«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #3126)), ЖШ / PEDAGOGICAL SCIENCES
21
Варто щдкреслити, що основт складники змктово-технолопчного блоку модел1 (етапи, змкт, форми, методи, технологи, засоби фор-мування щдприемницько! компетентности) спрямо-ван на ц1леспрямоване формування конкретизова-них у дослвджент компонента феномену -ц1нн1сно-мотивацшного, когнтивного, дгяль-тсного, особисткно-рефлексивного, емоцшно-во-льового.
Дгагностувально-результативний блок модел включае критери (потребо-мотивацтний, тфор-мацшно-когнгтивний, орган1зац1йно-д1яльн1сний, особистгсно-самооцгнний, вольовий), вщповвдш по-казники д1агностики, а також результати, прогнозо-ван за ршнями (низький; середнш; достатнш; висо-кий) сформованосп дослвджувано! штегративно! властивосл особистосп.
Висновки. Отже, висвплет положення цшес-прямованого формування пвдприемницько! компе-тентносп майбутшх бакалавр1в з економжи пщприемства з опорою на обгрунтоваш напрями та етапи розв'язання проблеми е спробою розробити методолопчний i теоретичний концепти формування ще! штегративно! властивостi особистостi.
Перспективи подальших наукових розввдок пов'язуемо з проектуванням методики реалiзацil змодельованих етатв, визначених принципш,
обгрунтованих педагогiчних умов щодо цшеспря-мованого формування пвдприемницько! компетент-носп майбутнiх бакалавр1в з економжи пщприем-ства.
Список використаних джерел
1. Каландирець Н. М. Модель формування пщприемницько! компетентностi майбутнiх еко-номкпв у вищому аграрному навчальному заклад! Науковий вгсник Нацюнального унгверситету бюресурав i природокористування Украши. Сергя : Педагог1ка, nсихологiя, фiлософiя. 2016. Вип. 253. С. 69-73.
2. Лодатко С. О. Моделювання педагопчних систем i процес1в : монограф1я. Слов'янськ : СДПУ, 2010. 148 с.
3. Радкевич В. О. Компетентшсний пщхщ до забезпечення якостi професшно! освiти i навчання. Науково-методичне забезпечення професшноi освти i навчання: матерiали звiтноi науково-прак-тично'1' конференци (м. Кшв, 29 березня 2012 р.). 1н-ститут професшно-техтчно! освгги НАПН Украши / за заг. ред. В. О. Радкевич. Ки!в: 1ПТО НАПН Украши, 2012. Т. 1. С. 5-12.
4. Радкевич О. П. Теор1я i практика розвитку правово! культури педагогiчних пращвниюв за-клад1в професшно! освiти: монограф1я. Ки!в: Май-стер Книг, 2020. 400 с.
Ци Цзин
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
DOI: 10.24412/2520-6990-2022-3126-21-24 ВЛИЯНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА Ф. ШОПЕНА НА МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Qi Jing
Herzen State Pedagogical University INFLUENCE OF THE CHARACTER TRAITS OF F. CHOPIN ON THE MUSICAL STYLE
Аннотация
Настоящая статья представляет собой анализ влияния личности Ф. Шопена на его творческую деятельность. В качестве материала исследования были выбраны три композиции: Ноктюрн ми минор, соч. 72, №1, Ноктюрн соль мажор, соч. 37, №2 и Ноктюрн до минор, соч. 48, №1. В статье также приводится краткая история их сочинения, а также особенности композиторского стиля. В результате установлено, что из всех жанров, в которых Шопен сочинял свои произведения, его ноктюрны наиболее отражают его эмоциональное состояние. Наиболее показательным музыкальным приемом отражения душевного состояния композитора является орнаментика, которая подчеркивается арпеджио, хроматическими гаммами и триолями во всех трех ноктюрнах.
Abstract
The article represents an analysis of the influence of the identity of F. Chopin on his creative activity. As a material of the study, three compositions were chosen: nocturne minor, op. 72, No. 1, Nocturne Salt Major, Op. 37, №2 and nocturne to Minor, Op. 48, №1. The article also provides a brief history of their essays, as well as the features of the composer style. As a result, it was established that from all genres in which Chopin composed his works, his nocturons most reflect its emotional state. The most significant musical taking reflection of the mental state of the composer is the ornamentian, which is emphasized by arpeggio, chromatic gamma and triols in all three nocturs.
Ключевые слова: Шопен, музыкальный стиль, ноктюрн, музыкальный анализ, композиторское мышление.
Keywords: chopin, musical style, nocturne, musical analysis, composer thinking.
Фредерик Шопен считается одним из самых стов, которые когда-либо жили. Хотя сам компози-творческих и виртуозных композиторов и пиани- тор никогда не считал себя исполнителем, его ком-
РБОЛСООЮЛЬ 8С1Б1ЧСБ8 / «ШУШШШУМ-ЛЭУГМак» #3(126), 2022
22
позиционные способности и понимание пианистических приемов представили миру совершенно новый музыкальный материал. Шопен стал основоположником новых жанров фортепианных произведений, в том числе мазурок, вальсов и полонезов, а также исследователем музыкальных возможностей фортепиано.
Шопен был одержим музыкой, благодаря чему и раскрывался его непомерный талант. Еще в детстве он мог мог проснуться ночью и играть на фортепиано [2, с. 217]. Все произведения Шопена доведены до идеала, что связано с его характером. Слава композитору пришла в ранней молодости, в результате чего он проводил время преимущественно в высших слоях общества. Именно там Шопен приобрел привычку скрупулезной вежливости. Ференц Лист описал его поведение как «княжеское» [3, с. 110]. Однако, несмотря на активную социализацию Шопена, композитор жаждал уединения. В письмах своему другу, Титусу Войцеховскому, композитор писал: «Только вечеринки, балы, обеды и концерты, на которых я обязан появляться, не дают мне чувствовать себя совсем одиноко. Конечно, на этих мероприятиях я должен выглядеть веселым и полным жизни. Но я всегда спешу обратно в свою комнату, где у меня есть возможность обуздать подавленные эмоции с помощью фортепиано, которое слишком привыкло к выражению всех моих страданий» [6, с. 552]. Наиболее ярко это проявляется в его ноктюрнах, которые стали материалом настоящего исследования.
Ноктюрн ми минор, соч. 72, №1
Свой первый ноктюрн Шопен сочинил еще в варшавские годы, вскоре после окончания Высшей музыкальной школы в 1829 году. После того, как богатые друзья его отца организовали и профинансировали его первую поездку в Вену, композитор начал думать о переезде в большой город, но боролся с идеей изменения привычного образа жизни. Он начал чувствовать себя все более капризным, и давление, которое он испытывал на выступлениях также влияло на настроение Шопена. В то же время композитор занялся радикальной переработкой своих музыкальных форм, черпая вдохновение у более ранних мастеров, особенно у Моцарта и Хум-меля. Он начал сочинять больше музыки исключительно для фортепиано, в отличие от крупномасштабных симфонических произведений великих композиторов [5, с. 72]. У Шопена было довольно четкое представление о своих музыкальных целях и о том, чего он хотел достичь. Именно в это время композитор написал свой Ноктюрн ми минор, соч. 72, №1.
Этот ноктюрн, как и многие другие его сочинения того периода, свидетельствует о «блестящем» стиле фортепианных пьес, присущих таким композиторам, как Хуммель, Вебер и Калькбрен-нер. Эти типы пьес известны своими каденцион-ными пассажами, которые требуют от исполнителя большого мастерства, особенно когда вступительная тема возвращается во второй половине произведения. Бравурная фигура соответствует плавным
орнаментальным мелодиям верхнего голоса, создавая напряжение, поскольку они взаимодействуют друг с другом на протяжении всего произведения. Это некоторые из основных аспектов постклассицизма и отправная точка развития музыкального мышления Шопена.
На Шопена также сильно повлияли работы Джона Филда, и его первый ноктюрн прекрасно представляет определяющие аспекты жанра [8, с. 323]. Самая главная идея состоит в присутствии красивой орнаментальной арии в верхнем голосе, чередующейся с последовательно развивающейся темой, создающей напряжение. Получив образование в области итальянской и французской оперы, а также польской народной музыки, Шопен увидел значительную связь между способностью фортепиано выражать великий лиризм и бельканто арий. Мелодия, которую он использует в этом ноктюрне, демонстрирует выражение данных идей через портаменто, каденции, фиоритуры и импровизированное украшение мелодии. Шопен предпочитал оформление и проработку этих мелодичных «арий», а не исследование развития и интеграции сложных тем во всем произведении [7, с. 67]. Он также имел склонность орнаментировать эти мелодии параллельными третями и шестыми, сохраняя верность оперным дуэтовым текстурам. Именно этот и пять других ноктюрнов, которые Шопен сочинил во время пребывания в Варшаве, положили начало жанру, который позже закрепился в его венских и ранних парижских сочинениях. Четыре аспекта рассматриваемого произведения, которые наиболее четко определяют его в рамках жанра, -это общий звук, мелодии, гармонии и ритм.
Общее звучание, создаваемое мелодиями, гармониями и динамикой этого произведения, четко отражает «ночь», в честь которой назван жанр ноктюрн. Гомофоническая текстура включает выразительные лирические мелодии в верхнем голосе, поддерживаемые широким аккордовым аккомпанементом. Левая рука начинает каждую новую гармонию с тембра педали в басу и арпеджирует другие ноты в среднем регистре до тех пор, пока не начнется следующая гармония, обычно на такт позже. Основная тема исполняется медленно и плавно с небольшими перерывами между одним или двумя тактами. Это связанр с тем, что для таких композиций в бравурном стиле характерно виртуозное и даже импровизированное звучание. Напряжение нарастает по мере приближения второй части, в результате чего мелодия становится более торопливой в тактах 17-21 по мере того, как фразы становятся короче. Легкая и плавная часть вступает в такте 23. Этот раздел звучит менее импровизированно, а мажорный лад нивелирует напряжение предыдущей части. В такте 31 повторяется начальная тема произведения, на этот раз более уверенно и проникновенно. Орнаменитрованная мелодия отмечена триолями, апподжиатурами и быстрыми хроматическими пассажами, которые приближаются и оставляют некоторые из наиболее важных нот. Образ «ночи» также отражается в динамике,
«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #Щ12&)), 2022 / PEDAGOGICAL SCIENCES
23
которая варьируется от pianissimo до forte, и тщательно обозначена на протяжении всей партитуры, чтобы сформировать каждую фразу.
Этот ноктюрн явно отличается от более поздних произведений Шопена своей простотой. Общая текстура более светлая, с однострочным аккомпанементом. Фразы короче и более четко определены; они не начинают раскрываться до тех пор, пока не возвращается вступительная тема, однако это происходит в меньшем масштабе, чем более поздние ноктюрны композитора. Гармонии в данном произведении менее сложные: они меняются на первой и третьей доле большинства тактов и конечных фраз в каденциях или разрешаются на первой доле следующего. Однако Шопен, возможно, решил добавить сложности в меньшем масштабе. Например, левая рука в первом такте ноктюрна начинается с исполнения арпеджированного аккорда ми минор в аккомпанементе. Однако вместо того, чтобы сделать самую высокую ноту созвучной си, композитор вместо этого использует ноту до, добавляя малейший диссонанс, чтобы сделать гармонию более интригующей. Шопен использует множество основных, уменьшенных и дополненных аккордов на протяжении всего ноктюрна, чтобы сделать гармонии более сложными и замысловатыми. Именно это сделало композитора одним из самых талантливых пианистов своего времени.
Ноктюрн соль мажор, соч. 37, №2
Покинув Майорку с Жорж Санд и проведя несколько месяцев под опекой врачей, Шопен почувствовал себя намного здоровее и сильнее. Он начал новый распорядок, проводя лето, сочиняя музыку в Ноане, а зимой, преподавая, - в Париже. Лето, которое композитор проводил в Ноане, дало ему ощущение стабильной семейной жизни со времени его пребывания в Варшаве, поскольку тихая сельская местность вдали от городских развлечений дала ему покой и время для поиска вдохновения [1, с. 36]. В эти годы Шопен работал медленнее, возможно, из-за растущего сомнения в себе. Он становился все более самокритичным в своем подходе к композиции, но в результате он начал выпускать большую часть своей самой знаменитой музыки за эти годы. В 1839 году Шопен направил своему издателю Юлиану Фонтан письмо, в котором писал: «У меня есть новый ноктюрн соль мажор, который, если вы помните, должен публиковаться вместе с соль минором» [6, с. 331].
Многие музыкальные исследователи считают эти сочинения лучшими из всех ноктюрнов Шопена. Ноктюрн соль мажор звучит почти как колыбельная, воплощая сладкую нежность его музыкального подхода. В произведении представлены убедительные свидетельства тихой сельской местности, в которой он провел лето. Поместье Ноант было для Шопена прекрасным источником вдохновения с его деревенской каменной архитектурой, высокими потолками и небольшой церковью по соседству. Мелодии в рассматриваемом ноктюрне постоянно текут вверх и вниз, словно имитируя холмы, окружающие дом. В мажорной тональности это произведение является прекрасным примером
безмятежности, которую часто можно найти в работах композитора, и воплощает в себе счастье и стабильность человеческой жизни.
Несмотря на обозначение темпа andantino, это самый живой из трех ноктюрнов. Мелодия, напоминающая арию, с которой начинается пьеса, менее орнаментальна, но перетекает в быстрые последовательности шестнадцатых нот, в то время как аккомпанемент представляет собой арпеджирован-ную гармонию. На этот раз мелодическая линия состоит из двух аккордов вместо одного. Мелодия начинается несколько резко и перетекает в очень короткие фразы, немного задерживаясь на последних нотах и делая паузу перед началом следующей. Почти все остальные аккорды в мелодиях хрома-тичны, но они исполняются так быстро, что общее звучание остается созвучным. Важным аспектом мелодии в данном произведении является то, что в ней почти отсутствует орнаментика за исключением нескольких аппогиатур. Темп rubato в рассматриваемой композиции сведен к минимуму, с очень небольшими «импровизационными» ритмическими сопоставлениями, такими как триоли в одной руке, противопоставляемые группировкам из 7 или 8 нот в другой. Это является композиционным направлением, которое Шопен использует в своих поздних ноктюрнах.
Однако вторая часть ноктюрна, которая больше похожа на марш, сильно отличается от первой. Звук становится мягче, а общая текстура светлее. В композиции присутствуют блок-аккорды на первой доле каждого такта, а аккомпанемент заполняет остальную часть мелодии. Левая рука сопровождается длинными октавными звуками педали, имитирующими мелодию на октаву ниже. Данный отрывок исполняется в тональности соль мажор, но теперь он намного медленнее и величественнее, и похож на начало ноктюрна до минор, соч. 42, № 1. После такта 43 тональность смещается на ре минор, а гармонии становятся более сложными и хроматическими (но все же тональными) перед тем, как перетечь в такте 51 на аккорд фа мажор и возвратиться к первой части произведения, теперь обозначенной forte.
Примечательно, что в этом ноктюрне используется концентрическая музыкальная форма (а не трехчастная, как в двух других). Это не дает возвращающимся частям нарастать в такой степени интенсивности, а скорее их совмещает для того, чтобы создать различное впечатление на слушателя. Шопен, возможно, использовал эту форму, чтобы ограничить рост (и, возможно, даже кульминацию) в ноктюрне, чтобы слушатели могли сосредоточиться на других важных элементах, таких как сложные мелодии или динамическое формирование. Аппликатура в этом ноктюрне сложна и требует большого исполнительского мастерства, а основные мелодии сами по себе виртуозны. Возможно, Шопен сочинил этот ноктюрн с более этюдной целью, опираясь на технические свойства фортепиано и способности рук.
Ноктюрн до минор, соч. 48, №1
24
PEDAGOGICAL SCIENCES / «ШШШШШУМ-ШЦТМак» #3(126), 2022
После лета 1839 года Шопен вернулся в Париж, на этот раз без Жорж Санд. Это позволяло им сохранять некоторую степень независимости друг от друга ввиду сильной напряженности в своих отношениях [4, с. 203]. Несмотря на то, что авторитет Шопена как композитора неуклонно рос, это время не было для него достаточно продуктивным. Это связано с тем, что композитор больше сосредоточился на серьезном пересмотре своих композиционных целей. Эти изменения стали очевидны, когда он и Жорж Санд посетили Ноан 1841 г. При этом Шопену было подарено новое фортепиано Плейель&Ко, которое пришло на замену старого, потрепанного пианино, которое он использовал ранее. Несмотря на все это, Шопен все еще чувствовал недовольство собой и своим творчеством. Он признался в этом Юлиану Фонтана, сказав, что «погода хорошая, но музыка плохая» [6 ,с. 282]. Во всяком случае, именно эта «плохая музыка» вдохновила его на создание Ноктюрна до минор, соч. 48 №1.
Этот ноктюрн сильно отличается от двух других, потому что он начинается как марш, предназначенный для исполнения lento. На этот раз левая рука аккомпанирует, исполняя блок-аккорды, удерживая тембры педали в басу и заполняя остальную гармонию октавой выше. Правая рука исполняет мелодию, которая медленно начинается на второй доле такта и приостанавливается после каждой или двух долей, создавая впечатление недосказанности. Эта мелодия является наиболее разобщенной из трех ноктюрнов, она делает небольшие скачки, чтобы оживить мелодию, а также чтобы начать новые фразы. Самыми важными частями произведения являются «импровизированные» шестнадцатые ноты мелодии не только потому, что они являются наиболее активными частями фраз, но и потому, что они создают сложные гармонии. Фразы в первой части композиции четко определены и усложняются по мере приближения второй. Секция B немного отличается, потому что она полностью состоит из аккордов блока, помеченных «sotto voce». Этот раздел начинается с красивого созвучия до мажор, и аккорды плавно переходят от одного к другому. Мелодия представлена в тактах 25-36, которая затем прерывается потоком октавных аккордов. Такие импровизационные прерывания продолжаются до конца произведения, становясь все длиннее и сложнее для создания яркого эффекта драматичности.
В возвращении к первой части присутствует арпеджио-аккомпанемент в левой руке, характерный для жанра ноктюрн. Основная мелодия представлена аккордами и триолями. Возвращение к первой части приводит к внезапному прерыванию тональности до мажор, которое символизирует спокойствие и торжественность. Здесь снова появляется мелодия из первой части, на этот раз отмеченная doppio movimento. Отметка agitato - идеальный способ описать этот раздел, поскольку диссонирующие аккорды необходимо исполнять с чувством разочарования и гнева.
В результате всех этих аккордов рассматриваемый ноктюрн является наиболее плотным с точки
зрения музыкальной текстуры. Его первая часть имеет легкую гомофоническую текстуру, лишь слегка сгущенную быстрыми мелодиями из шестнадцатых. Поначалу может показаться, что вторая часть имеет легкую текстуру ввиду того, что голоса имитируют друг друга. Она постепенно сгущается по мере того, как нужно брать больше аккордов, чтобы уловить все ноты. Быстрые, «импровизированные» аккорды также сгущают текстуру, прерывая мелодию ввиду их быстрого исполнения.
У Шопена была нелегкая жизнь. Хотя он был знаменитым пианистом, педагогом и композитором, он постоянно боролся с болезнями и дожил до тридцати восьми лет. Горе из-за смерти его сестры, отца и друзей, а также напряженность в его отношениях с Жорж Санд, заставили его страдать от депрессии большую часть своей жизни. Из всех жанров, в которых Шопен сочинял свои произведения, его ноктюрны, кажется, больше всего отражают его эмоциональное состояние. Обычно медленные мелодии legato изображают мирную сцену, слегка затемненную низкими звуками педали в басу. Сложные гармонические прогрессии часто сопровождаются созвучными каденциями, но время от времени исполнитель может столкнуться с интригующим, почти навязчивым диссонансом. В жизни Шопена были моменты покоя, но они всегда были подчеркнуты его болезнью и депрессией. Наиболее показательный способ отражения душевного состояния Шопена — это используемая орнаментика в ноктюрнах. Мелодия теперь подчеркнута арпеджио, хроматическими гаммами или триолями. Жорж Санд прекрасно описала его ноктюрны в своих работах: «Музыка Шопена эмоционально самая богатая и глубокая из когда-либо существовавших. Он заставил фортепиано говорить на языке бесконечности. В десяти простых строках, которые мог разыграть даже ребенок, он часто создавал стихи безмерной возвышенности, драмы несравненной силы...» [4, с. 176]. Он сохранил индивидуальность более изысканную, чем у Баха, более сильную, чем у Бетховена, более драматичную, чем у Вебера. Он состоит из всех трех вместе, но он сам по себе, более тонкий в своем вкусе, более строгий в своем величии, более душераздирающий в своих страданиях.
Список литературы
1. Давыдова Л. К. Фр. Шопен. М. : Нобель Пресс, 2015. 146 с.
2. Кремлев Ю. А. Фредерик Шопен. Очерк жизни и творчества. М. : МУЗГИЗ, 1949. 412 с.
3. Лист Ф. Ф. Шопен. М. : МУЗГИЗ, 1956. 430
с.
4. Моруа А. Жорж Санд. М. : Феникс, 2001. 432 с.
5. Пурталес Г. Шопен. М. Юрайт, 2020. 191 с.
6. Шопен Ф. Письма. М. : Музыка, 1964. 710
с.
7.
Alison H. Interpreting Chopin: Analysis and perfomance. London: Routledge, 2016. 256 p.
8. Persson H., Wikman B. Frederic Chopin--the man, his music and his illness // Przegl^d lekarski. 2015. № 62. P. 321-325.