in the now. Still... still. I exist still as I write this, you exist still as you read it. Can’t you sense a mystery, a precious secret told to you alone, in that word? Автор говорит о горизонтальности истории: I was trying to emphasize the importance of the now.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.