Инженерно-строительный вестник Прикаспия
УДК 72.017
DOI 10.52684/2312-3702-2022-40-2-42-45
ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
С. А. Раздрогина
Раздрогина Светлана Анатольевна, член Союза архитекторов РФ, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с влиянием архитектуры на поведение человека. Приводятся примеры работ зарубежных исследователей, на основе которых делае^я вывод о том, что архитектурные сооружения действительно влияют на человеческое поведение. Представлена теоретическая основа для изучения вопроса. Эстетическими достоинствами архитектурной формы считаются ее лаконичность и выразительность за счет хорошо найденных пропорций целого и его деталей. Архитектура воздействует на человека с помощью использования линии, цвета, пластики. Кроме того, образы архитектуры выражают функцию того произведения, к которому они относятся. Приведено описание экспериментального исследования, в результате которого выясняется, что цвета способствуют раскрытию разных эмоций. Это исследование объясняет процесс, при помощи которого цвет влияет на эстетическое восприятие и эмоциональное состояние человека.
Ключевые слова: эстетика; масштаб архитектурной формы;утилитарные функции; застройка; художественная среда.
THE INFLUENCE OF ARCHITECTURE ON THE EMOTIONAL STATE OF A PERSON
S. A. Razdrogina
RazdroginaSvetlana Anatolyevna, Member of the Union of Architects of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Architecture and Urban Planning, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article deals with the main problems associated with the influence of architecture on human behavior. Examples of the work of foreign researchers are given, and on the basis of this it turns out that architectural structures really affect human behavior. The theoretical basis for studying the issue is presented. The aesthetic advantages of the architectural form are considered to be its conciseness and expressiveness due to the well-found proportions of the whole and its details. Architecture affects a person through the use of line, color, plasticity, but changed into elegant forms that can not depict, but only express this or that feeling. In addition, the images of architecture express the function of the work to which they refer. A description of the experimental study is given, as a result of which it turns out that different colors contribute to the disclosure of different emotions. This study explains the process by which color affects the aesthetic perception and emotional state of a person.
Keywords: aesthetics; the scale of the architectural form; utility functions; development; artistic environment.
Введение
Объектом исследования в данной работе является настроение человека, то есть влияние окружающей среды на его эмоциональное состояние.
Настроение - наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным [1].
Вопрос о способах достижения истинности художественного познания, соответствия образов искусства действительности, иными словами, проблема творческого метода также входит в предмет исследования эстетической науки. Разработка наиболее общих законов художественного творчества всегда занимала существенное место в истории эстетики. Эстетика не ограничивается исследованием самого искусства, но изучает эстетические отношения людей к действительности, нашедшие выражение в сфере их деятельности.
Архитектура призвана удовлетворять широкий спектр человеческих потребностей: от утилитарных до высших социально-культурных. Возникающие при ее восприятии виды эмоциональных переживаний зависят от того, с какой
позиции (скажем, познавательной, эстетической или нравственной) оценивается конкретный архитектурный объект. Создание архитектурной среды по этим законам способствует усилению ее эмоционального воздействия.
Повышение качества архитектуры, в том числе и эстетического, становится все более настоятельной потребностью нашего общества и выходит на уровень первоочередных задач архитектурного творчества.
Люди воспринимают окружающее в первую очередь визуально. Хотя остальные органы чувств тоже помогают нам ощутить свою принадлежность к месту и связь с ним, именно благодаря зрению мы точнее всего определяем границы архитектурных пространств [2].
Вопрос о том, почему человек предпочитает те или иные условия существования, еще с Античности занимает умы самых разных исследователей. Было проведено множество анализов для изучения роли культурных и социальных факторов в прогнозировании реакции человека на различные модели искусственной среды.
Актуальность исследования состоит в том, чтобы изучить эмоциональное состояние человека в искусственно созданном пространстве, что поможет в дальнейшем избегать создания
Научно-технический журнал.
здании или сооружении, которые негативно могут влиять на настроение человека.
Изучение работ зарубежных исследователей показал актуальность исследования. Наиболее значительнои является работа американского антрополога Эдварда Холла «Скрытое измерение» (1966 г.), который разработал концепцию социальной и культурной сплоченности, исследовал, как люди ведут себя и реагируют на различные типы культурно определенных пространств.
Наиболее известной является книга Чарльза Лэндри «Психология и город: скрытое измерение» (2017 г.), в которой он ввел термин «городская психика» для обозначения сложной личности, возникающей из культуры и влияющей на взаимодействие между людьми и местом.
Американский фотограф Джей Эпплтон обобщил и систематизировал значительную часть этого раннего исследовательского опыта в масштабном труде «Переживание ландшафта» [2].
Ян Гейл, датский архитектор и консультант по городскому дизайну из Копенгагена, чья карьера была сосредоточена на улучшении качества жизни города, в книге «Жизнь между зданиями» описывает наблюдение за пешеходами и выясняет, что мимо невыразительных фасадов люди ходят быстрее, чем вдоль оживленных и дружелюбных. По мнению Ян Гейла, хороший город должен быть устроен таким образом, чтобы среднестатистический пешеход, двигающийся со скоростью 5 км/ч, встречал новое интересное место примерно каждые пять минут [3].
Американский ученый, психолог, специалист по психогеографии Колин Эллард в научном труде «Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие» рассуждает о том, как окружающая среда воздействует на психику и поведение человека. Отчего вид ничем не примечательных скучных зданий вредит здоровью, а простые маленькие домики так притягивают нас? Колин Эл-лард предлагает по-новому взглянуть на привычные отношения людей с пространством и говорит о том, что надо сделать, чтобы наши жилища - не только дома, но и города - стали лучше [2].
В. А. Нефедов, доктор архитектуры, профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета в книге «Городской ландшафтный дизайн» на основе многочисленных примеров из современной практики отвечает на вопрос: почему на городской улице мы не ощущаем себя также комфортно, как и дома? Автор учит понимать мировые тенденции в области ландшафтного дизайна и создавать новые решения на их основе [4].
Ле Корбюзье, величайший архитектор XX в., утверждает связь между дизайном и поведением, считая первое - главной причиной второго. Он заявляет, что дизайнерские и архитектурные решения способны позитивно и предсказуемо управлять человеческим поведением. Ле Корбюзье и другие архитекторы, такие как Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, заявляют,
что цель архитектуры не ограничивается созданием зданий и пространств, которые будут функциональными, эстетичными и прочными, а скорее будут универсально применимы, независимо от места и культуры. Поскольку люди рассматриваются как «пассивные» агенты, чьи реакции и отношение к искусственной среде могут быть непредсказуемы.
Цель статьи заключается в определении влияния искусства и архитектуры на эмоциональное состояние человека.
Примером влияния архитектуры на состояние человека может служить открывшееся в 2007 г. крыло Королевского музея Онтарио в Торонто «Ли-Чин Кристал». Оно представляет собой крупное сооружение из стекла и стали с четкими контурами, в котором чувствуешь себя так, словно теряешь равновесие и ориентацию. Прохожие негативно оценили и избегают открытого, продуваемого пространства около здания, которое, кажется, шатается. Многие высказывали опасения о возможном падении сосулек с отвесных крыш. В 2009 г. пользователи интернет-ресурса о путешествии поставили «Ли-Чин Кристал» на восьмое место среди уродливых сооружений в мире (рис. 1) [2].
Рис. 1. Королевского музея Онтарио в Торонто
Ученые, которые исследуют вопросы психологии и эстетики, пришли к выводу, что наиболее приемлемыми для людей являются плавные и гибкие линии. Они кажутся нам манящими, мягкими и красивыми. А вот острые углы - жесткие и символизируют опасность.
Даже при лаконичности основных исходных форм, которые сами по себе не могут быть эстетически противопоказаны, важно такое их сочетание за счет игры объемов, создания определенных выразительных композиции, приятных по цвету и фактуре плоскостей и по рисунку имеющихся в них проемов и других деталей, которые будут приятны для глаза.
Недаром во многих городах действуют выверенные строительные нормы и определенные правила, согласно которым фасады должны выглядеть веселыми и полными жизни. Например, в Стокгольме, Мельбурне и Амстердаме нельзя взять и просто выстроить новое здание - по внешнему виду оно должно соответствовать другим сооружениям по соседству [2].
Плохое проектирование чревато не грустными улицами, по которым люди будут ехать на машинах без всякого желания прогуляться по этому месту пешком, не пешеходами, не имеющими возможности насладиться чашечкой кофе в кафе, а скоплением скучающих горожан.
Рационально и эстетично то, что человечно, а человечно то, что не стесняет человека (удобно),
Инженерно-строительный вестник Прикаспия
приятно ему во всех отношениях, в том числе и красиво для глаз.
Основными эстетическими достоинствами архитектурной формы считаются ее лаконичность и выразительность за счет хорошо найденных пропорций целого и его деталей. Правильно найденный масштаб сооружения по отношению к его потребителю - человеку, фактура и цвет, определяемые характером новых строительных материалов, а также тектонические принципы использования построения архитектурной формы могут быть использованы в архитектурном сооружении.
Материалы и методы
Для выявления взаимодействия человека и окружающей среды за основу был взят метод исследования - эксперимент.
Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях [5].
Для изучения эмоционального состояние человека были приглашены 10 студентов (добровольцев). Заранее были созданы кубы из бумаги размером 50 х 50 см и выкрашены с внутренней стороны в разные цвета: красный, желтый и зеленый. В кубах также были сделаны несколько отверстий шилом с разных сторон для проникновения источника света. Одна сторона куба была полностью удалена.
Добровольцы поочередно одевали на голову эти кубы и находились в них 5 мин. Затем снимали и фиксировали в предложенной таблице свое эмоциональное состояние по пятибалльной шкале:
1) ярость, гнев, досада;
2) радость, тепло, энергия;
3) умиротворение, гармония, спокойствие.
Результаты и обсуждение
Свои наблюдения и ощущения испытуемые отмечали в предложенной таблице 1.
Таблица 1
Данные для анализа
Цвета
Красный Желтый Зеленый
Эмоции
Ярость, гнев, досада Радость, тепло, энергия Умиротворение, гармония, спокойствие Ярость, гнев, досада Радость, тепло, энергия Умиротворение, гармония, спокойствие Ярость, гнев, досада Радость, тепло, энергия Умиротворение, гармония, спокойствие
+ + +
+ + +
+ + +
+ + +
+ + +
+ + +
+ + +
+ + +
+ + +
+ + +
В результаты практического эксперимента было выявлено (табл. 2), что:
1) красный цвет у 90 % добровольцев вызывает ярость, гнев и досаду;
2) желтый цвет у 70 % - умиротворение, гармония и спокойствие;
3) зеленый у 60 % - радость, тепло и энергию. Полученные данные (рис. 2) подтверждают
гипотезу, что цвета по-разному влияют на эмоциональное состояние человека, могут успокаивать и раздражать человеческое мышление.
Рис. 2. График зависимости красного, желтого и зеленого цветов
Результаты эксперимента
Таблица 2
Диаграмма цвета
Красного цвета
Желтого цвета
Зеленого цвета
Научно-технический журнал
Обсуждение
Результаты нашего исследования требуют тщательного изучения. Можно предположить, что цвет способен лечить нервные расстройства и подсознательно влиять на физическое состояние человека, поднимать настроение и даже повышать работоспособность.
Важно использование цвета не только в интерьере, но и архитектуре города, так как он влияет на чувственно-образную характеристику объектов. Например, улица, образованная массой серых фасадов, многоэтажными постройками, при малой освещенности выглядит блеклой и мрачной. Постройки ярких цветов, светлых оттенков остаются солнечными даже в пасмурные дни.
Заключение
В результате анализа экспериментальных данных сделан вывод, что цвет влияет на канал эмоционального удовольствия.
1) красный является для большинства людей ассоциацией ярости и агрессии;
2) желтый, наоборот, является проявлением радости и энергии;
3) зеленый же был для испытуемых проявлением гармонии и спокойствия.
Полученные результаты могут быть использованы для проектирования интерьеров, окрашивания фасадов зданий, обивки мебели.
Данное исследование объясняет процесс, при помощи которого цвет влияет на эстетическое восприятие и эмоциональное состояние человека.
Список литературы:
1. «Эмоциональные состояния». Режим доступа URL: https://psylist.net/obh/00036.htm.
2. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / Колин Эллард; Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 288 с.
3. Гейл, Ян. Режим доступа URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
4. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн / Нефедов В.А.: Учеб.пособие. - СПб.: «Любавич», 2012. - 320 с.: ил.
5. «Основные методы научного исследования» Режим доступа URL: https://sibac.info/blog/osnovnye-metody-nauchnogo-issledovaniya.
6. «Архитектура и эмоциональный мир человека» М. - «Стройиздат» 1985.
7. Архитектура и строительство Москвы 10*1988.
8. Архитектура и строительство Москвы 5*1995.
9. «Большая советская энциклопедия» 49 Гос.-е научное изд-во «Большая советская энциклопедия» 1957.
10. Горожанин: что мы знаем о жителе большого города? М.: Strelka Press, 2017. - 216 с.
11. Иконников А. В. «Художественный язык архитектуры» М. - «Искусство» 1985.
12. Мардер А. П. «Эстетика архитектуры» М. - «Стройиздат» 1988.
13. Под общей ред. Б.Р. Рубаненко «Эстетика массового индустриального жилища» М. - «Стройиздат» 1984.
14. Под науч. ред. Канд. экон. Наук Ю.К. Милонова, д-ра техн. Наук, д-ра архитектуры Б. П. Михайлова «Об эстетической природе зодчества» Изд-во лит-ры по стр-ву М.-1970
15. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Генри Санофф; пер. с англ.; (ред.: Н.Снигирева, Д. Смирнов). - Вологда: Проектная группа 8, 2015. - 170 с.: ил.
16. The potency of architectural probabilism in shaping cognitive environments: A psychophysical approach Режим доступа URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2090447921002732.
© С. А. Раздрогина
Ссылка для цитирования:
Раздрогина С. А. Влияние архитектуры на эмоциональное состояние человека // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2022. № 2 (40). С. 42-45.
Цвет в архитектуре создается по законам красоты и способен производить на людей эмоциональное воздействие.
Здания же и сооружения, вся архитектурная среда в целом воздействуют на человека в течение всей его жизни и при всех обстоятельствах независимо от его воли и желания. К этому необходимо добавить, что искусство воздействует на сознание человека, архитектура же воздействует и на сознание, и, в первую очередь, бытие. Поэтому архитектура обладает гораздо большей силой воздействия, чем любой вид искусства.
Архитектура как материально-практическая и эстетическая деятельность должна решать стоящие перед ней социальные задачи превращения городов в «рационально организованные комплексы производственных зон, жилых районов, сети общественных, культурных и учебно-воспитательных учреждений, торговых и бытовых предприятий, спортивных сооружений, общественного транспорта, обеспечивающие наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей». Эти «рационально организованные комплексы» должны представлять собой целостную эстетическую среду, удовлетворяющую все возрастающие материальные и духовные потребности человека.
В таком мире чеовек сможет свободно трудиться, хорошо отдыхать, наслаждаться искусством, то есть быть самом в полном смысле этого слова.