ЭКОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011
УДК 504.6:629.33:534.836.2
Е. М. МИЛЕНИНА Е. О. КАРГАПОЛОВА
Омский государственный технический университет
ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ г. ОМСКА_________________________________________________
Шумом является всякий нежелательный для человека звук. По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 дБ. Появляются все новые сверхмощные источники звука. Очень высок уровень промышленных шумов. Поэтому Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала программу по снижению шума в городах, а также включила некоторые виды физического загрязнения среды (шумовое, электромагнитные излучения и др.) в число наиболее важных экологических проблем современности.
Ключевые слова: шум, динамика, воздействие, интенсивность, уровень, защита.
ХХ век можно назвать самым шумным. Акустическое воздействие превышает допустимую норму, чем плохо сказывается на здоровье человека. В последние годы в крупных сибирских городах значительно увеличилось число легковых автомобилей на дорогах. Так, например, с 1990 по 2007 годы (с учетом динамики населения по субъектам РФ), по официальным данным [1, 2], у городского населения число личных автомобилей увеличилось: в Новосибирской области в 4,2 раза, Кемеровской — 3,6 раза, в Томской — 3 раза, в Свердловской — 2,9 раза, в Тюменской — 2,7 раз, в Омской — 2,4 раза (рис. 1).
Планировка и застройка сибирских городов, а также существующая дорожная сеть не рассчитаны на такой интенсивный транспортный поток, в связи с чем в последнее десятилетие резко ухудшилась экологическая ситуация не только по уровню загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами, но и по воздействию шума на прилегающие территории.
Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером транспортного потока. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зеленых насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ. Известно, что придорожные лесополосы шириной 20 метров правильной конструкции в зависимости от породного состава могут снизить уровень шума от 10—12 до 20 дБ. С 80-х гг. ХХ века при создании новых жилых микрорайонов санитарно-защитная зона от крупной автомагистрали составляла не менее 50 метров, и засаживалась древесно-кустарниковой растительностью. По существующим санитарным нормам уровень шума в жилом массиве не должен превышать 55 дБ днем и 45 ночью [3]. В последние годы, в связи с изменением нормативно-правовой базы, касающейся городской застройки, администрации городов зачастую принимают решения о максимально возможном расширении дорожного полотна в ущерб пешеходным зонам, придорожному озеленению, расширяя границы вплоть до жилых домов и других объектов городской
застройки. Двухполосные дороги превращаются в восьмиполосные, при этом резко увеличивается пропускная способность автомагистрали, а следовательно, уровень шума.
Г ород Омск является типичным представителем сибирского мегаполиса с сильным несоответствием густоты внутригородских дорог, распределения транспортных потоков, числом автомашин и практическим отсутствием придорожного озеленения. На рис. 2, основанном на данных Омского областного статистического ежегодника, видно, что за 17 лет количество легковых автомобилей в области возросло в 2,4 раза, в то же время число грузовых транспортных средств осталось на прежнем уровне. Несомненно, что за столь большой промежуток времени развивалась и дорожная сеть — в Черлакском, Тюкалинском и Тарском районах за последние 17 лет густота дорожной сети увеличилась в 2 раза, а в Омском районе — в 1,6 раза. Однако в натуральном исчислении увеличение общей протяженности улиц, замощенных асфальтом и пригодных для интенсивного проезда, с 1980 по 2005 г. увеличилась всего с 722 до 890 км, т.е. менее чем на 20 % по городу Омску и с 1063 до 1479 (около 30 %) по Омской области, в то время как интенсивность движения возросла в десятки раз.
В связи с актуальностью транспортной проблемы в городе были проведены натурные исследования, которые включают в себя изучение динамики транспортных потоков в период с 2005 — 2008 годов и замеров уровня шума на автомагистралях.
Ежегодно проводился подсчет транспорта с 9:30 до 9:45 часов каждую вторую пятницу сентября, что позволило определить интенсивность транспортных потоков и динамику за 4 года по следующим улицам: Заозерная (ост. Пешеходный мост), Красный Путь (ост. ОмГАУ), Королева (ост. Учхоз), Мира (ост. СибАДИ); 60 лет ВЛКСМ (ост. Мостоотряд) (рис. 3). Кроме того, в 2008 году проводились замеры шума на автомагистралях города. Для замеров использовался шумомер ЯБТ 00094. Были выделены основные точки замеров шума (по районам города и по автомагистралям). Шум измеряли на автобусных остановках. При анализе измерений учитывались время суток, место и дни измерений. Для точности
-Свердловская обл. —■— Тюменская обл. —а— Кемеровская обл.
-Новосибирская обл. —ж— Омская обл. • Томская обл.
Рис. 1. Количество личных легковых автомобилей у жителей г. Омска
160 140 -- 120 100 80 -- 60 40 -- 20 0
км/км2
1990 1995 2000 2006 2007 2008
год
] Легковые ] Грузовые -Черлак Тара -Омск Тюкалинск
Рис. 2. Густота дорог и количество автомобилей в районах Омской области
и репрезентативной оценки выбирались несколько центральных улиц и для сравнения — менее загруженная транспортом улица. Замеры проводились в будние дни и в выходные: утром (8.00 — 9.00) , днем (12.00—15.00) и вечером (18.00 — 20.00). Всего получилось 12 основных точек измерений, в каждой из них проводилось от 6 до 12 замеров. В общей сложности было проведено 110 замеров на автомагистралях [4].
По нашим данным, в течение четырех лет (2005 — 2008) на каждой из улиц количество транспортных средств остается неизменно очень высоким. Несмотря на ряд мероприятий по разгрузке основной городской магистрали ул. Красный Путь — расширение дороги, регулярный ремонт асфальта, ввод в эксплуатацию метромоста через Иртыш — интенсивность движения, в створе остановки Телецентр количество машин не уменьшается, как и по остальным направлениям.
В генеральном плане г. Омска в «Схеме комплексной оценки территории г. Омска» в «Карте шумового загрязнения и электромагнитных излучений города Омска» оценивается лишь влияние шумового загрязнения от аэропорта и основных трасс самолетов. Конечно, это немаловажный фактор: в районах крупных аэропортов всегда наблюдается заметное ухудшение здоровья населения. Следует отметить, что основной ареал шумового влияния на город покрывает именно ту часть, в которой огромные проблемы от шума автодорог — Ленинградский мост и ул. Масленникова, Гагарина, Красный Путь, пр. Маркса. Так, по данным наших замеров и в будни, и в выходные дни уровень шума у дорог значительно превы-
шает норму; причем в выходные уровень шума выше на 5 — 6 дБ (рис. 4). Это можно объяснить увеличением потока транспорта на улицах, а небольшие различия между улицами — разной интенсивностью транспортных потоков.
Самым тихим временем суток является ночной период. Но уже с 8 — 9 утра и до 20 часов уровень шума значительно, во много раз увеличивается. Например, на основной транспортной артерии города — ул. Красный Путь в вечерние часы в выходные дни уровень шума приближается к максимально допустимым значениям для территорий производственных объектов (рис. 5). Наибольший дискомфорт, а это большая часть суток, от такого близкого нахождения дороги, испытывают жители придорожных домов — после реконструкции дорожное полотно почти вплотную подошло к домам, если учесть, что стандартное оконное остекление снижает уровень шума лишь на 10 дБ. Кроме того, возрастает значение отраженного шума от зданий, поскольку поглощающие звук придорожные древесные насаждения сведены или потеряли эти свойства из-за сокращения объема кроны.
Проблемы, связанные с транспортом и шумом, с которыми сибирские города-миллионники столкнулись сравнительно недавно, уже три десятка лет беспокоят экологов и архитекторов Европы, США, Японии и других современных урбанизированных стран. Основные пути решения имеют два направления — сокращение единиц наземного транспорта и перераспределение транспортных потоков, с одной стороны, и активное озеленение — с другой. Так,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011 ЭКОЛОГИЯ
ЭКОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011
машин,
ед/час
год
□ Учхоз □ Заозерная □ Кр. Путь □ СибАДИ □ Мост им.60 лет ВЛКСМ
Рис. 3. Интенсивность движения транспорта на магистралях г. Омска
Уровень шума( дБ
□ Будни
□ Выходные
78,4
78
76,5
66,8
Улицы
Герцена Кр. Путь Пр. Маркса Багратиона
Рис. 4. Уровень шума на дорогах в выходные и будние дни
Уровень шума 82 дБ 80 "
78 -76 -74 -72 -70 -68 -66 -64 -62 -
■ Будние
■ Выходные
78,75
76,25
68,25
80,6
78
Время, ч
9.00 13.00 19.00
Рис. 5. Зависимость уровня шума от времени суток (ул. Красный Путь)
в Европе поощряется велосипедный транспорт — создаются протяженные пешеходно-велосипедные дорожки, специальные стоянки, бесплатный провоз велосипедов в городском общественном и железнодорожном транспорте. Примером для подражания служат высокопоставленные чиновники, приезжающие на работу на велосипедах. В Лондоне въезд в центральную часть города частному транспорту — платный. В Японии пытаются сократить число машин в городах чередованием разрешения на въезд в одни дни недели — машин с четными номерами, в другие — с нечетными. Вводятся жесткие требования к экологичности машин, в том числе и по акустическому воздействию. Но известно, что запретами проблему не решить, когда миллионы городских жителей с утра должны добраться до работы в разные концы огромного города. Здесь необходима оптимизация транспортных потоков — строительство объ-
ездных дорог, метро, введение в эксплуатацию новых магистралей внутри города (что требует больших материальных вложений на расселение жильцов реконструируемых районов), создание акустических экранов вдоль загруженных автомагистралей. Например, во многих городах Европы на улицах в центральной части города запрещено передвижение на частном и грузовом транспорте — только на общественном — трамваях и автобусах, а некоторые улицы оставлены только для пешеходного движения.
Поэтому очень актуально проводить исследования именно в зоне городской застройки, учитывая разные факторы: близкое расположение жилых домов к центральным дорогам материалы, из которых производилась постройка домов, санитарнозащитные зоны с зеленым насаждением. Данные исследования можно использовать для статистических выкладок, отражающих условия проживания горо-
жан, а также для улучшения экологической обста- ронный ресурс]. — Режим доступа : http://vsegost.com/Catalog/
новки в городе. 20/20016^Ыт1 (дата обращения : 20.01.11).
Библиографический список
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://gks.ru (дата обращения : 12.10.09).
2. Транспорт и связь в России : стат. сб. / Госкомстат России. — М. : Госкомстат России, 2001. — 222 с.
3. Защита от шума. Sound protection. СНиП 23-03-2003. — СПб. : Изд-во ДЕАН, 2004. - 16 с.
4. ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики. Введ. 01.01.1986. [Элект-
МИЛЕНИНА Елена Михайловна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности». КАРГАПОЛОВА Елена Олеговна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности».
Адрес для переписки: e-mail: milenina.elena@ ramb-ler.ru
Статья поступила в редакцию 26.02.2011 г.
© Е. М. Миленина, Е. О. Каргаполова
УДК 504.064:001 Л. В. НОВГОРОДЦЕВА
Е. Н. КАРЛЮК
Омский государственный технический университет
ОЦЕНКА
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП НПП «ПРОГРЕСС» г. ОМСКА_______________________________________________
Изучен физико-химический состав выбросов, оценено влияние на экологическую обстановку атмосферы рабочей зоны предприятия ФГУП НПП «Прогресс» и других источников загрязнения Октябрьского района г. Омска. Данные исследований могут применяться для комплексной оценки воздействий на окружающую среду различных предприятий, а также в исследованиях влияния качества атмосферного воздуха на рост заболеваемости населения г. Омска.
Ключевые слова: загрязняющие вещества, эколого-экономический ущерб, экологическая экспертиза.
В связи с тем, что в Омске сконцентрировано большое количество крупных производств, которые сильно загрязняют окружающую среду, в городе сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Недостаточно развит контроль над изменениями геохимического фона вследствие воздействия техногенных факторов.
Все это определило основную цель исследования: оценить влияние на экологическую обстановку атмосферы рабочей зоны предприятия ФГУП НПП «Прогресс» и других источников загрязнения Октябрьского АО г. Омска.
Научная новизна работы. Впервые проведена комплексная оценка воздействий на окружающую среду различных предприятий Октябрьского района г. Омска.
Практическое значение. Данные исследований могут применяться для комплексной оценки воздействий на окружающую среду различных предприятий Октябрьского района в частности, и города Омска в целом, а также в исследованиях влияния качества атмосферного воздуха на рост заболеваемости населения.
Материал и методы исследования. В экспериментальной части, по стандартным методикам, определены нормируемые и контролируемые выбросы, рассчитана степень рассеивания выбросов загрязняющих веществ. Также определена санитарно-защитная зона. Для расчета использовались компьютерные программы оценки воздействия на окружающую среду: УПРЗА ЭКОЛОГ, Эколог-ПРО. Определен валовый выброс загрязняющих веществ при сгорании топлива, выполнении окрасочных и сварочных работ. Особое внимание уделено утилизации отработанных люминесцентных ламп, содержащих ртуть. Для обработки результатов учитывались метеорологические параметры, физико-географические, климатические условия, технико-экономические показатели объекта.
Особенно важно то, что оценен ущерб, наносимый атмосфере при строительстве и эксплуатации объекта. Кроме того, проведена эколого-экономическая оценка величины затрат, возникших вследствие воздействия на природу. Более того, проводился расчет по веществам, обладающим эффектом суммации по предприятиям Октябрьского округа г. Омска.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011 ЭКОЛОГИЯ