УДК 316.44
DOI 10.21685/2072-3016-2018-1-16
Л. В. Орлова, Н. П. Щукина
ВЛИЯНИЕ БИЗНЕС-СТАРТАПОВ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация.
Актуальность и цели. Актуальность настоящего исследования обусловливается острой необходимостью проведения комплекса мер по развитию стартапов в Самарской области. Результаты исследования направлены на создание благоприятных условий обеспечения поступательного развития не только отдельно взятого региона, но и всей российской экономики. Целью исследования является выявление взаимовлияния базовых факторов регионального развития и стартапов.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа аналитических и статистических данных, а также на основе экспертного опроса, проведенного в апреле-мае 2017 г. Исследование включало методы системного анализа, методы социологического экспертного опроса, метод анализа статистических данных, метод качественной экспертной оценки.
Результаты. В рамках проведенного исследования определены факторы, влияющие на региональное развитие со стороны стартапов; обоснованы и предложены приоритетные направления формирования и развития инновационных стартапов.
Выводы. Партнерские отношения региональной власти и инновационного предпринимательства обеспечивают устойчивое социально-экономическое развитие как самого бизнеса, так и региона в целом. Значимость стартапов для формирования и развития эффективных региональных инновационных систем актуализирует исследования, связанные с выявлением основных направлений в деятельности стартапов региона. Полученные данные могут быть использованы для принятия крупных управленческих решений в области управления региональной инфраструктурой поддержки малого и среднего бизнеса с целью повышения ее адаптируемости к изменениям факторов внешней и внутренней среды и определения траекторий устойчивого развития.
Ключевые слова: стартапы, бизнес, инновационное предпринимательство, социально-экономическое развитие, факторы.
L. V. Orlova, N. P. Shchukina
INFLUENCE OF BUSINESS START-UPS ON REGIONAL DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF SAMARA REGION)
Abstract.
Background. The research topicality is determined by the crucial necessity of the complex measures conducting on start-ups development in Samara region. The results of the research are aimed on creation positive conditions of maintenance of progressive development not only of the separate region but also of Russian economy in general. The objective of the research is discovering of correlation of the regional development and start-ups basic factors.
Materials and methods. Realization of examinational task was achieved on the base of analysis of analytical and statistical data as well as on the base of the expert
polling which was conducted in April, May 2017. The research included methods of systematic analysis, economic statistics, methods of sociological expert polling, method of statistic data analysis, method of quality expert evaluation.
Results. In the frames of conducted research we received the following results: -the factors influencing the regional development form the side of start-ups were determined; - the priority approaches of formation and development of innovative start-ups were proved and offered.
Conclusions. Partnership relations of regional authorities and innovative entre-preneurship provide the stable social-economic development of the business itself as well as the region in general. The importance of start-ups for formation and development of effective regional innovative systems updates the research linked with revealing the main approaches in the activities of regional start-ups. The achieved data can be used for supporting of huge management decisions in the field of management of regional infrastructure of small and medium business supporting with the goal of rising its adjusting to changing factors of external and internal spheres and determining the paths of stable development.
Key words: start-ups, business, innovative entrepreneurship, social-economic development, factors.
Инновационная модернизация экономики России актуализирует развитие национальной инновационной системы, значимым элементом которой становятся генерирующие инновации предприятия, в том числе инновационные бизнес-стартапы [1]. По Государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», принятой постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316, планируется осуществить повышение инновационной активности бизнеса до 25 % к 2020 г. на основе динамики появления новых инновационных стартап-компаний [2].
Государственная поддержка инновационной деятельности в Самарской области оказывается через организации инновационной инфраструктуры. В регионе создана комплексная система инфраструктурных организаций -институтов инновационного развития: Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области, Региональный центр инноваций и трансфера технологий, Региональный венчурный фонд, Центр инновационного развития и кластерных инициатив, Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области, Информационно-консалтинговое агентство Самарской области, Ассоциация малых инновационных предприятий и др. Действует ряд вузовских технопарков. Открыто пять бизнес-инкубаторов, технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина». В реестр резидентов «Жигулевской долины» входят 142 компании, костяк технопарка составляют малые инновационные компании. Для них созданы целый спектр преференций и максимально благоприятные условия для ведения бизнеса. Бизнес-инкубаторы входят в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Самарской области, осуществляют деятельность, направленную на развитие начинающих предпринимателей и поддержку в виде предоставления услуг действующим предпринимателям в соответствии с документами, определяющими направления стратегического развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области.
Основой научного потенциала Самарской области является вузовская, академическая наука, а также научные подразделения промышленных пред-
приятий. В сфере исследований и разработок по широкому кругу направлений в регионе действует 76 научно-исследовательских организаций. Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВРП в Самарской области превышают среднероссийское значение показателя [3].
Высокий образовательный потенциал населения Самарской области является важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность региона. Индекс развития человеческого потенциала выше среднего по России (РФ - 0,755, Самарская область - 0,825). По индексу образования (составной части индекса развития человеческого потенциала) область занимает девятое место в России [4]. С другой стороны, для хозяйствующих субъектов региона, особенно для малого и среднего бизнеса, преимущества вступления России в ВТО остаются неиспользованными. Уровень международной кооперации и интеграции в международное разделение труда остается низким. По индексу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия находится на 38-м месте [5]. Тем не менее российский малый инновационный бизнес развивается и добивается определенных успехов. Тем ценнее научное обобщение этого успешного опыта, тем актуальнее задача научного анализа и разработки обоснованного подхода к созданию и запуску стартапов в инновационной сфере деятельности [5, 6]. Таким образом, становится очевидной безальтернативность инновационной модели модернизации экономики региона Поволжья, как и всей страны.
Выделим факторы системы «Стартапы в поле социально-экономического развития региона (на примере Самарской области)», которые определены поэтапно:
- на основе анализа различных аспектов социально-экономической деятельности регионов (законодательные основы развития бизнеса, основания и практики повышения открытости власти в современной России, анализ проблемных ситуаций во взаимоотношениях гражданского общества с органами местного самоуправления, особенности финансирования инновационных проектов в регионах);
- на основе экспертного опроса, проведенного в апреле (этап 1), мае (этап 2) 2017 г. (13 экспертов Самарской области).
По результатам экспертного опроса, семь респондентов относят себя к экономической сфере, два респондента характеризуют себя в контексте принадлежности к сфере юриспруденции, четыре являются специалистами в сфере «социология».
Рассмотрим проблемные ситуации социально-экономического процесса через осуществление последовательности следующих шагов:
- выделение набора наиболее существенных факторов, описывающих проблемную ситуацию, процесс, систему (табл. 1);
- выделение целевых и управляемых факторов;
- установление причинно-следственных отношений между факторами.
По мнению экспертов, слабое влияние на социально-экономическое
развитие региона (оценка 0,1-03) оказывают судебная власть и депрессивное сообщество, умеренное влияние (оценка 0,3-0,5) - теневые финансы, криминал, стартапы-однодневки. Остальные факторы оказывают сильное влияние (оценка 0,5-1). Кроме того, экспертами названы в качестве дополнительных факторов влияния нацеленность стартапа на международные рынки, благо-
приятная городская среда / комфортная социальная среда проживания, инновационная активность населения и некоторые другие.
Таблица 1
Таблица соответствия аналитических, статистических данных и факторов системы
Статистические, экспертные данные Фактор системы
1 2
1. Количество стартап-проектов с эволюционной траекторией развития, годовой оборот таких проектов Б1. Устойчивый стартап
2. Количество бизнес-инкубаторов, ресурсных центров для НКО, социального предпринимательства и т.п. институций генерации деловой культуры Б2. Инкубаторы деловой культуры
3. Объемы частных инвестиций Б3. Частные инвестиции
4. Объемы государственных инвестиций Б4. Государственные инвестиции
5. Количество ГЧП, МЧП, экспертные оценки Б5. Качество нормативно-правовой базы
6. Соответствие компетенций членов команды технологии стартапа Б6. Профессионализм команды
7. Занятость в секторе малого и среднего бизнеса, в том числе ИП; заработная плата в МСБ, средний объем годового оборота в рублях Б7. Развитие предпринимательства
8. Количество ГЧП, МЧП, предприятий, проектов и структур с участием вузов, на базе вузов или НИИ Б8. Взаимодействие науки, бизнеса, власти
9. Количество законотворческих инициатив граждан, НКО, в том числе в сфере бизнеса; количество референдумов по инициативе граждан; количество участников конкурсов грантов Б9. Инновационная активность населения
10. Процент инновационной продукции в регионе, количество предприятий, выпускающих инновационную продукцию, объем производимой инновационной продукции региона (ед. изм./руб.). Объем реализованных инновационных товаров и оказанных услуг субъектами МСБ Б10. Развитие инновационного предпринимательства
11. Уровень доходов населения, уровень производительности труда, доходы региона Б11. Социально-экономическое состояние региона
12. Индекс человеческого развития ИБ1, ВРП на душу населения, средняя продолжительность жизни населения региона, рождаемость, степень удовлетворения потребности в жилье, качество/удобство медицинских услуг, качество/удобство образовательных услуг, качество/удобство дорог, качество/удобство среды для инвалидов, качество/удобство государственных и муниципальных услуг Б12. Качество жизни населения региона
13. Объем реального инновационного спроса в регионе Б13. Инновационный спрос
Окончание табл. 1
1 2
14. Количество и результативность государственных программ поддержки инновационной деятельности в регионе. Число патентов в регионе Б14. Инновационная политика региона
15. Процент внедрения ИКТ в сфере бизнеса, государственного, муниципального управления, процент компьютерной грамотности работоспособного населения, количество граждан, получающих госуслуги через личный кабинет Б15. Информатизация региона
16. Количество жалоб омбудсмену по правам предпринимателей, количество коллективных обращений предпринимателей по этой причине Б16. Административные барьеры
17. Количество коррупционных дел, в том числе доведенных до суда Б17. Коррупция
18. Нецелевое использование инвестиций в стартап-проектах, нарушение законодательства, количество административных, уголовных дел о мошенничестве в сфере деятельности бизнес-инкубаторов, распространенность «карусели» бизнес-команд на базе бизнес-инкубаторов Б18. Мошенничество
19. Нежизнеспособные стартапы, существующие только при наличии льгот, государственной поддержки, лоббирования. Количество нежизнеспособных проектов, прошедших через систему поддержки Б19. Стартап-однодневка
20. Процент качественной работы с проектами стартапов Б20. Дисфункция
21. Доля населения пенсионного возраста, доля молодежи, количество, доля безработных в регионе Б21. Демографический профиль
22. Технологический профиль региона (доминирующие технологические уклады) Б22. Технологический уклад
23. Объемы финансирования экономики из федерального бюджета на основе государственного заказа. Объемы государственных закупок в регионе Б23. Государственный заказ
Рассмотрим качественно-количественный анализ факторов инновационного развития Самарской области для определения перечня статистически определяемых и перечня экспертно определяемых значений показателей. Для статистически определяемых показателей проводилась их редукция и сопоставление с факторами по принципу «один фактор - один статистический показатель». По экспертно определяемым показателям проводился экспертный опрос. Качественно-количественный анализ рассматривается на примере шести факторов.
Фактор F2. Инкубаторы деловой культуры. В Самарской области работают пять бизнес-инкубаторов. Характерными признаками наиболее инновационно развитых регионов является большое количество предприятий, занимающихся научными исследованиями и разработками, а также количество созданных передовых производственных технологий. Этот фактор также сле-
дует учитывать при определении инвестиционной привлекательности, так как большинство предприятий, специализирующихся на инновациях, требуют серьезных затрат ввиду долгосрочной перспективы окупаемости полученных продуктов.
Данные научных исследований и разработок по Самарской области представлены в табл. 2.
Таблица 2
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки
Регион 2011 2012 2013 2014 2015
Самарская область 62 61 62 62 76
Количество организаций, выполнявших исследования и разработки за период 2011-2014 гг., практически не изменялось, но в 2015 г. значительно выросло.
Следующие факторы - Б3 «Частные инвестиции» и Б4 «Государственные инвестиции». Анализ динамики инвестиций в основной капитал по источникам финансирования региона за период 2011-2015 гг. позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на спад привлечения собственных средств и сокращение инвестиций из федерального и регионального бюджетов, инвестиции в основной капитал за исследуемый период по Самарской области снизились на 27 %.
Фактор Б7 «Развитие предпринимательства» по основным показателям рассмотрен в табл. 3.
Таблица 3
Основные показатели деятельности малых предприятий Самарской области [7]
2011 2012 2013 2014 2015*
Число предприятий на конец года, единиц 47,8 52,0 53,3 46,9 6,7
Оборот предприятий, млрд руб. 396,1 549,5 615,3 600,1 389,6
Среднесписочная численность, тыс. человек 219,8 255,5 251,9 255,0 171,1
Примечание. По 2015 г. данные без микропредприятий.
Основные индикаторы фактора Б12 «Качество жизни населения региона» представлены в табл. 4.
За период с 2006 по 2016 г. объем ВРП увеличился в 1,5 раза в сопоставимых ценах, реальная заработная плата - в 1,6 раза. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума уменьшилась с 17,5 % в 2005 г. до 14,2 % в 2015 г. [3, 7].
В 2014-2016 гг. в отраслевой структуре ВРП возросла доля добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, транспорта и связи, операций с недвижимым имуществом, уменьшился вклад обрабатывающих производств,
производства и распределения электроэнергии, газа и воды, сферы строительства, торговли, здравоохранения, образования.
Таблица 4
Основные индикаторы уровня жизни Самарской области [7, 8]
Индикаторы 2011 2012 2013 2014 2015
ВРП на душу населения, тыс. руб. (место в РФ) 259,5 (27) 291,2 (24) 326,4 (23) 358,7 (23) 386,5 (28)
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 69,0 69,7 69,4 69,6 70,4
Среднемесячные денежные доходы на душу населения, руб. 21 756 24 696 26 865 26 062 27 732
Реальные денежные доходы в процентах к предыдущему году 99,4 109,0 102,5 90,0 92,2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 18 600 20 800 23 470 25 884 26 849
Реальная начисленная заработная плата в процентах к предыдущему году 104,4 107,5 106,3 102,4 89,9
Средний размер назначенных месячных пенсий на конец года, руб. 8106,0 8955,7 9806,3 10 644,0 11 809,4
Реальный размер назначенных месячных пенсий, % к предыдущему году 105,3 103,6 104,3 94,4 101,3
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц), руб. 6597 6697 7282 7788 8786
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. человек 487,3 394,5 389,1 403,6 456,0
в процентах к общей численности населения 15,2 12,3 12,1 12,6 14,2
Соотношение с величиной прожиточного минимума, %:
среднедушевых денежных доходов 330 369 369 335 316
среднего размера назначенной месячной пенсии 159 165 168 170 170
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы 260 285 295 305 281
По объему ВРП на душу населения (386,5 тыс. руб.) Самарская область отстает от среднероссийского уровня (445,1 тыс. руб.) на 13,2 % [7].
Индекс человеческого развития Самарской области с 2011 до 2013 г. занимает место в РФ с 8 до 25 соответственно, а к 2015 г. наблюдается спад на 20-е место (рис.1).
0,88
2031 2012 2013 2014 2015
Рис. 1. Индекс человеческого развития в РФ (первый столбец) и Самарской области (второй столбец) [7, 8]
Фактор Б14 «Инновационная политика региона» представлен следующим образом. Коэффициент изобретательской активности (число поданных заявок на изобретения и полезные модели) в течение ряда лет довольно слабо изменялся. С 2011 по 2012 г. наблюдается интенсивный рост, а с конца 2013 г. - спад практически по всем показателям. В 2015 г. ситуация резко меняется и Самарская область оказывается в лидерах по привлечению грантов от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Регион по итогам 2015 г. по объему привлеченных грантовых средств на инновации переместился на пятое место в России после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Казани, прибавив 14 позиций. По количеству заявок Самарская область уступила только Москве.
Анализ динамики основных индикаторов инновационного развития региона за период 2011-2015 гг. позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на кризис, спад производства и сокращение инвестиций, Самарская область вошла в тройку лидеров среди регионов России по инновационной активности граждан.
Фактор Б22 «Технологический уклад (профиль) региона» может быть охарактеризован с помощью таких показателей, как доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, производительность труда и износ основных производственных фондов.
На начало 2016 г. Самарская область занимала 70-е место по степени износа в РФ. В 2016 г. степень износа основных фондов по РФ составила 48,7 % [8, 9].
По данным информационного агентства «РИАРЕЙТИНГ», по качеству жизни Самарская область находится на 16-м месте (2016 г., в 2015 г. -13-е место) среди российских регионов. Оценка проводилась по балльной шкале от 1 до 100, при этом рейтинг Самарской области соответствует 52,97 балла.
Рассмотрим наиболее значимые данные экспертного опроса, проведенного в мае 2017 г. В опросе участвовало 13 экспертов.
Оценки доли успешных, устойчивых стартапов в общей массе старта-пов в регионе (в ср. баллах) распределились следующим образом:
- примерно до 10 % устойчивых - 61,5;
- примерно до 30 % устойчивых - 15,4;
- примерно до 50 % устойчивых - 7,7;
- примерно до 70 % устойчивых - 15,4.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в Самарской области эксперты в наибольшей степени дифференцированно воспринимают нюансы состояний стартапов, что связано с большим разнообразием этих практик и с более широким конкурентным полем деловых и экспертных позиций. С одной стороны, мы имеем больший «разнобой» мнений, но, с другой стороны, это косвенный показатель более развитой системы рыночных отношений, т.е. развития предпринимательства (Р7), в том числе предпринимательства на рынке в области экспертных оценок: экспертные оценки распределены по четырем позициям из четырех. Исходя из этого можно констатировать небольшое (слабое) превышение уровня развития предпринимательства в Самарской области.
Оценки интенсивности (от 0 до 1, где 0,1 - слабая значимость, а 1 -сильная значимость) влияния негативных социальных явлений на величину доли стартапов-однодневок в регионе (в ср. баллах) эксперты определили следующим образом: коррупция - 0,7; административные барьеры - 0,6; мошенничество - 0,6.
Данные показывают, что эксперты признают, что коррупция, административные барьеры и мошенничество влияют на увеличение доли стартапов-однодневок в регионе. При этом интенсивность такого влиянии по разным факторам имеет слабые различия. Это значит, что можно выделить по Самарской области ту особенность, что влияние фактора Б17 «Коррупция» и Б18 «Мошенничество» на фактор Б19 «Стартап-однодневка» имеет слабое отклонение в сторону большей интенсивности (т.е. Б17 и Б18 чуть более активно влияют на увеличение фактора Б19).
Степень влияния (от 0 до 1, где 0,1 - слабая значимость, а 1 - сильная значимость) массы стартапов на рост инновационной экономики региона (в ср. баллах) эксперты оценили следующим образом: устойчивые стартапы (позитивное влияние) - 0,6, стартапы-однодневки (отрицательное влияние) - 0,5.
Экспертные оценки силы влияния массы стартапов-однодневок на инновационное развитие региона в Самарской области значительно высоки. Косвенно это означает, что в Самарской области существует слабое превышение негативного влияния фактора Б19 «Стартап-однодневка» на фактор Б10 «Развитие инновационного предпринимательства». Отражение этого параметра по Самарской области позволяет учесть специфику региона в данном измерении.
Оценка значимости государственного заказа (финансирование из государственного бюджета) для экономики и социальной сферы региона (в ср. баллах), по данным экспертов, составила 0,7.
Данные оценок экспертов о значимости государственного заказа для экономики и социальной сферы отражает фоновый уровень бюджетозависи-мости экономики и социальной сферы.
Эффективную активность инкубаторов деловой структуры (в ср. баллах) эксперты оценили в 0,5. Данные экспертных оценок показывают, что эксперты Самарской области высоко оценивают эффективную активность инкубаторов. Это, во-первых, подтверждает ранее отмеченную особенность региона, связанную с более свободным экономическим рыночным пространством. Во-вторых, это значит, что влияние фактора Б2 «Инкубаторы деловой культуры» на фактор «Устойчивый стартап» имеет слабое превышение.
В целом инновационное предпринимательство в Самарской области развивается наиболее успешно. Несмотря на то, что количество выданных патентов по Самарской области превышает значения данного показателя большинства субъектов РФ, область уступает более инновационно активным российским регионам, таким как Московская область, Республика Татарстан, Свердловская область, в том числе по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации.
Из шести ключевых факторов развития инноваций в Самарской области три развиты хорошо и достаточно (качество человеческого капитала, коммерциализация технологий, активация кластеров), и три недостаточно развиты (НИОКР, инновации в компаниях, нормативное и техническое регулирование).
Сдерживающим фактором в Самарской области является низкая производительность труда. С другой стороны, это означает наличие существенных резервов в развитии инноваций благодаря качеству человеческого капитала.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы о влиянии инновационных стартапов на социально-экономическое развитие регионов России:
1. Партнерские отношения региональной власти и малого инновационного бизнеса обеспечивают устойчивое социально-экономического развитие как самого бизнеса, так и региона в целом. Они становятся более эффективными, если отвечают состоянию и качеству спроса со стороны науки, образования, бизнеса.
2. Функционирование, эффективность стартапов такова, что такие факторы, как коррупция, административные барьеры и мошенничество, приводят к снижению устойчивых стартапов, к появлению и росту количества старта-пов-однодневок, имитирующих бизнес-активность, но на деле использующих льготные ресурсы для корыстных целей личного обогащения хозяев псевдо-стартапов.
3. Прямыми индикаторами влияния стартапов на региональное развитие могут выступать: налоговые поступления в региональный бюджет, количество вновь созданных рабочих мест, трудоустройство отдельных значимых групп населения, например молодежи, объем произведенных инновационных товаров и услуг, количество патентов.
4. Отрицательное влияние на малый и средний инновационный бизнес оказывают финансовые риски, субъективизм в принятии решений, отсутствие опыта ведения бизнеса, отсутствие стандартов оценки инноваций, несогласованность со стратегией развития территории, коррупция, мошенничество, административные барьеры.
5. Фактором региональной среды, который напрямую может влиять на снижение коррупции, административных барьеров, мошенничества в сфере
активности стартапов, является качество регионального законодательства. Косвенными факторами, которые также обеспечивают снижение перечисленных негативных явлений, являются активная конкурентная среда малого и среднего бизнеса, инновационного предпринимательства, повышение инновационного спроса в регионе.
6. Внешняя среда имеет существенное обратное влияние на инновационные стартапы. Так, информатизация способствует росту инновационной активности субъектов инновационного развития региона. Глобализация повышает открытость региона, уровень внешней конкуренции, что способствует росту инновационной активности. В то же время возрастает угроза информационной безопасности, преступности, терроризма, «утечки мозгов», что негативно влияет на инновационную активность субъектов инновационного развития.
Комплексное решение этих проблем будет способствовать успешному функционированию инновационных стартапов и достижению стратегической цели реализации инновационной модели обеспечения конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития экономики не только отдельно взятого региона, но и всей российской экономики.
Библиографический список
1. Иншаков, М. О. Инновационные стартапы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения I М. О. Иншаков, А. А. Орлова II Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. - 2014. -№ 1. - С. 66-76.
2. Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» II СПС «КонсультантПлюс». - URL: http:IIwww.consultant.ruIdocument/ cons_doc_LAW_162191 (дата обращения: 20.0i.20iS).
3. Правительство Самарской области. - URL: http:IIwww.samregion.ruI
4. Регионы России. Социально-экономические показатели I Росстат. - М., 2012-20i7.
5. Кошарная, Г. Б. Влияние ценностей отечественного предпринимательства на интеграционные процессы в обществе I Г. Б. Кошарная II Власть. - 2016. - № 9. -С. 133-137.
6. Boosting Innovations: The Cluster Approach. OECD. - Paris, 1999.
7. Самарская область. Статистический ежегодник I Самарастат. - Самара, 20122017. - URL: http:IIsamarastat.gks.ruI (дата обращения: 20.0i.20iS).
S. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации I под ред.
Л. М. Гохберга. - М. : НИУ ВШЭ, 2016. - Вып. 4. - 24S с. 9. Федеральная служба государственной статистики : сайт. - URL: http:IIwww.gks.ruI (дата обращения: 20.0i.20iS).
References
1. Inshakov M. O., Orlova A. A. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3, Ekonomika. Ekologiya [Bulletin of Volgograd State University. Series: 3, Economics. Ecology]. 2014, no. i, pp. 66-76.
2. Gosudarstvennaya programma RF «Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaya ekonomika» [State Program of the Russian Federation "Economic development and innovation economy"]. RRS "ConsultantPlus". Available at: http:IIwww.consultant.ruIdocu mentZcons_doc_LAW_162191 (accessed Jan. 20, 2018).
3. Pravitel'stvo Samarskoy oblasti [The Government of Samara region]. Available at: http:IIwww.samregion.ruI
4. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiepokazateli [Socioeconomic indices]. Rosstat. Moscow, 2012-2017.
5. Kosharnaya G. B. Vlast' [Power]. 2016, no. 9, pp. 133-137.
6. Boosting Innovations: The Cluster Approach. OECD. Paris, 1999.
7. Samarskaya oblast'. Statisticheskiy ezhegodnik [Samara region. Statistical yearbook]. Samarastat. Samara, 2012-2017. Available at: http://samarastat.gks.ru/ (accessed Jan. 20, 2018).
8. Reyting innovatsionnogo razvitiya sub"ektov Rossiyskoy Federatsii [Innovative development rating of regions of the Russian Federation]. Ed. L. M. Gokhberg. Moscow: NIU VShE, 2016, iss. 4, 248 p.
9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: sayt [Federal Service of State Statistics: website]. Available at: http://www.gks.ru/ (accessed Jan. 20, 2018).
Орлова Людмила Викторовна
доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии, политологии и истории Отечества, Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244)
E-mail: Orlovalv313@mail.ru
Щукина Нина Петровна
доктор социологических наук, профессор, кафедра истории Отечества, медицины и социальных наук, Самарский государственный медицинский университет (Россия, г. Самара, ул. Чапаевская, 89)
E-mail: nina_shukina@mail.ru
Orlova Lyudmila Viktorovna
Doctor of sociological sciences, professor,
sub-department of sociology, political
science and Russian history, Samara
State Technical University
(244 Molodogvardeyskaya street,
Samara, Russia)
Shchukina Nina Petrovna Doctor of sociological sciences, professor, sub-department of Russian and medical history and social sciences, Samara State Medical University (89 Chapaevskaya street, Samara, Russia)
УДК 316.44 Орлова, Л. В.
Влияние бизнес-стартапов на региональное развитие (на примере Самарской области) / Л. В. Орлова, Н. П. Щукина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 1 (45). -С. 148-159. - БОТ 10.21685/2072-3016-2018-1-16.