Научная статья на тему 'Влияние аскаридоза на качество жизни детей школьного возраста'

Влияние аскаридоза на качество жизни детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество жизни / дети / аскаридоз / гельминтозы / quality of life / children / ascariasis / parasitosis

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лохматова Ирина Анатольевна

Цель исследования – оценка качества жизни детей школьного возраста с кишечной стадией аскаридоза. Материал и методы. Обследован 51 ребенок с кишечной стадией аскаридоза в возрасте от 8 до 18 лет на базе Луганской городской многопрофильной детской больницы No 3 с 2012 по 2016 г. Контрольную группу составил 51 практически здоровый ребенок того же возраста без аскаридоза. Дети были распределены в зависимости от возраста в подгруппы. Диагностику аскаридоза проводили копроовоскопически методом толстого мазка по Като двукратно с интервалом 3 дня и методом флотации по Калантарян. Качество жизни детей изучали с помощью опросника PedsQL 4.0 – Pediatric Quality of Life Inventory Peds QL 4.0ТМ, блок для детей 8–12 лет и блок для детей 13–18 лет. PedsQL 4.0 – Pediatric Quality of Life Inventory Peds QL 4.0ТМ, блок для детей 8–12 лет и блок для детей 13–18 лет. Статистическую обработку данных проводили при помощи компьютерных программ Microsoft Excel 7.0, Statistica 6.0. Результаты. В группах детей с аскаридозом общий балл по опроснику был достоверно ниже, чем у детей контрольной группы: у детей младшего школьного возраста отмечено снижение баллов по шкале «Психосоциальное здоровье», а у детей старшего школьного возраста достоверно снижены баллы по всем шкалам по сравнению с показателями детей контрольной группы. Вывод. Инвазия аскаридами негативно влияет на качество жизни детей школьного возраста по всем аспектам. Для детей младшего школьного возраста с аскаридозом характерно снижение показателей по шкалам «Эмоциональное функционирование» и «Школьное функционирование». Родители этих детей дали сравнительно низкую оценку по шкале «Физическое функционирование». По результатам самооценки детей старшего школьного возраста с аскаридозом установлено снижение показателей по всем аспектам качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лохматова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of askaridosis on quality of life of school children

The аim of the study – to assess the quality of life of school children with the intestinal phase of ascariasis. Material and methods. 51 children with an intestinal phase of ascariasis aged from 8 to 18 years were examined on the basis of the Lugansk city multiprofile children’s hospital # 3 in the 2012–2016. The control group consisted of relatively healthy children (n=51) of the same age without ascariasis. The children of the main group belonged to different age groups. Laboratory diagnosis of feces was performed by the method of a thick brushstroke in Kato two times with an interval of 3 days and a method of flotation according to Kalantaryan. The children’s quality of life was studied with the PedsQL 4.0TM (Pediatric Quality Life Inventory): a block for children aged 8–12 and a block for children 13–18 years old.Statistical processing of data was carried out using computer programs Microsoft Exel 7.0, Statistica 6.0. Results. The total score in groups of children with ascariasis is significantly lower than in the control group of children. Children of primary school age were noted to reduce the scale of the scale of “Psychosocial Health”. In children of senior school age, the scores of all scales were significantly reduced in comparison with the control group of children. Conclusion. Ascaridosis infestation has a negative impact on the quality of life of school-age children on all aspects. Characteristic was the decline in indicators on the scales “Emotional functioning” and “School functioning” for children of primary school age with ascariasis. At the same time, their parents gave a relatively low score on the scale “Physical functioning”. The self-assessment of children of senior school age with ascariasis showed a decrease in the indicators of all aspects of the quality of life.

Текст научной работы на тему «Влияние аскаридоза на качество жизни детей школьного возраста»

В ПОМОЩЬ ПРАКТИКУЮЩЕМУ ВРАЧУ

Влияние аскаридоза на качество жизни детей школьного возраста

Лохматова И.А. Луганский государственный медицинский университет

им. Святителя Луки

Цель исследования - оценка качества жизни детей школьного возраста с кишечной стадией аскаридоза.

Материал и методы. Обследован 51 ребенок с кишечной стадией аскаридоза в возрасте от 8 до 18 лет на базе Луганской городской многопрофильной детской больницы № 3 с 2012 по 2016 г. Контрольную группу составил 51 практически здоровый ребенок того же возраста без аскаридоза. Дети были распределены в зависимости от возраста в подгруппы. Диагностику аскаридоза проводили копроовоскопически методом толстого мазка по Като двукратно с интервалом 3 дня и методом флотации по Калантарян. Качество жизни детей изучали с помощью опросника PedsQL 4.0 - Pediatric QuaLity of Life Inventory Peds QL 4.0™, блок для детей 8-12 лет и блок для детей 13-18 лет. PedsQL 4.0 - Pediatric QuaLity of Life Inventory Peds QL 4.0ТМ, блок для детей 8-12 лет и блок для детей 13-18 лет. Статистическую обработку данных проводили при помощи компьютерных программ Microsoft Excel 7.0, Statistica 6.0.

Результаты. В группах детей с аскаридозом общий балл по опроснику был достоверно ниже, чем у детей контрольной группы: у детей младшего школьного возраста отмечено снижение баллов по шкале «Психосоциальное здоровье», а у детей старшего школьного возраста достоверно снижены баллы по всем шкалам по сравнению с показателями детей контрольной группы.

Вывод. Инвазия аскаридами негативно влияет на качество жизни детей школьного возраста по всем аспектам. Для детей младшего школьного возраста с аскаридозом характерно снижение показателей по шкалам «Эмоциональное функционирование» и «Школьное функционирование». Родители этих детей дали сравнительно низкую оценку по шкале «Физическое функционирование». По результатам самооценки детей старшего школьного возраста с аскаридозом установлено снижение показателей по всем аспектам качества жизни.

Ключевые слова:

качество жизни, дети, аскаридоз, гельминтозы

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 2. С. 149-154.

с!о1: 10.24411/2305-3496-2018-12019. Статья поступила в редакцию: 04.12.2017. Принята в печать: 08.02.2018.

Influence of askaridosis on quality of life of school children

Lokhmatova I.A. Luhansk State Medical University named after Sunshine Luke

The aim of the study - to assess the quality of life of school children with the intestinal phase of ascariasis.

Material and methods. 51 children with an intestinal phase of ascariasis aged from 8 to 18 years were examined on the basis of the Lugansk city multiprofile children's hospital # 3 in the 2012-2016. The control group consisted of relatively healthy children (n=51) of the same age without ascariasis. The children of the main group belonged to different age groups. Laboratory diagnosis of feces was performed by the method of a thick brushstroke in Kato two times with an interval of 3 days and a method of flotation according to Kalantaryan. The children's quality of life was studied with the PedsQL 4.0™ (Pediatric Quality Life Inventory): a block for children aged 8-12 and a block for children 13-18 years old.Statistical processing of data was carried out using computer programs Microsoft Exel 7.0, Statistica 6.0.

Results. The total score in groups of children with ascariasis is significantly Lower than in the control group of children. Children of primary school age were noted to reduce the scale of the scale of "Psychosocial Health". In children of senior school age, the scores of all scales were significantly reduced in comparison with the control group of children.

Conclusion. Ascaridosis infestation has a negative impact on the quality of life of school-age children on all aspects. Characteristic was the decline in indicators on the scales "Emotional functioning" and "School functioning" for children of primary school age with ascariasis. At the same time, their parents gave a relatively low score on the scale "Physical functioning". The self-assessment of children of senior school age with ascariasis showed a decrease in the indicators of all aspects of the quality of life.

Keywords:

quality of life, children, ascariasis, parasitosis

Infectious Diseases: News, Opinions, Training. 2018; 7 (2): 149-54.

doi: 10.24411/2305-3496-2018-12019. Received: 04.12.2017. Accepted: 08.02.2018.

Оценка качества жизни (КЖ) является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. В настоящее время исследования КЖ проводят практически во всех областях медицины, как клинической, так и социальной. В России, несмотря на мировую практику, проблема исследования КЖ остается недостаточно изученной [1, 2]. Широкий круг специалистов разных стран сходятся во мнении, что показатель КЖ является весьма достоверным критерием оценки здоровья ребенка и эффективности применяемых медицинских технологий [2-4]. На современном этапе развития медицины внедрение методик оценки КЖ позволяет оживить старый принцип «лечить пациента, а не болезнь». Проблема КЖ способна установить интересы и преимущества человека в приоритете над интересами науки и общества [3, 5].

Содержание понятия КЖ в педиатрии отличается от такового у взрослых. Это обусловлено зависимостью детей от родителей, ровесников, одноклассников. Важную роль играют развитие ребенка и демографические факторы, а также различия в системах медицинского обслуживания детей и взрослых [2, 4].

Исследование КЖ детей дает возможность дополнительного анализа состояния их здоровья. Благодаря многочисленным исследованиям, было установлено, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей [4, 6]. Принимая во внимание особенности детского возраста: отсутствие жизненного опыта, зависимость от семейных и средовых факторов, незрелость физиологических и психологических процессов, несформированность социальных отношений, оценка КЖ ребенка призвана охарактеризовать степень его адаптированности в медико-биологическом и социальном плане [4, 7]. Работы по оценке этого показателя немногочисленны и посвящены, как правило, особенностям изменения КЖ при определенной хронической патологии.

Достаточно узок круг исследований КЖ детей при инфекционной патологии и отдаленных последствиях болезни. Не изучен вопрос оценки КЖ детей при паразитарных ин-

вазиях. Кишечные паразитозы, являясь наиболее распространенными заболеваниями среди детей, оказывают многостороннее негативное воздействие на их здоровье. Более 270 млн детей дошкольного возраста и 600 млн детей школьного возраста живут в районах с интенсивной передачей возбудителей этих паразитозов и нуждаются в лечении и профилактике [8-10]. Одновременно с этим раскрываются новые стороны социально-экономической значимости кишечных паразитозов: их воздействие на психическое и физическое развитие детей, - что, в свою очередь, способствует изменению КЖ.

Одним из наиболее распространенных кишечных гель-минтозов является аскаридоз. Аскаридоз - глистная инвазия из группы геогельминтозов, возбудителем которой является нематода (круглый червь) Ascaris iumbricoides. Для аскаридоза характерны сравнительно медленное развитие болезни, хроническое течение, нередко с длительной компенсацией. Ослабляя защитные функции организма детей, паразитиро-вание аскарид способствует созданию благоприятных условий для развития различных соматических, инфекционных, аллергических, кожных, стоматологических заболеваний, нанося тем самым существенный ущерб здоровью. Так, боль в животе, утрата аппетита, уменьшение массы тела, метеоризм, диарея, повышение температуры, анемия остаются наиболее частыми клиническими симптомами кишечной фазы аскаридоза [8]. Нередко отмечается хроническое течение аскаридоза, сопровождающееся нарушениями мо-торно-тонической функции желчевыделительной системы. Зачастую данная инвазия носит стертую форму, а паразиты, длительное время находясь в организме растущего ребенка, наносят существенный вред здоровью. И это не может не отразиться на физическом развитии ребенка и на качестве его жизни в целом.

Цель исследования - оценка КЖ детей школьного возраста с кишечной фазой аскаридоза.

Материал и методы

Клиническое наблюдение и лабораторно-инструмен-тальные исследования были проведены у 51 ребенка в

возрасте 8-18 лет с кишечной стадией аскаридоза на базе Луганской городской многопрофильной детской больницы № 3 в 2012-2016 гг. Контрольную группу составил 51 практически здоровый ребенок того же возраста без аскаридоза, не состоящий на диспансерном учете, без острых, хронических и декомпенсированных заболеваний.

Дети с аскаридозом основной группы принадлежали к разным возрастным подгруппам: 1-ю подгруппу составили 18 (35,3%) человек в возрасте второго детства (мальчики 8-12 лет, девочки 8-11 лет), 2-ю подгруппу - 17 (33,3%) человек подросткового возраста (мальчики 13-16 лет, девочки

12-15 лет), 3-ю подгруппу - 16 (31,4%) человек юношеского возраста (юноши 17-18 лет, девушки 16-18 лет),.

Клиническое обследование каждого ребенка включало анализ амбулаторной карты, сбор жалоб с применением разработанной анкеты для более тщательной детализации, выяснение эпидемиологического анамнеза с последующим анализом актов эпидемиологического расследования микроочага, оценку факторов риска, анамнез жизни, осмотр пациента. При объективном осмотре оценивали общий статус детей с выявлением клинической картины и симптомов проявления глистных инвазий, проводили оценку физического развития. Инструментальные методы обследования включали обзорную рентгенографию органов грудной клетки, электрокардиографию, электроэнцефалографию, УЗИ органов брюшной полости. Лабораторный комплекс исследований - клинический анализ крови, общий анализ мочи. Копроовоскопическую диагностику проводили методом толстого мазка по Като двукратно с интервалом 3 дня и методом флотации по Калантарян.

Для изучения КЖ детей 8-12 лет в исследуемых группах использовали опросник Pediatric Quality of Lifenventory Peds QL 4.0™ (PedsQL 4.0), блок для детей 8-12 лет. КЖ у детей

13-15 и 16-18 лет исследовали с помощью общего опросника PedsQL 4.0™, блок для детей 13-18 лет. Анкетирование проводили в поликлинике по месту жительства ребенка. Родители детей обеих групп заполняли специально разработанную медико-социальную анкету. Обязательным условием было раздельное заполнение опросников детьми и родителями для исключения взаимного влияния друг на друга. Анкета включала 23 вопроса, которые позволяли оценить КЖ по 4 шкалам: «Физическое функционирование», «Эмоциональное функционирование», «Социальное функционирование», «Школьное функционирование», на основании которых рассчитывали суммарный балл. 3 последних шкалы формируют показатель психосоциального здоровья. Вопросы затрагивают отношения со сверстниками, повседневную деятель-

ность, эмоциональное состояние, школьную успеваемость. Для ответов использована 5-балльная шкала Лайкерта, при этом количество баллов варьировало от 0 («никогда, нет проблем») до 4 («почти всегда трудно»). Полученные ответы подвергали процедуре перекодирования по разработанному авторами алгоритму в 100-балльной системе, при этом уровень КЖ находится в прямой зависимости от величины набранных баллов. Опросник прошел мультицентровые исследования в разных странах мира и доказал свою высокую информативность и чувствительность, что говорит о его надежности и достоверности для оценки КЖ детей младшего школьного возраста.

Статистическую обработку данных проводили с помощью компьютерных программ Microsoft Excel 7.0, Statistica 6.0. Выборки оценивали по характеру распределения данных. В случае отсутствия нормального распределения для статистического анализа использовали критерий Манна-Уитни.

Результаты и обсуждение

Анализ данных опросника показал, что КЖ детей младшего школьного возраста с аскаридозом было ниже, чем в контрольной группе (табл. 1).

Суммарный общий балл у детей контрольной группы 8-12 лет, как по оценке родителей (74,3+7,67), так и самих детей (78,65+6,59), был достоверно выше, чем в группе детей с аскаридозом (родители: 61,11+11,33; дети: 61,81+16,52; p<0,01). Более того, значения практически всех шкал в данной возрастной группе имели достоверные различия в основной и контрольной группах, что указывает на более высокий уровень КЖ здоровых детей.

Исключение составила шкала «Физическое функционирование», где не установлено статистически значимых отличий как по оценке родителей, так и по оценке самих детей. Показатели шкалы «Эмоциональное функционирование» по оценке детей с аскаридозом (55,56+27,07; p<0,01) оказались ниже, чем в контрольной группе (80,4+14,56), при этом по оценке родителей показатели данной шкалы также значимо отличались (51,39+15,53 против 67,07+12,18; p<0,01). Такую же ситуацию выявили при анализе показателей шкалы «Школьное функционирование»: оценки детей с аскаридозом и их родителей были значимо ниже при сравнении с оценками контрольной группы (см. табл. 1).

При анализе показателей шкалы «Социальное функционирование» были установлены значимые отличия в оценке родителей. Родители детей с аскаридозом оценили своих де-

Таблица 1. Показатели качества жизни у детей 8-12 лет по оценке детей и их родителей

Шкала оценки качества жизни Основная группа (n=18), M±o Контрольная группа (n=15), M±o

дети 1 родители дети 1 родители 1

Физическое функционирование 65,81±15,02 70,83±19,09 77,47±13,44 80,33±9,78

Эмоциональное функционирование 55,56±27,07* 51,39±15,53* 80,4±14,56 67,07±12,18

Социальное функционирование 69,44±24,37 61,11±20,79* 79,8±9,94 79,27±12,12

Школьное функционирование 50,21±18,63* 55,56±22,91* 77,33±8,56 70,53±11,58

Психосоциальное здоровье 58,33±18,43* 56,17±12,46* 79,04±7,23 72,43±7,7

Общий балл 61,81±16,52* 61,11±11,33* 78,65±6,59 74,3±7,67

Здесь и в табл. 2, 3: * - достоверность различий с контрольной группой, р<0,01.

Таблица 2. Показатели качества жизни у детей 13-18 лет согласно их самооценке

Шкала оценки качества жизни | Основная группа, M±o | Контрольная группа, M±o \

13-15 лет (n=17) 16-18 лет (n=16) 13-15 лет (n=16) 16-18 лет (n=20) I

Физическое функционирование 65,94±14,63** 71,13±10,74** 77,07±8,56 79,4±7,57

Эмоциональное функционирование 65,41±10,19** 76,38±8,75* 73,56±9,2 81,45±6,49

Социальное функционирование 71,94±10,14* 70,31±16,45 80,25±10,69 78,3±10,63

Школьное функционирование 59,94±15,35* 67,44±15,13** 73,17±8,43 78,55±7,53

Психосоциальное здоровье 67,76±7,25* 71,38±5,32* 75,65±4,91 79,43±4,61

Общий балл 65,81±6,05* 71,31±3,93* 76,0±4,39 79,43±4,38

Примечание. Здесь и в табл. 3: ** - достоверность различий с контрольной группой, p<0,05.

Таблица 3. Показатели качества жизни у детей 13-18 лет, согласно оценке их родителей

Шкала оценки качества жизни | Основная группа, M±o | Контрольная группа, M±o |

родители детей 13-15 лет (n=17) родители детей 16-18 лет (n=16) родители детей 13-15 лет (n=16) родители детей 16-18 лет (n=20)

Физическое функционирование 76,44±9,19 71,94±13,62* 79,25±9,34 83,81±8,2

Эмоциональное функционирование 60,24±12,72** 68,13±12,43** 71,44±10,69 77,53±10,34

Социальное функционирование 69,24±10,4** 76,06±10,13* 76,13±9,96 78,5±7,07

Школьное функционирование 61,94±9,39* 68,38±11,46* 74,63±11,21 78,35±10,87

Психосоциальное здоровье 63,8±7,61* 70,85±7,33* 74,06±5,92 78,3±6,48

Общий балл 66,96±5,85* 71,13±6,19* 75,36±5,07 79,61±4,86

тей по данной шкале достоверно ниже, чем родители здоровых младших школьников (61,11+20,79 против 79,27+12,12; р<0,01).

3 показателя (эмоциональное, школьное и социальное функционирование) сформировали показатель суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье», который по оценке как детей (58,33+18,43 против 79,04+7,23; р<0,01), так и родителей (56,17+12,46 против 72,43+7,7; р<0,01) оказался достоверно ниже у детей основной группы.

При статистическом анализе результатов исследования КЖ детей подросткового и юношеского возраста был установлен ряд особенностей. По оценке старших школьников с аскаридозом, общий балл был достоверно ниже в сравнении с оценкой детей контрольной группы (табл. 2).

Так, в основной группе детей 13-15 лет средний общий балл составил 65,81+6,05 (против 76,0+4,39; р<0,01), а по оценке инвазированных аскаридой детей 16-18 лет -71,31+3,93 (против 79,43+4,38; р<0,01). Проанализировав данные всех шкал, мы установили, что на суммарный показатель «общий балл» у детей старшего школьного возраста повлиял показатель «Физическое функционирование», который был значимо ниже в данных возрастных группах детей с аскаридозом (р<0,05). Это стало основным отличием от результатов исследования младших школьников (табл. 1).

В группе подростков с аскаридозом были установлены статистически значимые отличия во всех исследуемых шкалах при сравнении с показателями здоровых детей того же возраста. Так, показатели шкалы «Эмоциональное функционирование» в среднем составили 65,41+10,19, что достоверно ниже по сравнению с контрольной группой детей (73,56+9,2; р<0,05). Более значимые отличия по оценкам детей подросткового возраста были установлены при анализе шкал «Социальное функционирование» (71,94+10,14 против 80,25+10,69; р<0,01) и «Школьное функционирование»

(59,94+15,35 против 73,17+8,43; р<0,01). Соответственно и показатели суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье» также достоверно ниже были в группе подростков с аскаридозом: 67,76+7,25 против 75,65+4,91 (р<0,01). В группе старших школьников 16-18 лет показатели шкалы «Социальное функционирование» не имели значимых отличий при сравнении с контрольной группой. Однако были установлены сравнительно низкие показатели шкалы «Эмоциональное функционирование» (76,38+8,75 против 81,45+6,49; р<0,01) и «Школьное функционирование» (67,44+15,13 против 78,55+7,53), что отразилось на показателях суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье» (71,38+5,32 против 79,43+4,61; р<0,01).

Оценка родителями КЖ их детей несколько отличалась от самооценки юных респондентов (табл. 3).

Суммарный общий балл также был достоверно ниже в основной группе детей: как у подростков (66,96+5,85 против 75,36+5,07; р<0,01), так и у старших школьников 16-18 лет (71,13+6,19 против 79,61+4,86; р<0,01).

Анализ всех шкал опросника показал, что, по оценкам родителей инвазированных аскаридозом детей 13-15 лет, показатели всех шкал, кроме «Физического функционирования», были достоверно ниже по сравнению с оценкой родителей здоровых детей того же возраста. По шкале «Эмоциональное функционирование» среднее значение составило 60,24+12,72 балла, в то время как в контрольной группе - 71,44+10,69 (р<0,05), а показатели шкалы «Социальное функционирование» - 69,24+10,4 против 76,13+9,96 (р<0,05). Анализ данных шкалы «Школьное функционирование», по оценке родителей детей основной группы, показал достоверно значимые различия показателей по сравнению с контрольной группой (61,94+9,39 и 74,63+11,21 соответственно, р<0,01). Показатель суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье» также был ниже в основной группе (63,8+7,61 против 74,06+5,92; р<0,01).

В группе старших школьников 16-18 лет родители дали несколько другую оценку: оценка родителей детей основной и контрольной групп по шкале «Социальное функционирование» не имела значимых отличий, хотя самооценка детей основной группы была ниже (см. табл. 2). Показатели шкал «Эмоциональное функционирование» (68,13+12,43 против 77,53+10,34; р<0,05) и «Школьное функционирование» (68,38+11,46 против 78,35+10,87; р<0,01), по оценке родителей детей 16-18 лет, оказались ниже в основной группе, чем в контрольной. Поэтому и среднее значение суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье», по оценке родителей в данной возрастной группе, было ниже (70,85+7,33 против 78,3+6,48; р<0,01). «Физическое функционирование» родители инва-зированных детей оценили сравнительно ниже (71,94+13,62 против 83,81+8,2; р<0,01), чем родители контрольной группы, что совпадает с самооценкой детей (см. табл. 2).

Таким образом, уровень КЖ детей с аскаридозом младшего школьного возраста ниже в сравнении с неинвази-

рованными детьми. По оценке детей с аскаридозом достоверным было снижение значений шкал «Эмоциональное функционирование», «Школьное функционирование» и, как следствие, суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье». По оценкам родителей инвазированных детей, низкие показатели были выявлены по всем шкалам опросника, за исключением шкалы «Физическое функционирование». КЖ детей с аскаридозом в подростковом и юношеском возрасте ниже по сравнению с контрольной группой детей того же возраста. При этом немаловажным является тот факт, что суммарный общий балл снижен за счет составляющих всех шкал. Суммарная шкала «Психосоциальное здоровье», по самооценке детей и их родителей, также оказалась достоверно ниже. Наиболее низкие показатели были установлены в шкалах «Эмоциональное функционирование» и «Школьное функционирование», что указывает на влияние инвазии аскаридой на процесс обучения и психоэмоционального состояния детей старшего школьного возраста.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Лохматова Ирина Анатольевна - ассистент кафедры педиатрии с детскими инфекциями Луганского государственного медицинского университета им. Святителя Луки E-mail: [email protected]

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям // Рос. педиатр. журн. 2013. № 2. С. 4-6.

2. Никитина Н.Н., Архипова Е.И. Особенности качества жизни детей раннего возраста с учетом влияния медико-социальных факторов // Вестн. Новгород. гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. 2016. № 1 (92). С. 65-71.

3. Винярская И.В. Показатели качества жизни здоровых подростков, проживающих в разных регионах России // Общественное здоровье и здравоохр. 2007. № 3. С. 37-40.

4. Гурова М.М., Хмелевская И.Г. Качество жизни детей с хроническими гастродуоденитами // Экспер. и клин. гастроэнтерология. 2010. № 11. С. 16-22.

5. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М. : Союз педиатров России, 2010. 272 с.

6. Монахов М.В. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей // Рос. вестн. перинатол. и педиатрии. 2008. № 1. С. 77-82.

7. Гатиятуллина Л.Р., Малиевский В.А., Винярская И.В., Коно-лова Г.М. Показатели качества жизни детей младшего школьного возраста в Республике Башкортостан // Рос. педиатр. журн. 2014. Т. 17, № 5. С. 34-38.

8. Ершова И.Б., Лохматова И.А. Возрастные особенности клинических проявлений аскаридоза у детей // Врач-аспирант. 2016. № 5 (78). С. 10-19.

9. Мочалова А.А., Ершова И.Б. Взгляд на проблему гельминтозов и паразитозов на современном этапе // Актуальная инфектология. 2014. Т. 3, № 2. C. 61-67.

10. Тимофеева А.Г., Винярская И.В. Исследование качества жизни у детей с хроническими заболеваниями // Вопр. соврем. педиатрии. 2008. Т. 7, № 6. С. 28-29.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Albitskiy V.Yj., Ustinova N.V. Status, problems and prospects of the organization of medical and social care for children. Rossiiskii Pe-diatricheskii Zhurnal [Russian Pediatric Journal]. 2013; (2): 4-6. (in Russian)

2. Nikitina N.N., Arkhipova E.I. quality of life features in children of early age concerning the influence of medical and social factors. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yaroslava Mudrogo [Bulletin of the Novgorod State University named after Yaroslav Mudryy]. 2016; (1): 65-71. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vinyarskaya I.V. Indicators of the quality of life of healthy adolescents living in different regions of Russia. Obshchestvennoe zdorovye i zdravookhranenie [Public Health and Health Care]. 2007; (3): 37-40. (in Russian)

4. Gurova M.M., Khmelevskaya I.G. Quality of life of children with chronic gastroduodenitis. Experimentalnaya I klinicheskaya gastroenter-ologiya [Experimental and Clinical Gastroenterology]. 2010; (11): 16-22. (in Russian)

5. Baranov A.A., Albitsky V.Yu., Vinyarskaya I.V. Studying the quality of life in pediatrics. Moscow: The Union of Pediatricians of Russia, 2010: 272 p. (in Russian)

6. Monakhov M.V., Sokolovskaya T.A.Social characteristics of families in the present-day Russia and children's health. Rossiyskiy vestnik perinatology i pediatrii [Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics]. 2008; (1): 77-82. (in Russian)

7. Gatiyatullina L.R., Malievskiy V.A., Vinyarskaya I.V., Konovalova G.M. Life quality indices in primary school children in the Republic of Bashkortostan. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal [Russian Pediatric Journal]. 2014; 17 (5): 34-8. (in Russian)

8. Ershova I.B., Lokhmatova I.A. Age features of clinical manifestations of ascariasis in children. Vrach-aspirant [Postgraduate Doctor]. 2016; (5): 10-9. (in Russian)

9. Mochalova A.A., Yershova I.B. Look at the problem of helminthiasis and parasitosis at the present stage. Aktualnaya Infektologiya [Actual In-fectology]. 2014; (2): 61-7. (in Russian)

10. Timofeyeva A.G., Vinyarskaya I.V. Quality of life of children with chronic diseases. Voprosy Sovremennoi Pediatrii [Current Pediatrics]. 2008; 7 (6): 28-9. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.