Terra Humana
УДК 930.85
ББК 63.3(2)5+63.3(4)5
Я.Э. Булмистре
ВЛИЯНИЕ АНГЛИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПЕТЕРБУРГА В XVIII в.:
ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Статья посвящена вопросам исследования влияния Англии на Санкт-Петербург XVIII в. Рассматриваются различные группы источников, анализируются труды российских и зарубежных авторов, а также приводятся примеры влияния.
Ключевые слова:
Англия, источниковедение культуры, культурное влияние, культурные связи, Санкт-Петербург
Особо ценными в культурологическом плане источниками являются сведения очевидцев, в том числе иностранцев, заключивших контракт и приехавших работать в Россию для строительства её новой столицы. Одним из таких источников можно назвать книгу известного английского капитана, инженера по части кораблей, строителя доков и каналов Джона Перри (John Perry), находившегося на русской службе в течение 17 лет (с 1698 по 1715 г.) [5]. Работа посвящена времени правления Петра Великого, она содержит многочисленные описания «в отношении многих великих и замечательных дел его». Полный перевод книги на русский язык был осуществлён княжной О.М. Дондуковой-Корсаковой. Сочинение Дж. Перри, несмотря на некоторые чрезмерные подробности, имеет немаловажное значение как источник по истории культуры, в том числе по истории взаимоотношений России и Британии, культурных преобразований в российской империи, а также российского Балтийского флота в начальный период его существования.
В своей работе Перри постоянно проводит культурные параллели между Петербургом и своей родной страной. Он не только описывает быт простого народа и господ, но и приводит примеры преобразований, проистекающих из Англии: «Царь, чтоб сделать путешествие более приятным для себя и для сопровождающих его Офицеров и Господ, приказал построить на дорогах, ведущих в Воронеж, Киев, Смоленск и Петербург, на 20 или 30-верстном расстоянии друг от друга удобные дома, где можно найти приют и пищу. Он также приказал на вышеозначенных дорогах поставить на каждой миле столбы, с четко написанным по Английски и по Русски означением рассто-
Культурный диалог Петербурга и Англии начался с основания города на Неве. Выходцы из Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии занимали ключевые посты в администрации Петра Великого, руководили строительными работами, проектировали корабли, создавали неповторимые парковые ансамбли, способствовали созданию европейского образа новой столицы, которая до сих пор «является сокровищницей достижений культуры мирового масштаба» [1, с. 73]. Петербург растёт и развивается уже более 300 лет. Но ключевую роль при формировании образа города сыграл XVIII век - век Просвещения. В связи с этим следует обратить особое внимание на проблему истории изучения культурных связей между Англией и Петербургом, так как именно город на Неве, по замыслу российских монархов, должен был впитать в себя все новейшие для того времени преобразования, происходившие в Европе, и, в том числе, в Англии.
Что касается истории культуры Петербурга, в особенности в XVIII в., то ей посвящено великое множество монографий, статей, учебников. Среди наиболее известных российских авторов, исследователей петербургской культуры того времени, можно выделить В.Я. Курбатова, П.Н. Столпянского, Д.Л. Спивака, М.С. Кагана, Н.П. Анциферова, А.А. Бах-тиарова, А.П. Башуцкого, И.И. Георги, С.Б. Смирнова, И.И. Пушкарева, К.В. Малиновского и многих других. За рубежом эту проблему исследовали К. Кларк, Э. Кросс, Я. Лили, Б. Линкольн, А. Джордж, М. Андерсон и др. Эти авторы в большей или меньшей степени затрагивают и проблему зарубежного культурного влияния на формирование образа Санкт-Петербурга, в частности - английского влияния.
яния от места до места, так что путники, находящееся на этих дорогах, легко могут знать, как далеко им еще остается ехать. Преимущественно же с целью сделать Петербург более приятным, он, около семи лет тому назад, приказал Мистеру Фергар-сону и Мистеру Гвину ^■шп) обстоятельно осмотреть дорогу между Петербургом и Москвою, отыскать отношение одного места к другому, чтобы на всем протяжении провести дорогу прямой чертой через леса, озера, болота и реки...» [5, с. 179-180]. Раскрывая быт и нравы русского народа, показывая становление новой столицы, а также освещая действия Петра I, англичанин внёс свою значительную лепту в ис-точниковую базу по вопросу об иностранном влиянии на Петербург.
Среди других известных англичан, бывавших в России в XVIII столетии и описавших русский быт того времени, можно выделить путешественника и историка У. Кокса, жену английского резидента при русском дворе леди Рондо, английского посла при дворе Елизаветы Г. Диккенса и многих других. Мемуары представляют особо ценный исторический источник, несмотря на целый ряд встречающихся здесь недостатков, главными из которых являются «субъективизм и недостоверность в иных случаях» [8, с. 4].
Помимо описаний иностранцами новой столицы существует достаточное количество документальных источников, оставленных нашими соотечественниками тех времен. В разные периоды XVIII в. Петербург описывали Б. Куракин, М. Щербатов и Я. Шаховской, А. Нартов, А. Денисов, В. Нащокин, В. Татищев, П. Крекшин, А. Болотов, А. Березин, Г. Державин,
А. Воронцов, А. Кантемир, А. Мусин-Пушкин. Благодаря их работам, мемуарам, личным дневникам и переписке, открывается широкий пласт материалов для изучения культурного диалога Англии и Петербурга, тем более, что некоторые из этих авторов довольно долгое время жили в этой западноевропейской стране и имели возможность вплотную соприкоснуться с её культурой.
Особое место при изучении поставленной проблемы занимают газетные объявления, которые, наряду с архивными документами, достаточно широко освещают быт столицы в XVIII в. Первая российская газета появилась именно в Петербурге, это были «Санкт-Петербургские ведомости», издававшаяся в петербургской Академии наук. Первое издание
газеты вышло в свет в 1728 г. тиражом всего 706 экземпляров. Здесь печатались объявления, из которых можно почерпнуть сведения по топонимике, истории отдельных зданий, участков, строительству, торговле, повседневному быту горожан, гостей города, а также узнать о всевозможных происшествиях. Благодаря этим материалам становится возможным, в частности, обнаружить сферы деятельности проживавших здесь англичан, а также иногда заимствования «англиц-кой» культуры: «Как известный Англичанин Сандер, недавно из Московы возвратившийся, искусство своё уже оказал при здешнем <...> дворе знатному дворянству, почтенному купечеству и публике, то паки намерен он в наступающее воскресенье показывать разные, достойные зрения, на проволоке равновесия, також и другие забавы, как по веревке плясать, ломаться, прыгать и порхать. А представление производиться будет еженедельно по воскресеньям и средам, около 6 часов в вечеру, в новой исакиевской, в домке <...> Графа Ягужинского...» [Цит. по 2, с. 202]. Выступления английских прыгунов, канатоходцев и конных акробатов были популярны в Петербурге, недаром именно англичанин Филипп Астлей был основателем «Школы верховой езды» в Лондоне, имеющей полное право считаться первым стационарным европейским цирком. Объявления, печатавшиеся в те времена, являясь в настоящее время полноценными архивными документами, представляют собой обширный материал, который необходимо учитывать при изучении любой проблемы, связанной с историей культуры.
Значительный вклад в изучение влияния западной культуры на Россию, и в частности, Англии на столичный Петербург, внёс российский историк В.О. Ключевский. В своей работе «Западное влияние в России после Петра» он затрагивает многие стороны данного вопроса, описывая предпосылки его появления, а также цели, к которым стремились российские монархи, допуская чуждую нам культуру в самое сердце возглавляемой ими страны: «Пётр заботился о водворении просвещения в России; но, не считая его исключительной принадлежностью Западной Европы, он, по-видимому, думал, что Россию связывает с этой Европой временная потребность в военно-морской и промышленной технике, которая там процветала в его время» [3, с. 16]. Хотя работа, представля-
Общество
Terra Humana
4а
ющая собой курс лекций, и является сугубо исторической, она имеет существенное значение для изучения европейской и российской культур.
Среди современных учёных, занимающихся проблемой английского влияния на Россию, необходимо, в первую очередь, назвать Т.Л. Лабутину. Главной особенностью её исследований является то, что она не только демонстрирует, как власть в лице российских монархов XVIII в. приобщала народ к английской и другим европейским культурам, но и какой ценой достигался процесс «европеизации». По замечанию автора, работа «Культура и власть в эпоху Просвещения» является одной из первых исторической и культурологической науке попыток изучения взаимодействия культуры и власти в Век Просвещения [4].
Наиболее значительным трудом, посвящённым взаимодействию петербургской и английской культур, является монография английского профессора Энтони Кросса (Anyhony Cross) «У невских берегов: фрагменты из жизни и карьеры британцев в России в XVIII веке», впервые опубликованная в Кембридже в 1997 г. [9]. Объектом исследования здесь являются британцы, посещавшие Петербург и жившие в нём в XVIII столетии, их взаимоот-
ношения, судьбы, приводятся результаты их деятельности.
Важными материалами в контексте англо-петербургского взаимодействия XVIII
в. стали конференции, ежегодно проводимые с 1995 г. на базе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Особо стоит отметить V конференцию, состоявшуюся 29 ноября 1999 г., Россия - Англия. Страницы диалога», где результаты своих исследований представили российские и зарубежные учёные Э. Кросс, Г.А. Ипполитова, К.А. Испирян, Г.Д. Ходасевич, А.Л. Пунин, Е.В. Королёв, Н.М. Штример, М.В. Маркова, Н.Ю. Гусева, Л.А. Яковлева и многие другие [7]. Стоит также отметить IX царскосельскую научную конференцию, проводившуюся 24 ноября 2003
г., «Петербург. Место встречи с Европой», в работе которой приняли участие такие исследователи как Г.А. Богуславский, А.Г. Булах, М.А. Мощеникова, И.Г. Степаненко и другие [6].
Существует большое количество литературы, в которой так или иначе затрагиваются темы присутствия англичан в России в течение всего XVIII века, но ни одна работа напрямую не освящает их влияния на формирование культуры Петербурга. Вот почему эта тема требует дальнейшего тщательного изучения.
Список литературы:
1. Белоус В.А. Культура Петербурга и культура петербуржцев: задачи городской культурной политики // Гуманитарное знание: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. В.Г. Егоркина. - Вып. 13. - СПб.: Астерион, 2009.
- С. 73-78
2. Иванов А.А. История Петербурга в старых объявлениях. - М.: Центрполиграф, 2008. - 543 с.
3. Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра // Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. - М.: Наука, 1983. - С. 11-112.
4. Лабутина Т.Л. Культура и власть в эпоху Просвещения. - М.: Наука, 2005. - 458 с.
5. Перри Д. Состояние России при нынешнем царе/ Соч. капитана Джона Перри / Пер. с англ. княжны Ольги Михайловны Дондуковой-Корсаковой. - М.: О-во истории и древностей России при Московском университете, 1871. - VIII, 196 с.
6. Петербург. Место встречи с Европой: Материалы IX Царскосел. науч. конф.: [300-летию Санкт-Петербурга посвящается] / Гос. музей-заповедник «Царское село». - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003.
- 377 с.
7. Россия - Англия. Страницы диалога: Краткое содерж. докладов V Царскосельской науч. конф. / Гос. музей-заповедник «Царское село». - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999. - 183 с.
8. Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век. От Петра до Екатерины II (1697 - 1761): отрывки из записок, воспоминаний и писем / [сост. П.Е. Мельгунова, К.В. Сивков, Н.П. Сидоров].
- М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2010. - 432 с.
9. Cross A. G. Ву the banks of the Neva: chapters from the lives and careers of the British eighteenth-century Russia. - UK.: Cambridge University Press, 2007. - 476 с.