Научная статья на тему 'Влияние частотно-регулируемого электропривода на динамические нагрузки в колонне бурильных труб при геологоразведочном бурении'

Влияние частотно-регулируемого электропривода на динамические нагрузки в колонне бурильных труб при геологоразведочном бурении Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
112
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОПРИВОДА БУРОВОЙ УСТАНОВКИ / РАБОТЫ СИСТЕМЫ С НЕРЕГУЛИРУЕМЫМ И ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ / MATHEMATICAL MODEL OF THE ELECTRIC DRIVE OF THE DRILLING UNIT / WORK OF SYSTEM WITH THE NONCONTROLLABLE AND FREQUENCY-REGULATED ELECTRIC DRIVE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Сафонов Ю. М., Благодаров Д. А., Шевырев Ю. В., Оливетский И. Н.

Разработана математическая модель электропривода буровой установки. Представлен сравнительный анализ работы системы с нерегулируемым и частотнорегулируемым электроприводом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Сафонов Ю. М., Благодаров Д. А., Шевырев Ю. В., Оливетский И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the frequency-regulated electric drive on dynamic loadings in a column of boring pipes at geological prospecting drilling

The mathematical model electric drive of the drilling rig is developed. The comparative analysis of work with the noncontrollable and frequency-controlled electric drive is presented.

Текст научной работы на тему «Влияние частотно-регулируемого электропривода на динамические нагрузки в колонне бурильных труб при геологоразведочном бурении»

КПД электропривода определялся по показаниям амперметров, измеряющих входной ток /1 преобразователя ПП1 и выходной ток 12 преоб-

12

разователя ПП2 п = • 100 %.

Список литературы

1. Никифоров Б.В., Пахомин С.А., Птах Г.К. Вентильные индукторные двигатели для тяговых электроприводов // Электричество. 2007. № 2. С. 34-38.

A. Temirev, G. Ptah, A. Cvetkov, /. Kvuatkovskyui

Rowing ventilno-induktornyj the engine for system of electromovement of a sea tow capacity of2000 Kw

The results of development and test rowing switched reluctance motor for seagoing tugboat power of2000 kW, 200 rpm are prezented. Keywords: switched reluctance motor.

Получено 06.07.10

УДК 622.242-62-83

Ю.М. Сафонов, канд. техн. наук, проф. (495) 362-74-25, [email protected] (Россия, Москва, МЭИ(ТУ)), Д.А. Благодаров, канд. техн. наук, доц., (495) 362-74-25, [email protected] (Россия, Москва, МЭИ(ТУ)), Ю.В. Шевырев, д-р техн. наук, проф., (495) 433-55-77, [email protected] (Россия, Москва, РГГРУ), И.Н. Оливетский, асп., (495) 433-55-77, [email protected] (Россия, Москва, РГГРУ)

ВЛИЯНИЕ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА НА ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ В КОЛОННЕ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ ПРИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОМ БУРЕНИИ

Разработана математическая модель электропривода буровой установки. Представлен сравнительный анализ работы системы с нерегулируемым и частотно-регулируемым электроприводом.

Ключевые слова: математическая модель электропривода буровой установки, работы системы с нерегулируемым и частотно-регулируемым электроприводом.

Важнейшей проблемой при бурении геологоразведочных скважин буровыми установками с нерегулируемым асинхронным электроприводом (ЭП) является возникновение значительных динамических нагрузок в ко-

лонне бурильных труб (КБТ), которые носят колебательный характер с большими амплитудными значениями. Это приводит к накоплению усталостных напряжений в материалах передач, их разрушению и быстрому выходу из строя. Снизить динамические нагрузки на КБТ возможно за счет плавного изменения частоты вращения.

Для изучения влияния электропривода на переходные процессы в КБТ разработана математическая модель системы частотно регулируемый асинхронный ЭП - КБТ. В качестве модели асинхронного электропривода используются известные дифференциальные уравнения системы с векторным управлением [1]. Уравнения, которыми можно описать переходные процессы КБТ, широко известны в теории дифференциальных уравнений математической физики под названием волновых или телеграфных уравнений [2].

При математическом описании КБТ вводится ряд допущений. Колонна рассматривается как прямолинейный стержень круглого сечения, который характеризуется зависящими от пространственной координаты значениями диаметра, момента инерции, массы, упругости и т. д. Считается, что скважина заполнена глинистым раствором и жидкостное трение КБТ пропорционально скорости.

Крутильные и продольные колебания в КБТ описываются дифференциальными уравнениями в частных производных гиперболического типа

дх . ду ду дх

= -Нох- т— /0; -т- = -сот- , (1)

д£ дх д£ дх

где £ и х - соответственно время и координата поперечного сечения КБТ, отсчитываемая от точки соединения привода и КБТ, - независимые переменные; х(£,х) - обобщённая скорость (угловая скорость ш в сечении х при крутильных колебаниях, линейная скорость V в сечении х при продольных колебаниях), у(£,х) - обобщённая сила (момент М в сечении х при крутильных колебаниях, сила ^ в сечении х при продольных колебаниях); т0 -масса единицы длины КБТ при продольных колебаниях, либо момент инерции единицы длины КБТ при крутильных колебаниях; НО - коэффициент вязкого трения на единицу длины КБТ; сО - жёсткость единицы длины КБТ;/0 - внешнее усилие, действующее на единицу длины КБТ (например, сухое трение, сила веса, архимедова сила и т.д.).

Если электропривод и механизм с распределёнными параметрами описываются линейными дифференциальными уравнениями, то наиболее удобным и простым является операторный метод совместного решения уравнений, описывающих электропривод и механизм [3]. Однако в общем случае электропривод может описываться нелинейными дифференциальными уравнениями, а параметры механической части могут зависеть от пространственной координаты. Поэтому единственно возможным общим методом решения данных уравнений является применение тех или иных

методов разностных схем. Их достоинством является универсальность и наличие хорошо разработанной теории.

При совместном решении уравнений системы "электропривод - механизм с распределёнными параметрами" наиболее удобной является применение явной разностной схемы для решения уравнений в частных производных.

На основании полученной математической модели проведены исследования динамических режимов электроприводов для двух систем: нерегулируемый асинхронный электропривод - колонна бурильных труб (АД

- КБТ) и частотно-регулируемый асинхронный электропривод - колонна бурильных труб (ЧРП - КБТ). Вышеуказанные системы электроприводов моделировались при бурении на глубину до 1000 метров. Результаты исследования переходных процессов фиксировались в виде графиков, на которых записывались величины, характеризующие динамику КБТ и электропривода, такие как: и - напряжение питающей сети, В; 1с -ток статора, А; шдв - угловая скорость приводного двигателя, рад/с, Мдн - изменение момента приводного двигателя, от времени переходных процессов, Нм; шк

- угловая скорость коронки, рад/с; М1+- М5 - упругий момент в различных сечениях КБТ, на которые разделена КБТ (нумерация идет от устья скважины к забою), Нм.

На рис. 1 приведены результаты моделирования прямого пуска нерегулируемого асинхронного электропривода, на рис. 2 - результаты моделирования частотного пуска асинхронного электропривода при тех же условиях бурения.

150 100 50

СО к рад^с

( ...../

ЧУ

: ).....Ч:......./Ч .......Ч/гЧ-

-.....

¡Т. с

Т, с

Рис. 1. Переходные процессы прямого пуска нерегулируемого

электропривода

Рис.2 Переходные процессы частотного пуска асинхронного электропривода

Результаты исследования показали, что при пуске нерегулируемого асинхронного электропривода происходят значительные броски тока статора и момента двигателя. Возникают значительные колебания момента и скорости колонны. В отличие от нерегулируемого электропривода в системе с преобразователем частоты за счёт плавного пуска электродвигателя отсутствуют броски тока статора и момента приводного двигателя. Из сравнения возникающих колебаний скорости и момента в КБТ следует вывод, что амплитуды колебаний в системе с частотным регулированием меньше, чем в системе нерегулируемый АД - КБТ.

Проведенные исследования позволили определить зависимость изменения амплитуды колебаний момента в верхнем сечении КБТ от времени пуска частотно-регулируемого электропривода для глубины бурения 1000 м, которая приведена на рис. 3.

М,Нм

450 т

200 -1S0 ■ 100 -50 -

О 4-1-1-1-1 *> с

0.2 0,4 0,6 0,8 1

Рис. 3. Зависимость изменения амплитуды колебаний момента в верхнем сечении от времени пуска электродвигателя для глубины бурения 1000 м

Разработанные модели позволили исследовать динамические процессы в КБТ при её различных режимах работы: пуске, приложении нагрузки, прихвате. Исследования показали, что применение преобразователя частоты в асинхронном электроприводе при бурении геологоразведочных скважин позволяет значительно улучшить динамические и технологические показатели бурового оборудования.

Список литературы

1. Терехов В.М., Осипов О.И. Системы управления электроприводов. М.: Академия, 2005. 304 с.

2. Рассудов Л.Н., Мядзель В.Н. Электроприводы с распределёнными параметрами механических элементов. Л.: Энергоатомиздат, 1987. 144 с.

3. Шевырёв Ю.В., Шинянский А.В. Алгоритм определения изображений переменных системы электропривод-колонна бурильных труб // Электромеханика. 1987. №4. С. 118 - 120.

Yu. Safonov, D. Blagodarov, Yu. Shevirev, /. Olivetski

Influence of the frequency-regulated electric drive on dynamic loadings in a column of boring pipes at geological prospecting drilling

The mathematical model electric drive of the drilling rig is developed. The comparative analysis of work with the noncontrollable and frequency-controlled electric drive is presented.

Keywords: mathematical model of the electric drive of the drilling unit, work of system with the noncontrollable and frequency-regulated electric drive.

Получено 06.07.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.