Научная статья на тему 'Влияние антропософских идей Р. Штейнера на живописный триптих В. А. Ватагина «Эволюция мировоззрений»'

Влияние антропософских идей Р. Штейнера на живописный триптих В. А. Ватагина «Эволюция мировоззрений» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
478
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / В.А. ВАТАГИН / А.Ф. КОТС / ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ / АНТРОПОСОФИЯ / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / ART / V.A. VATAGIN / A.F. COATES / DARWIN MUSEUM / ANTHROPOSOPHY / SILVER AGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нефедова А.Б.

В статье на примере живописной работы Василия Алексеевича Ватагина рассматривается влияние антропософских идей Рудольфа Штейнера на формирование программы художественных произведений в коллекции Государственного Дарвиновского музея (ГДМ). Профессор Александр Фёдорович Котс, основатель и первый директор ГДМ, был страстным поклонником Иоганна Вольфганга Гёте, и это, в свою очередь, привлекло его к антропософскому учению. Кроме того, подобно множеству интеллектуалов рубежа веков, он полагал, что искусство способствует нравственному совершенствованию человека, и именно это мотивировало его привлечь художника Василия Ватагина к сотрудничеству по оформлению экспозиции естественнонаучного музея. Сравнивая художественную программу росписей здания первого Гётеанума с живописными картинами Ватагина, автор статьи устанавливает определённые параллели, позволяющие раскрыть смысл триптиха «Эволюция мировоззрений» с точки зрения антропософии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of anthroposophical ideas of R. Steiner on the beautiful triptych of V.A. Vatagin "The Evolution of worldviews"

In this article the influence Rudolf Steiner's anthroposophic ideas on the formation of the artwork collection of the State Darwin Museum (SDM) is examined, based on the work of the painter Vasiliy A. Vatagin. The founder and the first director of SDM professor Alexander F. Cotes, was a passionate admirer of Johann Wolfgang von Goethe, and this, in turn, attracted him to the anthroposophic ideas. Besides this, Alexander F. Cotes, as well as all the intellectuals of the beginning of the last century, believed that the art promotes the spiritual development of the human, and that motivated him to collaborate with the remarkable artist Vasiliy Vatagin to create the exposition of the natural-science museum. The author of this article discovered certain parallels by comparing the artistic program of the murals of the building of the first Goetheanum with the oil paintings of the Vasiliy A. Vatagin, that made possible to reveal the meaning of the triptych “Evolution of the World Views” from the point view of the anthroposophy.

Текст научной работы на тему «Влияние антропософских идей Р. Штейнера на живописный триптих В. А. Ватагина «Эволюция мировоззрений»»

ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ

17.00.00 - Искусствоведение

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОСОФСКИХ ИДЕЙ Р. ШТЕЙНЕРА НА ЖИВОПИСНЫЙ ТРИПТИХ В. А. ВАТАГИНА «ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЙ»

Антонина Борисовна НЕФЕДОВА

старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, г. Москва, Россия

e-mail: itoshyk@mail.ru

В статье на примере живописной работы Василия Алексеевича Ватагина рассматривается влияние антропософских идей Рудольфа Штейнера на формирование программы художественных произведений в коллекции Государственного Дарвиновского музея (ГДМ). Профессор Александр Фёдорович Котс, основатель и первый директор ГДМ, был страстным поклонником Иоганна Вольфганга Гёте, и это, в свою очередь, привлекло его к антропософскому учению. Кроме того, подобно множеству интеллектуалов рубежа веков, он полагал, что искусство способствует нравственному совершенствованию человека, и именно это мотивировало его привлечь художника Василия Ватагина к сотрудничеству по оформлению экспозиции естественнонаучного музея. Сравнивая художественную программу росписей здания первого Гётеанума с живописными картинами Ватагина, автор статьи устанавливает определённые параллели, позволяющие раскрыть смысл триптиха «Эволюция мировоззрений» с точки зрения антропософии.

Ключевые слова: искусство, В. А. Ватагин, А. Ф. Котс, Дарвиновский музей, антропософия, Серебряный век.

THE INFLUENCE OF ANTHROPOSOPHICAL IDEAS

OF R. STEINER ON THE BEAUTIFUL TRIPTYCH

OF V. A. VATAGIN "THE EVOLUTION OF WORLDVIEWS"

A. B. Nefedova, Senior Researcher of the State Darwin Museum, Moscow, Russia e-mail: itoshyk@mail.ru

In this article the influence Rudolf Steiner's anthroposophic ideas on the formation of the artwork collection of the State Darwin Museum (SDM) is examined, based on the work of the painter Vasiliy A. Vatagin. The founder and the first director of SDM - professor Alexander F. Cotes, was a passionate admirer of Johann Wolfgang

von Goethe, and this, in turn, attracted him to the anthroposophic ideas. Besides this, Alexander F. Cotes, as well as all the intellectuals of the beginning of the last century, believed that the art promotes the spiritual development of the human, and that motivated him to collaborate with the remarkable artist Vasiliy Vatagin to create the exposition of the natural-science museum. The author of this article discovered certain parallels by comparing the artistic program of the murals of the building of the first Goetheanum with the oil paintings of the Vasiliy A. Vatagin, that made possible to reveal the meaning of the triptych "Evolution of the World Views" from the point view of the anthroposophy.

Key words: art, V. A. Vatagin, A. F. Coates, Darwin Museum, anthroposophy, Silver Age.

Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969) известен в первую очередь как основоположник современной русской анималистики. Творческое наследие мастера очень разнообразно: он занимался скульптурой, графикой и живописью; его равно увлекала книжная иллюстрация и монументальная скульптура. Ватагин по праву считается одним из сооснователей Государственного Дарвиновского музея (ГДМ), где он проработал 45 лет - с 1908 года по 1953 год. С первым директором музея, Александром Фёдоровичем Котсом (1880-1964), он познакомился ещё во время учёбы в гимназии. Впоследствии это детское знакомство переросло в многолетнюю дружбу и годы совместной плодотворной работы, благодаря которой была создана уникальная коллекция произведений скульптуры, живописи и графики. Сейчас в фондах ГДМ хранится 158 скульптурных, 372 живописных и 1 136 графических работ В. А. Ватагина. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Дарвиновский музей обладает крупнейшим собранием произведений мастера.

Помимо анималистических произведений Ватагина, в коллекции живописи находится уникальный триптих - «Эволюция мировоззрений», содержание которого выбивается из естественнонаучной тематики.

В последнее время появилось несколько публикаций [см.: 7, 8], в которых утверждается о связи основателей Дарвиновского музея с антропософским движением, а также о наличии в фондах картин «Лемурия» и «Атлантида» авторства В. А. Ватагина. Действительно, в фотоархиве ГДМ есть фотокарточка Рудольфа Штейнера с его автографом, а также фотография, изображающая А. Ф. Котса и его жену, Н. Н. Ладыгину-Котс, возле гипсового бюста Штейнера, выполненного Ватагиным. В настоящее время эта скульптура не сохранилась. Другим косвенным подтверждением знакомства А. Ф. Котса с антропософией является его личная переписка с Анной Рудольфовной Минцловой [1] - одной из первых учениц и последовательниц учения Р. Штейнера в России, познакомившей с ним таких деятелей русской культуры, как А. Белый, М. Волошин, Вяч. Иванов и другие. Иных документов, подтверждающих связь с антропософией, в архивах музея нет. Но у его основателей были веские причины не афишировать

подобные факты, поскольку в 1935 году именно за связь с теософским кружком был арестован один из сотрудников музея - художник Михаил Михайлович Потапов [9, с. 15]. До этого он проработал в ГДМ 3 года и написал 24 картины, причём из них 17 - непосредственно под руководством В. А. Ватагина.

Чем же учение Р. Штейнера могло привлечь учёных-биологов, убеждённых дарвинистов, которыми были А. Ф. Котс и Н. Н. Ладыгина-Котс? Серебряный век был периодом напряжённых поисков новой веры, нового духовного ориентира, смысла жизни. Ещё в 1868 году появилась работа Э. Геккеля «Естественная история миротворения» - в этом заглавии содержалась претензия на то, чтобы в сфере культуры заменить отжившие, но реликтово сохранявшиеся религиозные представления о мире их научным эквивалентом. Геккель всерьёз задумывался о том, что делать с церковными зданиями после того, как церкви рано или поздно неминуемо будут закрыты за ненадобностью [6, с. 291]. Одно из этих предложений состояло в том, чтобы разместить в продольных боковых частях (нефах) христианских храмов гербарии и аквариумы и устраивать подобные прежним паломничествам экскурсии к находкам останков вымерших ящеров в Швабской Юре. По мнению Геккеля, это должно было дать возможность просвещённой публике узнать, какими мы были, когда нас ещё не существовало, и что стало с нами в процессе эволюции. А. Ф. Котс посещал созданный Э. Геккелем Филетический музей в Иене, а также был лично знаком со своим кумиром - «немецким Дарвином» [5, с. 27].

В своих лекциях и трудах Р. Штейнер, опираясь на общие для различных вероисповеданий (в первую очередь христианства, индуизма и буддизма) моменты, пытался создать своего рода универсальную новую религию, совмещающую достижения естественных наук с философско-религиозными постулатами. Сформулированный И. В. Гёте закон метаморфоза позволил Штейнеру сделать вывод, что внутреннее единство всего природного основано как раз на том, что все, пусть даже самые несхожие образования, являются преобразованием одной первозданной формы (Гёте говорил о неком прарастении, к которому восходят все остальные) [10, с. 7]. По словам ученицы Штейнера, Маргариты Волошиной: «... Рудольф Штейнер развернул грандиозную картину мировой эволюции. Он говорил, что эволюционное учение Геккеля - великое учение и оно правильно для чувственного мира; но человек первоначально был духовным существом и постепенно подготавливал для себя тело, формируя его извне до тех пор, пока он не смог войти в это тело, чтобы затем уже изнутри его одухотворить. Тела же, которые оказались слишком отвердевшими и неспособными к дальнейшей эволюции, не могли принять в себя духовную индивидуальность. Это и есть животные - существа, отставшие на пути, наши меньшие братья. Он говорил также, что царство животных, равно как и другие

царства природы, - это пройденные ступени на пути человека, жертвенно отставшие ради него, и что человек, достигнув определённой ступени развития, принесёт им спасение [4, с. 172]».

Из индуизма было взято учение о разрушении старого мира через определённые длинные периоды времени и о появлении обновлённой Вселенной. Совместив это представление с эволюционной теорией, теософы представили свою концепцию антропогенеза, согласно которой эволюционный цикл состоит из семи «рас» - эпох, переживающих последовательно свой расцвет и гибель. Человечество рубежа Х1Х-ХХ веков представляло собой уже пятую «расу», и конец Вселенной был близок.

Нужно упомянуть, что в 1913 году в швейцарском городе Дорнахе при активном участии А. Белого, М. Волошина и других русских интеллектуалов начали возводить храм Гётеанум по проекту и под руководством самого Рудольфа Штейнера.

A. Ф. Котс был страстным поклонником И. В. Гёте и считал его одним из учёных-эволюционистов, наряду с Ж. Б. Ламарком, Ч. Дарвином и Э. Гекке-лем. Открыв в 1907 году в Москве Дарвиновский музей, Котс предпринял очень смелую попытку синтеза науки и искусства. Он рассматривал экспозицию как единое целое - это должен был быть своего рода храм научного мировоззрения, где всесторонне раскрывалось бы эволюционное учение. А. Ф. Котс создал детально продуманные схемы 37 залов, где были обозначены места для таксидермических препаратов, скульптуры и живописи. К сожалению, этот грандиозный замысел так и не был осуществлён при его жизни из-за отсутствия здания, где могла бы разместиться эта экспозиция, и огромное количество изготовленных по единому плану экспонатов - скульптур, картин и графических работ, долгое время хранилось в запасниках. Именно поэтому значительная часть художественного наследия В. А. Ватагина на долгие годы выпала из поля зрения исследователей.

Интересно, что прося у меценатов денег на постройку здания музея, А. Ф. Котс, по его собственным словам: «говорил о Гёте и Дарвине, о примирении их взглядов на природу и на человека, говорил о той уверенности, что даётся людям этим позитивным и реальным гётевским подходом к жизни для её творческого претворения [5, с. 24]».

B. А. Ватагин в своём раннем творчестве увлекался А. Бёклином и символизмом, писал живописные композиции на мифологические, фантастические и аллегорические темы [3, с. 37]. Подобно множеству деятелей русской культуры - К. Бальмонту, И. Бунину, А. Чехову, Н. Рериху, художник посетил Индию, манившую его: «... Тропическая природа оказалась недоступной для моих изобразительных возможностей. Искусство и культура человечества более привлекали меня. Немного знакомый с мудростью йогов и с чудесами индийской архитектуры и полный надежд и ожиданий, я всем существом стремился увидеть чудеса Индии... [3, с. 52]».

Эта страна на рубеже Х1Х-ХХ веков стала для русского искусства духовным центром, праистоком культуры, который мощно притягивал к себе мысли, достаточно вспомнить обращение к «Индии духа» в знаменитом стихотворении «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева. Свой религиозный опыт вынес из этой поездки и Ватагин - во время путешествия он тяжело заболел и воспринял это как кару за своё «вероотступничество» от христианского мировоззрения [3, с. 56].

Между тем после Октябрьской революции 1917 года перед Дарвиновским музеем, возглавляемым А. Ф. Котсом, открылись широкие возможности. По ходатайству директора музея В. А. Ватагин был освобождён от призыва в армию, и он немедленно приступил к работе в качестве штатного сотрудника музея. По инициативе Котса, в 1918 году Ватагин создал серию скульптурных портретов учёных, развивавших идеи эволюции. Символично, что первой работой был бюст «Ч. Дарвин», а замыкал эту серию огромный бюст «И. В. Гёте» [3, с. 68].

В 1920 году художник пишет триптих «Эволюция мировоззрений», состоящий из следующих частей - «Античные мифы», «Догматическое богословие» и «Наука». Есть основания полагать, что именно под этими названиями в настоящее время известны упомянутые ранее картины Ва-тагина, изображающие «Лемурию» и «Атлантиду». По представлениям Штейнера, жизнь зародилась во время великого перемещения континентов. В ту самую первую эпоху: «человек ещё не мог существовать в нынешней, сложившейся форме, с теперешними мышцами и костями. Если взять едва заметных в своей среде обитания морских животных, медуз, то это будет та материальная форма, в какой человек пребывал на Земле когда-то, в эпоху древней Атлантиды, когда вся Земля была постоянно покрыта густым туманом, в котором человек жил, будучи поэтому ещё совсем другим органическим существом [10, с. 43-44]».

Лемуры, жители исчезнувшего в Тихом океане древнего материка, были третьей, а атланты - четвёртой «расой» человечества, достигшей высот культуры и уничтоженной глобальными стихийными бедствиями. Штей-нер полагал, что Лемурия погибла от вулканической активности и огня, а Атлантида - от потопа.

Здание первого Гётеанума, построенного по проекту Р. Штейнера в 1913-1919 годах, сгорело в 1923 году. Но сохранились фотографии, воспоминания его учеников, участвовавших в строительстве, а также тексты, где Штейнер подробно разбирает сюжеты росписей и их значение. Среди них упоминается Лемурия и описывается следующим образом: «Царит тёплое грозовое настроение. Здесь из коричневого и чёрного возникают роговидные скалы и, возможно, "постройки лемурийцев", а также животные, напоминающие летающих драконов, плезиозавров, ихтиозавров или ящероподобных рептилий. Здесь мы заглядываем в эпоху далёкого про-

шлого... [10, с. 82]». На картине В. А. Ватагина «Античные мифы», которая является левой частью триптиха «Эволюция мировоззрений», на тёмном, почти чёрном ночном фоне изображена прекрасная девушка в белой тунике - возможно, богиня. Она стоит подле зажжённого треножника. К огню снизу вверх поднимаются разнообразные фантастические создания, совмещающие в себе черты человека и животных. Внизу слева

- существо с рыбьим хвостом - тритон или нереида, выше виднеются сфинкс, сатир и кентавр. В небе летят две ночные птицы - сирены. Невольно вспоминаются строфы В. Брюсова:

«Впервые светоч из священных слов

Зажгли Лемуры, хмурые гиганты;

Его до неба вознесли Атланты [2, с. 383]».

В правой части триптиха, на картине «Догматическое богословие», изображён Райский сад, в котором Адам и Ева называют животных. Вокруг героев на изумрудно-зелёном фоне представлены главные библейские животные - лев, бык, орёл, змей и голуби. На первом плане изображена лежащая чёрная пантера - именно она здесь выглядит лукавым воплощением зла, а не безобидный удав, обвивающий левую руку Евы. Следует сравнить эту композицию с тем, как Рудольф Штейнер описывает Атлантиду в росписях Гётеанума: «Здесь тоже возникают формы животных - телец, лев, орёл - и человеческая фигура (четыре апокалиптических существа), обозначающих различные человеческие группы или основные групповые души того времени, а также инспирирующие ангельские существа [10, с. 82]». Таким образом, налицо полное сходство - в назывном порядке присутствует Тетраморф, связанный, как ни странно, в представлении антропософов с Атлантидой, погибшей от потопа.

Центральная часть триптиха - «Наука», изображает чету Котсов, причём А. Ф. Котс изображён в виде Фауста - мудрого человека преклонных лет в профессорской одежде, держащего в руках обезьяний череп; а Н. Н. Ладыгина-Котс изображена в виде юной девушки в голубой тунике. Её образ одновременно напоминает о Гретхен - возлюбленной Фауста, а также о музе, вдохновляющей учёного. Вокруг людей на синем фоне клубится и словно бы течёт прямо на зрителя мощный поток, состоящий из разнообразных животных форм. Сверху вниз последовательно изображены всякие существа - от примитивных беспозвоночных, вроде медуз, через рыб, амфибий, рептилий и динозавров - к примитивным млекопитающим, яйцекладущим и сумчатым. Далее виднеются вымершие пред-ковые формы лошадей и слонов, саблезубые кошки и первые приматы

- лемуры и обезьяны, павианы и человекообразные обезьяны движутся в одном потоке с предками человека - питекантропами и неандертальцами. Этот бурный поток омывает центральные фигуры и вновь сливается у ног Фауста. Примечательно, что вверху композиции к центральным персона-

жам направлена ещё одна отдельная спиралевидно закрученная веточка, состоящая из схематично изображённых эмбрионов человека, проходящих последовательно в своём развитии ряд более примитивных форм.

По мнению Р. Штейнера, именно фигура Фауста воплощает в себе образ современного человечества - людей пятой эпохи [10, с. 157]. В росписях Гётеанума его изображение находилось между аллегориями Смерти и Ребёнка. Это должно было символизировать, что человек, ищущий истины, как только достигает свободы - приближается к смерти. Но поскольку вид Фауста и неминуемой Смерти был бы слишком печален, в композицию в качестве противовеса был добавлен летящий Ребёнок -надежда на возрождение человечества в новой, грядущей эре [10, с. 158].

Здесь нельзя не усмотреть определённых параллелей с центральной картиной триптиха «Эволюция мировоззрений»: современник В. А. Вата-гина - учёный - изображён в виде Фауста. Он держит в руках наиболее понятный символ смерти - череп, но над ним и его музой - как надежда на новую жизнь - представлены в развитии человеческие эмбрионы - будущие дети.

В коллекции ГДМ сохранились также эскизы художника к боковым картинам триптиха. Но, если набросок к «Догматическому богословию» практически ничем не отличается от композиции законченного произведения - художник лишь добавил фигуру пантеры, то «Античные мифы» представлены иначе. На своём месте находятся все фантастические существа - тритон, сфинкс, сатир и кентавр, но отсутствует фигура богини возле треножника. Вместо этого на спине кентавра, поддерживаемый им, стоит обнажённый человек, держащий в руках череп. Его фигуру сверху осеняет благословляющим жестом крылатый ангел. Интересно сравнить этот рисунок с воспоминаниями М. Волошиной, которая выполнила в росписях Гётеанума мотив «Славянского посвящённого»: «Второй фигурой, порученной мне в кругу представителей культур, была фигура славянина. От него отщепляется его тёмный двойник. Сине-голубой ангел, одной рукой благословляя русского, другой указывает ему на странное существо, приближающееся к нему из небесных далей, - красного крылатого коня с лицом человека и восемью ногами [4, с. 321]». Таким образом, в представлениях антропософов «Славянский посвящённый» изображался как человек, находящийся между ангелом и кентавром. Р. Штейнер возлагал на славян, и в частности на русских, особую миссию - они должны были соединить в своей культуре духовный мистицизм Востока и материалистическое влияние Запада, а в результате подобного слияния должно было родиться истинное человеческое братство [4, с. 272]. Именно подобным образом В. А. Ватагин изобразил человека в своём эскизе. По каким-то причинам эта композиция была отклонена А. Ф. Котсом, однако рисунок он бережно сохранил в своём музее.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что основатели ГДМ были хорошо знакомы с учением Р. Штейнера, и оно даже оказало определённое влияние на художественную программу, по которой формировалась экспозиция музея. Вопрос взаимоотношения науки и искусства, познания и художественного творчества, точного мышления и фантазии - основной вопрос антропософии. Следствием таких воззрений является то, что содержанием искусства оказывается то же, что и содержание науки, цель искусства - постижение идеи.

Не в нашей компетенции давать оценку самой антропософии, спорить о ней или осуждать А. Ф. Котса и В. А. Ватагина в их философских увлечениях. Антропософия - одна из возможных метафорических трактовок мира, свободных от связи с реальностью, но она имеет право на существование. Позднее Ватагин и Котс были вынуждены скрывать свои духовные искания, поскольку поднявшаяся в 1930-е годы волна репрессий задела отчасти и Дарвиновский музей. Но, возможно, необыкновенная щедрость талантов и высокий художественный уровень искусства Серебряного века связаны именно с отношением к художественному творчеству как своего рода религиозному служению, как средству преобразования жизни.

Литература

1. Архив Государственного Дарвиновского музея. - Фонд А. Ф. Котса.

- Оп. № 1-2.

2. Брюсов В. Собрание сочинений : в 7 томах. - Москва : Художественная литература, 1973-1975. - Том 3. - 696 с.

3. Ватагин В. А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи / сост. И. В. Вата-гиной. - Москва : Советский художник, 1980. - 213 с.

4. Волошина М. Зелёная Змея. История одной жизни. - Москва : Хуманус, 2015.

- 448 с.

5. Государственный Дарвиновский музей. Страницы истории. Основатели музея : [сборник]. - Можайск, 1993. - 144 с., ил.

6. Люббе Г. Наука и религия после Просвещения: об утрате культурной значимости научных представлений о мире // Наука в культуре / под ред. В. Н. Поруса. - Москва : Эдиториал УРСС, 1998. - С. 278-292.

7. Михайлов К. Г. А. Ф. Котс и идеологический музей // Природа. 2015. - № 3.

- С. 87-89.

8. Михайлов К. Г. Беспартийный большевик // Химия и жизнь. - 2015. - № 3.

- С. 52-53.

9. Потапов М. М. Египтянин. Биография известного художника-египтолога, иконописца, писателя М. М. Потапова. - Екатеринбург : Дом книги, 1998.

- 56 с.

10. Штайнер Р. Роспись первого Гётеанума. Этюды Жерарда Вагнера / составитель Питер Стеббинг. - Москва : Хуманус, 2013. - 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.