Научная статья на тему 'Гребной вентильно-индукторный двигатель для системы электродвижения морского буксира мощностью 2000 кВт'

Гребной вентильно-индукторный двигатель для системы электродвижения морского буксира мощностью 2000 кВт Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
644
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / SWITCHED RELUCTANCE MOTOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Темирёв А. П., Птах Г. К., Цветков А. А., Квятковский И. А.

Приведены результаты разработки и испытания гребного вентильноиндукторного двигателя для морского буксира мощностью 2000 кВт с частотой вращения 200 об/мин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Темирёв А. П., Птах Г. К., Цветков А. А., Квятковский И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rowing ventilno-induktornyj the engine for system of electromovement of a sea tow capacity of2000 Kw

The results of development and test rowing switched reluctance motor for seagoing tugboat power of 2000 kW, 200 rpm are prezented.

Текст научной работы на тему «Гребной вентильно-индукторный двигатель для системы электродвижения морского буксира мощностью 2000 кВт»

Список литературы

1. Индукторный двигатель: Пат. № 22 37338 Рос. Федерация; заявл. 22.07.2002; опубл. 2004. Бюл. № 27.

2. Вентильный индукторно-реактивный двигатель: Пат. № 2352048 Рос. Федерация; заявл. 08.08.2007; опубл. 2009, Бюл. № 10.

G. Ptah, A. Cvetkov, I. Kvuatkovskyui, D. Protasov, D. Rogkov The ventilno-induktornyj electric drive for the pump GRAT - 1800/67 For electric drive of suction dredge GrAT-1800/67 switched reluctance motor feed from two bridge convertors of voltage is offered.

Keywords: the electric drive of the soil pump, ventilno-induktornyj the jet engine, the bridge converter of voltage.

Получено 06.07.10

УДК 62-83:621/.69

А.П. Темирёв, д-р техн. наук, ген. конструктор, (8635) 255-264, ptah2003@list.ru (Россия, Новочеркасск, ЗАО «ИРИС»), Г.К. Птах, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, (8635) 255-264, ptah2003@list.ru (Россия, Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ)), А.А. Цветков, зам. ген. конструктора, (8635) 255-264, ptah2003@list.ru (Россия, Новочеркасск, ЗАО «ИРИС»), И.А. Квятковский, канд. техн. наук, гл. конструктор, (8635) 255-264, ptah2003@list.ru (Россия, Новочеркасск, ЗАО «ИРИС»)

ГРЕБНОЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ МОРСКОГО БУКСИРА МОЩНОСТЬЮ 2000 КВТ

Приведены результаты разработки и испытания гребного вентильно-индукторного двигателя для морского буксира мощностью 2000 кВт с частотой вращения 200 об/мин.

Ключевые слова: вентильно-индукторный двигатель.

В 2004 г. на головной дизель-электрической подводной лодке нового поколения проекта «Лада» впервые были установлены разработанные в филиале ФГУП ПКП «Ирис» (г. Новочеркасск) совместно с учёными ЮРГТУ (НПИ) и МЭИ вспомогательные вентильно-индукторные электроприводы мощностью от 1,1 до 32,5 кВт, которые прошли все виды испытаний в составе механизмов различного назначения: водоотливных насосов, компрессоров, холодильных машин, насосов гидравлики, лебедок и подтвердили надежность работы при соответствии требованиям технических заданий по КПД, массогабаритным и виброакустическим характеристикам. В

231

настоящее время технологически развитые страны (США, Великобритания, Германия, Норвегия и др.) активно приступили к разработке подруливающих устройств на базе индукторных двигателей.

Накопленный новочеркасской научно-педагогической школой электриков опыт создания индукторных электроприводов малой и большой мощности, в частности, для тягового привода электровозов и электропоездов позволил обосновать возможность применения вентильно-индукторных двигателей в качестве гребных для прямого привода винта (без винто-рулевой колонки) [1].

По заданию Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ, г. Санкт-Петербург) в ЗАО «ИРИС» под руководством учёных ЮРГТУ (НПИ) также впервые был разработан и изготовлен гребной вентильно-индукторный электродвигатель для морского буксира проекта 745 мощностью 2000 кВт с номинальной частотой вращения 200 об/мин массой 30 т (рис. 1). Технические характеристики двигателя приведены в таблице.

а б

Рис. 1. Гребной вентильно-индукторный двигатель для морского буксира мощностью 2000 кВт: а - монтаж двухпакетного ротора; б - двигатель в сборе (вентиляторы не установлены)

Сборка двигателя осуществлялась на предприятии «ЛебГОК-ЭЭРЗ» (г. Губкин). Там же были проведены предварительные испытания на холостом ходу, которые показали работоспособность двигателя и его соответствие требованиям по уровню вибраций (виброперемещения не более 10,7 мкм и виброскорость не более 0,48 мм/с при требованиях по ГОСТ 2081593 соответственно 90 мкм и 2,8 мм/с).

При проведении испытаний крупных электрических машин одной из существенных проблем является необходимость нагрузочной машины такой же или большей мощности. При организации испытаний ИД-2000 эта проблема была решена следующим образом. Согласно технических

требований ИД-2000 должен питаться от двух полупроводниковых преобразователей, поэтому он был выполнен двухпакетной конструкции с двумя трёхфазными обмотками на статоре, имеющими пространственный сдвиг на 180 эл. град. Такая конструкция позволяет также существенно снизить пульсации момента индукторного двигателя. Таким образом, в одном корпусе были размещены две трёхфазных индукторных машины, каждая из которых может работать и в двигательном, и в генераторном режимах. Это позволило обеспечить самонагружение и проведение испытаний без нагрузочной машины. Кроме того, за счёт возврата электрической энергии, вырабатываемой генератором, не требуется сеть большой мощности, т.к. её роль сводится только к компенсации потерь в ИД-2000. Функциональная схема испытаний ИД-2000 под нагрузкой приведена на рис. 2.

Технические характеристики гребного вентильно-индукторного двигателя

№. п/п Наименование параметра Значение

1 Напряжение в звене постоянного тока, В 900

2 Мощность, кВт 2000

3 Действующее значение фазного тока, А 590

4 Частота вращения, об/мин 200

5 КПД, % 97

6 Число фаз 6

13 Габариты, мм 2500*2330*3500

14 Масса двигателя, т 30

Рис. 2. Функциональная схема испытаний ИД-2000 под нагрузкой: ИР - индукционный регулятор; В - выпрямитель; СУТР - схема управления тормозным резистором Ят; ПП1, ПП2 - полупроводниковые преобразователи; СУ1, СУ2 - микропроцессорные системы управления; ДПР - датчик положения ротора; ИД-2000 - индукторный двигатель; рУ1, рУ2, Яш1, Яш2 - милливольтметры и шунты для измерения тока; рУ3- вольтметр; р1 - частотомер

Испытания под нагрузкой до 50 % номинальной мощности ИД-2000 проводились на стенде ЗАО «ИРИС» в г. Новочеркасске. Завершение полного объёма испытаний будет проведено на испытательном стенде у заказчика ЦНИИ СЭТ (г. Санкт-Петербург), куда осуществлена поставка двигателя. На рис. 3 приведены осциллограммы фазных напряжения, тока и сигнала ДПР при пуске ИД-2000 в режиме холостого хода, а на рис. 4 -

под нагрузкой (^ = 672 в, /1 = 747 а, 12 = 712 А, р = 980 кВт, П = 95%).

Рис. 3. Осциллограммы фазных напряжения (1), тока(3) и сигнала ДПР (4) при пуске ИД-2000 на холостом ходу (масштаб для тока 278 А/дел.)

а б

Рис. 4. Осциллограммы фазных напряжения и тока для двигательной (а) и генераторной (б) частей ИД-2000 при 200 об/мин, суммарной мощности 980 кВт и КПД электропривода

95 % (масштаб для тока 278 А/дел.)

КПД электропривода определялся по показаниям амперметров, измеряющих входной ток /1 преобразователя ПП1 и выходной ток 12 преоб-

12

разователя ПП2 п = • 100 %.

Список литературы

1. Никифоров Б.В., Пахомин С.А., Птах Г.К. Вентильные индукторные двигатели для тяговых электроприводов // Электричество. 2007. № 2. С. 34-38.

A. Temirev, G. Ptah, A. Cvetkov, /. Kvuatkovskyui

Rowing ventilno-induktornyj the engine for system of electromovement of a sea tow capacity of2000 Kw

The results of development and test rowing switched reluctance motor for seagoing tugboat power of2000 kW, 200 rpm are prezented. Keywords: switched reluctance motor.

Получено 06.07.10

УДК 622.242-62-83

Ю.М. Сафонов, канд. техн. наук, проф. (495) 362-74-25, sergiyevskyyn@mail.ru (Россия, Москва, МЭИ(ТУ)), Д.А. Благодаров, канд. техн. наук, доц., (495) 362-74-25, sergiyevskyyn@mail.ru (Россия, Москва, МЭИ(ТУ)), Ю.В. Шевырев, д-р техн. наук, проф., (495) 433-55-77, office@msgpa.edu.ru (Россия, Москва, РГГРУ), И.Н. Оливетский, асп., (495) 433-55-77, office@msgpa.edu.ru (Россия, Москва, РГГРУ)

ВЛИЯНИЕ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА НА ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ В КОЛОННЕ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ ПРИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОМ БУРЕНИИ

Разработана математическая модель электропривода буровой установки. Представлен сравнительный анализ работы системы с нерегулируемым и частотно-регулируемым электроприводом.

Ключевые слова: математическая модель электропривода буровой установки, работы системы с нерегулируемым и частотно-регулируемым электроприводом.

Важнейшей проблемой при бурении геологоразведочных скважин буровыми установками с нерегулируемым асинхронным электроприводом (ЭП) является возникновение значительных динамических нагрузок в ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.