Научная статья на тему 'Экологическая оценка транспортной инфраструктуры по фактору шумового загрязнения на примере города Оренбурга'

Экологическая оценка транспортной инфраструктуры по фактору шумового загрязнения на примере города Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
751
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУМ / ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ШУМОВАЯ КАРТА / ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКТОР ЗАГРЯЗНЕНИЯ / ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / NOISE / NOISE POLLUTION / NOISE MAP / PHYSICAL FACTOR OF POLLUTION / RESIDENTIAL DEVELOPMENT / GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Степанова Ирина Андреевна, Степанов Алексей Сергеевич, Ивлева Яна Сергеевна, Мануев Лев Юрьевич

В статье рассматриваются особенности шума как физического фактора загрязнения окружающей среды, а именно, атмосферного воздуха. Описано его влияние на психическое и физическое здоровье и работоспособность человека. В статье выделен как основной источник шума для исследования транспортный поток, так как составляет больше половины всего шумового загрязнения и является доступным для проведения замеров. Для измерений уровня шума обоснован выбор территории центрального района города Оренбурга самая людная часть города с множеством мест для рекреации и плотной транспортной сетью. Целью работы является составление шумовой карты и выявление зон с превышением и соблюдением нормативов предельно допустимого уровня шума. Для составления шумовой карты использовался шумомер второго класса точности, которым было проведено 280 замеров на 23 улицах города: вдоль транспортных дорог, прилегающих зданий, зон отдыха, жилых дворов. Приводится методика измерения в соответствии методическими указаниями определения уровня шума, создаваемого транспортным потоком, аргументируется выбор измеряемой величины. Приводятся данные предельно-допустимого уровня шума нормируемой величины для исследуемых объектов. Сама шумовая карта создана с использованием геоиформационной системы ArcGIS 10.3 и составлена без учёта жилой застройки. Все измеренные показатели приведены на карте в усреднённым значении за период измерения марта 2015 года. По итоговым данным сделаны выводы об общем шумовом загрязнении центрального района, описаны причины сложившейся неблагоприятной ситуации в плане шумового загрязнения на улицах с максимальным превышением допустимого уровня шума. В работе также обоснован пониженный уровень шума в выходные дни и учтено экранирование шума вдоль автомобильных дорог зелёными насаждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Степанова Ирина Андреевна, Степанов Алексей Сергеевич, Ивлева Яна Сергеевна, Мануев Лев Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ASSESSMENT TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN FACTOR NOISE POLLUTION ON THE EXAMPLE OF ORENBURG

In article features of noise as physical factor of environmental pollution, namely, atmospheric air are considered. Its influence on mental and physical health and efficiency of the person is described. In article it is allocated as the main source of noise for research a transport stream as makes more than a half of all noise pollution and is available to carrying out measurements. For measurements of noise level the choice of the territory of the central region of the city of Orenburg the most crowded part of the city with a set of places for a recreation and a dense transport network is reasonable. The purpose of work is drawing up the noise card and identification of zones with excess and observance of standards of maximum permissible noise level. For drawing up the noise card the audio-noise meter of the second class of accuracy by which 280 measurements on 23 city streets were carried out was used: along transport roads, adjacent buildings, recreation areas, the inhabited yards. The measurement technique is given in compliance by methodical indications of determination of the noise level created by a transport stream the choice of the measured size is reasoned. Data of maximum-permissible noise level of the normalized size for the studied objects are provided. The noise card is created with use of geoiformatsionny ArcGIS 10.3 system and made without a housing estate. All measured indicators are given in the card in average value during measurement of March, 2015. On a total conclusions are drawn on the general noise pollution of the central region, the reasons for the developed adverse situation in respect of noise pollution on streets with the maximum excess of admissible noise level are described. In work the lowered noise level on the weekend is also reasonable and shielding of noise along highways is considered by green plantings.

Текст научной работы на тему «Экологическая оценка транспортной инфраструктуры по фактору шумового загрязнения на примере города Оренбурга»

УДК 502; 534

Степанова И.А., Степанов А.С., Ивлева Я.С., Мануев Л.Ю.

Оренбургский государственный университет Е-mail: stepanovas1978@gmail.com

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ФАКТОРУ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

В статье рассматриваются особенности шума как физического фактора загрязнения окружающей среды, а именно, атмосферного воздуха. Описано его влияние на психическое и физическое здоровье и работоспособность человека. В статье выделен как основной источник шума для исследования - транспортный поток, так как составляет больше половины всего шумового загрязнения и является доступным для проведения замеров. Для измерений уровня шума обоснован выбор территории центрального района города Оренбурга - самая людная часть города с множеством мест для рекреации и плотной транспортной сетью. Целью работы является составление шумовой карты и выявление зон с превышением и соблюдением нормативов предельно допустимого уровня шума. Для составления шумовой карты использовался шумомер второго класса точности, которым было проведено 280 замеров на 23 улицах города: вдоль транспортных дорог, прилегающих зданий, зон отдыха, жилых дворов. Приводится методика измерения в соответствии методическими указаниями определения уровня шума, создаваемого транспортным потоком, аргументируется выбор измеряемой величины. Приводятся данные предельно-допустимого уровня шума нормируемой величины для исследуемых объектов. Сама шумовая карта создана с использованием геоиформационной системы ArcGIS 10.3 и составлена без учёта жилой застройки. Все измеренные показатели приведены на карте в усреднённым значении за период измерения марта 2015 года. По итоговым данным сделаны выводы об общем шумовом загрязнении центрального района, описаны причины сложившейся неблагоприятной ситуации в плане шумового загрязнения на улицах с максимальным превышением допустимого уровня шума. В работе также обоснован пониженный уровень шума в выходные дни и учтено экранирование шума вдоль автомобильных дорог зелёными насаждениями.

Ключевые слова.Шум, шумовое загрязнение, шумовая карта, физический фактор загрязнения,

В современных крупных городах одним из распространенных видов загрязнения окружающей среды, постоянно действующим и неблагоприятно сказывающимся на жизнедеятельности человека, является шум [4].

Согласно Федеральному закону от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»[7] влияние шума причисляют к физическому фактору, оказывающему вредное воздействие на атмосферный воздух.

Среди прочих факторов, влияющих на здоровье человека, шум - на втором месте после химического загрязнения воздуха. Шум от автомобильных дорог составляет 80% от общего шумового загрязнения. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 дБ) представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения. Транспортный или производственный шум действует угнетающе на человека - утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться [1].

Так как вклад автотранспорта в шумовое загрязнение городской территории является преобладающим, целью исследования является оценка шумового загрязнения

на примере центрального района г. Оренбург, определение соответствия уровня шума санитарно-гигиеническим нормативам и составление шумовой карты второго класса точности, благодаря которой жители получат возможность выбрать наиболее комфортное место для проживания и рекреации в плане шумового воздействия, а власти города - определить приемлемые места для новой застройки и выделить области, нуждающиеся в проведении шумоза-щитных мероприятий. Интенсивность шума измеряется в децибелах (дБ) и варьируется в зависимости от типа транспортного средства. Оценка шумового загрязнения центрального района г. Оренбурга проводилась по методике ГОСТ 23337-78 Шум. «Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий» [2].

Исследование проводилось на дорогах общегородского значения и транспортных перекрестках города, которые имеют различные характеристики состава транспорта.

В ходе работы было проведено 280 фактических замеров шума на 23 улицах города в течение марта 2015 года. Определение превы-

«Проблемы экологии Южного Урала»

шения нормы шума определялось с помощью СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» [6].

Измерения проводились Шумомером CEMDT-8852. Прибор производит измерения в диапазоне от 30дБ до 130дБ. Шумомер соответствует требованиям методики ГОСТ 2333778 Шум и является прибором второго класса точности [2].

По итогам всех полученных измерений была составлена карта шумового загрязнения центрального района г.Оренбурга в геоифор-мационной системе ArcGIS 10.3 (рис. 1). Карта составлялась без учёта жилой застройки:

Таким образом, проведённое исследование выявило зоны центрального района города с превышением и соблюдением максимально допустимого уровня шума.На данной карте приведены средние значения измеренных данных в течение дня, также за будние и выходные дни.

Практически на всех исследуемых улицах наблюдается повсеместное превышение уровня шумовой нагрузки вдоль автомобильных

дорог и прилежащих к ним зданий, более 90% замеренных показаний превышали допустимый порог в 55 дБ. В данной работе не зафиксировано нарушения нормы шума внутри жилой застройки (во дворах), максимально измеренное значение составляло 52 дБ. Максимальное превышение уровня шума зафиксировано на пр. Победы, ул. Терешковой, ул. Ленинской, ул. 8 Марта, также на перекрёстке ул. Ленинской и ул. 8 Марта, ул.Максима Горького.

В период проведения исследования (март 2015 года) защита от шума зелёными насаждениями была минимальной, так как насаждения на исследуемой территории представлены лиственными породами деревьев. Экранирование составляло максимум 2-3 дБ.

В течение исследования зафиксировано понижения уровня шума на 4-7 дБ в выходные дни. Это объясняется снижением интенсивности автомобильного движения.

В качестве мест с минимально зафиксированным уровнем шума можно выделить улицу Советскую, на которой уровень шума находится на границе допустимого значения — 57дБ, что обусловлено отсутствием транспортного

Рисунок 1. Карта шумового загрязнения центрального района г. Оренбурга

VII Всероссийская научно-практическая конференция

движения на этой улице. Также абсолютно во всех парках центрального района уровень шума находится на границе допустимой нормы -56-58 дБ в зависимости от места измерения на территории парка. При проведении работы было отмечено, что архитектура центрально-

го района города способствует повышенному шумовому загрязнению: автомобильные дорого прилегают максимально близко к жилой застройке, что исключает возможность использования зелёных насаждений.

09.09.2015

Список литературы:

1. Боголепов И.И., Лаптева Н.А. Шумовая карта городов и агломераций // Инженерно-строительный журнал. - 2010. - .№6(16). -С.5-11

2. ГОСТ 23337-78 Шум. «Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий»

3. Загорская А.П. Анализ ведущих строек Санкт-Петербурга с точки зрения норм строительной акустики // Инженерно-строительный журнал. 2010. №5(15). С. 44-48

4. Половникова Ю. С. Шумовое загрязнение окружающей среды урбанизированных территорий. // Научный журнал КубГАУ, №76(02), 2012 г.

5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

6. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»

7. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Сведения об авторах:

Степанова Ирина Андреевна, старший преподаватель кафедры экологии и природопользования геолого-географический факультета Оренбургского государственного университета, кандидат биологических наук

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13

Степанов Алексей Сергеевич, старший преподаватель кафедра экологии и природопользования геолого-географический факультета Оренбургского государственного университета, кандидат технических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: stepanovas1978@gmail.com

Ивлева Яна Сергеевна, студентка кафедры экологии и природопользования геолого-географического факультета Оренбургского государственного университета, 022000.62 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: ivlyanammg@gmail.com

Мануев Лев Юрьевич, студент кафедры экологии и природопользования геолого-географического факультета Оренбургского государственного университета, 022000.62 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.