Научная статья на тему 'Влияние человеческого потенциала на развитие малого бизнеса в регионе'

Влияние человеческого потенциала на развитие малого бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
959
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / HUMAN POTENTIAL / SMALL BUSINESS / HUMAN CAPITAL / DEVELOPMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катайкина Наталья Николаевна, Лохтина Лариса Михайловна

В статье рассмотрена необходимость повышения человеческого потенциала региона, связанная с формированием и развитием инновационной экономики России, а также малого бизнеса в регионе. Высококвалифицированный специалист, обладающий высоким индексом развития человеческого потенциала, оказывает непосредственное влияние на эффективную деятельность предприятий малого бизнеса, выпуск конкурентоспособной продукции, переход от сырьевой к новой инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF HUMAN POTENTIAL ON DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE REGION

In article need of increase of human capacity of the region, connected with formation and development of innovative economy of Russia, and also small business in the region is considered. The highly qualified specialist possessing a high index of human development, has direct impact on effective activity of small business enterprises, release of competitive production, transition from raw to new innovative economy.

Текст научной работы на тему «Влияние человеческого потенциала на развитие малого бизнеса в регионе»

УДК: 334:331.522(470.345)

ББК: У29

Катайкина Н.Н., Лохтина Л.М.

ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Kataykina N.N., Lokhtina L.M.

INFLUENCE OF HUMAN POTENTIAL ON DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS

IN THE REGION

Ключевые слова: человеческий потенциал, малый бизнес, человеческий капитал, развитие, эффективность

Keywords: human potential, small business, human capital, development, efficiency

Аннотация: в статье рассмотрена необходимость повышения человеческого потенциала региона, связанная с формированием и развитием инновационной экономики России, а также малого бизнеса в регионе. Высококвалифицированный специалист, обладающий высоким индексом развития человеческого потенциала, оказывает непосредственное влияние на эффективную деятельность предприятий малого бизнеса, выпуск конкурентоспособной продукции, переход от сырьевой к новой инновационной экономики.

Abstract: in article need of increase of human capacity of the region, connected with formation and development of innovative economy of Russia, and also small business in the region is considered. The highly qualified specialist possessing a high index of human development, has direct impact on effective activity of small business enterprises, release of competitive production, transition from raw to new innovative economy.

Современное развитие экономики определяется переходом к инновационной системе, ориентированной на уникальный человеческий опыт и использование уникального человеческого потенциала. В связи с этим эффективное управление человеческим потенциалом и его совершенствование должно стать первостепенной задачей для

предпринимательских структур, а также для Правительства регионов и России в целом.

В условиях ужесточения конкуренции успех любой организации в большей степени зависит не столько от ее производственных и финансовых ресурсов, сколько от человеческих ресурсов. Однако многие современные компании не в состоянии в полной степени использовать потенциал своих сотрудников, в первую очередь молодых специалистов. Причина

неэффективного управления персоналом, на наш взгляд, состоит в том, что большинство организаций применяют традиционные методы управления, которые уже исчерпали

себя и не отвечают современным требованиям внешней среды.

В настоящее время тенденции к информатизации производства, обновлению технологий, объединению и слиянию предприятий, гуманизации

профессионального взаимодействия,

институционализации правовых и этических норм в предпринимательской сфере предопределяют изменения как в вопросах управления человеческим потенциалом, так и в отношении подготовки и привлечения молодых специалистов, их

профессионального обучения и адаптации. Проблема адаптации молодых специалистов встраивается в общую систему критериев успешной деятельности

предпринимательских организаций,

важнейшим из которых становится повышение конкурентоспособности,

предполагающее эффективное

использование потенциала специалистов. Обновление кадрового состава, наряду с его развитием, становится одним из показателей

внутренней стабильности организации. К сожалению, адаптация молодых

специалистов часто рассматривается как процесс, аналогичный внедрению новых информационных и производственных технологий. Между тем, ценность молодых специалистов определяется их образованием, информированностью о новых технологиях, творческой инициативой, гибкостью, обучаемостью.

В связи с этим большую актуальность приобретает комплексный подход к теоретическому исследованию и разработке методических рекомендаций по

всестороннему системному анализу особенностей формирования и развития человеческого потенциала

предпринимательских структур. Также нужно уделить внимание подготовке методических рекомендаций по организации взаимодействия бизнес-структур и высших учебных заведений, направленного на преодоление имеющихся противоречий при согласовании требований

предпринимательской и образовательной сферы в вопросах подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимым набором профессиональных компетенций и созданию системы профессиональной адаптации молодых специалистов, обеспечивающих значительный экономический и социальный эффекты.

Уровень развития человеческого потенциала региона во многом влияет на эффективное функционирование малого бизнеса. Последний представляет собой одну из оценочных и прогностических характеристик конкретной социально-экономической общности людей,

определенного типа социума и даже организации социальной жизни. Под развитием человеческого потенциала понимается расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности и профессиональных навыков. Развитие человеческого потенциала - это процесс, содействующий расширению стоящего перед человеком выбора. Расширение выбора становится возможным при условии увеличения возможностей и функциональных аспектов жизни человека.

На всех уровнях развития человеческого потенциала для человека жизненно важными являются следующие три вида возможностей: жить долго, вести здоровый образ жизни, иметь доступ к знаниям и ресурсам, необходимым для обеспечения адекватного уровня жизни.

Цель развития человека состоит в том, чтобы создать благоприятные условия, в которых способности людей получали бы дальнейшее совершенствование, а круг возможностей расширялся. Идея развития человеческого потенциала сфокусирована на прогрессе, влияющем на жизнь человека и его благосостояние. Поскольку понятие благосостояния включает в себя проживание в условиях достаточно высокого уровня свободы, развитие человеческого потенциала также непосредственно увязывается с расширением возможностей, которые человек может реализовать, или предметов, в отношении которых можно совершать действия в течение своей жизни. Если эти базовые потребности не удовлетворены, значит, отсутствуют возможности широкого выбора, а многие потенциальные возможности становятся недостижимыми1.

Очевидно, что доход является одним из основных средств, содействующих расширению выбора и повышению уровня благосостояния. Доход каждого человека формируется в основном за счет заработной платы, получаемой от занятости в том или ином секторе экономики, включая и малый бизнес. Однако, в соответствии с концепцией развития человеческого потенциала, доход определяется лишь как один из вариантов, выбираемых людьми, тем не менее не доход выступает конечным итогом их жизни. Цель развития - расширить все варианты выбора человека, а не только обеспечить доход.

Тема человеческого потенциала нашла отражение в концепции «человеческого развития» благодаря теоретическим разработкам А. Сена. В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» и обосновал положение о том, что процесс развития - это не

:Катайкина, Н.Н. Управление процессом воспроизводства человеческого потенциала региона / Н.Н. Катайкина; Саран.кооп. ин-т РУК. - Саранск, 2012. - С. 72.

возрастание материального или

экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из множества вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными. Доход, согласно концепции человеческого развития, - это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни. Согласно выводам А. Сена, экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу, а также сопровождается справедливым

распределением ресурсов в экономике.

Государственная политика,

ориентированная на рост и эффективность, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая не способна самостоятельно решить проблему их удовлетворения. Однако переложение ответственности за удовлетворение потребностей членов общества на государство способно порождать иждивенческие настроения, что неизбежно снижает индивидуальную экономическую активность. В связи с этим необходимо, чтобы государство обеспечивало не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей, прежде всего в сфере образования, здравоохранения,

безопасности, политических и гражданских прав. Таким образом, концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая ПРООН, строится на следующих основных принципах:

- производительности труда - люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в формировании дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития;

- равенстве возможностей -ликвидации барьеров, связанных с расой, полом, местом проживания, уровнем благосостояния, которые препятствуют участию в политической, социальной и экономической жизни;

- устойчивости развития - отсутствии финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, обеспечении справедливого распределения возможностей развития между поколениями;

- расширении возможностей -содействии самостоятельности, повышении ответственности людей за свою судьбу, активном участии населения в процессах принятия решений и повышении роли гражданского общества;

- общественном благополучии -необходимости в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличии чувства социальной сплоченности.

В настоящее время в России и за рубежом появляется все больше сторонников понимания экономического развития как, прежде всего, человеческого развития, включающего расширение функций и потенций человека, накопление

человеческого потенциала и его использование в расширенном

общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества.

Во многом реализации человеческого потенциала способствует развитие малого и среднего бизнеса, которое способствует не только получению определенного дохода и удовлетворению насущных потребностей человека, но и реализации его реализации его возможностей, желаний, в конце концов, амбиций через развитие своего бизнеса.

Рассмотрим основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Мордовия, которые характерны и для других субъектов Российской Федерации. Сегодня, в условиях нестабильности большой экономики, целый ряд проблем должен решать малый бизнес. Одна из главных задач, которую решает малый бизнес, это обеспечение занятости населения, что является одним из показателей,

способствующих реализации человеческого потенциала.

Результаты анализа работы малых предприятий в Республике Мордовия (рисунок 1) свидетельствуют о том, что уровень их развития значительно отстает от среднероссийских показателей и по объему деятельности, и по уровню эффективности. В Республике Мордовия на конец2011 г.

было зарегистрировано 1174 малых предприятия (без микропредприятий). По сравнению с 2010 г. количество малых предприятий несколько сократилось - на 14,3%. Если эти цифры сравнивать с количеством малых предприятий в других регионах Приволжского Федерального округа, то Республика Мордовия занимает 13 место из 14 (см. таблицу 1).

Рисунок 1 - Динамика количества малых предприятий в Республике Мордовия (ед.) (2008 - 2011 гг. - без микропредприятий)

Таблица 1 - Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) по субъектам Приволжского федерального округа в январе - июне 2011 г.*_

Число Средняя Оборот малых Инвестиции в

малых численность предприятий, основной

Субъекты Приволжского пред- работников (без всего, млн. капитал малых

федерального округа приятий, внешних руб. предприятий,

единиц совместителей), млн.руб.

человек

Республика Башкортостан 5442 169708 156739,2 4527,5

Республика Марий Эл 919 30005 21259,1 948,6

Республика Мордовия 1227 33371 22005,3 787,3

Республика Татарстан 6351 197648 147208,5 1671,4

Удмуртская Республика 2460 66199 47588,3 1220,9

Чувашская Республика 1795 55598 32668,5 752,1

Пермский край 4187 115137 90919,5 994,8

Кировская область 2918 90855 56457,3 3102,6

Нижегородская область 6431 139685 247600,7 8225,7

Оренбургская область 2600 72756 42789,0 1961,1

Пензенская область 2120 67948 40935,7 5414,3

Самарская область 6695 162817 164485,4 1675,5

Саратовская область 3144 82212 56329,1 632,9

Ульяновская область 2062 64141 42080,7 1688,1

*Информация представлена территориальными органами Росстата в Приволжском федеральном округе по данным формы №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности

малого предприятия». Сведения приведены по субъектам малого предпринимательства (без микропредприятий) - юридическим лицам.

Почти в 5,5 раз количество малых предприятий в республике меньше, чем у лидеров - Самарской и Нижегородской областей. Если посмотреть на ближайшего соседа - Пензенскую область, то её показатель в 1,8 раза выше, чем у нас. Поэтому, прежде всего, нужно увеличивать количество малых предприятий, что, в свою очередь, позволит улучшить экономический климат в республике.

Однако нельзя сравнивать

Нижегородскую область с Республикой Мордовия потому, что по своему экономическому развитию и численности населения они не сопоставимы. Для этого определяют относительный показатель, который позволяет проводить более корректные сравнения. В качестве такового в нашем случае выступает количество малых предприятий в расчете на 100000 человек населения (рисунок 2).

Рисунок 2 - Количество малых предприятий по субъектам ПФО в расчете на 100000 тыс.

человек населения

В Мордовии на 100000 жителей приходится 147,8 зарегистрированных малых предприятий, и по этому показателю республика занимает 9 позицию среди субъектов Приволжского федерального округа. Наибольший показатель отмечается

по Кировской области, от которого Мордовия отстает на 70 единиц или на 47%.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования остаются сферой наиболее предпочтительной для малого бизнеса, и на

эту сферу приходится наибольший удельный вес - этим занимаются 26% от общего количества малых предприятий.

Второе место занимают операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 17%; на долю строительство приходится 15%; сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство занимают 12%, другие виды деятельности составляют 10%.

Среди индивидуальных

предпринимателей, по сравнению с предприятиями, в сфере торговли, ремонта и услуг занято еще больше работников - 57% всех рабочих мест. Вторая и гораздо меньшая доля рабочих мест - 9% - отмечена численность, чело

в сфере транспорта и связи, 9% - в сфере добычи полезных ископаемых,

обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. По 7% всех рабочих мест приходится на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, и на индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве.

В январе-декабре 2011 года средняя численность работников малых предприятий с учетом внешних совместителей и работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, составила 32670 человек (рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика численности занятых малым предпринимательством в Республике

Мордовия, человек

Лидирующая позиция по количеству работников принадлежит следующим видам деятельности: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (23,5% от общего количества занятых на малых предприятиях), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (16,0%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (17,8%).

По сферам занятости работники малого бизнеса распределяются следующим образом: в оптовой и розничной торговле, ремонтом автотранспортных средств,

мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в 2011 г. было занято 7665 человек; сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством занималось 5810 человек; операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 5231 человек; в обрабатывающем производстве - 5078 человек; в строительстве - 4224 человека; на транспорте и связи - 1594 человека; финансовой деятельностью - 215 человек.

Оборот малых предприятий за отчетный период составил 40,6 млрд. руб., выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аналогичных платежей) - 41,2 млрд. руб. Более 50% оборота и выручки малых предприятий приходится на предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий за январь-декабрь 2011 года составила 10145,8 рубля, что на 25,3% меньше, чем на средних

Как видно из рисунка 4, наиболее высокий уровень заработной платы сложился в финансовых организациях. Второе место по уровню заработной платы принадлежит сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, третье -транспорту и связи. Вместе с тем заработная плата предприятий, сельского хозяйства,

предприятиях. Среднемесячная заработная плата на средних предприятиях за аналогичный период составила 13585,5 рубля.

Для республики характерна дифференциация заработной платы работников различных видов экономической деятельности. Средняя заработная плата работников малых предприятий по сферам деятельности представлена на рисунке 4.

Р

охоты и лесного хозяйства, гостиниц и ресторанов, учреждений образования значительно ниже среднереспубликанского уровня. Динамика инвестиций в основной капитал предприятиями малого бизнеса Республики Мордовия показана на рисунке 5.

исунок 4 - Средняя заработная плата работников малых предприятий по сферам

деятельности, 2011 г.

Рисунок 5 - Динамика инвестиций в основной капитал предприятиями малого бизнеса

Республики Мордовия

Малыми предприятиями за январь-декабрь 2011 г. было использовано 1472,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наибольшие объемы вложений были осуществлены в строительство (601,9 млн. руб.), транспорт и связь (150,0 млн. руб.), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (88,5 млн. руб.)

По итогам 2011 г. наблюдался прирост практически по всем показателям развития малого бизнеса в Республике Мордовия по отношению к прошлому году. Сократилась только численность работников, занятых на предприятиях малого бизнеса на 13%. Оборот малых предприятий увеличился на 4,0%, выручка на 5,0%; средняя заработная плата выросла на 5,0%, а вот инвестиции в основной капитал увеличились в 2,3 раза.

Итак, процессы, происходящие в сфере малого предпринимательства Республики Мордовия, свидетельствуют о том, что при значительном потенциале этот сектор еще далек от уровня, характерного для страны с развитой рыночной экономикой. Это негативно сказывается на развитии человеческого потенциала региона. Несмотря на то, что за последние годы наблюдается значительный прирост по многим показателям в сфере малого предпринимательства, Республика Мордовия

все еще находится на последних местах в рейтинге по Приволжскому федеральному округу. Поэтому правительству республики необходимо проводить более эффективную политику поддержки малого

предпринимательства по всем отраслям производства.

Основные проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства в Республике Мордовия, связаны с:

- недостаточным уровнем развития финансово-кредитного механизма технологий финансовой поддержки малого предпринимательства;

- невысоким уровнем развития системы информационно-консалтинговой поддержки субъектов малого бизнеса;

- низким уровнем инновационности малого бизнеса;

- проблемами кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства;

- избыточными административными барьерами, большим количеством контролирующих органов;

- недостаточным развитием инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

- затрудненным доступом к земельным ресурсам и недвижимости;

- высокой стоимостью подключения к инженерной инфраструктуре, что особенно важно для малого бизнеса, работающего в производственной сфере;

- дефицитом финансового ресурса.

Особо остро стоит проблема высокой стоимости аренды на торговые площади в Мордовии. По этому вопросу была разработана Программа развития конкуренции в Республике Мордовия на 2010-2012 годы. По мнению предпринимателей, сегодня в регионе необходимо строительство дополнительных торговых центров, но представители бизнеса сталкиваются не только с отсутствием достаточных средств на строительство торговых объектов, но, прежде всего, с серьезными сложностями с выделением под центры земельных участков.

Разрешить проблемы, препятствующие дальнейшему развитию малого

предпринимательства в республике, позволят оптимизация государственной поддержки малого предпринимательства и обеспечение эффективного взаимодействия по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства исполнительных

органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного

самоуправления и общественных

объединений предпринимателей.

Как показывают мировой и отечественный опыт, одним из наиболее эффективных методов государственной поддержки малого предпринимательства является программно-целевой метод.

Программно-целевой метод

государственного регулирования в приложении к сфере малого предпринимательства на республиканском уровне предполагает выявление

стратегического потенциала малого предпринимательства и ключевых проблем, препятствующих его развитию.

Сфера малого бизнеса в годы рыночных реформ как в федеральном, так и в региональных бюджетах играла и продолжает играть роль финансового «резерва», на котором всегда можно сэкономить. Так, из-за отсутствия должного финансирования многие мероприятия программ поддержки малого

предпринимательства не были

осуществлены. Недостаток или отсутствие бюджетных средств обусловливают необходимость поиска альтернативных подходов к формированию программ и

определению реальных источников финансирования намечаемых мероприятий. Выходом из подобной ситуации является поиск внебюджетных ресурсов. Следует в каждом регионе выявлять те элементы рыночной инфраструктуры, которые при конкретном режиме работы могут стать самоокупаемыми.

При выборе приоритетов в развитии предпринимательской деятельности

необходимо отдавать предпочтение тем хозяйствующим субъектам, которые способствуют решению первоочередных социальных проблем, внедрению

технических новшеств, демонополизации сферы производства, формированию рыночной инфраструктуры, являются ориентированными на производство безотходной продукции, экологически безвредными, дают быстрый эффект в насыщении рынка товаров и услуг.

Приоритетными для Республики Мордовия представляются следующие направления деятельности малого бизнеса:

1) инновационная деятельность;

2) создание инфраструктуры - фондов поддержки малого предпринимательства, технопарков, бизнес-инкубаторов, информационных и консультационных центров;

3) переработка отходов крупных промышленных предприятий;

4) природоохранная деятельность и производство оборудования для экологических целей;

5) развитие народных художественных промыслов;

6) переработка сельскохозяйственной продукции в товары с длительным сроком хранения;

7) оказание бытовых услуг населению;

8) производство товаров народного потребления; и т. д.

Перечень приоритетных видов деятельности хозяйствующих субъектов должен ежегодно согласовываться с органами территориального общественного самоуправления и корректироваться с учетом изменений внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-экономическую ситуацию в районе (городе), а затем утверждаться руководителем

муниципального образования. Далее, исходя из материальных и трудовых ресурсов территории, формируются конкретные мероприятия, выполнение которых позволит создать благоприятный режим

функционирования малых предприятий. Мероприятия включаются в ежегодные местные программы поддержки малого предпринимательства и отражают тактику территориальных органов управления в отношении развития малого бизнеса.

Среди направлений

предпринимательской деятельности,

выделенных в качестве приоритетных, особое место занимает инновационный бизнес. Эта сфера развивается в республике недостаточно динамично. Многие перспективные и уникальные разработки не внедряются. Большую роль в открытии такого рода фирм могут сыграть инновационные бизнес-инкубаторы. Для местного уровня управления первоочередной задачей являются формирование местного заказа на инновационную продукцию и создание условий для ее реализации через механизмы рыночной экономики.

Содействие местных органов управления развитию в районе (городе) наукоемких производств, в том числе на малых предприятиях, может также включать:

- проведение информационных и маркетинговых исследований отечественных и зарубежных рынков в области новой техники, технологии, организации производства;

- поиск партнеров для реализации научно-технических разработок и совместного выпуска наукоемкой продукции;

- формирование банка данных о ведущих специалистах и творческих коллективах по различным областям науки и техники;

- помощь в установлении прямых договорных связей между предприятиями и в обмене между ними научно-техническими достижениями;

- целевое субсидирование и финансирование инновационных предприятий из средств местного бюджета.

Одна из приоритетных задач, которая стоит перед Республикой Мордовия, - это создание инновационного сектора экономики и развитие малого и среднего бизнеса. Большое значение приобретают вопросы поддержки и развития объектов инновационной инфраструктуры, среди них: ГУ «Бизнес-инкубатор», Мордовский центр научно-технической информации, Центр трансферта технологий при ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева», Научно-технологический парк Мордовии.

Исключительно важное значение для инновационного прорыва нашей республики имеет создание Технопарка в сфере высоких технологий. Технопарк - это фундамент на пути создания инновационной экономики, который определит будущее Мордовии на многие десятилетия вперед.

Одной из основных задач строительства технопарка является создание в технопарке необходимых условий для реализации инновационного потенциала и коммерциализации инноваций, обеспечение спроса на инновации путем размещения в технопарке ведущих российских и международных компании в сфере оптических и электронных технологий.

На базе технопарка планируется развить:

1) оптические технологии (оптические и оптико-электронные приборы, приемники оптического излучения, волоконная, нано и интегральная оптика, лазерные приборы, оптоволоконное оборудование, светотехника);

2) электронные технологии (оптоэлектроника, лазерные технологии и наноструктуры, энергосберегающие технологии, электротехника, компоненты со сверххарактеристиками);

3) создание приборов нового поколения на основе оптических и электронных технологий.

Также планируется осуществление разработок, относящихся к другим секторам экономики, имеющим в республике инновационный потенциал: новые материалы (в т.ч. строительные); биотехнологии и аграрный сектор; энергосберегающие технологии;

информационные технологии. Во

взаимодействии резидентов технопарка особую роль будут играть 1Т-технологии. Для этого был запущен так называемый ДАТА-центр - современное предприятие по хранению и обработке большого объема информации.

Также планируется проведение специализированных информационных

мероприятий, посвященных проблемам развития систем венчурного инвестирования. Важнейшим блоком мероприятий является создание системы финансовой поддержки инновационных проектов, в частности, следует обеспечить устойчивую работу республиканского венчурного фонда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Катайкина, Н.Н. Управление процессом воспроизводства человеческого потенциала региона / Н.Н. Катайкина. - Саранск:Саран.кооп. ин-т РУК,2012. - 156 с.

2. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

3. Республика Мордовия - Характеристика// PolPred.com. Режим доступа: http://polpred.com/?cnt=195&fo=4&obl=45&dsc=1&PHPSESSID=p2958m04hgouf8lk9hrolb2na7

4. Торгово-промышленная палата Республики Мордовия. Официальный сайт. Режим доступа: http://tpprm.ru/

5. Мордовия: Стат. ежегодник /Мордовиястат. - Саранск, 2012. - 444 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.