Научная статья на тему 'Влияние бюджетного регулирования на перспективы дальнейшего развития Самарского региона'

Влияние бюджетного регулирования на перспективы дальнейшего развития Самарского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / BUDGET / BUDGET CONTROL / ECONOMY / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кемайкин Павел Владимирович

Каждый год в рамках осуществления процесса бюджетного регулирования у федеральных и региональных органов власти возникает необходимость предоставления отчислений от доходов в региональные и местные бюджеты. Путем установления таких отчислений осуществляется регулирование каждого бюджета, причем процесс бюджетного регулирования экономик, прежде всего, следует рассматривать как объективную потребность общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кемайкин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE BUDGET REGULATION ON THE PROSPECTS OF THE FURTHER DEVELOPMENT OF THE SAMARA REGION

Every year under the budget regulation process the federal and regional authorities need to allocate revenue assignments to the regional and local budgets. By setting the assignment amount the control of the every budget is proceeded. With that, the economies’ budget control is to be considered as an objective necessity of the social development first of all.

Текст научной работы на тему «Влияние бюджетного регулирования на перспективы дальнейшего развития Самарского региона»

УДК 336.14 Кемайкин Павел Владимирович

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти dom-hors@mail.ru

ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОГО РЕГИОНА

Kemaykin Pavel Vladimirovich

PhD in Economics, Assistant Professor of the Finances and Credit Department, Volga Region State University of Service dom-hors@mail.ru

INFLUENCE OF THE BUDGET REGULATION ON THE PROSPECTS OF THE FURTHER DEVELOPMENT OF THE SAMARA REGION

Аннотация:

Каждый год в рамках осуществления процесса бюджетного регулирования у федеральных и региональных органов власти возникает необходимость предоставления отчислений от доходов в региональные и местные бюджеты. Путем установления таких отчислений осуществляется регулирование каждого бюджета, причем процесс бюджетного регулирования экономик, прежде всего, следует рассматривать как объективную потребность общественного развития.

Ключевые слова:

бюджет, бюджетное регулирование, экономика, регион.

Summary:

Every year under the budget regulation process the federal and regional authorities need to allocate revenue assignments to the regional and local budgets. By setting the assignment amount the control of the every budget is proceeded. With that, the economies’ budget control is to be considered as an objective necessity of the social development first of all.

Keywords:

budget, budget control, economy, region.

Эффективность использования бюджетных инструментов регулирования экономики обусловлена тем, что, во-первых, они находятся в сфере непосредственного влияния государства и потому легче и с меньшими затратами поддаются регулированию со стороны властных структур. Также государство, используя свою силу и влияние, может наращивать объем выделяемых бюджетных средств, привлекая в необходимых случаях неналоговые источники доходов (от приватизации имущества, его аренды, выпуска и размещения на внутреннем и внешнем рынках долговых обязательств, реализации части национального богатства, эмиссии денег и т.д.). Более того, участие государства в регулировании воспроизводственных процессов благоприятно влияет на психологию граждан, способствуя и социальной стабильности.

По мнению Н.И. Химичевой, бюджетное регулирование создает финансовые предпосылки для равномерного развития государственно-территориальных образований и выполнения ими своих задач и функций независимо от территориальных и природных факторов и уровня экономического развития [1].

Бюджетное регулирование является, в том числе, и антициклической мерой общественного развития, что следует непременно учитывать при его изучении применительно к любой сфере общественного воспроизводства, включая и региональную экономику. Но, с другой стороны, при исследовании вопросов бюджетного регулирования должно быть принято во внимание и то, что влияние доходов и расходов бюджета не ограничивается их антициклическим воздействием на экономику. Оно может быть рассмотрено и при абстрагировании от циклического ее развития. Влияние осуществляется, во-первых, через воздействие налоговых и неналоговых доходов на объем доходной части бюджета и через их соотношение с расходами на общеэкономическую ситуацию в стране и в отдельных регионах и, во-вторых, с помощью воздействия налоговых изъятий в бюджет и целевого бюджетного финансирования на поведение региональных властей и субъектов хозяйствования.

В среднесрочной же перспективе социально-экономическое развитие муниципальных образований региона будет происходить под влиянием внешних условий с учетом, прежде всего, конкурентоспособности территорий. Самарская область относится к числу экспортноориентированных регионов, базовыми секторами экономики которой выступают добыча, первичная переработка сырья и химическое производство. Это позволяет региону экспортировать 4,3 % (от общего объема по России) продукции нефтехимического комплекса, 3,1 % машино-

строительной продукции, 1,7 % продукции топливно-энергетического комплекса и 1,2 % продовольственных товаров и сырья.

В 2011 г. на долю Самарской области пришлось 36,1 % общероссийского производства легковых автомобилей, 9,1 % - первичной переработки нефти. Экономические преобразования, происходящие на местах, призваны способствовать реализации проектов развития отраслевых кластеров (аэрокосмического, автомобильного, химического, нефтедобывающего, транспортнологистического), а также созданию особой экономической зоны в муниципальном районе Ставропольский и технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в г. Тольятти [2].

С учетом широко представленных потенциальных возможностей промышленности Самарской области приоритеты в тенденциях финансирования и в целом бюджетной поддержки будут отражать приоритеты с учетом прошлых лет. Тенденции, определяемые замедление темпов прироста промышленного производства, ожидаются, в свою очередь, в городских округах Самара, Тольятти, Отрадный, Жигулевск и Кинель, что отрицательно скажется не только на бюджетных возможностях региона в плане увеличения доходов, но и на социальноэкономической составляющей расходных обязательств.

В целом же благоприятную ситуацию в поступлении доходных источников бюджетных средств в Самарской области определяют такие населенные пункты, как Самара и Тольятти. Перспективы экономического роста регионального центра во многом связаны с существованием инновационного аэрокосмического кластера, а основной путь дальнейшего развития Тольятти связан с дальнейшей модернизацией системообразующей отрасли экономики региона - автомобилестроением. В данном случае бюджетная поддержка этих населенных пунктов реализуется также путем применения диверсификации их экономической базы через комплексные инвестиционные планы модернизации до 2020 г.

Более того, бюджетное регулирование затрагивает перспективы развития малых и средних монопрофильных населенных пунктов, таких как: Чапаевск, Октябрьск, Похвистнево и других, по которым также реализуются инвестиционные планы их развития и результативности мер государственной поддержки в рамках Закона Самарской области от 07.12.2011 № 140-ГД «О государственной поддержке монопрофильных городских округов Самарской области». Предпосылки для диверсификации экономического профиля моногородов создаст формируемая в Самарской области нормативно-правовая база, позволяющая обеспечить на территории малых и средних моногородов максимально благоприятные инвестиционные условия для реализации крупных проектов в альтернативных отраслях [3].

Ситуация в промышленном комплексе городских округов Сызрань и Новокуйбышевск в значительной степени будет зависеть от динамики внутреннего спроса на нефтепродукты и мирового рынка нефти.

Развитие социально-экономической региональной политики также характеризуется необходимостью роста жилищного строительства, и в связи с этим важной составляющей бюджетной поддержки является реализация проектов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры и инженерных сетей, основанных на частно-государственном партнерстве.

Динамичное развитие отраслей инвестиционного спроса, к которым относятся обрабатывающие производства, строительство и рост инвестиционных расходов, призваны обеспечить в среднесрочной перспективе рост инвестиций в основной капитал в большинстве городских округов области.

В прогнозном периоде на развитие муниципальных районов окажут влияние следующие факторы:

- модернизация и повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса на период до 2017 г., что связано с защитой продовольственного рынка Самарского региона по переходу на требования ВТО;

- реализация целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года» [4];

- государственная поддержка малых предпринимателей в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» [5];

- актуализация мер государственной поддержки организаций потребительской кооперации, в том числе занятых производством экологически безопасного продовольствия;

- реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;

- реализация мер, направленных на комплексное развитие сельских территорий в рамках утвержденной Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на

период до 2020 г., Стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 г.;

- бюджетное инвестирование в развитие инфраструктуры муниципальных районов в рамках действующих областных и ведомственных целевых программ;

- активизация деятельности по использованию имеющихся налоговых резервов, завершение государственной регистрации земель сельскохозяйственного назначения;

- реализация комплексных инвестиционных планов развития муниципальных районов. Устойчивое социально-экономическое развитие конкретного региона страны характеризуется способностью этого региона не только сохранять и обновлять закрепленные за ним в результате территориального разделения труда ресурсы общества, но и организовать эффективный воспроизводственный процесс, оптимизировать внутренний экономический оборот и, в конечном счете, удовлетворять потребности местного сообщества, создавать условия, гарантирующие достойную жизнедеятельность населению региона и его будущим поколениям.

В целом же в зависимости от внутренних потенциалов регионов, цели их экономического развития различны в каждом конкретном случае и направления в достижении устойчивого развития региона должны вырабатываться, исходя из реального уровня экономического роста. Вместе с тем эффективное функционирование экономики возможно только при условии, когда каждое ее структурное подразделение оптимально взаимодействует с другими. Только в этом случае достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая в будущем обеспечит сбалансированное развитие как региона в целом, так и позволит сосредоточить бюджетные потоки в большей степени на отдельных направлениях.

Ссылки:

1. Химичева Н.И. Финансовое право. М., 2004.

2. Сайт Правительства Самарской области. URL: www.samregion.ru

3. Закон Самарской области от 07.12.2011 № 140-ГД «О государственной поддержке монопрофильных городских округов Самарской области».

4. Постановление Правительства Самарской области № 129 от 09.10.2006 «Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.