Научная статья на тему 'Влияние денежно-кредитной политики на микрофинансирование МСБ'

Влияние денежно-кредитной политики на микрофинансирование МСБ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние денежно-кредитной политики на микрофинансирование МСБ»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП

ВЛИЯНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ МСБ

Акимова А.А. - магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

Российская современная действительность формирует малый бизнес в нашей стране, развитие которого происходит в сложных условиях. Поддержка малого бизнеса в нашей стране оказывается Президентом, Правительством и федеральными органами власти, при этом местные власти играют в его развитии негативную роль из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций.

В 2010 г. Правительство РФ поставило задачу оказывать значительную всестороннюю поддержку малому и среднему бизнесу, доля которого к 2020 г. в экономике страны должна составить 60-70%. Господдержка малого бизнеса проявляется прежде всего в принятии законодательных решений, которые уменьшают количество проверок со стороны контролирующих органов. Еще одним видом господдержки малого бизнеса является проведение специальных конкурсов, победители которых могут выиграть грант (денежное пособие) на развитие собственного дела.

Одной из самых больших проблем малого бизнеса в России являются высокие процентные ставки по кредитам. В рамках господдержки малого бизнеса создаются структуры, которые помогают частным предпринимателям получать микрокредиты на небольшой срок на весьма выгодных условиях. Для получения денежных средств на развитие частных предприятий в рамках программы господдержки малого бизнеса создан специальный фонд для помощи частным предприятиям.

В 2008 г. была утверждена Областная целевая программа по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009-2011 гг. В 2011 г. объем финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на Южном Урале составил более 170 млн рублей.

С 2012 г. действовала шестая ОЦП развития малого и среднего предпринимательства, однако в 2013 г., она утратила силу, была утверждена

180

новая программа по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, в рамках которой запланировано выделить 196 000 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета (50 000 тыс. руб.) и средства федерального бюджета (146 000 тыс. руб.) на поддержку МСБ [1].

Приоритетными направлениями реализации ОЦП, являются:

1) сокращение административных барьеров;

2) развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;

3) снижение налоговой нагрузки;

4) имущественная поддержка;

5) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важнейшими целевыми индикаторами и показатели этой программы являются:

1) увеличение количества малых и средних предприятий - юридических лиц с 35,7 тыс. единиц (в 2012 г.) до 36,4 тыс. единиц;

2) увеличение доли среднесписочной численности (без учета внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без учета внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 23,6% (в 2012 г.) до 24,3%;

3) увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций с 20,8% (в 2012 г.) до 23,2%.

Согласно статистическим данным, средний размер кредита, который просят у банка малые предприятия в России составляет от 50 тыс. до 300 тыс. руб. На первый взгляд сумма не столь уж большая, однако на практике получить её совсем непросто. По этой причине большей популярностью у бизнесменов в данное время пользуются потребительские кредиты. Причина нелюбви банков к кредитованию малого бизнеса состоит в том, что оно сопряжено с большим риском, однако в процентном выражении риски составляют всего 0,1—3,5%. Данный процент позволяет относиться к кредитованию малого бизнеса с большим энтузиазмом.

Не все банки желают сотрудничать с бизнесменами, но и не все бизнесмены хотят брать кредиты в банке. Подавляющее большинство из них мотивируют это необходимостью вносить залог, а также высокими процентными ставками. Если малые предприятия, которые оперируют на рынке более полугода, ещё могут на что-то рассчитывать, то кредитование молодого

181

бизнеса, а уж тем более кредитование стартапов находится за пределом всех мечтаний. Тем не менее, некоторые банки заявляют о кредитовании малого и среднего бизнеса как об одном из приоритетных направлений деятельности. Создаются новые кредитные продукты, возрастает интерес к сотрудничеству с малыми предприятиями.

Г осподдержка малого бизнеса тем не менее не приносит тех результатов, на которые рассчитывало Правительство Российской Федерации. Суровые российские реалии таковы, что многие россияне не хотят начинать собственное дело, предпочитая работать на государственных предприятиях. Кроме того, «серая» структура работы многих частных предприятий не дает им возможность воспользоваться программами господдержки малого бизнеса.

2 июля 2010 г. Президент РФ подписал федеральный закон №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Документ предусматривает обеспечение создания правовых основ деятельности микрофинансовых организаций (МФО), порядок и условия предоставления микрозаймов, а также прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю в сфере микрофинансирования.

Микрофинансовой деятельностью называется деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации (МФО), а также иных юридических лиц, имеющих право на ее осуществление в соответствии со статьей 2 федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) (гл. 1, ст. 2, п. 1 Закона о микрофинансовой деятельности и МФО №151-ФЗ от 4 января 2011 г.).

182

183

Таблица 1 - Сравнительная таблица программ кредитования малого бизнеса

Сбер банк ПримСоц банк Юни Кредит банк Пром связь Банк Абсолют Банк Альфа Банк Банк Зенит Банк Москвы Бин банк МДМ Банк Рос банк

Мин. сумма кредита (т.р) 30 100 500 300 1000 350 300 150 300 150

Мах. сумма кредита (т.р) 2000 2000 1000 1000 15000 3000 1000 1500 1000 30000

Срок кредито- вания (мес.) 6-36 до 24 до 24 до 24 до 24 6-24 до 24 6-36 до 36 до 24 3-60

% ставки 17-18 15,5-17,5 9,5-17,5 19 14-17 От 17 20 10,9 15,7-17,4 11-17 9,4- 12,7

Комиссия (%) — 3 2 2 1 2 1,5 - 1 2 0,3-1,5

Обеспечение кредита — — — — — — — — + — —

Доп. требования 25-65 лет Срок сущ. от 12 мес. Не менее 6 мес. Не менее 6 мес.

Срок рассмотрен ия (дней) до 3 до 3 н.д 1 7 5 3 1-2 3-15

Микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом.

Создание благоприятных условий для доступа начинающих предпринимателей и представителей малого предпринимательства к кредитнофинансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрозаймов является важнейшим направлением повышения уровня благосостояния и качества жизни людей, обозначенные в Концепции повышения доступности розничных финансовый услуг в Российской Федерации на 2008-2012 гг.

В 2012 г. была разработана Концепция развития кредитной кооперации Российской Федерации на период 2012-2016 гг., которая стала развитием предыдущей концепции. Ее целью является эффективное и устойчивое развитие кредитной кооперации в России на указанный период, ее переход в новое качественное состояние, определение актуальных направлений и задачи движения, механизмов реализации Концепции.

Задачами Концепции являются:

1) определение миссии российского кредитного кооперативного движения, принципов построения, социальных приоритетов и особенностей деятельности кредитных кооперативов;

2) анализ текущей ситуации в российской экономике и на целевых финансовых рынках с целью определения факторов, влияющих на развитие кредитной кооперации в прогнозируемом периоде;

3) оценка состояния современной российской кредитной кооперации;

4) разработка стратегических направлений и мер по развитию системы кредитной кооперации, определение ожидаемых результатов реализации Концепции;

5) предложение механизмов управления и показателей оценки эффективности реализации Концепции.

Основными условиями предоставления микрозаймов микрофинансовыми организациями являются:

184

1) микрозаймы, предоставляемые микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма;

2) порядок и условия предоставления микрозаймов, устанавливаемые микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации;

3) правила предоставления микрозаймов, которые должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

а) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;

б) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;

в) иные условия, установленные внутренними документами

микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

4) условие, при котором договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением микрофинансовой организации права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля;

5) когда правилами предоставления микрозаймов не могут

устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма. В случае установления в правилах предоставления микрозаймов условий, противоречащих условиям договора микрозайма, заключенного с заемщиком, применяются положения договора микрозайма.

2013 г. ознаменовался резким увеличением количества зарегистрированных в РФ микрофинансовых организаций: в 2011 г. их количество составило 1001 единиц, в 2012 г. - 2575, в ноябре 2013 г. - 4612, из которых 73 организации находится в Челябинске и Челябинской области (в 2011 г. их насчитывалось 28, в 2012 - 70), и 10 саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, которые включают в себя 1261 кредитный кооператив, оказывающих микрофинансовые услуги в различных организационно-правовых формах.

185

Данные формулы объединены в следующие группы:

1) некоммерческие (фонды, автономные некоммерческие организации (АНО) и некоммерческие партнерства);

2) коммерческие микрофинансовые организации (ОАО, ЗАО, ООО),

3) кредитные потребительские кооперативы,

4) кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации) [2].

Процентная ставка выступает одной из самых важных особенностей микрозаймов. Процентная ставка коммерческих микрозаймов обычно существенно выше, чем ставка микрозаймов в государственных региональных фондах и центрах микрофинансирования. Зачастую предоставление микрозаймов с низкой процентной ставкой объясняется наличием бюджетных ресурсов в кредитующей организации.

Источником поддержки многих микрофинансовых организаций являются региональное министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства. В среднем данные фонды позволяют бизнесменам получить займы до 500 тыс. -1 млн рублей на срок от 3 до 12 месяцев. Многие фонды класифицируются по отраслевому признаку и предоставляют финансирование в определенных сферах деятельности, например, в материальном производстве, науке и научном обслуживании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг.

Ставка займа составляет 10-12% годовых. Сумма предоставляемого микрозайма и сроки погашения задолженности для каждого субъекта малого и среднего предпринимательства определяются в соответствии с методикой оценки кредитоспособности субъекта малого и среднего предпринимательства, утвержденной Фондом, в среднем разрабатывается аннуитетный платеж.

186

187

Таблица 2 - Сравнительная таблица кредитных продуктов микрофинансовых организаций г. Челябинска

Условия займа Кредитная организация ООО «Удобные деньги» ЗАО «Финанс» Экспресс Бизнес Кредит» ООО «Альянс -2011» ООО «Уральская региональная ссудная касса» ООО «ИнвестЗайм»

Срок кредита (дни) 3-15 5-21 1-36мес. 7,14,21 3-14 5-15

Сумма кредита (т.р) 3 10 3-20 100-1000 3 10 3-10 1-10

% ставка 2% в день 1,5% день 12% год. 1,4-2 % 2% в день 1,5-2% в день

Срок рассмотрения В день обращения 1,5 часа Н.д 1 раб. день 1 час 1 раб.день

Комиссия за выдачу кредита — — — — — —

Досрочное погашение + + + + + +

Поручительство — — — — — —

Пакет документов Анкета, паспорт паспорт Док. о гос. регистр. ИП/ юр. лица и регистр, в налог, органе Паспорт + 1 док. Анкета, паспорт + 1док. (загранпаспорт военный билет водит.удостов. ИНН страхов.сведет гос. пенс, страхов.) Анкета, паспорт + 1 док.

Сейчас реализуется множество различных программ микрофинансирования. Их разрабатывают и предлагают клиентам не только банки, но и специализированные кредитные организации, занимающиеся финансированием малого и среднего бизнеса. Осуществляют

микрофинансирование малого бизнеса и фонды поддержки предпринимательства, которые могут быть как государственными, так и негосударственными. Их основной услугой является предоставление микрокредитов.

Таким образом, микрокредит представляет собой своеобразный займ, предоставляемый субъектам малого предпринимательства на определенных условиях. Во-первых, именно займ, а не кредит, потому что его могут выдать как банки, практикующие такую услугу, так и различные государственные и негосударственные фонды. Во-вторых, он предоставляется именно субъектам малого предпринимательства, т. е. тем предпринимателям, которые не способны получить обычный кредит в банке в силу различных причин, например, из-за отсутствия обеспечения под кредит или когда запрашиваемая сумма слишком велика для заемщика по расчетам банка. В-третьих, это наличие определенных условий, отличающих обычный кредит от микрокредита. К перечню данных условий относятся срок, процентная ставка, обеспечение кредита, стандартная схема действия.

Возможность получить сумму на срок от 1 месяца до 2 лет в зависимости от потребностей и возможностей, что достаточно удобно (если поставщик срочно требует оплату за сырье, а продукция будет готова через несколько дней, при этом уже есть покупатель, и предприятие знает, что сможете расплатиться по долгам, но время играет против нее, то выгоднее взять микрокредит).

Если брать обычный кредит, то минимальный срок по нему составит 1 год, процентная ставка в среднем будет равна 20%. Конечно, можно погасить его заранее, как только появятся средства, но в этом случае банк возьмет компенсацию за неполученные им проценты за весь год, (этот пункт в обязательном порядке включается в договор), и предприятие очень сильно испортить свою кредитную историю.

Есть возможность взять микрокредит на минимальный срок. Если оформить микрокредит на 1 месяц, то процентная ставка при таком сроке будет больше, чем при сроке 1 год, но когда организация получит деньги, ей надо

188

будет погасить только основную сумму долга и проценты по нему. Несмотря на повышенную процентную ставку, предприятие потеряет меньше, чем при первом варианте.

Процентная ставка, как правило, не афишируется и определяется каждым банком и фондом или иной кредитной организацией индивидуально для каждого плательщика. Центробанк побеспокоился о малом бизнесе, установив потолок в 40%. Естественно, любая коммерческая деятельность направлена на получение прибыли, а раз микрофинансовые организации не могут нажиться за счет стабильных годовых процентов, то частично восполняют потери за счет повышенной процентной ставки по микрокредитам. На сегодняшний день средний процент по обычным кредитам составляет 20%, а по микрокредитам -32%, но процент зависит от суммы займа и его срока.

Разные кредиторы применяют свои системы поощрения и стимулирования малого бизнеса. Например, широко используется бальная система, которая направлена на поддержание длительных и теплых отношений с предпринимателями. Фактически, эта система отражает кредитную историю каждого участника программы микрофинансирования и риск работы с ним. Если организация добросовестно выполняете все условия договора, то в будущем можете получать займы на более выгодных условиях (с более длительным сроком, более крупной суммой займа, более низкой процентной ставкой).

Данная система применяется одним Московским Фондом содействия кредитованию малого бизнеса: условия предоставления микрозаймов зависят от уровня, на котором находится предприниматель, участвующий в программе микрофинансирования. Процентные ставки установлены по каждому уровню: на первом уровне - 32%; на втором уровне - 22%; на третьем - 12%; на четвертом - 9%; на пятом - 6%; на шестом - 4%; на седьмом - 3%.

Соблюдая все условия, организация накапливает баллы и постепенно переходите на новый уровень. Баллы начисляются за своевременное внесение платежей по микрозайму и отсутствие пролонгации, принятие на себя солидарной ответственности за другого заемщика, своевременное выполнение поручителем своих обязательств по договору поручительства.

Практически все программы микрофинансирования предусматривают наличие обеспечения под требуемую сумму, но, в отличие от обычных кредитов, это обеспечение не обязано быть стопроцентным, т. е. предприятие

189

может получить микрокредит, даже если всего имущества хватает только на покрытие его десятой части. В этом заключается одно из преимуществ микрокредита.

В настоящее время существует много фондов содействия кредитованию малого бизнеса, которые работают в 2-х направлениях: во-первых, кредитуют банки, участвующие в программе микрофинансирования, и полученная сумма используется только в качестве микрокредитов. Второе направление заключается в привлечении малого бизнеса. Ключевой момент заключается в том, что если организация берете микрокредит, Фонд свободно может выступить его поручителем, так как именно он разрабатывает программу и ее условия, а также приглашает к содействию банки и другие кредитные учреждения.

Стандартная схема действия предполагает реализацию следующих этапов:

1) субъект малого предпринимательства (СМП) обращается в Банк за получением кредита по программе выбранного им Фонда;

2) банк одобряет выдачу кредита и обращается в Фонд за оформлением поручительства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) заключается тройственный договор поручительства, и СМП оплачивает вознаграждение;

4) банк выдает кредит СМП под поручительство Фонда.

При этом далеко не все из этих организаций являются классическими организациями микрофинансирования, поэтому необходимо определить, что делать с такими участниками: остаются они или нет? Для этого государство должно определить, должны ли находиться в реестре МФО только профессиональные участники этого рынка, для которых микрофинансирование является основной, либо одним из главных видов деятельности, или он должен быть открыт для всех, даже если доля микрозаймов составляет 1% от всего оборота компании, а финансирует она только связанных с ней заемщиков.

Пока окончательного ответа на этот вопрос нет, но эта проблема должна решится в ближайшее время сама по себе. Это связано с тем, что необходимость готовить отчетность о микрофинансовой деятельности, соблюдать финансовые нормативы, которые относятся ко всему балансу организации, а не только выдаче микрозаймов, а также требования законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных

190

преступным путем. Названные задачи по силам только специализированным организациям, или достаточно большим и многопрофильным.

По этой причине в ближайшее время начнется встречный процесс выхода из реестра МФО тех, кто попал в него «случайно», а также тех, кто не добился успеха на рынке микрофинансирования. Это нормально на стартовом этапе регулирования, так как отражает рыночный характер происходящих в этом сегменте финансового рынка процессов.

Широкое распространение также получают многочисленные компании, предлагающие «деньги по паспорту». Существует большая проблема так называемого «черного рынка», связанная с организациями, которые ведут активные рекламные кампания с предложениями быстрых денег взаймы. Это можно увидеть, открыв газету с объявлениями или просто почитав, что пишут на уличных стендах, огромное количество предложений так называемых быстрых займов. При этом те, кто их предлагает - это не МФО, не кредитные кооперативы и не банки, это компании, находящиеся вне регулирования и вне правового поля.

Нетрудно понять, что это несет угрозу как для их клиентов, которые никак не защищены законодательно, так и рынку микрофинансирования в целом, потому что они дискредитируют его. Остается открытым вопрос, что делать с такими организациями, ведь ГК не запрещает гражданам и организациям давать друг другу деньги в долг. Сейчас для микрофинансового рынка важно показать людям, чем отличаются МФО от компаний, работающих на рынке вне реестра.

Таким образом, наиболее важными проблемами сегодня являются ограничение черного рынка и создание благоприятных условий для развития регулируемых организаций. Большой проблемой также является кредитование настоящих стартапов с нулевым стажем. Практически все Фонды содействия кредитованию малого бизнеса, и большинство банков, участвующих в программе микрофинансирования, отказываются кредитовать начинающих предпринимателей.

В Европе данная модель работает достаточно успешно при поддержке государственных грантов МФО. России необходимо более активно двигаться в этом направлении. Уже сейчас действующие МФО кредитуют заемщика от 2-3 месяцев стажа, это большая помощь, но деньги нужны ему и на нулевом уровне тоже.

191

Список литературы:

1. Малый бизнес Челябинской области. Государственная программа Челябинской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://chelbiznes.ru/programsuppor.

2. Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uralfcsm.ur.ru/catalog/72.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ

КОРПОРАЦИИ

Бальков В.А. - магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

Гарипов Р.И. - к.э.н., магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

В статье проведен обзор основных существующих методик разработки финансовой стратегии. Выделены особенности методик. Выполнен сравнительный анализ данных методик.

На современном этапе все большее число предприятий осознают необходимость сознательного перспективного управления финансовой деятельностью на основе научной методологии. Эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью предприятия выступает финансовая стратегия. Существуют различные методики разработки финансовой стратегии, которые требуют детального анализа.

Методика, предложенная И. Бланком, включает в себя следующие этапы:

1) определение периода становления финансовой стратегии. Главным условием является предсказуемость развития экономики, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие;

2) исследование факторов внешней среды на основе SWOT-, SNW- и PEST-анализов, портфельного анализа, сценарного анализа, сравнительного финансового анализа, анализа финансовых коэффициентов, интегрального анализа по модели Дюпон, экспертного анализа исследуются факторы внешней среды;

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.