Научная статья на тему 'Влияние бюджетной политики государства на социально-экономическое развитие СКФО'

Влияние бюджетной политики государства на социально-экономическое развитие СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1291
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / МЕЖБЮДЖЕТ-НЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / FISCAL POLICY / BUDGET REVENUES / BUDGET EXPENDITURES / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / FISCAL FEDERALISM / SOCIO-ECONOMIC STATUS / TAX ADMINISTRATION / FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко С.В.

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы реализации бюджетной политики государства. Предложены меры по сбалансированности федерального, региональных и местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Выявлены основные направления совершенствования бюджетного федерализма. Проанализировано современное социально-экономическое состояние Северо-Кавказского федерального округа, определено влияние бюджетной политики государства на его развитие, а также выработаны предложения для заинтересованности региональных и местных органов власти в дальнейшем развитии своих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE BUDGETARY POLICY OF THE STATE ON SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

This article describes the current problems of the implementation of fiscal policy. Proposed measures to balance the federal, regional and local budgets of the budgetary system of the Russian Federation. The basic directions of improvement of fiscal federalism. Analyzes the current socio-economic condition of the North Caucasus Federal District, determined the effect of fiscal policy on the state of its development, as well as to proposals for the interest of regional and local authorities in the further development of their territories.

Текст научной работы на тему «Влияние бюджетной политики государства на социально-экономическое развитие СКФО»

УДК 336.12

Марченко С. В.1

ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СКФО

Аннотация. В данной статье рассмотрены актуальные проблемы реализации бюджетной политики государства. Предложены меры по сбалансированности федерального, региональных и местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Выявлены основные направления совершенствования бюджетного федерализма. Проанализировано современное социально-экономическое состояние Северо-Кавказского федерального округа, определено влияние бюджетной политики государства на его развитие, а также выработаны предложения для заинтересованности региональных и местных органов власти в дальнейшем развитии своих территорий.

Ключевые слова: бюджетная политика, доходы бюджета, расходы бюджета, межбюджетные отношения, бюджетный федерализм, социально-экономическое положение, налоговое администрирование, финансовые ресурсы.

Marchenko S. V.

INFLUENCE OF THE BUDGETARY POLICY OF THE STATE ON SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Abstract. This article describes the current problems of the implementation of fiscal policy. Proposed measures to balance the federal, regional and local budgets of the budgetary system of the Russian Federation. The basic directions of improvement of fiscal federalism. Analyzes the current socio-economic condition of the North Caucasus Federal District, determined the effect of fiscal policy on the state of its development, as well as to proposals for the interest of regional and local authorities in the further development of their territories.

Keywords: fiscal policy, budget revenues, budget expenditures, intergovernmental relations, fiscal federalism, socio-economic status, tax administration, financial resources.

На сегодняшний день основными приоритетами в реализации бюджетной политики государства является обеспечение не только долгосрочной сбалансированности бюджетов, но и достижение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации в целом. Этому, во многом, способствуют такие меры как:

- оптимизация расходов федерального бюджета;

- формирование федерального бюджета, используя государственные программы;

- переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг;

- совершенствование как межбюджетных отношений, так и системы налогообложения, управления государственными имуществом и обязательствами.

Данные меры адаптированы к современной макроэкономической ситуации и отражают основные предложения по бюджетной политике в Стратегии-2020. Предлагаемые меры, срок реализации которых составляет 3-5 лет, приведут к увеличению на 3 п.п. производительных расходов бюджета, что обеспечит повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата в стране, формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры, а также повысит человеческий потенциал. Целесообразным считается увеличение расходов бюджета на финансирование таких социально значимых направлений как образование на 1,2

1 Марченко Светлана Владимировна к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «РЭУ» им. Г.В. Плеханова Филиала в г. Пятигорске Ставропольского края

Marchenko Svetlana, candidate of economic sciences, «Influence of budgetary policy on the socio-economic development of the North Caucasus Federal District»

п. п. ВВП, здравоохранение - на 1,0 п. п., дорожное хозяйство - на 0,8 п.п. ВВП. На фоне этого предлагается сократить непроизводительные расходы на 3 п.п. ВВП. При этом необходимо уменьшить расходы на правоохранительную деятельность на 0,9 п. п. ВВП, на оборону - на 1,1 п. п., на национальную экономику и ЖКХ (без дорожного хозяйства) - на 1,0 п. п. ВВП.

Но, не смотря на общие меры, совершенствование бюджетной политики в Российской Федерации требует индивидуального подхода к каждому элементу и направлению ее формирования на современном этапе. Обязательный приоритет целей планируемых расходных обязательств, а, следовательно, и оптимизация и повышение эффективности использования финансовых ресурсов - одно из самых главных направлений, которые освещаются в бюджетной политике и требуют более пристального внимания. При этом необходимо минимизировать риски несбалансированности бюджетов разных уровней бюджетной системы при непосредственном осуществлении бюджетного планирования. Для этого следует опираться на реальные оценки при формировании бюджета и прогнозы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Также дополнительной подстраховкой будет служить экспертное обсуждение, которое поможет более точно оценить проект бюджета на плановый период. Необходимо повысить уровень устойчивости бюджета и избавиться от серьезной зависимости его от внешнеэкономической конъюнктуры рынка. Основным механизмом в этой части послужат бюджетные правила, которые смогут обеспечить сокращение не нефтегазового дефицита бюджета. В условиях ограниченности финансовых ресурсов важным правилом является то, что необходимо выбирать наиболее верные направления расходования бюджетных средств, с целью достижения необходимого уровня эффективности реализации бюджетной политики в долгосрочном периоде. Реализации бюджетной стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу позволит оценивать направления бюджетной политики с достигнутыми показателями сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ.

Проведение эффективной, взвешенной бюджетной политики поможет снизить зависимость федерального бюджета и бюджетной системы в целом от конъюнктурно обусловленных доходов.

В перспективе будет завершен переход к составлению бюджета на основе государственных программ. Это непосредственным образом отразится и на субъектах, и на местных образованиях, тем обязывая их в будущем ориентироваться на федеральный уровень. Большинство государственных программ РФ имеют существенные недостатки, которые не позволяют на сегодняшний день рассматривать их в качестве механизмов программно-целевого планирования. Поэтому одновременно с рассмотрением проекта федерального бюджета на очередной финансовый год следует предусмотреть максимально публичное обсуждение государственных программ Российской Федерации, учитывая внесенные в них изменения, в том числе «потолки» расходов до 2020 года.

Наряду с совершенствованием системы расходования следует найти варианты для увеличения доходной части бюджета. Причем рост доходов следует обеспечить за счет улучшения налогового администрирования в части налоговых поступлений.

Государство, в целях улучшения налогового администрирования, пересматривает налоговую политику и факторы, влияющие на нее, вследствие чего возникает объективная необходимость применения таких ключевых подходов как:

- формирование дополнительных условий для осуществления инновационной деятельности государственного и частного секторов экономики;

- применение инструментов, касающихся государственно-частного партнерства для создания источников инвестиционных ресурсов в сфере здравоохранения и образовательных учреждений (освобождение в данных отраслях социальной сферы от налога на прибыль);

- укрепление налоговой базы бюджетов разных уровней с помощью создания новых развивающихся хозяйствующих субъектов.

Также представляется обязательным провести анализ и оценку результативности влияния на экономику существующих налоговых и таможенных инструментов. 40

Поскольку все вышеуказанные мероприятия связаны непосредственным образом с совершенствованием финансирования из бюджета, то целесообразным будет создать концепцию социально-экономического развития как Федерации в целом, так и субъектов РФ. Предусмотреть в ней средства формирования ресурсного потенциала регионов и осуществлять контроль над межрегиональными и региональными финансовыми потоками.

Вопросы совершенствования способов управления бюджетами и, следовательно, финансами относятся к множеству наиболее важных элементов управления федерацией, субъектом и муниципальными образованиями. Проблемы межбюджетного процесса настолько велики, что никак нельзя говорить о завершении создания единой системы управления бюджетными потоками на региональном и федеральном уровнях.

На сегодняшний день активно обсуждаются моменты, которые связаны с результативностью организации межбюджетных отношений, с не разрешением конфликтов экономических и финансовых интересов органов всех уровней власти, с неоднозначностью взаимодействия государства, физических и юридических лиц.

Увеличение межбюджетных трансфертов способствует тому, чтобы контроль над движением денежных средств внутри страны был единым. Моменты, касающиеся результативности и целевого использования средств межбюджетных трансфертов так и мелькают вне поля зрения органов, контролирующих этот вопрос. Что касается финансовых инструментов, используемых в процессе осуществления межбюджетных отношений в области расходов, то здесь можно сказать, что преобладает экстенсивный подход к финансированию. Вопросы в области методологии и методики использования бюджетных средств и на сегодняшний день проработаны плохо по отношению к специфическим условиям российской экономики.

Среди направлений совершенствования бюджетного федерализма в области бюджетного законодательства можно выделить следующие:

- установление приоритетных задач бюджетного выравнивания как инструмент действенного экономического выравнивания субъектов и муниципальных образований;

- введение принципа «равнодефицитности» бюджетов всех уровней и инструментов его достижения в практике бюджетного планирования;

- сохранение самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти соответствующего уровня бюджетной системы за сбалансированность, исходя из налогового потенциала соответствующей территории, с учетом предоставления необходимой налоговой инициативы.

В общем и целом, необходимо отметить, что реформирование бюджетного процесса, налоговой сферы и межбюджетных отношений не стоит на месте, а, наоборот, с большими результатами грядет на страну, чтобы сбалансировать экономику и придать ей уверенности в будущем и устойчивости по сравнению с конкурентными система в других странах. Нововведения в законодательстве и во взаимодействии различных органов государственной власти положительно влияют на совершенствование экономики, тем самым, иной раз, появляется возможность убедиться, что бюджетная политика продвигается в нужном направлении. Это приводит к положительным социальным сдвигам, что является не только результатом, но и предпосылкой устойчивого экономического развития, поскольку предполагает формирование человеческого капитала более высокого качества, рост производительности труда. Так, к примеру, в СКФО в период с 2013 г. по 2014 г. согласно данным Федеральной службы государственной статистики:[1]

- оборот организаций федерального округа по всем видам деятельности составил в январе-сентябре 2014 г. 1,3 трлн. руб., или 109,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года;

- индекс цен производителей промышленных товаров составил 104,0%;

- индекс производства продукции сельского хозяйства составил 107,6% по сравнению с январем-сентябрем 2013 года;

- оборот розничной торговли в январе-сентябре 2014 г. увеличился в товарной массе по

41

сравнению с соответствующим периодом 2013 г. на 3,7% и составил 904,8 млрд. руб. В расчете на душу населения было реализовано товаров на 94,3 тыс. руб. (в среднем по России - на 129,2 тыс. руб.);

- на развитие экономики и социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа в январе-сентябре 2014 г. использовано 224,0 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или 112,8% к уровню соответствующего периода предыдущего года. Объем инвестиций в округ составляет 2,7% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 36,2%, привлеченных средств - 63,8%, в том числе 23,8% - за счет средств федерального бюджета;

- консолидированный бюджет субъектов Северо-Кавказского федерального округа в январе-сентябре 2014 г. исполнен с профицитом 11,1 млрд. руб. Расходы составили 239,5 млрд. руб., доходы - 250,6 млрд. руб. По оперативным данным ФНС России, по Северо-Кавказскому федеральному округу поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в январе-сентябре 2014 г. по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. увеличилось на 10,2% и составило 104,8 млрд. руб. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2014 г. в целом по округу составила 50,8 млрд. руб. и по сравнению с данными на 1 января 2014 г. сократилась на 0,2%;

- в целом по округу число родившихся превысило число умерших на 66,7 тыс. чел.; коэффициент естественного прироста населения составил 9,3%. Миграционный отток населения составил - 11,9 тыс. чел.;

- в качестве безработных на конец сентября 2014 г. было зарегистрировано 188,8 тыс. чел., или 4,2% экономически активного населения. Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу составили 18737 руб. в месяц (в целом по России - 25964 руб. в месяц). Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-сентябре 2014 г. составила 20525 руб. и возросла по сравнению с январем-сентябрем 2013 г. на 9,5%, реальная начисленная заработная плата - на 3,5%. [1]

Согласно данным Правительства России в направлении развития социально-экономической сферы СКФО ведется достаточно активная работа, так: [2]

1. В Республике Дагестан ведётся строительство объектов электроэнергетики (водохранилище и нижний бьеф Гоцатлинской ГЭС), объектов образования и здравоохранения, строительство очистных сооружений канализации в Дербенте и объектов инженерной инфраструктуры в Махачкале. Строительство школ в сёлах Новочуртах и Гамиях завершено, объекты введены в эксплуатацию. Для обеспечения доступности медицинской помощи в республике предусмотрено строительство участковой больницы с поликлиникой в с. Рутул, районной больницы в с. Арани, больницы в с. Гуниб. Проводится реконструкция районной больницы в с. Ботлих.

2. В Республике Северная Осетия - Алания прокладывают газопровод-отвод от с. Калух до с. Дзинага в Ирафском районе. Строится водопровод «Родник «Фаныкдон»». Предусмотрено финансирование детской клинической больницы в столице республики.

3. В Чеченской Республике строят водозаборные сооружения и водопроводные сети Наурского района (второй пусковой комплекс), а также объекты здравоохранения: республиканскую больницу с консультативной поликлиникой и диагностическим центром в Грозном, участковую больницу в ст. Ассиновская, больницу в городе Аргуне, родильный дом с женской консультацией в Грозном. Идёт строительство семи общеобразовательных школ, что позволит сократить количество школьников, обучающихся в три смены.

4. В Республике Ингушетия строят республиканский противотуберкулёзный диспансер со стационаром, поликлиникой и пансионатом в Назрани, что обеспечит своевременную диагностику и лечение населения. В рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» обновляются региональная система водоснабжения, коммунальная и инженерная инфраструктура городов Магас и Назрань, вынужденные переселенцы 42

обеспечиваются жильём, строятся республиканские образовательные учреждения, больницы и поликлиники. В селе Лейми Джейрахского района ведётся реконструкция и расширение детского оздоровительного лагеря «Эрзи».

5. В Карачаево-Черкесской Республике реконструируется система водоснабжения и очистных сооружений в Черкесске. Решается проблема перегруженности действующих учреждений здравоохранения и образования, в том числе за счёт строительства республиканской многопрофильной детской больницы и онкологического диспансера, а также строительства школы на 1260 учащихся в одном из микрорайонов Черкесска.

6. В Кабардино-Балкарской Республике профинансировано строительство селелавиноза-щитных сооружений в Эльбрусском районе и первой очереди Зольского группового водопро-

7. В Ставропольском крае финансируется строительство двух средних общеобразовательных школ в Ставрополе на 1797 мест суммарно. В Ставрополе также запланировано строительство поликлиники.

Однако, несмотря на принятые меры как федеральных, так и региональных властей в области развития СКФО, а также рост социально-экономических показателей его развития, округ по-прежнему находится на низком уровне развития по отношению к другим округам России. Во многом это связано с высокой дотационностью некоторых регионов СКФО. Необходимо повысить заинтересованность региональных и местных органов власти в развитии своих территорий, предоставив им больше самостоятельности.

Так в целях увеличения доходной части местных бюджетов и обеспечения их сбалансированности необходимо:

- выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в налоговое и бюджетное законодательство РФ, позволяющее увеличить нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от федеральных и региональных налогов;

- расширить практики дополнительного закрепления субъектами РФ за местными бюджетами отчислений от региональных налогов;

- обеспечить стабильность налогового законодательства и межбюджетных отношений в целях полного финансового обеспечения расходных обязательств местного бюджета (соблюдения принципа долгосрочной сбалансированности местных бюджетов).

В целях рациональной оптимизации расходов местных бюджетов необходимо:

- продолжить законотворческую работу по более чёткому разграничению расходных обязательств в сферах, отнесённых к ведению субъектов РФ, муниципальных районов и поселений, что позволит устранить возможность дублирования функций, а также обеспечить более эффективное и целенаправленное использование финансовых ресурсов соответствующих бюджетов;

- обратиться в Парламент и Правительство с предложением об установлении норматива на формирование расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований (с учётом поселений) в виде доли расходов на содержание органов местного самоуправления в сумме собственных доходов, что будет являться инструментом стимулирования пополнения доходной части бюджетов разных уровней.

В рамках межбюджетных отношений необходимо продолжить приоритетное преобладание инструментов стимулирования над инструментами выравнивания бюджетной обеспеченности, что позволит укрепить финансовую основу региональных и местных бюджетов.

Такие инструменты стимулирования создадут реальные возможности для значительного ускорения социально-экономического развития регионов и муниципальных образований СКФО.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс] //URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_l 140086420641

2. Официальный сайт «Правительство России» [Электронный ресурс] // URL: http:// government. ru/dep_news/l 7690/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.