Научная статья на тему 'Влияние бренда на развитие экономики территории'

Влияние бренда на развитие экономики территории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
578
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СУБЪЕКТ / БРЕНД / ИМИДЖ / ИНВЕСТИЦИИ / REGION / SUBJECT / BRAND / IMAGE / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилова Л.Ю.

Работа посвящена исследованию инструментов брендинга территории, их эволюции. Рассмотрено влияние бренда территории на экономику региона. Показаны положительные стороны от грамотного позиционирования региона, а так жеосвещены проблемы и перспективы построения бренда территории на примере Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRAND INFLUENCE ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORYL

This study examines the instruments of place branding, their evolution. The influence of the brand territory to the region's economy.The positive side of competent positioning of the region and highlights the problems and prospects of creation of a brand territory on the example of Samara region.

Текст научной работы на тему «Влияние бренда на развитие экономики территории»

УДК 332.1

ВЛИЯНИЕ БРЕНДА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИИ

Л. Ю. Данилова Научный руководитель - М. П. Гаранина

Самарский государственный технический университет Российская Федерация, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: lidiya.danilova222@yandex.ru

Работа посвящена исследованию инструментов брендинга территории, их эволюции. Рассмотрено влияние бренда территории на экономику региона. Показаны положительные стороны от грамотного позиционирования региона, а так жеосвещены проблемы и перспективы построения бренда территории на примере Самарской области.

Ключевые слова: регион, субъект, бренд, имидж, инвестиции.

BRAND INFLUENCE ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORYL

L Y. Danilova Scientific supervisor - M. P. Garanina

Samara state technical University 224, Molodogvardeyskaya st, Samara, 443100, Russian Federation E-mail: lidiya.danilova222@yandex.ru

This study examines the instruments of place branding, their evolution. The influence of the brand territory to the region's economy.The positive side of competent positioning of the region and highlights the problems and prospects of creation of a brand territory on the example of Samara region.

Keywords: region, subject, brand, image, investment.

Развитие частной собственности и предпринимательства дали каждому желающему шанс заняться бизнесом и отправиться в так называемое «свободное плавание». Субъекты страны в настоящее время так же самостоятельно выбирают направление дальнейшего развития. Органы местного самоуправления самостоятельно регулируют и стимулируют инвестиционные процессы, формируют подходящие условия для того, чтобы привлечь достаточный объем инвестиций, ресурсов, работников и т. д. Государство вместе с деловым сообществом, местные жители и туристы являются стратегическими инвесторами региона. В последнее время можно заметить, что конкурентная борьба за инвестиции между регионами усилилась. Каждый субъект заинтересован в формировании положительного образа региона в сознании потенциального потребителя -бренда.

Важно знать, что термин «брендинг территорий» появился только в начале XXI столетия, но как явление он существовал задолго до этого, так как ужев XVI-XVIII вв. была заложена основа маркетингового позиционирования регионов, которая определила нынешний образ территорий.

Инструментами брендинга территории могут быть такие мероприятия как:

- проведение фестивалей, конкурсов, выставок, конференций и т. п.;

-празднование исторических и культурных событий;

-возрождение местных традиций и обычаев;

-актуализация региональных брендов;

-разработка символов территорий (логотипа);

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

-создание памятников и архитектурных комплексов и т.д.

При использовании данных инструментов брендирования, регион повышает свой имидж в глазах, как местных жителей, так и возможных инвесторов. Данная политика направлена на достижение целей, таких как:

- продвижение товаров, производимых в регионе;

- привлечение инвестиций;

- поддержку туризма;

-привлечение высококвалифицированных работников.[1]

Для того, чтобы региону достичь данных целей, нужно обозначить четкие ориентиры, которые указывают на неповторимую территориальную особенность. Это необходимо выполнить для создания качественного территориального бренда, так как он должен характеризовать лучшие черты региона, включая его население, менталитет, традиции, тем самым объединив всех жителей для достижения общей цели - продвижения своего региона среди остальных.

Грамотно построенный бренд может:

- оживить экономику региона;

- использоваться в качестве инструмента государственной политики;

- обеспечить социальную стабильность населения;

- задать стратегический вектор развития территории.[2]

Брендинг территории -нужное, даже необходимое дело в современных условиях. Удачное его продвижение говорит о том, что администрация не равнодушна к развитию своего региона. Она способна поддерживать отношения с бизнесом, соответственно, регион имеет шансы на успешное развитие.

Один из наиболее крупных регионов Поволжья - Самарская область. Численность населения составляет более 3 миллионов человек. Административным центром является город Самара, в прошлом Куйбышев. Промышленность является основным вектором развития области, в частности машиностроение и металлообработка. Отличительной особенностью региона является его индустриальный характер. Ежегодно на территории области проводится Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина.В 2016 году впервые был проведен межрегиональный фестиваль набережных - Волга Фест. Его посетили более 50000 человек. Теперь это мероприятие стало новой традицией региона.

Главная проблема региона - низкий уровень экологической безопасности. Она возникла из-за того, что на территории Самарской области располагаются многочисленные заводы и фабрики. Данная проблема актуальна для большинства крупнейших городов страны.

Регион зарекомендовал себя как секретный и закрытый. Этот фактор не способствует развитию области и не отражает актуальной стратегии функционирования региона как постиндустриального. Несмотря на очевидность того, что Самарская область является одной из наиболее привлекательных для инвестиций, полностью этот потенциал ею не используется.

По рейтингам, созданным агентством «Эксперт РА», Самарская область в 2016 году находилась на 28 месте среди субъектов страны по инвестиционной привлекательности.Регион обладает средним потенциалом и умеренным количеством рисков, что говорит о возможных перспек-тивахувеличения объемов вложений в территорию [3]. Чемпионат мира по футболу в 2018 году, где Самара является городом - участником проведения матчей, может явиться своеобразным толчком для успешного развития региона, привлечения туристов и т.д.

Перед регионом стоит задача - создать положительный образ для привлечения инвестиций. Данная задача имеет стратегический и долговременный характер. Для ее реализации требуется деятельность всех субъектов региона как внутри, так и за его пределами. Немаловажным является то, что представители правительства, бизнеса, искусства, образования, СМИ должны взаимодействовать между собой для достижения общей цели - развития региона.

В качестве содержательного наполнения нового бренда Самарской области могут рассматриваться такие идеи и ценностные комплексы, как: «Самарская область — центр инженерной мысли и образования», «Самарская область — лидер становления сервисной постиндустриальной экономики».

Продвижению образа Самарской области может способствовать использование современной массовой культуры. К примеру, можно отснять художественный фильм или телесериал, ко-

торый будет посвящен историческим событиям, происходившим на территории области. Существует множество материалов и фактов, связанных с историей региона. Это и становление волжского казачества, восстание под руководством Степана Разина, Великая Отечественная война, в ходе которой Куйбышев являлся второй столицей СССР и т.д.

Так же перспективным вариантом продвижения региона может стать экотуризм. Самарская область имеет богатейший природный потенциал, который не в полной мере используется. На территории функционирует национальный парк «Самарская лука», Жигулевская долина, но для такой обширной территории с огромным количеством памятников природы это очень мало. Эко-туризм требует значительно меньших затрат, чем промышленно-производственная сфера, однако он может стать важной отраслью экономики региона.

Для реализации данной цели нужно создать благоприятные условия для туристов — удобная транспортная инфраструктура, хорошие отели разной ценовой категории, привлекательные объекты культуры, которые было бы интересно посетить, расширение предложения прогулочных речных судов, а так же специализированных туристических автобусов и т. п. Здесь Самарской области нужно над многим поработать.

Привлекательный образ региона формируется не только внешне, но и внутренне: нужно решить внутренние проблемы, которые оказывают негативное влияние на бренд. В Самарской области это высокий уровень преступности, состояние автомобильных дорог, экология, зараженность населения ВИЧ - инфекцией. Решениеданныхпроблем повысит инвестиционную и туристическую привлекательность области.

Данная работа будет эффективна только в том случае, если механизм взаимодействия между представителями указанных выше структур, будет отлажен. Для того, чтобы создать привлекательный и успешный бренд Самарской области, несомненно, нужно использовать опыт других регионов, а может быть и стран, где данные мероприятия существуют и приносят необходимый результат.

Библиографические ссылки

1. Брендинг территорий как путь к спасению депрессивных регионов. [Электронныйре-сурс] URL: http://www.kapital-rus.ru (Дата обращения 12. 02. 2017).

2. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга. Под ред. И. А. Василенко. М.: Экономика, 2012.

3. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://raexpert.ru/rankingtable/region_climat/2016/tab01 (Дата обращения 17. 02. 2017).

© Данилова Л. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.